RSS

«Живая память Победы»: книга вторая

Фонд Научной библиотеки ТГПУ пополнился подарочным изданием второй книги из трилогии «Живая память Победы» с автографом одного из авторов Александра Паныча, создателя одноименного проекта, направленного на сбор воспоминаний живых свидетелей войны, фотографий и документальных свидетельств.

Первая книга серии была издана в 2018 году. Она содержит истории ветеранов Великой Отечественной войны Томска и Бакчарского района. Во вторую книгу включены воспоминания участников ВОВ, проживавших и проживающих в Томской области. Материалы собраны в ходе личных встреч с каждым ветераном.

Книга будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся историей Великой Отечественной войны, России и Томской области.

Подробнее

25 ноября 2020

Студенты ТГПУ: «Учим школьников быть активными!»

«Легко ли быть активным?» – вопрос, которым задается каждый школьник и на который знают ответ студенты ТГПУ: неделя мастер-классов от наших ребят для обучающихся МАОУ СОШ № 47 г. Томска была призвана помочь разобраться в этой непростой, но увлекательной теме. К работе со школьниками подключились активисты Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ, а также отдела по информационной политике.

Инициатором программы онлайн-встреч, направленных на обсуждение активизма в школе и вузе, выступила Валерия Налимова, комиссар студенческого педагогического отряда ТГПУ «Данко», студентка вуза. Девушка работает старшим вожатым в СОШ № 47 и является руководителем детской организации «Затейники», в которую входят школьники среднего и старшего звена. Подключившиеся к работе кружка дети столкнулись с трудностями: опыта членства в активе у них никогда не было. Тогда Валерия придумала, как это исправить:
s24 1 2

«Школьники пришли в организацию и не понимали, как быть активным, что включает в себя это понятие. Озадачившись этим вопросом, приняли решение провести встречи с людьми, которые точно знают ответ и готовы на своих мастер-классах научить младших быть активными».

В течение недели школьники ежедневно встречались с экспертами, в частности со студентами ТГПУ, которые подготовили интерактивные МК на самые интересные темы: «Говорить легко!» – о секретах ярких публичных выступлений рассказала Виктория Заяц, и.о. директора Студенческого клуба ТГПУ, мастер-класс по созданию успешных проектов подготовила командир студенческого педагогического отряда «Данко» ТГПУ Анастасия Степанова, секретами ведения социальных сетей на вебинаре «Гайд: как удивить маму твоим инстаграмом (и ВК)» с ребятами поделилась Таисия Шутова, активистка отдела по информационной политике ТГПУ и СПО «Данко», особенности организации мероприятий раскрыла Владлена Запара из СПО «Данко».

На своих тренингах представители ТГПУ стремились дать необходимую базу знаний и умений, которая поможет юным коллегам в дальнейшем развиваться в роли активистов. Каждый из приглашенных экспертов – обладатель богатого опыта в различных сферах, поэтому онлайн-встречи получились максимально информативными и полезными для школьников. Используя несложный язык и всем знакомые образы, активисты ТГПУ старались донести свои знания до ребят как можно проще. Главным стремлением экспертов было заинтересовать слушателей, чтобы в результате их деятельность была любимой и добровольной. Только с таким отношением к делу можно ожидать хорошего результата, считает Анастасия Степанова:

«Я не давала каких-то конкретных методичек и разработок, а старалась объяснить на более простых и понятных примерах, образах, ассоциациях. Мы с ребятами в интересных форматах пытались разобраться в специфике проекта и прийти к понимаю того, как он может строиться».

Дистанционный формат и отсутствие живого общения не помешали Виктории Заяц увидеть максимальную включенность школьников и обратную связь от них с рефлексией и анализом:

«Мне было приятно после своего выступления слышать отзывы о пользе и важности нашей встречи, о том, что знания, полученные в ходе мастер-класса, пригодятся в жизни. Здорово, что изначально слабо заинтересованные в этом люди постепенно "загорелись" идеей».

Эксперты от ТГПУ уверены, что учиться быть активным необходимо именно в школе: с багажом знаний и опытом в университете будет намного проще влиться в кипящую и интересную студенческую жизнь. Поэтому так важно получить те основы, которые помогут в дальнейшем быть активистом, и за каждый шанс их получить надо хвататься, как верно подмечает Таисия Шутова:

«Если что-то не знаешь, но есть возможность постичь – нельзя ею пренебрегать. Кто знает, вдруг это выльется во что-то крутое и поможет определиться с профессией?».

