RSS

Поздравление Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой с Днём учителя

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Примите мои сердечные поздравления с нашим замечательным профессиональным праздником — Днём учителя!

Сегодня помимо педагогического сообщества торжественное настроение присуще всем жителям нашей страны: ученики спешат поздравить своих любимых наставников, а выпускники с теплотой вспоминают школьные годы — время формирования характера, становления личности, обретения знаний.

Учительство в России — особая миссия, степень значимости которой с каждым годом растет. Воспитать Человека — непростая, но очень важная задача, и справиться с ней могут только люди, искренне любящие своё дело и умеющие чувствовать детей. Хочу поблагодарить вас за титанический труд, за то, что без остатка отдаёте себя служению выбранному делу.

Вы умело внедряете в нашей школе лучшие методики и практики, успешно соединяя традиции прошлого с новациями. Результаты этой ежедневной кропотливой работы мы видим в ученических достижениях воспитанников и искренней родительской благодарности.

Спасибо вам, дорогие учителя, за неравнодушие, за теплоту сердец, за терпение и преданность. От всей души желаю каждому из вас успехов в профессиональной деятельности, здоровья, счастья и благополучия!

Министр                      О.Ю. Васильева

Подробнее

5 октября 2019

С Днем учителя!

Поздравление ректора Томского государственного педагогического университета Андрея Николаевича Макаренко

Подробнее

4 октября 2019

Важные дела отряда «Точка зрения» ТГПУ

В детских организациях нашего города сотрудники и воспитанники знают волонтеров отряда «Точка зрения» ТГПУ в лицо: наши активисты — частые гости детских садов, школ и специализированных учреждений.

Творческий мастер-класс «Дары осени» студенты привезли в ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения» с целью развития у детей творческих способностей, креативного мышления, навыков самоорганизации и мелкой моторики. Опираясь на заранее заготовленный образец, ученики создавали поделки из тыквенных семечек, при этом проявляя индивидуальность, добавляли в изделие собственные элементы и делали его эксклюзивным.

«Мы помогали детям при необходимости, активно делились опытом, знакомились и просто душевно проводили время, — рассказывает зам. руководителя отряда Зарина Умерова. — Учащимся школы-интерната понравился мастер-класс: дети интересовались поделками друг друга, фотографировались, организовывали выставку и благодарили нас за отлично проведенное время».

Вторым важным событием недели стало посещение Благотворительного фонда им. Алены Петровой, с которым волонтеры ТГПУ сотрудничают давно и плодотворно в рамках различных акций и проектов. «На этот раз нам удалось поработать с детишками в возрасте 4-6 лет, — делится Зарина. — Мы мастерили поделку из природного материала, в частности — из опавших листьев. Делали все вместе — это очень важно, так как взаимодействие с волонтерами помогает в развитии у детей социально-коммуникативных навыков».

На творческом занятии воспитанники фонда научились составлять композиции, комбинировать цвета и материалы при изготовлении поделки. Готовые изделия ребята с гордостью демонстрировали родителям и педагогам, выражали надежду на новую встречу с волонтерами отряда «Точка зрения» ТГПУ.

Подробнее

3 октября 2019

«Первый шаг в будущее: мечтай, развивайся, двигайся вперед»

Именно так звучала тема встречи ректора ТГПУ Андрея Николаевича Макаренко со студентами университета в рамках реализации федерального проекта «Диалог на равных». Первыми шагами в организованном общении стал рассказ А.Н. Макаренко своей истории о том, какой профессиональный путь был проделан до должности ректора.

Инициативу в свои руки легко переняли студенты ТГПУ: ребята интересовались представлением педагога в социальных сетях, организацией программы «Земский учитель». Вызвал широкий отклик и стал предметом долгого обсуждения вопрос, касающийся развития искусственного интеллекта. Но ответ был однозначным: машина никогда не заменит учителя, который не только дает знания, но и воспитывает. И если в первом случае робот может справиться с задачей, то с воспитанием ребенка — точно нет.

Волновала молодежь актуальная тема наставничества: «Кто такой наставник, как его найти и как им стать?» В своем рассуждении Андрей Николаевич привел примеры из личного опыта, со словами благодарности вспомнил своих наставников Валерия Владимировича Обухова и Сергея Григорьевича Псахье.

В ходе диалога ректору поступали и чисто практические вопросы о ремонтных работах в некоторых аудиториях вуза, порядке заселения в общежития ТГПУ семейных студентов, а также о реализации программ академических обменов. На призыв студентов к философским размышлениям — «Посоветуйте что-нибудь себе 20-летнему» — Андрей Николаевич отметил, что самое важное — развиваться, не бояться и верить в себя.

