RSS

Интервью доцента ТГПУ вышло в газете Союза кинематографистов РФ

В газете Союза кинематографистов РФ «СК-новости» опубликовано интервью с Адой Казимировной Бернатоните, кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры мировой художественной культуры и хореографии ИДиА ТГПУ и единственным в Томске членом Союза кинематографистов РФ.

«Одно из наиболее важных направлений в киноведении – научить смотреть кино», – считает эксперт, которая преподает несколько курсов по истории кино в ТГПУ, в том числе ведет программу педагогической магистратуры по этому же профилю.

Каково жить в Томске и быть там единственным членом Союза кинематографистов России?
− Веселый вопрос. На самом деле в Томске жить не так плохо, поскольку любой, кто знает историю России, в курсе, что сюда такой цвет интеллигенции в свое время был сослан! А если говорить серьезно, то ничего, наверное, особенного в этом нет. На самом деле Томск – чудесный город в том смысле, что он как бы в отдалении от всех путей-дорог, и здесь как-то чувствуешь себя в своей собственной жизни очень комфортно. Мне в Томске хорошо в первую очередь потому, что я знаю, чем заниматься. А жить в Томске и быть членом СК приятно и почетно, даже в какой-то степени лестно. Думаю, что если бы я жила на Северном полюсе, то и там меня посещали те же мысли. Пингвины смотрели бы на меня, открыв рот, но для этого мне нужно было бы быть членом СК на Южном полюсе. Это серьезно. А если еще серьезнее, то быть одному — это слишком много ответственности и вопросов. Некоторые спрашивают, почему я до сих пор в Томске; некоторые убеждены, что жить в Томске и быть членом СК просто некрасиво по отношению ко всем остальным жителям Томска. И потому я работаю над тем, чтобы прекратить это безобразное одиночество и принять еще людей в СК, которые пополнят ряды местного представительства, не будучи столь одинокими, как я сейчас.

− Есть ли взаимосвязь единственного члена Союза кинематографистов в Томске и члена Гильдии киноведов и кинокритиков с московскими коллегами? Как это происходит? Они вас приглашают на какие-то совещания, интересуются вашим мнением?
− Взаимосвязь, конечно, существует. Я не пропускаю ни одного заседания. Даже перед пандемией отпросилась с работы и рванула в Москву. Мне очень важно общаться с коллегами, интересоваться их мнением и высказывать свое. Необходимо понимать, что тебя слышат и видят те, с которыми ты на одной профессиональной волне. Я регулярно бываю на ММКФ; для меня это погружение целиком и полностью, без остатка, в стихию кино – просмотры, конференции, разговоры и так до бесконечности. Вспоминается наша любимая шутка во время учебы во ВГИКе: бесчеловечное расписание, даже отдохнуть некогда, в кино сходить!.. На ММКФ я как будто снова оказываюсь во вгиковских коридорах своей юности. Заканчивались занятия, по дороге в общежитие мы разговаривали только о кино, и вечера на Будайке (Будайской улице в Москве. – Прим. ред.) у нас были заполнены только высказываниями о фильмах, режиссерах. Общение с коллегами на совещаниях, на фестивалях – это праздник для души, возвращение в молодость.

− В июне вы вдруг написали в Фейсбуке, что думаете уйти из педагогики. Но, кажется, что (цитирую) «сесть дома и ждать пенсию, смотреть кино и пить чай с лимоном» не получилось и теперь у вас «пять работ». Чем же занимается киновед в Томске? Как все успевает?
− У меня есть магистерский курс по кинопедагогике. На сегодняшний день это одно из самых важных направлений в киноведении – научить смотреть кино. Моя давняя мечта заключается в том, чтобы разговоры о кино снизили градус «элитарности». Так или иначе, рассуждения о литературе стали неотъемлемой частью повседневности, и если будут найдены образовательные форматы в контексте истории кино, то претенциозности и откровенной безграмотности cтанет меньше. Я преподаю несколько курсов по истории кино в ТГПУ; сейчас пригласили на дистант (дистанционное обучение. – Прим. ред.) в Тюмень; плюс колледж культуры в Томске и Томский государственный университет, где я уже четыре года читаю курс по детской литературе, но с этого года попросили еще почитать историю кино. Так что разговоров о кино мне в моем родном Томске хватает. Еще у меня есть передача на радио о литературных произведениях. Мне хочется смотреть кино и писать о нем помимо моей основной деятельности. Получается, но не так результативно, как хотелось бы. У меня же еще есть или должно быть какое-то время в сутках на сон, еду, прогулки с собакой, поездки в Новосибирск на оперу и балет... Этого удовольствия я лишить себя не в состоянии.

