
Предпраздничное заседание Ученого совета состоялось в ТГПУ
31 августа, в преддверии Дня знаний, в Томском государственном педагогическом университете состоялось торжественное заседание Ученого совета, в рамках которого прошло награждение сотрудников вуза.
1 сентября 2021
«Мама, я студент!»: День знаний в ТГПУ
Первого сентября ТГПУ по традиции встречал старых друзей и новых студентов. Первокурсники в ходе праздничной программы познакомились с деканами и директорами факультетов и институтов, одногруппниками и кураторами, которые проведут их в мир студенчества, и, конечно, с Томским педагогическим университетом.
1 сентября 2021
1 сентября 2021
Поздравление Большого томского университета
Ректоры томских вузов, объединённых Большим томским университетом, поздравляют студентов и преподавателей с общим праздником – с Днём знаний.
1 сентября 2021
Поздравление министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова с Днём знаний
Дорогие ученики, коллеги, родители! Поздравляю всех вас с Днём знаний!
Знания – это сила, которая всех нас соединяет, я бы даже сказал, роднит. Дети хотят знаний – отсюда их тысячи «почему?». Родители и учителя с радостью готовы делиться с малышами и подростками знаниями и открывать дорогу к ним.
Родителям необходимы знания о детях, и их дают им специалисты, школьные психологи, классные руководители. Педагогам в поиске знаний методически помогает Министерство просвещения и учёные специализированных институтов.
Давая детям знания, важно и воспитывать их, чтобы они любили Родину, были внимательны к окружающим, сохраняли традиции, были добрыми и трудолюбивыми. Поэтому сегодня, в День знаний, мы так много говорим и о воспитании.
Да, все мы, где бы ни жили, чем бы ни занимались, о чем бы ни мечтали, трепетно относимся к знаниям как к чему-то личному, дорогому, помогающему воплотить свои мечты, строить отношения с людьми, которые нам интересны. И процесс личной передачи знаний от учителя к ученикам – это та основа нашего образования, наша ценность, которую ничем не заменить никогда. Дети всегда будут приходить в класс, слушать учителя, общаться с друзьями – и так умножать свои знания, чтобы потом применить их на благо.
Знания помогают нам хорошо жить каждый день, а также создавать новое для освоения планеты и Вселенной. Важнейшую роль знаний для жизни и развития человека в современном мире наше государство подчеркнуло и тем, что нынешний год в России стал Годом науки и технологий.
И сегодня я желаю всем нам – школьникам и студентам, педагогам и родителям – продолжать накапливать знания, быть любознательными и усердными в расширении кругозора, поддерживать друг друга, ведь нынешний учебный год мы начинаем также в непростой ситуации, которая требует от нас беречь здоровье и соблюдать рекомендации медиков.
Пусть этот новый учебный год будет для вас счастливым!
31 августа 2021
Вошли в сотню: ТГПУ примет участие в Форуме лидеров студенческих инициатив педагогических вузов
Студенты и сотрудники ТГПУ прошли конкурсный отбор и вошли в сотню участников Форума лидеров студенческих инициатив педагогических вузов со всей страны.
31 августа 2021
Будущие первоклассники подготовились к школе в ТГПУ

В минувшую субботу Научная библиотека ТГПУ совместно с ТРОО Клуб многодетных семей «Лада» провели праздничное мероприятие «День первоклассника» для маленьких томичей, которым первого сентября предстоит пойти в первый класс. Проект был организован в рамках грантовой программы «Цифровая педагогика для многодетной семьи».
Участники события собрались в сквере НБ ТГПУ. Приветствовали гостей директор библиотеки Семененко Наталья Анатольевна и председатель ТРОО КМС «Лада» Кискина Надежда Орестовна.
«Не за горами День знаний, который станет для вас светлым и радостным праздником. Желаем вам счастливой и веселой школьной жизни, хороших отметок, стремления к знаниям и новым открытиям. Пусть первый ваш учебный год станет успешным, ярким и интересным», – обратилась Н.А. Семененко.
