
«Без срока давности»: об опыте реализации всероссийского проекта в Томском педуниверситете
В рамках Международного научно-практического форума «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы», посвящённого сохранению исторической правды о Дальневосточной Победе Красной Армии во Второй мировой войне, была организована работа тематической площадки «Хабаровский процесс в учебно-воспитательном пространстве педагогического вуза, колледжа, школы». На вечерней сессии выступил ректор ТГПУ А.Н. Макаренко с докладом «О роли Ассоциации развития педагогических университетов и институтов в реализации проекта «Без срока давности».
8 сентября 2021
Ректор ТГПУ назначен заместителем председателя Ассоциации развития педагогического образования
6-7 сентября в Хабаровске состоялись мероприятия Международного научно-практического форума «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы», участие в которых приняли представители педагогического сообщества страны. В рамках Форума также прошло выездное заседание Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, на котором обсуждались вопросы обновления деятельности АРПУИ, были предприняты первые шаги перезагрузки, избран новый руководящий состав организации: решением членов Ассоциации ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко назначен заместителем её руководителя.
Вечерняя сессия прошла при участии министра просвещения России Сергея Сергеевича Кравцова, ректора МПГУ, президента АРПУИ Алексея Владимировича Лубкова, руководителей педагогических университетов и образовательных учреждений страны.
В приветственном слове А.В. Лубков вынес предложения по перезагрузке Ассоциации в связи с необходимостью создания единого образовательного пространства и расширения организации через включение в нее СПО, школ, НКО и представителей родительского сообщества. Для расширения направлений деятельности путем общего голосования члены Ассоциации приняли решение переименовать ее в Ассоциацию развития педагогического образования (АРПО).
«Ассоциация достаточно динамично развивается, но понятно, что с учетом всех тех решений, которые сегодня приняты в области воспитания, нам нужно развитие в целом педагогического образования. Сегодня начался новый, исторический этап для Ассоциации, поэтому Министерство поддерживает это решение», – обратился к присутствующим С.С. Кравцов.
Голосованием членов Ассоциации был обновлен состав организации: руководителем АРПО назначен министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов. Одним из заместителей руководителя избран ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко.
В голосовании приняли участие более 100 человек – главы педвузов России, представители профессорско-преподавательского состава университетов, учителя, студенты. Решение о перезагрузке и расширении деятельности Ассоциации, а также предложенные кандидатуры обновленного состава АРПО были поддержаны единогласно. Впереди членов Ассоциации ждет широкое обсуждение совместной работы в рамках нового понимания миссии АРПО.
8 сентября 2021
Первый успех на профессиональном поприще и благодарность за труд
Минувшим летом студенты младших курсов ТГПУ проходили первые педагогические практики: одни работали в пришкольных и городских лагерях, другие отправлялись в детские центры дополнительного образования. Студенты 671 и 672 групп Института детства и артпедагогики Кутыгина Кристина, Лесина Юлия и Андреева Екатерина прошли первые профессиональные пробы в Детском оздоровительно-образовательном центре «Орбита» г. Железногорск. Достижения девушек за время работы в Центре отметила директор «Орбиты» Ирина Ивановна Иванова, направив благодарность на имя ректора ТГПУ Андрея Николаевича Макаренко.
7 сентября 2021
С 13 сентября 2021 года в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» стартует программа переподготовки, реализуемая в ходе сетевого взаимодействия ТГПУ и ТГУ, «Педагогическая деятельность – новые ориентиры и технологии дошкольного образования». В кадровом центре «Работа России» прошла презентация программы, которую провели директор Института детства и артпедагогики ТГПУ Дроздецкая Ирина Александровна и представитель Института образования ТГУ Волкова Жанна Владимировна.
6 сентября 2021
Ректор ТГПУ принял участие в открытии нового корпуса Губернаторского Светленского лицея
В День знаний в микрорайоне Северный парк состоялось открытие нового корпуса Губернаторского Светленского лицея. В торжественной церемонии приняли участие исполняющий обязанности губернатора Томской области Анатолий Михайлович Рожков, директор лицея Александр Геннадьевич Сайбединов, заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмила Михайловна Огородова, ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко, депутат Государственной Думы России Татьяна Васильевна Соломатина, сенатор Совета Федерации РФ Владимир Казимирович Кравченко и другие.
6 сентября 2021
Лидия Грибанова, биолого-химический факультет.