После недели интерактивов со школьниками и сами студенты наметили горизонты дальнейшего развития, ведь чтобы обучать, передавать ценный опыт и знания, необходимо самому постоянно развиваться: следить за актуальной информацией, за трендами, искать и разрабатывать новые интересные методики.

Подробнее

24 ноября 2020

Студент ФФКиС стал чемпионом мира по гиревому спорту

Сегодня в Санкт-Петербурге завершились чемпионат и первенство мира по гиревому спорту, прошедшие в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни». На соревнованиях отличились братья Дмитрий и Иван Черкашины, студенты факультета физической культуры и спорта ТГПУ, показавшие наивысшие результаты.

В первый день престижных состязаний Дмитрий уверенно завоевал статус чемпиона мира в классическом двоеборье. В категории 85 килограммов спортсмен представил результаты: толчок – 148, рывок – 195, сумма – 245.5. Сильнейшим спортсменом первенства мира среди юниоров в категории 85 кг стал Иван, который взял золото, совершив 83 подъема.

Кроме участия в личных первенствах, студенты вошли в состав первой команды России, которой удалось в эстафете «толчок гирь по длинному циклу» занять почетное второе место.

Всего в соревнованиях приняли участие 250 спортсменов из 12 стран мира. Турниры проходили в Северной столице на базе спортивного комплекса «Nova Arena» и согласно требованию Роспотребнадзора были организованы без зрителей, но с онлайн-трансляцией.

s23 2

 
 
 
 

Подробнее

23 ноября 2020

ТГПУ – общепризнанный центр изучения малых языков России

Томский государственный педагогический университет включен в перечень проекта Института языкознания Российской академии наук (Москва) как ведущий научный центр исследования языков, находящихся под угрозой исчезновения.

Онлайн-проект «Малые языки России» создан на базе Лаборатории исследования и сохранения малых языков Института языкознания Российской академии. Это общедоступный ресурс, на котором можно найти материалы о структуре и функционировании исчезающих языков России, а также информацию о ведущих научных центрах и специалистах, занимающихся данной проблематикой.

Сайт находится в разработке, однако уже представляет материалы по 12 языкам, среди которых кетский и чулымско-тюркский – активно изучаемые представителями ТГПУ.

Исследования, включенные в проект, были проведены и проводятся по сей день учеными из ведущих университетов России и зарубежья. ТГПУ в научном процессе представляют специалисты кафедры языков народов Сибири Института иностранных языков и международного сотрудничества. Структура была основана профессором А.П. Дульзоном более 50 лет назад, все это время в рамках комплексной программы по изучению происхождения и эволюции аборигенов Сибири и их языков собирался архив, который сегодня является одним из ценнейших собраний в области автохтонных языков и культур Сибири и приобретает все большую актуальность.

Подробнее

23 ноября 2020

Представители администрации ТГПУ участвуют в Международном научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга»

Представители администрации ТГПУ участвуют в Международном научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга»

Ректор Томского государственного педагогического университета А.Н. Макаренко и проректор по молодежной политике и воспитательной работе Д.Б. Насонов принимают участие в крупнейшем съезде представителей профессиональных сообществ и общественных организаций – Международном научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга», который работает 20-21 ноября в Музее Победы на Поклонной горе. Масштабное мероприятие стало одним из ключевых событий Года памяти и славы: оно приурочено к 75-летию начала Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.

Задача проекта – рассказать о том, что у нацизма не было обратной, «светлой» стороны: мирные жители оккупированных территорий подвергались массовому геноциду со стороны захватчиков. Согласно идеологии национал-социализма, жители нашей страны, как и других захваченных нацистами государств, были обречены на уничтожение. В результате карательных операций и иных действий на оккупированной территории СССР было уничтожено 11,5 млн человек, вина которых состояла только в том, что они были советскими гражданами и жили на землях, подлежавших по плану «ОСТ» «беспощадной германизации».

На открытии форума к участникам через экран обратился президент России Владимир Путин: «Долг всего мирового сообщества – стоять на страже решений Нюрнбергского процесса: его принципы лежат в основе послевоенного миропорядка». В своем обращении президент также отметил, что публичность наказания только подчеркивала чудовищность тех преступлений, что совершили нацисты, а итоги «Суда народов» важны и сегодня.

«За массовым террором, кровавыми расправами, за обращением в рабство и целенаправленным истреблением целых народов стояли конкретные организаторы – высшее руководство нацистской Германии. И государства, подвергшиеся агрессии, миллионы людей, которые прошли через нечеловеческие испытания, муки и страдания, справедливо рассчитывали на возмездие, на неизбежное, публичное наказание преступников», – сказал В.В. Путин.

