RSS

Студенты ТГПУ помогают детям определиться с будущей профессией

Профориентационная деятельность – важная составляющая работы педагога, навыки ведения которой будущие учителя из ТГПУ оттачивают во время летней практики. Студенты вуза помогают профессионально самоопределиться и найти свои сильные стороны воспитанникам загородного центра «Солнечный», структурного подразделения ЦДО «Планирование карьеры».

Подробнее

29 июля 2021

Теперь Потанин: в городе появился второй портрет в рамках проекта выпускника ТГПУ «Томск – это люди»

«Томск – это люди» – художественно-просветительский проект, направленный на сохранение и приумножение исторической памяти о выдающихся томичах, который реализуется в городе уже второй год. Современные портреты известных личностей появляются на зданиях Томска с краткой информацией для знакомства с персоной. Второй сезон проекта открылся изображением Григория Николаевича Потанина. В рисовке традиционно принял участие и автор инициативы – учитель истории, выпускник историко-филологического факультета ТГПУ Константин Черенков.

Программа по распространению исторического знания и улучшению города стартовала летом 2020 года с портрета Ивана Юрьевича Москвитина, томского казака и русского землепроходца. Сегодня же дом по улице Беринга, 4 (МАОУ Гимназия №26) украсило изображение российского географа, этнографа, общественного деятеля Григория Николаевича Потанина.

«Я знал, что дедушка Сибири появится в Томске в том масштабе и в тех деталях, которые планировали, и мы это сделали, – говорит Константин. – Потанин – легендарный томич: он ученый, политик, первый почетный гражданин Сибири, создатель символов Сибири...».

Автор уверен, что история и эстетика должны быть для томичей нормой, а культура идти от окраин к центру. Чтобы приобщить жителей города к реализации проекта, было запущено народное голосование: горожане сами смогли выбрать, чьи портреты украсят улицы города, знание о каких известных личностях разойдется по Сибири. В опросе приняли участие около 600 человек, изображения трех победителей появятся в Томске во втором сезоне проекта. Первое место, по мнению жителей, занял Г.Н. Потанин, до сентября будут отрисованы портреты Марии Леонтьевны Бочкаревой, одной из первых русских женщин-офицеров, создательницы первого в истории русской армии женского батальона, и Сергея Александровича Белова, баскетболиста, олимпийского чемпиона 1972 года, двукратного чемпиона мира.

«Рисовать портрет Бочкаревой планируется на здании школы №40 по улице Никитина, а Белова – на Зональной Станции», – уточнил автор.

Второй сезон программы проходит при поддержке Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, грант которого в Региональном конкурсе молодежных проектов «Твоя идея» проект выпускника ТГПУ выиграл в декабре прошлого года, став первым в номинации «Патриотизм и гражданственность».

«На конкурсе было много проектов, но начинания Константина показались самыми интересными, – комментирует зам. начальника Департамента, председатель комитета по молодежной политике Кирилл Антонов. – Правильно сделанные муралы и граффити – это, во-первых, способ повышения уровня краеведческих знаний: не каждый томич знает, кто такой, к примеру, Григорий Потанин, какую роль он сыграл в нашем городе. А во-вторых, – украшение города».

Кирилл Максимович выразил уверенность, что на зданиях Томска заслуженно могут появиться и современные лица: например, героями последнего года стали тысячи медиков, которые ежедневно борются с коронавирусной инфекцией. В перспективе также – нанесение на городские здания еще семи изображений известных личностей, среди которых портреты Героя Социалистического Труда Георгия Мокеевича Маркова, старца Федора Кузьмича, русского военачальника, участника Первой мировой и Гражданской войн Анатолия Николаевича Пепеляева и другие.

Подробнее

29 июля 2021

Дебют сервисного отряда «Аквилон» ТГПУ в Крыму

В Томском Педагогическом стремительно развивается движение Российских студенческих отрядов: в конце 2020 года вузовский штаб, который включает педагогический и сельскохозяйственный отряды, пополнился сервисным под названием «Аквилон». Июль 2021 года открыл бойцам возможность посетить первую трудовую вахту. Уже более двух недель студенты работают на территории Крымского полуострова, обеспечивая занятость необходимых позиций в сфере туризма.

Представители сервисных отрядов работают в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса: занимаются обслуживанием отдыхающих и делают их отпуск наиболее комфортным и безопасным. Отправиться на целину можно в качестве бармена, официанта, повара, санитара, массажиста, аниматора, матроса-спасателя, специалиста по чистоте и др.

«Сервисные отряды Томской области работают в основном на территории курортов Краснодарского края и Крыма. Бойцы не только прошли отбор и стали участниками всероссийских и межрегиональных проектов, но и вошли в штабы всероссийских сервисных отрядов и организовывают рабочий процесс РСО на территории крупнейших гостиничных комплексов – «Ялта Интурист» и Mriya Resort & SPA», – рассказывает командир Центрального штаба РСО Михаил Сергеевич Киселев.

