
Магистрант ИИЯМС удостоен именной стипендии муниципального образования «Город Томск»
В число победителей конкурсного отбора среди соискателей на получение именной стипендии муниципального образования «Город Томск» вошел магистрант Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ Виталий Евгеньевич Минеев-Ли.
Конкурс проводился среди студентов и магистрантов высших учебных заведений г. Томска (очной формы обучения) в возрасте до 27 лет (включительно), показавших отличную успеваемость и имеющих достижения в научно-исследовательской деятельности.
Представленный перечень научных трудов Виталия был высоко оценен экспертами конкурса: магистрант удостоен именной стипендии первой степени в 2020-2021 году. Научную работу обучающийся ведет под руководством Артема Константиновича Коллегова, кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой педагогики и психологии образования Института развития педагогического образования ТГПУ.
22 декабря 2020
Общение без границ: коллегам представлен опыт работы ТГПУ в сфере межкультурной коммуникации
Сотрудники и студенты Института иностранных языков и международного сотрудничества (ИИЯМС) ТГПУ приняли участие в круглом столе «Межкультурная компетенция и молодежный диалог с другими странами в процессе подготовки будущих специалистов: общение без границ». Научное общение было организовано онлайн на базе Асиновского техникума промышленной индустрии и сервиса (АТПРОМИС). Его активными слушателями и спикерами также выступили представители Союза коренных малочисленных народов Севера Томской области.
В секции «Cross-cultural communication» с докладом на тему «ИИЯМС ТГПУ – центр подготовки специалистов по межкультурной коммуникации» выступила и.о. директора Института Анна Геннадьевна Богданова. Гости встречи получили подробную информацию о системе подготовки, особенностях обучения, реализуемых программах академической мобильности и многом другом. Не остались в стороне и студенты ТГПУ: участники программ академического обмена 2019-2020 года из Университета имени Палацкого (г. Оломоуц, Чехия) Вероника Смолкова и Луцие Рыштякова представили свой видеоролик на тему «Рождество в Чехии».
В рамках работы площадки «Наше Причулымье» были представлены доклады о языках и культурах коренного населения Томской области. Заведующая кафедрой языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ Елена Александровна Крюкова поделилась материалами по теме «Сибирь – «плавильный котел» для языков и культур». Представители ТРОО Союза коренных малочисленных народов Севера Томской области прочитали сообщения «Жизнь чулымцев 100 лет спустя: из прошлого в будущее», «Мы коренные», «Рыбалка по-хантыйски».
По итогу организованных обсуждений наметились перспективные формы сотрудничества и взаимодействия с Асиновским техникумом промышленной индустрии и сервиса как в области изучения индоевропейских языков и культур, так и в области изучения культур коренных народов Сибири. Кроме того, специалисты Центра народных ремесел АТПРОМИС выразили заинтересованность в сотрудничестве с творческой мастерской «Надэк», в которой современные селькупы, ханты, чулымцы изготавливают традиционные изделия.
21 декабря 2020
Студентки ТГПУ из Туркменистана заняли почетные места в межвузовском конкурсе чтецов
Иностранные студенты Томска стали участниками мероприятий традиционный Декады русского языка и культуры, прошедшей в Томском политехническом университете. Ребята прочли стихи русских поэтов и исполнили песни известных российских музыкантов. Высокий уровень владения русским языком и исполнительское мастерство показали студенты ИИЯМС Айгул Акмырадова и Мерджен Дурдыева.
Демонстрируя свои достижения в изучении русского языка, в творческом конкурсе соревновались студенты разных вузов города из Китая, Индонезии, Венгрии, Вьетнама, Лаоса, Монголии, Замбии, Афганистана и Туркменистана. Для своего выступления Айгул выбрала стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», а подготовила студентку к успешному прочтению старший преподаватель кафедры славянской филологии и межкультурной коммуникации Наталия Сергеевна Гнездилова.
«Я много репетировала: перечитывала стихотворение по десять раз, – признается Айгул. – Наталия Сергеевна исправляла мои ошибки, объясняла правильное произношение, и я читала снова. Выбор произведения не был сложным: стихотворение подходило под мое настроение, а его автор – самый известный русский поэт, чьи строки вечны».
Мерджен соревновалась в творческом состязании под руководством доцента кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам Людмилы Антоновны Нагорной и читала стихотворение Б. Пастернака «Зимние праздники».
