RSS

Летняя школа занимательных наук ТГПУ выпустила учеников

В Томском педагогическом университете завершилась «Летняя школа занимательных наук», которая с началом летнего сезона проводилась на базе Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования. Познавательно-культурную программу прошли 40 учеников 3-8 классов, выбрав площадку по возрасту и интересам: «Научный калейдоскоп», «Все начинается с вопроса», «Наука вокруг меня», «Активный элемент».

Школа в этом году была организована в формате летнего лагеря дневного пребывания, включающего насыщенный познавательный досуг: интеллектуальные игры, спортивные состязания, увлекательные экскурсии, творческие проекты и другое. Наставниками для учеников выступили студенты ФМФ, ИИЯМС и ИД, которые проходили в Центре вожатскую и педагогическую практику. Курировали будущих учителей директор физмат Центра, к.п.н., доцент кафедры развития физического образования ФМФ М.А. Червонный, зам. директора Центра, зав. кафедрой развития физического образования ФМФ А.А. Власова, к.п.н., доцент кафедры развития физического образования ФМФ Т.В. Швалёва.

В течение трех недель ученики Школы работали в рамках ключевого направления – проектной деятельности: каждый участник средней и старшей групп (5-8 классы) самостоятельно выбрал тему для исследования. Ребята изучали модные стили в одежде и их связь с геометрией; связь народных примет и прогноза погоды; растения и процесс создания гербария; процесс создания воздушных змеев; выращивание фасоли в разных условиях; конструирование фонтана Герона; теорию графов через составление родового древа и другое. Поднимали школьники и более взрослые темы – «Исследование уровня радиации в Томске», «Тайны черных дыр», «Создание прибора А.С. Попова», «Создание электродвигателя». Итогом работы стала мини-конференция, прошедшая в предпоследний день Школы, на которой ребята в формате стендовых докладов презентовали свои проекты.

Не скучала и младшая группа (3-4 классы): школьники знакомились с фактами из физики и математики, решали занимательные задачки, экспериментировали с атмосферным давлением, со звуком и светом, занимались конструированием бумерангов, «солнечной системы», калейдоскопа.

Разнообразил будни юных исследователей культурно-развлекательный блок программы: ребята участвовали в квестах, занимались коллективным творчеством, соревновались в спортивных мероприятиях, посещали экскурсии и даже создавали собственные мультфильмы.

Также в рамках Школы реализовались мероприятия образовательного инновационного проекта ФИП*, направленного на поддержку инициатив будущих педагогов в области дополнительного образования детей, внеурочной и досуговой деятельности школьников. Студенты разрабатывали курсы образовательных развивающих программ для участников Школы, занимались воспитательно-досуговой работой в соответствии с технологией подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности «Педагогическая инициатива».

Завершилась «Летняя школа занимательных наук» концертом, на котором ребята вместе с вожатыми представили родителям творческие номера, видеоролики и мультфильмы, созданные в рамках смены. В благодарность за проделанную работу специалисты Центра и студенты получили множество положительных отзывов: «Спасибо большое за организацию и проведение занятий! Мой ребенок с восторгом рассказывал о них», «Огромное спасибо за запоминающуюся смену, дочь очень довольна!», «Спасибо за хорошую организацию лагеря, ребенок в полном восторге!», «Как жаль, что лишь один сезон».

*В феврале 2021 года Центру дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ по результатам федерального конкурса Министерства науки и высшего образования РФ был присвоен статус федеральной инновационной площадки (ФИП) на 2021-2023 годы.

Подробнее

23 июня 2021

Участие ТГПУ в Патриотическом форуме «Учитель, который выиграл войну»

22 июня 2021 года, в 80 годовщину начала Великой Отечественной войны, в рамках Всероссийского проекта «Без срока давности» в МПГУ прошел Патриотический форум «Учитель, который выиграл войну». В мероприятии приняли участие А.В. Бугаев, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации, А.В. Романов, Герой России, референт Управления Администрации Президента РФ по общественным проектам, Е.П. Малышева, заместитель начальника департамента Управления Президента РФ по общественным проектам, А.В. Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета, президент Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, член-корреспондент РАО, ветераны ВОВ, специалисты из Москвы, Томска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону. С докладом на форуме выступил ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, презентовали патриотический проект вуза А.Д. Астраханцев, начальник отдела «Телевидение ТГПУ», и Д.А. Буйницкий, начальник отдела по молодежной политике ТГПУ.

Минутой молчания в память о начале самой кровопролитной войны в истории нашей страны и ее жертвах открылась официальная часть форума. Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Бугаев Александр Вячеславович осветил тематическое направление встречи:

«Сегодня мы хотим вспомнить о том, что особая роль подвига советского народа лежит на учительских плечах. Тех, кто посвятил свою жизнь великой миссии учить и воспитывать детей тех, кто ушел на фронт».

Ректор МПГУ А.В. Лубков посвятил выступление роли учителя в трагических событиях ВОВ и выразил уверенность, что поколение солдат, вставших на защиту родной земли в страшные военные годы, было взращено талантливыми педагогами, вложившими в юных защитников правильные ценности. Однако педагоги не только работали в школьных классах, но и вставали плечом к плечу со своими учениками на поле боя, чтобы защитить Родину и уничтожить врага.

К участникам форума обратились и ветераны ВОВ, представители педагогического сообщества России Блох Марк Яковлевич, председатель Совета ветеранов МПГУ, заведующий кафедрой грамматики английского языка, доктор филологических наук, почетный профессор МПГУ, и Ширяев Андрей Васильевич, участник трудового фронта Великой Отечественной войны, почетный гражданин г. Уфа. Гости вспомнили свое военное трудовое детство и дали наказ подрастающему поколению не забывать подвиг своих предков.

Ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко в докладе «Школа в годы Великой Отечественной войны» отметил, что перед учителями страны стояли непростые задача: в самые сжатые сроки перестроить систему образования под условия военного времени. Ректор рассказал об этапах реформирования советского школьного образования с учетом сложившейся ситуации. Советским педагогам необходимо было сохранить всеобщность образования, а также не забыть об основной цели учителя даже в ситуации страшных событий – о воспитании детей. Кроме того, перед педагогами стояла задача не только сделать школьное образование более качественным, но и максимально сохранить учеников за партами, ведь многие из них прекращали обучение по различным причинам, например, уходили работать вместо погибшего на фронте родственника. Центр внимания учителей был смещен в сторону патриотического образования подрастающего поколения.

