Сотрудники кафедры теории языка и методики обучения русскому языку приняли участие в Международной студенческой научной конференции «Русский язык в сфере деловой и межкультурной коммуникации», организованной и проведенной в Самарском государственном техническом университете. Профессор Лариса Ивановна Ермоленкина и доцент Иннеса Игоревна Бабенко выступили членами жюри в секции «Современная методика преподавания русского языка как родного и как иностранного». В секции были представлены доклады как реферативного характера, так и исследовательские проекты. Особый интерес слушателей и членов жюри вызвало представленное вне конкурса сообщение магистрантки 329М группы ТГПУ Коломейцевой Татьяны Сергеевны, рассказавшей о лигводидактическом потенциале представлений о характере человека в русской и китайской лингвокультурах. Участники секции заинтересовано обсуждали содержание доклада, задавали многочисленные вопросы и делились впечатлениями.
Стоит отметить яркие и необычные доклады студентов технических специальностей Санкт-Петербургского горного университета. Доклад Кивале Вилсона Исдори был посвящен культурологическим аспектам изучения РКИ студентами нефтегазового факультета, а сообщение Новикова Дмитрия Дмитриевича содержал наглядный материал (особенности оформления Санкт-Петербургского метрополитена) для преподавателей РКИ, обучающих иностранных студентов горного университета, на материале.
Победителем конкурса научных докладов стало исследование Серогодской Анастасии Алексеевны, представляющей Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Доклад был посвящен использованию речевых этикетных ситуаций извинения на занятиях по РКИ (на примере работы над рассказом Аси Петровой «Извини меня, дурак»).
Л. И. Ермоленкина и И.И. Бабенко отметили безусловную актуальность и практическую значимость выступления Орынбаевой Сандугаш Нурлановны, магистрантки Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Сандугаш Нурлановна рассказала о том, как реализуется коммуникативный подход в контексте обновленной программы школьного курса русского языка в Казахстане.
Виртуальный характер мероприятия не помешал участникам секции общаться и обсуждать актуальные проблемы функционирования русского языка в сфере деловой и межкультурной коммуникации.
Скриншот предоставлен Т.Коломейцевой.
12 ноября 2022
Круглый стол «ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ»
3 ноября 2022 г. состоялся круглый стол «Историческая реконструкция в образовательной среде: современные практики». Он проходил на базе музейной экспозиции, созданной при поддержке Фонда Президентских грантов (проект № 21-2-005440) в рамках проекта «Женский монастырь в Томске: погружение в реальность». Она расположена на месте, где с 1865 по 1920-е гг. в Томске находился женский Иоанно-Предтеченский монастырь, а ныне – Студгородок, а также храм. свт. Феодосия Черниговского.
Участникам круглого стола были продемонстрированы результаты работы коллектива проекта:
-
музейная экспозиция, экскурсию по которой провела старший научный сотрудник Томского областного краеведческого музея им. М.Б.Шатилова;
-
виртуальная экскурсия с 3D-реконструкцией территории, храмов, других зданий бывшего монастыря.
Затем состоялся круглый стол, на котором выступили:
-
руководитель проекта, священник Евгений Маслич, рассказавший о том, как создавалась историческая реконструкция обители;
-
старший научный сотрудник Томского областного краеведческого музея им. М.Б.Шатилова М.Г.Лоскутова, в докладе которой рассматривались методические особенности проведения религиоведческой экскурсии.
Затем участники круглого стола познакомились с другим форматом экскурсии по обители – с использование шлема виртуальной реальности.
7 ноября 2022
2 ноября 2022 г. в Научной библиотеке ТГПУ прошла секция II Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики»
На секции были представлены 9 докладов. Их темы – актуальные практики работы учителей истории, обществознания, основ религиозной культуры и светской этики.
О современных проблемах преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности в школе и системе среднего специального образования говорили учитель МАОУ СОШ № 49 Д.В.Добровольская и преподаватель Томского педагогического колледжа Н.П.Палагина. Театрализации и ее роли в учебном процессе был посвящен доклад учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №198, магистранта ТГПУ (г. Северск) А. Ю. Лобановой.
