
Ректоры ТГПУ и университета Узбекистана подписали соглашение о сотрудничестве
Виртуальная встреча ректоров Томского государственного педагогического университета Андрея Николаевича Макаренко и Самаркандского государственного университета (г. Самарканд, Узбекистан) Рустама Ибрагимовича Халмурадова прошла в минувшую среду с целью обсуждения вопросов сотрудничества в области академических обменов, подготовки научных публикаций, организации стажировок и курсов повышения квалификации. В ходе обсуждений были достигнуты договоренности, подписан документ о дальнейшем взаимовыгодном партнерстве двух вузов.
Встреча ректоров стала мероприятием открытия Международной конференции «Педагогическое значение научных и практических инноваций в развитии дошкольного образования», организованной в университете Узбекистана.
Непосредственное участие в работе научного события принимают специалисты Института детства ТГПУ, представляя свои новые разработки. Кроме презентации своих трудов на актуальные темы в сфере дошкольного образования, представители ТГПУ получили возможность перенять опыт более 25 экспертов из Китая, России, Кореи, Турции, Индии, Франции, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Болгарии и Португалии, а также около 300 специалистов и ученых из более чем 40 высших учебных заведений мира.
12 ноября 2020
Развиваем одаренность: на базе физ-мат Центра ТГПУ прошли олимпиадные онлайн-тренинги для школьников
Специалистами Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ для учащихся 8-10 классов образовательных учреждений г. Колпашево и Колпашевского района были организованы дистанционные тренинги для развития одаренности в области естественнонаучного и физико-математического направлений. Тренинги были направлены на подготовку обучающихся к олимпиадам муниципального и регионального уровней по физике, математике, информатике, биологии и химии.
В течение недели ежедневно ребята на несколько часов погружались в сложный, но очень интересный мир олимпиадных задач. Кто-то посещал тренинги по математике и физике, другим пришлись ближе биология и химия, а третьей группе – информатика и биология.
Помогали ребятам развивать свои способности преподаватели и студенты ТГПУ:
- физико-математического факультета (А.Р. Аржаник, А.Н. Стась, В.Н. Ксенева);
- биолого-химического факультета (А.В. Фатеев, А.Е. Иваницкий, Е.В. Порохина, М.А. Сергеева, М.И. Керимова, В.П. Перевозкин);
- Центра ДФМиЕНО (А.В. Арбит, С.В. Абдрашитов, А.А. Булько, А.О. Жуковская).
В мероприятии приняли участие ученики школ г. Колпашево (2, 4, 5, 7) и Колпашевского района (Чажемтовская, Тогурская). В различных комбинациях школьниками и педагогами было отработано более 120 часов олимпиадного тренинга за неделю.
11 ноября 2020
Студентка ТГПУ выступит на всероссийском этапе конкурса «Лидер XXI века»
Студентка Института детства Ангелина Куприц достойно показала себя на областном этапе Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века» и прошла заочный отбор во всероссийский финал.
Конкурс «Лидер XXI века» проводится с целью обмена опытом между лидерами и руководителями детских и молодежных общественных организаций. Кроме того, дает отличную возможность участникам привлечь внимание к своим молодежным объединениям. Главным условием участия было членство в любой общественной организации не менее года.
Ангелина участвует в номинации «Лидеры молодежного объединения 18-30 лет» и представляет организацию «Молодежка Общероссийского народного фронта». На областном этапе студентка познакомила членов жюри с общественным объединением: собрав команду единомышленников, девушка подготовила видеопрезентацию.
Успешно преодолев областной этап, Ангелина заняла второе место и прошла на всероссийский заочный тур конкурса. Здесь испытание для участников предполагало подготовку презентации на различные темы, выбор девушки пал на «Образ лидера и руководителя в современной среде». Заочный отбор был пройден на высоком уровне, это подарило нашей конкурсантке путевку в финал состязания.
Ангелина отмечает пользу конкурса для развития в первую очередь профессиональных качеств, ведь самопрезентация требовала от участников умения заинтересовать аудиторию, кратко и лаконично излагать свои мысли, грамотно строить речь. Но также финалистка сделала акцент на развитии личностных качеств, которому способствует участие в программе: способность быстро принимать решения и брать на себя ответственность, стрессоустойчивость и коммуникабельность.
«Самое важное в этом конкурсе – самопрезентация. Здесь нужно рассказать о себе, о своей организации. С точки зрения развития профессиональных компетенций дистанционный формат значительно уступает реальному, ведь из-за отсутствия живого общения с другими участниками трудно было обменяться опытом, идеями», – делится мыслями конкурсантка.
По словам финалистки, единственная сложность во время самопрезентации была связана с отсутствием зрительного контакта, который так важен для того, чтобы произвести положительное впечатление на членов жюри. Дистанционно намного сложнее не только привлечь к себе внимание, но и удержать его. Но особенно трудно, по мнению девушки, было уместить всего в семь слайдов подробную информацию о себе и своем объединении. Однако, несмотря на все барьеры, впечатления от конкурса остались самыми положительными:
«Я под большим впечатлением, ведь дистанционный формат проведения конкурса для меня был нестандартным. Я очень люблю мероприятия такого рода: конкурсы, форумы, фестивали, где нужно уметь презентовать себя и свою организацию», – рассказывает студентка.