«Великая Отечественная война – суровый единый национальный экзамен для нашего народа на цивилизационную выживаемость. И народом нашей страны, и всеми институтами общества этот экзамен был выдержан с честью», – отметил ректор ТГПУ.

Представители молодежного движения вуза Артем Астраханцев и Дмитрий Буйницкий презентовали коллегам один из спортивно-патриотических проектов «Рекорды Победы», который был реализован на площадке ТГПУ в преддверие 76-ой годовщины Великой Победы. Д. Буйницкий рассказал об идее проекта: командам необходимо было выполнить ряд спортивных упражнений, устанавливая собственный рекорд, который впоследствии попадал в общую копилку достижений, формируя один большой рекорд, равный факту (рекорду) из истории ВОВ. Участие в акции могли принять не только студенты ТГПУ, но и все желающие. К проекту присоединились и три команды томских школьников, которые соревновались наравне со старшими коллегами. В планах у организаторов – усовершенствовать инициативу и расширить ее границы, выйдя на уровень всего города и приобщив к участию студентов и других вузов Томска.

Представители ТГПУ выразили надежду на то, что проект «Рекорды Победы» будет поддержан коллегами из других городов в их вузах, а также выступили с инициативой совместной разработки и реализации патриотических программ. Идея заключается в том, чтобы создать общую базу проектов, которые впоследствии будут обсуждаться, отбираться экспертной группой. По итогам голосования лучшие будут реализованы в формате дня единых действия во всех педагогических вузах страны.

Завершая работу, участники еще раз сделали акцент на том, что Великая Отечественная война коснулась всех сфер жизни советского общества. И школы – не исключение. В то время, когда солдаты сражались на поле боя, учителя держали фронт у школьной доски, продолжая реализовывать свою миссию – воспитывать, обучать и защищать.

Подробнее

23 июня 2021

Профессиональные пробы студентов ТГПУ: часть первая

Профессиональная практика – важнейший этап подготовки будущих педагогов к работе в детском коллективе. Студенты Томского педагогического университета регулярно взаимодействуют со школьниками и детьми дошкольного возраста в процессе обучения, однако самый активный период сотрудничества – летние каникулы: открывают сезоны пришкольные лагеря и центры детского здоровья и отдыха России, организуют творческие смены организации дополнительного образования. В серии информационных выпусков «Профессиональные пробы студентов ТГПУ» вместе с обучающимися вуза расскажем, как выглядит педагогическая «изнанка», как студентам удается реализовывать свои образовательные программы и чем чреваты пропуски пар по педагогике.

Детские пришкольные лагеря, открывшиеся в июне в образовательных учреждениях Томска и Томской области, по традиции встретили практикантов из ТГПУ. Так, студентка Института детства Анастасия Павлюкова для апробации своих педагогических компетенций выбрала пришкольный лагерь Губернаторского Светленского лицея. Позади коллективно-творческое дело (КТД) «Наш поселок Светлый», в рамках которого будущий учитель вместе с воспитанниками детально исследовали историю поселка:

«Благодаря педагогической летней практике я могу организовать совместную работу в коллективе, замотивировать детей на создание чего-то нового и интересного, а также дать словесную оценку работе учеников и указать на недочеты».

Кроме подготовки КТД, каждому студенту перед выходом в образовательное учреждение было необходимо разработать авторскую учебную программу, используя инструменты и методики, которыми они овладели на занятиях в университете. Анастасия подготовила план художественной направленности «Бумажная флористика»: на занятиях дети 10-11 лет создавали цветы из гофрированной бумаги. В работе Анастасия использовала подготовленные видео мастер-классы и презентации, помогающие детям познакомиться с видами искусственных цветов, выбрать материалы и инструменты. Основная часть программы – это сборка цветов: лилий, хризантем, подсолнухов, ромашек, тюльпанов и других. Разработанный студенткой пошаговый диктант, предполагающий повторение детьми каждого действия за педагогом, помог воспитанникам справиться с творческой задачей. После завершения работы над всеми цветами дети собрали их в букет, а на итоговом уроке-выставке презентовали свои поделки. Изобразительное искусство – хобби Анастасии, а практическая творческая деятельность, как отмечает студентка, способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка.

Как и полагается детям, на занятиях временами они очень шумели, но будущий педагог нашла способ справиться с этой извечной проблемой, стоящей перед учителем: в таких случаях Анастасия организовывала отвлекающие игры, а порой ученики и сами предлагали сыграть в «молчанку».

Пройти практику в одной из школ области решила и Анна Рязанова, студентка 671 группы ИД. Выбор пал на МАОУ СОШ №22 пос. Светлый. КТД будущего учителя увлекло воспитанников: дети в совместной деятельности старались помочь злым героям, известным каждому по любимым сказкам, стать добрыми. Для этого ребята создавали новые наряды для персонажей, придумывали истории, показывающие путь трансформации.

Девушка также написала творческую образовательную программу «Бумажное лето», включившую блок по созданию поделок из бумаги. Программа педагога состоит из 12 занятий продолжительностью 30 минут и рассчитана на детей от 7 до 14 лет. Каждое занятие было тематическим, что определяло выбор создаваемой поделки: в ходе работы подопечные Анны научились делать объемные аппликации, открытки, оригами, модель домика и даже записную книжку:

«Я сделала акцент на изделиях из бумаги, так как это универсальная идея, дающая широкий простор для выбора тематики. К тому же такая творческая мастерская не требует больших финансовых затрат».

Широкий возрастной контраст подопечных создал барьеры в организации деятельности: сложно придумать то, что было бы интересно и малышам и подросткам, а также скорость выполнения у каждой группы разная. Однако решение нашлось: девушка давала старшим работу посложнее или создавала для малышей заготовки заранее, а подростки занимались ими самостоятельно. Как отмечает студентка, в профессиональной работе ей очень помогли лекции по дополнительному образованию, занятия по методике преподавания технологии, а также изучение информации на различных образовательных порталах для учителей и родителей. Часть идей практикантка взяла из собственных конспектов и переформировала под новые цели в соответствии с темой.