Особый интерес слушателей, включая студентов ИФФ, вызвали выступления:
• М.Г.Лоскутовой, старшего научного сотрудника Томского областного краеведческого музея, которая проанализировала роль нарратива в исторической реконструкции прошлого, существующие подходы к историческому источнику, которые может использовать учитель истории, а также рассказала о практике работы со школьниками Томского областного краеведческого музея;
• Р.Ю.Терекова, заместителя директора по научно-методической работе, учителя истории и обществознания и Т.Н.Боровик Татьяна заместителя директора по воспитательной работе МАОУ СОШ № 35, учитель обществознания «Сохранение исторической памяти на уроках истории и обществознания»; здесь были поставлены основные проблемы преподавания истории и обществознания в школе, формирования мотивации учеников, преодоления проблем, связанных с не всегда однозначным отношением к предмету;
• И.И.Арндта, учителя истории и обществознания МАОУ гимназии № 56 г. Томска, рассказавшего о способах формирования навыков научного поиска на уроках истории при помощи различных педагогических технологий;
• А.А. Смекалина, учителя истории и обществознания МАОУ гимназии № 56 г. Томска, доклад которого был посвящен способам формирования функциональной грамотности учеников при помощи настольных игр; Антон Алексеевич дал будущим учителям ряд практических советов по работе с детьми в этом направлении, поделился своим опытом.
Опыт представления педагогического опыта лучших учителей оказался очень востребовал студентами. Они активно задавали вопросы, высказывали мнения. И, конечно, такое сотрудничество школ и факультета планируется не только продолжать, но и расширять.
7 ноября 2022
Опыт реализации патриотического проекта «Карта Победы»
Работа круглого стола проходила в рамках реализации начатого в 2020 г. патриотического проекта историко-филологического факультета ТГПУ «Карта Победы», посвященного выявлению вклада тыловых территорий СССР в победу в Великой Отечественной войне. В очередной раз в презентациях и выступлениях были продемонстрированы итоги архивной работы по выявлению видов оборонной продукции, выпускаемой для фронта заводами «Сибкабель» (статьи Т. В. Галкиной «Обзор архивного фонда Томского завода резинотехнических изделий в годы Великой Отечественной войны» и Георгия Родикова и Дмитрия Романчева «Об ассортименте кабельной продукции томского завода «Сибкабель» в 1944 г.». Истории томских эвакогоспиталей были посвящены выступления Валентина Дудина и Сергея Аристархова «Проблемы работы медицинских учреждений в годы Великой Отечественной войны (на примере томского эвакогоспиталя №1229)» и «Проблемы функционирования томских эвакогоспиталей в 1942-1944 гг.». Интересную презентацию подготовила Дарья Домаренок, представив опыт классификации спичечных этикеток томской фабрики «Сибирь». Активность аудитории круглого стола является ярким показателем востребованности дальнейшего изучения этой проблематики.
7 ноября 2022
Вневременность и актуальность темы Регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений ХV Макариевские образовательные чтения: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека», - подтверждается пристальным вниманием профессионального педагогического сообщества, представителей общественных организаций к Чтениям, разнообразием форм мероприятий, тематики выступлений и высоким качеством содержания докладов.
Направление военно-патриотического воспитания подростков и молодёжи в рамках работы научно-практической конференции представлено серией мероприятий, среди которых и работа секции и круглый стол по кинопедагогики, представившие эффективные практики региона и транслируемые педагогическим профессиональным сообществом, а также панельная дискуссия для курсантов и юнармейцев региона.
