
19 августа в рамках второго дня Регионального педагогического форума «Август.PRO: матрица педагогических изменений. Воспитать человека» (18-20 августа) в стенах ТГПУ состоялся круглый стол «Позиционирование педагогического университета в информационном пространстве». В качестве ключевого спикера выступила Тюрина Наталья Владимировна, начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере Дирекции государственных проектов МИА «Россия сегодня».
20 августа 2021
18-20 августа в Томске под слоганом «Воспитать человека!» проходят мероприятия Регионального педагогического форума «Август.PRO: матрица педагогических изменений». К участию в церемонии открытия и экспертных сессиях присоединились ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко и специалисты университета.
Обращением к участникам Форума дал старт работе министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов. Он подвёл итоги прошедшего учебного года и подчеркнул вклад педагогов в образовательный процесс эпидемиологически сложного периода:
«Благодаря ежедневной самоотверженной работе педагогов мы стали одной из стран мира, сумевших минимизировать влияние пандемии на школьные образовательные процессы. Учебный год мы провели очно, не допустив массового перехода на дистанционное обучение. Все, что мы делаем, доказывает, что у нас нет планов по закрытию школ, что мы никогда не допустим, чтобы дистанционный формат заменил живой диалог учителя с учеником, заменил традиционную систему образования».
Сергей Сергеевич рассказал, что в планах министерства – продолжать активную работу над повышением престижа педагогической профессии, в том числе посредством увеличения надбавок преподавателям за классное руководство с сохранением всех имеющихся выплат.
На пленарном заседании форума Огородова Людмила Михайловна, заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации, подняла ряд важных вопросов:
«Главной точкой кристаллизации наших усилий является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. В Центре «Ребёнок» мы все силы направляем на то, чтобы он был счастлив, чтобы он нашёл себя, чтобы понимал, что он востребован в этом государстве. А система образования в первую очередь должна помочь ребёнку получить высокие образовательные результаты, на которые способен абсолютно каждый».
Ведущую роль в повышении качества образования, по мнению спикера, играют педагогические сообщества, поэтому сейчас активно создаются профессиональные объединения учителей, которые активно помогают друг другу. Особая же роль в этом вопросе отведена университетам Томска, для чего подтверждено финансирование области на строительство студенческого кампуса.
Первый день Форума открыл возможность участникам включиться в работу 26 мероприятий по пяти актуальным направлениям:
- «Управление качеством»;
- «Цифровая зрелость»;
- «Воспитание. Комфорт и безопасность»;
- «Профессиональный рост педагога»;
- «Работа с талантами».
Их посетили более четырех тысяч участников, в том числе онлайн, из различных субъектов России.
19 августа работа Форума началась Установочной сессией «Август.PRO: матрица педагогических изменений». Доклады представили Андрей Николаевич Макаренко, ректор ТГПУ, Грабцевич Ирина Борисовна, начальник Департамента общего образования Томской области, Калинюк Юрий Владимирович, начальник Департамента профессионального образования Томской области.
Ирина Борисовна посвятила выступление в том числе правовому воспитанию и профилактике правонарушений несовершеннолетних. По мнению спикера, условия пандемии усугубили ситуацию с правонарушениями среди детей, поэтому теперь важно не допустить отрицательной динамики.
Юрий Владимирович поднял вопросы системы среднего профессионального образования, а именно реализации регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ», флагманских программ «Студенческое самоуправление» и «Волонтёрская лига».
В своем докладе «Развитие педагогического образования: глобальные вызовы и региональные сценарии» ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко обозначил основные сценарии развития современного педагогического образования. С одной стороны, система педагогического образования трансформируется под воздействием глобальных и национальных запросов, но с другой стороны, имеет специфику, определяемую особенностью региона и регионального рынка труда.
Томский государственный педагогический университет является одним из основных субъектов обеспечения учительскими кадрами разных ступеней системы образования Томской области: от дошкольной до общей и средней профессиональной. В своей деятельности вуз для развития педагогического образования и решения кадрового вопроса в области реализует ключевые направления, среди которых создание сети базовых школ, развитие психолого-педагогических классов, которых к 2024 году должно стать 43, открытие педагогического технопарка (2021 г.) и педагогического кванториума (2022 г.), функциональные задачи которых – стать субъектами распространения новых педагогических технологий в образовательное пространство региона, в результате чего вырастет количество и произойдет улучшение «качества» абитуриентов томских вузов.