Бывает и так, что предмет, который тебе совсем не нравится, становится основным направлением профессиональной жизни. Пример тому есть у первокурсницы БХФ:
«Я не любила биологию всей душой вплоть до восьмого класса. Именно из-за этого при подготовке к экзаменам у меня были большие проблемы: приходилось с нуля учить всю ботанику и зоологию».
Однако горячее чувство все же проснулось, когда в школьном курсе началась анатомия. Тогда Лидия начала изучение более углубленно: писала конспекты, начиняя их рисунками, решала тесты. Девушка открыла в себе склонность быстро и легко запоминать мелкие, иногда кажущиеся незначительными, детали любой темы.
«Биология особенно интересна странными фактами! Вот так живешь на свете и даже не представляешь, что где-то в тебе умирают и рождаются миллионы новых клеток. Трудно выделить какую-то одну особенность, из-за которой может нравиться биология или химия, это скорее стремление к саморазвитию и желание расширить свои знания», – делится Лидия.
Сыграло свою роль и увлечение: девушка занималась в танцевальном коллективе с трех лет. Обратить внимание на анатомию заставил хореограф студентки:
«Танцы — довольно травмоопасное занятие. Надо понимать, когда боль в мышцах от растяжки вполне нормальна, а когда – нет. Тем более, никто не исключает вывихи и прочие неприятные моменты».
Профессия педагога студентке интересна, при этом, выбирая, где бы ей хотелось преподавать, Лидия стойко называет высшие учебные заведения.
А пока до диплома есть время, студентка планирует использовать его по максимуму, занимая свободные часы интересной университетской жизнью. Например, продолжить волонтерскую и вожатскую деятельность или заняться журналистикой.
3 сентября 2021
«Смотрите, кто пришёл!» | ФФКиС
Максим Шелковкин, факультет физической культуры и спорта.
В серьёзный спорт Максим пришел пять лет назад, когда решил привести тело в хорошую физическую форму. Тренер заметил потенциал парня и предложил гири. Результат не заставил себя долго ждать: первый взрослый разряд студент получил уже спустя полтора года, в 16 лет, а в декабре 2020 года выполнил разряд «Кандидат в мастера спорта».
Следующая высота, которую нужно покорить Максиму, – высшее образование. Для достижения этой цели он выбрал Томский педагогический университет:
«Для меня ТГПУ – лучше всех других университетов в Томске, потому что здесь мне помогут показать максимум своих сил и научат всему, что мне пригодится для тренерской деятельности».
Студент решил продолжать заниматься гиревым спортом и по-прежнему выступать на соревнованиях, представляя теперь Томский Педагогический. При этом, параллельно обучаясь в вузе и приобретая важные и нужные компетенции для будущей профессии. Во внеурочной деятельности также на первом месте для молодого человека останется спорт: пока приглянулся Спортивный клуб ТГПУ.
После вуза Максим хочет стать высококлассным тренером по гиревому спорту или фитнесу – с этим определится позже, а пока впереди пять увлекательных лет учебы в Томском Педагогическом.
3 сентября 2021
Мария Иванова, физико-математический факультет.
Мария решила посвятить годы обучения в вузе изучению математики. Особенно в многообразии точных наук девушке полюбилась геометрия.
«С 8 класса я начала участвовать в олимпиадах по математике и занимать места. В 9 классе я очень хорошо сдала ОГЭ и поняла, что хочу заниматься именно этой наукой», — делится Мария.
Студентка выбрала ТГПУ, так как планирует попробовать себя в преподавании, для чего необходимы педагогические компетенции, знания специфики работы с детьми, а также умения сделать процесс обучения более интересным и увлекательным.
К слову, педагогический опыт у Марии уже есть: девушка была вожатой в лагере, где работа с детьми принесла ей огромное удовольствие и положительные эмоции. К тому же, студентке интересна деятельность Российских студенческих отрядов, которые представлены и в Томском педагогическом университете.
В качестве дополнительной деятельности студентка планирует попробовать себя в работе профорга группы, а может даже и всего физико-математического факультета. Ну и конечно, спорт: Мария страстно увлечена волейболом, так что сборная ФМФ точно пополнится новым хорошим игроком!
3 сентября 2021
Карина Кнор, технолого-экономический факультет (профили «Экономика и Право»).
Первокурсница ТЭФ давно знакома с Томским педагогическим университетом: девушка не раз участвовала в профильных сменах «Сам себе педагог» ТГПУ, а также в различных конкурсах и олимпиадах педагогического мастерства. Карина поступила по направлению Педагогическое образование, профили «Экономика и Право»:
«Я считаю, что это направление очень актуально на сегодняшний день: у меня будет и педагогическое образование, которое сейчас очень востребовано, и также я буду компетентна в экономико-правовой сфере».