Впереди у Ангелины нелегкое испытание – всероссийский очный этап конкурса, на котором придется работать еще усерднее. Однако у девушки есть абсолютная уверенность в своих силах и желание побеждать.
11 ноября 2020
Такты воспитательной работы ТГПУ
Воспитательная работа в Томском государственном педагогическом университете, несмотря на ограниченный формат деятельности, идет своим чередом. Ноябрь в Центре воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ объявлен месяцем знакомства первокурсников вуза со студенческими структурами, занятость в которых является неотъемлемой частью активного студенчества обучающихся.
«В 2020 году стартовала новая концепция воспитательной работы в вузе, которая подразумевает, что студент на протяжении всех лет обучения проходит так называемые "такты". В ходе каждого этапа обучающийся приобретает универсальные компетенции, которые необходимы будущему педагогу», – рассказывает Н.М. Михайловская, директор Центра ВР и МП.
Первый такт «Адаптация» уже познакомил первокурсников со спецификой работы вуза, факультетов и Институтов, а также открыл возможность прокачать навыки, необходимые для будущей профессии педагога. Как отмечает Наталья Михайловна, новая концепция предполагает не только воспитательную работу со студентом, но и представление ему форм воспитательной работы с классным коллективом в школе.
В ноябре будущие учителя подключились ко второму такту «Раскрытие индивидуальных способностей», который реализуется через знакомство с молодежными структурами Центра.
«Студенту важно знать, что он, будущий педагог, может отвечать на запросы времени, запросы сегодняшних школьников в подборе интересных форм взаимодействия как в рамках предметных блоков, так и в рамках внеурочной работы, – комментирует Н.М. Михайловская. – Молодежные события вуза носят далеко не только развлекательный характер, они несут глубокий воспитательный потенциал. Уже сегодня обучающиеся через знакомство со структурами определяются с направлениями, в которых хотели бы прокачать свои компетенции».
На этой неделе студенты погружены в работу Студенческого совета, Профсоюзной организации студентов и Студенческого клуба. Встречи с представителями структур проходят в онлайн-формате и носят интерактивный характер. Участники даже получают домашние задания, выполнение которых отслеживают кураторы групп в специально созданных интернет-диалогах. А позже лучшие работы будут опубликованы на широкие аудитории в группах структур, факультетов и Институтов.
10 ноября 2020
В ТГПУ прошел Международный онлайн-семинар по проблемам обучения русскому языку как иностранному

Шестой международный научно-методический семинар молодых ученых-филологов состоялся в виртуальном формате благодаря усилиям сотрудников Центра русского языка, кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ и Управления международного сотрудничества ТГПУ. Уже много лет научно-методическая повестка семинара формируется совместно с Ириной Попадейкиной, к.ф.н., президентом Фонда «Русско-польский институт» (г. Вроцлав, Польша).
Проблемы преподавания русского языка как иностранного обсудили бакалавры, магистранты и аспиранты историко-филологического факультета. Гостями и участниками семинара стали преподаватели из Казахстана, Китая, Монголии и Польши. Утреннее пленарное заседание объединило начинающих и вполне состоявшихся ученых из Томска, Китая, Монголии и Казахстана. На секциях под руководством доцентов ИФФ Т.Б. Черепановой и Л.В. Дубиной работали бакалавры, магистранты, аспиранты ТГПУ и выпускники нашего университета – магистры ТГПУ, занятые в преподавании русского языка как иностранного в Китае и Монголии. Заключительное пленарное заседание прошло в формате заинтересованных дискуссий слушателей и докладчиков.
Участники и организаторы семинара выразили надежду, что следующее мероприятие состоится в обычном формате. К слову, следующий семинар, посвященный проблемам и перспективам обучения русскому языку как иностранному и неродному, планируется провести в 2022 году.
10 ноября 2020

Томский государственный педагогический университет уже много лет является одной из основных площадок в Томской области, реализующих подготовку общественных наблюдателей – активистов, контролирующих ход проведения государственной итоговой аттестации. Студенты вуза охотно пополняют ряды корпуса и берут на себя ответственность за соблюдение регламентированных мер и прозрачности процедуры проведения выпускных испытаний, а также выявление нарушений и их устранение.
Мониторинг проведения ГИА в 2020 осуществляли семь студентов ТГПУ, которые предварительно прошли образовательный онлайн-курс. Работу наших ребят высоко оценили представители администрации ООО «Российский Союз Молодежи», а на имя ректора ТГПУ А.Н. Макаренко было направлено благодарственное письмо от председателя РСМ П.П. Красноруцкого, в котором отмечена большая заслуга студентов ТГПУ в становлении Корпуса общественных наблюдателей в качестве одного из лучших волонтерских движений в своем направлении.
10 ноября 2020

Команда преподавателей ТГПУ совместно с представителями ТОИПКРО, НИ ТГУ провели второй этап курсов повышения квалификации «Использование современных цифровых образовательных ресурсов в образовании», прошедших в течение трех месяцев в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и национального проекта «Образование».
