
Развитие системы профессионального образования региона: планы ТГПУ
В минувший четверг на базе Промышленно-коммерческого техникума (с. Мельниково, Шегарский район) прошел «День директора»: обсуждение вопросов развития системы профессионального образования Томской области. В совещании приняли участие ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Николаевич Макаренко и проректор по развитию Лариса Германовна Смышляева.
На старте работы актуальные вопросы развития системы профессионального образования Томской области обозначил начальник Департамента профессионального образования Юрий Владимирович Калинюк, предложив к обсуждению показатели мотивирующего мониторинга.
О планах взаимодействия ТГПУ и Департамента рассказал ректор А.Н. Макаренко:
«Требования к качеству образования растут, и наша обязанность проявлять максимум усилий для подготовки квалифицированных педагогических кадров. В сотрудничестве с Департаментом профессионального образования будет установлен обмен опытом, образовательными ресурсами, в том числе и мастерскими».
На повестке также стояли вопросы подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена, организации воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися в колледжах и техникумах. Наметив траектории дальнейшего движения и зафиксировав идеи по взаимодействию структур, участники встречи в сопровождении директора ПКТ В.В. Иванова посетили экспозицию «О земляках-участниках Второй мировой войны», открывшуюся в техникуме в конце 2020 года.
1 марта 2021
7 студентов ТГПУ стали финалистами конкурса «Учитель будущего. Студенты»
В Томском государственном педагогическом университете завершился первый полуфинал профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты», входящего в президентскую платформу «Россия – страна возможностей», для участников Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
По итогам полуфинала Сибирский федеральный округ в финале представят 21 конкурсант: Томскую область – 7 участников, Красноярский край – 6 студентов, Новосибирскую область – 4 финалиста, Омскую область – 3 студента Алтайский край – 1 финалист. Дальневосточный федеральный округ в финале представят 4 участника: Приморский край, Камчатский край, Еврейскую автономную область и Амурскую область – по одному финалисту.
«Для нас большая честь провести конкурс в стенах Томского государственного педагогического университета, одного из старейших педагогических вузов России. Хочу поблагодарить Министерство просвещения РФ, Администрацию области, сотрудников университета за поддержку. Конкурс – это отличная возможность проявить себя. При этом, уверен, что три дня полуфинала стали для вас не только эффективной площадкой для реализации профессиональных амбиций, но и местом общения с единомышленниками, обмена опытом и лучшими практиками. Для нас, как организаторов, конкурс «Учитель будущего. Студенты» – это сохранение традиций отечественной школы, одновременно с развитием инновационных подходов, которые сейчас активно внедряются в педагогическую деятельность. Надеюсь, что вы, придя работать в систему образования, станете теми, кто создаст будущее российской школы», – обратился к полуфиналистам руководитель проекта «Учитель будущего. Студенты» АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев.
Полуфинальные соревнования состояли из трех блоков, составленных в разных форматах и направленных на выявление профессиональных и личностных качеств педагога, а также навыков, которые позволяют повысить эффективность деятельности учителя.
В первый день конкурсанты участвовали в открытой образовательной лекции, которую провел доктор экономических наук, профессор РАНХиГС, научный руководитель платформы «Конвергентное лидерство», автор многочисленных публикаций и монографий Вениамин Шаевич Каганов. В ходе кейс-турнира первого дня будущие педагоги соревновались в умении находить решения психолого-педагогических кейсов, анализируя ситуации из учебной практики.
Во второй день участники полуфинала посетили несколько школ и гимназий Томска, Академический лицей, пообщались с учителями и директорами учебных заведений, осмотрели инновационные лаборатории, ознакомились с нестандартными системами оценки, преподавания языков с привлечением носителей, построения профессионального трека в старших классах. После ознакомительного погружения в образовательную среду конкурсантам предстояло выполнить ряд заданий, связанных с разработкой решений для конкретных школ региона.
В третий день в рамках полуфинальных мероприятий состоялась панельная дискуссия «Образ учителя будущего. Какого выпускника ждут в школе?», модератором которой выступил Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования ВШЭ, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика». В дискуссии приняли участие ректор ТГПУ Андрей Макаренко, директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России Сергей Шатунов, руководитель проекта «Учитель будущего. Студенты» АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев, проректор по связям с общественностью МПГУ Татьяна Владимирова, научный руководитель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Исак Фрумин, ректор ТУСУР Виктор Рулевский, проректор по цифровизации ТПУ Александр Фадеев, директор Института образования ТГУ Елена Суханова. Представители профессионального сообщества обсудили вопросы, связанные с востребованностью выпускников педагогических специальностей, а также особенности современного педагогического образования для будущих учителей, возможность прийти в педагогическую профессию выпускникам непрофильных вузов.