Подробнее

3 октября 2019

Участие студентов ФДиНО в семинаре «Формирование смыслового чтения в начальной школе»

Московский эксперт Ирина Вячеславовна Карпеева, отличник просвещения, методист научно-методического отдела издательства «Академкнига/Учебник», посетила Томск с семинаром «Формирование смыслового чтения в начальной школе». На базе МАО Лицей № 1 со спикером встретились студенты факультета дошкольного и начального образования ТГПУ под руководством Ольги Васильевны Шваревой, старшего преподавателя кафедры педагогики и методики начального образования.

В своем выступлении И.В. Карпеева обозначила особенности и результаты участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (TIMSS, PIRLS, PISA), актуализировала проблему формирования речевой деятельности младших школьников, продемонстрировала новинки учебников и учебно-методических пособий по «Перспективной начальной школе», рассказала о включении учителей г. Томска в реализуемые издательством «Академкнига/Учебник» проекты, одним из которых является программа «Младший школьник — грамотный читатель».

Особенный интерес у студентов ФДиНО вызвали образовательные ресурсы (электронные пособия, вебинары, аудиотексты и другие), рекомендуемые учителям начальных классов при реализации указанного выше проекта. Акцент И.В. Карпеева сделала на особенностях обучения младших школьников стратегиям работы по смысловому чтению: формирование суждений с максимальной опорой на найденную информацию с помощью обратной связи; анализ жанровых особенностей; смысловое маркирование; сравнительный анализ, которые действующие и будущие учителя начальных классов могут активно применять в своей учебной и профессиональной деятельности.

Подробнее

3 октября 2019

Ректор ТГПУ принял участие во Всероссийском форуме «Современное развитие педагогического образования»

На базе Чеченского государственного педагогического университета (г. Грозный) состоялся Всероссийский форум «Современное развитие педагогического образования», в работе которого принял участие ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко.

На форум съехались 135 представителей из 72 организаций высшего образования Российской Федерации. В торжественной церемонии открытия приняли участие М.А. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, В.С. Басюк, заместитель министра Просвещения Российской Федерации, А.А. Музаев, заместитель руководителя Рособрнадзора. Программу форума осветил ректор ЧГПУ Хож-Ахмед Халадов, отметив, что в ходе мероприятия будут рассмотрены актуальные проблемы развития педагогического образования, вопросы подготовки учителей нового формата для обучения и воспитания молодого поколения, сохранения культурной и гражданской идентичности в условиях цифровизации и глобальных вызовов.

Первым этапом работы стала встреча участников форума с финалистами конкурса «Учитель года — 2019». В формате живого общения представители Министерства просвещения Российской Федерации и ректоры педагогических вузов пообщались с конкурсантами на тему «Учитель будущего». Программа форума включила в себя заседания Ассоциации развития педагогических университетов и институтов и Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». На заседании Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» с основным докладом выступил заместитель министра просвещения РФ Виктор Степанович Басюк, который рассказал о задачах реализации политики в области подготовки педагогических кадров в условиях взаимодействия системы общего и высшего педагогического образования.

«Для развития педагогического образования в России ключевыми механизмами являются взаимодействие и диалог», — считает ректор ТГПУ А.Н. Макаренко.

В процессе работы круглого стола, посвященного актуальным проблемам развития современного педагогического образования, его стратегическим целям и задачам в контексте реализации национальных проектов «Образование», «Наука» и «Цифровая среда», участники обсудили текущее состояние педагогического образования, стратегические задачи и пути их решения, возможные направления дальнейшего развития вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров.

Подробнее

1 октября 2019

«Team TSPU» на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»

Команда Томского государственного педагогического университета — Вячеслав Лихачёв, Максим Лейман, Александр Малышев — стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса для IT-специалистов, дизайнеров и управленцев в сфере цифровой экономики «Цифровой прорыв — 2019».

По результатам регионального этапа наши участники вошли в список победителей программы «УМНИК», направленной на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей.

Для участия в финале хакатона участники от ТГПУ приехали в г. Казань. «На этом хакатоне был зафиксирован рекорд Гиннесса: участвовало более 3000 человек, — рассказывает капитан „Team TSPU“ Вячеслав Лихачёв. — Соревновались в 20 категориях. Мы представили проект в номинации „Мониторинг трудоустройства выпускников“, которая собрала 24 сборных и стала одной из самых больших категорий. От лица нашей команды выражаю благодарность всем, кто нам помогал, начиная с отборочного тестирования. В частности, большое спасибо Газизову Тимуру Тальгатовичу за оказанную помощь, а также всему коллективу УРИСЭД».

