Поздравление с юбилеем Н.С. Болотновой

Сегодня отмечает юбилей доктор филол. наук, профессор ТГПУ Нина Сергеевна Болотнова. Одним из первых пришло поздравление от Людмилы Григорьевны Кайда, доктора филол. наук, профессора факультета журналистики МГУ, заслуженного профессора университета Комплутенсе (Испания). 

Многоуважаемые томские коллеги!

Примите самые искренние поздравления и наилучшие пожелания Вашей научной школе, возглавленной и вдохновленной многоуважаемой Ниной Сергеевной Болотновой!

Дорогая Нина Сергеевна! С юбилеем! Прекрасный повод напомнить Вам, что филологический мир ждет от Вас новых работ, таких нужных и важных, помогающих сориентироваться в хаосе современных научных теорий, методологий, интерпретационных практик. Представить все, созданное Вами, у меня просто не хватает воображения! То, что было зафиксировано в "Биобиблиографическом указателе" к прошлому юбилею, – это целая библиотека книг, статей, коллективных сборников с Вашим участием, диссертаций, написанных под Вашим руководством. А новое десятилетие ведь получилось еще более плодотворным! Фундаментальные труды по коммуникативной стилистике текста и когнитивной лингвистике пополнились работами по медиалингвистике, новыми объемными словарями терминов и понятий, новыми детальными разработками для всех уровней обучения в гуманитарных заведениях. И это, как всегда, не просто накопление материала по интересующим проблемам, а четко выстроенная цепочка пошагового освоения сложного материала для определенного уровня в процессе профессионального совершенствования.

Когда пытаешься понять, как Вам удалось создать такое монолитное научное направление, то приходишь к выводу: обрисовав текстовое пространство профессиональных компетенций, Вы расставили "ловушки" интереса для коллег, четко сформулировав статус текстовой компетенции. И, если учесть, что в науке определений текста много (считается, что около 500), четкая постановка проблемы и обоснованное понятие ("К вопросу о понятии. Когнитивный стиль языковой личности") отозвались в работах коллег ("Отражение интеллектуального субстиля публичной языковой личности в дискурсе" – Болотнов А.В.; "Исследование идиостиля информационно-медийной языковой личности" – Баженова Е.А.). И так – на каждом шагу.

Научный диалог с Вами ценю беспредельно: Вы – чуткий, доброжелательный, креативный "Другой", с которым всегда хочется поделиться своими мыслями!

С юбилеем, милая Нина Сергеевна! Здоровья, счастья, новых творческих успехов!

Доктор филол. наук, профессор Л.Г. Кайда.

Подробнее

8 декабря 2022

Ежегодная просветительская Акция: VII Всероссийский тест на знание Конституции РФ

12 декабря 2022 года Всероссийское общественное Движение «Гражданин» в седьмой раз проведет просветительскую Акцию «Всероссийский тест на знание Конституции РФ». Мероприятие проходит ежегодно при поддержке крупных общественных организаций, федеральных законодательных и исполнительных органов власти, ярких представителей бизнеса, лидеров общественного мнения, средств массовой информации и блогеров. Материалы Акции направлены для использования в создании методических рекомендаций цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном». К Акции присоединятся Высшие учебные заведения во всех федеральных округах России.

Целью Акции неизменно остается – повышение общей правовой грамотности и знания Основного закона России. Организаторы уверены, что подобные мероприятия не только способствуют пониманию ценностей гражданских прав и обязанностей, но и построению общества с высокой правовой и патриотической культурой.

VII Всероссийский тест на знание Конституции РФ пройдет в онлайн и очном форматах 12 декабря 2022 года, с использованием любых устройств, имеющих доступ в сеть Интернет, на официальной онлайн-платформе www.гражданин.дети. Участие в Акции сможет принять любой желающий, каждому участнику будет впервые доступен индивидуальный список вопросов.