Первый этап – сразу с презента: перед стартом игры будущие школьники получили в подарок от ООО Объединение «Эксперт» ранцы, чтобы складывать в них заработанные на станциях вкусные и полезные подарки. И путешествие началось!
В увлекательном квесте ребята прошли несколько интерактивных площадок: «Веселые пузыри», где практиковали технику рисования мыльными пузырями; «Книжка-малышка» – своими руками мастерили книги; «Станция спортивная» – состязались в прыжках на скакалке и кольцебросе; «Забавная азбука» – собирали слова из букв и вспоминали гласные; и многие другие.
«На каждой станции школьники наполняли свои рюкзаки подарками. Нашим сладким спонсором выступила Администрация Советского района, а Администрация Кировского района подарила ребятам краски и карандаши, – рассказали представители ТРОО КМС «Лада». – Кроме кругосветки, много положительных эмоций детям подарила веселая игра в кругу с большим разноцветным парашютом».
Завершая игровое путешествие, участники и организаторы собрались на фотосессию у памятника «Учительница первая моя» в Учительском сквере ТГПУ. В беседе с родителями участвовавших в празднике школьников были сделаны выводы, что знания и умения, полученные в ходе прохождения станций, обязательно пригодятся первоклассникам в начале школьного пути.
30 августа 2021
«Я – куратор!»: в ТГПУ выпустились наставники для первокурсников

В стенах Томского государственного педагогического университета завершилось обучение студентов в рамках традиционной Школы кураторов. Теперь наставники готовы ко встрече с первокурсниками и к плодотворной работе с ними в течение года.
Установку на заключительный день работы Школы участникам дала руководитель Академии кураторов, председатель Объединенного совета обучающихся Карина Пеньдяк:
«Ребята, сегодня у нас с вами так же много работы, как и вчера, поэтому настраивайтесь на плодотворный и интересный день и не забывайте быть максимально включенными в происходящее».
Затем будущих кураторов ждали две лекции: «Креативное мышление» и «Сам себе профориентолог». На первом образовательном блоке активисты учились развивать свою креативность, придумывали интересные мероприятия, которые в дальнейшем смогут провести для первокурсников. На втором – изучали основы профориентации, чтобы помочь своим подопечным определиться с направлением деятельности в университете. Продолжился день игровым миксом «Возьми на заметку», в котором были собраны разнообразные игры на знакомство, сплочение и преодоление любых барьеров, начиная с эмоционального и заканчивая тактильным.
«Не только у куратора, но у любого педагога должен быть запас таких базовых игр и интерактивов с детьми на все случаи жизни: заполнить образовавшуюся паузу, отвлечь подопечных от стрессовой ситуации, разрешить конфликт в детском коллективе», – уверена игротехник Школы кураторов Таисия Шутова.
После небольшого перерыва студенты отправились на прохождение образовательной игры «Я – куратор!». Разбившись на команды случайным образом, ребята прошли 16 станций и выполнили задания, проверяющие уровень усвоения знаний, полученных на Школе. Перед командами стояла главная задача – пройти путь в четыре уровня от «абитуриента» до «куратора». На станции «Конфликтология» участники решали кейсы с проблемными ситуациями. А на «Нетворкинге для начинающих» будущие наставники пробовали самостоятельно разработать авторскую игру, исходя из заданных критериев, например, времени проведения, количества участников и других.
«Школа помогла мне разобраться в структурах вуза, найти ответы на мои вопросы о том, как правильно объяснять первокурсникам назначение той или иной структуры. А еще запомнились игры, направленные на знакомство и сплочение коллектива. Мне кажется, это один из самых полезных блоков для будущего педагога», – рассказывается куратор ИИЯМС Данил Васюков.