Список финалистов:
Сибирский федеральный округ
Томская область (7 финалистов)
- Аниканова Анастасия Владимировна ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» 4 курс, бакалавриат/специалитет
- Балабаев Глеб Игоревич ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» 2 курс, магистратура
- Денисенко Дмитрий Андреевич ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» 1 курс, магистратура
- Новикова Карина Андреевна ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» 4 курс, бакалавриат/специалитет
- Соловьёва Александра Евгеньевна ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» 4 курс, бакалавриат/специалитет
- Трофимов Илья Олегович ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» 5 курс, бакалавриат/специалитет
- Фазлеева Алена Игоревна ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» 5 курс, бакалавриат/специалитет
Красноярский край (6 финалистов)
- Ануфриенко Евгений Константинович ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» 1 курс, магистратура
- Ахмятзянова Виктория Юрьевна ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» 3 курс, бакалавриат/специалитет
- Базаржапова Мария Сергеевна ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» 4 курс, бакалавриат/специалитет
- Николаев Никита Александрович ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» 5 курс, бакалавриат/специалитет
- Острикова Ольга Сергеевна ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» 4 курс, бакалавриат/специалитет
- Строгова Наталия Евгеньевна ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» 1 курс, магистратура
Новосибирская область (4 финалиста)
- Бондарчук Виктория Владимировна ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» 4 курс, бакалавриат/специалитет
- Николаенко Андрей Иванович ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» 4 курс, бакалавриат/специалитет
- Одияк Евгения Вячеславовна ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» 4 курс, бакалавриат/специалитет
- Сергутина Анна Владимировна ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» 3 курс, магистратура
Омская область (3 финалиста)
- Абдрахманова Алия Барлыбаевна ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» 1 курс, магистратура
- Латухова Виктория Викторовна ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» 5 курс, бакалавриат/специалитет
- Удалова (Синеоких) Мария Петровна ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» 1 курс, магистратура
Алтайский край (1 финалист)
- Качеев Владислав Олегович ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» 4 курс, бакалавриат/специалитет
Дальневосточный федеральный округ
Приморский край (1 финалист)
- Епифанцева София Александровна Филиал ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» в г. Уссурийске 4 курс, бакалавриат/специалитет
Еврейская автономная область (1 финалист)
- Стекольщиков Никита Сергеевич ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» 1 курс, магистратура
Амурская область (1 финалист)
- Шарудина Екатерина Игоревна ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» 4 курс, бакалавриат/специалитет
Камчатский край (1 финалист)
- Шестакова Екатерина Дмитриевна ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» 1 курс, магистратура
Финалисты получат возможность пройти образовательные стажировки во Всероссийских детских центрах («Артек», «Океан», «Орленок», «Смена»), а также в Образовательном центре «Сириус».
Проект проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Оргкомитет возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Профессиональный конкурс «Учитель будущего. Студенты» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
26 февраля 2021
Говорим по-турецки: уникальное сотрудничество ИИЯМС и АО «Сибкабель»
Турецкий язык – крупнейший в тюркской группе алтайской языковой семьи. Его фонетическая и лексико-грамматическая структуры принципиально отличаются от русского и других индоевропейских языков. В настоящее время языковая подготовка по турецкому в Томске не осуществляется, поэтому найти в городе практикующего переводчика со свободным владением – практически невыполнимая задача. Однако на помощь всегда готовы прийти специалисты Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, которые владеют широким спектром иностранных языков: от традиционных в изучении английского и немецкого до языков малых исчезающих народов.
Так, за помощью в ИИЯМС обратились представители АО «Сибкабель» с запросом на предоставление услуг по переводу с турецкого языка на русский: предприятие работает с одним из поставщиков оборудования для кабельной промышленности – компанией «Аймак» (Aymak Makine Ltd., Турция), инженеры которой прибыли из Стамбула в Томск для проведения пуско-наладочных работ. Для осуществления успешной коммуникации на период командировки иностранных специалистов (25.02.2021 – 04.03.2021) необходимо присутствие переводчика со знанием турецкого языка.
Руководство ИИЯМС ТГПУ оперативно отреагировало на возникший запрос: заместитель директора, доцент кафедры перевода и переводоведения Валерия Михайловна Лемская была направлена на АО «Сибкабель» для осуществления устного последовательного перевода.
«Устный перевод на промышленном производстве – весьма непростая задача, это определенный вызов: подготовка происходит в максимально сжатые сроки, тематика зачастую является весьма далекой от привычного дискурса. Переводчику приходится применять все свое мастерство», – отмечает и.о. директора Института Анна Геннадьевна Богданова.
Визит турецких специалистов – возможность не только для томского производственного сектора развивать международное сотрудничество, это также очередная возможность для ИИЯМС ТГПУ укрепить свои позиции на рынке переводческих услуг г. Томска, в том числе в сфере предоставления услуг по переводу с редкого для Сибири языка.
26 февраля 2021
«Мы не зря обучаемся на историко-филологическом факультете!»
Студенты историко-филологического факультета ТГПУ стали призерами XXVI Всероссийской студенческой олимпиады «Ратная слава России», прошедшей на площадке классического университета. Команда ИФФ под руководством аспиранта А.В. Капустина показала достойный уровень подготовки в теоретической части олимпиады и заняла 2 призовое место.
В конкурсе приняли участие девять вузовских и кадетских команд. ТГПУ представили Евгений Корейбо, Елизавета Чернова, Сергей Аристархов, Руфина Карпова и Екатерина Чупурова. Евгений Корейбо, получивший награду за самый лучший ответ по теме «Битва за Москву», рассказал:
«На мероприятии царила строжайшая дисциплина. Вопросы были очень необычные: с анализом военных действий как советской армии, как и немецкой операции "Тайфун". Я был и удивлен, и обрадован тем, что мой ответ признан лучшим. Думаю, я и мои однокурсники не зря обучаемся на историко-филологическом факультете».
Как рассказал Сергей Аристархов, из всех конкурсных заданий особенно непростыми были вопросы по фалеристике. А кроме интеллектуального состязания, участникам удалось посетить экскурсию по библиотеке с рассказом о трансформации патриотизма в России, познакомиться с клубом исторической реконструкции (специалистами по военной реформе Петра I) и попробовать обед из полевой кухни.
26 февраля 2021
Концепция воспитательной работы: ТГПУ и вузы России обсудили предложения на совещании Минобрнауки РФ
В Москве прошло семинар-совещание, организованное Министерством науки и высшего образования России и посвященное обсуждению реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в образовательных организациях высшего образования. Участником мероприятия выступила директор Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ Наталья Михайловна Михайловская.