Куратор Акции в Томском государственном педагогическом университете: Киндяшова Анна Сергеевна, зав.кафедрой правовых дисциплин ИФФ – 12 декабря в 12.00 проведет онлайн-тестирование для всех желающих студентов и преподавателей вуза по ссылке https://bbb.tspu.edu.ru/b/nay-z7y-nna

Подробнее

7 декабря 2022

УЧАСТИЕ СОТРУДНИКОВ ИФФ В КОНКУРСЕ НА ЛУЧШУЮ СТАТЬЮ

16 ноября 2022 г. состоялась II Международная научно-практическая конференция «Развитие языковой образовательной среды современного вуза», организованная сотрудниками Института международных связей и интернационализации образования, кафедры иностранных языков, кафедры русского языка и специальных дисциплин для иностранных граждан ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет».

В рамках конференции проведен конкурс на лучшую статью. Экспертами конкурса выступили авторитетные ученые в области метаметодики и лингводидактики:

  1. Поздеева Светлана Ивановна, д. п. н., профессор; зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и педагогики ТГПУ,

  2. Мячиков Андрей Викторович, PhD, Senior Lecturer in Psychology at Northumbria University,

  3. Цзян Ин, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Института международного образования, Хэйхэский университет (г. Хэйхэ, КНР).

Наш вуз на этом мероприятии представляли д-р филол. н., зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку А.В. Курьянович и аспирант кафедры, специалист по УМР Е.А. Серебренникова. Исследователи выступили с докладом на тему «Лингводидактический ресурс метафоры (на материале учебных текстов по русскому языку как иностранному)». По материалам выступления опубликована статья в сборнике материалов конференции, получившая 2-ое конкурсное место. Авторам статьи вручены дипломы.

Материал предоставлен: Е.А. Серебренниковой, аспирантом кафедры теории языка и методики обучения русскому языку.

Подробнее

6 декабря 2022

Профессиональный портрет учителя в контексте проектирования совместной деятельности (к юбилею Елены Николаевны Ковалевской)

Несколько поколений томских учителей-словесников знакомились с методикой обучения предмету на занятиях Елены Николаевны Ковалевской, учились главному — создавать на уроке ситуацию диалога, атмосферу увлеченности, формировать пространство совместной деятельности. Елена Николаевна не только учит школьников, бакалавров, магистрантов, педагогов, коллег самым актуальным приёмам в методике обучения русскому языку и литературе, но и заряжает своим филологическим задором и педагогическим энтузиазмом. Именно она стала идейным вдохновителем и организатором муниципальной экспериментальной площадки сетевого взаимодействия «Школа-вуз», благодаря которой бакалавры-филологи на педагогической практике на 5 курсе отважно погружаются в жизнь школы: участвуют в организации школьных диспутов, дебатов, круглых столов, готовят совместно со школьниками проекты и доклады на городскую конференцию «Наши духовные ценности».

Елена Николаевна — главный, яркий и динамичный генератор новых и интересных педагогических и методических идей. Поэтому многие годы она участвовала в подготовке факультетской команды для внутривузовского конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют» и ежегодно руководит выпускными квалификационными работами – бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями. Её студенты ежегодно участвуют в конкурсах на лучшую научную работу по методике русского языка, занимая, как правило, призовые места.

Целеустремленность и энтузиазм Елены Николаевны направлены всегда на главное — на организацию совместной деятельности школы и педагогического университета. Достижению этой цели подчинена её профессиональная жизнь, этой увлеченностью она заражает окружающих, предлагая вместе решать смелые и новые задачи, например, впервые на факультете в рамках апрельской студенческой конференции в 2016 году работала секция школьников, которых для выступления с докладами подготовили студенты под руководством Елены Николаевны.

Работая в школе и в университете, Е.Н. Ковалевская сформировала ясное и системное представление об актуальных образовательных запросах не только студентов, но и их потенциальных работодателей — школ города и области. Она активно участвует в выездных педагогических семинарах, проводит мастер-классы для педагогов, разрабатывает инновационные образовательные программы.