Межрегиональный сводный студенческий сервисный отряд «Полтава-Крым» (МСССервО «Полтава-Крым») объединяет ребят из множества регионов: Пермского края, Республики Крым, Чувашской Республики, Самарской, Ульяновской и, конечно, Томской областей. В рамках его деятельности сегодня в Клиническом санатории «Полтава», ведущем санаторно-курортном комплексе Республики Крым, трудятся студенты ТГПУ. Там ребята выполняют различные функции: единственный парень в команде работает матросом-спасателем на приморском пляже, а девушки занимаются поддержанием чистоты в номерах постояльцев.

Перед поездкой на первую целину студенты в течение месяца проходили онлайн-обучение #УрокиСервиса, в рамках которого изучили блоки по специальностям, охране труда и организации деятельности профильного отряда. По профессиям ребят распределяли на основе их навыков и умений, наделяя каждого определенным кругом обязанностей. Так, например, матрос-спасатель должен ежедневно патрулировать прибрежную зону и пляж и при необходимости проводить спасательные операции, подготовка к которым шла на дополнительном обучении в Крыму. В обязанности матроса также входит размещение спасательного оборудования (доски, круги), уборка лежаков, предоставление отдыхающим актуальной информации о температуре воздуха, воды, силе ветра и волнения моря.

Не все труженики вуза являются новичками: некоторые бойцы «Аквилона» уже не раз отправлялись в рабочие поездки в составе других отрядов ТГПУ.

«О создании сервисного отряда я узнала на ежегодном представлении структур университета. Тогда подробно рассказывали о педагогическом и сельскохозяйственном отрядах, а в конце упомянули про появление нового. Я всегда знала, что хочу работать в сфере «человек-человек», и работа в «Аквилоне» стала для меня уникальной возможностью еще раз убедиться в этом», – отмечает Татьяна Чащина, студентка ТГПУ.

Возможность попробовать себя в новой роли не исключает трудностей. Девушкам приходится регулярно проявлять силу и переносить тяжести, а матрос-спасатель обязан выходить на работу в любую погоду, в том числе и в южный зной, на 10-12 часов.

«Матрос-спасатель – благородная профессия, от качественной подготовки специалиста и его постоянного внимания к мелочам зависит благоприятность летнего сезона. Спасать пока никого не приходилось, надеюсь, и не придется в будущем, однако в своей готовности не сомневаюсь», – делится Артем Генеберг, спасатель из ТГПУ.

Несмотря на насыщенные трудовые будни, студенты успевают отдыхать и проводить время с бойцами из других отрядов. Уже прошел первый конкурс визиток, где каждый отряд рассказывал о себе и специфике своей работы. «Аквилон», кстати, занял в конкурсе третье место! Также в РСО есть традиция проводить спевки: на берегу моря студенты разных вузов вместе поют песни, посвященные движению.

До отъезда домой осталось совсем немного, однако бойцы из ТГПУ уже мечтают о следующей целине. Дебют сервисного отряда «Аквилон» оказался успешным: все знания, приобретенные на Школе молодого бойца и профильных обучениях, помогают студентам без труда справляться со своими рабочими обязанностями.

Подробнее

28 июля 2021

В Томске открылась вторая смена проекта «Городское лето» ТГПУ

Вторая смена проекта «Городское лето», реализуемого в сотрудничестве Томского государственного педагогического университета и Администрации города Томска, стартовала на придомовых площадках. Содержательный досуг маленьких томичей, которые не попали в загородные лагеря этим летом, вожатые из числа студентов вуза будут обеспечивать до 20 августа.

В разрезе тематики смены «Составляй каникулы» для детей города будут организованы образовательные мастер-классы, творческие, спортивные и развлекательные мероприятия. Уникальный план каждого дня, разработанный студентами, включит как индивидуальные, так и коллективные занятия лепкой, пением, рисованием, аппликацией, а также квесты, подвижные игры и многое другое. Работать с ребятами будут будущие педагоги, однако, как показывает практика, к проекту охотно подключаются и представители городских организаций: так, например, в первой смене проекта с участниками встретились транспортные полицейские, напомнившие о правилах безопасного поведения на дорогах, и специалисты-кинологи вместе с четвероногим напарником.

Встречи вожатых с воспитанниками городского лагеря будут организованы по будням с 10.00 до 14.00 часов по адресам четырех районов Томска:

Октябрьский район: ул. Репина, 15; ул. Иркутский тракт, 27/1; ул. Герасименко, 1/20; ул. В. Болдырева, 5; ул. Энтузиастов, 41; ул. А. Крячкова, 17.
Советский район: ул. 4-я Заречная, 40; ул. Л. Толстого, 38б; ул. Сибирская, 104/7; ул. Сибирская, 33; ул. Кулагина, 45.
Ленинский район: ул. Ленская, 51; пр. Мира, 41; ул. Трудовая, 22/1; ул. Б. Подгорная, 70; ул. Кутузова, 1Б (Сосновый бор).
Кировский район: ул. Нахимова, 15; ул. Путевая, 1Д (с. Тимирязевское); ул. Нефтяная, 11.

Присоединиться к программе может любой желающий: не требуется предварительная запись, финансовые вложения и др.