Семинар-совещание прошло в Московском государственном университете пищевых производств под председательством заместителя министра науки и высшего образования РФ Елены Сергеевны Дружининой:
«Студенчество – движущая сила современного общества, настоящая и будущая интеллектуальная элита. Государство опиралось и будет опираться на эту самую движущую силу, которая отражает социальные процессы в нашем обществе, главные ожидания и устремления. При этом мы понимаем, что студенческий возраст – крайне важный этап формирования взрослой личности, и наша с вами работа в дальнейшем будет иметь решающее значение для будущих поколений».
В обсуждении вопроса внедрения воспитательной компоненты в образовательные программы вузов приняли участие более 700 представителей российских университетов. Н.М. Михайловская подключилась к работе группы «Образование и педагогические науки» и разработке предложений по системе оценивания воспитательной работы в вузе:
«Процесс воспитания – это не только событийные мероприятия: он является неотъемлемой частью всего образовательного процесса. Реализация закона предполагает и рассматривает воспитание как комплекс мер, в том числе и для будущего педагога, которые реализуются как во время учебных дисциплин, так и в рамках специальных внеучебных мероприятий».
На семинаре было отмечено, что подходы и форматы воспитательной работы могут быть разными, однако основная задача в том, «чтобы государство получило инструмент, чтобы по общим критериям оценивать достаточно четко и одинаково, чтобы все образовательные организации понимали те правила игры, которые будут выстроены для всех игроков на данном пространстве». При этом, ректор МГУПП Михаил Григорьевич Балыхин обратил внимание участников на то, что необходимо выстраивать единую позицию и заниматься воспитанием и развитием патриотизма, так как это не только пожелание государства, но и требование работодателей, которые хотят видеть на производстве неравнодушных людей.
25 февраля 2021

В Томском государственном педагогическом университете стартовал первый полуфинал профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты», входящего в президентскую платформу «Россия – страна возможностей». Конкурсные испытания пройдут с 24 по 26 февраля. Проект проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Оргкомитет возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова.
В торжественной церемонии открытия полуфинала приняли участие заместитель директора Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения РФ Сергей Антонов, главный федеральный инспектор по Томской области Владимир Сирчук, ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Макаренко, депутат Государственной думы РФ Татьяна Соломатина и руководитель профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты» АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев.
«Цель конкурса "Учитель будущего. Студенты" – поиск, развитие, поддержка перспективных студентов, которые хотят развиваться и планируют связать свою будущую деятельность с учительской профессией. В ходе отборочных этапов мы наблюдали живой интерес к конкурсу среди представителей более чем 400 вузов России. Мы рады, что активные, талантливые студенты различных специальностей планируют стать учителями. Уверен, участие в конкурсе даст рывок будущим педагогам для личностного и профессионального развития. Впереди конкурсантов ждут три дня насыщенной программы, интересные задания, новые знакомства, обратная связь от экспертов. Очные испытания позволят сформировать каждому участнику компетенции, получить опыт командной работы», – рассказал руководитель проекта «Учитель будущего. Студенты» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев.
От Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в полуфинале принимают участие 83 студента, которые показали лучшие результаты на этапе дистанционного тестирования.
Сибирский федеральный округ представляют 70 полуфиналистов: Томская область – 20 студентов, Красноярский край – 16, Новосибирская область – 12 студентов, Алтайский край – 10, Омская область – 8 участников, Иркутская область – 3, Кемеровская область – 1 студент. Дальневосточный федеральный округ представляют 13 полуфиналистов: Амурская область – 4 студента, Приморский край – 3 участника, Камчатский край и Республика Саха (Якутия) – по 2 полуфиналиста, Еврейская автономная область и Забайкальский край – по одному студенту. Кроме того, как и год назад, когда в полуфинале конкурса «Учитель будущего» в Томске вместе с командами опытных педагогов дебютировали студенты, сегодня в полуфинале наравне с представителями вузов попробуют свои силы четверо студентов Томского государственного педагогического колледжа.
Торжественное открытие полуфинала продолжилось видеообращением заместителя губернатора по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмилы Огородовой:
«Дорогие конкурсанты, организаторы, президентская платформа "Россия – страна возможностей", сотрудники Министерства просвещения, Минобрнауки, а также сотрудники субъектов Российской Федерации, которые имеют отношение к такому прекрасному конкурсу "Учитель будущего. Студенты", разрешите приветствовать вас на томской земле, в регионе, который сформировался и развивается как регион образования и науки. Объявленные президентом национальные цели предъявляют высокие требования и к системе образования, и к его качеству. Томский государственный педагогический университет готовит молодых педагогов для наших школ и дошкольных учреждений, и сегодня в школу приходят активные, очень амбициозные люди. Они чувствуют настроение школьников, передают им знания в области цифровых технологий, позволяют выстраивать персонифицированные образовательные треки. Отличительной особенностью региона является то, что не только выпускники педагогического университета, но и других университетов приходят в школу. Мы уверены, что сегодня у нас в регионе есть классная команда будущих молодых педагогов. Я желаю вам всем сегодня успешного участия в конкурсе!»
В предметном тестировании наибольшее количество полуфиналистов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов выбрали психологию, историю, русский язык и метапредмет (совокупность различных предметов, которые преподаются в начальной школе). Среди участников почти 20% юношей, остальные девушки.
Заместитель директора Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения РФ Сергей Антонов отметил, что министерство прилагает достаточно много усилий, чтобы проводить такие мероприятия. Он подчеркнул, что высшие должностные лица и государственные органы уделяют большое внимание вопросам развития образования:
«Мы стараемся увидеть те инициативы, которые выдвигают университеты, чтобы развивать в дальнейшем педагогическое образование. С этого года на базе вузов будут создаваться технопарки, центры непрерывного повышения квалификации для педагогов, поэтому задач стоит достаточно много и вам предстоит постоянно совершенствоваться. Позвольте от лица министерства и от себя лично пожелать вам успехов, драйва и победы!»