Впервые за 16 лет конкурс проходил в онлайн-формате, однако это не помешало членам жюри оценить качество проделанной участниками работы. Прочтение студенток ТГПУ впечатлило экспертов: Айгул была удостоена победы в номинации «За проникновенное исполнение», а Мерджен – в номинации «За любовь к русской литературе».
21 декабря 2020
5 лет Вузовскому штабу студенческих отрядов ТГПУ

Итоги года подведены, закрыт третий трудовой семестр 2020 года – самое время праздновать первый юбилей: 5 лет успешной работы отметили активисты Вузовского штаба студенческих отрядов ТГПУ:
- бойцы Студенческого педагогического отряда «Данко»;
- представители Линейного студенческого отряда «Клевер»;
- вожатые Студенческого педагогического отряда «Городское лето».
За эти годы три студенческих отряда ТГПУ ежедневно вели Вузовский штаб Педагогического к новым высотам, работая в тесном взаимодействии с Центром воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ и Томским региональным отделением МООО «Российские студенческие отряды».
На торжественной церемонии поздравили ребят проректор по молодежной политике и воспитательной работе ТГПУ Дмитрий Борисович Насонов, председатель Профсоюзной организации студентов ТГПУ Михаил Юрьевич Пронькин и директор Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ Наталья Михайловна Михайловская.
По итогам уходящего года были награждены отличившиеся активисты ВШСО. Специальные грамоты и стильные памятные подарки также получили лучшие бойцы своих отрядов, которыми стали Зиннер Маргарита и Кириченко Василина из ЛСО «Клевер», Ягофарова Екатерина и Шутова Таисия из СПО «Данко».
Теперь, когда итоги подведены, у наших активистов появилось время определить вектор дальнейшего движения и спланировать такты работы с новым поколением бойцов Вузовского штаба Томского государственного педагогического университета!
19 декабря 2020
Опыт работы ТГПУ представлен на Симпозиуме членов-участников Китайско-российского Союза педвузов

В минувшую пятницу представители Министерства просвещения Российской Федерации, Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации, члены Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений встретились на Научно-практическом онлайн-симпозиуме «Инновационные и информационные технологии в педагогическом образовании». Томский государственный педагогический университет и опыт работы вуза в обозначенной области представил Андрей Петрович Глухов, зав. лабораторией исследований человеческого капитала и цифровой трансформации ТГПУ.
Обсудить актуальную для новых условий тему трансформации современного образования предложили коллеги из Набережночелнинского государственного педагогического университета с целью повышения уровня информационных компетенций педагогов и поиска способов решения задач инновационной подготовки учителей. Открывая онлайн-съезд, ректор НГПУ А.А. Галиакберова сделала акцент на том, что важнейшая составляющая крепкой дружбы, добрососедства и сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики – это взаимодействие в том числе в сфере образования и воспитания будущих поколений: Министерством просвещения Российской Федерации реализуется целый комплекс тематических мероприятий для школьников и преподавателей Китая, в том числе совместных педагогических форумов, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей.
Первым необходимость диалога в выдвигаемом вопросе подчеркнул заместитель Министра просвещения Российской Федерации Басюк Виктор Стефанович:
«С Китаем нашу страну связывает многое: оба наших государства обладают огромным влиянием в мире и, как следствие, несут ответственность за сохранение этого мира, устойчивое развитие и укрепление нынешнего и будущего потенциала для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Огромную роль в этом играет образование. Китайско-российским Союзом высших педагогических заведений за время сотрудничества были выработаны не только устойчивые рабочие связи и традиции эффективного взаимодействия, но и дружеские уважительные деловые отношения. Как известно, 2020 и 2021 годы объявлены годами российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. Особая роль отводится научно-техническим достижениям в сфере связи, цифровых и информационных технологий, что, конечно, в полной мере отражает дистанционный цифровой формат нашей встречи. Сегодня здесь собрались лучшие представители образовательного сообщества: руководители и ученые ведущих педагогических вузов России и Китая. Мы запланировали большую работу: необходимо обсудить наиболее важные вопросы развития образования, актуальные проблемы подготовки и развития педагогических кадров, обдумать будущие сценарии развития этих аспектов».