Каждый день Школы заканчивался раздачей домашнего задания. Так, участникам необходимо было самостоятельно разработать два кураторских часа, которые будут проведены в сентябре: придумать темы и концепцию, прописать цели и задачи, учесть все детали проведения и организации. После защиты своих кураторских часов студенты отвечали на вопросы экспертов и своих коллег, благодаря чему им удалось увидеть недостатки в своей работе и придумать, как их исправить. Завершала обучение, конечно, проверочная работа: заключительный тест собрал задания по программе всей Школы актива. По его результатам были вручены сертификаты кураторов.
Церемония закрытия Школы началась с награждения благодарственными письмами и яркими толстовками с логотипом Академии кураторов наставников сезона 2020-2021.
А затем свою заслуженную награду за двухдневную интенсивную работу получили и ученики Школы кураторов 2021 года. Теперь каждый из них знает, как решить конфликтную ситуацию внутри группы, как сплотить коллектив еще в сентябре и где искать ответы на вопросы первокурсников.
30 августа 2021
В новый учебный год – с новой деятельностью: дан старт Школе кураторов ТГПУ

В стенах Томского Педагогического традиционно для конца августа начала работу Академия кураторов, выпускающая студентов, помогающих первокурсникам быстрее освоиться в университете.
Первый день «в школе» традиционно начался с торжественной церемонии открытия. С приветственным словом выступила Наталья Михайловна Михайловская, директор Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ:
«Только от куратора зависит, как зарядится первокурсник на яркую студенческую жизнь в университете. Поэтому на кураторах лежит большая ответственность. Старайтесь максимально брать для себя все, что происходит на Школе, ведь это поможет вам в вашей будущей деятельности».
Как и все образовательные проекты Томского Педагогического, Школа началась форматом «Миксер», когда участники с помощью тематических игр знакомятся друг с другом. Это важно, потому что Академия кураторов – большое подразделение, взаимодействующее между собой на протяжении всего учебного года.
На установочной лекции председатель Объединенного совета обучающихся ТГПУ Карина Пеньдяк рассказала будущим кураторам об истории кураторства в университете, погрузила в специфику предстоящей в этом году работы и познакомила их с нововведениями. Например, с электронным журналом куратора, который поможет сделать работу наставников более продуктивной и эффективной.
В рамках МК от вожатой ДОЛ «Восход», активистки Студенческого клуба ТГПУ Екатерины Бобковой будущие наставники узнали о форматах методической работы с первокурсниками и попробовали создать один из предстоящих в сентябре кураторских часов.
В блоке «Профком и с чем его едят» председатель профсоюзной организации студентов ТГПУ Михаил Пронькин и председатели профсоюзов факультетов и институтов ответили на вопросы участников, касающиеся правовой базы, например, о заселении в общежитие.
«Первокурсник по всем вопросам в первую очередь всегда обращается к куратору, поэтому старший товарищ должен быть идеально подкован в правовом поле, чтобы суметь помочь подопечному студенту», – уверен Михаил Пронькин.
О напарничестве и конфликтологии со студентами поговорил начальник отдела по молодежной политике ТГПУ Дмитрий Буйницкий. Участники попробовали техники и практики, направленные на преодоление эмоционального и тактильного барьеров, на сближение. Это необходимо для более сплоченной работы пары кураторов.
«Мне особенно запомнился мастер-класс по напарничеству, потому что там мы преодолевали тактильные барьеры, а это хоть и трудно сделать с незнакомыми людьми, но очень полезно. Еще эти практики помогли приобрести навыки решения проблем и выхода из различных конфликтных ситуаций», – поделился Виктор Бушуев, участник Школы кураторов.
Затем ребят ждал групповой коучинг работы по факультетам: студенты разрабатывали совместно со своими председателями и кураторами прошлого года программу работы. В итоге получился первый кураторский час на День знаний, а также и последующие – на первый учебный месяц в ТГПУ.
Со стартом Школы каждый участник получил «Карточку включенности», содержащую список определённых компетенций, которые будущий наставник мог бы прокачать в рамках МК и встреч на Школе. Эти карточки пригодились ребятам на рефлексии: каждый смог отметить для себя те навыки, которые удалось улучшить в течение первого дня, а также определить для себя индивидуальную траекторию развития.