Девушка не сомневается, что в ТГПУ можно научиться грамотно вести диалог с собеседником, свободно выступать на публике и точно доносить свои мысли. А кроме того, именно здесь можно узнать, что значит учиться с удовольствием, посвящая себя творчеству и саморазвитию.
«Главное для будущего и опытного педагога – это творчество, харизма и желание развиваться каждый день!» – считает студентка.
На внеучебную деятельность у первокурсницы тоже большие планы. Несмотря на творческую тонкую натуру и вездесущий энтузиазм к общественной работе, Карина любит заниматься и наукой: только за 11 класс девушка успела написать пять проектов, а также занять призовые места на районных исследовательских конференциях.
Екатерина Широкова, технолого-экономический факультет (отрасли «Декоративно-прикладное искусство и Дизайн»).
Творческая династия студентки не оставила шанса не увлечься: мама сама рисует, она же и привела маленькую Катю в художественную школу в 4 года, где она проучилась до 16 лет.
К вступительным испытаниям Екатерина готовилась с помощью подготовительных курсов, которые проводил Томский педагогический университет.
В будущий план жизни девушки преподавание в школе после вуза входит, но загадывать студентка не берется: многое может поменяться еще до окончания университета.
«Вся моя жизнь тесно связанна с художественностью, а еще я очень люблю детей и хочу попробовать передать им свои знания и умения, научить их чем-нибудь важному», – рассказывает Екатерина.
В яркой студенческой жизни будущего дизайнера привлекает деятельность педагогического отряда «Данко», который готовит первоклассных вожатых. Екатерина всегда любила ездить в лагеря, поэтому теперь ей было бы интересно попробовать себя там в другой, педагогической роли.
3 сентября 2021
«Смотрите, кто пришёл!» | ФПСО
Татьяна Першина, факультет психологии и специального образования.
Будущего логопеда в профессии привлекает возможность быть полезной и помогать людям с ограниченными возможностями здоровья.
«Я уверена, что знания, которые меня ждут в ТГПУ, помогут мне стать востребованным специалистом, дефицит которых сейчас особенно заметен. А особенные дети нуждаются в помощи и хорошем педагогическом сопровождении».
Университет девушка выбирала долго. На родине Татьяны, на Дальнем Востоке, наблюдается отток кадров, что привело к недостаточному количеству преподавателей в региональных вузах. К тому же, отсутствует там и желаемое направление «Логопедия». Однако рейтинги и показатели Томского педагогического университета позволили студентке сделать выбор именно в пользу ТГПУ. Не меньшее влияние на решение Татьяны оказали отзывы друзей и знакомых о вузе и факультете, а также профессорско-преподавательском составе ФПСО.
«ТГПУ очень отличается от других университетов не только в Томске, но и в стране своей информационной базой материалов для студентов и педагогическим составом, а также яркой студенческой жизнью», – говорит Татьяна.
Девушка наслышана об общественной деятельности ТГПУ, поэтому с родом занятий уже определилась: студентка хочет попасть в волонтерский отряд.
3 сентября 2021
День солидарности в борьбе с терроризмом
Сегодня, 3 сентября, в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Дата была установлена в 2005 году после трагических событий, произошедших в г. Беслан 1-3 сентября 2004 года.
Соболезнования семьям жертв террористических преступлений выразил глава региона Сергей Анатольевич Жвачкин и призвал всех противостоять этой угрозе:
«Уже 17 лет прошло после бесчеловечного кровавого теракта в бесланской школе, который унес 333 жизни – заложников и тех, кто спасал невинных детей. Но забыть эту трагедию невозможно. Томичи, которые тогда, в 2004 году, готовились отметить 400-летие города, хорошо помнят те горькие сентябрьские дни. Мы соболезнуем семьям жертв этого и других страшных террористических преступлений. Всем вместе нам нужно быть начеку и делать всё, чтобы такие трагедии никогда и нигде не повторились».
В 21 веке борьбу с терроризмом ведут все государства мира, однако средства этой борьбы находятся в руках обычных граждан – бдительность, гражданская ответственность и социальное единство, считает директор Центра патриотического воспитания ТГПУ Глеб Игоревич Балабаев.
«Необходимо помнить, что с терроризмом лучше не только бороться, но и предупреждать его возникновение, – говорит специалист. – А учитель – это больше, чем гражданин: в его силах воспитать поколение, которое не подвержено тлетворному влиянию идей экстремизма и терроризма».
