21 августа 2022
Вожатская практика – это «масса положительных эмоций»
Именно к такому выводу пришли студенты вожатского отряда ТГПУ, проходившие производственную педагогическую (вожатскую) практику в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием детей «Планета» МАОУ СОШ №36 г. Томска.
Программа лагеря «Живём в формате Культуры» реализовывалась по 6 направлениям:
1.Медиашкола: проявление творческих способностей, используя медиапространтсво школы – газета, радио, телевидение;
2.Волонтёрство: формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность;
3.Образовательный извилиум: приобретение основ функциональной грамотности;
4.ЭтноЭко: сохранение и развитие культурного разнообразия, формирование у школьников экологических привычек и экологической культуры;
5.Языковой интенсив: стремление к гармоничному разновозрастному межкультурному общению, используя диалоговые формы;
6.Игротека: моделирование игрового пространства для обучения, развития и досуговой деятельности.
Студенты Историко-филологического факультета, Института Детства и Артпедагогики, Факультета физической культуры и спорта, Института иностранных языков и международного сотрудничества, Технолого-экономического факультета не только апробировали разработанные ими программы дополнительного образования досугового характера в разновозрастном детском коллективе, но и получили хороший опыт взаимодействия с педагогами школы, познакомились с методическим опытом учителей разных предметных областей, научились работать в команде.
«ЭкоХоровод дружбы», «Квиз «Живём в формате культуры», «Олимпиада народных игр», «КТД «Кинотавр», «Ярмарка Рекордов», «Интеллектуальное шоу «Мы – русские», «Квест «Эпоха Великого Петра», «Игра-тренинг «Давайте говорить … на разных языках» – это неполный список мероприятий, которые сделали лагерную смену интересной, полезной, радостной и запоминающейся.
Вожатская практика – это хорошая форма взаимодействия ТГПУ и школы.
Безменова Л.А., к.п.н., доцент кафедры русского языка,
руководитель педагогической (вожатской) практики ИФФ.
6 июля 2022
ПОЗДРАВЛЯЕМ С УСПЕШНОЙ ЗАЩИТОЙ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ!
Кафедра русского языка сердечно поздравляет аспиранта АЛЕНУ ВЛАДИМИРОВНУ ШУТОВУ (научный руководитель: проф. Болотнова Нина Сергеевна) с блестящей защитой кандидатской диссертации «Лексическая регулятивность в лирике О.Э. Мандельштама как отражение динамики его поэтической картины мира»
по специальности 10.02.01 русский язык в Диссертационном совете Научно-исследовательского Томского государственного университета!
Желаем Алене Владимировне новых творческих успехов, новых научных идей, удачи и благополучия!
29 июня 2022
ИТОГИ XII Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» в ТГПУ
20-21 мая 2022 года в формате онлайн успешно прошла очередная научная конференция «Русская речевая культура и текст», организованная кафедрой русского языка ИФФ ТГПУ. В течение 2-х дней работа велась в рамках 2-х Пленарных заседаний и 8 секций. В работе 2-х Пленарных заседаний приняли участие 83 человека. В работе 8 секций участвовало 70 человек. Было представлено 36 докладов, включая подготовленные в соавторстве. Среди докладчиков основную часть составили профессора (20), доценты (14), а также старшие преподаватели и научные сотрудники, учителя, аспиранты, магистранты, студенты из 16 городов России, Казахстана, Китая (Томска, Новосибирска, Новокузнецка, Барнаула, Екатеринбурга, Челябинска, Красноярска, Перми, Сургута, Омска, Саратова, Луганска, Санкт-Петербурга, Москвы, г. Муданьцзянь (Китай), Семей (Казахстан). В конференции участвовали представители вузов Томска (ТГПУ, ТГУ, ТГАСУ).
К началу конференции был издан сборник материалов, который размещен в научной электронной библиотеке elibrary.
Открывая конференцию, с приветственным словом к присутствующим обратилась зав. кафедрой русского языка профессор Н.С. Болотнова, которая подчеркнула связь тематики конференции с основным научным направлением кафедры - коммуникативной стилистикой текста, напомнила об истории проведения конференций с демонстрацией фотографий и комментарием. Приветствуя участников, проректор по научной работе Е.А. Полева отметила актуальность тематики докладов и их теоретическое и практическое значение для современного образования.
Прозвучавшие на Пленарных и секционных заседаниях доклады были посвящены рассмотрению русской речевой культуры в плане синхронии и диахронии, освещению различных современных подходов к изучению разных типов текстов, анализу дискурсивных практик языковых личностей, взаимосвязи русской языковой картины мира и текстовой деятельности, проблемам медиакоммуникации, межкультурному общению и вопросам обучения эффективной текстовой деятельности и культуре русской речи.