Впереди второй день, который подарит участникам не менее интересные и полезные встречи с экспертами и кураторами прошлого года.
27 августа 2021
В рамках Августовского регионального форума работников образования на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и подготовки работников образования прошло первое заседание Совета по развитию педагогического образования, созданного при Министерстве образования Кузбасса. Участие во встрече приняли министр образования Кузбасса Софья Юрьевна Балакирева, ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко, ректор ТОИПКРО Оксана Михайловна Замятина, представители органов государственной власти, высших учебных заведений и научных организаций, государственно-общественных объединений, профессиональных образовательных организаций и учреждений дополнительного профессионального образования, которые вошли в состав Совета.
Главная цель создания Совета заключается в необходимости координации вопросов по развитию педагогического образования и подготовке кадров для сферы образования:
«Развитие системы педагогического образования – одна из приоритетных задач, которые сегодня стоят перед нами. Совет станет новой коммуникационной площадкой для эффективного взаимодействия вузов, педагогических колледжей и школ. Он позволит скоординировать усилия всех участников непрерывного образования педагогов в регионе, чтобы решить вопросы дефицита кадров и повысить уровень подготовки будущих учителей в современных условиях», – отметила министр образования Кузбасса С.Ю. Балакирева.
Первое заседание было посвящено обсуждению стратегических инициатив и проектов в системе педагогического образования; приемной кампании 2021 года; новых подходов в подготовке педагогических кадров; профориентационных мероприятий и трудоустройства выпускников в образовательные учреждения. В ходе работы также был презентован Центр непрерывного повышения профессионального мастерства Кузбасса. Завершая диалог, члены совета определили план совместных действий на 2021-2022 год.
27 августа 2021
Весь мир, который вы любите, – на полотнах Геннадия Бурцева
До 6 сентября в Томском областном художественном музее работает персональная выставка живописи Геннадия Бурцева, приуроченная к 85-летию художника. Долгие годы Геннадий Павлович посвятил работе в ТГПИ, а его дочь Ирина Геннадьевна Бурцева сегодня – председатель Совета ветеранов ТГПУ.
26 августа 2021
25 августа в рамках мероприятия Международного военно-технического форума «Армия – 2021» (22-28 августа) состоялась конференция «Психологическая оборона. Информационное противоборство в условиях ментальной войны». Томский Педагогический представил ректор ТГПУ Макаренко Андрей Николаевич.
26 августа 2021
Завершился второй этап Всероссийского конкурса «Твой ход» Президентской платформы «Россия – страна возможностей». По итогам пройденных испытаний 16 студентов ТГПУ вошли в число 10 000 полуфиналистов, которые встретятся для прохождения новых конкурсных этапов в разных городах страны.
«Твой ход» – экосистема для студентов со всей страны, помогающая прокачивать уже имеющиеся навыки и приобретать новые. Чтобы пройти в полуфинал, необходимо было выполнить несколько заданий: на первом этапе это были различные тесты на определение личности, типа темперамента и мышления, выявление таланта лидера команды и другие.
«Эти тесты помогли не только понять свои сильные и слабые стороны в профессии, но и понять свои желания. Даже если человек не готов ещё заняться каким-то глобальным проектом, шаг навстречу самому себе – это уже здорово», – делится студентка ИФФ Милана Чалбаш.
На основе результатов тестов студентам подбирались образовательные треки: «Вдохновляю» – для творческих и инициативных; «Развиваю среду», посвященный благоустройству окружающего мира; «Открываю страну» – об отечественном туризме, «Двигаю прогресс» – для получающих техническую специальность; «Меняю города» – об архитектуре; «Берегу природу» – для участников, заботящихся об окружающей среде; «Делаю добро» – на тему добровольчества; «Говорю о главном» – для начинающих блогеров и журналистов.