Основные усилия работы съезда направлены на выработку консолидированной позиции в оценке преступлений нацистов как геноцида советского народа: в течение двух дней участники обсуждают исторический опыт и судебную практику Нюрнбергского военного трибунала и последующих процессов над военными преступниками. Сформировать единую оценку преступлений нацистов помогают представленные архивные документы о политике геноцида, с некоторыми из них можно ознакомиться в «Электронной библиотеке исторических документов».

В рамках форума состоялись не только горячие обсуждения исторически важной темы: в ходе работы были подведены итоги встречи глав педуниверситетов, а ректором ТГПУ был подписан Устав Российско-Китайского Союза педагогических вузов. Также представители ТГПУ приняли участие в рабочем совещании Министерства просвещения РФ и АНО «Россия – страна возможностей».

Продолжится участие в программе выступлением ректора ТГПУ (21 ноября в 14.00 часов по МСК) с презентацией научно-исследовательского проекта «Неучтенные потери мирного населения СССР на тыловых территориях как последствие нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны». Разработка станет составной частью Всероссийского патриотического мега-проекта «Карта Победы» и будет представлена на площадке «Преступления нацистов против советского народа как предмет научно-исследовательской, учебно-методической, воспитательной и просветительской деятельности».

Актуальность темы для педагогического вуза несомненна: подготовка современного учителя представляет собой одну из важных государственных задач, нацеленных на формирование будущих поколений России как могучей, независимой и суверенной страны. Для современной России сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне является не только предметом научного и публицистического интереса, но и элементом необходимой для дальнейшего общенационального развития идеологии.

Подробнее

21 ноября 2020

Студент ФЭУ стал участником международного обсуждения вопросов развития интеллектуальной культуры Беларуси

Модель современного образования в рамках Международной конференции «Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития» представил студент факультета экономики и управления ТГПУ Алексей Санфиров. Увлечь студента темой «Аксиологические основания интерактивных методов обучения в процессе преподавания экономических дисциплин», которую он достойно раскрыл в широких научных кругах, смогла доцент кафедры экономической теории Оксана Анатольевна Нестерова.

В ходе совместной работы преподавателя и студента акцент был сделан не только на теоретической подготовке: большое внимание было уделено реализации практической части в формате решения обучающимся простроенной системы творческих индивидуальных заданий. Центральное место в итоговой работе заняло исследование межпредметного взаимодействия различных областей знаний. В результате А. Санфиров смог собрать богатый материал по интерактивным методам обучения в экономике и представить его в историческом, социологическом, философском и других аспектах.

IMG 20201119 WA0029

На защите доклада на конференции студент достойно ответил на вопросы междисциплинарного характера и получил положительный отзыв коллег. В рамках научного события также выступили представители Института философии РАН, Национального института экономических исследований Академии наук Румынии, Центра современной философии Сорбонны (г. Париж) и других. По оценке научного руководителя, Алексей прекрасно представил вуз в международном научном сообществе.

Подробнее

20 ноября 2020

Олимпиада для будущих логопедов: на ФПСО проверили профессиональные знания студентов

Международный день логопеда на кафедре дефектологии ФПСО отметили студенческой олимпиадой, прошедшей в дистанционном формате. Четыре этапа состязания открыли студентам возможность продемонстрировать свои теоретические и практические знания, проявить творческий подход и организаторские способности.

В первом туре участники прошли онлайн-тестирование, во втором – познакомили судей со своими командами через творческие презентации. Практический этап включил в себя подробный анализ логопедического занятия с оформлением документа рекомендаций для родителей. Завершились конкурсные испытания организованными студентами мастер-классами, на которых были представлены современные логопедические технологии для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Работы участников оценивали преподаватели кафедры. Первое место и статус победителя олимпиады завоевала команда третьего курса, второе – представители второго курса, а третье место разделили студенты первого и четвертого курсов.

Победители и призеры олимпиады были награждены дипломами и полезными призами, которые пригодятся студентам в дальнейшей учебной деятельности.

Подробнее

20 ноября 2020

История ТГПУ в людях

Воспоминаниями заслуженных деятелей науки и образования, культуры и искусств, физической культуры и спорта, ведущих ученых и учителей с большой буквы в ТГПУ продолжаем рассказывать историю вуза.

В предзимнем выпуске проекта «История ТГПУ в людях» гостем редакции стал профессор ТГПУ, доктор биологических наук Владимир Николаевич Долгин.