Содержание всех докладов отражало современный уровень осмысления ключевых проблем русистики, связанных с разработкой новых аспектов в изучении русской речевой культуры, включая корпусные исследования, «цифровую» риторику, расширение спектра современных технологий и средств обучения речевой культуре и текстовой деятельности, а также освещение новых подходов к многоаспектному исследованию текста как центрального объекта современной филологии: когнитивно-дискурсивного, лингвокультурологического, этнолингвистического, коммуникативно-деятельностного. Присутствующие отметили высокий уровень проведения конференции и ее результативность.
Проф. В.А. Салимовский (г. Пермь) подчеркнул актуальность разрабатываемого кафедрой русского языка научного направления и «интеллигентный коммуникативный стиль проведения конференций в Томске». Проф. Н.Н. Кошкарова (г. Челябинск) отметила прекрасную организацию конференции и удачную структуру программы. О «душевном и содержательном, как всегда, общении на конференции» написала проф. О.Ю. Крючкова (Г. Саратов). По мнению проф. Баженовой Е.А. (Пермь), конференция «была организована отлично! Пусть традиция проведения конференции «Русская речевая культура и текст» сохранится на долгие годы!».
На конференции были приняты решения:
1. Считать в качестве приоритетных подходов к изучению русской речевой культуры и текста: когнитивно-дискурсивный, лингвокультурологический, коммуникативно-деятельностный, лингвометодический аспекты.
2. Одобрить совместные усилия ученых-лингвистов, методистов, учителей-практиков, направленные на активное внедрение в практику обучения русскому языку в вузе и школе современных достижений в области коммуникативной теории текста, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, медиалингвистики, важных для формирования языковой, коммуникативной, этнолингвистической компетенций у современных школьников и студентов.
3. Шире пропагандировать в образовательной и научной деятельности современные достижения, связанные с многоаспектным изучением народной речевой культуры.
4. Продолжить укрепление творческих научно-методических связей в области лингвистики между ТГПУ и другими вузами страны и зарубежья, а также школами г. Томска и Сибирского региона.
5. Провести очередную XIII Международную научную конференцию в апреле 2024 года на базе ТГПУ.
25 мая 2022
"Дисабилити": просветительский проект для школьников

25 мая 2022
25 мая 2022
Студентки-филологи представили ТГПУ на конференции в Перми
19 мая студентки 2 курса Ирина Люберцева и Ульяна Новак выступили с докладами в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете в рамках работы Ярмарки научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС). Ирина представила выступление на тему «Особенности прагматики инвективных слов (на материале речи молодежи г. Томска): к постановке проблемы». Уля доложила о результатах своего исследования по теме «К проблеме изучения граффити как речевой составляющей пространства г. Томска». Руководит научной работой обеих студенток д.ф.н., зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку А.В. Курьянович. Вот такими впечатлениями делятся сами участницы:
Ирина Люберцева: Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС) – моя первая конференция, которая проходила в другом городе. Изначально меня немного смущало то, что доклады представляли в основном те, кто обучались в магистратуре. Однако это ничуть не помешало интересному и продуктивному общению во время конференции. Было интересно слушать выступления, поскольку большинство из них имело практическое значение. Например, были представлены сообщения и разработаны программы по теме эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителя и воспитателя. Предлагали организовать кружки, в которых каждый сможет заниматься творческой деятельностью, чтобы снять эмоциональное напряжение, полученное во время работы и т.п.
Интересным мне показалось сообщение о волонтерской деятельности, которую осуществляет организация из Благовещенска. Они помогают в ремонте и покраске деревянных сооружений. И, как отмечает одна из участниц, это помогает расслабиться и получить заряд положительной энергии. Также подчеркнули то, что волонтерская деятельность помогает в улучшении городских условий.
Еще одним запоминающимся выступлением стал рассказ-экскурсия о городе Благовещенск. С одной стороны, нам показали культурное наследие города, с другой – мой список путешествий пополнился новым городом. Очень хочется посмотреть на мозаику и статую динозавра, которую соорудили совместно с археологом города.
Было очень приятно то, что темы наших выступлений, связанных с лингвистикой, заинтересовали многих. Нам задавали вопросы, проводили аналогии со своими городами. Преподаватели с кафедры психологии отметили, что связь научных дисциплин крепка, и мы смогли еще раз это подчеркнуть с помощью докладов. Относительно моей темы были предложены идеи, которые помогут детальнее изучить инвективы в речи молодежи.
Несмотря на дистанционный формат конференции, атмосфера была приятная. Секция «Человек и общество» хорошо потрудилась!
Ульяна Новак: 19 мая в г. Пермь проходила конференция ЯНПИС-2022, где студенты разных университетов представляли свои исследования на актуальные темы. Для меня данное мероприятие стало ещё одной возможностью выступить со своим исследованием по теме: «Граффити как речевая составляющая пространства города Томска». Конференция проводилась в дистанционном формате, однако это никак не помешало выслушать выступления других участников и представить свою тему.