Конечно, практика в пришкольном лагере, работа с детьми разных возрастов помогли девушке повысить уровень профессиональных компетенций: понимание психологии детей и их интересов, способность оперативно принимать решения, ориентироваться в любой ситуации, навыки организации детского коллектива и совместной деятельности детей.

Для Александры и Анны практика уже позади, как и для большинства студентов, а впереди – анализ занятий и поведения детей, составление и защита отчета. Благодаря плодотворной работе в пришкольных лагерях девушкам удалось определить слабые места в разработанных образовательных программах, понять профессиональные точки, которые необходимо проработать, и на практике узнать, как преодолеть любые трудности, с которыми ежедневно в педагогической работе сталкивается учитель.

Подробнее

22 июня 2021

Открытые границы ТГПУ

Несмотря на сложность всемирной обстановки, обучающиеся Томского педагогического университета из стран ближнего и дальнего зарубежья сохранили возможность проходить образовательные программы. Так, в рамках организованных виртуальных академических обменов студенты из Китая, Чехии и Польши продолжили изучение русского языка с применением дистанционных технологий обучения.

Реализацию онлайн-обучения иностранных студентов осуществляла Серебренникова Елена Александровна, специалист кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ, используя в работе сервис Moodle и программное обеспечение для проведения веб-конференций BigBlueButton. Психолого-педагогическая поддержка и регулярный открытый диалог со студентами был организован в мессенджере российской социальной сети «ВКонтакте».

На онлайн-занятиях студенты изучали жанрово-стилевые особенности научного стиля речи; учились работать с научными текстами; обсуждали с преподавателем выполненные задания; анализировали языковой материал, обучаясь применять полученные знания.

«Курс русского языка оказался очень полезным. Видно, что преподаватели ТГПУ позаботились о подготовке учебных материалов, – отмечает Кристина Кубэчкова, студентка из Чехии. – Учеба онлайн была непростая для всех, но я рада, что узнала новую информацию и многому научилась».

Успешно сдав итоговый тест, иностранные студенты продемонстрировали умение применять полученные знания в своей учебно-профессиональной деятельности; уместное использование элементов научного стиля речи в профессиональной коммуникации и при переводе научных текстов; владение методикой работы с научным текстом.

Подробнее

21 июня 2021

Профессиональная практика студентов БХФ – на благо города

Студенты биолого-химического факультета ТГПУ реализовали исследовательский природоохранный проект на территории Парка культуры и отдыха Томска: поддерживая процессы благоустройства города, будущие учителя высадили несколько цветочных клумб.

Подробнее

21 июня 2021

Новый шаг в космическое пространство: школьники России вновь встретились на «Космическом уроке»

17 июня в Детском технопарке «Кванториум» Томска прошел заключительный проектный урок «Рой-наноспутников – 3 этап» в рамках проекта «Космический урок», инициатором и одним из организаторов которого является Томский педагогический университет.

Использование спутников широко распространено по всему миру: реализуются программы по запуску телекоммуникационных спутников, спутников дистанционного зондирования и других. Инженеры и рабочие создают новейшие спутниковые системы и целые их комплексы. Перед передовыми университетами России и предприятиями космической отрасли стоит важная задача: создание роя малых космических спутников, которые могут взаимодействовать между собой и совместно решать поставленные задачи. В целевой работе по созданию уникальных аппаратов задействованы участники «Космических уроков» – школьники из Омска и Томска, Центра «УникУм» г. Кемерово. Впервые среди команд был представлен коллектив Московского государственного образовательного комплекса, в котором школьники получают профессиональное образование по современным специальностям.

Ведущим «Космического урока» уже по традиции стал старший преподаватель кафедры химии и методики обучения химии БХФ ТГПУ Буценко Егор Сергеевич:

«Любая проектная работа способствует развитию и личностных, и профессиональных компетенций школьников: расширение кругозора, навыки самопрезентации и работы в команде. С точки зрения профориентации участники таких уроков могут сразу понять, хотят ли они связать свою жизнь с изучением космоса или нет».

На каждой из площадок урока присутствовали эксперты: в Кемерово – Елена Алексеевна Пахомова, заместитель председателя правительства Кузбасса по вопросам образования и науки; в Москве – летчик-космонавт, Герой России Александр Калери; омская площадка взаимодействовала со специалистом по двигателям космических аппаратов, сотрудником авиа- и ракетостроения Омского государственного технического университета Павлом Степнем. Эксперт из ТПУ Василий Федоров, руководитель отделения машиностроения и профессионал в области конструирования и создания малых космических аппаратов, курировал работу в Томске.

В основной части урока четыре команды представили результаты своей проектной работы по созданию рой-спутников. На прошлом уроке, прошедшем 27 октября, участники получили установку на основные этапы проектирования: на первом этапе были получены исходные данные для проектирования малого космического аппарата, на втором – определен состав спутника, спроектирована его будущая 3D-модель, на третьем – запущен процесс создания технологии изготовления МКА. Томичи представили макет спутника, предложили варианты его служебных систем и полезной нагрузки.

Эксперты урока обсудили результаты, полученные командами в ходе работы, и обозначили следующие действия:

«До запуска осталось совсем немного. После получения рабочего макета предстоят испытания: автономные и комплексные. Их основная цель – подтверждение работоспособности аппарата в условиях космоса и подтверждение характеристик аппарата», – отметили в Томске.

Участники смогли также пообщаться с членами экипажа российского сегмента МКС Петром Дубровым и Олегом Новицким по теме урока, задать вопросы, касающиеся рой-наноспутников, а также жизни и работы космонавтов на международной космической станции: какие инструменты необходимы космонавтам на МКС; о проведении экспериментов за бортом станции; о прохождении космонавтами на Земле обучения для работы на станции.

Участниками всех четырех команд проделана огромная работа по созданию малых космических аппаратов: уже готовы макеты будущих спутников. Впереди их ждут испытания, которые покажут результативность. Есть даже шанс, что спутники школьников окажутся в космосе и приблизят человечество к его пониманию и знанию. Запуск роя малых космических спутников на орбиту запланирован на 2022-2023 гг.