Участников ждет комплексная оценка психолого-педагогических компетенций и надпрофессиональных навыков. По результатам выполненных заданий, будет сформирован индивидуальный рейтинг каждого участника. В ходе полуфинала также пройдут обучающие и коммуникационные мероприятия с приглашенными экспертами.
Конкурсная программа включает в себя следующие блоки:
- кейс-турнир (решение психолого-педагогических кейсов);
- проектный спринт «Школа будущего» (разработка решений для конкретных школ региона);
- стратегическая игра «Педагогический ориентир».
В рамках полуфинала для участников также пройдут нетворкинг, педагогические мастерские, культурно-образовательная программа и панельная дискуссия «Образ учителя будущего. Какого выпускника ждут в школе?», модератором которой выступит Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования ВШЭ, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».
«Участие в масштабном федеральном конкурсном движении особенно важно для тех, кто выбрал благородную профессию учителя, встал на путь воспитания и учения нового поколения, готов сопровождать ребенка в уверенную взрослую жизнь, – сказал на открытии ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Макаренко. – Не менее значимо для нашей страны стремление молодых профессионалов стать учителями. Эту готовность выразили как студенты педагогических, так и непрофильных вузов. Профессиональный конкурс "Учитель будущего. Студенты", организованный президентской платформой "Россия – страна возможностей" совместно с Минпросвещения России и Минобрнауки России, станет для них первой, но очень мощной стартовой площадкой, позволит заявить о себе как о профессиональных педагогах».
По итогам окружного полуфинала будут определены студенты, которые примут участие в финале конкурса. Финалисты получат возможность пройти образовательные стажировки во Всероссийских детских центрах («Артек», «Океан», «Орленок», «Смена»), а также в Образовательном центре «Сириус».
Профессиональный конкурс «Учитель будущего. Студенты» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
24 февраля 2021
Бег и лыжные гонки: команда ТГПУ – в лидерах первого этапа «Кубка вузов»

В рамках спортивного фестиваля Valentin Fest, прошедшего в томском Академгородке на базе «Метелица», состоялись соревнования первого этапа«Кубка вузов». Представители шести университетов Томска стали участниками лыжного забега на 3 км и легкоатлетической гонки: студенты ФФКиС ТГПУ принесли вузу второе командное место!
В спортивных состязаниях сошлись команды по восемь человек от каждого университета города. Томский Педагогический представили студенты факультета физической культуры и спорта Громова Екатерина, Шинкевич Валерия, Волков Андрей, Пилипецкий Дмитрий, Абрамова Александра, Евсеева Антонина, Горбунов Никита и Титов Павел.
«Работа была слаженная, каждый был нацелен на результат, хотелось представить ТГПУ на высоком уровне, – поделилась эмоциями Екатерина Громова. – Народу было очень много, всюду музыка, зрители. С самого старта удалось занять лидирующую позицию и вырваться вперед. Гонка очень понравилась, я рада, что мы достойно выступили: четверо из восьми ребят – в призах».
В лыжном забеге Екатерина пришла первой, второй – Шинкевич Валерия. Лидером в преодолении легкоатлетической дистанции стала Абрамова Александра, на втором месте – Евсеева Антонина. В общем зачете команда ТГПУ стала второй.
«Подводя итоги, организатор соревнований, директор бегового сообщества "Сердце Сибири" Александр Гордиевских отметил, что ТГПУ всегда отличался лыжниками и бегунами», – рассказала Екатерина.
Второй этап соревнований пройдет 6 марта на северской лыжной базе «Янтарь». В течение года участников ждут еще пять встреч, по итогам которых ректору победившего вуза будет вручен переходящий кубок.
24 февраля 2021

Ученые кафедры русской литературы историко-филологического факультета ТГПУ встретились с коллегами из Института славистики Философского факультета Университета им. Масарика (Брно, Чешская Республика) за дистанционным круглым столом «Событие и событийность в славянских литературах (русская, чешская) переломных эпох». Организатором встречи от ТГПУ выступила кандидат филологических наук, доцент ИФФ Оксана Николаевна Юрченкова:
«Уникальность события – в теме, ракурсе, в том, что оно как таковое понимается учеными по-разному и отражается в разных национальных литературах тоже по-разному. В принципе не бывает идентичных толкований фактов и событий. Это и стало темой, объединившей представителей двух университетов».
Доклады участников были посвящены характеристике чешско-русских литературных отношений первой половины ХХ века, событиям российской истории конца XIX–XX веков, отраженным в публицистической и художественной рефлексии, а также событию как элементу поэтики литературных произведений ХХ – начала XXI веков.
Научное знакомство двух кафедр началось с доклада ведущего чешского исследователя, профессора Иво Поспишила «Характеристика чешско-русских литературных отношений (1918–1947): несколько кейсов». Он рассказал об эпизодах из чешской культурной жизни, и эти факты действительно достойны подробного знакомства с ними:
- издание тома стихов, приуроченных к пушкинскому юбилею (1937 г.);
- выход «маленькой книжки» с названием «Пушкин», автором которой стал будущий ректор Университета им. Масарика Арне Новак;
- выставка советского изобразительного искусства в Праге в 1947 г.
Интерпретацию писем из-за границы известного русского беллетриста-путешественника представил Йозеф Шаур в докладе «Отражение революционных событий в Париже 1848 г. П.В. Анненковым, реакция русских западнических кругов и судьба этого отражения». Профессор Йозеф Догнал напомнил о событиях 1917 года и их отражении в публицистике Л.Н. Андреева – малоизвестный материал об очень известном авторе.
Профессор ИФФ ТГПУ В.Е. Головчинер была верна отечественной драме ХХ века. Сейчас готовится к изданию ее монография о Булгакове, в ней тема будет представлена более объемно, а пока был прочитан доклад: «Событие, которое изменило общую жизнь, и событие как результат в процессе индивидуального выбора героя(ев) в пьесе "Дни Турбиных" М. Булгакова (1926)». Ученики Валентины Егоровны тоже пишут о драме: О.Н. Юрченкова – о трансформации известного сюжета самозванства у Эрдмана, аспирант Н. Бабенко – о жанре обозрение в творчестве Биля-Белоцерковского.
