
Создать персонажа из «Among Us» или модель реактивного двигателя? Легко в физмат Центре ТГПУ!
В Центре дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ активно ведется работа по направлениям «3D-моделирование», «Прототипирование» и «Аддитивные технологии» с использованием оборудования, приобретенного в рамках гранта «Люди будущего».
9 июля 2021
День семьи, любви и верности: интервью профессора ТГПУ о самом важном
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности – праздник, приуроченный к православному Дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии.
На тему семейных ценностей, отношений внутри семьи, эмоциональной поддержки и ресурса сегодня в рамках утреннего эфира ГТРК «Томск» поговорили ведущий Сергей Михальков и доктор филологических наук, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессор ИФФ Анастасия Николаевна Кошечко.
8 июля 2021
Новые импульсы германо-российских отношений обсудили в Калуге при участии ТГПУ
В рамках XVI конференции Городов-Партнеров «Укрепление муниципальных и региональных связей – расширение горизонтов» в Калуге состоялись мероприятия Германо-Российской конференции «Новые импульсы для германо-российских отношений. Цифровизация проектов и многообразие профессионального сотрудничества». К участию присоединился директор Международного информационного центра ТГПУ Владимир Алексеевич Мельников.
В течение трех дней конференция велась по двум приоритетным направлениям:
- установление контактов и развитие проектов (новые импульсы германо-российских отношений);
- цифровизация и международная кооперация (новые ресурсы научного сотрудничества России и Германии).
В гибридном формате к обсуждению вопросов взаимодействия России и Германии подключились опытные эксперты двух стран, а также слушатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Тюмени, Краснодара, Нижнего Новгорода, Архангельска, Штутгарта, Дрездена, Дубая, Базеля и других городов. Работа велась в ходе подиумной дискуссии «Значение диалога между муниципалитетами и политикой для развития германо-российских отношений», также на заседаниях рабочих групп конференции для выпускников германских образовательных программ были заслушаны доклады «Организация и реализация международного сотрудничества в «посткоронавирусную» эпоху (на примере российско-германских отношений)» (Эдуард Герхард, иностранный представитель экономического факультета Высшей школы Кобурга) и «Инвестиции в будущее: Россия. Инфраструктура как двигатель развития германо-российского партнерства» (Георг Шнайдер, генеральный директор Свилар ГмбХ). Кроме того, участники смогли поработать в малых группах, посетить презентацию результатов работы Молодежного форума, культурную программу с обзорной экскурсией по Калуге, мастер-класс по городошному спорту.
«По моему мнению, немецкие гости проявили большой интерес к развитию сотрудничества, – отметил В.А. Мельников. – В ходе конференции мне удалось завести новые контакты с немецкими коллегами и я надеюсь, что в наш университет на языковые школы в скором времени приедут студенты из Германии».
Участие в конференции открыло возможность обменяться опытом с коллегами в рабочих группах, послушать выступления ключевых деятелей германо-российских отношений и установить новые профессиональные связи.
8 июля 2021
ТГПУ и Университет Палацкого (Чехия) подписали новое соглашение о сотрудничестве
Более пяти лет Томский государственный педагогический университет и Университет имени Палацкого в г. Оломоуц (Чехия) связывает научное, образовательное и культурное сотрудничество. От ТГПУ взаимодействие с иностранным партнером курируют заместитель начальника Управления международного сотрудничества Маргарита Анатольевна Квирам и зав. кафедрой русской литературы ИФФ Елена Александровна Полева. В 2021 году стороны подписали новое межвузовское соглашение.
Впервые межвузовское соглашение между ТГПУ и Университетом Палацкого по программе Erasmus+ было подписано в 2016 году. В реализации программы участвовали студенты и преподаватели историко-филологического факультета ТГПУ и философского факультета чешского вуза. Первая проба совместной работы позволила одному студенту из Университета Палацкого и двум студентам, трем преподавателям ТГПУ получить грантовую поддержку для обучения и преподавания в университетах-партнерах.
В октябре 2018 года было подписано новое межвузовское соглашение, согласно которому шесть студентов ТГПУ и два студента из Оломоуца прошли обучение в 2019-2020 учебном году. Продолжение сотрудничества открыло новое направление совместной работы: прохождение стажировок за рубежом. Студенты получили возможность работать в качестве преподавателей русского языка в «Oxford School» и на предприятии в Чехии «OLTIS Group», стажировка признавалась на основании сертификата, как и обучение.
В рамках второго дубля сотрудничества три преподавателя ИФФ ТГПУ прочитали курсы лекций чешским студентам. Доцент кафедры русского языка Анастасия Сергеевна Савенко представила ряд тем: «Активные процессы в фонетике, графике и орфоэпии современного русского языка (2010-е годы)», «Активные процессы в словообразовательной системе современного русского языка (2010-е гг.)», «Продуктивные способы словообразования лексики в современном русском языке», «Синтаксис русского языка», «Теория слога и родословной в русском языке», «Позиционные изменения гласных и согласных в русском языке», «Русская графика и орфография», «Русская орфоэпия», «Морфологические явления в русском языке».