Студентам, желающим поработать вожатыми в рамках проекта «Городское лето», необходимо обратиться к Дмитрию Буйницкому, начальнику отдела молодежной политики ТГПУ.

Подробнее

27 июля 2021

Научная библиотека ТГПУ пополнилась уникальным изданием

В фонд Научной библиотеки ТГПУ поступило новое издание: кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальных наук ИФФ Ирина Евгеньевна Рудковская передала в дар монографию «История государства Российского» Н.М. Карамзина и структура британских и российских макроисторий позднего Просвещения».

Подробнее

26 июля 2021

Томские школьники во время летнего трудоустройства в ТГПУ прошли обучающий семинар от «Консультант Плюс»

21 июля в Научной библиотеке Томского Педагогического прошел базовый семинар «Основные принципы работы с системой Консультант Плюс». Слушателями стали школьники, трудоустроенные на лето в университете. Основная цель семинара – показать возможности работы с системой «Консультант Плюс»: поиск информации, систематизация полученных данных.

Подробнее

22 июля 2021

Уроки педагогики во дворах Томска: идет вторая смена проекта «Городское лето» ТГПУ

В томских дворах продолжают работу студенты ТГПУ, вожатые проекта «Городское лето», призванного разнообразить досуг детей, оставшихся на летние каникулы дома. Инициатива ТГПУ реализуется для юных томичей в сотрудничестве с Администрацией города Томска.

Подробнее

22 июля 2021

Томск в период ВОВ: студенты ИФФ создали «Карту Победы» города

В Томском государственном педагогическом университете продолжается реализация проектов, посвященных сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны. Так, студенты второго курса историко-филологического факультета ТГПУ создали уникальную «Карту Победы» Томска, на которой отразили жизнь города в годы ВОВ. На карте отображены госпитали, военные училища, а также предприятия и заводы, эвакуированные в Сибирь в период войны. Каждая локация, обозначенная на карте, подкрепляется QR-кодом на видео с более подробной информацией об объекте.

Карта госпиталей и заводов в годы ВОВ

Инициатива создания «Карты Победы» была связана с присвоением Томску звания «Город трудовой доблести». В первые годы Великой Отечественной войны сюда было привезено порядка 30 заводов и 20 госпиталей, тогда как до 1941 года в Томске работало только 2 завода.

«Для меня цель проекта «Карта Победы» – показать, что герои ВОВ находились не только на полях сражений, но еще и в тылу, который в любой из войн очень значим: это и одежда, и провиант, и запчасти военных орудий», – рассказывает Сергей Аристархов, участник проекта.

«Карта Победы» стала проектом для студентов в рамках архивной практики. Разбившись на пары, ребята выбирали по одному госпиталю и одному заводу, искали о них материалы в архивах Томска. Вся работа строго следовала обозначенным этапам. На первой неделе преимущественно обрабатывались архивные документы, литература. Все найденные факты располагались в хронологическом порядке со сносками. Вторая неделя предполагала дополнение текста новыми фактами, на основе которых составлялся рассказ о заводе и госпитале. Третья неделя была посвящена более творческим задачам: подготовка сценария и съемка видеороликов, где особенно приветствовалась оригинальность подачи материала. Заключительная неделя была связана с монтажом и заполнением отчетной документации.

Декан ИФФ Галкина Татьяна Васильевна помогла студентам перечнем заводов и госпиталей, а также информацией о том, где они находились, и литературой, которая была написана томскими специалистами о событиях Великой Отечественной войны.

Пользовались исследователи и другим методом получения информации: ребята отправлялись прямиком на те места, где располагались конкретные заводы и госпитали. Увы, не всем такой метод сбора информации подошел, поскольку многие исследуемые объекты уже давно перестали функционировать. Однако некоторым студентам удалось даже пообщаться с детьми тех, кто работал в госпитале, что помогло обеспечить карту новыми подробностями и интересными уникальными фактами.

«У проекта – широкие перспективы, как минимум в плане научного изучения отечественной истории, поскольку сметы и отчеты некоторых тыловых предприятий начинают рассекречиваться буквально на наших глазах», – отмечает Сергей.

По словам студента, особенно актуальным сегодня в рамках исследовательской деятельности становится направление «История повседневности». Стимул к изучению зарождается и в обществе напрямую: сейчас все больше российских семей начинают интересоваться историей своего рода, сами отправляются в архивы или даже нанимают историков-генеалогов. Такая тенденция может дать представление о том, как в годы ВОВ существовал человек, в тылу оставшийся работать или жить после эвакуации. Так, в перспективе, этот сюжет истории будет раскрыт так же, как и жизни фронтовиков, о которых нам известно больше благодаря кино- и фотохронике, личным перепискам.

«Такой проект легко внедряем в музейные выставки или информационные стенды, которые перед 9 мая выставляются на набережной Томи, Ново-Соборной площади, в Лагерном саду и других значимых локациях города. Это ценный краеведческий материал, который поможет горожанам узнать больше о родном городе и его героях», – рассказывает студент.