Педагогический и методический опыт Елены Николаевны Ковалевской, которым она делится с коллегами и к которому приобщает студентов, сформирован в рамках научной школы Галины Николаевны Прозументовой. Эта педагогическая концепция является чрезвычайно значимой для факультета и вуза, поскольку влияет на формирование особого педагогического пространства — пространства профессиональной рефлексии, взаимного уважения, любви к выбранной профессии, к филологии. Поэтому очевидны и научные заслуги Елены Николаевны. В её статьях студенты и многие  преподаватели – предметники и методисты − черпают идеи, которые впоследствии реализуют и развивают в своей научной и педагогической деятельности.

Отметим, наконец, что Елена Николаевна Ковалевская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку, отмечает в декабре свой юбилей. Поздравляем Елену Николаевну, желаем свойственных ей филологической увлеченности и педагогического энтузиазма; интересных творческих и научных проектов, пытливых и благодарных учеников!

Подробнее

5 декабря 2022

Конкурс творческих работ «Традиции семейного чтения»

А Вы знали, что семейное чтение уникально?

Привычка к чтению характеризует стабильный уклад семьи, является залогом дальнейшего читательского становления ребенка. Семейное чтение, в отличие от учебного или развлекательного, способно сочетать в себе наиболее полно весь функциональный потенциал чтения (познавательную, развлекательную, воспитательную, коммуникационную и рекреационную функции).

«Сибирский научно-образовательный центр изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ приглашает всех желающих принять участие в онлайн-конкурсе творческих работ «Традиции семейного чтения». Конкурс направлен на популяризацию книжной культуры чтения и призван раскрыть потенциал семейного чтения как важного способа сохранения национальных традиций.

Конкурс предлагает объединить важную тему (семейное чтение), интересную, современную форму (социальная реклама книги, традиций, связанных с чтением) и частную историю обращения к книге с акцентом на искренность и достоверность (рассказ о семье, близких, друзьях). Приветствуется максимально творческий подход. В конкурсе могут принять участие все желающие.

Работы принимаются до 15 января 2023 года по адресу marinalevchenko@tspu.edu.ru

Дополнительная информация о сроках проведения и критериях в информационном письме.

Подробнее

5 декабря 2022

КЛАССНЫЕ ВСТРЕЧИ: ТГПУ И ШКОЛА

В этом учебном году педагогический коллектив МАОУ СОШ №36 г. Томска пополнился молодыми специалистами. Под руководством советника директора по воспитанию Ольги Владимировны Бабенковой обучающиеся 8-х классов включились в Марафон «Классные встречи», инициированный Российским движением молодёжи (РДШ), и посетили классные встречи с молодыми специалистами. Одна из этих встреч состоялась с учителями русского языка и литературы Захарчевской Надеждой Владимировной и Сливкиной Александрой Андреевной, выпускниками ИФФ ТГПУ.

У школьников было много вопросов: в какой школе учились, какой предмет нравился больше всего, почему пришли работать в школу, нравится/трудно работать учителем, как проводите свободное время, есть ли вообще свободное время у учителя?

Надежда Владимировна и Александра Андреевна рассказали о Томском педагогическом университете: его истории, активной и интересной жизни студентов историко-филологического факультета, о собственной учёбе в качестве студента и магистранта.

На этих встречах молодые учителя не только ответили на многочисленные вопросы ребят: у них была хорошая возможность привлечь их к своему предмету, заинтересовать школьников через личный пример позитивным отношением к учёбе (Захарчевская Н.В. и Сливкина А.А. учатся в магистратуре ИФФ ТГПУ), к самообразованию, активной жизни, занимаясь спортом, путешествуя, осваивая новое.

Материал подготовлен

доцентом кафедры русского языка Безменовой Л.Р.



Подробнее

5 декабря 2022

Итоги Конкурса профессионального мастерства «Культурное наследие: русский язык», посвящённого Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

Подведены итоги Конкурса профессионального мастерства студентов-филологов 5 курса, прошедших производственную практику в школах г. Томска и Томской области, по теме «Культурное наследие: русский язык», посвящённого Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Цели конкурса:

  • формирование положительного отношения обучающихся школ и вуза к русскому языку, культуре народа как важнейшим духовным ценностям;

  • повышение качества образования обучающихся и студентов;

  • внедрение и распространение современных образовательных технологий;

  • совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса в школе и вузе;

  • совершенствование практик наставничества для эффективных механизмов роста профессионального мастерства педагогов и оформления пространства будущей профессиональной деятельности студента-филолога;

  • поддержка творческих студентов и повышение престижа учительской профессии.