Подробнее

1 октября 2019

Поздравление губернатора и спикера с Международным днем пожилых людей

Уважаемые представители серебряного поколения!

От всей души поздравляем вас с Международным днем пожилых людей!

Каждый день мы не устаем восхищаться вашей мудростью, добротой, энергией и силой характера. Сколько испытаний пришлось вам пережить, через сколько трудностей пройти. Но невзгоды не сломили вас и не очерствили ваши сердца.

Мы гордимся вашими трудовыми подвигами, о которых поется в песнях, рассказывается в книгах. Ведь ваша жизнь — это история нашей великой страны, история созидания во имя мира и добра.

Спасибо вам за неоценимый вклад в развитие общества, за помощь в воспитании внуков и правнуков. Ценим вашу активную жизненную позицию. Живите долго и счастливо!

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин
Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская

14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей. В России этот праздник отмечается также 1 октября на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 1 июня 1992 года «О проблемах пожилых людей».

Подробнее

1 октября 2019

Студенты и преподаватели ФЭУ посетили День открытых дверей Банка России

Сотрудники Центра детско-юношеского туризма К.Э. Сантоцкая, О.В. Санфирова, преподаватель кафедры экономической теории А.И. Копытова и студенты факультета экономики и управления ТГПУ стали участниками Дня открытых дверей Банка России в рамках проведения всероссийской акции.

Представители ТГПУ посетили выставку старинных денег, денежных суррогатов (заменителей платежных средств), различных облигаций XX века, а также банкнот времен Царской России и Временного правительства. Студенты приняли участие в модульных мастер-классах по определению признаков подлинности платежеспособностей банкнот, познакомились с мобильным приложением банка РФ, прослушали демонстрационную лекцию о том, что такое биометрия, и тематическую лекцию об истории томского отделения госбанка.

Специалисты томского отделения Банка обеспечили комплексное сопровождение всех программных модулей. Студенты получили профессиональные компетенции, связанные с направлением банковской деятельности в Российской Федерации. Сотрудники Центра детско-юношеского туризма ТГПУ получили дополнительную информацию, которую смогут использовать при проведении профориентационной работы со школьниками, планирующими поступление на факультет экономики и управления ТГПУ.

Подробнее

1 октября 2019

Банк ВТБ (ПАО) г. Москва реализует в ТГПУ комплексную программу повышения финансовой грамотности студентов экономических направлений подготовки

В рамках сотрудничества Томского государственного педагогического университета и банка ВТБ (ПАО) г. Москва по реализации комплексной программы повышения финансовой грамотности студентов специалистами банка ВТБ были проведены мастер-классы по управлению личными финансами, оценки стоимости компании и по работе с ценными бумагами.

Проведенные на высоком профессиональном уровне с использованием значительного объема видеоматериала и большого количества актуальных практических примеров, мастер-классы вызвали живой интерес у студентов. В процессе обучения ребята активно включались в обсуждение ряда актуальных экономических проблем, отвечали на вопросы руководителей мастер-классов, решали финансовые задания.

По итогам проведения мастер-классов факультет экономики и управления ТГПУ и банк ВТБ (ПАО) договорились о дальнейшем сотрудничестве по программам фундаментального и технического анализа рынка ценных бумаг, корпоративного управления, оценки инвестиционной привлекательности компании, торговли на бирже.

«Проведение мастер-классов банком ВТБ (ПАО) по данной тематике для будущих педагогов и специалистов в области экономики и финансов является привлекательной и интересной формой взаимодействия студентов с вероятными работодателями» — отметил организатор мероприятия, заведующий кафедрой экономической теории, профессор ТГПУ В.В. Сизов.

Подробнее

30 сентября 2019

«Стартус на большой земле»: как это было в 19-й раз

По традиции фестиваль спорта, творчества и туризма «Стартус» ТГПУ не ограничивается тремя интенсивными днями в лагере: спустя неделю после праздника все десять факультетов нашего университета собираются «на большой земле», чтобы вспомнить самые яркие моменты мероприятия и порадовать друг друга командными визитками.