Сегодня в планах у будущих учителей истории – придать профессионализма видеороликам об объектах, перенести знаки карты в электронный вид и сделать ее более удобной, а также интерактивной.

Важно отметить, что студенты Томского Педагогического являются как авторами, так и активными участниками проектов по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Осознавая ответственность за правдивость и точность передачи исторических знаний, которая лежит на плечах педагогов, обучающиеся ТГПУ не только находятся в постоянном процессе изучения и обновления личных знаний, но и подключаются к реализации различных акций, проведению тематических научных конференций, круглых столов и семинаров с вузами-партнерами.

Так, например, в феврале 2021 года в рамках проекта «Без срока давности» вместе с коллегами из педвуза Волгограда студентами ТГПУ была проведена патриотическая акция «Сталинград – компас Победы», посвященная 78-й годовщине Победы в Сталинградской битве.

Особую значимость поднятой темы тогда же подчеркнул ректор МПГУ, президент Ассоциации развития педагогических университетов и институтов А.В. Лубков:

«На берегах великой Волги советские солдаты явили героизм: сражались, побеждали, выстояли и оставили завет последующим поколениям».

К обсуждению событий Сталинградской битвы и их значения для хода ВОВ в рамках круглого стола присоединились, кроме представителей от ТГПУ и ВГСПУ, исполнительный директор Поискового движения России П.Д. Корсаков и координатор Ассоциации развития педагогических университетов и институтов В.Л. Шаповалов.

Подробнее

21 июля 2021

Нужна ли современному миру христианская педагогика? Новый подкаст с участием профессора ТГПУ

На минувшей неделе Томский государственный педагогический университет с открытой лекцией «Основы христианской педагогики» посетил филолог, магистр богословия, кандидат педагогических наук, алтарник русской православной церкви Воскресения Христова в г. Фридли (штат Миннесота, США) Олег Владиславович Воскресенский.

А нужна ли современному миру христианская педагогика? Этим вопросом задался ведущий радио «Томский Благовест» Александр Ракин и пригласил к ответу в эфире Олега Владиславовича и директора Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ Анастасию Николаеву Кошечко.

Диалог ведущего и экспертов доступен в новом подкасте:

Подробнее

20 июля 2021

Найти, изучить, сохранить: студенческая бригада ТГПУ отправилась в археологическую экспедицию

Студенческий сельскохозяйственный отряд «Клевер» ТГПУ определил новое направление своей деятельности – археологическое. 18 июля при поддержке Томского отделения «Российских студенческих отрядов» активисты Томского Педагогического отправились в первую экспедицию для изысканий на территории объекта «Обход Усолья-Сибирского» в районе поселка Мальта Иркутской области.

В состав археологической бригады вошли студенты историко-филологического факультета ТГПУ третьего и первого курсов. Условия будущих учителей ждут спартанские: подъем рано утром, в 7:00 часов, зарядка для поддержания физической формы и настроя на трудовой день, полезный завтрак и начало работы. Так как палящее солнце представляет опасность, в обед запланирован перерыв, а с 16:00 часов работа будет продолжена и завершится к ужину, в 19:00. В общей сложности – 8 часов работы каждый день и один выходной в неделю.

«Студенты в экспедиции должны получить практические навыки полевой работы, узнать о разнообразных археологических памятниках и научиться работать в команде», – отметил бригадир экспедиции Никита Пугачев, студент 3 курса ИФФ.

В рабочее время у каждого студента будут свои обязанности: одни возьмут на себя непосредственно раскопки, другие займутся очищением находок и их нумерацией, а третьи будут работать с теодолитом – специальным прибором, измеряющим уровень места обнаружения находки. Так, каждый член бригады будет курировать определенную область.

Выбор места для экспедиции неслучаен: территория поселка Мальта – одна из крупнейших стоянок древнего человека периода позднего палеолита в Западной Сибири. Она давно интересует исследователей, а первые находки были сделаны еще в начале 20 века, с тех пор здесь регулярно проводятся археологические экспедиции. На месте раскопок можно обнаружить жилища древнего человека, предметы быта и искусства, различный каменный инвентарь. Например, коллегами наших студентов уже была найдена уникальная фигурка Венеры Мальтинской, сделанная из бивня мамонта.

«Очень часто археология воспринимается как наука, занимающаяся артефактами, но это устарелое представление, – считает главный специалист (археолог) Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области Ирма Жавиддиновна Рагимханова. – Сейчас на первом месте стоит информативная составляющая. Могу привести пример: не так давно в Денисовой пещере был найден фрагмент фаланги человека. Некоторое время назад на эту находку не обратили бы внимания, но благодаря современным методам из этого образца была выделена ДНК, которая перевернула представление об эволюции человека: был выделен новый вид – Homo altaiensis. Представляете, какое открытие можно совершить на основании маленького фрагмента кости!»

К раскопкам студенты ИФФ ТГПУ регулярно подключаются в ходе образовательного процесса, однако для бригады «Клевера» определены более широкие перспективы: по инициативе обучающихся осенью в рамках деятельности Вузовского штаба студенческих отрядов ТГПУ сформируется самостоятельный археологический отряд, и исторический профиль обучения не будет ограничением: принять участие в изучении и сохранении истории смогут все желающие вне зависимости от факультета и направления подготовки.