 Данный конкурс был организован кафедрой русского языка историко-филологического факультета ТГПУ и экспертно-методическим советом МАОУ СОШ №36 г. Томска.

Участниками конкурса стали 13 студентов, представившие:

конспект/сценарий/технологическую карту урока, которые были разработаны конкурсантами под руководством учителя-наставника;

оценочные карты, заполненные учителями-предметниками, которые посетили данное образовательное событие студента;

отзыв учителя-наставника.

Студенты представили на конкурс уроки русского языка и литературы с культурологической компонентой, разработанные в соответствии с ФГОС, используя индивидуальную, групповую и коллективную формы организации образовательного пространства. Диапазон тем включал произведения фольклора, сказки А. Пушкина, творчество С. Есенина и писателей Серебряного века по литературе; обобщение материала по разным частям речи, уроки развития речи по обучению текстовой деятельности. 

Были широко использованы приёмы следующих технологий: игровая, ТРИЗ, РКМЧП, личностно-ориентированного обучения, сингапурские методики.

Заключительная и промежуточная рефлексии также представлены в разных формах в зависимости от возраста обучающихся: синквейн, эмоциональный гномик или дом,  разгадывание шифра, подбор ассоциаций и т.д.

Экспертиза представленных на конкурс работ осуществлялась жюри в составе:

1.Безменовой Л.Р., к.п.н., заместителя директора по НМР МАОУ СОШ №36, доцента кафедры русского языка ИФФ ТПУ;

2.Каширина А.А., к.ф.н., заместителя директора по НМР МАОУ СОШ №40, старшего преподавателя кафедры русского языка ИФФ ТГПУ;

3.Подрезовой И.И., заслуженного учителя РФ, учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №36, внештатного сотрудника Лаборатории Русской речевой культуры и теории текста ТГПУ;

4. Матецкой О.М., учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №36.

Результаты конкурса

I местоСемашко Ульяна Андреевна, гр.382

Кириченко Василина Николаевна, гр.382

II местоМазенова Василина Сергеевна, гр.382

Седельникова Александра Леонидовна, гр.382

Байгулова Татьяна Алексеевна, Нехай Татьяна Андреевна,. гр.381,382

III местоШмигалёва Елена Артёмовна, гр.382

Поздравляем победителей!

Сертификаты об участии в конкурсе получат:

Гормолысова Галина Геннадьевна, гр. 382

Клышова Кристина Евгеньевна, гр 381

Степанова Анастасия Валерьевна, гр. 381

Казанцева Елизавета Михайловна, гр. 381

Ранцева Юлия Константиновна, гр.381

Пипиекова Рада Валерьевна, гр. 382

Благодарности педагогам-наставникам, сопровождающим студентов на практике и в конкурсе, будут вручены:

Рябущенко Г.С., МАОУ гимназия №2 г. Асино Томской области

Подрезовой И.И., МАОУ СОШ №36 г. Томск

Кремень С.В., МАОУ лицей №7 г. Томск

Зозуля О.В., МАОУ лицей №7 г. Томск

Куденко Ю.Е., МАОУ «Лицей им. И.В. Авдзейко» Томского района

Крючковой Ю.А., МАОУ СОШ №36 г. Томск

Мячиной Н.Г., МАОУ гимназия №26 г. Томск

Нявро Р.И., ЧОУ «Лицей ТГУ»

Мельниковой М.А., МБОУ «Каргасокская СО школа-интернат №1»

Божко Н.В., МАОУ СОШ№5 г. Асино Томской области

Русаковой Э.В., МБОУ «СОШ №197 им. В. Маркелова» г. Северск

Рихтер Е.А., МАОУ «Заозёрная СОШ № 16» г. Томск

Благодарим всех участников: студентов-филологов 5 курса ИИФ, педагогов-наставников школ-партнёров, членов жюри за продуктивную работу!