Для каждого направления были разработаны кейсы, которые необходимо было решить, объединившись в команды. Вячеслав Николаев, студент ИФФ, выбрал кейс, касающийся развития горнолыжных курортов нашей страны:
«Решение кейса не шло легко: мы успели загрузить ответ в последние дни. Он был в видеоформате с презентацией. С командой мы занимались поиском, на наш взгляд, наилучшего решения проблемы. Я распределял роли в группе и помогал остальным в написании текста для видео».
Сокомандники студента также были заняты: например, Дмитрий Кузнецов готовил качественную информативную презентацию; Кристина Райхе занималась поиском ответов на проблемные вопросы по теме кейса.
Сомнений в том, что пройдут дальше, у ребят не было, ведь работа была хоть и тяжелой, но слаженной и отточенной. Каждый выложился на максимум и внёс свой вклад.
«Хочется не только победить всех, но еще и подтянуть свою команду, поэтому я буду работать не только над своим проектом, но и помогать другим ребятам: мы все поддерживаем друг друга», – рассказывает Вячеслав.
Полуфиналы планируется провести в очном формате с 15 сентября по 30 октября 2021 года. В числе городов, которые первыми готовы принять конкурсантов, – Томск, Калининград, Ростов-на-Дону. Студенты станут участниками большой ролевой игры, которая позволит проявить все способности и навыки и продемонстрировать знания, полученные в ходе конкурса «Твой Ход».
В качестве призов на третьем этапе конкурса «Твой Ход» студенты смогут получить приглашения на стажировки в крупнейшие компании страны и на международные отраслевые форумы, совершить экскурсии на ведущие предприятия, пройти обучение в престижных корпоративных школах.
26 августа 2021
Тропами истории коренных малочисленных народов Томской области
В Томске проходит финал Всероссийского конкурса «Школа юного экскурсовода», на открытии которого с докладом выступила заведующая кафедрой языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ Елена Александровна Крюкова.
Для освоения навыков проектирования и работы в туристической сфере, а также прохождения мастер-классов от экспертов в Томск прибыли команды из Республики Алтай, Башкортостана, Удмуртии, Кемеровской, Оренбургской, Томской областей, Челябинска и Санкт-Петербурга. Дистанционно участвуют в финале конкурсанты из Ленинградской и Московской областей. Приветствовали участников начальник Департамента общего образования Томской области Ирина Борисовна Грабцевич и заместитель начальника Департамента Елена Вениаминовна Вторина.
«Уважение к тому месту, где ты живёшь, к истории своей малой и большой родины – это основа патриотизма, который мы бы очень хотели увидеть в подрастающем поколении», – отметила Ирина Борисовна.
В рамках конкурсного плана юные экскурсоводы проходят образовательные программы в Томске, Кривошеино, Парабели и Колпашево с погружением в историю и культуру, быт и обычаи коренных малочисленных народов Севера Томской области. Задача участников – по итогам шести дней географических экспедиций разработать экскурсионные маршруты по теме «Коренные малочисленные народы Томской области» с акцентом на дальнейшую возможность их практического использования. Чтобы помочь участникам в работе над конкурсной задачей, экспертом финала выступила зав. кафедрой языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ Елена Александровна Крюкова, представив доклад «Сибирь – «плавильный котел» для языков и культур»:
«Целью было ознакомить участников конкурса с народами, проживающими на территории Томской области, предоставить Интернет-источники с достоверной научной информацией о языках народов России, обратить внимание на особенности языков и характерные черты культуры народов Сибири».
Полученные от эксперта ТГПУ знания помогли участникам конкурса сориентироваться в поле информации по теме для успешного составления экскурсионного маршрута. Кроме того, заинтересовавшиеся изучением языков и культур народов Сибири участники получили возможность стать слушателями Международной конференции «Дульзоновские чтения», которая состоится в ТГПУ 15-16 сентября. Сегодня специалисты кафедры ведут активную подготовку к проведению научного события: уже подано более 70 заявок на участие с докладом из России, Казахстана, США, Германии и других стран мира.