Подробнее

19 ноября 2020

Студенты-лыжники ТГПУ готовятся выйти на старт с лучшими спортсменами страны

В составе спортивной сборной команды Томской области по лыжным гонкам студенты факультета физической культуры и спорта Никита Башкеев, Екатерина Громова и Валерия Шинкевич принимают участие в тренировочном мероприятии по подготовке ко всероссийским соревнованиям в Хакасии.

Завтра, 20 ноября, на базе Спортивно-тренировочного центра «Тёя» (МО Аскизский район, рп. Вершина Тёи) состоится первый этап Кубка России по лыжным гонкам. В течение трех дней спортсмены будут бороться за звания лучших, а уже 27 ноября присоединятся к участию во Всероссийских соревнования «Кубок Хакасии» на призы главы региона.

«Это первый официальный старт в зимнем сезоне 2020-2021, – рассказывает Павел Александрович Воякин, директор Спортивного клуба ТГПУ. – Участниками данных соревнований ежегодно становятся лучшие лыжники России – представители региональных команд и национальных сборных. На трассы СТЦ «Тёя» выйдут сотни спортсменов, многие из которых, как и студенты ТГПУ, уже прибыли в Хакасию на вкатывание в преддверии стартов».

Отметим, что соревнования проводятся в соответствии с рекомендациями Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия и с регламентом по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории РФ в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.

 
 
 
 

Подробнее

19 ноября 2020

Определены победители студенческого конкурса ТГПУ «Педагогическая инициатива»

В Центре дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ подвели итоги первого студенческого конкурса «Педагогическая инициатива», организованного с целью содействия разработке образовательных инициатив в дополнительном образовании, внеурочной и досуговой деятельности, а также вовлечения будущих педагогов в профессиональную деятельность.

«Идея проведения конкурса стала естественным результатом деятельности, которая разворачивается на базе Центра уже несколько лет, а именно – добровольческих педагогических практик студентов, – рассказывает сотрудник Центра Т.В. Швалева. – Каждый год будущие педагоги, желающие попробовать себя в профессии, включаются в педагогическую деятельность в стенах Центра: разрабатывают и проводят занятия, курсы и мероприятия для школьников. Некоторые студенты, практикуясь по два-три года, накапливают солидный багаж педагогического опыта, которым можно поделиться».

s19 1 1Возможность презентовать идеи и внедренные разработки, обменяться опытом, получить экспертную оценку своей работы, конкретизировать дальнейшие направления своего развития в будущей профессии участники смогли в процессе прохождения конкурсных испытаний, представив в заочном формате на первом этапе свои конкурсные материалы, а на втором – презентацию своих педагогических инициатив.

Конкурсные проекты радовали разнообразием: программы курсов внеурочной деятельности, разработки занятий для системы дополнительного образования, открытые онлайн-курсы, видеоуроки, образовательные сайты и многое другое.

Оценивали работы эксперты, которыми выступили преподаватели физико-математического факультета ТГПУ, сотрудники Центра, а также приглашенный специалист ТГУ: профессор кафедры общей физики Е.А. Румбешта, декан ФМФ Е.Г. Пьяных, директор Центра ДФМиЕНО М.А. Червонный, зам. директора Центра ДФМиЕНО А.А. Власова, доцент ФМФ А.Г. Подстригич, доцент ФМФ Т.В. Швалёва, зам. декана РФФ ТГУ Ю.В. Маслова. На семинаре также присутствовали наблюдатели – стажеры из Казахстанского университета, обучающиеся в педагогической магистратуре.

По итогам конкурса дипломами и призами были награждены лауреаты I, II, III степени, победители в номинациях и участники получили соответствующие дипломы и сертификаты.

Фото: из презентаций участников.

Подробнее

19 ноября 2020

В ТГПУ завершилась международная конференция, посвященная творчеству Н. Эрдмана

Специалистами кафедры русской литературы историко-филологического факультета ТГПУ организована и проведена в онлайн-формате VI Всероссийская с международным участием научная конференция «Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе». Инициаторы научного события – профессор ТГПУ Валентина Егоровна Головчинер и доцент ИФФ Оксана Николаевна Юрченкова – посвятили его 120-летию со дня рождения крупнейшего драматурга ХХ века Н.Р. Эрдмана, автора легендарных пьес «Мандат» и «Самоубийца», целого ряда киносценариев, в числе которых «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», около тридцати сценариев для детских мультфильмов.

К участию в конференции присоединились специалисты из России, Украины, Чехии, США, Кипра, Китая. В течение 12 часов они обсуждали творчество Эрдмана, восприятие его произведений современниками и потомками, а также влияние автора на пришедших в литературу и кино после него. Особым вниманием были отмечены проблемы, связанные с комической природой его таланта.