Активная работа по решению поставленных задач началась с пленарного заседания, на котором доклады об инновационном опыте работы вузов представили ректор МПГУ А.В. Лубков, профессор Пекинского педагогического университета Юй Шэнцянь и ректор НПГУ А.А. Галиакберова.
Дальнейшая деятельность в рамках Симпозиума была организована на площадках пяти секций, где представители педвузов делились наработками использования инновационных и информационных технологий в таких областях, как:
- воспитание обучающихся педагогических вузов;
- организация обучения будущих педагогов;
- повышение квалификации учительских кадров и переподготовка на педагогические специальности;
- подготовка к педагогической деятельности учителя сельской школы;
- организация контроля качества педагогического образования (организация оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов).
Опыт работы Томского педагогического университета был раскрыт в ходе обсуждения выступлений пятой секции. Андрей Петрович представил коллегам доклад «Мониторинг цифровой грамотности педагогов общеобразовательной школы как ключевой компетенции учителя будущего»:
«Грядущая цифровизация рынка труда порождает запрос к системе образования на воспитание и образование выпускников школ и вузов с навыками цифровой коммуникации, сетевой организации и креативного проектного мышления. Цифровая грамотность всех участников образовательного процесса является одновременно как условием, так и результатом цифровой трансформации системы общего и высшего образования».
Как отметил Андрей Петрович, «уроки пандемии» состоят в том, что в ситуации неожиданного прерывания традиционного офлайн-формата, с одной стороны, проявляются и достоинства, преимущества системы образования, с другой, – и те дефициты цифровизации образовательного процесса, которые в обычной ситуации не были столь ясными. Это дефициты современных систем организации учебного процесса, интерактивных цифровых учебных материалов, это и нехватка у части детей и педагогов информационных устройств и девайсов, необеспеченность инфраструктуры дистанционного образования. Определяющий открывшийся дефицит заключен в низком уровне цифровой грамотности части педагогов, что не позволяет эффективно организовать учебный процесс.
В ходе выступления Андрей Петрович презентовал результаты проведенного ТГПУ исследования социально-сетевой молодежной культуры. В рамках одного из социологических опросов респондентам был задан вопрос о том, какие источники повышения сетевых компетенций были актуальны в их детстве и юности. Анализ ответов показал, что основные знания в заданной сфере приобретались через общение со сверстниками, кроме того, в качестве источников были указаны специальные форумы и чаты, известные блогеры. Учителей и школьные уроки указали всего 12,1%, что стало самым малым показателем по количеству упоминаний.
В связи с этим в декабре 2020 года в ТГПУ было проведено пилотное исследование уровня цифровой грамотности и ИКТ-компетенций педагогов вуза и учителей с использованием адаптированной анкеты НАФИ Европейской комиссии по разработке рамки цифровой компетенции педагогов.
В пилотном исследовании приняли участие порядка 50 представителей педагогического сообщества. Предварительные результаты показали, что общий уровень цифровой грамотности педагогов вуза несколько выше, чем у учителей школ. По градации опыта преподаватели университета были оценены на уровень «эксперт», то есть педагог уверенно творчески и критически использует целый ряд цифровых технологий в своей деятельности, целенаправленно отбирает материалы для конкретной ситуации.
В перспективах работы вуза в данном направлении – продолжение подобных исследований, так как их результаты представляются прагматически ценными как в плане балансировки уровня цифровых компетенций между отдельными педагогическими аудиториями, так и в плане повышения общего уровня цифровой грамотности.
Плодотворная работай секций завершила научную часть Симпозиума. После нее участники обменялись мнениями о проделанной работе в рамках круглого стола, подвели итоги мероприятия и приняли резолюцию.
18 декабря 2020
Студенты и школьники представили медиапроекты на конференции в ТГПУ
Instagram и TikTok, подкасты и каналы на YouTube – эти и многие другие актуальные платформы и форматы прочно заняли свое место в жизни каждого человека, независимо от возраста и рода деятельности. Цифровизация охватила абсолютно все сферы: от образовательных и профессиональных процессов до реализации личных ежедневных планов. Тенденция «оцифровки жизни» требует от современного общества высокого уровня цифровой грамотности, на формирование и укрепление которого в том числе направлена деятельность Томского государственного педагогического университета.
Одним из мероприятий, в рамках которого студенты ТГПУ и школьники Томска смогли представить свой опыт жизни и работы в цифровом пространстве, стала II Открытая сетевая конференция «Медиасреда. Личность. Творчество». Ее организаторами выступили специалисты историко-филологического факультета ТГПУ, Регионального центра развития образования и МАОУ СОШ №36 г. Томска.