В рамках второго этапа курсов прошли обучение 357 педагогов из 20 школ г. Томска и Томской области, в том числе педагоги сельских школ из отдаленных районов области. За два этапа в КПК приняли участие 606 педагогов. До конца 2020 года в курсах повышения квалификации, реализуемых ТГПУ, примет участие более 670 педагогов сельских школ и учреждений города Томска.
Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, команда преподавателей ТГПУ продолжила активную работу со слушателями, используя дистанционные технологии. Понимая заинтересованность каждого в получении новых знаний и совершенствовании компетенций в области цифровых технологий, педагоги подошли индивидуально к каждому из участников курсов. Проведение занятий в дистанционном формате и использование ресурсов ТГПУ позволило сохранить качество курсов на высоком уровне, что подтверждается отзывами слушателей:
«Спасибо большое за ваш вебинар! Было полезно, многое можно взять на заметку и использовать в работе», ‒ поделилась Клячина Эльза Инзилевна, учитель МБОУ «Межениновская СОШ».
«Хочу поблагодарить всех выступающих. Материал был изложен очень доступно, понятно. Очень понравилось, что параллельно смогла на наглядном примере применить знания. Спасибо большое», ‒ отозвалась Охрименко Валентина Александровна, учитель Губернаторского Светленского лицея.
Команда ТГПУ, работающая под руководством Газизова Тимура Тальгатовича, проректора по инновационной деятельности, состоит из практиков, которые каждый день применяют в своей деятельности цифровые ресурсы, в нее вошли Горюнов Валерий Анатольевич, заведующий лабораторией сетевых проектов УРИСЭД, Курушин Павел Дмитриевич, заместитель директора ДЦОР, Лихачев Вячеслав Юрьевич, инженер-программист УРИСЭД, Немчанинова Юлия Павловна, старший преподаватель кафедры информационных технологий ФМФ, Протасова Мария Евгеньевна, директор ДЦОР, Анна Носова, куратор, Михаил Москалев, технический специалист.
Справка
Национальный проект «Образование» предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования:
- обновление его содержания;
- создание необходимой современной инфраструктуры;
- подготовку соответствующих профессиональных кадров, их переподготовку и повышение квалификации;
- создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» проводится внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей: обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
9 ноября 2020
Виртуальное знакомство: в ТГПУ прошел онлайн День открытых дверей

Двери Томского государственного педагогического университета открылись для будущих абитуриентов и их родителей в самом удобном современном формате ‒ дистанционном. Школьники из Томска, Томской и Кемеровской областей, Казахстана, Монголии и других стран присоединились к серии ознакомительных мероприятий.
На онлайн-площадке ТГПУ подключившихся встретил проректор по учебной работе А.С. Минич, который провел исторический экскурс и рассказал о возможностях вуза, открывающихся для каждого студента в сфере науки, культуры и искусств, творчества и спорта. Молодежные структуры и насыщенную студенческую жизнь презентовал проректор по молодежной политике и воспитательной работе Д.Б. Насонов. На вопросы о поступлении ответила ответственный секретарь приемной комиссии ТГПУ Т.И. Печенкина. Акцент в своем выступлении Татьяна Иннокентьевна сделала на нововведения в процессе поступления, которые будут открыты для абитуриентов 2021 года, среди них ‒ смещение даты старта приемной кампании на 18 июня, возможность подать документы сразу на 5 направлений ТГПУ и самостоятельно выбрать экзамены на некоторых факультетах. Рассказала секретарь ПК ТГПУ о новых Институтах, которые появились в структуре вуза, и о новых образовательных программах.
После общей беседы будущих студентов на отдельных онлайн-точках встречали деканы и директора Институтов, погрузив слушателей в специфику каждого и ответив на интересующие вопросы. Дети и родители интересовались целевым набором, учетом индивидуальных достижений при поступлении, спрашивали об организации учебного процесса и предметном наполнении программ, узнавали о возможностях дополнительного развития, международных обменов и многом другом.
Завершая серию ознакомительных событий, родители прошли консультационную встречу с психологом ТГПУ. Специалист помог выбрать правильную поведенческую тактику в этот стрессовый и для детей, и для взрослых период подготовки и сдачи экзаменов, поступления в университет. Старшеклассники в это время попробовали себя в научном онлайн-квесте, разработанном студентами и специалистами Управления стратегических проектов и информационной политики ТГПУ. Сложные задания от всех факультетов и Институтов ТГПУ, запутанные игровые истории и хитрые ходы заставили участников серьезно посоперничать. Быстрее всех справилась с заданиями Карина Кнор (МБОУ Заринская СОШ им. М.А. Аверина Кемеровской области), ей и достался главный приз от команды Педагогического. Без призов не ушла и Дарья Чепрасова (МБОУ СОШ №5, г. Колпашево), которая заняла почетное второе место.
«Большое спасибо за возможность попробовать себя в чем-то новом, ‒ делилась эмоциями победитель. ‒ Это было интересно и очень сложно: долго думала над некоторыми ответами, трудно дались некоторые задания, например, собрать строку сайта и ввести там пароль и код. Кроме того, было здорово из квеста узнать что-то новое о вузе: очень помогли в этом отдельные картинки с рассказами о структурах ТГПУ».