Два доклада были посвящены русской поэтессе и прозаике, оказавшейся в эмиграции, Ирине Одоевцевой – «Сюжет "сломанного" детства в малой парижской прозе» доцента ИФФ М.Л. Левченко и «Бессобытийность как минус-прием» к.ф.н., доцента ИФФ Е.А. Сафоновой. В следующих сообщениях ждали встречи и с другими русскими эмигрантами – Набоковым (специалист по учебно-методической работе ИФФ Т.Г. Мастепак) и Элтанг (к.ф.н., доцент ИФФ, зав. кафедрой русской литературы Е.А. Полева). Докладчики говорили о событиях личного и исторического масштаба, реальных и мнимых, случившихся и нет в их романах.
В заключение вниманию слушателей был представлен доклад о сохранившихся в памяти героя событиях в романе модного сегодня Водолазкина в осмыслении к.ф.н., доцента ИФФ ТГПУ Ю.О. Чернявской.
Неподдельный интерес участников круглого стола к каждому выступлению вызывал живую дискуссию. Завершая научное общение, стороны наметили перспективы дальнейшего сотрудничества.
24 февраля 2021
Студенческая газета ТГПУ «Штудент Тайм»: февральский выпуск

Зимний сезон завершаем празднично: в специальном выпуске студенческой газеты ТГПУ «Штудент Тайм» поздравляем коллег, преподавателей и сотрудников университета с Днем защитника Отечества. Рассказываем, откуда появился повод отмечать этот день, обращаясь к истории. Конечно, не забываем и про события месяца. В общем, приятного чтения!
23 февраля 2021
Традиционно в конце февраля, вспоминая историю праздника защитника Отечества, мы возвращаемся мыслями к вопросу о мужестве. Сегодня оно, конечно, по-прежнему в твердом решении охранять границы Родины, а также в ежедневной ответственности за свою семью, в столкновении с критикой и неизменном выборе созидательного пути, в смелости распространять знания и своим примером учить, воспитывать, взращивать новое поколение.
Яркий пример педагогического мужества – гость проекта «История ТГПУ в людях», доктор педагогических наук, профессор факультета физической культуры и спорта ТГПУ Владимир Федорович Пешков.
В январе 2021 года Владимир Федорович отметил 70-летний юбилей. Больше 40 лет он посвятил преподавательской и научной деятельности, формируя у молодежи принципы высокой нравственности в спорте и жизни, прививая томичам культуру ЗОЖ. Его научное становление и развитие неразрывно связаны с хроникой Томского Педагогического – об этом расскажет праздничный дубль проекта «История ТГПУ в людях».
23 февраля 2021
Поздравляем всех студентов и сотрудников Томского государственного педагогического университета с Днем защитника Отечества!
23 февраля мы чествуем тех, кто с оружием в руках защищает безопасность родной страны, преданно служит своему народу, и отдаем дань глубокого уважения и памяти погибшим за независимость нашей Отчизны!
В первую очередь мы поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны. Их подвиг и отданные за Победу жизни позволили нашей стране сохранить национальную, культурную самобытность, быть одной из великих держав сегодня. Мы благодарны тем, кто сейчас стоит на страже границ нашей Родины, сражается в «горячих», не только боевых, точках России и Томской области. 23 февраля – это и праздник Российской Армии, которая является залогом безопасности и развития страны.
Защищать свое Отечество можно не только с оружием в руках. Дело чести каждого мужчины стать опорой и силой для своей семьи и близких, воспитать своим примером будущих настоящих мужчин, которые станут надеждой и славой России.
С праздником!
20 февраля 2021
В Научной библиотеке ТГПУ шумно: идет погружение в STEAM!
В Томском государственном педагогическом университете продолжаются мероприятия февральского «Марафона науки». В рамках одного из них студенты и школьники Томска посетили мультидисциплинарную интерактивную экскурсию «Наука и жизнь» в Научной библиотеке ТГПУ, где познакомились со STEAM-подходом в образовании.
Двигаясь по маршруту четырехступенчатой кругосветки, команды прошли все точки культурно-образовательной карты. Прогулку по библиотеке «Будем знакомы» провели директор НБ ТГПУ Семененко Наталья Анатольевна и зам. директора Козлова Ольга Викторовна. Участники посетили абонемент, зал редких изданий, AR-музей «Волшебная страна» имени А.М. Волкова. Квест-игру «Я – финансист» организовали преподаватели факультета экономики и управления Санфирова Ольга Владиславовна и Окушко Ксения Эдуардовна. Поучаствовать в соревновании «Роботропа» предложили директор Детского центра образовательной робототехники ТГПУ Протасова Мария Евгеньевна и студент ТТИТ Тарабрин Егор Олегович.
Как отметили организаторы, основной целью мероприятия было знакомство участников со STEAM-подходом в образовании:
«STEM (science, technology, engineering, mathematics) – синтез науки, технологии, инженерии и математики. В последнее время в эту аббревиатуру активно включается "A" (arts), что означает разные виды искусств. STEАM активно распространяется в системе общего и дополнительного образования. Его особенность заключается в применении междисциплинарного и прикладного подходов, а также интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения. STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни».
Презентации STEAM-подхода был посвящен отдельный блок экскурсии. На межпредметном мастер-классе «Пошумим в библиотеке» был наглядно продемонстрирован междисциплинарный подход к изучению звуковых явлений, то есть звук как объект изучения разных дисциплин: физики, биологии,
анатомии, иностранного языка, музыки.