Открыл научное событие д.ф.н., профессор кафедры русского языка ИФФ ТГПУ, председатель Оргкомитета Алексей Владимирович Болотнов. Актуализировала и подчеркнула важность направлений работы, напутствовала участников проректор по развитию ТГПУ Лариса Германовна Смышляева:
«Презентация медиапроектов является продуктивной формой работы, которая будет представлена сегодня в рамках конференции. Это проекты в самых разных актуальных тематиках, связанных с вопросами развития науки, образования, культуры, коммуникации, безопасности. Радует, что в деятельности нашего университета все более выраженными становятся различные активности в логике школьно-университетского партнерства. Интересных дискуссий, расширения опыта и личностного обогащения, а также насыщения энергией творчества».
Выступая, Лариса Германовна подчеркнула, что буквально вчера в Институте развития педагогического образования ТГПУ прошла конференция, посвященная развитию практико-проектной и исследовательской деятельности школьников, где вопрос обсуждался практикующими педагогами. А уже сегодня, в качестве продолжения профессионального научного обсуждения, результаты такой деятельности будут представлены самими авторами.
Практическая часть работы была разделена на несколько тематических направлений: «Наука и общество», «Современное образование в России», «Язык и культура», «Томская область – история и современность», «Жизнь и безопасность». Студенты и школьники посвятили свои медиапроекты представительству вуза в социальных сетях, запуску школьных медиацентров, созданию цифрового театра, проведению виртуальных экскурсий, исследованию речевых ошибок в СМИ, углубились в экологию, биологию, психологию и другие направления.
«Чтобы встретиться для обмена опытом, зачастую нужен какой-то повод. Сегодняшняя молодежная конференция – как раз отличный повод! Медиаграмотность – самый необходимый навык для человека XXI века. Поэтому проводить подобные практики очень важно. Участие в мероприятии позволяет трезво оценить свой собственный уровень и сформировать для себя новые пути дальнейшего развития», – рассуждает Виктория Сапрыкина, студентка ИФФ, участница команды проекта «Podcaster».
Как показывает практика, научные события, организованные в ключе обсуждения возможностей современного медиапространства, не только полезны, но и интересны: разработки участников вызывали множество вопросов со стороны коллег, в диалоге и ребята, и педагоги делились опытом работы с разными интернет-ресурсами, намечали пути дальнейшего развития и взаимодействия в рамках конкретных направлений деятельности.
18 декабря 2020
Вопросы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся обсудили в ТГПУ
В Институте развития педагогического образования Томского государственного педагогического университета прошла очно-заочная Региональная научно-практическая конференция «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях». Специалисты представили свой опыт работы в образовательных учреждениях разного уровня, в том числе в современных ДОУ, инклюзивных классах, школах-комплексах и других.
На пленарном заседании с докладами выступили представители ТГПУ: профессор, зав. кафедрой ПиМНО Института детства ТГПУ С.И. Поздеева рассказала об исследовании и проектировании как способах организации образовательной практики; к.пед.н., директор Института развития педагогического образования ТГПУ Н.А. Семенова представила анализ проблем в организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Томска и региона; к.пед.н., доцент кафедры дефектологии Т.В. Кузнецова обозначила особенности организации проектно-исследовательской деятельности в инклюзивном классе.
«Тема организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся является востребованной, но достаточно сложной, – отмечает Н.А. Семенова. – Актуальность связана с тем, что в настоящее время воспитанники дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования включаются в эти виды деятельности. Накоплен уникальный опыт и отдельными педагогами, и организациями. Однако этот опыт не всегда знаком другим садам и школам, утеряны преемсвенные связи между разными уровнями, нет единого взгляда, схожих критериев оценки результатов проектных и исследовательских работ учеников. Именно с поиском решений этих проблем была связана конференция».
Дальнейшее обсуждение в течение дня было организовано в рамках работы двух секций: «Обзор и анализ опыта преемственности в организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях разного уровня» и «Эффективный опыт реализации проектной и исследовательской деятельности в практике педагогов». Доклады выступающих охватывали практику работы с самыми разными аудиториями: от дошкольников и младших школьников с различными особенностями развития до коллективов родителей и учителей.