В этом году фестиваль отпраздновал 19 лет, чему и была посвящена основная тематика программы. 80 активистов ТГПУ (по 8 от каждого факультета вуза) сражались за кубки, главный из которых — «Кубок дружбы». Изо дня в день ребята проходили цепи испытаний, проявляли сноровку, физическую силу, креативность мышления и невероятную смелость. Не обошлось и без ключевых состязаний «Стартуса», среди которых — игры на сплочение и знакомство, любимые всеми туристская тропа и гонка на катамаранах, ночной квест и спортивные поединки. В общем, есть что вспомнить!

А если вы вдруг не попали на «Стартус», то самые интересные подробности участники фестиваля рассказали на страницах сентябрьского номера студенческой газеты ТГПУ «Штудент Тайм», которая появится во всех корпусах университета уже сегодня!

На «большой земле» студенты презентовали свои коллективы креативными номерами, вновь разучивали зажигательный танец команды орг. комитета, снова получали награды и общей памятью возвращались в эти три ярких осенних дня.

Кстати, немного о победителях: «Кубок дружбы» в этом году завоевала команда ФМФ.

Остальные награды распределились так:

  • «Кубок победителя «Стартуса — 2019» по баллам» — ФДиНО;
  • «Кубок Гамбургского счета» — ФИЯ;
  • «Кубок творчества» — ФДиНО;
  • «Кубок спорта» — ФФКиС;
  • «Кубок туризма» — ФЭУ;
  • «Кубок орг. комитета» — БХФ;
  • «Кубок «В шаге до победы» — ФПСО.

Подробнее

30 сентября 2019

Проект доцента ТГПУ — в числе победителей Всероссийского фестиваля лучших инклюзивных практик

В Москве прошел финал и награждение победителей третьего Всероссийского фестиваля лучших инклюзивных практик, организованного региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива». Диплома победителя в номинации «Лучшая инклюзивная практика в области дошкольного образования» удостоена доцент кафедры социальной педагогики ФПСО ИПиП ТГПУ Галина Борисовна Черевач. В рамках конкурсной программы Галина Борисовна представила проект «Сенсорная интеграция дошкольников с разным развитием в условиях детского сада», направленный на создание системы работы по развитию сбалансированной чувствительности у дошкольников и предупреждению нарушений в поведении.

«Мы приняли участие в Фестивале, чтобы показать, что такое сенсорная интеграция и как с ее помощью помочь ребятам с инвалидностью, — делится Г.Б. Черевач. — К тому же, здесь мы познакомились с интересными людьми и узнали о различных наработках в области инклюзивного образования».

В этом году в конкурсе приняли участие педагоги из 16 регионов России от Калининграда до Красноярского края, которые прошли два этапа: первый был организован на региональном уровне, а затем победителей пригласили в Москву, отмечается на сайте РООИ «Перспектива». Главное условие отбора практик: дети с инвалидностью должны учиться в инклюзивных классах, а не дома. В финале представитель каждого региона выступил с презентацией, в которой наглядно демонстрировал развитие инклюзии в своем учебном заведении и результаты этой работы. Для каждого участника это был ценный опыт: педагоги из разных городов России обменялись практиками и узнали, как сделать общеобразовательную программу доступной для каждого ученика.

Подробнее

30 сентября 2019

Музейное дело: специалисты города — будущим учителям истории

Студенты второго курса историко-филологического факультета продолжают знакомство с музеями города, а в частности — университетов Томска, в рамках образовательной программы «Музееведение».

«Перед учащимися-историками стоит задача не просто ходить по разным музеям и слушать экскурсии, а учиться различать типы и профили музеев, обзорные и тематические экскурсии, нарабатывать навык владения профессиональной музейной терминологией», — отмечает директор музейного комплекса ТГПУ Н.В. Сайнакова.

Для практикантов была организована экскурсия в музей истории ТПУ, где они познакомились с хрониками развития вуза с момента основания до 1990-х годов. В музее ребята увидели различные научно-технические разработки профессоров и учащихся, пролистали зачетные книжки первых студентов, примерили историческую студенческую форму. Организованным мероприятием студенты остались довольны: «Для нас поход в музей стал открытием новой истории, которую мы еще не знали, фактов, которые помогли почувствовать причастность к этому учебному заведению, проникнуться его жизнью: прошлым и настоящим».

Возвращаясь в родной вуз, будущие учителя посетили детский музей «Волшебная страна» имени А.М. Волкова. Прослушав экскурсию, студенты получили творческие задания — разработать новые конкурсные испытания по сказкам А.М. Волкова для ежегодных интеллектуально-творческих детских соревнований, проходящих в музее.