Материал подготовлен

Безменовой Л.Р., доцентом кафедры русского языка ИФФ

Подробнее

29 ноября 2022

Подготовка учителя истории к уроку как тема научного осмысления и дискуссии

Аспирант ИФФ ТГПУ, заместитель директора по инновационной работе учитель истории и обществознания МАОУ гимназии 55 им. Е. Г. Вёрсткиной г. Томска, Дмитрий Попцов принял участие в масштабном научно-образовательном мероприятии - I Международном Педагогическом марафоне «Традиции и инновации управления образовательными системами», посвященном 150-летию Московского педагогического государственного университета. Дмитрий Попцов выступил 24 ноября в рамках Круглого стола «Научно-методическая работа в современной школе: фокус-группы, новеллы и трендвочеры» с докладом о новых форматах научно-методической работы учителя истории в образовательной организации.

Тема доклада молодого исследователя вполне соотносится не только с содержанием его диссертационного исследования («Технологизация процесса подготовки учителя истории к уроку как фактор повышения эффективности обучения»), которое осуществляется под руководством доктора исторических наук Олега Николаевича Мухина, но и с практической деятельностью - опытом научно-методической работы в Гимназии №55 города Томска.

Научное осмысление стратегии управления гимназией позволяет описать и совершенствовать технологии соуправления развитием гимназии, мотивационные условия развития учителей в рамках акмеологического подхода. Последнему направлению Дмитрий Попцов уделяет в своем докладе особое внимание, поскольку небезосновательно считает, что профессионализм учителя начинается с его личностной педагогической позиции, осознания им своих целей или даже миссии, которую он выполняет, чётко сформулированных профессиональных намерений и стремлений. По мнению исследователя, этим и обусловлена актуальность обновления классических форм методической работы, необходимости создания её новых, рефлексивных, фасилитационных форматов.

Доклад Дмитрия Попцова вызвал заинтересованное обсуждение участников Круглого стола, которые обсуждали предложенную ученым идею уровневой модели системы повышения профессионального развития (роста) педагога, центральным компонентом которой является адресная поддержка педагогов. Цель такой модели – оперативное реагирование на задачи развития педагогического коллектива, самое важное – отдельного педагога, которая позволяет эффективно решить профессиональные затруднения и проблемы учителей непосредственно на рабочем месте. Модель включает три уровня, в основе которых лежит согласованность государственных, общегимназических и личностных (учительских) целей по достижению высокого качества образования.

Реализация такой модели научно-методической поддержки педагога способствует решению инновационных задач развития образовательной организации и предполагает следующие направления деятельности образовательной организации.

1. Постоянный поиск и выбор оптимальной структуры методической работы.

2. Изучение мотивов творческой профессиональной деятельности и учет их в организации методической работы.

3. Постепенная индивидуализация в работе с кадрами, актуальность адресной поддержки.

4. Введение новых субъектов методической работы: временные творческие коллективы, проектные команды, педагогический коллектив как субъект методической работы.

5. Придание работе профессиональных объединений целевого характера по развитию профессиональных умений конкретных учителей.

6. Построение методической работы на диагностической основе, обратная связь.

7. Работа по развитию эмоционального интеллекта, культурного кругозора учителя, его функциональной грамотности как специально организованная деятельность.

По мнению Дмитрия Попцова, поддержанного комментариями участников Круглого стола, организация научно-методической работы в рамках именно этих направлений способствует развитию педагога как творческой личности, переключению его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск решений, превращению педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания личности учеников.

Подробнее

28 ноября 2022

Итоги IX Международного научного форума молодых исследователей (преподавателей русского языка и перевода) “Языки. Культуры. Перевод”

С 10 по 13 ноября состоялся IX Международный научный форум молодых исследователей (преподавателей русского языка и перевода) “Языки. Культуры. Перевод”, организованный Высшей школой перевода МГУ и Российской академией образования. От ТГПУ участие в форуме приняли магистрантки группы 329М специализации “Русский как иностранный” Глушенкова Виктория Львовна (как слушатель) и Коломейцева Татьяна Сергеевна (с докладом).