В результате обсуждения поднятых вопросов была достигнута цель конференции – актуализация и обмен опытом организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях региона. По итогам работы будет издан электронный сборник материалов, статьи принимаются до 25 декабря 2020 года.
18 декабря 2020
Подведены итоги Олимпиады школьников по педагогике ТГПУ
В Томском государственном педагогическом университете впервые в дистанционном формате прошла Открытая региональная олимпиада школьников по педагогике, организованная в рамках профориентационного проекта вуза «Открытый педагогический класс».
За два дня профильного состязания члены жюри оценили выполнение заданий семи конкурсных этапов, которые прошли 17 команд из семи муниципалитетов Томской области и одна команда из Кемеровской области. Самыми запоминающимися в конкурсе видеовизиток команд «Школа – пространство мультикультурного взаимодействия» стали представители Гимназии №13, СОШ №50, ДЮЦ г. Колпашево. За 30 минут ответив на 40 тестовых вопросов в интеллектуальном турнире, лучшими стали участники Заринской СОШ Кемеровской области, СОШ №2 г. Томска, Каргасокской СОШ №2. Посоревновались школьники и в написании эссе на тему «Этнологический портрет моей семьи». В конкурсе ораторов «Если б я был Министром культуры: проблемы сохранения культурного наследия народов России» членов жюри покорили выступления представителей Заринской СОШ Кемеровской области, СОШ №32 и СОШ №50 г. Томска, Колпашевского ДЮЦ. Высокий уровень культуры ведения дискуссии в испытании «Коммуникативные бои» продемонстрировали участники команд ДДЮ Факел, Каргасокской СОШ №2, Гимназии №55. А конкурс мастер-классов по декоративно-прикладному народному творчеству стал самым продуктивным и запоминающимся событием Олимпиады.
Несмотря на высокие оценки многих участников, были определены победители и призеры Олимпиады:
- 1 место – МАОУ Гимназия №13 г. Томска;
- 2 место – МБОУ «Заринская СОШ им. М.А. Аверина» Кемеровской области и МАОУ СОШ №50 г. Томска;
- 3 место – МБОУ Каргасокская СОШ №2 и МБОУ ДО Дом детства и юношества «Факел» г. Томска.
«Педагогическую олимпиаду я ждала долго, тщательно готовилась к каждому предстоящему конкурсу, – рассказывает Карина Кнор, участница команды из Кемеровской области. – Было интересно испытать себя в интеллектуальном туре, пройти коммуникативные бои и уверенно представить свой проект. Мы знали, что выступили достойно! Это подтвердили и высокие оценки жюри. Спасибо за интересное и познавательное событие!»
Этот сезон Олимпиады стал 11-м в истории проекта ТГПУ «Открытый педагогический класс», однако впервые интеллектуальное мероприятие прошло в онлайн-формате, что стало дополнительным и успешно пройденным испытанием для команд и организаторов.
18 декабря 2020
В ТГПУ обсудили вопросы национальной безопасности в рамках XIII Макариевских образовательных чтений
Студенты и преподаватели факультета экономики и управления ТГПУ продолжают участие в XIII Макариевских образовательных чтениях – региональном этапе XXIХ Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Одним из организованных на факультете мероприятий стала конференция «Формирование ценностной компоненты у студентов – как фактора национальной безопасности», проведенная под руководством профессора В.В. Сизова в дистанционном формате. К подготовке научного события были активно привлечены О.В. Санфирова, к.п.н., доцент кафедры экономической теории, А.И. Копытова, к.э.н., доцент кафедры, К.Э. Окушко, старший преподаватель ФЭУ ТГПУ. В качестве гостей на конференции присутствовали Иерей Евгений Маслич, настоятель храма святителя Феодосия Черниговского, и Чухно Татьяна Анатольевна, доцент, к.ф.н. НИ ТПУ.
«Конференция проходила в инновационном формате. У студентов экономических специальностей была возможность более детально разобраться с современными реалиями, где все большее значение приобретает поведенческая экономика с ценностной системой координат», – рассказала Ксения Эдуардовна Окушко.
Приветственными словами открыл конференцию отец Евгений, описал кратко историю Макариевских чтений и обозначил ценностные ориентиры непростых социально-экономических реалий. Чухно Татьяна Анатольевна отметила особую значимость формирования ценностной компоненты у студентов педагогических вузов. О.В. Санфирова подняла вопросы ценностей, как факторов устойчивости социально-экономических сообществ. А.И. Копытова определила важную роль человека в современном обществе, а К.Э. Окушко описала принципы развития университетов в современных реалиях.