Продолжила лингвистическую тематику доцент кафедры теории языка и методики преподавания русского языка Алёна Владимировна Скрипник: «Лексикология как наука. Разделы лексикологии. Методологические основы лексикологии», «Слово как основная единица языка. Проблема определения слова. Слово в когнитивном и лингвокультурном аспектах», «Семантическая структура многозначного слова. Понятие о моносемии и полисемии. Виды полисемии», «Синонимы в русском языке», «Антонимы в русском языке», «Омонимы и паронимы в русском языке», «Фразеология как проявление лингвокультурной общности носителей языка и языковой картины мира», «Словарь русского языка с точки зрения происхождения. Оригинальная русская лексика и зарубежные заимствования».
Доцент кафедры русской литературы Оксана Николаевна Юрченкова прочитала несколько лекций, объединенных одной тематикой, развернув ее на материале ряда пьес: «Дискурсивный анализ неклассической драматургии в русской литературе, мотивные комплексы в авторских моделях русской драматургии ХХ-ХХI веков». Материал был интересен не только студентам, но и преподавателям. Это предопределило продолжение сотрудничества вне рамок программы Erasmus+. Чешские коллеги приняли участие в конференциях, организованных кафедрой русской литературы ИФФ ТГПУ, прислали статьи для публикации в журнале «Вестник ТГПУ».
В стенах Томского Педагогического лекции прочитала профессор университета Палацкого Алла Архангельская. Ее занятия свидетельствовали о внимании зарубежных коллег к актуальным процессам в русском языке («Новая жизнь фразеологизма наступать на грабли в новой российской медиареальности»), репрезентации гендера в языке («Мужское и женское в системе русских антропонимов»). У студентов, прослушавших курс лекций, большой интерес вызвали темы, включающие сопоставительный анализ разных славянских языков («Семантика и магия дороги в культуре и языке», «Благопожелания и проклятия в традиционной народной культуре»).
Проект должен был завершиться в июне 2020 года, но ситуация с COVID-19 приостановила его реализацию в очном формате, поэтому было принято решение продлить подписание межуниверситетского соглашения до июня 2021. Так как границы не открылись, в мае 2021 года два преподаватели кафедры русской литературы провели курсы лекций в онлайн-формате, который был записан специально для участия в проекте. Образовательный блок к.ф.н., доцента Е.А. Сафоновой был посвящен поэзии русской эмиграции первой волны: «Образ «страшного мира» в сборнике В. Ходасевича «Европейская ночь», «Бездомность в эмиграции: анализ произведений Марины Цветаевой». Е.А. Полева подготовила материал по русской литературе 1960-1990-х годов, обобщающий информацию о периодизации литературного процесса этого периода, раскрывающий тенденции развития трех направлений реализма (онтологический, критический, экзистенциальный). Дистанционный формат взаимодействия лишил возможности непосредственного общения, но показал значимость интернет-связи для поддержания международного сотрудничества.
Как рассказала Е.А. Полева, все участники программы выражают уверенность, что образовательные и научные связи ТГПУ с Университетом им. Палацкого в Оломоуце будут только крепнуть, воплощаясь в совместных проектах. Подтвердило уверенность и подписание нового межвузовского соглашения, которое будет действовать до 2023 года.
7 июля 2021
«Городское лето»: студенты ТГПУ организуют содержательный досуг юных томичей
Площадки проекта «Городское лето», призванного разнообразить досуг детей, оставшихся на летние каникулы дома, работают в городе уже неделю. На 19 томских дворах 40 вожатых отряда ТГПУ организуют содержательный досуг детей и подростков до 14 лет. Инициатива Томского педагогического университета реализуется совместно силами вуза и Администрации города Томска.
Ежедневно на придомовых территориях будущие педагоги проводят различные образовательно-развлекательные мероприятия, конкурсы, спортивные состязания для воспитанников городского лагеря. Каждый день идет по индивидуальному авторскому сценарию, включающему коллективно-творческие занятия – рисование, лепку, аппликации, конкурсы талантов, подвижные игры, спортивные упражнения и многое другое.
Среди ребят, занимающих досуг детей, есть как опытные вожатые, так и те, кто впервые встал на этот путь. И если активисты отрядного движения вуза черпают вдохновение для создания новых игр из собственного опыта, то новичкам помогают старшие товарищи. Студенты используют в своей работе игры-минутки, игры на образование команды, на знакомство и на выявления лидера, каждый раз видоизменяя их, чтобы детям было интереснее.
Работа на неделе начинается со знакомства с тематикой. На первой, например, дети в томских дворах узнавали о различных хобби и развлечениях: рисовали, лепили из пластилина, создавали аппликации, пели песни, танцевали. Также по плану прошел день, посвященный русским сказкам: на одних площадках открылся «Сказочный квест», проверяющий знания ребят о волшебных героях, на других состоялась премьера сказочной постановки. Новая неделя позволит детям познать все грани творчества, пробуя себя в разных его видах, а впереди – спортивная неделя, которая, по прогнозам вожатых, привлечет детское внимание максимально активной деятельностью и яркими состязаниями.