Особо А.Н. Макаренко акцентировал внимание на возможностях обучения в магистратуре ТГПУ. Сегодня в университете реализуется 32 образовательные программы, по которым учатся 1443 человека. Наиболее востребованные: «Практическая психология и педагогика», «Логопедия», «Педагогика и психология инклюзивного образования», «Управление в сфере образования» (ТГПУ, ТГУ), «Государственное и муниципальное управление». В 2022 году предполагается запуск новых, связанных с введением новых должностей, – учитель-методист, учитель-наставник, советник директора по воспитательной работе. Обучение в магистратуре позволит сформировать новые и востребованные на рынке труда компетенции по уже полученной профессии, получить новую профессию в смежной со своей специальностью или другой сфере. И конечно, магистратура – драйвер интенсивной профессиональной траектории развития педагога в научной, преподавательской или управленческой сферах.
В завершении своего выступления ректор ТГПУ отметил, что «для повышения качества педагогического образования нам необходимо работать вместе: университет и педагогическое сообщество. Я призываю всех вас активно включаться во взаимодействие с нашим вузом. Мы всегда открыты к вашим предложениям, потому что сегодня Томский педагогический – открытый университет, готовый как к изменениям, так и коллегиальному решению важных вопросов современного педагогического образования».
Сегодня в рамках форума также состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество для профессионалов будущего». Работа велась в рамках нескольких секций, две из которых модерировали эксперты ТГПУ.
Секция «Наставничество: профессия или компетенция?» прошла под руководством Смышляевой Ларисы Германовны, профессора кафедры социальной педагогики факультета психологии и специального образования ТГПУ. Модератором обсуждения на тему «Наставничество как институция» выступила Суханова Елена Анатольевна, советник при ректоре ТГПУ.
Спикеры – представители органов власти, работодатели, кураторы учебных и производственных практик руководители ПОО, ВО и их заместители – обсудили роль наставничества и тьюторских компетенций в современном образовательном процессе.
Эксперты выразили единое мнение о том, что наставничество – ценный механизм становления личности наставляемого.
Завершится второй день Форума круглым столом «Позиционирование педагогического университета в информационном пространстве», который проведет Тюрина Наталья Владимировна, начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере Дирекции государственных проектов МИА «Россия сегодня». Старт обсуждения запланирован на 16.30 часов по томскому времени.
Эксперты обсудят, что отличает брендирование от позиционирования, что такое платформа бренда университета, какой контент должен быть на официальных ресурсах вуза и как увеличить присутствие вуза в медийном пространстве.
19 августа 2021
В Томском государственном педагогическом университете состоялось зачисление первокурсников на основные конкурсные места очной формы обучения (бюджетная основа).
Приемная кампания ТГПУ в 2021 году, как и во всех вузах, проходила в смешанном формате. Для подачи заявлений на поступление абитуриенты пользовались дистанционными ресурсами вуза и сервисом «Госуслуги», что позволило соблюсти меры безопасности и уменьшить вероятность заражения коронавирусом.
Для будущей учебы вчерашние школьники выбирали направления семи факультетов и двух институтов ТГПУ. Самыми востребованными среди абитуриентов очной формы обучения стали:
- Лингвистика, «Перевод и переводоведение»;
- Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, «История» и «Обществознание»;
- Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, «Начальное образование» и «Дошкольное образование».
Однако в целом, как на недавнем Всероссийском съезде учителей математики отметил министр просвещения России Сергей Кравцов, качество приема в педагогические вузы растет:
«Была ситуация, когда в педвузы шли по остаточному принципу. Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону: за последние два года средний балл при поступлении в педвузы вырос на 4 балла».
Готовность встречать студентов первого сентября в ТГПУ – на высоком уровне: подходит к концу подготовка общежитий к заселению иногородних и иностранных обучающихся; закуплены средства для безопасного получения знаний в стенах вуза (маски, антисептики и другие); прописан пул мероприятий для адаптации первокурсников в вузе. Планируют встречи с коллегами и старшекурсники из числа лидеров молодежных движений университета, чтобы поделиться опытом и помочь новеньким зажечься яркой звездой на небосклоне Педагогического.
«Я часто слышу вопрос о том, сложно ли совмещать учебу и активную деятельность, и всегда отвечаю: «Сложно, но можно». При искреннем желании заниматься и тем, и другим, можно закрывать сессии на отличные оценки и параллельно вести насыщенную внеучебную жизнь в вузе, – делится студентка ИФФ, председатель Студенческого совета ТГПУ Карина Пеньдяк. – Важно уметь расставлять приоритеты, четко планировать свое время и не забывать давать себе периоды для отдыха и общения с близкими людьми. Тогда все обязательно получится!»
Чтобы не только освоить предметный блок, но и прокачать профессиональные компетенции и soft skills, стать конкурентоспособным, необходимо привлекаться ко всем активностям вуза, не быть равнодушным, а быть готовым стать частью команды, считает Анастасия Кустова, председатель профбюро ФТП ТГПУ. А вот руководитель Вузовского штаба студенческих отрядов Артём Нагорнов призывает постоянно пробовать что-то новое и не бояться задавать вопросы.