Участники – студенты различных направлений бакалавриата и магистратуры ТГПУ – также представили свои доклады в тематическом ключе конференции. Высокие оценки гостей и организаторов получил проект-рисунок «Мир после пандемии» студентов ФЭУ Прудниковой Алины и Загребина Артема. В работе ребята раскрыли процесс изменения ценностных ориентиров современного общества, на которых базируется экономическая система, до и в период пандемии. Студенты ФЭУ Смородникова Диана и Карабаева Мадина продемонстрировали системный анализ экономических процессов, показали место в них ценностным доминантам различного порядка.
Конференция продолжалась более трех часов и была насыщена множеством вопросов, активным обсуждением вопросов. Завершая мероприятие, магистранты ТГПУ отметили важность нового формата выступлений и ценность приобретенного онлайн-опыта презентации своего материала. А специалисты ФЭУ ТГПУ выразили готовность к регулярному сотрудничеству и дальнейшей работе в рамках данной тематики.
18 декабря 2020
Компания Quacquarelli Symonds опубликовала рейтинг университетов развивающихся стран Европы и Центральной Азии – QS University Rankings: Emerging Europe and Central Asia. Томский государственный педагогический университет признан сильнейшим среди педагогических вузов России и вторым среди всех педагогических вузов, вошедших в рейтинг.
При составлении рейтинга эксперты оценивали вузы стран СНГ, Балтии, Кавказа, Турции, Восточной Европы и других регионов. Всего в перечень вошли 400 университетов, Россию представил 121 вуз. Ранжирование происходило на основе нескольких критериев: научная репутация и репутация среди работодателей, количество студентов (как российских, так и иностранных), доля сотрудников с ученой степенью, активность научного цитирования, международная деятельность, эффективность интернет-представительств и другие.
В рейтинге 2021 года ТГПУ удержал лидерскую позицию среди педагогических вузов России, стал вторым среди всех педвузов, а также занял 45 место среди всех университетов страны и 196 строчку среди всех представленных учреждений.
17 декабря 2020
Сегодня в Томском государственном педагогическом университете в онлайн-формате проходят мероприятия X Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы и достижения». Организаторами научного события выступают представители факультета технологии и предпринимательства ТГПУ и Департамента профессионального образования Томской области.
Открыла конференцию декан ФТП Елена Владимировна Колесникова, представив участников и обозначив основные направления, в рамках которых планируется организовать обсуждение. Приветствовала гостей проректор по развитию ТГПУ Лариса Германовна Смышляева:
«Важно, что уже в десятый раз мы организуем встречу в рамках конференции, чтобы обменяться накопленным опытом в той тематической линии, которая обсуждается сегодня. Уверена в продуктивности предстоящей работы: свидетельство тому – география участников, их профессиональная принадлежность – ученые, руководители органов исполнительной власти, педагоги-практики, студенты, которые выразили желание приобщиться к серьезнейшему разговору».
В рамках выступления Лариса Германовна представила установочный доклад «Развитие педагогического образования в России: вызовы, направления, форматы», в котором сделала акцент на обозначении актуальных условий, стоящих перед педагогическим образованием в целом, и необходимых трансформаций образовательных форматов, которые являются ключевыми для развития педагогического образования. В докладе были рассмотрены такие направления, как цифровая трансформация, новые педагогические компетенции, новая исследовательская повестка, воспитание человека эпохи 4.0, интернационализация.
К участию в конференции с презентацией тематических докладов присоединились специалисты из России, Казахстана, Узбекистана. Работа началась в рамках пленарного заседания, а продолжилась на дискуссионных площадках по темам: современные образовательные технологии обучения школьников и студентов в рамках цифровой трансформации образования; развитие системы многоаспектного наставничества в рамках непрерывного образования молодежи и взрослого населения; практики инклюзивного образования с ориентацией на профессию, результативные практики научно-исследовательской деятельности студентов, самообразование педагога как самосовершенствование профессиональной компетенции и другим.