Несмотря на разнообразие предлагаемых мероприятий, вожатые сталкиваются с проблемой организации досуга детей разного возраста: часто он колеблется от 3 до 14 лет, поэтому порой бывает трудно придумать что-то интересное для каждого без исключений. Однако у студентов ТГПУ есть решение:
«Мы с моим напарником разделяем ребят по возрасту и выполняем с ними разные задания. Например, пока старшие играют в лото под руководством одного вожатого, младшие рисуют с другим. Так каждому ребенку хватает внимания, а также он занят интересной деятельностью, в которой может проявить себя. Кроме того, мы организуем множество совместных игр, где важна командная работа и умение взаимодействовать с товарищами любого возраста», – делится Ульяна Новак, вожатый «Городского лета».
Конечно, у детей есть особенно любимые развлечения, которые они просят проводить вновь и вновь: «Крокодил», «Вышибалы», «Догонялки», «Рыбак и рыбки». Такие игры, как правило, вожатые включают в план дня в качестве перерыва, чтобы дети не уставали.
Как справляться со спорами между детьми на площадках вожатые тоже знают! Главное – не развивать ссору, а постараться примирить детей и оперативно переключить их внимание на что-то более интересное и увлекательное. Но, как отмечают студенты ТГПУ, таких трудностей не возникает: все ребята, вне зависимости от возраста, очень воспитанные и инициативные и стараются сами разрешить конфликт по-взрослому.
Проект «Городское лето» будет работать на площадках Томска весь теплый сезон. Вожатые ТГПУ разработали множество занимательных развивающих игр и активностей для детей, которые точно смогут сделать лето в черте города таким же интересным, как в выездном лагере.
6 июля 2021
Проект НБ ТГПУ «Цифровая педагогика для многодетной семьи» получил грант Фонда М. Прохорова
Экспертным советом Фонда Михаила Прохорова подведены итоги открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании» (программный блок «Наука, образование, просвещение», благотворительная программа «Книжная культура»). Проект специалистов ТГПУ «Цифровая педагогика для многодетной семьи» вошел в число победителей. Его авторами выступили Семененко Наталья Анатольевна, директор Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ, Глухов Андрей Петрович, кандидат философских наук, доцент, зав. Научно-исследовательской лаборатории формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО, Титова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики ФПСО, Козлова Ольга Викторовна, заместитель директора НБ ТГПУ.
В центре проекта – задача по созданию на базе НБ ТГПУ Центра цифрового семейного образования, деятельность которого будет направлена на реализацию программы «Семья и цифра: возможности цифровой поддержки многодетной семьи» и позволит интегрировать ресурсы библиотеки, преподавательских и студенческих кадров для просвещения многодетных семей в области семейной педагогики, цифровой организации их обучения и досуга, ориентации самих родителей в цифровой среде.
«В Томской области существуют отдельные проекты по обучению цифровой грамотности и помощи многодетным семьям, которые осуществляют социальную и финансовую поддержку, но проектов, объединяющих цифровые технологии и семейное воспитание, не было, – отмечает директор НБ ТГПУ Н.А. Семененко. – Ежемесячные встречи будут посвящены актуальным темам: «Использование VR/AR-технологий как ресурса мотивации и вовлечения в образование и воспитание», «Варианты получения социального патронажа от социальных служб», «Цифровые аборигены и цифровые иммигранты: как смягчить конфликт «отцов и детей» в современном цифровом мире?» и другим».
Синергетический результат обеспечила коллаборация усилий специалистов Научной библиотеки ТГПУ, ищущих новую идентичность и позиционирование для себя в изменяющемся мире новых коммуникаций; Лаборатории формирования цифровой образовательной среды, нацеленных на проектное воплощение общей стратегической установки на цифровую трансформацию педагогического образования; кафедры социальной педагогики ФПСО ТГПУ, заинтересованных в разработке новых форматов и методик проектного сопровождения и социального патронажа многодетных семей. При этом участие в проекте авторов предполагает реализацию каждым своих задач: Н.А. Семененко, например, выступит координатором деятельности участников проекта, будет осуществлять контроль за выполнением намеченных задач, организацией мероприятий в соответствие с планом; А.П. Глухов будет ответственен за разработку сайта проекта, наполнение его контентом и своевременное его обновление по направлениям тематического планирования, также за создание информационно-методической базы, разработку календарного плана дистанционных и очных событий для многодетных семей; Г.Ю. Титова возьмет на себя взаимодействие с детскими общественными организациями, разработку методик и технологий работы руководителя детско-юношеской организации, проведение дистанционных мероприятий, курирование работы с ассоциациями многодетных семей г. Томска.