Большой блок воспитательной работы в ТГПУ направлен именно на обсуждение с будущими педагогами проблем терроризма и экстремизма, выработке инструментов создания антитеррористической и антиэкстремистской среды в учебном заведении.
3 сентября 2021
Никита Моисеев, историко-филологический факультет (профили «История и Обществознание»).
Никита понял, что история – интересная наука, когда начал учиться в 10 классе, и настало время определяться с будущей профессией. Два года плотной подготовки к экзаменам дали результат – 85 баллов на ЕГЭ по истории. С общим баллом более 250 Никита принялся за выбор учебного заведения и направления будущей деятельности. Сердце лежало к педагогике, поэтому парень решил стать учителем истории и обществознания.
На педагогическую профессию студента вдохновили его учителя: преподаватели онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ и школьный учитель истории и обществознания. Их работа мотивировала!
Несмотря на то, что опыта взаимодействия с детьми у первокурсника ИФФ нет, желание реализоваться как учитель не угасает:
«На уроках истории в школе никогда скучно не было. Мой учитель много шутил, но при этом ничего не упускал. Именно он своим примером дал понять, что профессия педагога – не скучная, а очень даже насыщенная и интересная».
Никита очень любит историю и изучает ее с трепетом, однако особый интерес вызывает династия Романовых, а именно личность Екатерины II и период ее правления, который студент планирует заложить в основу своей исследовательской деятельности в вузе.
Кроме пополнения багажа знаний, будущий учитель хочет улучшить необходимые навыки благодаря университету:
«Помимо развития усидчивости, коммуникабельности, ответственности и отзывчивости, я бы хотел прокачать еще и навыки свободного общения с людьми, особенно с подростками, ведь это самый педагогически трудный возраст детей: при работе с ними нужно больше компетенций. Ну и самое главное – я хочу приобрести более глубокие знания по истории и другим дисциплинам».
Молодой человек не сомневается, что его студенчество точно станет насыщенным на события, интересным на знакомства и увлекательным на открытия.
Ольга Кадычкова, историко-филологический факультет (профили «Русский язык и Литература»).
Сделать выбор в пользу филологического направления проще простого, когда жить не можешь без литературы, без того, чтобы вникать в суть и проблему произведения, доходить до самых глубин и находить то, что автор надежно спрятал, – это точно знает первокурсница ИФФ. По душе девушке и изучение русского языка, поэтому определяться между литературоведением и лингвистикой будет достаточно трудно.
«Томск не зря называют городом студентов: здесь все условия для классного студенчества и счастливой жизни. Как минимум, сами вузы – одним из них является ТГПУ, который дает возможность всестороннего развития в учительской деятельности», – думает Ольга.
Интереснее всего студентка считает литературу ХХ века, как русскую, так и зарубежную, и надеется, что этому периоду будет уделено достаточно внимания при обучении.
Несмотря на способности к журналистике, студентка выбрала педагогику, ведь очень любит работать с детьми. Однако планы на будущее грандиозные – окончить бакалавриат и магистратуру ТГПУ, а затем пойти в аспирантуру и остаться преподавать в университете. Про школу первокурсница тоже уже думала: поработать с учениками удастся в рамках практики. А вот внеурочное время Ольга посвятит танцам.
3 сентября 2021
Знания – всем: ТГПУ с лекциями отправляется в школы
1-3 сентября 2021 года по всей стране проходит II федеральный Просветительский марафон «Новое знание». Одним из наиболее значимых его мероприятий является проект «Поделись своим знанием», приуроченный к началу учебного года. В его рамках Российское общество «Знание» приглашает лекторов в школы провести занятия для детей. Студенты и сотрудники ТГПУ также присоединились к просветительскому челленджу, посетив томскую гимназию №24.
3 сентября 2021
Педагогические лайфхаки в работе молодого специалиста
В рамках II федерального Просветительского марафона «Новое Знание», организованного Российским обществом «Знание», Дмитрий Борисович Насонов, проректор по молодежной политике и воспитательной работе ТГПУ, эксперт профессионального конкурса «Учитель будущего», входящего в президентскую платформу «Россия – страна возможностей», и студентка ФПСО, победитель конкурса «Учитель будущего. Студенты» Александра Соловьева совместно с коллегами провели онлайн-лекцию на тему «Педагогические лайфхаки в работе молодого специалиста».
Лекция транслировалась в социальных сетях конкурса «Учитель будущего». С участниками онлайн-включения Дмитрий Борисович поделился своими профессиональными секретами и рассказал коллегам о поддержке максимально продуктивного контакта с учениками.