Проект «Космический урок» реализуется в Томске с 2017 года. Его организаторами являются Роскосмос и РКК «Энергия» совместно с ТГПУ, ТПУ и ГТРК «Томск».

Подробнее

18 июня 2021

Председатель РСМ наградил общественных наблюдателей из ТГПУ за работу на ЕГЭ и ОГЭ

В «Точке кипения» прошло торжественное награждение федеральных общественных наблюдателей: студенты ТГПУ получили благодарности от Российского союза молодежи за работу на точках проведения ЕГЭ и ОГЭ в Томской области и приглашения в ряды активистов РСМ.

Корпус общественных наблюдателей – федеральный проект, реализуемый Российским союзом молодежи и Рособрнадзором при активном участии студентов ТГПУ. В 2021 году состав волонтеров пополнили 53 активиста Томского Педагогического – основной площадки для подготовки наблюдателей в Томской области. Выразить свою благодарность лично приехал председатель РСМ Красноруцкий Павел Павлович:

«Общественных наблюдателей я называю еще и волонтерами качества образования, на ваших плечах ответственная миссия, с которой вы успешно справляетесь, удерживая авторитет единого государственного экзамена».

До появления КОН наблюдателями были родители выпускников, общественники, учителя, представители внутренних органов власти, то есть люди, непрошедшие специальное обучение. Тогда бывший руководитель Роскомнадзора и нынешний министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов принял решение: наблюдать за процедурой ЕГЭ и ОГЭ будут вчерашние школьники – студенты.

«Когда студенты следят за ЕГЭ, они лучше знают, на что именно стоит обратить внимание. Также у них хорошо развито чувство социальной справедливости, которое не позволит им закрыть глаза на явное нарушение правил проведения экзамена», – говорит глава РСМ.

Павел Павлович вспомнил, как проходили первые выходы волонтеров на пункты проведения экзамена, в том числе работу наблюдателей на Северном Кавказе, где чистота процедуры вызывала наибольшее число вопросов. На встрече поговорили и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться первым добровольцам: непонимание со стороны организаторов, сложности с реализацией выходов студентов на ППЭ и других. Теперь же КОН – авторитетная развивающаяся структура, один из самых успешных проектов РСМ, что с уверенностью отметил Павел Павлович.

В ходе общения студенты ТГПУ интересовались вопросами о модернизации процесса обучения федеральных общественных наблюдателей, о барьерных моментах, с которыми они сталкиваются на пунктах проведения экзамена. Руководитель «РСМ» рассказал о планах в будущем отойти от полного онлайн-формата обучения: организовать очную школу наблюдателей лишь с элементами дистанта.

Помимо вручения благодарностей, прошло и торжественное вступление студентов ТГПУ в ряды активистов Российского союза молодежи. Новоиспеченные члены молодежной организации произнесли клятву активиста, содержащую самые важные слова: «Клянусь верить в друзей, клянусь верить в добро, клянусь делать добро», после чего им вручили настоящий членский билет и фирменный золотой значок РСМ.

Подробнее

18 июня 2021

Министр образования Кузбасса – с деловым визитом в Томский педагогический университет

17 июня 2021 года министр образования Кузбасса с деловым визитом посетила Томский педагогический университет. Целью поездки стала встреча с ректором и студентами университета по вопросам подготовки кадров и трудоустройства.

В деловой части программы состоялась беседа министра образования Кузбасса С.Ю. Балакиревой, начальника управления образования Администрации города Кемерово Н.Ю. Дашковской, председателя комитета образования и науки Администрации города Новокузнецка Ю.А. Соловьевой с ректором ТГПУ А.Н. Макаренко, проректором по молодежной политике и воспитательной работе Д.Б. Насоновым и советником ректора ТГПУ, ректором ТОИПКРО О.М. Замятиной. Также в разговоре дистанционно принял участие С.А. Пфетцер, заместитель министра образования Кузбасса.

Общей темой стало обсуждение вопросов взаимодействия и выработки оптимальных путей по подготовке педагогических кадров для Кемеровской области. Действительно, в Томский педагогический университет поступает значительное количество абитуриентов из Кузбасса: после Томской области, которая лидирует по количеству абитуриентов, он занимает второе место. Несмотря на это, не менее важным становится выработка четкого понимания целенаправленного заказа от Кемеровской области: в каких педагогах больше нуждается регион, какие в связи с этим программы подготовки необходимо запустить или оптимизировать в университете, в каких форматах может происходить обучение кузбасских абитуриентов.

В дальнейшем программа визита гостей включала открытый диалог со студентами Томского Педагогического, которые приехали учиться в университет из Кемеровской области. Основные вопросы, которые поднимались в ходе беседы: какие траектории будущего профессионального самоопределения рассматривают студенты; готовность студентов вернуться после завершения обучения к себе на Родину; что необходимо сделать, чтобы желание трудиться на педагогическом поприще в родном Кузбассе стало приоритетным. Министр образования Кузбасса и ее коллеги рассказали о тех изменениях, которые происходят в регионе: строительство новых школ по современным стандартам, рост зарплаты педагогов, которая достигает сегодня уровня 40 000 тысяч, готовность предоставлять молодым специалистам жилье и многое другое. В ходе беседы студенты поднимали вопросы о шансах после завершения вуза работы в департаментах и управлениях образования; о проблемах учителей в малых городах, где недостаточно развита инфраструктура и есть проблемы культурного развития и досуга; о важности поднятия престижа работы психолога в образовательных учреждениях.

Безусловно, непродолжительная встреча не могла стать исчерпывающей в плане ответов на поставленные вопросы, но по решению обеих сторон – это начало открытого диалога о взаимодействии Министерства образования Кузбасса с Томским педагогическим университетом в плане подготовки педагогических кадров, а со студентами – о том, что нужно сделать, чтобы выросла необходимость у каждого из них, приехавших из больших и маленьких населенных пунктов Кемеровской области, вернуться учительствовать к себе домой. Завершая встречу, студенты ТГПУ и представители министерства образования Кузбасса обменялись контактами, чтобы еще раз вернуться к открытому разговору о том, как привлечь выпускника-педагога в родной регион.