«Для педагогического университета осуществление данного проекта важно как элемент реализации двух целевых программ, являющихся стратегическими: программы непрерывного развития практик образовательных инноваций университета, в том числе педагогических сервисов населению региона, и программы модернизации цифровой образовательной среды ТГПУ, – комментирует А.П. Глухов. – Проект может выступить одним из драйверов цифровой трансформации ТГПУ и системы образования региона в целом в направлении решения исконно педагогических проблем средствами цифровых коммуникаций».
Команда проекта уверена, что «Цифровая педагогика для многодетной семьи» может стать первым серьезным шагом цифровой трансформации педагогического образования и повышения эффективности социальной работы с многодетными семьями. В результате работы будет создан репозиторий с контент-наполнением для многодетных семей, включающий лектории, практикумы, квизы, квесты, викторины и другое.
5 июля 2021
Профессиональные пробы студентов ТГПУ: часть четвертая
Реализация педагогических практик студентов Томского государственного педагогического университета ежегодно расширяет границы сотрудничества вуза с образовательными организациями, а также учреждениями отдыха и оздоровления детей. Не только лагеря Томской области приглашают на летнюю отработку педагогических навыков обучающихся ТГПУ, но и центры России: будущие учителя обеспечивают работу с детьми в ДОЛ «Огонёк», центре «Солнечный», ДОЛ «Рубин», «Зеленый мыс», «Берёзка», «Восход» и других в регионе, а также в детском оздоровительно-образовательном лагере «Орбита» (Красноярский край), Международном детском центре «Артек» (Крым), санатории «Вита» (Анапа) и других.
В расположенный на побережье Черного моря в городе Анапа санаторий «Вита» в этом году отправились студены и выпускники ИИЯМС, ФПСО, ИД – опытные вожатые, которые являются участниками отрядного движения ТГПУ. Впервые попробовал себя в работе с детьми со всей России Илья Анфиловьев, студент факультета психологии и специального образования, который неоднократно практиковался на базе лагерей Томской области.
Работать предстояло с детьми в возрасте 13-14 лет. За период практики молодой человек разработал и провел множество мероприятий, сценарии к которым придумывал сам: концерт открытия смены; общелагерное дело «Новые имена», где каждый ребенок мог продемонстрировать свои таланты, и множество других внутриотрядных событий. Кроме того, вожатый вместе с воспитанниками посещал мастер-классы, например, по росписи кепок, на котором участники смогли создать себе головные уборы с уникальными дизайнами.
В работе с детьми Илье помогли не только знания, полученные в рамках дисциплин университета, но и собственный вожатский опыт. Однако трудностей было не избежать. На смене в лагере, как известно, настроение задают отношения между вожатыми, курирующими отряд, но иногда именно в контакте с напарником возникают сложности. Пусть Илье и его коллеге не всегда удавалось прийти к общему решению, смену ребята, как отмечает студент, закончили на позитивной ноте благодаря стремлению обоих к взаимопониманию.
Будущему педагогу удалось не только преодолеть трудности коммуникации внутри команды, но и прокачать важные компетенции:
«Благодаря работе на смене я стал лучше чувствовать субординацию, смог выстроить отношение детей к себе таким образом, чтобы быть с ними в «тусовке», но при этом не терять свой вожатский авторитет. Поймать эту золотую середину далеко не каждому педагогу удается», – отмечает Илья.
А вот студентка ИИЯМС Анастасия Ли осталась в Томске и поехала в Детский оздоровительный лагерь «Восход». На выбор учреждения повлияли советы однокурсников. И несмотря на некоторое волнение, Анастасия не пожалела, что отправилась именно в этот лагерь, ведь у девушки была возможность находиться с детьми постоянно, чего нет в пришкольных лагерях.
За время смены вожатый должен был разработать и провести ряд мастер-классов. Анастасия выбрала прикладные МК по модульному оригами и подвижные – по пионерболу. Каждая смена в лагере проводится в определенной тематике. Вместе со студенткой ИИЯМС дети погрузились в мир волшебных сказок: все любимые герои поменялись местами, поэтому ребятам в течение смены необходимо было вернуть их в родные волшебные просторы, выполняя различные задания. В день «Русалочки», например, отряды должны были показать злодейке Урсуле свои таланты, чтобы вернуть голос героини, а в день «Золушки» – собрать принцессу на бал: дети придумывали костюм для нее из подручных материалов, а затем проводили показ мод, демонстрируя свои дизайнерские шедевры.
Одной из главных задач для каждого практиканта было проведение различных игр с детьми по профилю обучения. Анастасия разработала мероприятия по английским и французским сказкам на языках оригиналов под названием «Fairy tales». Это напоминало интеллектуальную игру с использованием веб-площадки Kahoot – обучающей платформы для проведения различных викторин.