03.11.2022 впервые в Томской области в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики» состоялась работа секции по военно-патриотическому воспитанию «Актуальные практики формирования образа защитника Отечества среди подростков и молодёжи». Цель работы секции определена, как: выявление и трансляция широкому профессиональному педагогическому сообществу эффективных практик военно-патриотического воспитания молодёжи с опорой на профильное наставничество. Направление работы секции востребовано, нашло отклик среди представителей различных институтов воспитания. Отметим, что работа секции реализована в рамках соглашения об объединении усилий сторон по военно-патриотическому воспитанию подростков и молодёжи Томской области: ТГПУ-ВУЦ при НИ ТГУ-ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» им.Героя Российской Федерации Пескового М.В. (подписанного 25 февраля 2022 года).
Инициатива организации работы секции поддержана Кравченко В.К., Сенатором Российской Федерации – представителем от Томской области, и.о. Секретаря Томского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Кавалером Ордена Красной Звезды, наставником ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус им.Героя Российской Федерации Пескового М.В., пристальное внимание уделяющего развитию института наставничества в регионе со стороны ветеранских общественных организаций. В напутственном слове Владимира Казимировича участникам работы секции были отражены основные задачи по оптимизации работы института наставничества со стороны ветеранов боевых действий, посвятивших свою жизнь служению Отечества, а в настоящее время принимающих активное участие в деле военно-патриотического воспитания подростков и молодёжи региона:
«2023 год объявлен Президентом Российской Федерации Путиным В.В. годом Учителя и Наставника, человека, который, как маяк, способен задать вектор развития современному поколению, предопределить наполнение системы ценностных координат. Уверен, что участники секции по военно-патриотическому воспитанию: учителя, представители общественных организаций, - разделяют со мной точку зрения, что Институт наставничества - это то звено, благодаря которому всегда славилась наша образовательная система. В отечественной традиции образование всегда несло и несет гораздо мощный заряд – обмен опытом, транслирование духовно-нравственных ценностей. Всё это возможно реализовать только через воспитательную функцию образования. А базовым институтом воспитания может быть только институт наставничества, в т.ч. со стороны ветеранов боевых действий, которые личным примером профессиональной деятельности на поприще служения Отечеству, сопряженной с ежесекундным морально-нравственным выбором и высокой степенью личной ответственности, своими реальными примерами поступков транслируют подросткам и молодёжи образ защитника Отечества, определяют вектор личностного и профессионального самоопределения, задают мощный стимул формирования системы ценностных координат с опорой на ценности культуры чести, мужества и человеческого достоинства… На новом уровне в регионе необходимо реализовывать военно-патриотическое воспитание, активно включая наставников в различные формы работы с подростками и молодёжью…».
Организаторами работы секции выступили: Чепурин И.В., начальник военного учебного центра при Национальном исследовательском Томском государственном университете, полковник; Насонов Д.Б., проректор по социальным вопросам Томского государственного педагогического университета; Джус К.Я., заместитель директора по воспитательной работе ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» им. Героя Российской Федерации Пескового М.В.
В рамках работы секции представлены два концептуальных доклада, отражающих научные аспекты проблематики военно-патриотического воспитания подростков и молодёжи: «Патриотизм – основа формирования и сохранения традиционных российских ценностей у подростков и молодёжи», докладчиком выступил ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации (г.Москва); «Развитие чувства ответственности у подростков в системе кадетского воспитания», докладчик – Миргород Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ, доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ 364 Фрунзенского р-на Санкт-Петербурга по программе «Спасатель МЧС» (кадетские классы) (г.Санкт-Петербург).
В рамках работы секции были представлены эффективные примеры профессионального опыта военно-патриотического воспитания образовательных учреждений (школы, школьные музеи, центры дополнительного образования, СПО, ВУЦ при НИ ТГУ, ТГПУ), государственных и общественных организаций («Ассоциация оборонно-спортивных клубов Томской области», «Юнармия», ТРО ООО РСВА, «Сыны Отечества», Томская областная государственная филармония, ТЮЗ, «Томская областная детско-юношеская библиотека», Региональная телекомпания ООО «Томское время», Красный Крест, Региональное отделение «Поисковое движение России» и мн.др), реализуемые с порой на профильное наставничество и событийную технологию. Всего представлено 25 докладов.