Быть активистом ТГПУ – значит успевать делать все и преуспевать во всем, за что берешься. Наши студенты проходят образовательные программы успешно, наполняя при этом свое студенчество яркими воспоминаниями, набираясь опыта и просто здорово проводя время в кругу единомышленников. Именно благодаря активной жизненной позиции и желанию пробовать больше, которые гармонично сочетаются с возможностями, предоставляемыми университетом, студенты вырастают в мощных профессионалов, готовых в будущем разнообразить учебную и внеурочную жизнь тысяч школьников по всему миру.
Первокурсники ТГПУ, добро пожаловать в Команду Педагогического и вперед к новым свершениям!
18 августа 2021
В новом выпуске литературно-художественного и культурно-просветительского журнала «Родная Ладога» (г. Санкт-Петербург) вышла статья доктора филологических наук, директора Международного центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессора ИФФ Анастасии Николаевны Кошечко «Сердце как духовно-нравственный феномен в аксиологической системе Ф.М. Достоевского».
2021 год является годом юбилеев, связанных с именем русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского: 200 лет со дня рождения (11 ноября 1821 год) и 140 лет со дня смерти (29 января 1881 год). Эти поводы привлекают исследователей к ещё более активному изучению жизни и творчества автора. Предложение о серии публикаций, посвященных Достоевскому, от редакции авторитетного журнала, имеющего широкое распространение, неслучайно получила профессор ТГПУ:
«Интерес к творчеству Достоевского, к аксиологическому, ценностному подходу, к исследованиям в контексте православного мировидения, православной антропологии – то, что определяет парадигму журнала. И интерес ко мне как к специалисту в данном случае определяется тем, что я занимаюсь именно этой спецификой – изучением ценностных аспектов творчества писателя», – делится А.Н. Кошечко.
В статье автор говорит о творчестве писателя, которое невозможно понять вне контекста его аксиологии. Как отмечает Анастасия Николаевна, ценностные доминанты русской культуры и русского Православия определяют мировоззренческую позицию Достоевского и воплощаются в его художественном методе, получившем авторское определение «фантастический реализм», проблематике и поэтике его произведений, особом характере художественного и публицистического слова.
Представления Достоевского о человеке реализуются в особой аксиологической роли сердца (2658 словоупотреблений в общем корпусе текстов), которое понимается писателем как средоточие личности, духовный и нравственный феномен, высшая форма развития сознания.
Культурно-поэтическая традиция, формирующая художественное «сердцеведение» Достоевского, его своеобразную поэтическую «кардиологию», входит в творческое сознание писателя в двух вариантах: фольклорно-мифологическом и православно-христианском, каждый из которых задает особый смысловой потенциал реализации этого феномена в тексте через соотнесение с бытовым и бытийным, профанным и сакральным уровнями существования человека.
Сердце как духовно-нравственный феномен в аксиологической системе Достоевского обладает целым спектром значений:
- орган мысли и средоточия мудрости;
- инструмент познания тех сторон бытия, которые неподвластны разуму;
- орган воли, решимости и решительности;
- центр нравственной жизни человека, по своей функции совпадающий с совестью или являющийся ее «хранилищем»;
- ядро личности, средоточие всех форм существования человека (сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой и т.д.);
- поле искушения, борьбы доброго и злого начал в человеке.
Многоуровневая полярность личности, постоянно разрываемая в мире Достоевского между полюсами добра и зла, pro et contra, верой и неверием, умом и сердцем, является отражением аксиологической системы писателя, в которой сердце как духовно-нравственный феномен дополняет высший понятийный ряд Истины (Бог, народ, семья, человек), позволяет преодолевать абсурд существования через видение истинного и ложного векторов.
Кроме труда профессора ТГПУ, в журнале – множество статей, посвященных жизни и творчеству Ф.М. Достоевского, ознакомиться с которыми можно в электронной версии номера.
17 августа 2021
Не вандализм, а искусство! Авторские граффити студентки ИИЯМС украсили территорию Зональненской СОШ
Студентка Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ Таисия Шутова вошла в число победителей творческого конкурса МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района и украсила авторскими граффити фасады учреждения в рамках проекта по благоустройству прилежащей к школе территории.