Подробнее

19 июля 2021

Лектор из США выступил с открытой лекцией в ТГПУ и рассказал об американской системе образования

16 июля в читальном зале Научной библиотеки ТГПУ с открытой лекцией «Основы христианской педагогики» выступил филолог, магистр богословия, кандидат педагогических наук, соавтор учебников «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур», преподаватель магистратуры Белгородской Православной Духовной Семинарии, алтарник русской православной церкви Воскресения Христова в г. Фридли, штат Миннесота, США Олег Владиславович Воскресенский.

Встреча состоялась в рамках деятельности Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ:

«Центр старается максимально простраивать международные связи, чтобы изучать и анализировать опыт других специалистов в области образования и воспитания. Очень важно, что именно в нашем университете была прочитана эта лекция, поскольку присутствующие смогли познакомиться еще и со взглядом на американскую систему образования и роль учителя в ней. Мы надеемся на долгосрочное взаимодействие и планируем продолжать наше сотрудничество в разных форматах и ипостасях», – отметила директор Центра Анастасия Николаевна Кошечко.

Открывая лекцию, спикер подчеркнул роль педагога не только в христианской традиции, но и в системе образования в целом:

«Учительское дело – самая благословенная профессия на свете. Каждый из нас выбирает себе дело в связи с какими-то факторами и условиями. Так или иначе, мы ограничены в своём выборе. А Бог – тот, кто не был вообще ограничен в этом, – отдал предпочтение учительству».

С опорой на заповеди лектор объяснил, как христианская традиция сопряжена с самыми важными принципами педагогической деятельности: учить всех без исключения, нести просвещение своим ученикам, посвящать учительству себя без остатка, быть примером для своих воспитанников.

Самый главный принцип христианской традиции – законность, поскольку мир устроен закономерно. Как отметил американский эксперт, в современном мире отсутствует уважение к закону, который воспринимается лишь как ограничение, что ведет к произволу. Не менее важен принцип единства во множественности. Он реализуется в многообразии людей и их различии друг от друга, в индивидуальности каждого отдельного человека и в способности принять эти особенности в ближнем.

Чтобы раскрыть в ребёнке божественный замысел, со стороны педагога требуется очень много усилий и времени. В этом выражается принцип бессмертия души. Иначе существование человека утрачивает былой смысл. Одной из главных задач педагога, по мнению лектора, является раскрытие призвания ребёнка. При этом, последний абсолютно свободен в своём выборе, а значит имеет право и на ошибку, и на вторую попытку.

Искусство несогласия, как еще один важный принцип христианской традиции, начинается с признания того, что несогласным можно быть. Отрицание мгновенно отключает все каналы связи между людьми. В свою очередь, положительное мышление позволяет найти то самое согласие, не останавливаться на компромиссе, поскольку это всегда решение, которое одинаково не устраивает всех. Отказ от любого компромисса, как ограничителя наших ресурсов, ведёт людей к согласию, исходящему из их безграничности.

Презумпция добра исходит из того, что каждый человек по умолчанию честен, невиновен, бескорыстен и дружественен, пока он не доказал обратное.

По мнению Олега Владиславовича, учителям задана очень высокая планка, образец, который на первый взгляд недостижим. При этом, наблюдается опыт педагогов, которые достигают определенных успехов в реализации принципов, обсуждаемых на лекции. Современное поколение учителей постепенно отказывается от чуждых профессии педагога установок и возвращается к более вечным и универсальным:

«В современном молодом поколении я вижу в основном реализацию двух важных принципов – положительное мышление и презумпция добра. Современные молодые люди ищут то, на что можно было бы опереться, отказываясь от запретов, находясь в поиске положительного. Я вижу, что в молодых людях преобладает установка на уважение к человеку и любовь к ближнему».

Также слушатели лекции, среди которых были студенты, преподаватели и сотрудники вуза, обсудили своеобразие американской и российской систем образования и нашли в них некоторое различия. С опорой на личный жизненный опыт Олег Владиславович отметил, что русские школьники опережают своих американских сверстников в среднем на полтора-два года, поскольку русское образование преимущественно знаниевое, а американское нацелено на выработку практических навыков.

Статус учителя в американской педагогике тоже отличен от положения педагога в русской традиции. США представляет собой территориальное объединение разных отдельных государств, поэтому универсальной модели, работающей по всей Америке, нет. Методических типовых пособий также нет, ведь каждый учитель создает на своем уроке уникальный опыт.

Стать педагогом в штатах можно, пройдя специальные курсы и модули, разрешающие преподавать свою специальность в школе, при этом для педагогической деятельности в университете это не требуется. Прежде чем отправиться обучать детей в школу, специалист набирается опыта в своей специальности в «полевых условиях».

Встреча с интересным спикером показала слушателям от ТГПУ особенности христианской педагогической традиции и своеобразие американской системы образования, что позволило найти тенденции, преобладающие в развитии современной учительной деятельности.