− Расскажите подробнее о ваших кинообразовательных программах.
− В рамках образовательной программы у нас есть широкий спектр курсов по кино: история и теория кино, кинематограф XXI века, фестивальное кино, история мультипликации, методика преподавания истории кино в школе. А с нынешнего сентября мы получили особый статус. Ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко подписал положение об учреждении научно-исследовательской лаборатории кинопедагогики. Большая ответственность! Но и большая радость заниматься разработкой новых образовательных программ, изданием научной, методической, учебной литературы, публикациями и так далее. К работе будут привлекаться студенты и аспиранты как будущие преподаватели. Вижу большие перспективы во взаимодействии с учреждениями и организациями, близкими по роду деятельности к направлениям наших исследований. Надеюсь, будем тесно сотрудничать с Союзом кинематографистов и Министерством культуры России. Наша лаборатория станет площадкой для семинаров и форумов, где коллеги из других городов России могли бы делиться своими наработками. Четырнадцать лет ушло у меня на то, чтобы убедить людей в подготовке преподавательских кадров по истории кино для школ и вузов. Теперь ко всем моим занятиям и планам добавилось и руководство лабораторией. Словом, жизнь моя никогда не была и не будет скучной. Мы с моими магистрантами организовали журнал о кино, называется он «Кинопровинция 13» (по аналогии с Чинечитта) (комплексом киностудий в Риме. – Прим. ред.) Первый номер посвящен ремейкам, сейчас в процессе подготовки второй номер о стилистических особенностях немого кинематографа, но в планах делать номера о региональном кино с развернутым анализом фильмов, мнениями зрителей, заметками о развитии кинематографа в разных регионах. Дипломы касаются проблем, связанных с педагогическими аспектами кинематографа. В недалеком будущем они трансформируются в методические разработки. В планах, хотя ими делиться и нельзя, есть острое желание запустить линейку учебников по истории кино для средней школы.

− Кто может стать вашим студентом и сколько стоит обучение?
− Моим студентом, а точнее магистрантом, может стать любой человек, у которого есть высшее образование и который никак не может справиться со своей киножаждой. Есть очное отделение, есть заочное. Поступить может кто угодно. У меня, например, в группе учатся два врача, один социолог, один журналист, один бухгалтер даже. У нас довольно широкая география – Краснодар, Тюмень, Челябинск, Москва, Екатеринбург. Пока образование бесплатно для всех, кто впервые учится в магистратуре.

− Вам хватает киноведческих материалов? Книг, исследований?
− У меня огромный фонд литературы о кино в электронном формате. В бумажном варианте все книги просто не смогли бы расположиться в отдельно взятом помещении − понадобился бы библиотечный зал. Книги по истории и теории кино, по персоналиям, книги о кино на английском языке, «Киноведческие записки» (кстати, в бумажном варианте порядка тридцати номеров). Так что сложностей с литературой нет.

− Почему ваши студенты – вы говорили о медиках, бухгалтерах и прочих – приходят изучать кино? Хотят поменять профессию или ради самосовершенствования?
− В рамках магистерской программы в вузе организована кинолаборатория, сотрудниками которой являются мои студенты. Мы занимаемся разработкой методических пособий, они замещают меня на лекционных занятиях – одним словом, погружены в процесс. Причины разные: кто-то воплощает в жизнь детскую мечту, другие хотят заниматься наукой (три человека готовят диссертации), третьи готовы организовывать кинопросмотры. Никто, естественно, не собирается менять профессию, но сейчас в этом контексте времена довольно интересные и можно совмещать различные профессиональные сферы.

− Может быть, в Томске снимается кино? В Якутии ведь все началось с любителей...
− У нас есть замечательный Александр Нерадовский и его не менее замечательный фильм «Вера», который получил призы на кинофестивалях. Томск, конечно же, гордится Иннокентием Смоктуновским. «Дети лейтенанта Шмидта» и «Максимум», популярные команды КВН, − тоже наши, свои, родные. В плане кино в Томске, как и везде, происходят постоянные «волнения»: различные конкурсы короткометражного кино, творческие союзы и объединения и т.д. Что касается молодых, покоривших ВГИК, то это Василий Воротов, окончивший мастерскую братьев Коттов, Ирма Гордиенко (кинодраматургия), Виктор Коженков (неигровое кино), Полина Капантина (мастерская Сергея Соловьева). Конечно же, я назвала не всех; кто-то остался за пределами списка, простите меня.

− Вы активный участник онлайн-конференций по медиапедагогике. Чем они полезны для вас? Кто принимает в них участие? Кто организатор и формирует тематику конференций?
− В них принимают участие медиапедагоги со всех концов нашей страны: Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Самары... Можно перечислить еще много городов. Центральное звено этих конференций − Таганрог и Симферополь. Школа Александра Викторовича Федорова и Крымский медиацентр с инициативной группой во главе Еленой Вильеновной Куценко. Тематику конференций чаще всего формирует идейный центр школы А.В. Федорова Ирина Викторовна Челышева. Повышение уровня медиаграмотности, укрепление научных связей, открытие новых горизонтов, много новых друзей – это очень немало, а даже более, чем много.

− Расскажите о рядовых зрителях Томска. Сколько в городе кинотеатров, какова афиша?
− Зритель в Томске любопытный, интеллигентный. Но сейчас в Томске из крупных кинотеатров остались только «Киномакс» и Goodwin Сinema. Есть у нас кинозрелищный центр «Аэлита»; там проходят показы фестивальных фильмов, авторские программы и прочие любопытные киноакции.

− Видны ли в репертуаре российские фильмы?
− Если вспоминать афиши с российскими фильмами, то сразу приходит на память «Конек-Горбунок» Олега Погодина, «Одесса» Валерия Тодоровского, «Крым» Алексея Пиманова, «Елки» под всякими разными номерами, «Легенда №17» Николая Лебедева, «Время первых» Дмитрия Киселева, «Салют-7» Клима Шипенко, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука.