17 августа 2021
В профессиональный праздник – на рабочем месте: студенты-археологи ТГПУ продолжают исследование
Уже месяц на дебютной археологической экспедиции в составе Сельскохозяйственного отряда «Клевер» ТГПУ трудятся студенты, которые вчера, 15 августа, отмечали профессиональный праздник – День археолога. Первая археологическая бригада была создана в вузе при поддержке Томского отделения «Российские студенческие отряды». В ее состав вошли обучающиеся исторического направления историко-филологического факультета ТГПУ, которые отправились на территорию объекта «Обход Усолья-Сибирского» в районе поселка Мальта Иркутской области.
16 августа 2021
Жизнь без буллинга и домашнего насилия: ТГПУ – путь к счастливому детству и родительству
В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» факультет психологии и специального образования ТГПУ объединился с Центром профилактики и социальной адаптации «Семья» для совместного решения актуальных проблем – буллинга и домашнего насилия.
Взаимодействие направлено на создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, обучения и социализации детей; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования; планирования родителями (законными представителями) действий по решению возникающих при воспитании, развитии и обучении ребенка вопросов.
В 2021 году участились обращения в Центр «Семья» от жертв школьной травли или домашнего насилия. Тревожные звонки спровоцировали объединение экспертов ТГПУ и отдела помощи женщинам Центра для поддержки детей и взрослых, оказавшихся в острых ситуациях. Как считают специалисты, виной увеличения спроса на помощь – пандемия и затяжная самоизоляция.
«В ситуации пандемии семья оказалась в замкнутом пространстве, что спровоцировало столкновения между родителями и детьми. Кроме того, выйдя с дистанционного обучения, ребенок заново учится взаимодействовать со сверстниками, своими одноклассниками. И здесь начинается школьная травля», – уверена Ольга Викторовна Каракулова, декан ФПСО.
Государственное задание на оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи получили только 9 из 33 педагогических вузов России, в числе которых Томский государственный педагогический университет.
«Важность и уникальность этого проекта заключаются в его направленности на пропаганду позитивного и ответственного родительства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений», – отмечает Светлана Красковец, эксперт Информационно-аналитического управления ТГПУ.
Профессиональные психологи, педагоги, логопеды, дефектологи ТГПУ, а также привлеченные специалисты предоставят услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям.
Совместная работа вуза и Центра поможет родителям и педагогам детских образовательных учреждений на ранних стадиях выявить жертв и оказать им срочную психологическую помощь. Как показывает практика, учителя в школах слабо осведомлены о проблеме буллинга, и потому не всегда могут вовремя заметить ребенка, поддавшегося травле.
К решению проблемы уже активно подключаются студенты ТГПУ: будущие психологи посещали вебинары, посвященные теме жестокого обращения, раз в месяц обучающиеся вуза и сотрудники отдела помощи женщинам встречались для обсуждения важных вопросов (юридическая и психологическая помощь, диагностика насилия, механизмы работы с детьми).
«Если дома ребенок получает поддержку, то с буллингом возможно справиться. Но если доминантные родственники ведут себя агрессивно (физически или психологически) по отношению к ребенку, ресурсов для проработки внешних проблем, в том числе буллинга, у него не будет», – говорит студентка ФПСО ТГПУ Марина Дик.
Кроме того, обучающиеся ТГПУ проходили практику в отделе, выезжали на тренинги, исследовали проблемные вопросы в своих выпускных квалификационных работах и даже, вдохновившись благородной деятельностью Центра, отправились туда на работу, как выпускница ФПСО Ольга Макарова.
Девушка регулярно участвовала в мероприятиях Центра: консультациях детей (до 18 лет) и их родителей по вопросам детско-родительских отношений, проведении групповых и профилактических занятий в школах, уличных акций, социальных гостиных, на которых делался особый упор.
«Домашнее насилие – очень серьезная проблема современного мира. Я считаю, тот, кто вооружен информацией, владеет миром. В этом ключе ТГПУ может рассказывать будущим педагогам и психологам об этой проблеме, проводить профилактические акции, придающие огласке эту проблему и методы борьбы с ней», – уверена Ольга.
Реализация проекта завершится в декабре этого года, однако на базе Центра поддержки семьи ТГПУ планируется регулярное проведение научных исследований и анализа ситуации, а также постоянное предоставление консультативной помощи населению Томской области. Одной из важных перспектив является формирование родительского сообщества, обладающего знаниями и умениями в вопросах современного семейного воспитания.
12 августа 2021
Состоялось официальное подписание соглашения о взаимодействии и сотрудничестве ректором ТГПУ Андреем Николаевичем Макаренко и Уполномоченным по правам ребенка в Томской области Ларисой Анатольевной Лоскутовой.
12 августа 2021
В сентябре 2021 года в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» стартуют сетевые программы дополнительного образования ТГПУ и ТГУ: курсы повышения квалификации «Оказание уходовых услуг пожилым людям и людям, нуждающимся в оказании помощи», а также курсы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность – новые ориентиры и технологии дошкольного образования», которые позволят получить востребованную профессию и трудоустроиться. Набор слушателей пройдет по всей стране: присоединиться к обучению смогут жители любого города России.