В общении с организаторами игры Карина поделилась планами и рассказала, что мечтает стать студенткой Института детства ТГПУ. Дарья же планирует поступать на факультет физической культуры и спорта. Конечно, каждая видит себя активисткой вуза и нацелена на интересную, полную ярких событий, научных открытий, спортивных достижений студенческую жизнь. Нет сомнений, за реализацией таких масштабных планов молодежь и приходит в ТГПУ, ведь всё начинается здесь!
9 ноября 2020
Дальше – больше: студенты ТГПУ вышли в финал Российской национальной премии «Студент года

Как и региональный этап Российской национальной премии «Студент года», промежуточный заочный тур России студенты ТГПУ Екатерина Бобкова (Институт детства) и Дмитрий Денисенко (биолого-химический факультет) преодолели уверенно и открыли себе путь в финал. Наши ребята борются за звания лучших в двух номинациях: Екатерина – «Общественник года», а Дмитрий – «Спортсмен года».
Перед заключительным этапом студентам предстояло презентовать свое портфолио, в котором были собраны самые масштабные достижения за последние два года, а также представить визитку в формате видео.
«Я была уверена в своих портфолио и видеоролике, но волнение было связано с тем, как жюри оценят мои труды», – делилась Екатерина.
В портфолио Екатерины были включены различные достижения в общественной деятельности: организация проектов международного и всероссийского уровней, масштабные городские проекты, а также грамоты, сертификаты и благодарственные письма от Союза детских организаций Томской области «Чудо». В качестве достижений за два прошедших года Екатерина представила участие в Российской студенческой весне, «Маёвке», Молодежном формате, форумах «В Томске» и «Смородина». Портфолио Дмитрия насчитывало огромное количество спортивных достижений разного уровня: пять призовых мест по гиревому спорту на всероссийских соревнованиях среди студентов, призовое место на Первенстве России среди юниоров, а также более десяти призовых мест и побед на соревнованиях регионального уровня. Помимо этого, молодой человек подтвердил активное участие в организации спортивных мероприятий, а также приложил к своему портфолио достижения в общественной сфере: сертификат подготовки к вожатской деятельности, сертификат аккредитации спортивного судьи и документы, подтверждающие участие и победы во внутривузовских олимпиадах.
Эксперты премии по достоинству оценили достижения студентов ТГПУ, присудив им высшие баллы и дав возможность пройти дальше.
«За портфолио я получил 25 баллов из 25 возможных, а за видеоролик – 24 из 25 баллов. В сумме из 100 возможных баллов, мне выставили 95, что является максимальным показателем по всем номинациям конкурса», – рассказал Дмитрий.
Впереди у финалистов – очный этап всероссийского уровня премии «Студент года», который пройдет удаленно. Они поборются за звание лучших с победителями в своих направлениях со всей страны. Участники номинации «Спортсмен года» проведут интерактивный мастер-класс по направлениям своей деятельности, а «Общественники года» примут участие в дебатах. Кроме того, в связи с тем, что 2020 год является Годом памяти и славы, участников ждет обязательное испытание в виде теста на знание истории Великой Отечественной войны.
9 ноября 2020
Второй этап Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова»: старт игры!
В Томском государственном педагогическом университете продолжается Всероссийский онлайн-конкурс «Знаток сказок А.М. Волкова», посвященный 130-летию писателя-сказочника и выпускника Томского учительского института Александра Мелентьевича Волкова.
Второй этап посвящен сказочному произведению «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Зарегистрироваться и пройти испытания второго этапа онлайн-конкурса можно по ссылке. Участников ждут станции на знание сказочного произведения и творческий конкурс (по желанию): «Кто это сказал?», «Отгадай, кто Я?», «Деревянный клоун Эот Линг», «Чудесный виноград», «Сказочное лото», «Хитрый филин», «Нарисуй сказку».
Конкурс проводится в дистанционном формате для обучающихся 1-8 классов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Российской Федерации. На сегодняшний день в нем приняли участие и подали заявки более 200 школьников из городов и населенных пунктов Томской, Кемеровской, Воронежской, Ростовской, Московской, Нижегородской, Амурской, Иркутской областей, Приморского края, гг. Москва, Абакан, Уфа, Бугульма, Зеленоград. Присоединились к состязанию ученицы Центра творческого развития «Маленькие гении» из г. Брюссель и школы г. Окленд (Новая Зеландия).
Зарегистрироваться на первый этап конкурса и познакомиться с Детским музеем «Волшебная страна» имени А.М. Волкова можно в материале на сайте ТГПУ.
За каждый пройденный этап участник получит сертификат или грамоту. Все сертификаты, грамоты и благодарственные письма будут отправлены на электронный адрес, с которого принята заявка. Участие в конкурсе бесплатное.
5 ноября 2020
В ТГПУ выбрали победителя областного конкурса педагогического мастерства «Учительница первая моя»
На базе Института детства ТГПУ состоялся Областной конкурс профессионального педагогического мастерства «Учительница первая моя». Специалисты Института, организаторы конкурса поставили цель ‒ выявить и поддержать талантливых педагогов начальной школы, являющихся выпускниками ТГПУ, содействовать их профессиональному росту, повысить престиж и статус учителя в обществе.