Подробнее

17 июня 2021

Серебро шестого этапа Кубка вузов – у команды ТГПУ

Шестой этап спортивного Кубка вузов прошел в Томске в рамках полумарафона «Ярче»: бегуны из Томского Педагогического заняли второе место.

Кубок вузов организован спортивным сообществом «Томский марафон». Цель соревнований – вовлечь студентов Томска в регулярные занятия спортом, что, по мнению организаторов, будет способствовать скорейшему пополнению городских спортивных клубов и объединений, популяризации здорового образа жизни и профилактике наркомании. 

На первом, втором и пятом этапах спортсмены участвовали в индивидуальных лыжных гонках и классическом беге. На втором туре соревнований параллельно с командами томских вузов стартовали и любители лыж и бега, участие приняла даже олимпийская чемпионка, выпускница ТГПУ Наталья Баранова-Масалкина. Остальные этапы представляли собой эстафету классического бега, в которой участие принимала вся команда от вуза.

«На мой взгляд, предыдущие этапы прошли тоже весьма успешно. Были и личные призовые места у девчонок, и парни бежали с лидерами дистанций. Наша команда старалась на каждом этапе выступать достойно», – отмечает Елизавета Колчеданцева, студентка ФФКиС.

Готовиться студенты факультета физической культуры и спорта начали еще в феврале, перед стартом первого этапа Кубка. Помогли в подготовке, конечно, занятия каждого студента конкретным видом спорта – легкой атлетикой, боксом, лыжным спортом и другими. Перед забегами студенты увеличивали нагрузку и добавляли в ежедневные тренировки разнообразие беговых упражнений.

На шестом этапе наши спортсмены вырвались вперед, опередив команду ТГАСУ, и стали вторыми, приблизив ТГПУ к победе в общем зачете. Как отмечают студенты, серия Кубка стала не только приятным дополнением к основным соревнованиям, но и целым праздником спорта, объединившим тысячу студентов и просто любителей активного образа жизни.

Подробнее

17 июня 2021

В ТГПУ подвели итоги конкурса «Читаем Александра Волкова», посвященного юбилею писателя

В 2021 году в ТГПУ проходит серия мероприятий, посвященных 130-летию со дня рождения детского писателя, выпускника Томского учительского института Александра Мелентьевича Волкова. К праздничному событию в Научной библиотеке ТГПУ, которая носит имя автора «Волшебника Изумрудного города», был проведен творческий онлайн-конкурс эссе «Читаем Александра Волкова».

По условиям необходимо было прочитать историческое или научно-популярное произведение автора и написать отзыв о книге в виде эссе или создать видеоролик. К участию подключились конкурсанты из Томска и Томской области, а также Новокузнецка (Кемеровская область), представив работы по произведениям «Два брата», «Зодчие», «Чудесный шар», «Скитания», «Царьградская пленница» и другим.

Работы оценивались по следующим критериям: соответствие теме; сценарный замысел; оригинальность; полнота и глубина раскрытия содержания произведения; художественная выразительность; эмоциональность подачи материала; особенности технической реализации; композиционное решение; степень самостоятельного выполнения.

По итогам конкурса дипломом победителя награждена Ирина Геннадьевна Бурцева, председатель Совета ветеранов ТГПУ, за эссе «Семейное воспитание периода Петровской эпохи. Отзыв на историческую повесть Александра Мелентьевича Волкова «Два брата»:

«Повесть, адресованная среднему школьному возрасту, способствует развитию у читателя познавательного интереса к истории России. Также книга заставляет думать о последствиях ошибок в педагогическом воспитании. Историческая повесть интересна, требует обращения к географическим картам, развивает представления о масштабах страны».

События повести, которую А.М. Волков писал более двадцати лет, разворачиваются в петровскую эпоху. Ирина Геннадьевна уточняет, что для написания эссе месяц в стенах библиотеки вуза она знакомилась с оригиналами текстов современников и биографов Петра I, вчитывалась в оригиналы распоряжений царя, искала ответы на вопросы о получении грамотности самим государем, изучала процессы обучения молодежи за границей, реакции на эти распоряжения разных слоев населения, наказания за нарушения указов об образовании.

«Как преподаватель черчения и начертательной геометрии всегда рассказывала студентам о значительных достижениях русской графики во времена Петра I, – говорит И.Г. Бурцева. – На дисциплине «Методика обучения черчению» обращалась к истории России, знакомила обучающихся с Петровскими реформами в техническом вооружении. В это время были открыты технические учебные заведения (школы), в которых черчение изучалось в качестве одной из основных дисциплин. Из стен этих учебных заведений вышли известные изобретатели, механики, строители – наши соотечественники, обеспечивающие процветание и прогресс Российского государства».

Ирина Геннадьевна удостоена диплома победителя конкурса, остальные участники получили сертификаты, подтверждающие предоставление творческой работы на конкурс. На этом празднование 130-летия писателя не заканчивается: мероприятия по случаю юбилея А.М. Волкова будут проходить в ТГПУ в течение года.

Программа

Подробнее

16 июня 2021

Как провести лето безопасно: инструкция от студентов ФТП

Как провести лето безопасно: инструкция от студентов ФТП

Студенты факультета технологии и предпринимательства ТГПУ провели серию познавательных игр «Нам на улице не страшно», направленных на усвоение детьми знаний правил дорожного движения, для воспитанников «Точки роста» пришкольного лагеря Зоркальцевской СОШ.

«Точка роста» – это центр образования цифрового и гуманитарного профилей, позволяющий внедрить в образовательный процесс современные технологии. Центр функционирует при Зоркальцевской средней общеобразовательной школе, где студенты 4 курса ФТП Матыскин Алексей и Доронин Андрей работают с воспитанниками детского пришкольного лагеря, обучающимися начального звена.

Тема работы со школьниками была выбрана не случайно: летний каникулярный период – время повышенной самостоятельности детей, когда они часто находятся с друзьями на придомовых площадках без присмотра взрослых. Одобрили идею напомнить воспитанникам ПДД и педагоги школы, в тесном сотрудничестве с которыми действуют студенты ТГПУ:

«Каждый ребенок взаимодействует с ПДД ежедневно, он должны быть в состоянии самостоятельно обезопасить себя от экстренных ситуаций, ответственно относясь к переходу через дорогу, даже двигаясь от подъезда к игровой площадке», – считает Андрей Воронин.