Томский государственный педагогический университет осуществляет не только подготовку будущих педагогов для образовательных организаций России и мира, но и становится центром подготовки взрослых, обучая прикладным компетенциям для дальнейшей профессиональной реализации в новой актуальной должности. Впервые программы дополнительного образования взрослого населения были разработаны специалистами Института детства ТГПУ в сетевом взаимодействии с коллегами из Института образования Томского государственного университета.
«Программы имеют модульное построение, что способствует успешному освоению необходимых компетенций, – говорит директор Института детства ТГПУ Ирина Александровна Дроздецкая. – Так, например, первый обязательный модуль программы переподготовки даст основные знания для начала педагогического труда, в том числе навыки построения индивидуальной образовательной траектории в дошкольной сфере, а второй – тьюторский – обеспечит сопровождение слушателей в процессе профессионализации».
В результате обучения по программе переподготовки будут сформированы профессиональные компетенции, соответствующие трудовым функциям воспитателя дошкольного образовательного учреждения по профилю базового высшего образования, в том числе использование новых контекстов развития детей; выстраивание педагогической деятельности на занятиях различной направленности с учетом ценностей семьи и детства; организация различных видов образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий; разработка и проведение занятий с использованием различных методов и средств речевого, познавательного, социально-коммуникативного, физического, художественно-эстетического развития; применение приемов инновационных практик для развития индивидуальности каждого ребенка и другие.
Запуск программы запланирован на 6 сентября 2021 года.
«В течение трех месяцев будущие воспитатели прослушают курс длиной в 256 часов. Обучение будет организовано бесплатно для находящихся на учете в Службе занятости населения и имеющих высшее или среднее профессиональное образование», – уточняется в Администрации региона.
Подать заявку на обучение также можно через портал «Работа в России».
КПК «Оказание уходовых услуг пожилым людям и людям, нуждающимся в оказании помощи» также будут запущены в сентябре.
В процессе освоения программы слушатели научатся обеспечивать организационно и психологически комфортную, безопасную физическую и окружающую среду для пожилых людей и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, оказывать конкретные виды помощи для улучшения качества жизни.
Для получения консультации по программам доп. образования можно обратиться к специалистам ТГПУ Мамай Александре Евгеньевне (kurator@tspu.ru) или Гультяевой Анне Аркадьевне (specialist-fpk@tspu.ru).
11 августа 2021
Студент ТГПУ избавил педагогов допобразования от «бумажной» работы и запатентовал изобретение
Андрею Коробко 21 год. Впереди — четвертый, выпускной год обучения в Томском педагогическом университете. А еще Андрей входит в команду, которой принадлежит патент на программно-аппаратный комплекс. Разработка упрощает документооборот в образовательных учреждениях. В первую очередь она будет полезна в допобразовании. Систему начал разрабатывать сотрудник ТГПУ по просьбе вузовского центра робототехники для детей. Затем он уволился, задача осталась нерешенной, и для нее привлекли студентов.
10 августа 2021
Специалисты ИФФ и ИИЯМС продолжают исследование русской лингвокультуры
Вышла из печати монография «Концепт ДОСУГ в современной русской лингвокультуре» доктора филологических наук, зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ ТГПУ Анны Владимировны Курьянович и кандидата филологических наук, специалиста по УМР кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации ИИЯМС ТГПУ Ирины Евгеньевны Охолиной.
Монография содержит обобщение результатов исследования авторов, полученных в ходе анализа языковых средств выражения комплекса смыслов, которые вкладываются современными носителями русского языка в представления о досуге.
«Работа над монографией шла несколько лет, – рассказывает Анна Владимировна. – Выбор концепта для анализа не случаен: всем кажется, что они понимают суть досуга, все стремятся провести досуг содержательно, но в последнее время наполнение этого понятия трансформировалось в контексте происходящих в нашей жизни изменений. Нам хотелось уловить эти изменения и описать их с опорой на имеющийся в современной лингвистике инструментарий. Эта книга очень значима для нас, поскольку посвящена памяти Нины Михеевны Охолиной, кандидата филологических наук, проработавшей долгие годы в Томском педагогическом университете».
В монографии содержится комплексное описание концепта «досуг» в лингвокультуре современного русского этноса. Выявлены ключевые характеристики лингвокультурного концепта и осуществлено его разноаспектное описание как фрагмента русской картины мира; разработан и апробирован комплексный лингвокультурологический анализ в синхронии; исследованы функционально-прагматические свойства лексических единиц, принадлежащих тематической группе «Досуговая лексика»; описано языковое своеобразие концепта «досуг» на современном этапе развития национальной лингвокультуры.