Девушке удалось прокачать свои профессиональные качества, которые помогут в будущей профессии педагога: навыки работы с временным детским коллективом, способность оперативно реагировать на любые ситуации, создавать необычные и интересные мероприятия для детей различных возрастных групп. Однако за время работы в лагере студентка проработала и личностные компетенции – стрессоустойчивость и мобильность:
«Мой отряд был самым младшим, его участники первый раз уехали далеко от дома и остались одни, поэтому к ним был особый подход. На время смены мы должны были заменить им и маму, и папу, при этом оставаться первоклассными психологами, педагогами и воспитателями».
Подготовиться к любым внештатным ситуациям студентке помогли учебные дисциплины: педагогика, основы вожатской деятельности и психология. Как отмечает девушка, знания действительно были полезными, а методики идеально применимы на практике.
Для одних учебные практики уже позади, другим еще только предстоит этот важный этап, однако в практической работе каждого студента с детьми незаменимую роль играет собственный опыт, таланты и творческие способности, а также уверенность во владении теорией, которую ребята приобретали в стенах Томского Педагогического.
5 июля 2021
ТГПУ удостоен диплома за вклад в развитие Службы занятости населения Томской области
В рамках 30-летнего юбилея Службы занятости населения Томской области, празднование которого проходило в течение двух дней: 30 июня и 1 июля, состоялось награждение ключевых партнеров организации, оказывающих содействие развитию деятельности службы. Среди 30 коммерческих и бюджетных организаций, с которыми Центр поддерживает многолетнее сотрудничество, – два вуза: Томский государственный педагогический университет и Томский государственный университет.
2 июля 2021
Новое исследование драматургии М. Булгакова ИФФ
Опубликована монография доктора филологических наук, профессора ИФФ ТГПУ В.Е. Головчинер и выпускницы аспирантуры ИФФ ТГПУ Т.Л. Весниной «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов».
В монографии авторы впервые обратились к проблеме генезиса фельетона, ввели в круг научного изучения ранние фельетоны писателя кавказской поры, выявили в них накопление общих с драмой выразительных возможностей и драматургических компонентов. Основными предметами исследования стали трансформация фельетона «Багровый остров» в поэтике пьесы с таким же названием, разнообразие балаганно-комических компонентов в некомических по своему модусу пьесах «Дни Турбиных» и «Бег», в связи с чем существенно уточнена их интерпретация.
Исследование природы и функций комического в пьесах М. Булгакова 1920-х годов стало основанием для соотнесенности его художественных поисков с театрально-драматургическим авангардом эпохи.
Ознакомиться с монографией можно в Научной библиотеке ТГПУ (ул. Герцена, 66) или в электронной библиотеке по ссылке.
2 июля 2021
Ректор ТГПУ вошел в состав коллегии Департамента профессионального образования Томской области
30 июня 2021 года возобновилась работа коллегии Департамента профессионального образования Томской области: первое заседание прошло на базе Центра опережающей профессиональной подготовки под руководством начальника Департамента Юрия Владимировича Калинюка. В состав коллегии вошли ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, начальник Управления образования Администрации Томского района Ю.В. Дубовицкая, председатель комитета Законодательной Думы Томской области по труду и социальной политике Л.Э. Глок, заместитель мэра города Томска по социальной политике К.И. Чубенко, а также представители бизнес-сообщества и муниципальных образований.
На совещании Юрий Владимирович представил коллегам доклад «Развитие сети и вызовы системе профессионального образования Томской области через реализацию национальных проектов и региональной политики», в котором рассказал о новых направлениях работы: итоговая аттестация в формате демонстрационного экзамена, а также «Фабрика процессов» – программа, направленная на практическое обучение принципам и инструментам бережливого производства в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Кроме того, были озвучены этапы развития системы профессионального образования за последние три года и цели на несколько лет.
Завершая работу, присутствующие обсудили дальнейшие планы по реализации деятельности коллегии в разрезе эффективной подготовки кадров под запросы экономики региона.
Фото: Департамент профессионального образования Томской области
1 июля 2021
ТГПУ поздравил с 30-летним юбилеем Службу занятости населения Томской области
30 июня состоялось торжественное мероприятие, посвященное 30-летнему юбилею Службы занятости населения Томской области. В праздновании события приняли участие М.А. Ратнер, и.о. мэра Томска, В.К. Кравченко, сенатор, А.П. Балановский, заместитель председателя комитета по социальным вопросам Думы г. Томска, С.Н Грузных, начальник Департамента труда и занятости населения Томской области, В.А. Перминов, руководитель «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области» и главный эксперт по медико-социальной экспертизе. В качестве почетного гостя на юбилей была приглашена Л.Г. Смышляева, проректор по развитию Томского педагогического университета.
1 июля 2021
Томскому Педагогическому 119 лет
1 июля – день рождения Томского государственного педагогического университета. 119 лет назад, в 1902 году, по Высочайшему повелению Государя Императора Николая II был учрежден Томский учительский институт.