В новом учебном году в ТГПУ будет организовано шесть конкурсов знатоков сказок А.М. Волкова для детской аудитории, где студенты-историки проявят себя в качестве организаторов мероприятия.

Подробнее

27 сентября 2019

Праздничная неделя ко Дню учителя: серия полезных мастер-классов для будущих педагогов

В преддверии профессионального праздника, 1 и 2 октября 2019 года, в Томском государственном педагогическом университете будет организована серия мастер-классов для будущих учителей, студентов нашего вуза. Специалисты университета и приглашенные гости расскажут младшим коллегам о дополнительных и важных инструментах педагога, которые помогут быть всегда актуальным, востребованным и эффективным. Особенность выбранных тем встреч характеризуется практичностью, применяемостью в жизни как студенческой, так и профессиональной.

Программа мастер-классов

1 октября 2019 года:

16:00-17:45, Молодежный центр ТГПУ (пр. Комсомольский, 75, левое крыло).
Мастер-класс «Играфикация: преврати рутину в игру».

Каждый педагог знает, что такое «играфикация», но мало кто использует эти знания в личных целях: для оптимизации рабочего процесса, наполнения своей жизни интересными и эффективными инструментами. В ходе работы студенты узнают техники и методики играфикации, получат информацию о том, как и где можно использовать предложенные модели.

18:00-19:30, актовый зал ТГПУ (пр. Комсомольский, 75, третий этаж).
Мастер-класс «Стильный учитель».

Стилист Юлия Верховская расскажет как важен для учителя внешний вид, как оставаться всегда стильным, ярким, интересным для обучающихся, при этом чувствовать себя комфортно. Юлия продемонстрирует капсульную коллекцию одежды, из которой можно составить множество образов, и подскажет самые эффективные лайфхаки создания учительского стиля.

18:00-20:00, Молодежный центр ТГПУ (пр. Комсомольский, 75, левое крыло).
Мастер-класс «Энергосбережение учителя — не экономия, а умное потребление!»

Психолог, арт-терапевт Васса Алейс поговорит со студентами на важную тему «Энергосбережение учителя — не экономия, а умное потребление!» Профессия учителя требует огромного количества сил, ресурсов, энергии. Зачастую педагоги из-за режима многозадачности забывают про свое здоровье (физическое, психологическое), что несомненно сказывается на качестве работы, общения с учениками и коллегами. За системной объемной нагрузкой следуют перенапряжение, эмоциональное выгорание. На мастер-классе Васса расскажет о том, как можно упростить свой режим, какие установки использовать в течение дня, как восстанавливаться после тяжелой рабочей недели.

2 октября 2019 года:

14:30-15:45, Молодежный центр ТГПУ (пр. Комсомольский, 75, левое крыло).
Мастер-класс «Учитель в интернете: как пересечься двум параллелям?»

Выпускник ТГПУ, директор Центра патриотического воспитания ТГПУ, начинающий и успешный блогер Константин Черенков поговорит со студентами на актуальную и местами довольно острую тему «Учитель в интернете: как пересечься двум параллелям?» Так часто мы слышим о некорректном контенте учителей в социальных сетях. Где эти границы? Что можно пропагандировать учителю общественно, а что нет? Учитель только тогда, когда находится в школе, либо 24/7? Как можно использовать социальные сети учителю в своих целях, ведь интернет - это мощная и эффективная площадка для взаимодействия с учениками? На встрече найдем ответы на все эти вопросы.

19:00-20:00, Молодежный центр ТГПУ (пр. Комсомольский, 75, левое крыло).
Продолжение мастер-класса «Стильный учитель».

Во второй день стилист Юлия Верховская поделится секретами ежедневного макияжа и укладки, которые также необходимы учителю, находящемуся в регулярном прямом контакте с учениками и подающему пример.

Подробнее

26 сентября 2019

Медиаобразование и кинопедагогика в контексте детского кинематографа

Уникальная возможность пройти онлайн-курс «К истории и эстетике детского кинематографа: от «Рваных башмаков» до «Частного пионерского» открылась на минувшей неделе в Томском государственном педагогическом университете.

О содержании курса, актуальности выбранной тематики, а также перспективах внедрения разработки в образовательный процесс рассказала автор МООК, доцент кафедры отечественной истории и культурологии ТГПУ, член гильдии киноведов и кинокритиков России, кандидат искусствоведения Ада Казимировна Бернатоните.

— Ада Казимировна, на кого ориентирован курс?

— МООК ориентирован на самые широкие аудитории зрителей: как на педагогов, так и на студентов, школьников и всех тех, кто интересуется кинематографом.