Книга адресована специалистам по лингвистической концептологии, лингвокультурологии, лингвострановедению, семантике, функциональной стилистике, лингвистической прагматике, теории и практике преподавания русского языка как иностранного; студентам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.
10 августа 2021
ТГПУ. После скольких лет? Всегда.
Выпускники 1991 года факультета начальных классов Томского государственного педагогического института вернулись в стены университета спустя 30 лет. Бывшие студенты встретились с преподавателями, вспомнили годы учебы и посетили экскурсию по родному вузу.
9 августа 2021
Разговор о семье с профессором ТГПУ
В эфире радио «Томский Благовест» – Анастасия Николаевна Кошечко, доктор филологических наук, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессор ИФФ ТГПУ, с разговором о современной семье и актуальности возникающих внутри нее проблем.
Подкаст «Так ли современны проблемы современной семьи?» доступен к прослушиванию:
6 августа 2021
Специалисты ИД и Уполномоченный по правам ребенка в Томской области обсудили вопросы сотрудничества
Директор Института детства ТГПУ Ирина Александровна Дроздецкая и доцент кафедры дошкольного образования ИД Елена Дмитриевна Файзуллаева встретились с Уполномоченным по правам ребенка в Томской области Ларисой Анатольевной Лоскутовой, чтобы рассмотреть варианты взаимодействия в интересах детей региона.
В процессе диалога были подняты вопросы сотрудничества при организации мероприятий для детей разных возрастов по правовому воспитанию, а также для родителей и педагогического сообщества по развитию родительских компетенций, формированию безопасного образа жизни, созданию условий благополучного детства.
«Для ТГПУ важно сотрудничество с институтом Уполномоченного, потому что мы занимаемся подготовкой будущих педагогов для сферы образования, социальной сферы, которые должны быть готовы к решению профессиональных задач, сложных ситуаций, связанных с семьей и ребенком. Это сотрудничество поможет развивать в студентах социальную активность», – считает Ирина Александровна.
Совместная деятельность сторон предполагает реализацию ряда событий, например, проектов «Декада Уполномоченного в ТГПУ» и «Студенты-детям». Первый нацелен на информирование студентов Педагогического о деятельности Уполномоченного и его аппарата, основная цель которой заключается в защите прав и интересов каждого ребенка и поддержке семьи. Второй – идея представителей Института детства по проведению студентами вуза воспитательных мероприятий для детей в начальной школе и детских садах. Планируется, что участие в проекте примут все студенты выпускного курса, вышедшие на практику в образовательные учреждения.
«Важно привлекать к сотрудничеству студенческое сообщество, ведь именно студентам университета в самое ближайшее время предстоит не только преподавать свой профильный предмет в школе, но и помогать детям в различных ситуациях: противостоять буллингу, преодолевать жизненные трудности, поддерживать при вхождении в новый классный коллектив», – отмечает Лариса Анатольевна Лоскутова.
Кроме перечисленного, была рассмотрена и принята в план работы в рамках соглашения инициатива ТГПУ, связанная с непосредственным участием представителей вуза в разработке концепции безопасности детства на территории Томска и Томской области.
5 августа 2021
На ежегодный областной конкурс «Спортивная элита» в 2021 году поступило более сотни заявок. Комиссия оценила достижения томских спортсменов и тренеров и огласила список победителей в многочисленных номинациях. Среди лучших – имена студентов Томского государственного педагогического университета.
5 августа 2021
Рыцари или викинги: столкновение эпох в Томском Педагогическом
Неожиданно, но факт: научиться стрелять из пневматической винтовки или драться на мечах, попробовать стрельбу из лука, метание ножей, топоров и сулиц, почувствовать себя древнеримским гладиатором можно в Томском Педагогическом. Занятия Клуба исторического фитнеса и реконструкции «Химера» проходят в тире университета.
4 августа 2021
Директор физ-мат центра ТГПУ прошел конкурсный отбор на обучение в Центре «Сириус»
Образовательный центр «Сириус» (г. Сочи) завершил конкурсные мероприятия и отобрал педагогов для участия в программе повышения квалификации «Организация школьного обучения физике детей с выраженными физико-математическими способностями». С профессиональными испытаниями успешно справился директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ Михаил Александрович Червонный.