* Организаторами Всероссийского конкурса «Школа юного экскурсовода» выступают Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей, Департамент общего образования Томской области и Областной центр дополнительного образования Томской области.
25 августа 2021
Томский педагогический – с новыми идеями со Всероссийского съезда учителей математики

В Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) на территории фонда «Талант и успех» в Парке науки и искусства прошёл Всероссийский съезд учителей математики, участие в котором принял Газизов Тимур Тальгатович, начальник Управления по развитию информационных систем и электронного документооборота (УРИСЭД) ТГПУ.
К мероприятиям съезда присоединились учителя математики общеобразовательных школ, специалисты по педагогике и методике преподавания предмета, специалисты дополнительного образования, представители вузов, занимающиеся подготовкой учителей, органов управления образованием, научные сотрудники, учителя информатики, физики и других дисциплин естественно-научного цикла из 66 регионов страны.
Открыл работу министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов:
«Наша задача – обеспечить всестороннее развитие школьников, для этого мы делаем всё необходимое. Сегодня учителя могут использовать различные информационные ресурсы, но важно, чтобы они были проверены и верифицированы в соответствии с современными образовательными стандартами и вписаны в единую методическую систему».
Съезд учителей математики является ключевым для работников системы среднего и высшего образования. Особое внимание в нем уделяется организациям, которые готовят кадры – будущих учителей.
В ходе работы на пленарных и секционных заседаниях коллеги обсудили состояние современного школьного математического образования в стране и перспективы его дальнейшего развития. На встречах со слушателями эксперты представили свои образовательные проекты, в том числе опыт работы с одаренными детьми. Была отмечена важность оперативного общения внутри сообщества учителей математики и даже запущен телеграм-канал.
«Отдельно хочется выделить опыт работы Адыгейского государственного университета. При этом вузе был создан Кавказский математический центр, который позволил решить ряд важных задач по организации работы с одаренными детьми и подготовке учителей математики. Руководителем Центра выступает профессор МФТИ Андрей Михайлович Райгородский, с которым ТГПУ не первый год сотрудничает в процессе подготовки талантливых школьников. Силами Центра – преподавателей АГУ и МФТИ, студентов – на территории всей республики проводятся масштабные математические мероприятия», – рассказал специалист ТГПУ.
Встреча с коллегами и обмен опытом стали мотиваторами на реализацию новых образовательных проектов в стенах Томского Педагогического, которые смогут не только дать дорогу талантливым студентам, но и повысить статус учителя в глазах широкой общественности.
24 августа 2021
День российского флага у подножья мемориала
Бойцы Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения» приняли участие в масштабной Всероссийской акции, посвящённой Дню государственного флага, который вся страна праздновала в минувшее воскресенье.
23 августа 2021
Студентка ИИЯМС удостоена звания «Мастер спорта России» по спортивной аэробике
Студентке второго курса Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ Арине Хворостовой приказом Министерства спорта РФ присвоено почётное звание «Мастер спорта России» по спортивной аэробике.
23 августа 2021
II Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество для профессионалов будущего»
19 августа в рамках форума «Август.PRO» состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество для профессионалов будущего». Работа велась в рамках нескольких секций, две из которых модерировали эксперты ТГПУ.
Секция «Наставничество: профессия или компетенция?» прошла под руководством Смышляевой Ларисы Германовны, профессора кафедры социальной педагогики факультета психологии и специального образования ТГПУ. Модератором обсуждения на тему «Наставничество как институция» выступила Суханова Елена Анатольевна, советник при ректоре ТГПУ.
«Когда мы говорим о наставничестве в контексте либо профессии, либо компетенции, мы в некотором смысле говорим о формальном и неформальном образовании», – обратилась к участникам Лариса Германовна, открывая работу.
На секции очно и в онлайн-формате выступили 10 спикеров – представители органов власти, работодатели, кураторы учебных и производственных практик руководители ПОО, ВО и их заместители, которые обсудили роль наставничества и тьюторских компетенций в современном образовательном процессе.