«Конференция стала замечательным поводом отметить "томский след" в судьбе Николая Эрдмана как прижизненной, так и посмертной. Несмотря на то, что немногим больше года (1935-1936) провел ссыльный драматург в Томске, город о нем помнит. Именно в Томске были опубликованы первые в Советском Союзе литературоведческие статьи о его пьесах ученого из ТГУ Н.Н. Киселева. А в марте 2011 года по инициативе его ученицы, профессора ТГПУ В.Е. Головчинер, была открыта мемориальная доска Н. Эрдману на здании Томского театра юного зрителя, где он работал заведующим литературной частью. Она до сих пор остается единственным памятным знаком автору на территории России. Кроме того, именно в Томске хранятся документы, переданные Валентине Егоровне известным эрдмановедом, славистом из США Джоном Фридманом», – рассказывает участница конференции, к.филол.н. Татьяна Леонидовна Веснина.

В день юбилея, 16 ноября, организаторы и участники конференции вместе с членами Томского отделения Союза театральных деятелей России почтили память драматурга и возложили цветы к мемориальной доске Н.Р. Эрдмана.

Подробнее

18 ноября 2020

Председатель ПОС ТГПУ награжден почетной грамотой Федерации независимых профсоюзов России

В Москве завершились этапы VIII съезда Общероссийского Профсоюза образования, на котором одним из трех делегатов от Томской области стал председатель Профсоюзной организации студентов ТГПУ Михаил Юрьевич Пронькин. Мероприятия прошли в очно-заочном формате, центральным событием второго этапа стало утверждение новой редакции Устава Общероссийского Профсоюза образования.

Также в рамках съезда прошло награждение патриотов профсоюзного движения, которым вручили почетные грамоты «За длительную и безупречную работу в профсоюзах». Из-за ограниченного формата работы съезда делегаты региональных организаций Профсоюза получили награды на местах. Так, грамоту М.Ю. Пронькину, который не первый год возглавляет ПОС ТГПУ, на заседании Пленума Томской территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации вручил председатель ТТО Профсоюза образования Николай Михайлович Глушко.

 

 

 
 
 
 

Подробнее

18 ноября 2020

Онлайн-семинар «Цифровые аборигены: кто они или «поколение Z» прошел на ФЭУ

На кафедре экономической теории факультета экономики и управления состоялся внутренний онлайн-семинар «Цифровые аборигены: кто они или «поколение Z», привлекший к участию и студентов, и преподавателей. Организаторами обсуждения вопроса выступили педагоги кафедры Ольга Владиславовна Санфирова и Ксения Эдуардовна Сантоцкая, которые представили и первый доклад «Поколение Z в транзитивном обществе».

В ходе работы студенты разных направлений подготовки выступали с сообщениями, знакомя слушателей с результатами своих исследований, проведенных в процессе прохождения практик. Так, Домоуховский Денис и Загороднева Наталья провели масштабный опрос школьников поколения Z на предмет тематических предпочтений в экономике. Гарбузова Мария и Смирнова Надежда исследовали особенности коммуникативного взаимодействия, выяснив, что коммуникативная зона поколения Z – это трехмерная модель, которая включает словесно-образный, видео- и акустический аспекты. Никитина Галина и Гатаулина Мадина обобщили свой психолого-педагогический опыт и выделили поведенческие индикаторы поколения.

«Много внимания на семинаре мы уделили обсуждению особенностей финансового поведения представителей поколения Z, – рассказывает Ксения Эдуардовна. – На основе собственных исследований студенты представили следующие выводы: поколение Z предпочитает короткие финансовые маршруты, не концентрируется на долгосрочные прогнозы, не видит плюсов в стабильной долгосрочной инвестиции, что ставит много вопросов как глобального, так и частного характера (например, инвестиции в пенсионный фонд)».

Кроме того, студенты представили исследования, связанные с особенностями восприятия и длительностью внимания, в которых выяснили, что несмотря на обилие интернет-источников, у молодежи вырос интерес к печатным изданиям. Особый акцент был сделан на определении степени психологической зависимости школьников, клиповом мышлении, сложности с восприятием звукобуквенной информации и приоритете мыслить готовыми картинками. Реализацию школьниками речевых функций изучали Бунас Иван и Афанасьева Кристина. Ребята отмечали, что с обеднением речевого запаса падает в той же пропорциональности и критическое мышление, которое находится в прямой зависимости от речевых функций.