Открывая встречу со слушателями, эксперт поздравил подключившихся с началом учебного года:
«Здорового, не дистанционного года, поиска новых, актуальных форм работы с детьми и родителями, минимум документации, максимум финансирования, счастья в личной жизни, исполнения хороших желаний, новых побед и неиссякаемого позитива! Будьте счастливы и любимы!»
Главная задача педагога, считает проректор, научить детей быть счастливыми. Когда стоит вопрос о воспитании успешных детей, то понятие «успешности» подвергается разным толкованиям, так как понимается каждым по-своему. Поэтому, опираясь на слова великого педагога Макаренко Антона Семеновича, спикер призывает к тому, чтобы, в первую очередь, создавать вокруг детей атмосферу, в которой легко генерировать эмоции счастья. Также Дмитрий Борисович поделился интересными интернет-источниками и книгами, которые как раз учат быть счастливыми через преодоление себя. В пример лектор привел книгу американской исследовательницы Джо Боулер «Безграничный разум».
Следующей выступила Наталья Валерьевна Пшонко, преподаватель английского языка в МАОУ Школа «Перспектива», президент Ассоциации молодых учителей города Томска. Совет эксперта заключается в том, чтобы не бояться искать и применять новые, необычные форматы в работе с детьми:
«Молодой специалист подвергается огромному стрессу, когда начинает работать в школе, потому что, несмотря на 11 лет общего образования и 5 высшего, период адаптации для любого специалиста одинаково сложный».
Наталья Валерьевна поделилась с участниками инструментами, которые помогают сделать процесс адаптации молодого педагога как можно легче и мягче. По мнению спикера, необходимо изучить все документы, регламентирующие работу учителя, чтобы не упустить возможности, которые дает статус «Молодой специалист». И не менее важно держать все важные документы под рукой, чтобы в случае необходимости иметь возможность к ним обратиться. Важно молодому педагогу также строго регламентировать личное время и личное пространство. Такие границы необходимо выстраивать учителю для того, чтобы рабочее и личное время не смешивалось, иначе профессиональное выгорание не заставит долго ждать. Облегчить рабочий процесс и не дать упустить важные дела любому учителю помогут удобные чек-листы и трекеры привычек, в которых можно отметить выполнение ежедневных задач.
Учитель начальных классов Заозерной средней общеобразовательной школы №16 Кошелева Светлана Александровна поделилась советами на очень актуальную для современного педагога тему – формы работы с родителями. План совместной деятельности по воспитанию детей должен начинаться с самих детей. Светлана Александровна сначала вместе со школьниками составляет список мероприятий на грядущую четверть, а затем обсуждает его с родителями, которые в свою очередь могут внести определенные коррективы. Также авторской идеей педагога стали «листы поощрения»: вместе с родителями классный руководитель обозначила ряд критериев, за которые можно было бы поощрять детей. Совместными усилиями выделили два главных – работа на уроке и поведение на перемене. А в конце года, по итогам работы, дети получили определенные призы за свои успехи, зафиксированные в этих листах.
О формировании педагогических классов рассказала Соловьева Александра Евгеньевна, студентка 5 курса ФПСО, победитель конкурса «Учитель будущего. Студенты». Девушка выступила с докладом «Профориентация будущих педагогов», представила слушателям опыт ТГПУ в реализации проекта «Открытый педагогический класс», направленного на реализацию школьниками своего педагогического потенциала.
В результате лекции Дмитрий Борисович, Александра Евгеньевна и другие спикеры открыли коллегам и будущим педагогам ценные советы и лайфхаки, которые сделают работу в школе эмоционально и ресурсно более легкой. Посмотреть выступления экспертов можно в записи трансляции лекции.
3 сентября 2021
«История ТГПУ в людях»: к юбилею Светланы Ивановны Поздеевой
Сегодня, 2 сентября, юбилей отмечает Светлана Ивановна Поздеева, cоветник при ректорате ТГПУ, доктор педагогических наук, профессор.
Окончив Томский государственный педагогический институт (ТГПИ), Светлана Ивановна, как и многие выпускники того времени, пришла в школу. Сложность учительского дела не испугала, а наоборот, упрочила желание сохранять верность преподаванию и дальше идти в глубины изучения педагогической науки. Как следствие – возвращение в родную Alma Mater, а дальше – защита кандидатской, затем докторской диссертаций. Сегодня – плеяда умных и благодарных учеников.
С Днем рождения, Светлана Ивановна: наставник и учитель!
2 сентября 2021
Что год грядущий нам готовит? Разговор с директором ИИЯМС
Продолжаем проект «Что год грядущий нам готовит?» диалогом с Анной Геннадьевной Богдановой, директором Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ.