Первой доклад представила Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования ИД ТГПУ. Спикер уверена, что наставничество – помогающая практика, ведь в рамках нее один человек, более опытный и зрелый, помогает другому становиться в профессии, развиваться личностно:
«На мой взгляд, к сожалению, сейчас происходит размывание понятия наставничества. Я обратила внимание, что люди подменяют наставнический опыт педагогическим. Получается, что понятия педагогической и наставнической практики начинают активно сливаться».
Наставник в контексте педагогики совместной деятельности, по мнению Светланы Ивановны, вовлекает подопечного в профессиональную деятельность: инновационную, исследовательскую, проектную, социальную и т.д.
В завершение доклада эксперт сделала вывод о том, что наставничество – это компетенция, при этом, если речь идет о профессии учителя, то тогда это компетенция hard skills, так как она будет соорганизована с другими профессиональными компетенциями; если же мы говорим о других профессиях, по типу медика, инженера, менеджера, то наставничество попадет в число soft skills.
Долгова Людмила Михайловна, эксперт информационно-аналитического управления ТГПУ, директор школы «Эврика-развитие», представила доклад на тему «Наставничество как тьюторская компетенция»:
«Наставничество как передача профессиональных умений существовала как минимум со Средневековья. В нашей реальности проходит важный процесс индивидуализации образования, который стал ведущим. В этом смысле появилась задача индивидуальных задач и траекторий».
Наставник с тьюторской компетенцией должен сопровождать освоение учеником норм профессиональной деятельности. Сейчас современное педагогическое сообщество переживает проблему смены сути наставничества.
Об опыте взаимодействия компаний «Лама» и профессиональных образовательных организаций в своем выступлении коллегам рассказала Анжелика Владимировна Жураковская, директор по персоналу ГК «Лама»: компания осуществляет практики наставничества со студентами СПО.
Пояркова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-методической, научной работе ОГБПОУ «ТЭПК» поделилась практикой реализации программ наставничества по модели «педагог-педагог» в Томском экономико-промышленном колледже. Возрождение института наставничества в образовательном учреждении было связано с острой потребностью в привлечении молодых кадров.
ТЭПК реализует две программы наставничества: программа профессиональной адаптации и программы профессионального развития.
«На наш взгляд, развитие института наставничества в колледже стало возможно, ведь был найден баланс интересов всех сторон: и самого тьютора, и молодого педагога, и образовательной организации», – говорит Ольга Николаевна.
Онлайн к конференции подключился Уймин Антон Григорьевич, зав. кафедрой информационных технологий Московского индустриального колледжа. Спикер представил участникам секции инструменты наставничества в практическом обучении. Учебный план по программе наставничества по компетенции «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности» включал в себя несколько образовательных модулей, завершающей точкой которых стала итоговая аттестация.
Эксперты выразили единое мнение о том, что наставничество – все же компетенция, ценный механизм становления личности наставляемого. Формы реализации этой позиции человека могут быть разными в зависимости от контекста явления наставничества.
Модератором обсуждения на тему «Наставничество как институция» выступила Суханова Елена Анатольевна, советник при ректоре ТГПУ.
На секции спикеры задали иной вектор обсуждения: ставился вопрос о возможности наставничества стать институтом и о шагах, которые стоит сделать в эту сторону. Участники также пришли к интересным результатам по итогам своей работы.
«Институты бывают разными: религия, политика, экономика, семья и брак, образование. Институт – компонент социальных и иных отношений, который интегрирует, координирует и регламентирует разные индивидуальные и общественные активности. Нам нужно понять предмет деятельности института наставничества, чтобы отличать его на фоне других», – уверена Лариса Германовна.
Мария Олеговна Абрамова, руководитель Центра социологии образования ТГУ, в своем докладе уделила внимание проблемным и перспективным полям складывания института наставничества в Томской области.