17 декабря 2020
Профессора ТГПУ выступили экспертами ТВ-программы «Естественный отбор»
В эфире ток-шоу «Естественный отбор» Губернского телеканала «Томское время» экспертами выступили профессора ТГПУ Анастасия Николаевна Кошечко (ИФФ) и Владислав Александрович Рудницкий (ФПСО). Тема обсуждения была установлена весьма актуальная – «Как пережить пандемию и сохранить здоровье старшему поколению». Посмотреть эфир можно в записи.
17 декабря 2020
Даруя вторую жизнь: студенты Института детства превращают макулатуру в открытки
«Переработай. Придумай. Создай» – слоган проекта «Repaper», инициаторы которого – студенты Института детства ТГПУ – считают, что экологическую культуру необходимо формировать с детства. Этим и занимаются будущие учителя начальных классов и воспитатели, привлекая детей к осознанному вторичному использованию бумаги в творческой деятельности.
В ходе дистанционных мастер-классов студенты обучают школьников младших классов переработке бумаги в домашних условиях и созданию открыток, листов для рисования и картона для поделок, украшений или предметов интерьера. Кроме того, ребята ориентированы на получение обратной связи, поэтому организуют множество творческих онлайн-конкурсов, заводят партнерские отношения с «зелеными» организациями города и поддерживают различные экологические движения.
Актуальность проекта растет, а в преддверии нового года творческий процесс и вовсе превращается в настоящее волшебство: рукодельные открытки, созданные студентами и их маленькими учениками, оригинально дополняют подарочные боксы.
Стать частью творческого эко-движения легко: присоединяйтесь к проекту и создавайте свой уникальный продукт, помогая студентам ТГПУ сохранять экологию.
16 декабря 2020
Копилка успехов факультета физической культуры и спорта регулярно пополняется медалями студентов, которые ребята привозят с российских и международных турниров. Пример тому – призовое второе место Михаила Порохина на online-Чемпионате России среди студентов по воздушно-силовой атлетике:
«Я несколько лет занимаюсь воркаутом, но в соревнованиях по виду спорта участвовал впервые. Было приятно состязаться с достойными соперниками».
Студент ФФКиС показал достойные результаты в дисциплине «Workout Battle», где необходимо было выполнить заданный комплекс упражнений на скорость. Заслуги Михаила высоко оценил президент Федерации воздушно-силовой атлетики России (ФВСАР) Павел Смоляков: наш спортсмен был приглашен в Москву для участия в Фестивале студенческих спортивных лиг, где из рук президента получил долгожданные награды.
Фестиваль был организован в рамках реализации грантового проекта Российского студенческого спортивного союза «Студенческие лиги – спорт без границ» федерального проекта «Спорт – норма жизни». А после в концертном зале «Россия» спортивного комплекса «Лужники» состоялся ежегодный бал «Звезды студенческого спорта». В чествовании лучших студентов-спортсменов, в число которых вошел и студент ФФКиС, приняли участие более 300 гостей.
15 декабря 2020
Ректор ТГПУ присоединился к работе Второго Форума Ассоциации вузов России и Беларуси
14 декабря руководители российских и белорусских вузов вышли в прямой эфир в рамках Второго Форума Ассоциации вузов России и Беларуси, чтобы обсудить ключевые вопросы образовательного и научного сотрудничества. Опытом международной деятельности ТГПУ, в том числе в последний год новых вызовов, на встрече поделился ректор Андрей Николаевич Макаренко.
К обсуждению вопросов взаимодействия подключились 25 ректоров ведущих вузов России и более 30 ректоров университетов Беларуси, а также руководители образовательных организаций. Работа Форума была организована в рамках пленарного заседания и двух секций: «Социально-гуманитарный потенциал высшей школы в рамках Союзного государства» и «Цифровизация образования и опыт организации деятельности университетов в эпоху пандемии коронавирусной инфекции COVID-19: вызовы, возможности, направления сотрудничества».
Открыли обсуждение Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков и Министр образования Республики Беларусь Игорь Васильевич Карпенко.
«Цель мероприятия – формирование общего образовательного и единого научно-технологического пространства Союзного Государства. Стремительное развитие технологий и производств диктует необходимость постоянно наращивать сотрудничество вузов и научных организаций. Повышение качества подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных областей экономики является приоритетной задачей двух стран», – отметил В.Н. Фальков в приветственной речи.
Пленарные доклады представили модераторы конференции – президент Российского Союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий и председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Беларуси, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Вадим Анатольевич Богуш.