К участию присоединились творчески работающие учителя из разных учреждений Томской области, однако в финале конкурса встретились всего пять педагогов, прошедшие на высшем уровне этапы отбора. Решающий тур прошел в дистанционном формате. Специалисты из МАОУ гимназия №13 г. Томска, МАОУ СОШ №58 г. Томска, МАОУ СОШ №47 г. Томска, МБОУ Академический лицей им. Г.А. Псахье представили профессиональную самопрезентацию, видеоурок и его анализ, а также поучаствовали в профессиональном разговоре на актуальные проблемные темы.
На разных этапах конкурса участников оценивали специалисты Института детства, Института развития педагогического образования, офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок ТГПУ, а также педагоги-практики из разных образовательных организаций г. Томска.
По итогам конкурса первое место завоевала Петрова Ольга Игоревна (МАОУ СОШ №47), второе – Яковлева Тамара Александровна (МБОУ Академический лицей им. Г.А. Псахье), третьего места была удостоена Мордовина Галина Викторовна (МАОУ СОШ №58 г. Томска).
Как отмечают организаторы, несмотря на дистанционный формат проведения, конкурс позволил увидеть интересный педагогический опыт учителей начальных классов, выпускников ТГПУ, создать позитивную атмосферу и условия для профессионального общения между молодыми и имеющими опыт педагогами.
5 ноября 2020
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ: присоединяйтесь онлайн
6 ноября в 14.00 часов ждем абитуриентов из Томска, России, других стран мира! Родители школьников, подключайтесь и вы!
4 ноября 2020
Традиционно после летних университетских каникул и летних полевых исследований ученые-лингвисты встречаются на осенних конференциях, чтобы поделиться результатами своих работ и новостями о состоянии изучаемых языков. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, ученые Томской лингвистической школы им. А.П. Дульзона Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ приняли участие в ряде конференций, дискуссионных клубов, лекций, которые прошли в онлайн-формате.
6 октября состоялось второе заседание дискуссионно-аналитического клуба по языковой политике в Институте языкознания РАН (Москва), посвященное языковому активизму, в котором приняли участие наши тюркологи В.М. Лемская, Д.М. Токмашев и студент Института иностранных языков и международного сотрудничества Г. Коротких.
8-10 октября в Институте лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург) прошли заседания секций Второй конференции по уральским, алтайским и палеоазиатским языкам. Сотрудники кафедры языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ приняли участия в заседаниях секций в качестве слушателей, а зав. кафедрой Е.А. Крюкова выступила с докладом «Зачин в кетских фольклорных и бытовых текстах: синтаксическая и коммуникативная структура». Перечень проблем, обсуждаемых на конференции, отражен в сборнике тезисов.
14-17 октября Институт филологии СО РАН (г. Новосибирск) организовал ежегодную Всероссийскую научную конференцию «Языки народов Сибири и сопредельных регионов: универсальное и специфичное в вербальных традициях народов современной России». В конференции приняли участие ученые Новосибирска, Томска, Барнаула, Кемерова, Омска, Читы, Улан-Удэ, Уфы, Кызыла, Абакана, Горно-Алтайска, Якутска, Санкт-Петербурга и Москвы, а также Республики Беларусь, Туркмении, Киргизии, Казахстана. Зав. кафедрой языков народов Сибири ТГПУ Е.А. Крюкова представила доклад о результатах проекта РФФИ «Типология простого предложения в языках обско-енисейского языкового ареала: информационная и аргументная структуры», который завершается в этом году. Студенты группы 205М ИИЯМС приняли участие в качестве слушателей онлайн-лекций ведущих отечественных ученых: Е.В. Рахилиной (НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва), Е.В. Урысон (Институт русского языка, г. Москва), И.В. Шапошниковой (Институт филологии СО РАН, г. Новосибирск), Н.В. Уфимцевой (Институт языкознания РАН, г. Москва).
24 октября в рамках конференции UltraFest IX университет Индианы (Блумингтон, США) состоялось выступление Д.М. Токмашева с докладом о согласных в тюркских языках «An ultrasound study of dorsal stops in Tatar and Qumuq», который был подготовлен в соавторстве с В.М. Лемской.
29 октября состоялась лекция «Возможности для описания языков народов мира на платформе «ЛингвоДок» Ю.В. Норманской (зав. лабораторией «Лингвистические платформы» ИCП РАН, г. Москва), в которой приняли участие Н.В. Дубровская, В.М. Лемская, Д.М. Токмашев. «ЛингвоДок» – это платформа для сохранения и анализа языков мира, которая предоставляет возможность создания онлайн-словарей, (аудио)корпусов текстов с возможностью их автоматического глоссирования, позволяет создавать конкордансы и связывать их этимологическими связями с другими словарями.
Помимо активного участия в научных мероприятиях, ученые Томской лингвистической школы им. А.П. Дульзона ТГПУ продолжают общаться и консультировать представителей коренных малочисленных народов Севера, используя различные социальные сети и режим ВКС.