«К сожалению, мы увидели пессимистические прогнозы: при такой динамике словесная культура может исчезнуть частично или полностью в ближайшие 20-30 лет», – комментирует К.Э. Сантоцкая.

Результаты проведенных студентами исследований, а также итоги их обсуждения в рамках онлайн-семинара помогли представителям факультета простроить дальнейший маршрут работы с учетом выявленных проблем и найденных путей для их решения.

Подробнее

17 ноября 2020

Педагоги будущего из ТГПУ прошли программу Всероссийского форума «Крапива»

В Тюмени завершилась четырехдневная программа мероприятий Всероссийского форума педагогов будущего «Крапива», участниками которого стали активисты Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ. Татьяна Ведрова, председатель Студенческого совета, и Константин Черенков, директор Центра патриотического воспитания, представили вуз и как его успешные выпускники, педагоги с многолетним опытом работы.

На тюменской земле участников приветствовали Андрей Сергеевич Богданцев, руководитель профессионального конкурса «Учитель будущего» АНО «Россия – страна возможностей», партнером которого является ТГПУ, и Таисья Погодаева, проректор по развитию Тюменского государственного университета. От знакомства к делу перешли активно: педагоги, будущие и настоящие, включились в работу общих образовательных сессий, практических лабораторий, прошли мастер-классы и воркшопы, послушали выступления ключевых спикеров и посетили вечерние мероприятия.

«В рамках форума были организованы Лаборатории педагогического дизайна: в течение трех дней мы конструировали образовательные продукты и проверяли их на практике очного и онлайн-взаимодействия», – рассказывает Татьяна.

Работа Лабораторий проходила под руководством ключевого спикера «Крапивы» Дениса Коричина. Приглашенные специалисты погрузили участников в актуальные вопросы, например, – «Ключевые тренды в образовательных технологиях, трансформация образования и роль педагогического дизайна». Особый интерес вызвал мастер-класс «Устройство высшего и школьного образования Австралии: уроки с другого края Земли», познакомивший слушателей с устройством педагогической системы в другой стране на примерах работы детских садов, школ и учреждений высшего образования. Однако запомнились нашим активистам и другие события форума:

«Нам удалось через Zoom пообщаться со сподвижницей Владислава Петровича Крапивина, детского писателя, в честь которого назван форум, и командором Центра гражданско-патриотического воспитания "Каравелла" Ларисой Александровной Крапивиной, – вспоминает Татьяна. – Она познакомила нас с историей отряда и рассказала, чем наполнена его жизнь сейчас. Поделилась учебными и воспитательными методиками, раскрыла принципы, которые стали прочной основой образовательных практик, применяемых в Центре».

Не забывали участники и правильно отдыхать: проходили интеллектуальные викторины, состязались в спортивных матчах, поддерживали здоровье ежедневной зарядкой и обменивались знаниями во время рефлексии.

Как отмечают наши ребята, с форума они увезли много нового: полезные знания и актуальный опыт, методы, формы и современные педагогические технологии, а также, конечно, полезные знакомства в своей сфере, что непременно благоприятно скажется на дальнейшей профессиональной деятельности и принесет свои плоды.

Подробнее

16 ноября 2020

Навсегда в сердцах студентов и сотрудников ТГПУ

В память о выдающемся педагоге, профессоре Томского государственного педагогического университета Юрии Терентьевиче Ревякине.

Подробнее

16 ноября 2020

Студенты и специалисты ТГПУ – дипломанты Всероссийского конкурса «Лучшая программа организации детского отдыха»

Методические материалы по организации профильной школы (смены) в дистанционном формате, разработанные авторским коллективом, в который вошли студенты и сотрудники ТГПУ, а также представитель Областного центра дополнительного образования, признаны одними из лучших на всероссийском уровне в номинации «Методические разработки».

Сборник составлен на основе опыта проектирования и реализации онлайн-школы социально-педагогической направленности «Школа педагогического чудотворчества: сам себе педагог» для обучающихся Томской области и выпущен под редакцией Н.Н. Курасовой.

Разработки будут полезны в работе специалистов органов исполнительной власти муниципальных образований, руководителей образовательных учреждений, педагогических работников, специалистов в области дополнительного образования Томской области. Авторами-разработчиками материалов выступили Г.Ю. Титова, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ФПСО ТГПУ, А.А. Лыба, директор Центра новых образовательных технологий ТГПУ, студенты ФПСО ТГПУ А.Е. Соловьев и М.М. Торопова, а также А.А. Ванюкова, старший методист, руководитель Регионального модельного центра ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования».