Тематика докладов разнообразна, имеет высокий практикоориентированный аспект, имеет научное обоснование в полной мере созвучна теме работы секции. Примеры тематики выступлений:
- Опыт военно-патриотического воспитания молодежи военного учебного центра при томском государственном университете;
- Воспитательный потенциал педагогического вуза: воспитать человека и педагога;
- Эко-система патриотического воспитания томской области;
- Формы военно-патриотического воспитания обучающихся на примере деятельности музея истории образования томского района;
- Программы томской филармонии в контексте патриотического воспитания молодёжи г. Томска;
- Потенциал формирования патриотического сознания подростков современных СМИ на примере проектов ООО «Томское время»;
- Профильное наставничество в системе патриотического воспитания подростков и молодёжи;
- Развитие юнармейского движения на территории Томской области;
- Проекты общественной организации «Сыны Отечества»;
- Опыт реализации проекта «Имя Героя школьному музею»;
- Работа с подростками и молодёжью по формированию практических навыков оказания доврачебной помощи пострадавшим;
- Растим патриотов: патриотический аспект в культурно-просветительской деятельности томской областной детско-юношеской библиотеки;
- Поисковая работа музея «Неизвестный солдат» в системе профессионального образования томской области;
- Патриотическое воспитание. Форматы взаимодействия ТЮЗ;
- Героико-патриотические проекты для подростков и молодёжи общественного движения ветеранов Афганистана: томичи в горячих точках;
- Патриотическое воспитание в рамках образовательных программ на уроках музыки и организация мероприятий патриотической направленности в общеобразовательном учреждении;
- Формирование образа защитника отечества среди кадет средствами интегративной технологии;
- Элементы патриотического воспитания подростков и молодёжи на примере занятий «Хореография»;
- «Разговоры о важном» в системе патриотического воспитания подростков и молодёжи;
- Интеграция русского рукопашного боя в систему школьного образования;
- Эффективность системы военно-патриотического воспитания кадет на примере ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» им.Героя Российской Федерации Пескового М.В.;
- Образ защитника Отечества в сознании современных подростков и молодёжи.
По итогам работы секции инициативная группа выработала предложения для дальнейшей работы по военно-патриотическому воспитанию подростков и молодёжи.
7 ноября 2022
Осмысление исторической памяти в русской литературе
2 ноября в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики» состоялась работа секции «Осмысление исторической памяти в русской литературе». Доклады по литературе и методике преподавания подготовили как молодые, так и опытные учителя, студенты, магистранты, аспиранты ИФФ ТГПУ.
Студентки Медико-фармацевтического колледжа Н. Харина и М. Жидова представили образовательный проект «Е.Ю. Кузьмина-Караваева – поэт, подвижник, миссионер», подготовленный под руководством преподавателей Н.А. Мостовской и О.А. Паломеевой. Учитель МБОУ СОШ № 49 И.В. Черепова поделилась опытом организации учебно-исследовательской краеведческой работы по теме Великой Отечественной войны, отметив, что такая работа должна проводиться со школьниками в течение всего учебного года, а не только в преддверии празднования 9 мая.
Литературоведческие доклады были посвящены изучению прозы и поэзии ХIХ-ХХI вв.; первой, второй и четвертой волн эмиграции. Доклад С.В. Бурмистровой, доцента Московской духовной академии, был посвящен концепции божественного промысла в художественной историософии Н.В. Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»).
Студентка ИФФ Т.А. Нехай представила доклад «Творчество А.С. Пушкина как источник формирования и развития личности подростка на примере рассказа Д. Рубиной "Все тот же сон!"»
Доклад учителя МКОУ Павловская ООШ (Томская обл.) Д.И. Белозерской был посвящен сравнению дневников и поэзии И. Кнорринг.