Этот курс — попытка структурирования истории детского советского кино с выходом на современность и анализ тех тенденций, которые повлияли на кинематограф в целом.

Еще 10 лет назад был составлен список 100 лучших российских фильмов. И министерство культуры пыталось пропагандировать преподавание истории кино в школах, но не хватало контента, а сейчас он есть. Появилась кинопедагогика — новая деятельность науки и культуры. Есть люди, которые этим заинтересованы и именно на них — профессиональных, критикующих, может быть, саркастично и иронично относящихся к этому материалу — курс тоже рассчитан.

Я буду счастлива, если моя разработка изменит положение дел, если людей, интересующихся кинематографом в целом и готовых преподавать его в частности, добавится в нашей стране благодаря ей.

— Будет ли курс доступен пониманию любым возрастным категориям зрителей?

— Да, абсолютно. Насколько он будет интересен — это уже другой вопрос, но понятен будет каждому обязательно. С этим расчетом он и создавался.

В подтверждение этому ситуация — на меня вышел Александр Викторович Федоров, основатель школы медиаобразования и кинопедагогики в Таганроге, попросил мое пособие «Алгоритм анализа фильма для детей»* и отметил, что я создала инструмент, которым могут пользоваться все педагоги, желающие детям показывать кино и анализировать с ними вместе просмотренные фильмы.

Мне кажется, что детский советский кинематограф достоин, чтобы его смотрели. Просто так, без наставлений.

— Какое образование необходимо иметь, чтобы назвать себя «кинопедагогом»?

— В идеале — искусствоведческое, но вполне достаточно будет хорошего гуманитарного образования с умением анализировать произведения искусства. А для анализа совершенно любого из них необходимы а) навык и б) определенная схема, которая работает повсеместно — это сосредоточенность, внимание, прочтение контекста, видение достоинств и недостатков, попытка поставить себя на место автора, героя, самоидентификация личности анализирующего с личностью того, кто это произвел, — в общем, классические герменевтические методы.

Проще говоря, ничего особенного не надо, кроме любви к кино и зрителям, погруженности в дело, а также умений анализировать, смотреть, говорить.

— Какие фильмы включены в рабочую программу курса?

— Их довольно много. Но это обязательно сказки: мы сравниваем стилистику фильмов Александра Роу и Александра Птушко. Это «Тайны железной двери» М. Юзовского, «Неуловимые мстители» Э. Кеосаяна (один фильм и целая история кино). Мы доходим до современности, вспоминаем «Частное пионерское» А. Карпиловского, «Небесного верблюда» Ю. Фетинга и другие.

Понимаете, детский кинематограф — ценностно-ориентированный: ребенок, смотря эти фильмы, осознавал как, зачем и для чего жить. В этом загадка именно советского детского кинематографа. Современное детское кино лишено внутреннего нравственного стержня. Не в целом, но в частности. Ребенок же не играет, он подражает взрослым, которые рядом с ним. И чтобы дети хорошо играли в кино, рядом с ними должны быть настоящие актеры, личности.

— Изложите свое видение структуры курса.

— Сначала мы говорим о специфике жанра. Дело в том, что «размытие» жанров происходило именно в специфике детского кино. Поэтому анализировать приключения или сказки невероятно интересно!

Большой блок посвящен обсуждению морально-ценностных ориентиров, контекста нравственности — это стержень детского кинематографа.

Мы поговорим о специфике создания образа в детском кино; о том, по каким принципам выстраивается время и пространство — это для ребенка очень важно, потому что он мыслит категориями «от» и «до», определенными временными отрезками; о роли фантазии и воображения в создании образа; специфике детских и взрослых персонажей. Обсудим тенденции, характерные для современного детского кинематографа.

Важно отметить, что все режиссеры советских детских фильмов были кинопедагогами. Например, М. Барская, с которой начинается детское советское кино («Рваные башмаки»), создала систему работы с детьми. Не надо ходить далеко за примером: Ролан Быков — идеальный кинопедагог. Режиссер не дистанцировался от детей, он их «делал», структурировал, воспитывал, он показывал детям, что есть в них самих. В его фильмах дети и не подражают, и не играют, они живут в той ситуации, которую режиссер им предложил. Предельно органичны дети в работах И. Фрэза («Приключения желтого чемоданчика», «Первоклассница»). Даже если кому-то из детей не хватало органики, Фрэз делал так, чтобы она вдруг появилась. Извне или изнутри — уже не так важно.