Прочитала список и загрустила. Городская афиша мало чем отличается от других «заштатных» афиш. Те же «Мстители» и «Джокер», глядящие сквозь «Оно». Я смотрю больше, чем рядовой кинозритель, потому что принимаю участие в работе премии «Резонанс». Смотрю, чтобы проголосовать. Заметила интересную такую тенденцию: пять лет назад, условно говоря, из тридцати фильмов мне понравилось восемь. С каждым годом эта цифра уменьшается, потому что множатся вопросы как с профессиональной, так и с человеческой точки зрения. Особенно часто возникают вопросы к фильмам, которые получают статус «культовых». Вспоминая реакции томских зрителей, складывается ощущение, что в российском кинематографе как раз очень сильно напрягает фальшь, неправда, и это бывает довольно часто. Есть, безусловно, и прекрасные исключения. На мой взгляд, кинематограф сегодня – это недорогой (цена билета за один сеанс) психоаналитик. И, например, Иван И. Твердовский в фильмах «Класс коррекции», «Конференция» прекрасно справляется именно с этой задачей.

− Какие фильмы предпочитает зритель вашего киноклуба?
− Я занималась киноклубом с 2002 по 2014 год. Два года до пандемии делала сеансы с обсуждениями по просьбе Москвы в сети «Киномакс». Проводила стартовый показ, а потом фильм массово шел в кинотеатрах. Говорят, благодаря моим усилиям в нашем городе были лучшие сборы в сети «Киномакс» по стране на фильмах «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера, «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, «Капернаум» Надин Лабаки. При полных зрительных залах мы делали клубные показы фильмов о Микеланджело и Леонардо да Винчи, «Хрусталь» и «Обещание на рассвете» и пр. Несколько лет подряд (до пандемии) в Томске проходили фестивали стран ЕС. В репертуаре были Франция и Нидерланды, страны Скандинавии, Прибалтика и многие другие. Залы были переполнены. Зрители сидели на ступеньках.

− Каким вы видите наше кино из Томска? Видят ли наши кинематографисты жизнь России?
− Я регулярно смотрю наше кино из Томска. Очень надеюсь, что у него есть будущее.

− Какова ваша десятка российских фильмов XXI века?
1. «Вместо меня» (реж. Владимир Басов, 2000).
2. «Любовь и другие кошмары» (реж. Андрей Некрасов, 2001).
3. «Итальянец» (реж. Андрей Кравчук, 2005).
4. «Дикое поле» (реж. Михаил Калатозишвили, 2008).
5. «Полтора кота, или Сентиментальное путешествие на Родину» (реж. Андрей Хржановский, 2009).
6. «Класс коррекции» (реж. Иван И. Твердовский, 2014).
7. «Аритмия» (реж. Борис Хлебников, 2017).
8. «Карп отмороженный» (реж. Владимир Котт, 2017).
9. «Ван Гоги» (реж. Сергей Ливнев, 2018).
10. «Конференция» (реж. Иван И. Твердовский, 2020).

Источник

Подробнее

23 сентября 2021

Баскетболистки ТГПУ – лучшие в Томской области

Среди вузов Томска под крышей Спортивно-оздоровительного комплекса ТГПУ прошел региональный этап чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола 3х3. Женская баскетбольная команда ТГПУ, обойдя соперников, стала лучшей в Томской области.

Подробнее

22 сентября 2021

Студентки ТЭФ выиграли стипендии Правительства РФ

Объявлены имена победителей конкурса на соискание стипендии Правительства Российской Федерации на 2021-2022 учебный год, среди них – обучающиеся технолого-экономического факультета ТГПУ Татьяна Панго (магистратура, второй курс) и Софья Ломовская (бакалавриат, четвертый курс).

Конкурс проводился для студентов (бакалавриат и магистратура) и отдельно для аспирантов, претендовать на стипендии могли только обучающиеся очной формы. Главными условиями, соблюдение которых было необходимо для возможности подать документы, были хорошие оценки в течение двух последних семестров (при наличии как минимум половины оценок «отлично» от общего количества), а также наличие научных публикаций, наград, побед в конкурсах, олимпиадах и фестивалях.

s22 01Собрать пакет документов, отвечающий условиям конкурса, кандидаткам из ТГПУ не составило труда: обе студентки занимаются научной деятельностью не первый год. Так, Татьяна Панго, обучаясь еще на бакалавриате факультета технологии и предпринимательства ТГПУ, неоднократно участвовала и побеждала в конкурсах на лучший доклад на научно-практических конференциях и конкурсах научно-исследовательских и методических работ, конкурсах портфолио на получение стипендий различного уровня с темой исследования «Влияние кибераддикции на психо-эмоциональные и когнитивные свойства личности подростков». Научную деятельность Татьяна продолжает и в магистратуре, на ее счету – около 30 публикаций в сборниках научных конференций и рецензируемых журналах психолого-педагогической направленности. И стипендию Правительства РФ девушка выигрывает не впервые: в 2018 году она уже побеждала в этом конкурсе, а кроме него в конкурсах на соискание повышенной академической стипендии и стипендии им. Ф.М. Шамахова. В сфере научных интересов Татьяны – исследование компьютерной зависимости и интернет-зависимости у подростков.

«Процесс подготовки занял достаточное количество времени: пришлось поднимать все материалы своей научной деятельности за последние несколько лет. Также нужно было в соответствии с требованиями оформить документы для подачи. Раза четыре только приходилось устранять недочеты», – делится магистрант.

Не отстает в успехах и младшая коллега Софья Ломовская, количество научных публикаций которой в области методики обучения технологии, различных аспектов безопасности жизнедеятельности, психологических особенностей аддитивного поведения подростков приближается к 40 наименованиям. Преподаватели особенно отмечают способности студентки к смысловой, образной и грамматической обработке текста.

Научным руководителем победительниц выступает Синогина Елена Станиславовна, кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности ТЭФ ТГПУ. Благодаря высококвалифицированной поддержке, заинтересованности всех сторон в ведении научной деятельности и желанию каждого развивать свой научный потенциал победы на престижных научных конкурсах разных уровней становятся регулярными.