О генетике комаров «Звуковая коммуникация комаров» рассказал Валерий Петрович Перевозкин, кандидат биологических наук, зав. кафедрой общей биологии и методики обучения биологии БХФ. Разработку для российской авиации «Авиационный английский» презентовали студенты Института иностранных языков и международного сотрудничества вместе с разработчиком Ольгой Николаевной Игна, профессором кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам. Демонстрация физических свойств звука на примере музыкальных инструментов была предложена специалистом скрипичной студии ТГПУ Василием Леонидовичем Гирсовым. С проектом «Наш слух и не наш голос» выступили студенты ФПСО и Татьяна Александровна Томова, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин ФТП. «Физический оркестр» из поющих бокалов, чаш и труб был представлен Центром дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования. «Дирижировали» экспериментами со звуковыми явлениями Анна Алексеевна Власова, зам. директора Центра, доцент кафедры развития физического образования ФМФ, и Татьяна Владиславовна Швалёва, доцент кафедры развития физического образования ФМФ.
19 февраля 2021
17 февраля 2021 года на базе Московского педагогического государственного университета в очно-заочном формате прошла отчетная конференция Ассоциации российских педагогических университетов и институтов, на которой присутствовали представители кабинета президента РФ, Министерства просвещения, Российской академии образования, педагогических вузов, классических университетов, организаций повышения квалификации работников образования. С докладом на конференции выступил ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, также вуз представили проректор по развитию Л.Г. Смышляева и директор Института развития педагогического образования Н.А. Семенова. От Томской области в конференции принял участие Народный учитель РФ, директор Губернаторского Светленского лицея А.Г. Сайбединов.
С приветственным словом к участникам события обратились заместитель Министра просвещения Российской Федерации В.С. Басюк и председатель педагогического попечительского совета Российской академии образования (РАО) О.Ю. Васильева. В своей речи оба отметили важность консолидации педагогического сообщества, необходимости возрождения научных исследований в области педагогики и привлечения к ним молодых ученых, создания аспирантских школ по педагогике.
Свои доклады представили ректоры и проректоры педагогических и классических университетов: Московский педагогический государственный университет, Липецкий педагогический университет, Ярославский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный педагогический университет, Вятский государственный университет и другие. Основными вопросами, поднятыми докладчиками, стали разработка комплексной сетевой программы по воспитанию в педагогических вузах, важность гражданско-патриотического воспитания среди молодежи, непрерывное педагогическое образование.
С докладом «Сетевое взаимодействие вузов. Стратегия развития непрерывного педагогического образования» выступил ректор ТГПУ А.Н. Макаренко. Он обозначил «реперные точки» актуализации непрерывного педагогического образования в России. Одной из важных задач в данном направлении становится «размыкание» содержания учебных программ университетов через приглашение к чтению лекций ведущих ученых в образовании, в педагогике, психологии, а также практиков. Сами же университеты должны выделить корпус уникальных курсов, которые могли как предложить другим университетам, так и сформировать программы обучения и переподготовки, отвечающие актуальным запросам современного рынка труда. Не менее значимым является и возобновление научно-исследовательской деятельности педагогических университетов. Для реализации непрерывного педагогического образования важно создание управленческих команд (сетевых управленцев), для которых должны быть, в свою очередь, организованы коммуникационные площадки, способствующие как всестороннему и глубокому пониманию проблем непрерывного педагогического образования, так и возможности эффективного решения этих проблем. Одной из таких коммуникационных площадок стала отчетная конференция Ассоциации российских педагогических университетов и институтов.
СПРАВКА
Ассоциация развития педагогических университетов и институтов (АРПУИ) учреждена 5 июня 2000 года Московским педагогическим государственным университетом и Московским государственным открытым педагогическим университетом (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова). Томский государственный педагогический университет вошел в состав АРПУИ в 2020 году.
18 февраля 2021
Ректор ТГПУ принял участие в пресс-конференции «Томск – регион знаний»
16 февраля, в 12.00, в медиацентре РИА Томск состоялась пресс-конференция «Томск – регион знаний», посвященная старту Года науки и технологий. В событии приняли участие заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Л.М. Огородова, рeкторы НИ ТГУ, ТУСУР, ТГАСУ, ТГПУ, и.о. ректоров НИ ТПУ и СибГМУ, директор Томского национального исследовательского медицинского центра и и.о. председателя ТНЦ СО РАН.
Основная задача пресс-конференции – показать реальность и перспективы Томска как региона генерации знаний, сформировать повестку с точки зрения внешней глобальной конкурентоспособности региона на международном рынке, стать регионом знаний.
Л.М. Огородова: «Президент РФ ставит амбициозные задачи перед наукой. Этот год, Год науки и технологий, – исторический, когда пересматривается отношение к актуализации научной стратегии. Наша стратегическая повестка – это обеспечить развитие Томска как региона знаний. Основной ставкой станут технология, наука и образование».
Первые лица томских университетов и научно-исследовательских организаций рассказали о прорывных проектах, поделились опытом коллабораций как с вузами, так и коммерческими партнерами России и за рубежом. В своем выступлении ректор ТГПУ А.Н. Макаренко обозначил основные приоритеты в генерации знаний университетом как педагогического вуза.
Основная цель Томского педагогического университета – подготовка учительских кадров для региона и страны в целом. Для успешной реализации поставленной задачи ТГПУ разрабатывает новые педагогические проекты, которые способствуют привлечению ребенка в науку, стремлению у него заниматься научными исследованиями. В качестве примера был приведен «Космический урок», запущенный в 2017 году. За три года проведено 14 уроков, в организации которых совместно с ТГПУ приняли участие Роскосмос и РКК «Энергия», НИ ТПУ, «Кванториум», ИФПМ СО РАН, ГТРК «Томск». Участниками проекта стали школьники из Томска, Москвы, Омска, Королёва, Сочи.