Подробнее

17 июля 2021

ТГПУ – лучший работодатель Томской области по итогам народного голосования от Службы занятости

Томский государственный педагогический университет и Государственную службу занятости Томской области связывает много лет сотрудничества. 15 июля Служба подвела итоги работы с организациями города и объявила результаты учрежденной премии лучших работодателей региона. ТГПУ одержал победу в номинации «Вклад в развитие Службы занятости».

Победители определялись народным голосованием с учетом результатов взаимодействия со Службой занятости в 2019-2021 гг. Томский Педагогический был награжден премией, в том числе за вклад в профессиональное развитие молодежи.

В этом году на основании двусторонней договоренности между ТГПУ и Службой занятости в вузе проходят трудовую вахту школьники, учащиеся 9-10 классов. Ребята работают в приемной комиссии университета, а также с архивными материалами по языкам и культурам малых народов Сибири. В последнем случае школьники оцифровывают архивы языковых и этнографических материалов на кафедре языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ под руководством кандидата филологических наук, доцента Сергея Васильевича Ковылина:

«Техническим оснащением для осуществления процесса являются компьютер и специализированный сканер. Изначально проводился инструктаж по технике обработки материала, выбираемых форматов сканирования и значимости правильной обработки материала для его дальнейшего хранения и использования. В процессе работы ребята приобретают новые профессиональные навыки работы с компьютером и навыки работы в коллективе. Трудовая занятость во время летних каникул в целом позволяет ученикам школ подготовиться ко взрослой жизни, получить первый опыт работы и неплохое материальное вознаграждение».

Томский Педагогический не только оказывает содействие в трудоустройстве школьников на время летних каникул. В перспективе – сотрудничество в реализации федерального подпроекта «Содействие занятости» (в рамках национального проекта «Демография»), что позволит проучить пять категорий лиц, среди которых безработные, лица 50 лет и старше, мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, и мамы, имеющие ребенка дошкольного возраста, а также граждане, ищущие работу и обратившиеся в Службу занятости.

Подробнее

16 июля 2021

Чемпион мира и другие победы: успехи студентки ФФКиС на Чемпионате мира по плаванию в ластах

В Томске завершились соревнования в рамках Чемпионата мира по подводному спорту. Студентка пятого курса ФФКиС ТГПУ Александра Скурлатова завоевала победные и призовые места, установила рекорд Европы и России, а также стала чемпионкой мира в составе женской сборной страны.

Чемпионат мира по подводному спорту включил в себя чемпионат мира по плаванию в ластах, международные студенческие соревнования и чемпионат мира по дайвингу. Турниры проходили в томском Центре водных видов спорта «Звездный», в них приняли участие около 380 спортсменов более чем из 30 стран мира.

Александра Скурлатова в составе сборной России выступила на чемпионате мира по плаванию в ластах. Команда нашей страны показала высокие результаты, завоевав золото в медальном зачете, а в эстафетах 4х100 метров женская (с участием Александры) и мужская сборные стали чемпионами мира. Кроме того, наша студентка выиграла первое место в личной эстафете 4х100 и второе – в эстафете 4х50 с рекордом Европы и России.

Основными соперниками России стали команды Китая и Украины. Как рассказала спортсменка, именно в этих странах – очень сильные школы подводников. Однако, несмотря на хорошую подготовку конкурентов, нашей сборной удалось вырвать победу. И неудивительно, так как наши спортсмены тренируются с детства, в том числе и Александра: ещё в шесть лет её потенциал высоко оценили тренеры бассейна «Победа». Там студентка совершенствует навыки уже 18 лет под чутким руководством своих тренеров – Шумковых Григория Александровича и Александра Демьяновича. К мировым соревнованиям девушка готовилась два года: изначально турнир должен был пройти в 2020 году, но отметился из-за пандемии:

«Подготовка и ожидания растянулись на большой срок, и потому очень непросто дались эти два тренировочных сезона, однако, я считаю, что мы достойно справились с тренерами и показали, насколько сильными можем быть», – отмечает спортсменка.

По словам Александры, выступать «дома» одновременно очень приятно и волнительно: с одной стороны, чувствуешь мощную поддержку близких с трибун, а с другой – тревожишься о том, как показать наилучший результат.

По итогам чемпионата спортсменка прошла отбор на Всемирные игры, которые состоятся в следующем году в Америке. На этих соревнованиях девушка представит сборную России в двух дисциплинах: эстафете 4х100 и в личной дистанции 100 метров в плавании в ластах.

Помимо такого масштабного для мирового спорта события, Александра приняла участие и в международных студенческих соревнованиях, представляя родной Томский педагогический университет, и завоевала серебряную медаль на дистанции 50 метров в нырянии.

Впереди Александру ждут не менее ответственные выступления в составе сборной России по подводному спорту, поэтому подготовка уже идет полным ходом.

Подробнее

15 июля 2021

Сохранить семью разговорами: интервью профессора ТГПУ

В программе «Однажды утром» телеканала «Томское время» выступила доктор филологических наук, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессор ИФФ ТГПУ Анастасия Николаевна Кошечко.