Программа КПК будет реализована на базе ОЦ «Сириус» с 19 по 24 августа 2021 года. Чтобы попасть на обучение, кандидатам необходимо было пройти несколько дистанционных соревновательных этапов, среди которых презентация мотивационного письма и, по возможности, рекомендательного письма от члена экспертного совета регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (по соответствующему профилю), а также основное конкурсное задание, заключающееся в решении в течение нескольких дней 20 олимпиадных заданий, включенных в перечни всероссийской олимпиады школьников по физике, заключительных этапов олимпиад стран СНГ по физике, олимпиады студентов МФТИ. Кроме рекомендательного письма от университета, подписанного ректором ТГПУ Андреем Николаевичем Макаренко, в папку конкурсных документов Михаил Александрович вложил письмо от ОГБУ «Региональный центр развития образования».
«В связи с введением нового учебного плана старшей школы в ряде общеобразовательных учреждений физико-математический профиль заменяется на технологический, что приводит к трансформации подходов в работе с детьми с выраженными способностями в области физики и математики. Появляются естествознание, биофизика, в обучении естественным наукам растет время, отводимое на использование конвергентных и проектных технологий, а также на междисциплинарное содержание естественных наук, математики и информатики. Появляются новые подходы в обучении физике, владеть которыми необходимо педагогу, в том числе для подготовки будущих учителей в педагогическом университете, где в настоящее время будут открываться технопарк и педагогический кванториум», – говорит М.А. Червонный.
Среди причин участия в конкурсном отборе Михаил Александрович называет желание восстановить некоторые старые знания и получить новые для реализации курсов подготовки олимпиадников в нашем регионе, экспериментальных курсов по физике и проектных кружков; необходимость углубленного знакомства с системой работы коллег из МФТИ, с которыми ТГПУ осуществляет сотрудничество, в том числе в рамках проекта «Физтех регионам», и коллег из «Сириуса»; обмен опытом с коллегами из других регионов по организации работы со школьниками с выраженными физико-математическими способностями; дальнейшее использование полученных знаний и опыта в работе с будущими учителями физики и математики, обучающимися в ТГПУ и практикующимися в физ-мат Центре, где они разрабатывают и реализуют кружки для работы со школьниками в системе дополнительного образования детей.
Как отмечают представители Центра «Сириус», во время прохождения курсов повышения квалификации слушатели познакомятся с методами решения задач повышенной сложности по основным разделам физики и проведения физического эксперимента; особенностями углубленного преподавания физики; основами методической организации учебного занятия; возможностями ресурсной базы для осуществления проектной и исследовательской работы школьников в ОЦ; особенностями организации проектной и исследовательской деятельности в области физики.
Конкурсный отбор на обучение также прошла выпускница физико-математического факультета ТГПУ, учитель физики Томского физико-технического лицея Ульяна Гусельникова. Всего на программу было подано 88 заявок, из которых только 39 педагогов из 22 регионов России станут участниками программы.
4 августа 2021
Добрые планы: ТГПУ на встрече с представителями Ассоциации волонтерских центров
В Томске на базе Ресурсного центра развития добровольчества Томской области «Бумеранг добра 70» с представителями Ассоциации волонтерских центров (г. Москва) встретились активисты общественных и волонтерских организаций города. Чтобы рассказать о деятельности Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения», поделиться опытом и ближайшими планами, к беседе присоединился лидер движения в вузе, студент ИФФ Дмитрий Кузнецов.
3 августа 2021
«Территория большого взрыва» или самое громкое событие лета от Команды Педагогического
Ежегодно в разгар летнего сезона команда Томского Педагогического организует площадку для молодых, амбициозных и активных людей, которые встречаются на слете работающей молодежи Томска «Маёвка». Студенты и сотрудники ТГПУ традиционно проводят это мероприятие для специалистов различных организаций города. В 2021 году событие прошло в тематике Года науки и технологий в России.
2 августа 2021
О чем говорят абитуриенты: финишная прямая приемной кампании ТГПУ
Приемная кампания ТГПУ продолжает свою работу и уже близится к самым важным этапам – публикации конкурсных списков и зачислению первокурсников. Уже более трех тысяч абитуриентов – представителей России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья готовы к яркому студенчеству в Томском Педагогическом.
Самый важный фактор при выборе места учебы – конечно, интерес к будущей профессии. Поступающие в ТГПУ признаются, что педагогика их интересует давно, а желание передавать детям знания и опыт не оставило сомнений – поступать надо в педагогический. Например, выпускница МБОУ «Заринская СОШ им. М.А. Аверина» Кемеровской области Карина Кнор приняла решение связать свою жизнь с учительством, участвуя в профориентационных мероприятиях ТГПУ. На онлайн-смене «Сам себе педагог 2.0» девушка буквально влюбилась в Томский Педагогический.