Подробнее

21 сентября 2021

Космический опыт Центра «Сириус» передадут ТГПУ

Образовательный центр «Сириус» (г. Сочи) провел конкурсный отбор среди специалистов России на участие в программе повышения квалификации «Дежурный по планете» в рамках курса «Организация научно-технической, исследовательской и проектной деятельности школьников в области космонавтики». Успешно прошли испытания и получили возможность дополнительного обучения кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики ФМФ ТГПУ Юлия Вячеславовна Богданова и заместитель директора Детского центра образовательной робототехники ТГПУ Мария Николаевна Кузнецова.

Со всей страны в число обучающихся по программе попали лишь 120 человек – руководители и преподаватели образовательных организаций. Чтобы пройти этап отбора, необходимо было заполнить анкету, в которой ответить на вопросы о деятельности в области космонавтики, опыте работы с детьми на конкретных примерах, рассказать о реализуемых для школьников и дошколят тематических мероприятиях и т.д.

s22 02 1Один из масштабных космических проектов ТГПУ – инициатива «Космический урок», которая организуется в сотрудничестве с РКК «Энергия», ГТРК «Томск» и др. Со старта работы проекта в нем занята Юлия Вячеславовна, которая и заполнила конкурсные документы с опорой на опыт, полученный в ходе подготовки занятий «КУ»:

«Для работы в проекте «Космический урок» необходимо быть в курсе современных достижений космонавтики, космической педагогики, знать, какие космические образовательные проекты реализуются в России. Через участие в программе я надеюсь расширить свой кругозор, познакомиться с новыми людьми и, возможно, перенять в практику некоторые проекты программы, которые смогу реализовать для школьников и студентов на базе Педагогического технопарка, готовящемуся к открытию в нашем вузе уже к концу года».

В Детском центре образовательной робототехники ТГПУ работа с детьми 5-12 лет ведется в том числе в рамках интенсива «Просто Космос» – лекции по астрономии, занятия по конструированию и программированию, разработка и презентация проектов. Мария Николаевна на примере интенсива представила свою деятельность и Центра в целом, описав организационные процессы, техническую базу, педагогический подход и результаты, которые показывают ученики. Отдельный блок вопросов требовал информации о возможном сотрудничестве ДЦОР с организациями города для более глубокой проработки тем интенсива через выступления приглашенных спикеров, предоставление оборудования, организации экскурсионного посещения учениками Центра специализированных учреждений.

s22 02 2

«На обучении ценной будет информация о возможностях конструкторов LEGO, которые мы используем в Центре. Ожидаю также перехода от теоретических знаний в области космонавтики к практике в работе с детьми. Возможно, появятся новые перспективы сотрудничества, которое позволит расширить образовательный процесс через посещение специализированных учреждений и переход от знакомства с ракетами, устройством спутников посредством мультфильмов к реальному наблюдению».

Программа повышения квалификации «Дежурный по планете» позволит участникам получить навыки вовлечения учеников в конкурсы, региональные космические смены, научиться организовывать обучение по космическим направлениям:

  • ракетостроение;
  • дистанционное зондирование земли;
  • спутникостроение;
  • космическая робототехника;
  • наземная инфраструктура и другим.

Обучение будет организовано по-разному для двух категорий участников: руководители и преподаватели. Так, на освоение первого блока поедет Мария Николаевна, которая нацелена на повышение управленческих и организаторских компетенций, Юлия Вячеславовна выбрала преподавательский трек.

«Программа нацелена на глубокое погружение преподавателей в космическую тематику с очной работой на оборудовании, – отмечают в «Сириусе». – Администраторы получат возможность по шагам проработать космическую смену от вовлечения участников до ее проведения».

Обучение по программе повышения квалификации «Дежурный по планете» пройдет на базе Центра «Сириус» 30 сентября – 6 октября 2021 года.

Подробнее

21 сентября 2021

Студенческие лидеры ТГПУ – в диалоге с коллегами и экспертами

В Москве прошел Всероссийский форум лидеров студенческих инициатив Академии Министерства просвещения России. Томский Педагогический представили студенты и сотрудники вуза – начальник отдела по молодежной политике Дмитрий Буйницкий, председатель Объединенного совета обучающихся Карина Пеньдяк и студентка четвертого курса ИФФ Анастасия Степанова.

Подробнее

20 сентября 2021

ТГПУ и ТГУ дали старт программы переподготовки «Педагогическая деятельность – новые ориентиры и технологии дошкольного образования»

В стенах Томского государственного педагогического университета состоялась установочная встреча экспертов и обучающихся программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность – новые ориентиры и технологии дошкольного образования», реализуемой в сетевом взаимодействии ТГПУ и ТГУ в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

Подробнее

19 сентября 2021

Ректоры вузов Томска присоединились к акции «Я выбираю вакцину, а не вирус!»

Ректоры Большого томского университета присоединились к участию в акции «Я выбираю вакцину, а не вирус!».

О том, почему важна вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в видеообращении рассуждает ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко.

Подробнее

19 сентября 2021

Подведены итоги Всероссийской конференции «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения»

18 сентября конференция продолжила работу в рамках секции «Актуальные вопросы организации детского и подросткового чтения» и научно-методического семинара.