Ноябрь у специалистов ТГПУ запланирован не менее активным: в последний месяц осени стартуют занятия по чулымскому языку в рамках проекта «Музей ‒ центр возрождения чулымской культуры».
3 ноября 2020
В ТГПУ разрабатывают первый в России интернет-магазин приложений для роботов
Проект, разрабатываемый преподавателем кафедры информатики ФМФ ТГПУ, инженер-программистом Вячеславом Юрьевичем Лихачёвым, поддержан фондом содействия инновациям по программе «УМНИК» после участия ТГПУ в конкурсе «Цифровой прорыв», где был зафиксирован рекорд Гиннесса по проведению самого масштабного хакатона. На сегодняшний день платформа, созданная представителем ТГПУ, станет первой и единственной в России полноценной площадкой для размещения таких приложений.
Программное средство будет объединять разработчиков приложений для роботов и пользователей, владеющих роботами. На площадке планируется создать формы заказов приложений, продажи комплектующих для роботов и предложений услуг интеграции роботов в бизнес.
«Для поиска необходимой информации будет собрана база знаний и разработана система фильтрации, – рассказывает Вячеслав Юрьевич. – Для разработчиков программного обеспечения для роботов сделан личный кабинет, через который будет возможность добавлять новые приложения и проводить аналитику».
Кроме того, в продукт включатся инструкции по работе с роботами, база данных разработчиков и пользователей, а также база знаний по использованию и интеграции роботов. Проект будет развиваться и объединять людей, которые связаны с робототехникой, по всему миру: как уверяет разработчик, масштабирование будет осуществляться легко на различные регионы и страны.
Новой ступенью знакомства заинтересованной аудитории с проектом станет презентация разработки в рамках Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель». В команду ТГПУ по представлению программы войдут студенты физико-математического факультета и факультета экономики и управления вуза.
3 ноября 2020
В ТГПУ школьников области подготовили к ЕГЭ по математике
Традиционная осенняя Математическая школа «Готовимся к ЕГЭ по математике» Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ завершила работу. Дистанционные мастер-классы ведущих экспертов ЕГЭ прошли обучающиеся 10-11 классов и учителя математики из образовательных учреждений городов и сел Томской области (г. Томск, г. Северск, г. Колпашево, г. Асино, с. Первомайское, с. Бакчар, с. Подгорное, с. Рыбалово, с. Тогур).
«Школа проводится с целью не только помочь выпускникам успешно сдать ЕГЭ, но и встретиться с увлеченными преподавателями – высококлассными специалистами своего дела, с интересными математическими задачами, которые так хочется покорить», – делится зам. директора Центра А.А. Власова.
В ходе работы на образовательной площадке участники прошли онлайн-классы специалистов в области математического образования А.В. Арбита, Я.С. Гриншпона, Л.А. Шумской, А.Л. Лапатина, Т.Г. Пушкарёвой. Теперь поучиться у экспертов можно с помощью записей занятий, размещенных на сайте Центра.
3 ноября 2020
Победы студентов ТГПУ на областном фестивале СПО «Событие»
Фестиваль «Событие» в Томской области уже шестой год подряд объединяет сотни бойцов томских студенческих отрядов на празднике творчества. В этом году студенты ТГПУ в составе ЛСО «Клевер» и СПО «Данко» представили родной педагогический в нескольких направлениях: хореография, вокал, театр и медиа. По итогам выступлений члены жюри поставили высшую оценку бойцам ЛСО «Клевер», которые стали победителями в номинации «Кое-что произошло» (танцевальное направление), а также удостоили дипломами III степени активистов СПО «Данко» за постановку «Начало нового» в номинации «Командный танец».
Фестиваль 2020 проходил в ограниченном формате. Классическая форма проведения мероприятий такого рода предполагает наличие зрителей в зале, однако в этом году кроме жюри, организаторов и фотографа больше никого не было. Во время выступлений участников велась запись, которая затем отправлялась в открытую группу мероприятия во «ВКонтакте», где все желающие могли отреагировать на номер. Однако вынужденные меры не помешали фестивалю пройти на высоком уровне и объединить сотни студентов Томска вокруг общего дела, общей идеи.
«Несмотря на нестандартный формат, все прошло прекрасно. Очень не хватало присутствия зрителей, но наш отряд работал упорно, весело и продуктивно. Благодаря подготовке к фестивалю мы очень сблизились», – отмечает боец СПО «Данко» Ксения Бессараб.
Активисты студенческих отрядов ТГПУ отмечают особую значимость фестиваля «Событие» для движения РСО, ведь он помогает участникам развить свои творческие способности, открыть в себе новые таланты и дает возможность бойцам сплотиться внутри своего отряда. Благодаря наличию огромного числа номинаций и направлений каждый участник мог раскрыть все грани своей творческой натуры, показать себя и посмотреть на других.
Кроме того, руководители студенческих структур ТГПУ приняли участие в фестивале и в качестве жюри. Например, Максим Тынянов, руководитель студии «ТВ ТГПУ», оценивал работы в номинациях «Агитационное видео» и «Отрядная фотосессия», руководитель СПО «Данко» Анастасия Степанова – вокальные способности бойцов в направлении «Отрядная песня», а мастер вузовского штаба ТГПУ Дарья Виноградова судила хореографию конкурсантов в танцевальном направлении.