Эксперты конкурса оценили работу коллектива, отметив высокий научно-педагогический и методический уровень представленных материалов, разработанных с учетом региональных особенностей и являющихся результатом многолетней практической и научно-исследовательской деятельности авторов.

Всего на Всероссийский конкурс «Лучшая программа организации детского отдыха», организованный Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения, было представлено 184 работы из 56 регионов Российской Федерации.

Подробнее

16 ноября 2020

Преподаватели ФЭУ освоили программу профессиональной переподготовки МГУ

Педагоги кафедры экономической теории факультета экономики и управления Санфирова Ольга Владиславовна и Сантоцкая Ксения Эдуардовна успешно прошли обучение в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и получили дипломы о профессиональной переподготовке по программе «Формирование универсальной компетенции в области экономической культуры у студентов неэкономических направлений и специальностей».

Обучение проходило в смешанном режиме: очные занятия были организованы на базе Томского государственного университета, дистанционные – на базе МГУ. О ходе работы в рамках программы рассказала Ксения Эдуардовна:

«Лучшие педагоги МГУ помогли освоить сложнейшие экономические и политические вопросы современности. Однако, помимо лекционных и практических занятий, обучение предполагало и большую самостоятельную исследовательскую работу.

Мы защитили доклады на английском и русском языках по теме: "The (perceived) returns to education and the demand for schooling". В рамках данной темы анализировался новый ракурс мировых исследований в области практической педагогики и экономики, много внимания уделялось вопросам преподавания экономики обучающимся неэкономических специальностей.

Основные вопросы обучения: экономический рост (проблемы и перспективы); поведенческая экономика; экономика как фактор национальной безопасности; институциональные аспекты в экономике; nudge theory как экономическое, политическое и педагогическое явление в мире, современное цифровое пространство. Особое внимание было уделено компетентностным матрицам современных образовательных программ, а также поведенческим индикаторам в компетенциях.

Главным условием успешного восприятия лекций стало знание английского языка: множество вопросов и терминов предлагалось освоить именно на нем, а в перерывах между сессиями приходилось много работать с литературой на английском языке».

Как отмечают специалисты ТГПУ, обучение помогло почувствовать себя в едином мировом глобальном поле, увидеть, как работают ученые в других странах, понять, какие требования сейчас предъявляются к диссертационным и научным исследованиям, осознать актуальные вопросы экономики, ее трансдисциплинарный характер.

Подробнее

16 ноября 2020

Команда ТГПУ – в финале Всероссийского конкурса молодых предпринимателей

Проект студентов физико-математического факультета и резидентов Бизнес-инкубатора социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ «Автоматизация документооборота в организациях дополнительного образования детей» стал одним из лучших на региональном этапе Всероссийского конкурса молодых предпринимателей, открыв путь команде ТГПУ в финал состязания.

Разработка наших ребят – это веб-приложение для оптимизации ведения бухгалтерии, управления и контроля образовательного процесса организации по средствам использования веб-технологий. Над его созданием работали студенты 3-4 курсов, защищался проект командой ТГПУ под руководством обучающегося ФМФ Андрея Коробко:

«Главная задача системы – выведение предприятия на уровень образовательной организации для использования соответствующих налоговых льгот, главными из которых являются упрощенные НДС, налоговая ставка и налог на имущество».

Идея создания приложения принадлежит проректору по инновационной деятельности ТГПУ, профессору Тимуру Тальгатовичу Газизову, который курировал команду студентов, разрабатывающих систему. «Создавалась она под конкретные нужды вуза, однако впоследствии появились перспективы выйти за пределы ТГПУ и найти потенциального покупателя, потому наша команда и решила принять участие в конкурсе», – рассказывает Андрей.

Перед выходом на конкурс разработка прошла отбор среди множества проектов ТГПУ. На региональном этапе студенты представили презентацию своего веб-приложения, рассказав о нем подробно в течение установленного времени. Оценивались работы по разным критериям, но главными из них были инновационность решения, технико-экономическая составляющая и грамотное обоснование актуальности решаемой проблемы.

На регионе разработка ТГПУ получила высокую оценку экспертов конкурса, в числе которых лидеры ведущих предприятий России. Это дало возможность команде пройти в финал. 

«Выход в финал – это пример удачного междисциплинарного взаимодействия между будущими предпринимателями Бизнес-инкубатора ТГПУ и инноваторами ФМФ», – прокомментировала успехи студентов директор БИ ТГПУ, заместитель декана факультета экономики и управления ТГПУ Людмила Владимировна Наумова.