Подробнее

18 сентября 2021

В ТГПУ завершила работу VIII Международная конференция по самодистике

Второй и заключительный рабочий день VIII Международной конференции по самодистике ТГПУ прошел в разрезе двух тематических направлений: «Лингвистика» и «Этнография, фольклористика». Научные исследования представили ученые из России, Германии, Швеции, Венгрии, Финляндии, Эстонии.

На секции «Лингвистика» Казакевич Ольга Анатольевна (Институт языкознания РАН и ИЛ РГГУ) рассуждала об одном из показателей множественного числа в камасинском языке. Доклад «Особенности синтаксиса памятника селькупской письменности «Беседы об истинном Боге и истинной вере на наречии обских остяков» (1900) Макария (Невского)» коллегам представил кандидат филологических наук, доцент кафедры языков народов Сибири Ковылин Сергей Васильевич.

«Анализируемый материал относится к среднеобскому диалекту селькупского языка. Перевод памятника на селькупский был сделан Макарием (Невским) с алтайского языка при помощи селькупских информантов, а к тексту приложен буквальный русский перевод, – объясняет специалист. – Текст памятника был проанализирован на установление в нем количества финитных предложений, их структурных типов и выявление порядков следования основных элементов: субъект, предикат, прямой объект».

В результате исследования были выявлены доминирующий порядок слов текста, частотность предложений разных типов и дополнительные порядки слов, специальные конструкции, состоящие из имперфектного деепричастия и финитного глагола, а также нефинитные клаузы с именами действия в локативном падеже для выражения обстоятельства времени, бессоюзный тип связи однородных членов предложения и сложносочиненных предложений, что является архаичной чертой.

Секция «Лингвистика» вызвала живой интерес иностранных исследователей, которые также активно представляли научные труды: «The Kamas discourse particle bar», Gerson Klumpp, Тартуский университет (Эстония); «The syntactic analysis of the postverbal elements in Tundra Nenets», Mus Nikolett и Surányi Balázs, Институт лингвистики Венгерской академии наук; «The synchrony and diachrony of non-initial or unstressed vowels in Nenets and Samoyed», Salminen Tapani, Хельсинский университет; «Animacy effects on case marking in Selkup», Wegener Hannah, университет Гамбурга.

Направление второго дня «Этнография, фольклористика» открыло выступление доктора филологических наук, профессора кафедры лингвистики и лингводидактики ИИЯМС ТГПУ Ким-Малони Александры Аркадьевны «Система коммуникации селькупов с потусторонним миром»:

«Впервые особенности коммуникации одного из народов Сибири с миром духов соотносятся с теорией коммуникации, делается попытка связать отдельные элементы этого взаимодействия в систему. Рассматриваются компоненты коммуникации, определяются особые признаки системы».

Анализ показывает особенности системы коммуникации с потусторонним миром: наличие посредника коммуникации, ирреальных участников, нетипичные для реальной коммуникации каналы: сновидения, слуховые и визуальные галлюцинации и другие воображаемые средства связи.

Продолжили работу доклады Тучковой Натальи Анатольевны, БУ ХМАО-Югры «Музей Природы и Человека», «Богатырские песни» селькупов: сюжеты и герои»; представителя Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова Бобровой Анны Ивановны «Здоровье населения Нарымского Приобья в Позднем Средневековье (по материалам могильников)»; участника из университета Гамбурга Лаптандер Розы «Вэнвэсота, Парнэ, Пэдара Лесак и др. – реальные персонажи из прошлого или вымышленные герои ненецких сказок?», Артюзов Дмитрий Владимирович (Королевский технологический институт, Стокгольм, Швеция) и Амелина Мария Константиновна (Институт языкознания РАН, Москва) рассказали о хождениях канинского самоедина Якушки Пирчикова самовольством в английскую землю и обратно.

Янюк Яна Викторовна (ТГПУ) подняла к обсуждению вопрос «Современная школа-интернат как транслятор традиций ненецкой религии: возможности и ограничения», аргументировав необходимость разговора тем, что, по мнению многих ненцев, ситуация с трансляцией традиционной религии является позитивной только в газетных статьях: в реальной жизни, помимо возможностей, имеется и ряд ограничений.

Кроме того, параллельно конференции ТГПУ Университетом Кипра была организована научная онлайн-конференция «(Не)Известный тюркский мир», где Валерия Михайловна Лемская, кандидат филологических наук, зам. директора ИИЯМС, доцент кафедры перевода и переводоведения ИИЯМС, выступила с докладом «Морфофонология чулымско-тюркского языка».

Особый интерес к представленной теме вызван тем, что в предыдущих исследованиях авторами отмечались случаи нерегулярных морфофонологических чередований, но не было проведено их систематизации.

«Исчезающий и бесписьменный чулымско-тюркский язык демонстрирует неожиданные случаи морфофонологической вариативности, которые, как выясняется, имеют четкий параллелизм дистрибуции по говорам, а также параллели с другими тюркскими языками, выходящими далеко за пределы сибирского региона (например, новоуйгурский язык)», – отмечает исследователь.

Завершило работу VIII международной конференции по самодистике ТГПУ заседание подведения итогов. За два дня ученые мира на базе Томского государственного педагогического университета обсудили актуальные вопросы во всех областях знаний, касающихся изучения языков и культур самодийских народов: лингвистика, фольклористика, этнография и антропология. Следующая Международная конференция по самодистике пройдет в
Институте финно-угроведения/уралистики Гамбургского университета
(Германия). 

Подробнее

18 сентября 2021

В ТГПУ стартовала Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная детско-подростковой литературе и вопросам формирования культуры чтения

17 сентября в ТГПУ начала работу Всероссийская научно-практическая конференция «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения», организованная совместно «Сибирским научно-образовательным центром изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ, кафедрой русской литературы ТГПУ и Иркутской областной детской библиотекой им. Марка Сергеева.