Чтобы актуализировать знания правил дорожного движения и закрепить их в сознании детей, будущие учителя воссоздали дорожные ситуации, с которыми школьники регулярно сталкиваются в реальной жизни. Для этого Андрей и Алексей разработали ряд игр, предназначенных для проведения в классе и на свежем воздухе.

На улице для воспитанников были организованы эстафеты. Школьников делили на две команды или на микрогруппы по 2-3 человека. Послушав небольшие лекции студентов, ребята в игровой форме соревновались между собой, демонстрируя новые знания и на практике решая ситуации, заложенные в проблемных кейсах. Закрепить теорию они смогли в викторинах, отвечая на вопросы о том, что произойдет, если пешеход или водитель нарушат правила, какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами, где нужно играть, чтобы не подвергнуться опасности.

«Во время проведения игр приходилось находить решения различных педагогических задач. Например, дети иногда конфликтовали, будто находились на настоящей дороге и следили, соблюдает ли правила другой пешеход или водитель. Но благодаря своему профессионализму и знаниям, полученным в ТГПУ, мы с легкостью находили решения данных проблем», – делится Андрей.

В дни, когда погода не располагала к организации учебного процесса на свежем воздухе, образовательная работа переходила в класс, где дети конструировали и программировали роботов, собирали их на скорость из лего-конструкторов. Студенты отмечают, что взаимодействие в игровом формате позволило достигнуть высоких результатов: постановочные ситуации погрузили школьников в близкие реальной жизни условия и помогли на практике закрепить теоретические знания.

Подробнее

15 июня 2021

Поздравление ректора ТГПУ с Днем России

Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с Днём России!

Более 30 лет назад мы определили как главную ценность развития нашей страны – развитие гражданского мира и доброго согласия россиян на основе закона и справедливости.

Сегодня Россия – полиэтническое, поликультурное и многоконфессиональное государство, в котором проживают более 190 народностей, 60 различных конфессий, почти 150 миллионов человек, разговаривающих на 80 языках. Для нашей страны сохранение собственной идентичности и уважения к другим культурам и вероисповеданиям было непреложно и значимо в прошлом и не утратило актуальности в современности.

В этот день я желаю хорошего настроения и успехов в добрых делах, которые направлены на благо и процветание нашей Родины!

Ректор ТГПУ А.Н. Макаренко

Подробнее

11 июня 2021

«Парад суверенитетов» или с чего началось празднование Дня России

12 июня в нашей стране отмечается один из самых важных праздников – День России.Чтобы понять специфику даты, обратимся к истории.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Благодаря этому было провозглашено главенство Конституции России и её законов, а страна приобрела новое название – Российская Федерация.

В ту пору уже многие республики СССР приняли решение о своем суверенитете: Литовская, Латвийская, Азербайджанская, Эстонская, Грузинская и другие ССР вышли из состава СССР, что позже историками было названо «парадом суверенитетов». Примеру Российской СФСР и другим республикам последовали все остальные: Украина, Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия и т.д.

Помимо суверенитета и укрепления государственности, Россия получила и первого в своей истории президента Бориса Николаевича Ельцина, который своим указом №1113 от 2 июня 1994 года придал 12 июня государственное значение. Кстати, изначально праздник назывался Днем принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, а позже для удобства его стали называть просто Днем независимости.

Несмотря на такую сложную историю возникновения национального праздника, не все граждане страны принимали и понимали его значение. Для многих это стало лишь еще одним днем отдыха. Тогда в своем выступлении по случаю праздника Борис Николаевич в 1998 году предложил отмечать его как День России. Однако официально такое название он получил только 1 февраля 2002 года.

Как и другие знаковые дни такого масштаба, День России отмечается с размахом. Например, уже традиционно 12 июня проходит церемония награждения Государственной премией Российской Федерации в области науки и технологий, литературы и искусства и в области гуманитарной деятельности, учрежденной в 1992 году.

Свою законную независимость Россия получила 31 год назад. Все это время мы планомерно движемся к светлому демократическому будущему, создавая историю великого государства.

Подробнее

10 июня 2021

Профессиональная волонтерская деятельность студентов ФПСО

Уже более трех лет студенты-волонтеры ФПСО активно взаимодействуют с администрацией и учениками МБОУ ООШ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья №45 г. Томска.

В волонтерскую деятельность активно включены студенты-логопеды, социальные педагоги и психологи. Курирует направление доцент кафедры социальной педагогики Наталия Васильевна Байгулова. Студенты ФПСО разрабатывают и проводят на базе школы традиционные праздничные программы, а также мероприятия городской Декады инвалидов и считают свою волонтерскую деятельность первой профессиональной пробой.

В процессе активисты ТГПУ получают знания о деятельности различных специалистов, приобретают опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями к профессии в конкретной практической деятельности.

При организации и проведении профессиональных проб учтены факторы:

  • субъективные, определяющие индивидуальную психофизиологическую готовность к выполнению профессиональных задач;
  • объективные, которые влияют на рациональный и качественный подход к реализации.

Также в ходе совместной работы оказывается психологическая поддержка студентам-волонтерам: профессиональная проба включает в себя специально организованную психологическую диагностику, направленную на выявление профессионально важных качеств личности через выполнение специальных психологических методик, упражнений, практических задач.

Кроме того, Наталией Васильевной Байгуловой создана группа, в которой педагоги школы (Мария Васильевна Масленникова, Галина Михайловна Губачева) и старший преподаватель Института детства Ольга Васильевна Шварева занимаются научной деятельностью. Продуктами работы являются статьи, включенные в Перечень ВАК РФ, посвященные реализации приема визуализации «облачко» на уроках математики в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и организации межличностного взаимодействия обучающихся с ОВЗ в условиях этнопедагогического подхода средствами кейс-метода.

Подробнее

9 июня 2021

Специалисты ФЭУ рассказали о сущности инклюзивной экономики на международной конференции

В Томске на базе политехнического университета прошла Международная научно-практическая конференция «Будущее умных городов в Европе и Средней Азии: проблемы и перспективы». С докладом «Определение сущности инклюзивной экономики в современном мире» на научном событии выступили преподаватели кафедры экономической теории ФЭУ ТГПУ, доценты Санфирова Ольга Владиславовна и Копытова Анастасия Игоревна.