«Участие в жюри фестиваля такого масштаба стало для меня дебютом. Было крайне трудно выбрать лучших из лучших, но думаю, мы справились», – делится впечатлениями Анастасия Степанова.
Все участники фестиваля подготовили достойные и яркие выступления, которые покорили членов жюри. Это и сделало судейство сложнее: было непросто выбрать среди всех студенческих отрядов самые лучшие. Каждый из участников выкладывался по максимуму как в индивидуальных, так и в командных состязаниях.
«К подготовке агитационных видео многие конкурсанты подошли креативно, детально все продумали и сделали достойные работы. Такие ролики, конечно, заслужили наивысшие баллы», – рассказывает Максим Тынянов.
Организаторы фестиваля «Событие» не только создали масштабный и яркий праздник творчества, но и способствовали сближению бойцов внутри своих отрядов. Это сделало атмосферу внутри мероприятия теплой и душевной, поэтому соревновательного духа практически не ощущалась.
2 ноября 2020
Всероссийский фестиваль «NAUKA 0+» 2020 в ТГПУ: доступно в записи!

Студенты и специалисты Томского государственного педагогического университета присоединились к участию во Всероссийском фестивале науки «NAUKA 0+» и организовали дистанционные площадки, на которых прошли открытые лекции ведущих ученых, квестовые мероприятия и мастер-классы для детей и даже онлайн-экскурсия.
Свой вклад в проведение фестиваля внесли педагоги Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ. Мероприятия Центра посетили школьники, студенты, педагоги из г. Томска и Томского района, а также из Казахстана (г. Шымкент).
Научно-популярная лекция профессора ТГПУ И.Л. Бухбиндера «Элементарные частицы и эволюция Вселенной»
Научно-популярная лекция доцента ТГПУ Е.Н. Кирилловой «Физика и поэзия: точки пересечения»
Мастер-класс «Применение математических методов для решения задач по физике» учителя математики,специалиста Математической школы «Готовимся к ЕГЭ по математике» ТГПУ А.Л. Лапатина
Студенты Института детства в рамках фестиваля встречали маленьких томичей на онлайн-квесте «Занимательная физика». К игре присоединились дети дошкольного возраста – воспитанники детских садов города.
«Студенты ТГПУ на время игры перевоплотились в Фиксиков – героев, любимых всеми современными малышами, – рассказывает и.о. директора Института детства И.А. Дроздецкая. – В ходе игры дети прошли пять этапов, после успешного выполнения которых они открывали особые формулы дружбы, здоровья, творчества, успеха и знаний. На нашем квесте участники смогли познакомиться с различными приборами, слепить собственные планеты, провести опыты, подвигаться под музыку и даже нарисовать собственный помогатор».
В Детском центре образовательной робототехники ТГПУ прошли дистанционные мастер-классы для маленьких исследователей. Теперь слушатели смогут сами построить робота и робота-спирографа, нарисовать сложные фигуры и смастерить авторскую электронную открытку.
Мастер-класс «Механика спирографа»
Мастер-класс «Движение»
Мастер-класс «Электронная открытка»
Завершила программу ТГПУ на фестивале науки онлайн-экскурсия «От русской печи до инновационных технологий» по этнолингвистическому музею вуза «Русская изба в Сибири». С посетителями встретилась директор Музейного комплекса ТГПУ Наталья Викторовна Сайнакова, которая по итогу экскурсии провела викторину и наградила самых внимательных гостей.
2 ноября 2020
Студенческая газета «Штудент Тайм» ТГПУ: октябрь 2020

На электронных «полках» Томского государственного педагогического университета уже появился новый выпуск студенческой газеты «Штудент Тайм». В октябрьском номере читателей ждут рассказы об образовательных поездках наших студентов по городам России, интервью со «Студентами года», сериальные и кинорецензии, продолжение книги «Шаг навстречу» и многое другое. Приятного чтения!
«Штудент Тайм» ТГПУ: октябрь 2020
2 ноября 2020
В сегодняшней образовательной среде очень остро стоят вопросы, связанные с кинопедагогикой: ведутся бесконечные споры, проходят конференции и семинары, обсуждаются различные формы и способы, с помощью которых можно ввести историю кинематографа на средний и высший образовательный уровень. Самое важное и почти неразрешимое в данной ситуации – это отсутствие педагогического опыта как в мировом, так и в российском образовании. Кино всегда привлекало людей, интриговало, позволяло и отдохнуть, и подумать, иногда даже воспитывало и наталкивало на нахождение путей выхода из духовного кризиса. Но целостным представлением о кинопроцессе владеют единицы. Кто и как будет преподавать историю кино, какие учителя могут взять на себя подобные обязанности при максимальных нагрузках, какие методики можно и нужно использовать – на каждый из этих вопросов отвечать сложно, но нужно.