Подробнее

17 сентября 2021

Международная конференция «Дульзоновские чтения» ТГПУ: день третий

Заключительный день работы Международной научной конференции «Дульзоновские чтения», которая проходит в ТГПУ 15-17 сентября, посвятили работе двух масштабных секций: «Лингвистика» и «Археология, этнология и фольклор».

Дневное заседание ученых прошло в рамках первой из них. Открыл обсуждение актуальных вопросов изучения языков и культур малочисленных народов Сибири совместный доклад Русских Алины Алексеевны, специалиста НИУ ВШЭ, и Оскольской Софьи Алексеевны, ИЛИ РАН, на тему «Аддитивная частица в тюркских языках Поволжья». Спикеры подробно рассмотрели каждую из функций аддитивных частиц, с помощью сопоставительного анализа данных трех анализируемых языков представили их распределение (какие из функций более частотны, чем другие) и предложили их расположение на семантической карте аддитивных частиц.

Токмашев Денис Михайлович, представляющий ТГПУ и ТГУ, поделился опытом изучения и системного описания телеутского языка. Лемская Валерия Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и переводоведения ИИЯМС ТГПУ, презентовала доклад «Ещё раз о среднечулымской фонологии»:

«Среднечулымский диалект чулымско-тюркского языка распространен в среднем течении р. Чулым на территории Томской области и Красноярского края. В настоящее время нами установлено не более 10 носителей языка, активно использующих его в повседневном общении».

В выступлении были представлены данные, уточненные в ходе полевой работы, и даны систематизация и объяснения некоторым явлениям морфонологических вариаций. 

До перерыва в работе конференции доклад также успели представить исследователи Мымрина Дина Федоровна (Томский государственный педагогический университет) и Шитц Ольга Александровна (Балтийский федеральный университет им. И. Канта), обратив внимание слушателей «К вопросу о семейной языковой политике» на примере мордвы Калининградской области. Материалом для доклада послужили полевые записи (анкеты и интервью), собранные в ходе экспедиций в период с 2016 по 2018 год.

Интерес специалистов к этому сообществу связан с тем, что мордва Калининградской области (эрзя и мокша), компактно проживающая в изоляции от основной этнической группы более 70 лет, не имеет прочных связей со своей исторической родиной. В такой ситуации именно семья играет главную роль в деле сохранения родного языка.

Вновь с секции «Лингвистика» началась вечерняя сессия. Серээдар Надежда Чылбаковна, эксперт Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, презентовала научную работу «Модели элементарных простых предложений в тувинском языке». Шагдурова Ольга Юрьевна из Института филологии рассуждала о представлении жизни и смерти в хакасской языковой картине мира.

Специалисты Института филологии СО РАН Тюнтешева Елена Валерьевна и Федина Наталья Никитовна рассказали слушателям об опыте исследования универсалий и концептов в тюркских языках Южной Сибири (на примере лексики духовной культуры). В докладе были рассмотрены проблемы, связанные с исследованием универсалий и концептов в тюркских языках Южной Сибири, разграничены понятия «универсалии» и «универсальные концепты», а также проведен анализ лексики духовной культуры.

Не менее продуктивно работало и второе направление «Археология, этнология и фольклор». Профессор, ведущий научный сотрудник ИФФ ТГПУ Плетнёва Людмила Михайловна выступила с трудом «Этнические компоненты в составе населения Томского Приобья в эпоху развитого Средневековья (по материалам планеграфии могильников и ориентации погребенных)».

Колесникова Светлана Юрьевна из Сибирского государственного медицинского университета с коллегой Валиховой Ларисой Витальевной, спикера Томского НИИ медицинской генетики, представили комплексное исследование енисейцев (кетов) в XXI веке.

«На сегодняшний день остается нерешенной проблема происхождения и этногенеза енисейцев, – говорится в сообщении. – В частности, в археологических исследованиях чётко прослеживается взаимодействие культур указанных этносов с культурами хантов, селькупов и эвенков. Есть предположения лингвистов о связи кетов с североамериканскими индейцами, китайцами, гуннами. Некоторые ученые сближают кетов с тибетцами».

Одним из приоритетных направлений современной генетики является изучение структуры генофондов народов, которое помогает раскрыть детально часть вопросов, связанных с их этногенезом. Енисейский компонент в генофонде коренного населения Сибири является одним из наиболее древних. Представленный учеными анализ генофонда позволяет говорить о родстве енисейских народов с коренным населением Северной и Южной Америки, что подтверждает гипотезы лингвистов и антропологов. Именно поэтому комплексное изучение этих народов с привлечением генетических исследований позволит прояснить некоторые вопросы их этноистории.

Тучкова Наталья Анатольевна, БУ ХМАО-Югры «Музей Природы и Человека», презентовала работу «Среднеазиатские истоки в декоративно-прикладном искусстве и традиционном мировоззрении обских угров». Кострова Ольга Сергеевна и Калайчан Людмила Петровна представили «Деятельность региональной общественной организации «ИЮС КИЖИЛЕРИ» (люди Чулыма)».

Трехдневная Международная научная конференция «Дульзоновские чтения», проведенная в вузе в 29-й раз в память выдающегося ученого, профессора ТГПУ Андрея Петровича Дульзона, завершилась заседанием подведения итогов. Участники конференции очно и в онлайн-формате обсудили проделанную научную работу и полученный новый опыт и спланировали следующую встречу в стенах Томского государственного педагогического университета.