Теперь ребятам предстоит защитить честь университета в Москве, мероприятия пройдут 7-11 декабря на международной выставке «ВУЗПРОМЭКСПО».

Подробнее

13 ноября 2020

«Тыл как пространство памяти»: в ТГПУ обсудили вопрос геноцида нацистов по отношению к советскому народу

В рамках реализации Всероссийского проекта «Без срока давности: трагедия мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны» специалисты Томского государственного педагогического университета провели круглый стол «Тыл как пространство памяти: к вопросу о геноциде нацистов по отношению к советскому народу и неучтенных потерях». Мероприятие, организованное совместно с Московским педагогическим государственным университетом и Ассоциацией развития педагогических университетов и институтов, прошло в рамках подготовки к международной научно-практической конференции «Уроки Нюрнберга».

В ходе работы круглого стола была поставлена глобальная цель: посчитать потери мирного населения Советского Союза в годы ВОВ. На мероприятии педагогические университеты также определили повестку научных (в том числе научно-педагогических) исследований по теме «Трагедия мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны» на тыловых территориях страны, поставили задачи о рассмотрении новых форматов патриотического воспитания.

«Нужны студенты исторических факультетов, которые в эту проблематику будут посвящены и эту работу начнут, – считает проректор по МП и ВР ТГПУ Д.Б. Насонов. – А главное – это найти новые формы воспитательной работы с подрастающим поколением и молодежью и постараться донести память о ВОВ».

Как обратил внимание заместитель директора Института истории и политики МПГУ, координатор Ассоциации развития педагогических вузов и университетов Владимир Шаповалов, ранее в образовательном процессе вопрос геноцида ставился как форма массового насилия по национальному или религиозному признаку, но не рассматривался в качестве намерения уничтожить мирное население государства.

На проблему преступного геноцида со стороны нацистов против советского народа 2 июля 2020 года на заседании оргкомитета «Победа» обратил внимание Президент Российской Федерации Владимир Путин, отметив «по своим планам нацисты готовили колонизацию земель Советского Союза, а всех, кто жил здесь, славян, людей других национальностей, собирались уничтожить или превратить в рабов, лишить своего языка, культуры. И эти преступления нацистов и их приспешников – геноцид в отношении народов СССР – не имеют срока давности».

Завершая мероприятие, участники круглого стола в числе ведущих задач определили разработку новых форматов патриотического воспитания детей и молодежи, направленных на формирование их эмоционально-личностного отношения к боевому и трудовому подвигу советского народа в период Великой Отечественной войны.

Подробнее

12 ноября 2020

В ТГПУ завершился конкурс поэтической декламации поэзии Н.А. Некрасова

На кафедре русской литературы ИФФ ТГПУ организован и проведен конкурс чтецов «Читаем Некрасова», приуроченный к празднованию 200-летнего юбилея поэта, который будет отмечаться в 2021 году. Прочтения представили студенты историко-филологического факультета ТГПУ, записав видео своих выступлений.

 «Студенты читали как хрестоматийные, так и малоизвестные стихотворения Н.А. Некрасова, прозвучали стихи из любовного "Панаевского цикла", – рассказывает зав. кафедрой русской литературы Е.А. Полева. – Многие конкурсанты сумели прочитать стихотворения очень выразительно, артистично, кто-то лирично, а кто-то игриво, другие – достаточно страстно, так что для жюри было трудно выбрать лучшего исполнителя».

 В роли экспертов и членов жюри конкурса выступили преподаватели кафедры Е.К. Макаренко, Е.А. Сафонова, М.Л. Левченко. В номинации «Лучший исполнитель стихов» первое место было присуждено Карине Пеньдяк за прочтение «Тяжелый крест достался ей на долю», второе место – Байдагуловой Татьяне («Маша»), третье – Кановой Алине («Славная осень»).

Карина Пеньдяк:

Татьяна Байдагулова:

Алина Канова:

 В номинации «Самое артистичное чтение» призовые места получили Лячина Елизавета («На сцене я для всех загадка»), Агеева Александра («Буря»), Уланова Ксения («Я не люблю иронии твоей»). «Приз зрительских симпатий» сами студенты отдали Кановой Алине за живое и яркое исполнение известного некрасовского стихотворения.

 Конкурс чтецов еще раз показал, что русская классическая литература XIX века жива и интересна современной молодежи, а стихотворения поэта Н.А. Некрасова могут звучать современно.

Подробнее

12 ноября 2020


Новости 2421 - 2440 из 8447
Начало | Пред. | 120 121 122 123 124 | След. | Конец