Как на заказ, в середине ноября под Москвой стояла теплая осенняя погода, что придавало особое очарование форуму, проходившему практически на природе, в пансионате “Университетский” в деревне Волково недалеко от Звенигорода. Программа была насыщена лекциями, научными и развлекательными мероприятиями. По словам Виктории Львовны Глушенковой, “интересные встречи, мастер-классы и, конечно, возможность услышать корифеев науки подарили много впечатлений и новых идей”.

В первый день был организован трансфер от главного корпуса МГУ до пансионата, а также ужин и регистрация участников форума. Второй день выдался насыщенным выступлениями руководителей и преподавателей МГУ. С приветственным словом обратился директор Высшей школы перевода МГУ, профессор, академик Российской академии образования Николай Константинович Гарбовский. С докладом о неизвестном Пушкине выступила академик Российской академии образования Наталья Ивановна Михайлова. Далее состоялись мастер классы от преподавателей Высшей школы перевода МГУ, круглые столы и творческие мастерские.

Третий день оказался сначала посвящен пленарным докладам доцента МГУ Ирины Леонидовны Анастасьевой о вариативности смыслов в литературно-художественных произведениях, профессора МГУ Надежды Николаевны Мироновой – о лингвистическом ландшафте как объекте междисциплинарных исследований, профессора МГУ Ларисы Александровны Манерко – о понятии идентичности в мультикультурном аспеке, затем была организована лингвопереводческая игра (квест). Вторая половина дня отводилась под заседания научных секций: “Наука о переводе в глобальном мире”, “Вопросы межкультурной коммуникации”, “Традиции и инновации в современных концепциях обучения русскому языку как иностранному”, “Перевод как вектор научных знаний и культурных ценностей”, “Вопросы перевода художественной литературы”, “Вопросы лингвистики и межкультурной коммуникации” и “Актуальные вопросы лингводидактики”.

Магистрантка ТГПУ Татьяна Сергеевна Коломейцева сделала доклад “Преподавание русского языка как иностранного онлайн для китайских студентов: дидактический ресурс лексической темы “характер человека”” на секции “Актуальные вопросы лингводидактики”. Доклад сопровождался электронной презентацией, а слушателям для большего вовлечения были предложен специально разработанный авторский научно-популярный тест о характере человека в китайской философии Дао. Участники встретили доклад и тест с любопытством и одобрением. Коломейцева Татьяна Сергеевна отмечает атмосферу взаимоподдержки на секции и особенно благодарит модераторов Галину Михайловну Литвинову и Марию Владимировну Басову, а также студентку высшей школы перевода МГУ Ульяну Дмитриевну Соболеву. Также примечательно, что из всей насыщенной программы форума одногруппница Татьяны Сергеевны по магистратуре “Русский как иностранный” ТГПУ Виктория Львовна Глушенкова выбрала ее доклад и пришла послушать, несмотря на то, что личное знакомство наших студенток состоялось уже после доклада, ведь эта магистратура – дистанционная, и Виктория Львовна учится из Новокузнецка, а Татьяна Сергеевна – из Москвы. Вот так научные мероприятия объединяют и дают место проявлению взаимного интереса и профессиональной взаимопомощи нашим магистрантам.

Четвертый день был посвящен организационным вопросам, связанным с отъездом участников.

По итогам форума планируется публикация материалов. Аннотации докладов можно найти в печатной программе форума.

Фотографии предоставлены Викторией Львовной Глушенковой и Татьяной Сергеевной Коломейцевой.

Подробнее

21 ноября 2022

Программа Международного форума

РУССКИЙ ЯЗЫК В ЗЕРКАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ РУСИСТОВ:
СИСТЕМНО-ЯЗЫКОВЫЕ, КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
I Международный научно-практический форум (Муданьцзян, Новосибирск, Томск, 26-27 ноября 2022 г.)

Подробнее

21 ноября 2022


Новости 181 - 190 из 1394
Начало | Пред. | 17 18 19 20 21 | След. | Конец