Это все к тому, что для преподавания истории кино многого не надо, а вот чтобы снимать детское кино, необходимо быть еще и педагогом. Надо не просто понимать детей, играть с ними, а выстраивать какую-то совершенно особую систему отношений, что и умели делать советские режиссеры.

— Как долго будет длиться обучение по курсу?

— Курс рассчитан на четыре образовательных недели. Обучение совершенно бесплатное. К каждому разделу будет организовано текстовое проверочное задание. А по итогу прохождения программы — контрольное тестирование на получение сертификата.

— Есть ли идеи по включению данного курса в образовательную программу студентов ТГПУ?

— Мы планируем на будущий год открыть магистратуру по направлению «История кино». Там курс войдет непосредственно в образовательную программу. Кроме того, в вузе есть предметы, в том числе и общеуниверситетские, — «История мировой художественной культуры», «История культуры», «Культурология», где кинематограф — очень мощный контекст. Поэтому включение в образовательную программу студентов-гуманитариев, конечно, есть в планах.

* «Алгоритм анализа фильма для детей: жанровая специфика детских советских фильмов» и «Алгоритм анализа фильма для детей: мир сказки в детском кинематографе».

Подробнее

25 сентября 2019

Благодарность ТГПУ

Начальник Департамента общего образования Томской области И.Б. Грабцевич и директор ОГБУ «Региональный центр развития образования» Н.П. Лыжина выразили благодарность ректору Томского государственного педагогического университета А.Н. Макаренко за весомый вклад в реализацию образовательной программы региональной смены для обучающихся и педагогов профильных классов образовательных организаций Томской области.

 
 
 
 

Подробнее

25 сентября 2019

Педагоги предпенсионного возраста освоят практику работы с детьми-инвалидами в ТГПУ

В рамках национального проекта «Демография» в Томской области стартовала программа профессиональной переподготовки педагогов предпенсионного возраста, желающих получить новые компетенции для работы с детьми с ограниченными возможностями.

В течение трех месяцев в Томском государственном педагогическом университете пройдут обучение 70 воспитателей детских садов Томска и Томского района.

В рамках программы «Педагогика и психология инклюзивного образования» они изучат правовые, педагогические и психологические основы специального и инклюзивного образования, освоят техники групповой и индивидуальной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а также получат практические навыки по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в школах и гимназиях.

«Практикоориентированная программа отвечает современным потребностям педагогов дошкольного образования. Слушатели смогут не только изучить теорию инклюзивного образования, но и получить практические рекомендации от наших преподавателей, проанализировать кейсы, с которыми они уже сталкивались в работе, обменяться опытом», – рассказала Лариса Смышляева, директор Института психологии и педагогики ТГПУ.

В дальнейшем обучение по этой программе пройдут педагоги общеобразовательных школ.

Подробнее

25 сентября 2019

Студенты ТГПУ покорили сцену всероссийского проекта "ТАНЦЫ" на ТНТ

В Красноярске прошел конкурсный отбор участников в новый сезон популярного проекта "ТАНЦЫ", который выходит на телеканале ТНТ. Необычным номером в стиле современной хореографии Томск и Томский государственный педагогический университет успешно представили студентка факультета культуры и искусств Ксения Никитина и выпускник ФКИ Сергей Дружинин.
 
Ребята неоднократно выступают вместе и завоевывают сердца зрителей авторскими постановками и профессиональным исполнением. На масштабный проект они также пришли со смелым заявлением: "Мы – один из сильнейших дуэтов этого кастинга". Творчество студентов ТГПУ наставники проекта – Егор Дружинин, Мигель и Татьяна Денисова – оценили высоко и единогласно поддержали дальнейшую борьбу артистов за звание лучшего танцовщика России. 

{mp4}dancings|600|450{/mp4}

По правилам проекта в дальнейшем дуэт будет расформирован, Сергею и Ксении придется участвовать в испытаниях самостоятельно. Но ребят это не смущает: пройти этот путь студенты ТГПУ хотят в разных командах. "Я хотел бы в команду Мигеля. Он вдохновляет как личность и мне нравится то, что он делает! Бесспорно, меня привлекают и другие наставники, но я чувствую, что у меня с Мигелем будет контакт", – считает Сергей. "А я – к Егору, мне очень нравится его взгляд на хореографию и на сам проект", – рассказала Ксения.
 

Не скупились наши участники и на советы для коллег-конкурентов, которым только предстоит пройти кастинг: "Нужно нечто оригинальное, интересное и небанальное. Одного крутого номера будет не хватать, на мой взгляд. Нужна сильная и уверенная в себе личность, стержень, харизма! И тогда, возможно, всё пройдет успешно", – рекомендовал Сергей.