Ряд проектов ТГПУ получили статус федеральных инновационных площадок, среди которых Образовательный проект «Педагогическая инициатива», разработанный Центром дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ (ЦДФМиЕНО). Также федеральной инновационной площадкой стала совместная с СибГМУ программа «Трансформация модели медицинского и фармацевтического образования на основе инновационных педагогических подходов», которая направлена на модернизацию и развитие системы образования.
В Томском педагогическом университете в августе 2020 года произошли структурные трансформации: созданы Институт детства и Институт развития педагогического образования. Роль этих структур через всесторонний (трансдисциплинарный) и глубокий научный подход к изучению проблем детства (ИД) и развитие фундаментальных и прикладных исследований в области педагогических технологий (ИРПО) позволит ТГПУ решить ключевую задачу Министерства просвещения России, поставленную перед педагогическими вузами: «максимальное приближение педагогических вузов к реальной жизни школы, к задачам и проблемам школьного образования».
Подытоживая свое выступление на пресс-конференции «Томск – регион знаний», А.Н. Макаренко указал, что генеральной линией прорывных исследований ТГПУ можно назвать тематику педагогизации различных сред и практик. А это означает, что вуз нацелен на обнаружение, технологизацию и распространение новых видов педагогического действия и новых педагогических компетенций.
По мнению заместителя губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмилы Огородовой, ТГПУ должен технологизировать эффективные практики привлечения подростков к занятию наукой, писать «методологию и педагогику формирования образовательного научного рынка труда, что очень важно для нашего региона».
16 февраля 2021
Завершился первый дистанционный этап студенческого трека Всероссийского профессионального конкурса «Учитель будущего»: 15 студентов ТГПУ – на шаг ближе к победе!
10 000+ студентов со всей страны прошли трехуровневое тестирование: оценка функциональной грамотности на основе методик международных сравнительных исследований качества образования (TIMSS, PISA, ICILS, PIRLS, ICCS), общекультурная проверка и предметный тест (по предмету своей специализации). Из них всего 600 конкурсантов, набравшие наивысшие баллы, приглашены к участию в межрегиональных полуфиналах: Сибирский и Дальневосточные федеральные округа представят 100 будущих учителей, в их числе 15 студентов Томского Педагогического, а всего из Томска на полуфинал отправятся 19 кандидатов.
Самые сложные испытания еще впереди, но, по признанию наших участников, даже первый тур оказался не таким легким, как ожидалось:
«В каждом из трех тестов у меня возникали трудности, но тем интереснее было выполнять задания, – делится полуфиналистка Алёна Фазлеева, студентка Института детства. – Вне зависимости от результата для меня важно проверить себя, попробовать свои силы и получить опыт участия в профессиональном конкурсе».
Без сомнений, зарегистрировались на участие в масштабной проверке профессиональных умений только самые смелые студенты России. Хотя некоторые и на этом этапе испытывали сомнения, личные цели и перспективы, которые ждут конкурсантов после, помогли решиться:
«Самый сложный этап – регистрация: было довольно сложно решить вопрос об участии в таком серьезном конкурсе, так как необходимо обладать значительной базой компетенций и уверенностью в себе. С другой стороны, подобного рода мероприятия позволяют вскрыть слабые места своей подготовленности к педагогической деятельности и вовремя исправить ошибки. Поэтому решил рискнуть, – рассказывает Илья Трофимов, студент ИФФ. – Если говорить о тестировании в рамках первого этапа конкурса, то здесь ожидаемо сложным оказался тест на функциональную грамотность, где особенно трудно было решать задачи с математическими формулами: гуманитариям это неподвластно. В целом участие позволит на заключительном курсе обучения проверить себя, свои возможности, убедиться в своей состоятельности как педагога и, быть может, открыть в себе такое, чего раньше не видел и не чувствовал».
Уже 24-26 февраля на базе Томского государственного педагогического университета в полуфинале конкурса встретятся будущие учителя Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В течение двух недель полуфиналы пройдут в шести регионах России. Из 600 участников в финал конкурса пройдут лишь 150 кандидатов на победу. И этот шанс есть у каждого из 15 наших полуфиналистов:
ФПСО:
|
ИД:
|
|
ИФФ:
|
ФЭУ: Попова Татьяна. |
Участников полуфиналов ждут индивидуальные и командные испытания, направленные на выявление уровня предметных знаний, ключевых психолого-педагогических компетенций и надпрофессиональных навыков.
16 февраля 2021
«Маршруты просвещения» появятся на образовательных картах студентов ТГПУ
В рамках реализации соглашения о сотрудничестве представители Томского государственного педагогического университета и Томской епархии совершили поездку «Путь на север» и прошли от Казачьей братины до отдаленного северного Нарыма. Цель путешествия – отметить на исторической карте Томской области знаковые места, которые впоследствии станут ключевыми точками большого проекта для обучающихся ТГПУ «Маршрутами просвещения».
«"Маршрутами просвещения" – это комплексная программа по воспитанию обучающихся в логике "студент-будущий педагог", – отмечает директор Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ Н.М. Михайловская. – Обучающимся предстоит на каждом месте обратиться не только к истории Томской области, но и прежде всего к себе и своему отношению к переломным периодам в ней».
По задумке организаторов, проект позволит развить общекультурные компетенции будущих педагогов, найти методы работы с детьми по патриотическому воспитанию, профилактике социально опасных явлений и экстремизма в молодежной среде.
16 февраля 2021
«Большой Север»: ученые ТГПУ и университета Гамбурга продолжают исследование
Сотрудники кафедры языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ и ученые Института финно-угроведения/уралистики Университета г. Гамбург (Германия) на протяжении 15 лет поддерживают активные деловые отношения и обмениваются опытом в сфере исследования языков и культур народов Сибири.