Подробнее

9 июня 2021

Специфику университета в эпоху педагогических новаций обсудили в Санкт-Петербурге при участии специалистов ТГПУ

Специфику университета в эпоху педагогических новаций обсудили в Санкт-Петербурге при участии специалистов ТГПУ

8-9 июня на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) проходят мероприятия Педагогического форума Российского профессорского собрания «Университет в эпоху педагогических новаций». К участию присоединились более 450 человек, Томский государственный педагогический университет представили проректор по развитию Л.Г. Смышляева, директор ИРПО Н.А. Семёнова. Докладчиком на секционном заседании форума выступила профессор ИФФ ТГПУ А.Н. Кошечко. Дистанционно к мероприятиям съезда подключились директор физ-мат Центра ТГПУ М.А. Червонный, руководитель парка ИОП ТГПУ Л.В. Куровская, доцент ИИЯМС Е.Б. Петрова и специалисты Управления стратегических коммуникаций и информационной политики.

Открыла работу дискуссионная площадка «Кто Вы, современный профессор?». Эксперты форума обсудили изменения, происходящие сегодня в профессиональной деятельности профессоров, в частности – функции профессора в условиях трансформации университетов, и рассмотрели основные факторы, оказывающие влияние на эти изменения. В ходе диалога участники дискуссии делились мнениями в ряде актуальных вопросов: что изменилось в работе современного профессора? является ли исследовательская деятельность профессора важнейшим фактором обеспечения качества высшего образования? появились ли дефициты и риски в профессиональной деятельности профессора?

Рассуждая над поставленными вопросами, много внимания представители вузов уделяли новому цифровому формату образовательной деятельности. Мнения о частичном переходе на «дистант» разделились: одни поддерживают внедрение новых технологий в учебный процесс, другие же находят это не всегда эффективным и придерживаются традиционных форм организации передачи знаний. Однако, как уверены организаторы дискуссии, «важным остается необходимость понять, что из лучших традиционных практик нужно сохранить, и не растерять опыт, передавая его из поколение в поколение. При этом, опыт и традиции необходимо умело и грамотно сочетать с существующими возможностями цифровизации, инновационных и экспериментальных практик».

На секционных заседаниях научного собрания поднимались темы воспитания в вузе (общее культурное развитие как основа воспитания, опыт организации воспитательных мероприятий); необходимости языковых компетенций для конкурентоспособности выпускников (маркеры языкового образовательного пространства, профессиональные коммуникации в системе языковой подготовки студентов, формирование коммуникативных умений); современного состояния, проблем и перспектив совершенствования системы аттестации научных кадров (пути повышения качества диссертационных исследований по педагогике, проблемы экспертизы, основы разработки паспортов научно-педагогических специальностей); реализации практик педагогических новаций (программы доп. профессионального образования, уроки пандемии, инновационные подходы в обучении) и другие.

В рамках секции «Цифровое образование: возможности и риски» спикеры рассуждали над вопросом дистанционного обучения студентов с применением технических и цифровых инструментов: основные тенденции и перспективы развития рынка цифровых образовательных технологий, применение технологий цифрового образования при подготовке магистров, инструменты повышения мотивации студентов на онлайн-обучении.

TSPU053Доклад «Когнитивные и психологические процессы в онлайн-обучении: педагогические риски и возможности» представила доктор филологических наук, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессор ИФФ ТГПУ Анастасия Николаевна Кошечко. Эксперт обозначила основные реперные точки: онлайн-обучение как новая образовательная реальность; специфика когнитивных и психологических процессов субъектов в онлайн-обучении; педагогические риски и педагогические возможности онлайн-обучения; портрет педагога и эффективные стратегии коммуникации.

Среди сильных сторон дистанционного обучения спикер выделила создание индивидуальных образовательных траекторий, возможность широкого выбора инструментов и материалов (фото- и видеофайлы, аудиозаписи), психологический комфорт и другие. Однако в условиях новой нормы наблюдается изменение когнитивных и психологических процессов, а также специфики педагогической деятельности. Новая реальность, в которой необходимо работать современному педагогу, имеет свои риски: синдром эмоционального выгорания, проблема цифровой трансформации педагогического сознания, сложность единение реальной и виртуальной образовательных сред, иная культура коммуникации, неточность восприятия информации. Наибольшая проблема видится в последнем пункте: именно неточность восприятия информации влечет снижение уровня знания и успеваемости, что обусловлено утратой способности к анализу и концентрации. Кроме того, в выступлении профессор обозначила особенности онлайн-коммуникации: разорванность и клиповость общения, высокая степень анонимности и глобализация контактов.

По мнению Анастасии Николаевны, преодолеть риски поможет новый образ педагога, включающий в себя новые форматы лидера. В качестве примера спикер привела свои образовательные проекты, реализуемые в виртуальной среде: интерактивный диалог «Вечерний чай с Анастасией Кошечко», открытая онлайн-группа «Чтение как образ жизни» и другие.

Работа на дискуссионном заседании и восьми секционных площадках велась нон-стоп 8 июня. Завершит форум пленарное заседание, которое пройдет 9 июня с 10.00 до 14.00 часов по московскому времени. Доклады пленара будут посвящены социальной миссии современного университета, переходу от педагогических институтов к антропологическим университетам, обсуждению портрета современного преподавателя, проблем реализации новых исследовательских и образовательных направлений, отечественных традиций университетской подготовки в инновационном развитии системы высшего образования.

Подробнее

9 июня 2021

Ректор ТГПУ принял участие в заседании Российского Союза ректоров по вопросам развития педагогического образования

8 июня состоялось заседание Российского Союза ректоров по развитию педагогического образования, целью которого была определена выработка совместных подходов к осуществлению содержательной и методической подготовки будущих учителей.

Встреча прошла при участии В.А. Садовничего, ректора МГУ, президента Российского Союза ректоров, С.С. Кравцова, министра просвещения РФ, А.А. Музаева, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, и представителей Министерства науки и высшего образования РФ. К участию присоединились ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко и главы других университетов России.