Осенью в ходе VII Международного фестиваля детского и семейного кино «0+» в городе Тюмень прошел форум по кинопедагогике и медиаобразованию. Спикером форума выступила Ада Казимировна Бернатоните, доцент Института детства ТГПУ, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов РФ, член Гильдии киноведов и кинокритиков России. Сегодня специалист ТГПУ делится рассказом о том, как прошел фестиваль, и о своем выступлении в частности:
«Директор кинофестиваля, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ Николай Данн занимает очень правильную позицию, основанную на множественности мнений и решений. В рамках фестиваля был сформирован экспертный совет, куда вошли крупные специалисты в данной области, такие как Александр Федоров, один из основоположников и Президент ассоциации кинопедагогики и медиаобразования г. Таганрог, Елена Бондаренко, преподаватель ВГИК, занимающаяся методическими разработками в области преподавания кино, а также эксперты из гг. Москва, Крым, Таганрог. Все те, кто неравнодушен и кому важна судьба кинематографа в образовательном контексте.
Был организован и видеомост с МПГУ. В его рамках поставлены и сформулированы важные проблемы, с которыми сталкивается современное образование в области преподавания кино. Связаны они, конечно же и в первую очередь, с кадрами и методической базой, пути решения необходимо искать. И они найдутся. На связь с форумом выходили известные кинокритики и киноведы Кирилл Эмильевич Разлогов и Виктор Эдуардович Матизен. Программа была насыщенной: каждый день споры, обсуждения, мастер-классы. Каждый из экспертов сумел высказать наболевшее и важное лично в контексте его деятельности.
Мое выступление свелось к значимости воспитания профессионального зрителя. Сегодня активно учат детей снимать кино, что делает его обыденным и повседневным и, в буквальном смысле, убивает киномагию. Гораздо важнее учить смотреть, высказывать свое мнение, формулировать и отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужим высказываниям. Эти банальные навыки утрачены в современной ситуации, самое главное, что ребенок не видит фильм как целостное произведение, а обращает внимание только на какие-то частности, которые близки лично ему. Мною были представлены мои эксперименты-наработки: детские мини-сочинения, где видно, как очень хорошие ученики, добровольно вызвавшиеся посмотреть фильм, могут написать только то, что им понравилось или нет, не обладая аналитическим мышлением; карточки, которые были разработаны мной для выявления интересов детей в плане восприятия детских фильмов советской эпохи, что может помочь как при создании методических разработок, так и для выявления общих тенденций при создании современным кинематографом детской кинопродукции. На примере смонтированных эпизодов из фильмов А. Роу я показала, как нужно и важно работать с деталью и как способствовать тому, чтобы ребенок увидел ее, смог сопоставить и проанализировать. Также ознакомила слушателей со своим пособием "Алгоритм анализа фильмов для детей". Отклик был живейший и искренний.
В продуктивности и полезности форума нет сомнения. Спасибо Николаю Данну. А вот теперь стоит задуматься и, может быть, когда-нибудь скажут спасибо ТГПУ за создание методических разработок по преподаванию истории кино. Стоит жить и творить, не теряя оптимизма и веры в свои силы!»
30 октября 2020
Выпускник ТГПУ покоряет Северную столицу
Каждый обучающийся ТГПУ решает карьерные вопросы еще будучи студентом: одни на старших курсах уже идут работать в родные школы, другие думают о продолжении обучения в магистратуре вуза, а третьи выбирают кардинальные меры – попробовать себя в университете большого города.
На покорение новых вершин настроился и Алексей Лесик, выпускник физико-математического факультета, который после обучения в ТГПУ без труда поступил в Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Молодой человек выбрал направление магистратуры «Компьютерные системы и технологии».
Окончив специалитет в ТГПУ, Алексей стал профессионалом в области информационных систем и технологий. Знания и опыт помогли ему успешно пройти вступительные испытания в ИТМО, которые, как рассказывает выпускник, оказались для него несложными. Кроме того, при поступлении абитуриент представил сильнейшее портфолио, включающее дипломы с конференций различного уровня, диплом победителя хакатона, свидетельство о регистрации интеллектуальной собственности. Такой багаж достижений, собранный за время томского студенчества, был высоко оценен специалистами приемной комиссии нового вуза, что добавило баллов будущему магистранту.
«Выбрал ИТМО, потому что для программистов он является одним из самых лучших вузов в России. А Питер в целом привлекает своей архитектурой и культурой, спокойствием и тишиной, в отличие от Москвы, и близостью с Европой», – рассказывает Алексей.
Несмотря на трудности жизни в новом городе, сложностей с учебным процессом у молодого человека не возникает также во многом благодаря годам обучения в ТГПУ.
«Очень благодарен преподавателям, в частности моему научному руководителю Газизову Тимуру Тальгатовичу, так как именно он вложил много сил и терпения в те знания, которые я получил в итоге», – делится молодой человек.
Планы на будущее в профессиональной сфере у магистранта грандиозные: работа веб-программистом, которая позволит и дальше развивать профессиональные компетенции, прохождение курсов повышения квалификации в программировании, а также углубленное изучение веб-дизайна.
30 октября 2020
Новости 2441 - 2460 из 8447
Начало | Пред. | 121 122 123 124 125 | След. | Конец