Подробнее

17 сентября 2021

В ТГПУ обсуждают вопросы изучения языков и культур самодийских народов

17 сентября в рамках деятельности кафедры языков народов Сибири Института иностранных языков и международного сотрудничества в Томском государственном педагогическом университете начала работу VIII Международная конференция по самодистике.

В течение двух дней эксперты из России (Томск, Новосибирск, Тюмень, Москва, Якутск, Ханты-Мансийск), Германии, Финляндии, Эстонии, Будапешта обсудят вопросы, касающиеся изучения языков и культур самодийских народов в различных областях: лингвистика, фольклористика, этнография и антропология.

На открытии научного диалога с приветственным словом выступила зав. кафедрой языков народов Сибири Крюкова Елена Александровна, которая и модерировала работу:

«Наша конференция проводится в рамках «Дульзоновских чтений» и объединяет специалистов, которые занимаются не только самодийскими языками – селькупским, энецким и другими, но и культурой этих народов в целом. Изучение самодийский народов входило в комплексную программу изучения аборигенных языков и культур народов Сибири. Сегодня ученые также стараются всесторонне рассмотреть проблемные акценты данного вопроса».

Амелина Мария Константиновна (Институт языкознания РАН и Институт системного программирования им. В.П. Иванникова РАН) подняла вопрос о «Формах с инструментальным и локативным значениями в западных диалектах тундрового ненецкого языка в исторической перспективе: архивные материалы XIX века и современные полевые данные». Эксперт представила результаты сравнительного анализа системы именного словоизменения западных диалектов тундрового ненецкого, предложенной архимандритом Вениамином, с аналогичными системами современных западных диалектов (экспедиционные материалы автора по канинскому и колгуевскому диалектам) и современного тундрового ненецкого литературного языка.

Гусев Валентин Юрьевич, Университет Гамбурга (г. Гамбург, Германия), рассуждал на тему «Ненцы-мужчины» и «Самоедская десятка»: загадки нен. Хасава».

От Тюменского научного центра СО РАН на конференции выступила Волжанина Елена Александровна. В докладе «Географические названия в материалах Надымской землеустроительной экспедиции» спикер представила ход обследования территории района, установления его границ, определения угодий (пастбищных, сенокосных, охотничьих, рыбных и других), их количественной и качественной оценки, процесс составления специальных карт.

«В результате работы зафиксировано огромное количество географических названий местного происхождения, которые записывались во время опросов населения и обозначали их промысловые места, пастбища, населенные пункты, важные дороги, приметные сопки. Данные затем переносились на карты, – говорит эксперт. – Среди них наиболее распространенными топонимами стали гидронимы (потамонимы и лимнонимы), названия островов (инсулонимы)».

В научной работе Елена Александровна показывает, каким образом собирались географические сведения, раскрывает особенности их фиксации, обращает внимание на присутствие в документах экспедиции множества местных названий на языках коренного населения (ненцы и ханты), пришлых этнических групп (коми и русских), которые не были нанесены на официальные географические карты, но использовались в повседневной практике.

После перерыва свои научные исследования представили заграничные специалисты и российские ученые, которые трудятся на иностранных землях. Специалисты Университета Гамбурга Брыкина Мария Михайловна и Вагнер-Надь Беата осветили тему «Дополнения к вопросу о функционировании «оптатива» в селькупских диалектах (по материалам архива А.И. Кузьминой)».

Кроме того, в рамках обеденной сессии с докладом «Напевы ситабы из репертуара Нины Дентумеевны Чунанчар в контексте этнической традиции нганасан» выступила Добжанская Оксана Эдуардовна, сотрудник Арктического государственного института культуры и искусств. Kaheinen Kaisla из Хельсинского университета – с докладом «Указательные местоимения в качестве маркеров препаративной подстановки в нганасанском». 

На вечернем заседании первый день конференции завершили Chris Lasse и Josefina Budzisch, исследователи из Университета Гамбурга, которые проанализировали типологию локативных предикатов в самодийских языках и анафорический потенциал селькупского языка, а также Mády, Katalin и Nikolett Mus, эксперты Института лингвистики Венгерской академии наук, с докладом о синтаксисе и просодии в содержании тундрового ненецкого языка.

Второй день VIII Международной конференции по самодистике ТГПУ осветит ряд вопросов в рамках секций «Лингвистика» и «Этнография, фольклористика». Участие в работе заседаний примут ученые из Томского государственного педагогического университета, Томского государственного университета, городов России и зарубежья.

Подробнее

17 сентября 2021

Дебют Студенческого сервисного отряда «Аквилон» ТГПУ в Крыму удостоен наград

ССО «Аквилон» ТГПУ, самый молодой отряд Вузовского штаба студенческих отрядов, вернулся в Томск с первой трудовой вахты с наградой от командира Регионального штаба Крымского регионального отделения «Российские студенческие отряды» Владимира Владимировича Кайданского и персональными благодарностями за усердный труд.

Подробнее

16 сентября 2021

Вечерняя сессия Международной конференции «Дульзоновские чтения»: день второй

Научный диалог второго дня Международной конференции «Дульзоновские чтения» продолжился вечерними заседаниями в направлениях «Лингвистика» и «Археология, этнография и фольклор».

Подробнее

16 сентября 2021

Дневная сессия Международной конференции «Дульзоновские чтения»: день второй

В стенах Научной библиотеки ТГПУ продолжает работу Международная конференция «Дульзоновские чтения», в рамках которой специалисты из разных регионов нашей страны, а также иностранные спикеры обсуждают вопросы изучения языков и культур коренных народов Сибири.