Университет за это время прошел большой путь становления: из Учительского института, в котором студенты получали среднее профессиональное образование, в педагогический факультет в структуре Томского университета, к самостоятельности и получению статуса высшего учебного заведения в 1930 году. К 30-м годам уже было четкое понимание, что несмотря на наличие педагогического факультета, все же остается «недостаточная подготовленность учителей в Томском округе» и «невозможность решить эту проблему одним факультетом», «нужен педагогический вуз, который обеспечивал бы учительскими кадрами не только Томск, а всю Сибирь».
Действительно, тогда к востоку от Урала учителей готовили всего два педагогических факультета – при Иркутском и Дальневосточном университетах. Основным претендентом на открытие первого педагогического института в Западной Сибири был Томск, обеспеченный учеными и высококвалифицированным профессорско-педагогическим составом. Следующая веха в судьбе ТГПУ – в ноябре 1995 года вуз был переименован в Томский государственный педагогический университет.
Сегодня наш университет – авторитетный научно-образовательный центр, один из сильнейших педагогических вузов страны, который стал Alma Mater для более 70 000 выпускников и в котором учатся более 8 000 студентов из 38 регионов России и 14 стран. За сегодняшним успехом Педагогического на научно-образовательной арене стоит каждый из нас и те поколения педагогов и учителей, которые связали историю своей жизни с историей университета.
С днем рождения, Томский Педагогический!
1 июля 2021
Профессиональные пробы студентов ТГПУ: часть третья
Студенты ТГПУ продолжают проходить учебные практики, однако даже педагогический вуз не всегда предлагает отточить мастерство в школах, пришкольных и выездных лагерях: например, первокурсники биолого-химического факультета ТГПУ набираются опыта на удивительно интересных полевых практиках.
30 июня 2021
Дистанционное обучение: опыт ТГПУ представлен международным коллегам
В рамках программы Erasmus+ в Университете Палацкого (Чехия, г. Оломоуц) состоялась «5th Erasmus+ International Staff Week 2021» – неделя международного персонала. К участию в мероприятиях вуза-партнера присоединилась заместитель начальника Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Квирам Маргарита Анатольевна.
30 июня 2021
Участие ТГПУ в третьем Форуме Ассоциации вузов России и Беларуси
28 июня 2021 года на базе МГУ им. М.В. Ломоносова прошли мероприятия третьего Форума Ассоциации вузов России и Беларуси. Традиционно модераторами выступили президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ, академик В.А. Садовничий и председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Беларуси, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, профессор В.А. Богуш. Для обсуждения вопросов образовательного и научного сотрудничества вузов России и Беларуси Форум собрал руководителей и представителей университетов двух стран. От ТГПУ к участию присоединился В.Ю. Зюбанов, начальник Управления международного сотрудничества.
Приветствуя участников, заместитель министра науки и высшего образования РФ Бочарова Наталья Александровна отметила:
«Решение о создании Ассоциации вузов России и Беларуси является важным шагом, чтобы сделать наше взаимодействие по развитию научно-образовательного сотрудничества ещt более тесным. Формирование общего образовательного, научно-технологического пространства – масштабный и значимый проект».
Наталья Александровна также акцентировала внимание на том, что высшая школа во всем мире в период пандемии столкнулась с неизвестными ранее проблемами, справиться с которыми можно только вместе, и рассказала о старте проекта «Летний университет», в рамках которого 12 российских университетов примут 700 белорусских студентов.
Работу Форума открыло пленарное заседание, доклады представили ректор МГУ В.А. Садовничий и ректора БГУИР В.А. Богуш. В фокусе внимания спикеров оказались актуальные вопросы развития системы высшего образования России и Беларуси: научные разработки, влияние университетов на развитие общества. По мнению Вадима Анатольевича, следующим шагом станет проект дорожной карты межвузовского сотрудничества России и Беларуси – важного элемента координации будущих действий. Ректор БГУИР среди приоритетных направлений научно-технологического развития России и Беларуси выделил технологии цифрового производства, индустриальные технологии, ресурсосберегающую энергетику и персонализированную медицину. Виктор Антонович Садовничий подчеркнул роль цифровизации не только в сфере образования, но и во всех аспектах жизни современного общества:
«Сегодня необходим новый уровень цифровой культуры выпускников: наряду с цифровой грамотностью они должны иметь цифровое мышление, элементы которого должны учитываться в межфакультетских дисциплинах».
Продолжилось обсуждение в группах трех секционных заседаний: «Университеты и общество», «Университетская наука и высокие технологии: от идеи к коммерциализации», «Опыт дистанционного обучения и цифровизации университетов». Результаты дистанционной работы и процесса перестройки ТГПУ в период цифровизации в рамках третьего заседания Вадим Юрьевич Зюбанов представил в докладе «Педагогическое образование в эпоху цифровой трансформации».
Начальник Управления международного сотрудничества ТГПУ отметил, что распространение пандемии только ускорило необратимый процесс цифровизации, заставив систему общего, среднего и высшего профессионального образования в короткие сроки перейти на онлайн-платформы и технологии обучения. С образовавшимися трудностями система высшего образования России справилась, однако через дистанционное обучение были обнаружены и некоторые слабости, например, чрезмерная жесткость образовательного процесса.