Итоги года прошедшего.
А.Г. Богданова: Несмотря на пандемический контекст, в 2020-2021 учебном году Институт жил насыщенной жизнью, был активно вовлечен в мероприятия различного уровня, начиная со стратегической сессии, направленной на выявление факторов превосходства и точек роста ТГПУ и осознание своего потенциала по включению в мировую научно-образовательную повестку, до студенческих конференций и олимпиад.
Среди знаковых:
- договор с Цзилиньским университетом иностранных языков (КНР, г. Чаньчунь) о реализации программы двойных дипломов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Русский язык как иностранный»;
• соглашение о сотрудничестве с группой компаний «ЭФКО» (бренд «Слобода», Altero): наши студенты-переводчики могут проходить практику и трудоустраиваться; - в рамках сотрудничества с Бристольским университетом (Великобритания) ИИЯМС был запущен проект онлайн-встреч клуба разговорного английского языка с участием студентов факультета лингвистики партнерского вуза, которые изучают русский язык в качестве основной специальности;
- вновь открыли профессиональную образовательную программу аспирантуры по специальности 10.02.20 «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание».
Безусловно, в прошлом году проводились и ежегодные конференции, фестивали, олимпиады, которые давно стали визитной карточкой Института, опубликованы запланированные 6 и 7 тома «Сборника аннотированных фольклорных и бытовых текстов обско-енисейского языкового ареала» и много другое. Успех складывается, как известно, из маленьких побед. От души благодарю сотрудников кафедр ИИЯМС, которые своим участием ежедневно вносят вклад в развитие нашего подразделения!
Планы нового учебного года.
А.Г. Богданова: Это актуализация контента реализуемых ООП, проектируется новая уникальная программа магистратуры на английском языке. В сентябре в ИИЯМС состоится важное научное событие: в гибридном формате пройдет 29-ая международная конференция «Дульзоновские чтения», включающая лингвистические, этнографические и археологические исследования миноритарных этносов России. В активной фазе находится процесс модернизации инфраструктуры, производится капитальный ремонт аудиторного фонда ИИЯМС. В 2021 году исполняется 90 лет иноязычному образованию в ТГПУ. Я надеюсь, что этот юбилей год наш Институт встретит в обновленном комфортном пространстве, которое будет способствовать самореализации студентов и преподавателей, ориентированных на профессиональное развитие.
Под каким девизом будет жить ИИЯМС в новом учебном году?
А.Г. Богданова: Процветание! Свобода! Знание!
2 сентября 2021
«Смотрите, кто пришёл!» | ИДиАП
Алина Алексеева, Институт детства и артпедагогики (профили подготовки «Начальное образование и Дошкольное образование»).
Ещё в школе Алину увлекала работа с маленькими детьми: девушке всегда нравилось осознавать, что в более взрослую и самостоятельную жизнь этих малышей ведет за руку именно она.
С появлением младшей сестры любовь к педагогике только усилилась: Алине нравится наблюдать за тем, как растет и развивается девочка, как она взрослеет прямо на глазах, играть с ней и передавать знания.
2 сентября 2021
«Смотрите, кто пришёл!» | ИИЯМС
Первокурсник – молодой амбициозный студент, за плечами которого – успешно пройденный путь поступления в вуз со всеми его вызовами: подготовка к ЕГЭ и сами испытания, гонка по этапам приемной кампании, участие в конкурсном отборе... Так было всегда, однако образовались и новые барьеры, вызванные пандемией: дистанционная подача документов, онлайн-занятия и практически отсутствие живого контакта с одногруппниками и преподавателями. Всё это лишило и нас возможности узнать, какой сегодня он, студент первого курса – смелый, открытый к бесконечным новшествам и стремящийся к активности даже в период ограничений. Чтобы не потерять из виду новых студентов 2021, мы запускаем проект «Смотрите, кто пришёл!» и рассказываем о будущих учителях будущего.
Даниэла Вертгейм, Институт иностранных языков и международного сотрудничества.
Даниэла целенаправленно выбрала профессию педагога, ведь всегда получала удовольствие от работы с детьми. Особенно сильно девушка хочет отправиться на работу в школу. Она уверена, что профессия учителя иностранных языков ей придется по плечу.
Связать свою жизнь с педагогикой студентку вдохновила ее школьная учительница:
«Она была доброй, очень смешной и умной, всегда умела находить общий язык с учениками. Мне бы тоже хотелось стать таким же педагогом, уметь так же вовлекать детей в процесс обучения, делать образование для них интересным и приятным».