Подробнее

16 сентября 2021

Опыт преподавания РКИ: от доктора Вроцлавского университета – студентам и педагогам ТГПУ

Томский государственный педагогический университет в рамках договора о сотрудничестве с Вроцлавским университетом (Польша) с деловым визитом посетила доктор Анна Богинская, преподаватель кафедры русской филологии Института славянской филологии, для знакомства с коллегами, проведения совместных исследований, консультаций и организации семинаров, связанных с изучением русского языка как иностранного.

Переговоры Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ о двустороннем обмене преподавателями с кафедрами русской и английской филологии состоялись еще в прошлом учебном году, однако из-за ограничений по COVID-19 приезд стал возможным только для Анны Богинской, которая имеет российское гражданство.

На встрече польского специалиста с дирекцией ИИЯМС ТГПУ и представителями кафедры деловой коммуникации на русском и иностранных языках коллеги обсудили особенности преподавания РКИ для обучающихся разных национальностей.

«В условиях происходящей интернационализации роль русского языка в качестве средства международного общения велика. Это подтверждает тот факт, что русский язык изучается сегодня в более чем 90 странах мира, – отмечает директор ИИЯМС ТГПУ Анна Геннадьевна Богданова. – Сегодня в ИИЯМС осуществляется обучение русскому языку как иностранному как в мононациональных, так и в полинациональных группах. В ходе преподавания РКИ учитывается целый ряд факторов: социальные, лингвистические, психологические, оказывающие влияние на характер, формы и виды работ. Одним из главных условий является создание толерантной атмосферы, в которой каждый обучающийся сможет стать полноценным участником коммуникативного процесса».

Международное сотрудничество является драйвером развития научно-образовательного процесса в вузе. Многолетняя коллаборация ИИЯМС с Вроцлавским университетом позволяет сотрудникам и студентам на регулярной основе участвовать в программах академической мобильности, осуществляя обмен опытом, изучать лучшие мировые практики.

Для студентов первого курса ИИЯМС, которые изучают русский язык как иностранный, и сотрудников кафедры доктор Богинская провела мастер-класс «Методика преподавания фонетики русского языка для иностранных студентов». Гостья поделилась своим опытом и наработками в методике и организации изучения фонетики – раздела, которому необходимо уделять внимание на каждом занятии: тренировать артикуляцию и мелкую моторику, учить скороговорки. В беседе со специалистом выяснилось, что русский язык в Польше учат преимущественно европейцы (поляки, немцы, французы, итальянцы, испанцы), в ТГПУ в большинстве обучаются представители Китая, Вьетнама, Индии, Африки, что вносит свою специфику в преподавание.

Еще одной целью визита Анны в Томск стала научная работа: много времени доктор провела в библиотеках ТГПУ и ТГУ, где собирала материалы для двух статей о Б. Пастернаке:

«Хотелось бы горячо поблагодарить коллег из ТГПУ за теплый прием, помощь во время работы в богатых библиотечных фондах и возможность провести мастер-класс для студентов. После почти полутора лет дистанционного обучения было невероятно приятно работать с молодой, активной, интересующейся своим предметом аудиторией. Надеюсь, что сотрудничество ТГПУ и Вроцлавского университета не только будет продолжаться, но и обогатится совместными проектами и публикациями».

В завершение визита Анны Богинской прошел круглый стол с сотрудниками Управления международного сотрудничества ТГПУ, были намечены перспективы дальнейшего взаимодействия между Томским государственным педагогическим и Вроцлавским университетами.

Подробнее

15 сентября 2021

Вечерняя сессия Международной конференции «Дульзоновские чтения»: день первый

Основная научная работа XXIX Международной конференции «Дульзоновские чтения», которая открылась в ТГПУ сегодня, 15 сентября, в первый день прошла в рамках двух секций: «История изучения языков и культур Сибири: историография сибиреведческих исследований» и «Лингвистика».

Подробнее

15 сентября 2021

29 Международная конференция «Дульзоновские чтения» начала работу в ТГПУ

15 сентября в стенах Томского Педагогического был дан старт научным мероприятиям XXIX Международной конференции «Дульзоновские чтения», посвященной Андрею Петровичу Дульзону, известному лингвисту, этнографу и археологу, профессору ТГПУ и основателю на базе вуза уникальной Томской лингвистической школы по изучению исчезающих языков Сибири.

Подробнее

15 сентября 2021

«Мифы о семье и реальная жизнь»: новый подкаст профессора ТГПУ

В эфире радио «Томский Благовест» вышел новый подкаст «Мифы о семье и реальная жизнь» Анастасии Николаевны Кошечко, доктора филологических наук, директора Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, профессора историко-филологического факультета ТГПУ.

В диалоге с Александром Ракиным, ведущим программы «Полдень XXI век», Анастасия Николаевна транслировала экспертный взгляд на актуальные проблемы современных семей и способы выхода из сложных ситуаций для сохранения полноценного счастливого брака.

Подробнее

15 сентября 2021

Студентка ФФКиС успешно дебютировала в многоборье

В Сочи завершился командный чемпионат России по многоборьям (женщины, семиборье). Томскую область на соревнованиях представила студентка пятого курса ФФКиС ТГПУ Александра Фомкина, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, и заняла третье место.

Подробнее

14 сентября 2021


Новости 2021 - 2040 из 8447
Начало | Пред. | 100 101 102 103 104 | След. | Конец