Вопросы оценки качества освоения общеразвивающих программ художественной направленности обсудили в ТГПУ
21 февраля в Научной библиотеке им. А.М. Волкова ТГПУ прошла Открытая городская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы оценки качества освоения дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности», организованная Департаментом образования Администрации Города Томска и технолого-экономическим факультетом. Опытом обменялись студенты ТГПУ и действующие педагоги.
В учреждениях дополнительного образования ученикам не ставят общепринятые оценки в цифрах, однако каждый педагог должен уметь оценить уровень знаний своего ученика, чтобы правильно подобрать необходимую образовательную программу. Критериев оценивания существует множество. С целью обсудить актуальные из них и обменяться практиками в ТГПУ была организована конференция.
На пленарном заседании с приветственным словом выступила декан ТЭФ ТГПУ Елена Владимировна Колесникова:
«Тема конференции очень актуальна в рамках стратегических задач развития Российской Федерации в области образования, если говорить о едином образовательном пространстве, о бесшовности, непрерывности и доступности образования. Наша задача как педагогов, привлекая детей к тому, что им интересно, подогревать их мотивацию к раскрытию творческого потенциала, сделать так, чтобы их детские интересы в дальнейшем переросли в профессиональные. В этом нам поможет качественная оценка их достижений, опытом которой мы и поделимся».
С пленарным докладом «Оценка качества образовательных результатов как фактор повышения профессиональных педагогических компетенций» выступила методист МАУ «Информационно-методический центр» г. Томска Ольга Евгеньевна Яковлева:
«Все мы участвуем в реализации Концепции дополнительного образования детей, которая была принята правительством РФ до 2030 года. Она затрагивает практически все аспекты дополнительного образования и призвана сделать жизнь педагогов более насыщенной, а жизнь детей – более интересной и разнообразной. Однако каждому педагогу необходимо постоянно обновлять свои знания и совершенствоваться. Одним из методов роста является прохождение аттестации, которая охватывает всю нашу деятельность».
Ольга Евгеньевна рассказала о том, что входит в требования к аттестации педагогов и как можно получить баллы: результативность освоения образовательных программ, участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях, показатели личного вклада педагогического работника в повышение качества образования, трансляция опыта, разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса, результаты деятельности в профессиональном сообществе и участие в профессиональных конкурсах.
Следующим этапом конференции стали секции, где своим опытом различных практик оценивания результатов обучения при реализации общеразвивающих программ поделились педагоги учреждений дополнительного, общего, дошкольного образования. Они рассказали о формах, методах педагогических измерений и объяснили применяемые ими механизмы измерения, обработки и интерпретации полученных данных.
Доклад «Основные оценочные процедуры, используемые в рамках деятельности детского объединения «Фантазия» МАОУ СОШ № 58 г. Томска» представила педагог учреждения Татьяна Петровна Сиволапова. Спикер говорила о применении безотметочной формы оценивания, отражающей прикладную и практическую направленности образовательного процесса. К ней относятся входной контроль, фиксирующий начальный уровень обученности через проверку креативности, аккуратности, точности и сложности выполненного первичного задания; текущий контроль, когда педагог систематически наблюдает за деятельностью ученика; промежуточный контроль, проводимый посредством диагностического инструментария и отслеживания участия ребенка в проектах, конкурсах и выставках; итоговый контроль – обобщение полученных оценок за длительный промежуток времени.
Также участники поговорили об измерениях достижений обучающихся с учетом возрастных особенностей, методах оценивания достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями, оценке достижений обучающихся через конкурсные мероприятия, нетрадиционном способе оценки через викторины, проектных методах оценки, анализе творческих способностей детей через знакомство со скульптурой, игре как средстве мониторинга пройденного материала, методах и формах диагностики сформированности навыков дошкольников, мониторинге признаков субъективного поведения ребенка в совместной деятельности.
Завершилась конференция мастер-классами, где участники смогли создать таблицы для обработки данных мониторинга изобразительных навыков дошкольников, оценить каллиграфические навыки дошкольников, сделать иллюстрации в технике сухой пастели, слепить скульптуры малой формы и смастерить куклы-обереги.
По итогам конференции планируется выпуск цифрового сборника и его размещение в свободном доступе.