На конференции выступали студенты из Перми, Москвы, Самары, Омска, Томска и др. городов. Было представлено множество тем, однако особенно запомнилась работа, посвящённая монументальному искусству г. Благовещенк. Также было представлено несколько работ в области психологии: эмоциональное выгорание педагога, взаимоотношения с супругом, психологическое влияние кризисов на общества и т. п.
Я представила исследование, в котором рассказала о граффити г. Томска и их структуре и функциях. В завершении моего выступления были заданы вопросы о том, как граффити влияет на жизнь человека, а также участники предложили в дальнейшем рассмотреть функцию дизайна у граффити.
ЯНПИС-2022 позволила получить опыт в выступлениях на конференции, выслушать интересные работы участников, представить своё исследование и выслушать мнение о нём, представить ТГПУ в университете другого города.
Кафедра теории языка и методики обучения русскому языку поздравляет девочек с плодотворным включением в научную деятельность и желает им дальнейших творческих достижений!
23 мая 2022
Участие профессора ТГПУ в Круглом столе журнала «Русский язык в школе»
14 мая 2022 года в рамках XIX Международных Березинских чтений «Языковое бытие человека и этноса» (Москва, 11-14 мая 2022 г.) в формате онлайн состоялся Круглый стол журнала «Русский язык в школе» на тему «Совершенствование речи современных школьников и студентов». С докладом об опыте работы кафедры русского языка ТГПУ по формированию коммуникативной культуры студентов в условиях современной языковой ситуации выступила профессор ТГПУ Болотнова Нина Сергеевна.
В выступлении был сделан акцент на роли дисциплин «Риторика», «Стилистика», «Филологический анализ текста», связанных с научным направлением кафедры русского языка «Коммуникативная стилистика текста», в общей системе подготовки будущих учителей; особо подчеркивалась роль дисциплин «Русская орфоэпия», «Основы медиалингвистики», «Основы психолингвистики», «Текстовая деятельность в профессиональной сфере», «Теория и практика речевой коммуникации», значимых для формирования коммуникативной компетенции обучающихся в контексте современной языковой ситуации. Был представлен и опыт многолетнего проведения кафедрой русского языка ТГПУ серии мероприятий в рамках Недели русского языка, а также организации совместно с НМЦ г. Томска Городских риторических турниров школьников и студентов и Открытых сетевых конференций медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» совместно с РЦРО г. Томска и МАОУ СОШ № 36.
Доклад Н.С. Болотновой вызвал позитивные отклики участников Круглого стола. Была отмечена «ценность опыта работы вуза по совершенствованию речевой культуры студентов и желание использовать некоторые из них».
19 мая 2022
Программа XII Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст»
ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ 20-21 мая 2022 г. в XII Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст»!
6 мая 2022
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ В МАОУ СОШ № 36
В рамках взаимодействия кафедры русского языка ИФФ ТГПУ и базовой школы МАОУ СОШ № 36 студенты 4 и 5 курсов ИФФ ТГПУ 28 апреля приняли участие в Городском семинаре-практикуме по теме «Лайфхаки театральной педагогики», который в шестой раз провели педагоги школы № 36 г. Томска.
Педагог-психолог Мячина Елена Юрьевна познакомила собравшихся с психолого-педагогическими основами театральной педагогики: принципами событийности, проживания и импровизации. Показала, как образовательный процесс на основе принципов театральной педагогики становится территорией творческого действия.
Решению педагогических кейсов был посвящён мастер-класс Безменовой Лилии Романовны, заместителя директора по НМР, доцента кафедры русского языка. Предложенные проблемные ситуации были успешно преодолены с помощью приёмов «режиссёр», «ритмические импровизации», «имитационная игра», «главный акцент», «намёк» и др.
Подрезова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы, предложила создать пальчиковые куклы и проиграть знакомые всем сказки «на новый лад». Студенты продемонстрировали не только высокий уровень креативности в создании игрушек и сюжетных линий, но и актёрские способности, импровизацию и юмор.
Рефлексия в форме буквенной интерпретации слова «театр» показала готовность студентов использовать приёмы театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности.
Т |
талантливо |
терпение |
трогательно |
труд |
традиции |
Е |
ещё хочу |
единство |
естественность |
вЕсело |
крЕативно |
А |
активно |
ассоциации |
артистизм |
актуальность |
атмосфера особая |
Т |
творчество |
талант |
тепло |
теория |
трактовка |
Р |
результативно |
радость |
работа |
Реально интересно |
разнообразие |
Материал подготовлен доцентом кафедры русского языка Безменовой Л.Р.
4 мая 2022
Новости 201 - 210 из 1394
Начало | Пред. | 19 20 21 22 23 | След. | Конец