В оптимизации процесса обучения в условиях дистанционного формата спикер отметил роль цифровых образовательных платформ Moodle, Zoom, BBB, Сферум, ЭИОС, которые значительно облегчили коммуникацию между преподавателями и студентами ТГПУ.
Вадим Юрьевич также вынес на обсуждение тему международного сотрудничества. Среди приоритетных направлений международной деятельности ТГПУ в период коронавирусной инфекции эксперт выделил активную реализацию виртуальной академической мобильности, организацию дистанционных курсов по русскому языку и другие мероприятия.
«Перед педагогическими университетами страны стоит ряд ключевых задач, заявленных в Национальном проекте «Образование»: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций», – заключил Вадим Юрьевич.
Примеры организации дистанционной образовательной деятельности вузов-участников форума и их результаты в очередной раз доказывают, что специалисты системы высшего образования готовы к действиям в активно изменяющихся условиях, приобретению нового опыта, а также к оказанию поддержки другу другу в вопросах реализации образовательного процесса в новых реалиях.
29 июня 2021
Профессиональные пробы студентов ТГПУ: часть вторая
На минувшей неделе на сайте Томского педагогического университета стартовала серия информационных выпусков «Профессиональные пробы студентов ТГПУ». Первая часть из цикла была посвящена прохождению будущими учителями педагогических практик на базе пришкольных лагерей. Продолжая тему, расскажем, как с ролью педагогов студенты справляются в рамках деятельности учреждений дополнительного образования.
Возможность получить профессиональный опыт обучающимся ТГПУ предоставляют не только сторонние организации: структуры университета всегда открыты для своих студентов. Так, например, Тамара Акулова, студентка Института детства, демонстрировала педагогические навыки в Детском центре образовательной робототехники ТГПУ. Вместе с воспитанниками Центра практикантка реализовала разработку – коллективно-творческое дело «Среди нас», открывающее тему безграничного и таинственного космоса. КТД было проведено в рамках одного из дней летней смены Центра «Профессии будущего». Девушка стилизовала его под популярную среди современных детей игру «Among us», где, подобно ее более известному аналогу «Мафия», необходимо пошагово пройти детективный сюжет. На станциях ребят ждали игротехники, давая задания, а за их выполнение – подсказки, направляющие на следующий шаг.
Творчество Тамара проявила и при составлении образовательной программы «С пантомимой весело жить»:
«Моя программа сегодня особенно актуальна, ведь современные дети большую часть своего времени проводят в гаджетах, лишая себя живого общения. Это приводит к трудностям в их контакте друг с другом, потому что ребята перестают понимать эмоции и чувства говорящего, что может спровоцировать конфликты и столкновения внутри детского коллектива».
Особенна разработка и тем, что центр внимания смещен на снятие мышечного и эмоционального напряжения детей с помощью специальных игр. Изначально ее реализация предполагалась в течение года, но для учебной практики была оставлена краткая выжимка, содержащая самое интересное и важное. Как отмечает студентка, с составлением проблем не было: на занятиях в университете совместно с преподавателем группа училась этому в течение целого курса.
«Благодаря практике мне удалось овладеть базовыми для педагога компетенциями: способность работать в команде, организовывать сотрудничество в детском коллективе, правильно воспринимать и реагировать на личностные различия детей», – делится Тамара.
Конечно, в профессиональной деятельности педагог регулярно сталкивается с трудностями, например, с проблемой мотивации подопечных к какой-либо деятельности. Тамара предполагает, что это может быть связано с увеличившейся скоростью взросления современного ребенка, которого все сложнее завлечь привычными детскими играми. Именно эту проблемную область девушка планирует в дальнейшей проработать детальнее.
Одногруппница Тамары Екатерина Семенова выбрала для прохождения практики Хобби-центр Томска – территорию дополнительного образования. За время работы с детьми студентка успела разработать и провести множество мероприятий: танцевальное соревнование «Just Dance Now», КТД «Веселые старты», а также «Игры разных стран», «Рисуем в стиле граттаж» и другие. Практика была наполнена и досугом: группа под руководством студентки ИД посетила кинотеатр, батутный центр и планетарий.
Связующей все события практики стала программа «Dancing Dreams», образовательный блок которой открыл возможность воспитанникам выучить танец, поставленный педагогом, а самостоятельная часть – проявить фантазию и добавить в готовую постановку свои движения. В итоге к концу смены у педагога и учеников получился полноценный танец, исполненный ими на заключительном вечере.
«Взяла я данную тему не просто так: танцую с первого класса и по сей день. К тому же танцы – это тот вид деятельности, где ребята могут проявить себя, в легкой игровой форме развить как физическую, так и умственную составляющую личности», – рассказывает Екатерина.