Учитель МАОУ Лицей №7 Е.А. Трифонова посвятила доклад сопоставлению стихотворений о Родине И. Елагина и Д. Самойлова; студентка Е.К. Дементьева сопоставила гражданскую тематику в лирике поэтов-модернистов В. Шершеневича и В. Маяковского.
Учитель МАОУ СОШ № 35 О.П. Величко представила доклад о теме памяти в романе Л. Элтанг «Каменные клены».
Бурное обсуждение вызвали доклады, посвященные Великой Отечественной войне. Учитель МБОУ СОШ «Северский лицей» В.О. Липовка рассмотрела специфику рассказов Юрия Яковлева. Аспирант ТГПУ А.В. Насонова посвятила доклад функциям минус-приема в раскрытии темы памяти в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Учитель МБОУ СОШ №49 М.И. Ломакина представила обзорный доклад о современной детской литературе о Великой Отечественной войне, подчеркнув, что анализ текста необходимо выстраивать, исходя из возраста читателя. При этом, сначала следует познакомить ученика с рассказами о войне советских писателей (очевидцев событий), и лишь затем – современных.
В обсуждении докладов также приняли участие преподаватели МАОУ СОШ № 67, МАОУ СОШ № 53. В ходе дискуссии затрагивались вопросы о возможной искаженной интерпретации художественного произведения из-за сокращенной версии, представленной в учебниках литературы; об уместности представления трагической темы войны для детей в виде графических романов и комиксов и виде жанра сказки и поджанра «робинзонады».
В целом работу секции можно считать успешной и плодотворной.
Руководитель секции – Сафонова Е.А., к.ф.н., доцент ИФФ ТГПУ
7 ноября 2022
Итоги Большого этнографического диктанта
7 ноября 2022
Поздравляем дипломантов международного конкурса!
С 26 по 28 октября 2022 года прошел XXVIII Международный фестиваль-конкурс детского и молодежного литературного творчества «Устами детей говорит мир».
Всего на конкурс, по информации оргкомитета, были представлены работы 411 участников из 37 регионов России и из 8 стран мира. Уже в седьмой раз в числе иностранных участников были и иностранные обучающиеся Историко-филологического факультета – граждане Китайской Народной Республики и Монголии.
Ли Сюпин, Сюй Мин, Чжан Тун, Чэнь Мэшу, Ши Пэнжуй (КНО) и Ерлан Айдана (Монголия) представили на суд профессионального жюри, в состав которого входили отечественные и зарубежные поэты, писатели, литературные критики, свои прозаические произведения и переводы поэтических произведений современных китайских и монгольских поэтов (форма проведения фестиваля-конкурса была смешанная, что позволило принять участие как лично, так и в режиме онлайн).
Процитировав А.С. Пушкина, что «переводчики – это почтовые лошади просвещения, потому что они передают нам не только знания и культуру, а выполняют функцию просвещения», член жюри, поэт и переводчик Андрей Олеар отметил, что переводы современных зарубежных авторов на русский язык не только обогащают современную литературу, но и вносят в нее новые смыслы и новые ритмы.
По результатам фестиваля-конкурса Диплом за III место получила магистрант 319М группы Ли Сюпин, а Ерлан Айдана, студентка 391 группы, получила Диплом в номинации «Мосты дружбы».
Материал предоставлен к.пед.н., доцентом Т.Б. Черепановой
1 ноября 2022
Кафедра русского языка ИФФ ТГПУ приглашает к участию во Всероссийском научном семинаре «Коммуникативная стилистика текста: итоги и перспективы», который состоится онлайн 20 января 2023 года в Томском государственном педагогическом университете.
К участию приглашаются: российские ученые, работники вузов, общеобразовательных и средних профессиональных учреждений, учителя, а также студенты, магистранты и аспиранты.
РАБОЧИЙ ЯЗЫК: русский
ФОРМАТ СЕМИНАРА: семинар проводится в онлайн-формате.