Страсть к иностранным языкам у Даниэлы была всегда: с самого детства мама девушки помогала дочери познавать языки и культуры других стран. Особенно студентка любит английский: постоянно слушает или смотрит что-то на этом языке – фильмы, сериалы, любимые песни. У Даниэлы даже есть мечта однажды отправиться в англоязычную страну и пожить там, пообщаться с настоящими носителями и окунуться в культуру и историю другой нации. В университете будущий учитель углубится и в немецкий, знакомство с которым только предстоит в Томском Педагогическом.
Предпочтение среди вузов студентка сразу отдала ТГПУ:
«Желая переехать из родного Новосибирска, я начала присматриваться к университетам Томска. Читала много хорошего про ТГПУ, так что мне очень даже повезло пройти именно сюда. И сам город меня тоже покорил!»
Помимо изучения любимых языков, приобретения навыков и компетенций, необходимых педагогу, Даниэла хочет заняться общественной деятельностью: девушку привлекает волонтерство и деятельность вожатых. Интересно попробовать себя и в студенческом СМИ, ведь в родном городе студентка долгое время обучалась в медиашколе.
Даниэла точно знает, что в ТГПУ ее ждут не только занимательные пары, но и веселая, насыщенная и интересная студенческая жизнь!
2 сентября 2021
Поздравление проректора по молодежной политике и воспитательной работе ТГПУ с новым учебным годом
С новым учебным годом студентов, школьников и учителей поздравляет проректор по молодежной политике и воспитательной работе ТГПУ, эксперт Профессионального конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Дмитрий Борисович Насонов.
2 сентября 2021
Что год грядущий нам готовит? Разговор с ректором Томского Педагогического
В преддверии нового учебного года, когда строишь планы, важно понять, как был прожит прошлый, который, как и предваряющий его 2019, был непростым. Взять хотя бы смешанное обучение. В рамках проекта «Что год грядущий нам готовит?», запущенного в День знаний, мы решили поговорить с ректором университета Андреем Николаевичем Макаренко, а также деканами факультетов и директорами институтов об итогах прошлого учебного года и ожиданиях, связанных с наступлением нового. Для беседы выбрали формат нарративного интервью, когда собеседник высказывает свое мнение, не чувствуя давления наводящих вопросов с внешней стороны. Получился живой диалог, который мы условно разбили на четыре части. В первой – беседа с ректором, в трех остальных – с деканами и директорами.
Часть первая: разговор с ректором Томского Педагогического.
Вопрос: Андрей Николаевич, прошедший год был урожайным на всевозможные перестройки, изменения, внедрение нового в ТГПУ. Чем были обусловлены решения на тектонические сдвиги в университете? И каковы планы на будущий год?
А.Н. Макаренко: Стартовым основанием, задавшим вектор развития и перезагрузки вуза в 2020-2021 гг., стало четкое осознание необходимости обретения своей идентичности как педагогического университета: кто мы, чем отличаемся от других педагогических вузов, каковы наши позиции в регионе, в масштабах страны и даже мира? Если назвать мероприятия, которые активно продвинули коллектив в определении нашей идентичности, то это: августовская встреча (13 августа 2020 года), когда вузы Томска для вхождения в программу «Приоритет-2030» представляли резидентам Сколково и нашему губернатору свою миссию и ключевые направления деятельности. Затем – стратсессии в сентябре-октябре «Новое позиционирование ТГПУ» с приглашением экспертов из ТГУ.
Желание меняться сталкивалось с пониманием того, что в вузе не хватает кадров, что не все коллеги способны поверить в реальность перестройки в родном вузе, и даже проявлением прямого нежелания некоторых меняться. Тем не менее, мою команду это не остановило, и мы в 2019 году начали работать над проектом стратегии и программы развития университета, затем была организована серьезная структурная и содержательная перестройка факультетов и институтов. В итоге созданы и утверждены в сентябре 2020 года новые структуры, одни из которых возникли в результате пересборки, другие – как новые и принципиально важные: ИРПО, ИД, ИИЯМС. Подчеркну, что это был не «косметический ремонт», а серьезная работа по созданию актуальных для вуза структур, каждая из которых сегодня уже имеет реальные позитивные результаты своей деятельности. Так, например, Парком инновационных образовательных практик ИРПО заключены рамочные договоры с семью образовательными организациями, получившими статус «Экспериментальная площадка Парка ИОП». Заключён договор о сотрудничестве с Самарским государственным институтом культуры и проведён совместный круглый стол «Педагогика в сфере культуры и искусства». Лабораторией киберсоциализации и цифровой дидактики Парка совместно с нашими студентами создан за этот год 21 видеокурс по современным цифровым технологиям, в период пандемии проведено 250 онлайн-занятий для школьников, ее сотрудники тесно взаимодействовали с центрами «Точка роста» по использованию высокотехнологичного оборудования, выделено 12 тем научно-исследовательских работ студентов по цифровой дидактике. Также ИРПО получил в 2021 году госзадание от Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения РФ – организация и проведение общероссийского конкурса студенческих образовательных инициатив «Идеи для Новой школы». И это далеко не все.