В Хобби-центре девушке удалось повысить уровень профессиональных навыков: Екатерина научилась организовывать деятельность детей разных возрастных групп – от 7 до 14 лет, а также на практике применять знания, полученные на занятиях в вузе, и быстро подстраивать свою разработку под изменяющиеся условия.
Студенты ТГПУ без труда проходят один из самых важных этапов в обучении – практику, в ходе которой оттачивают свое педагогическое мастерство, приобретают различные навыки, необходимые современному учителю, и не упускают возможности развиваться.
28 июня 2021
В память об Анатолии Васильевиче Кобзеве, российском ученом, академике, экс-ректоре ТУСУР
24 июня в возрасте 77 лет скончался Анатолий Васильевич Кобзев, российский ученый, доктор технических наук, академик Академии инженерных наук Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования России, занимавший пост ректора Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники с 1999 по 2009 гг.
Анатолий Васильевич, ученый, широко известный в научном мире, всегда был тесно связан с университетами Томска: уроженец Хабаровска, он окончил Томский политехнический институт и первые профессиональные шаги сделал также на базе ТПИ. В ТУСУР (тогда еще ТИАСУР) он пришел в 1980 году, сначала в качестве заведующего кафедрой промышленной электроники, а в 1999 году занял должность ректора вуза.
Анатолий Васильевич был талантливым ученым и педагогом. Инициативный, организованный, нацеленный на регулярную реализацию качественных образовательных и общественных изменений, он завоевал признание широких профессиональных кругов: от предпринимателей до политиков. При нем в 2004 году начал работу первый в России студенческий бизнес-инкубатор «Дружба», А.В. Кобзев выступил создателем одного из первых за Уралом Томского межвузовского центра дистанционного образования, деятельность которого была признана Министерством науки и высшего образования РФ как одна из лучших и остается максимально актуальна сегодня. Профессионал, увлеченный любимым делом, отзывчивый и душевный собеседник, обладающий богатым кругозором – таким останется в светлой памяти А.В. Кобзев.
Коллектив Томского государственного педагогического университета выражает соболезнования родным, близким, а также коллегам, соратникам и ученикам Анатолия Васильевича Кобзева, которым была удостоена возможность работать в команде выдающегося ученого.
Прощание состоится в понедельник, 28 июня, в Доме ученых по адресу: ул. Советская, 45, с 11:00 до 13:00 часов.
27 июня 2021
До встречи в Крыму: Сервисный отряд «Аквилон» ТГПУ отправляется в первый рабочий сезон
Утром 25 июня со станции железнодорожного вокзала «Томск I» команда Студенческого сервисного отряда «Аквилон» ТГПУ отправилась на первую целину, организованную на площадках Межрегионального трудового проекта «Полтава» (Крым, г. Саки).
Отряд «Аквилон» был образован в вузе в конце 2020 года. Готовясь к первому рабочему выезду, студенты университета прошли специальное обучение на курсах «Уроки сервиса». Лекционные материалы были разделены на несколько блоков: охрана труда, организация деятельности студенческого сервисного отряд, а также направления по отдельным профессиям (официант, бармен, горничная, повар). Материалы содержали теорию гостиничного дела (история зарождения, классификации отелей и номеров, крупнейшие сети отелей в мире и в России), знакомили обучающихся с этикой общения с гостями, содержанием (функционал) и спецификой работы по выбранной профессии, стратегиями поведения в конфликты ситуациях. Обязательными стали занятия по защите прав работника, электробезопасности, оказанию первой доврачебной помощи.
Через несколько дней к работе приступят 10 активистов ИИЯМС, ИФФ, ИД, ФЭУ, ФМФ: девять студентов получили должности сервисного обслуживания, а студенту историко-филологического факультета Артёму Генебергу досталась профессия матроса-спасателя:
«Я буду следить за порядком на пляже и разрешать различные ситуации, проводить спасательные операции, если потребуется. За плечами – шесть лет занятий плаванием, а также прохождение курсов оказания первой помощи, по окончании которых я получил подтверждающий сертификат».
Конечно, по традиции выездов студентов ждут не только рабочие будни: сезон наполнят отрядные мероприятия, экскурсии по полуострову и вдохновляющее времяпровождение на берегу моря.
25 июня 2021
Секреты формирования гармонической личности обсудили в ТГПУ в рамках проекта «Умные недели»
21-26 июня площадки Томска встречают проект «Умные недели» – разработку Российского общества «Знание», основной целью которого является популяризация науки среди населения страны. Проект призван рассказать молодому поколению о передовых достижениях отечественной науки. 24 июня локацией образовательной инициативы стала Научная библиотека ТГПУ.
25 июня 2021
Цифровая образовательная среда: участие ТГПУ в национальном проекте
Завершилась первая часть курсов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие современных педагогических компетенций» в рамках проекта «Цифровая образовательная среда», реализованная преподавателями ТГПУ совместно со специалистами ТОИПКРО.
23 июня 2021
Новости 2121 - 2140 из 8441
Начало | Пред. | 105 106 107 108 109 | След. | Конец