В ходе работы эксперты обсудили задачи и приоритетные направления развития педагогических кадров для системы образования, основные принципы совместных действий при реализации программ педагогического образования для всех вузов независимо от их ведомственной принадлежности, приоритетные направления реализации основных принципов совместных действий при реализации программ педагогического образования.

По итогам обсуждения были определены принципы реализации программ педагогического образования. Так, вузы обеспечат единый подход к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций через повышение уровня предметной, методической и психолого-педагогической подготовки и переход на модульный подход проектирования и реализации ОПОП, основанный на единстве теоретических и практических дисциплин в достижении компетенций.

Организации также обеспечат общность и конкретизацию требований к базовой части содержания образования, его результатам и условиям реализации; выстроят систему управления качеством педагогического образования на основе взаимосвязанной внутренней и внешней независимой оценки качества подготовки специалистов, которая будет опираться на данные общественно-профессиональной экспертизы, требования работодателей и другое; разработают и внедрят программы воспитания, обеспечивающие единство требований к содержанию и технологиям обязательных модулей, формирующих гуманитарные ценности и смыслы, создающих условия для личностного и профессионального развития обучающихся.

Усиление внимания к русскому языку и литературе в вузах будет работать на решение проблемы интеграции российского образования в международное образовательное пространство, а система высшего педагогического образования будет включена в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни.

За счет поддержки педагогических исследований, качественного обновления программ аспирантуры и докторантуры, разработки внутренних и сетевых инструментов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава планируется развивать кадровый потенциал вузов, реализующих программы педагогической направленности.

Для достижения высокого качества образования посредством создания при университетах советов партнеров и ассоциаций выпускников будет обеспечена включенность вуза в федеральную и региональную образовательную повестку, разработана система привлечение потенциальных работодателей к подготовке специалистов. Взаимодействие с регионами в рамках системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров будет реализовано на основе разработки региональных концепций постдипломного сопровождения. К осуществлению запланирована реализация программ предпрофессионального развития и профессионального самоопределения школьников, в том числе поддержка классов психолого-педагогической направленности.

Подробнее

8 июня 2021

ТВ ТГПУ – вновь в лидерах студенческих медиа России

В Москве завершился сезон Всероссийского конкурса студенческих медиапроектов «УниверСити – 2021», лидирующие позиции в котором из года в год удерживает редакция ТВ ТГПУ. В этот раз наши ребята впервые принимали участие в художественной номинации конкурса, однако и тут вошли в шорт-лист и взяли серебряное место.

На финале «УниверСити – 2021» в столице Томский Педагогический представили Артём Астраханцев, начальник ТВ ТГПУ, и Максим Хусаинов, оператор и режиссер студии, с фильмом «Хроникум», рассказывающим о становлении и развитии студенческого телевидения в вузе.

«ТВ ТГПУ принимают участие в конкурсе с 2016 года. И какую бы работу ни подавали, в какой номинации бы ни заявлялись, всегда попадаем в число лучших, – делится Артём. – Сейчас мы участвовали в номинации «Художественно-публицистическая работа: видео», для нас это было в новинку: мы всегда позиционировали себя редакцией, которая выпускает развлекательный контент».

По традиции фестиваль открыл широкую возможность выбора номинаций: «Лучшее сообщество в социальных сетях», «Развлекательная работа: мультимедиа», «Развлекательная работа: видео», «Художественно-публицистическая работа: аудио», «Проблемно-аналитическая работа: видео» и другие. Впервые остановившись на новом для себя направлении, наши ребята не спасовали: уверенно защищали работу, аргументировали те или иные творческие решения в кадре. В итоге получили лестные отзывы от экспертов и, как признался Артём, услышали конструктивную критику, которая поможет определить трек дальнейшего развития.

Всего на конкурс было подано 720 работ из 39 городов, 61 вуза и 41 редакции. Команда Томского государственного педагогического университета с фильмом «Хроникум» вошла в шорт-лист фестиваля и заняла второе место номинации «Художественно-публицистическая работа: видео».

Подробнее

8 июня 2021

Результаты исследований ТГПУ опубликованы в журнале Yearbook of Eastern European Studies (Польша)

Материалы VI Международного научно-практического семинара «Преподавание русского языка как иностранного: теория и практика», который прошел в Томске в ноябре прошлого года, опубликованы в девятом номере журнала Yearbook of Eastern European Studies (г. Вроцлав, Польша). Научное событие было организовано специалистами Центра русского языка, Управления международного сотрудничества (ТГПУ) и Фонда «Институт профессионального развития» (Польша, г. Вроцлав). В нем приняли участие специалисты ТГПУ, а также иностранные магистранты и аспиранты Томского Педагогического.

Yearbook of Eastern European Studies – международный междисциплинарный журнал, посвященный гуманитарным исследованиям в области истории, литературы, антропологии, политики, культуры Восточной Европы. Журнал включен в международные базы цитирования Central and Eastern European Online Library и в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Опубликовать результаты исследовательских проектов получили возможность специалисты и иностранные обучающиеся ТГПУ.

В исследованиях представители вуза поднимали вопросы дискурсивного подхода к обучению иностранному языку; изучали своеобразие делового этикета в китайской культуре; говорили о проблемах разговорной речи на уроке русского языка как иностранного в китайской аудитории; отмечали типологические различия русской и китайской фонетики; рассматривали учебник как средство формирования языковой картины мира обучающегося и другое.

Публикация материалов семинара стала возможна благодаря издательской и просветительской деятельности к.фил.н., выпускницы историко-филологического факультета ТГПУ Ирины Попадейкиной и д.полит.н. Рафала Чахора – энтузиастов и ученых, создателей успешного и перспективного научно-образовательного проекта «Фонд «Институт профессионального развития».

Читать журнал

Подробнее

8 июня 2021

Инклюзивная пиратская вечеринка в ТГПУ

В рамках сотрудничества Волонтерского отряда ТГПУ «Точка зрения» с Томской региональной общественной организацией социально-психологической поддержки «Ресурс+» в стенах университета прошел первый летний праздник для людей с ментальными нарушениями развития.

Подробнее

7 июня 2021


Новости 2141 - 2160 из 8441
Начало | Пред. | 106 107 108 109 110 | След. | Конец