«В течение учебного года проходила также олимпиада по педагогике, в которой мы с друзьями заняли 2 место среди всех школ. Это в очередной раз доказало, что даже дистанционно университет невероятно заряжает, дает сил и энергии! Университет мне очень понравился, другие вузы я не рассматривала, так и подала документы только в ТГПУ», – делится Карина.
Другим важным моментом при выборе учебного заведения для наших абитуриентов стала интересная студенческая жизнь ТГПУ: учебный процесс; мероприятия творческие, спортивные, научные; возможность прохождения практики в школах и других образовательных организациях, различных оздоровительных лагерях региона и за его пределами; программы академической мобильности – все это привлекло, например, Татьяну Федюкевич, выпускницу МАОУ СОШ №22 поселка Светлый:
«Мои подруги, поступившие в ТГПУ, всегда рассказывали об учебе с особым энтузиазмом, что подтолкнуло меня тоже сделать выбор в пользу Томского Педагогического. Я наслышана о занимательных парах и талантливых преподавателях».
Уникальные учебные программы, которые не встречаются больше нигде в области, привлекают внимание абитуриентов. Так, одним из направлений подготовки студентов на ФПСО ТГПУ является «Логопедия», оно позволяет получить исключительное образование.
«На ФПСО я смогу научиться работать с речевыми нарушениями ребенка, с сопутствующими патологиями органов слуха, речевого аппарата или центральной нервной системы. Это очень важно и нужно современным детям», – уверена Александра Калинина из Школы-лицея №46 города Шымкента, Казахстан.
Поступающих впечатляет и статус Томского государственного педагогического университета не только в области, но и в России: в различных рейтингах национального и международного уровней ТГПУ много лет остается в лидерах профильного образования. На показатели рейтингов ориентировался абитуриент из МБОУ СОШ №87 ЗАТО Северск Максим Бобр:
«Так как мне интересна профессия учителя, я особенно усердно выбирал педагогический вуз. Одним из самых важных пунктов для меня был статус университета в регионе и в стране, позиция вуза среди других учебных заведений. ТГПУ всегда находится в числе лидеров, поэтому выбор пал на него».
ТГПУ выбирают не только вчерашние школьники, но и люди, уже получившие первое образование. Ирада Абдуллаева окончила Высшую школу журналистики ТГУ и решила продолжить свое обучение в ТГПУ. Девушку привлек Институт детства (направление «Искусство» и «Дополнительное образование»):
«Я выбрала магистратуру ТГПУ, потому что уверена в качестве образования здесь, к тому же мне всю жизнь была очень интересна сфера культуры, я с ней напрямую связана. Мне хотелось бы не только разобраться в предмете, но и научиться его грамотно преподавать».
Как отмечается на ресурсах Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в Минобрнауки РФ уже поступило более 7000 заявок на обучение в вузах России от иностранных граждан. Ожидается, что в ближайшие годы в России в два раза увеличится число иностранцев, получающих высшее образование. Приток иностранных абитуриентов традиционен и для Томского Педагогического: в вуз поступают ребята из стран ближнего и дальнего зарубежья, а некоторые из них, окончив бакалавриат или даже аспирантуру, остаются в ТГПУ для получения образования в смежной сфере и степени магистра. Пример тому – абитуриентка 2021 года Ли Бин из города Чунцин (Китай), которая уже окончила аспирантуру ТГПУ по направлению «Теория и методика профессионального образования» и планирует продолжать обучение в магистратуре по программе «Лингвокультурология»:
«Эта отрасль языкознания помогает разобраться в отношениях между языком и культурой, которые отражают характер народа, – говорит Ли Бин. – А русский язык, русская культура и Россия в целом интересуют меня еще со школы, когда я изучала историю России и читала известные романы русских писателей».
Несмотря на любовь к родному городу, в который Ли Бин вернется после окончания ТГПУ, чтобы стать преподавателем и распространять знания русского языка, задержаться в Томске девушку мотивировал педагогический состав вуза и качество получаемого образования:
«В работе с педагогами ТГПУ повысился не только уровень моего владения русским языком, но и уровень знаний об изучаемой стране, – делится будущий магистрант. – Например, «Педагогика высшего образования» помогла разобраться в системе высшего образования России и других стран, благодаря занятиям по академическому чтению, письму и выступлению я стала чувствовать себя увереннее, когда говорю или пишу по-русски, лучше понимать собеседника»
Уже в августе специалисты приемной комиссии ТГПУ начнут публикацию рейтинговых списков абитуриентов, а также проведут процедуры зачисления первокурсников на разные формы и степени обучения. А в сентябре Томский Педагогический вновь распахнет двери перед будущими педагогами, которые после обучения пополнят образовательные организации России и мира.
30 июля 2021
Новости 2081 - 2100 из 8441
Начало | Пред. | 103 104 105 106 107 | След. | Конец