Эксперт считает, что наставничество – социальный институт, так как он содержит определённый комплекс правил, норм, установок. Но вопрос стоит в определении формальности или неформальности института.
Тьюторская работа сталкивается с рядом проблемных точек, одной из которых спикер назвала осознанность работодателя: не являются очевидными выгоды от наставничества, что влечет за собой невысокую заинтересованность и неготовность брать студентов на практику.
Мясникова Надежда Андреевна, главный фельдшер станции скорой медицинской помощи города Томска, представила опыт практики наставничества на ССМП. Наставник сопровождает ряд важных процессов: адаптацию, управление эффективностью деятельности и обучение.
Преподаватель Томского механико-технологического техникума Суслов Андрей Александрович осветил в своем докладе тему игропрактики как формы взаимодействия студента, педагога и работодателя. Суть идеи состоит в том, чтобы внедрить элементы игровых технологий в образовательный процесс с целью освоения актуальных практико-ориентированных знаний.
Завершая обсуждение, спикеры проанализировали предоставленные точки зрения, которые демонстрировали различные аспекты рассмотрения вопроса.
21 августа 2021
20 августа, в заключительный день, Региональный педагогический форум «Август.PRO: матрица педагогических изменений» в Томске вновь отметился серией мероприятий с участием экспертов ТГПУ. В рамках круглого стола «Профилактика девиантного (суицидального) поведения несовершеннолетних: ресурсы межведомственного взаимодействия» выступила Семëнова Наталия Альбертовна, директор Института развития педагогического образования ТГПУ, а на семинар-совещании «Психолого-педагогический класс: новый вектор развития» доклады представили Титова Галина Юрьевна, начальник отдела практической подготовки и содействия трудоустройству, зав. кафедрой социальной педагогики ФПСО ТГПУ, и Лыба Алла Анатольевна, директор Центра профориентации и работы с талантливыми детьми и молодежью ТГПУ.
20 августа 2021
История флага России так же богата событиями, как и история самой страны. Менялись власть, государственное устройство и вместе с ними менялся и государственный символ.
Впервые привычный нам триколор появился на первом русском военном корабле «Орел» при Алексее Михайловиче. Точного описания того стяга у современной исторической науки нет, но и нет сомнения, что цвета были выбраны такие – белый, синий и красный. В январе 1705 года Петр I издал указ, обязывающий торговые суда поднимать бело-сине-красный флаг. Полосы на нем обязательно должны были располагаться горизонтально.
Такой вариант символа просуществовал до 1858 года: Александр II утвердил новую цветовую гамму, состоящую из черного, желтого (золотого) и белого цветов, а через 7 лет вышел указ, в котором эти цвета были названы государственными. Однако в 1883 году Российская империя вернулась к классическому триколору, который мы имеем сейчас.
В 1896 году Николай II учредил Особое совещание, которое пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными». Интересно разобраться в значении выбранных тогда цветов: красный цвет означал державность», синий – цвет Богоматери, а белый – свободы и независимости.
После февральской революции государственным флагом новой страны стал красный боевой, который продержался целых 70 лет. А 22 августа 1991 года на Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР официальным символом России признали бело-сине-красный триколор. В августе 1994 года президент России Борис Ельцин подписал указ, установивший праздник – День государственного флага Российской Федерации, который теперь мы отмечаем 22 августа.
Сейчас официального толкования цветов нет, зато есть масса гипотез. Например, что белый цвет символизирует благородство, синий – честность, а красный - храбрость. Именно такое символическое значение несли эти цвета в Древней Руси. Не менее интересная теория говорит о том, что цвета флага обозначали единство трех славянских народностей: Белоруссии (белый), Украины (синий) и Великороссии (красный). А третье предположение связывает триколор с государственной религией: белый цвет символизирует православие, синий – царскую власть, а красный цвет – великий русский народ.
20 августа 2021
Новости 2061 - 2080 из 8441
Начало | Пред. | 102 103 104 105 106 | След. | Конец