15 февраля 2021
Специалисты ТГПУ – школьным учителям: практики реализации инклюзивного обучения

В Томском государственном педагогическом университете стартовала программа повышения квалификации для учителей начальных классов, нацеленная на подготовку педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Заказчиком программы выступила администрация Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа «Перспектива» г. Томска.
Реализация обучения в рамках курсов осуществляется объединенными усилиями преподавателей Института детства, Института развития педагогического образования, факультета психологии и специального образования ТГПУ.
«Содержательно программа охватывает вопросы, регламентирующие образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ, проблемы обучения, воспитания, развития и социализации детей с особыми образовательными потребностями, особенности современных подходов, технологий обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ», – отмечает и.о. директора ИД ТГПУ Ирина Александровна Дроздецкая.
Занятия организованы преимущественно в форме практикумов, дискуссий, анализа кейсов. Для организации образовательного процесса используются также дистанционные технологии обучения. В качестве итогового задания каждый слушатель подготовит модель адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР, включающую индивидуальный образовательный план как основной документ сопровождения образовательного маршрута ребенка в рамках школы.
15 февраля 2021
ТГПУ и Самарский государственный институт культуры налаживают сотрудничество
В рамках «Марафона науки», который проходит в Томском государственном педагогическом университете в феврале, состоялся круглый стол «Педагогика в сфере культуры и искусства» – научная встреча специалистов Института развития педагогического образования, Института детства ТГПУ и Самарского государственного института культуры.
Круглый стол был организован с целью обмена актуальными педагогическими практиками в области подготовки специалистов в сфере культуры и искусства и определения перспективных направлений сотрудничества между ТГПУ и СГИК.
«Культура и образование взаимообусловлены и являются основными факторами развития цивилизации, – прокомментировала координатор круглого стола, руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ Лариса Валерьевна Куровская. – Поэтому сотрудничество может усилить нас взаимодополняющими компетенциями, привести к синергетическому эффекту, к возникновению уникальных и актуальных междисциплинарных проектов, исследований, образовательных программ».
Уникальным педагогическим опытом с коллегами из Самары поделились сотрудники ТГПУ:
- заведующий научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования Парка ИОП, Народный учитель России Александр Геннадьевич Сайбединов представил авторскую концепцию Эмоционального образования как новую модель развития современной школы;
- сообщение «Студенческие педагогические исследования в области изобразительного искусства в рамках педагогических практик» представила заведующая кафедрой музыкального и художественного образования ИД ТГПУ Наталья Ивановна Романова;
- Наталия Анатольевна Мёдова, заведующая научно-исследовательской лабораторией инклюзивного образования Парка ИОП, и.о. зав. кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, рассказала о влиянии средств актерского мастерства, хорового пения, нейропластики и других форм социокультурной реабилитации на улучшение здоровья и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья;
- острые вопросы педагогики одаренности и работы учителя с талантливыми детьми раскрыла Ада Казимировна Бернатоните, член Союза кинематографистов РФ, доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии ИД ТГПУ.
Специалисты Самарского государственного института культуры представили доклады о ключевой роли дизайн-составляющей в обучении студентов разных специальностей, о русской традиционной культуре в образовательной среде, об игровой природе театральной педагогики и роли проектного обучения в профессиональном развитии выпускников творческого вуза.
Финальная дискуссия круглого стола показала большую заинтересованность обеих сторон в дальнейшем сотрудничестве, это отметила Наталия Альбертовна Семенова, директор ИРПО:
«Я считаю, что очень важно развивать наши вузы как социокультурные центры. Нам будет интересно совместно поработать в рамках решения задач педагогики высшего образования и организации дополнительного образования».
Ирина Александровна Дроздецкая, и.о. директора ИД, предложила коллегам из СГИК провести курсы повышения квалификации для педагогов ТГПУ с акцентом на ресурсы сферы культуры и искусства в подготовке педагогических кадров. Светлана Ивановна Поздеева, советник при ректорате ТГПУ, резюмируя предложения, озвученные в ходе финальной дискуссии, выделила следующие возможные направления сотрудничества: проведение теоретико-методологических семинаров по актуальной педагогической проблематике, проведение совместных сравнительных исследований, участие в научно-практических конференциях, академический обмен преподавателями, читающими уникальные курсы по педагогике культуры и искусства.
До 20 февраля принимаются предложения для внесения в план совместной работы. Предложения можно направлять координатору круглого стола Ларисе Валерьевне Куровской по адресу эл. почты: lvk@tspu.ru.
12 февраля 2021
Физ-мат Центр ТГПУ – федеральная инновационная площадка!

Центру дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ (ЦДФМиЕНО), представившему Инновационный образовательный проект «"Педагогическая инициатива" – технология подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности», по результатам федерального конкурса Министерства науки и высшего образования РФ присвоен статус федеральной инновационной площадки (ФИП) на 2021-2023 годы.
Впервые статуса инновационной площадки Центр ДФМиЕНО (также по результатам конкурса) был удостоен на период с 2015 по 2020 годы по направлению «Дополнительное образование детей». Эта инициатива Центра была признана лучшей на III Всероссийском съезде работников сферы дополнительного образования детей, организованном Министерством образования и науки РФ.
Новый статус площадки присвоен по направлению «Педагогическое образование», впервые отмеченному среди приоритетных областей деятельности ФИП для реализации инновационных проектов. Разработка специалистов Центра направлена на поддержку инициатив будущих педагогов в области дополнительного образования детей, внеурочной и досуговой деятельности школьников.
Приказ № 1580 от 25.12.2020 г. Минобрнауки России об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, размещен на сайте Министерства. Всего в перечень организаций на присвоение статуса ФИП вошли 12 педагогических вузов, среди которых Томский государственный педагогический университет.
11 февраля 2021
Новости 2301 - 2320 из 8441
Начало | Пред. | 114 115 116 117 118 | След. | Конец