Подробнее

23 сентября 2019

Студент и выпускник ТГПУ награждены дипломом лауреата всероссийского конкурса за организацию авторской профильной смены

Авторская разработка профильной военно-исторической смены "Наследие времен. Струна истории" магистранта ИФФ ТГПУ Глеба Игоревича Балабаева и выпускницы ТГПУ Анастасии Викторовны Дикк отмечена дипломом лауреата Всероссийского конкурса программ и научно-методических материалов "Организация отдыха и оздоровление детей". 

Смена реализована в рамках летней работы Детского оздоровительного лагеря "Зеленый мыс" (ЗАТО Северск) и удостоена диплома в номинации "Лучшая программа по обеспечению занятости с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации". 

"Мы дали ребятам возможность погрузиться в атмосферу Средневековья, - рассказывает Глеб Балабаев. - Смену "Наследие времен" мы проводим второй год. В этот раз она получила дополнение в названии "Струна истории" благодаря одноименной книге Л.Н. Гумилева. В ходе работы мы предложили нашим воспитанникам пройти серию мастер-классов, поучаствовать в прикладных и ролевых играх, показать себя в испытаниях специализированной полосы препятствий, а также послушать выступление фолк-группы". 

Смена проводилась совместно с представителями Российского военно-исторического общества (РВИО), клуба исторической реконструкции "Химера" и практикантами из ТГПУ. 

Подробнее

20 сентября 2019

Награды "Герб Томской области" удостоен директор института научных исследований и разработок ТГПУ В.В. Обухов

Спикер Оксана Козловская вручила серебряный знак "Герб Томской области" Валерию Владимировичу Обухову, который с 5 июля 2000 по 3 июня 2019 гг. возглавлял Томский государственный педагогический университет, а в настоящее время работает директором института научных исследований и разработок ТГПУ.

"Вы – блистательный ученый, прекрасный учитель, Вы были замечательным ректором и продолжаете успешно работать в ТГПУ. Но, на мой взгляд, есть не менее важные подтверждения Ваших заслуг и Вашего авторитета. Они звучат из уст выпускников ТГПУ. «Это один из лучших педагогических вузов России. Валерий Владимирович Обухов и его команда смогли вывести вуз в лидеры. ТГПУ – это знак качества!» А вот еще одно: «Валерий Владимирович Обухов создал в легендарном, старинном вузе живую и здоровую атмосферу соучастия...». Я подумала: какая же точная и, главное, очень томская формулировка – «живая и здоровая атмосфера соучастия...». И всем прекрасно понятно, что речь идет о колоссальной работе – от развития науки, общественной жизни вуза до решения бытовых проблем университета. И к этому всему были причастны тысячи людей – преподавателей, студентов, выпускников", – сказала Оксана Козловская.

Справка.

Доктор физико-математических наук, профессор, один из основателей всемирно известной научной школы теоретической физики Валерий Владимирович Обухов с марта 1996 года занимал должность проректора по научной работе, а в 2000 году был избран на должность ректора Томского государственного педагогического университета.

За это время в университете произошли серьёзные перемены.  В структуре вуза созданы два научно-исследовательских института,  открыты магистратура, аспирантура, диссертационный совет.  ТГПУ издает или участвует в издании  6 научных журналов, пять из которых входят в перечень ВАК. В университете защищено 67 докторских и 499 кандидатских диссертаций.

В результате капитального строительства или капитального ремонта  введены в строй девять крупных объектов ТГПУ, площадь пригодных для эксплуатации учебных помещений вуза увеличилась с 2000 года почти на 35 тыс. кв. м.  ТГПУ укрепил спортивную инфраструктуру – капитально отремонтирован спортивно-оздоровительный комплекс и стадион, построен плавательный бассейн. До 1 млн. единиц хранения вырос библиотечный фонд, создан типографско-издательский комплекс, общий годовой тираж которого достигает 1 млн. экземпляров.

По данным ряда российских и международных рейтинговых агенств ТГПУ уверенно входит в сотню сильнейших российских вузов, занимая 30-40-е позиции, а согласно рейтингу QS университетов Восточной Европы, СНГ, Турции и России он с 2017 года занимает верхнюю строку среди всех педагогических вузов страны.

 

Материал: duma.tomsk.ru

Подробнее

20 сентября 2019


Новости 2961 - 2980 из 8442
Начало | Пред. | 147 148 149 150 151 | След. | Конец