ФОРМЫ УЧАСТИЯ В СЕМИНАРЕ:
-
онлайн-участие с докладом
-
онлайн-участие с докладом и публикацией статьи
-
заочное участие с публикацией статьи
-
слушатель НЕ КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ, ОСТАВИТЬ ПЕРВЫЕ ДВЕ ФОРМУЛИРОВКИ
ПРОБЛЕМАТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СЕМИНАРА
Предполагается работа семинара по заявленной тематике в рамках следующих научных направлений:
-
Лексическая основа коммуникативной стилистики текста.
-
Медийный вектор коммуникативной стилистики текста в сфере науки и образования.
-
Использование теории регулятивности в научной и образовательной деятельности.
-
Теория текстовых ассоциаций как база текстообразования и концептуального анализа текста.
-
Теория смыслового развертывания текста и его интерпретация.
-
Методы и методики реализации коммуникативно-деятельностного подхода к тексту.
Заявки на участие в конференции принимаются до 1 ноября 2022 г. в электронном или печатном виде по адресу: 634056, Томск, ул. К. Ильмера, 15/1, Томский государственный университет, историко-филологический факультет, кафедра русского языка, ауд. 221, Оргкомитет конференции, или по адресам: stylistiсa@tspu.ru; karpenko_si@mail.ru; с пометой «Семинар-2023»). Тел. для справок: (3822) 31-12-47 (кафедра русского языка).
В заявке просим указать сведения об участнике: фамилию, имя, отчество (полностью), место работы, должность, ученую степень и звание, тему доклада, адрес, контактный телефон, e-mail. Предполагается издание сборника научных статей по итогам семинара и их размещение в РИНЦ. Статьи предоставляются авторами в электронном виде по адресу: stylistica@tspu.ru до 10 января 2023 года.
Требования к оформлению: Объем статьи до 6 страниц, редактор MS Word для Windows, шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал полуторный, все поля 2 см, ссылки на литературу приводятся в квадратных скобках с указанием порядкового номера работы в списке и страницы [1, с. 40]. Библиография по порядку следования источников помещается в конце статьи с указанием первой и последней страниц в статьях и общего количества страниц в монографиях. Оргвзнос, включающий подготовку рукописи к печати, публикацию материала, подготовку сертификатов участников семинара, размещение статьи в РИНЦ, составляет 1000 руб. Оплата производится после того, как рукопись будет одобрена редколлегией.
Критериями отбора материалов являются: оригинальность, соответствие направлениям работы семинара, актуальность, обоснованность. Не допускается направление в оргкомитет работ, которые были приняты к печати в других изданиях.
Выход сборника материалов Всероссийского семинара планируется в апреле 2023 года. Сборник высылается авторам в электронном виде на адрес электронной почты, указанный при регистрации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ДАТЫ
Прием заявок и регистрация: до 1 ноября 2022 г.
Проведение семинара: 20 января 2023 г.
Прием рукописей статей: до 10 января 2023 г.
Публикация сборника (РИНЦ): апрель 2023 г.
ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В СЕМИНАРЕ
Для участия в семинаре необходимо заполнить заявку. Заявку необходимо направить до 1 ноября 2022 по адресу кафедры: stylistica@tspu.ru или члена Оргкомитета Карпенко Светланы Михайловны: karpenko_si@mail.ru
Всем зарегистрированным участникам до 15 января 2023 г. будут отправлены программа семинара, ссылка на видеоконференцию.
КОНТАКТЫ:
По всем организационным вопросам обращаться по адресам: stylistiсa@tspu.ru или к члену Оргкомитета Карпенко Светлане Михайловне: karpenko_si@mail.ru г. Томск, ул. К. Ильмера, 15/1, ауд. 221., Тел.: +7 (3822) 311-247 (деканат, попросить соединить с кафедрой русского языка)
Скачать Информационное письмо.
23 октября 2022
Опыты литературного перевода китайской поэзии магистрантами из Китая
13 сентября 2022
Новости 191 - 200 из 1394
Начало | Пред. | 18 19 20 21 22 | След. | Конец