Важной вехой движения вуза в направлении дальнейших изменений стало принятие в феврале 2021 года Стратегии развития ТГПУ – 2030 (февраль 2021 г.) и Комплексной программы развития ТГПУ 2021-2025 гг., а также Коллективного договора на 2021-2024 гг. в мае 2021 года. Параллельно с этим деятельность университета уже шла по новым линиям. Мы стали открытыми к диалогу с новыми партнерами, появился опыт участия и проведения масштабных форумов и конференций с привлечением внешних партнеров. Например, широкий общественный резонанс получила II Всероссийская научно-практическая конференция «Профилактика радикализации молодежи в России: возможности цифровых образовательных сред» (12 марта 2021 г.), которая была проведена нашим университетом совместно с МАОУ «Спасская СОШ» Томского района (в рамках соглашения о сотрудничестве от 02 марта 2020 г.). В конференции участвовали специалисты из Томска, Казани, Москвы. 19-24 апреля 2021 г. в Томском государственном педагогическом университете состоялся Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения», организаторами которого выступили наш университет, Московский педагогический государственный университет, Ассоциация развития педагогических университетов и институтов. В итоге – более 1 000 участников из 24 регионов Российской Федерации и трех стран. В качестве значимых событий: Международный научно-практический форум «Уроки Нюрнберга» (21 ноября 2020 г.), в рамках которого в ТГПУ прошел круглый стол «Тыл как пространство памяти» (12 ноября 2020 г.) на тему геноцида нацистов по отношению к советскому народу. А в феврале 2021 года ТГПУ совместно с Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом провели тематический круглый стол: «Сталинград – компас Победы».
Более тесным и прочным становится наше взаимодействие с томскими университетами, где каждый университет – самостоятельная, сложившаяся экосистема, одновременно открытая к партнерству. Создана совместная с СибГМУ программа «Трансформация модели медицинского и фармацевтического образования на основе инновационных педагогических подходов», которая получила статус федеральной инновационной площадки. Реализован совместно с ТГУ первый год программы магистратуры «Управление в сфере образования». Взаимодействие с классическим университетом с 2021 года строится и в рамках федерального проекта «Содействие занятости» (национального проекта «Демография»), результат – разработка и запуск программы повышения квалификации «Оказание уходовых услуг пожилым людям и лицам, нуждающимся в посторонней помощи». Мы активно сотрудничаем с ТОИПКРО, Департаментом общего образования, Департаментом профессионального образования, образовательными организациями Томска и Томской области. Очень продуктивно взаимодействие и с Губернаторским Светленским лицеем, который стал экспериментальной площадкой Парка инновационных образовательных практик: в эту инновационную школу пришло много наших выпускников, разделяющих ценности эмоционального образования, автором которого является директор А.Г. Сайбединов, кстати, выпускник педагогического института.
Есть хорошие результаты и в плане молодежной политики: наши студенты приняли участие в конкурсе «Учитель будущего. Студенты»: из 10 000 участников семь наших студентов прошли в финал, а трое из них стали победителями.
Одно из ключевых событий прошедшего учебного года – запуск педагогического технопарка в нашем университете. 7 июня в Москве состоялась встреча министра просвещения РФ Сергея Кравцова с ректорами педагогических вузов, на которой обсуждалось создание технопарков универсальных педагогических компетенций. Мы представили свой проект и получили финансирование в размере 150 миллионов рублей на его реализацию. Технопарк будет располагаться в отремонтированном корпусе на пр. Комсомольском, 75, укомплектован современным оборудованием, включая AR/VR. Реализация проекта педагогического технопарка в Томском Педагогическом и станет одной из главных целей «грядущего года».
Вопрос: Под каким девизом будет жить Томский Педагогический в новом учебном году?
А.Н. Макаренко: Открытость, партнерство и развитие.
2 сентября 2021
Новости 2041 - 2060 из 8441
Начало | Пред. | 101 102 103 104 105 | След. | Конец