В диалоге с ведущими Павлом Коханенко и Татьяной Дон Анастасия Николаевна рассказала о том, как с приходом пандемии обострился семейный вопрос, как правильно выстроить разговор для совместного решения проблемных моментов, какой тактики поведения придерживаться, чтобы укрепить семейный союз.

Подробнее

15 июля 2021

В память об М.И. Слободском, ректоре ТГАСУ (2005-2012 гг.), докторе физико-математических наук, ученом

После окончания механико-математического факультета ТГУ М.И. Слободской начал свою научную деятельность в качестве младшего научного сотрудника Научно-исследовательского института прикладной математики и механики при ТГУ. С 1972 года работал в ТИСИ (ныне ТГАСУ), где занимал разные должности от ассистента до ректора. Занимался исследованиями в области имитационного моделирования процессов прочности и пластичности.

Под руководством М.И. Слободского ТГАСУ дважды становился лауреатом национального конкурса «Лучшие учебные центры РФ» (2010 , 2011 гг.), вышел в лидеры на уровне России среди профильных вузов, вошёл в десятку лучших университетов Сибири по объему хоздоговоров с предприятиями.

Коллектив Томского государственного педагогического университета выражает соболезнования родным и близким, коллегам, ученикам доктора физико-математических наук, профессора, ректора ТГАСУ (2005-2012 гг.) Михаила Ивановича Слободского, который ушёл из жизни 13 июля.

Прощание с Михаилом Ивановичем состоится 15 июля в 14.00 часов по адресу: ул. Высоцкого, 24 (Бюро ритуальных услуг «Белый ангел»).

Подробнее

14 июля 2021

Литературный сквер ТГПУ: Татьяна Мейко

В Научной библиотеке им. А.М. Волкова продолжается реализация проекта «Литературный сквер ТГПУ», открывающего поэтические таланты и писательское мастерство специалистов вуза, томичей и жителей Томской области.

Героиня нового выпуска – томский прозаик, поэт, педагог Татьяна Ефремовна Мейко, член Союза писателей России (1994 г.), выпускница отделения журналистики ТГУ (1989 г.) и Высших литературных курсов Литературного института имени М. Горького в Москве (1999 г.), автор более 14 книг, большинство из которых написаны в жанре философско-поэтической сказки. Писательница – бессменный член жюри ежегодного Международного фестиваля-конкурса детского и молодежного литературного творчества «Устами детей говорит мир», руководитель литературной студии «ЮГ» при Доме детского творчества «У Белого озера».

Познакомиться с Т.Е. Мейко

Подробнее

14 июля 2021

Скорый поезд по направлению в Крым: отряд «Клевер» ТГПУ открывает новый сезон

Сегодня, 13 июля, Студенческий сельскохозяйственный отряд «Клевер» ТГПУ отправился в шестой трудовой сезон. С вокзала «Томск 1» скорый поезд увез студентов Педагогического в крымскую деревню «Андреевка», где, недалеко от города Севастополь, расположен совхоз «Качинский +».

В этом году сезон по-настоящему особенный: впервые на целину единовременно выйдет 19 бойцов, что значительно больше прошлогодних, на которые стабильно выезжало не более 12 человек. Состав делегации 2021 – это 7 опытных активистов, для которых целина станет уже второй или третьей, и 12 новобранцев, готовых впервые провести лето в работе студенческого отряда.

Ранее кандидаты в отряд прошли сложный путь: позади остались мероприятия, на которых они обучались и раскрывали свой творческий потенциал. Каждым были пройдены обучающие курсы «Школа молодого бойца» ВШСО ТГПУ и «Школа профильных отрядов» Томского регионального отделения МООО «Российские студенческие отряды», где будущие бойцы знакомились со структурой РСО, законами и традициями организации, а также спецификой сельскохозяйственной работы. Теперь студентам предстоит попробовать себя в сборке, обрезке и прополке персиков, винограда и, возможно, черешни, абрикосов и миндаля, познать тонкости сбора фруктов и получить новый опыт.

Изменения коснутся и организации рабочего процесса: внутри отряда будут созданы временные структуры самоуправления:

«Например, организационная группа, которая будет заниматься подготовкой мероприятий для отряда. Здесь бойцы смогут развивать гибкие навыки и параллельно работе и отдыху познавать основы разработки и проведения событий. Кроме того, будет создана пресс-служба и структуры в других интересных и актуальных направлениях», – рассказала Ольга Рудченко, комиссар ССхО «Клевер».

Сезон 2021 станет еще и самым долгим по количеству отработанных дней, однако бойцы «Клевера» только рады: работа на целине приносит положительные эмоции, дарит возможность провести время в компании единомышленников и отточить новые навыки.

Подробнее

13 июля 2021

Педагогические вузы страны получат финансовую поддержку Правительства на ремонт и техническое оснащение

Правительство Российской Федерации выделило из резервного фонда почти 5 миллиардов рублей на ремонт и техническое оснащение 33 педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения России. Соответствующее распоряжение от 10 июля 2021 года подписал Михаил Владимирович Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации.

Деньги будут направлены в вузы до конца года в рамках реализации государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» в целях осуществления капитального и текущего ремонта, обеспечения безопасной эксплуатации учебных корпусов, а также оснащения их оборудованием для подготовки педагогических кадров с опережающими профессиональными компетенциями и создания современной интерактивной образовательной среды.

«Чтобы давать современные качественные знания, будущие учителя сами должны осваивать новые технологии, уметь работать в интерактивной образовательной среде. Сегодня это неотъемлемая часть учебного процесса. От учителя во многом зависит, какими вырастут наши дети, какое мировоззрение у них сформируется, насколько они будут приспособлены к жизни и как смогут развить свои таланты», – отметил М.В. Мишустин.

По предложению Президента России В.В. Путина в срок до 2023 года на капремонт и техническое оснащение педагогических вузов будет дополнительно направлено 10 млрд рублей.

Подробнее

13 июля 2021

Профессиональные пробы студентов ТГПУ: часть пятая

Практика студентов факультета физической культуры и спорта ТГПУ по праву является одной из самых интересных для школьников: подвижные игры; групповые и личные соревнования, которые прививают ценности здоровой конкуренции и развивают командный дух; много часов прогулок и веселого общения с друзьями и старшими товарищами. В рамках рубрики «Профессиональные пробы студентов ТГПУ» заглянем в закулисье ее подготовки и проведения.

Студенты 2 курса ФФКиС проходили практику в МАОУ лицей №51 города Томска. Основной целью, наряду с приобретением опыта организации и проведения детских физкультурно-оздоровительных мероприятий, стало получение базовых навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности: при работе с детьми будущие учителя апробировали результаты курсовых работ.

Перед стартом практической работы студентам необходимо было выполнить ряд заданий: проанализировать ФГОС начального, основного и среднего общего образования, разработать календарно-тематический план на одну четверть и два внеклассных мероприятия с участием младших школьников. Обучающимся вуза предстояло занимать досуг детей 1-4 классов, поэтому главная трудность состояла в том, чтобы придумать, как удерживать внимание детей на протяжении всего мероприятия:

«Для того, чтобы детям было интересно от начала и до конца, мы тщательно подошли к механике мероприятий: подобрали более красочный инвентарь, придумали разнообразные задания для смены деятельности, проработали то, что будет происходить в паузах между тактами: флешмобы, неспортивные игры и другое», – делится Филипп Долгополов.

Первой из серии мероприятий практики стала спортивная игра по станциям «Открой свою суперспособность», на которой дети соревновались не только друг с другом, но и с самими собой, выясняя, в чем они сильнее. Чтобы определить самого ловкого, провели прыжки в высоту, самого умного искали с помощью интересных загадок и ребусов, связанных со спортом, а самый сильный участник должен был отжаться от пола максимальное количество раз. Однако наибольший восторг детей вызвала станция «Будь в тренде»: на время ребята должны были «запопытить» новую популярную игрушку Поп-ит.

Следующей на очереди была тематическая кругосветка по мотивам мифов Древней Греции, в рамках которой дети не только подтянули свою физическую форму, развили ловкость, скорость и силу, но и получили новые знания о культуре древней цивилизации. «Медуза Горгона» заставила ребят проходить лабиринт спиной вперед с помощью зеркала, а «Минотавр» отправил блуждать по лабиринту с завязанными глазами. Как в мифе о Сизифе, ребята перекатывали мяч, а на станции «Афина» участников ждала интеллектуальная викторина.

Учебная практика и работа с детьми помогла студентам не только приобрести педагогический опыт, но и определить слабые стороны, чтобы детальнее проработать нюансы:

«После прохождения практики у меня сформировалось понимание, как с детьми такого возраста можно легко наладить контакт. А осознание ответственности за их здоровье отодвинули страх и неуверенность на второй план. Я бы хотела, чтобы таких практик было гораздо больше, приятно прокачивать свои профессиональные способности», – отмечает Алина Черкашина.

Первые пробы нелегкой профессии педагога дали свои плоды: студентам удалось получить ценный опыт в налаживании коммуникации с детьми младшего возраста, концентрации и удержании внимания школьников, в выстраивании правильных, здоровых отношений с учеником. Практика в школе дала обучающимся ФФКиС возможность почувствовать себя настоящими педагогами и вновь убедиться, что учить – это их призвание.

Подробнее

12 июля 2021

Делегация профсоюзного актива ТГПУ прошла образовательный блок Всероссийского конкурса «Студенческий лидер 2021»

В Республике Хакасия прошел четвертый окружной этап Всероссийского конкурса «Студенческий лидер 2021» для участников Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Вне конкурсной программы был организован и образовательный блок, в рамках которого приглашенные делегации от университетов Сибири и Дальнего Востока смогли перенять опыт друг друга. К участию в нем присоединились представители Профсоюзной организации студентов ТГПУ.

Подробнее

9 июля 2021


Новости 2101 - 2120 из 8441
Начало | Пред. | 104 105 106 107 108 | След. | Конец