«Формирование общего образовательного и научно-технологического пространства и совершенствование процесса подготовки специалистов на основе передовых методик и технологий очень важно в условиях серьезных вызовов современности для того, чтобы наши государства занимали лидирующие позиции на мировом рынке образовательных услуг и были успешными в этой конкурентной борьбе. Университеты России и Беларуси в рамках сотрудничества достойно выполняют эту миссию: расширяются сферы взаимодействия от проектов в сельском хозяйстве и машиностроении до информационных технологий, электроники, энергетики и совместных космических разработок; повышается академическая мобильность. Мы будем и далее оказывать поддержку и практическое содействие успешной реализации всех совместных проектов», – выразил уверенность В.А. Садовничий.
После вступительной части Форума состоялось подписание двусторонних соглашений и стартовала работа в рамках двух секций конференции. Андрей Николаевич представил доклад «Цифровые форматы международной деятельности Томского государственного педагогического университета в период коронавирусной инфекции COVID-19». В своем выступлении ректор ТГПУ рассказал о том, как в вузе проходила цифровизация образовательного процесса для иностранных студентов и международной деятельности с вузами-партнерами, обозначил возможности выстраивания эффективной коммуникации с иностранными студентами посредством современных цифровых платформ. Отдельное внимание было уделено организации в ТГПУ профилактических мер по предотвращению распространения COVID-19 и помощи в решении вопросов пребывания и миграционного учета иностранных студентов.
В ходе выступления Андрей Николаевич отметил:
«Для устойчивости любого современного вуза важным условием становится горизонтальное взаимодействие как с российскими, так и зарубежными университетами. Участие Томского педагогического университета во Втором Форуме Ассоциации вузов России и Беларуси наряду с такими российскими университетами: МГУ, Московский педагогический государственный университет, Южно-Уральский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет – это знак высокого признания международной деятельности нашего вуза. Через различные формы межуниверситетской кооперации возможны обмен лучшими образовательными и педагогическими практиками, выработка общих ориентиров и координация в решении общих проблем, одной из которых является COVID-19».
В результате выступления коллеги смогли оценить высокий уровень подготовки ТГПУ к изменившейся образовательной ситуации. Действительно, несмотря на некоторые сложности с начала распространения коронавирусной инфекции COVID-19, специалисты ТГПУ активно работают над сохранением высокого уровня международной деятельности как в образовательной, так и научно-технологической сфере, расширяя границы взаимодействия, укрепляя статус ТГПУ как интернационального вуза.
«ТГПУ тесно сотрудничает с вузами США, Бразилии, Японии, Китая, Турции, Монголии, Афганистана, Австралии. Особо значимым для нашего университета является выстраивание партнерских отношений с университетами бывших союзных республик: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Украина. На сегодня наметились различные направления международного сотрудничества с вузами Белоруссии. С 2018 года вузами-партнерами ТГПУ стали Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка и Белорусский государственный университет культуры и искусств. В ближайших планах – заключение договора о сотрудничестве с Гродненским государственным университетом им. Янки Купалы и Могилевским государственным университетом им. А.А. Кулешова», – рассказал начальник Управления международного сотрудничества ТГПУ В.Ю. Зюбанов.
По итогам Форума участники вновь отметили важность продолжения совместной работы и зафиксировали векторы дальнейшего развития научно-образовательных связей, среди которых подготовка и реализация совместных программ с выдачей двух дипломов, внедрение новых возможностей развития академической мобильности, обмен опытом в области развития цифровизации и многое другое.
15 декабря 2020
В ТГПУ прошла познавательная игра «Знаток Конституции»
В минувшую субботу в Томском государственном педагогическом университете состоялись мероприятия, приуроченные к празднованию Дня Конституции. Традиционно инициаторами основного события выступили активисты Студенческого совета ТГПУ, подготовив для обучающихся вуза познавательную игру «Знаток Конституции».
Целью активности были обозначены формирование основ правовой культуры и воспитание чувства патриотизма у студентов ТГПУ. Продемонстрировать знание основного закона обучающиеся смогли в онлайн-формате: ребята ответили на вопросы о Конституции и предложили решения тематических кейс-ситуаций.
Верно, уверенно и максимально быстро прошли все этапы студенты ИФФ Канова Алина, Воронцова Виктория, Клокова Валерия. За активное участие они награждены сертификатами в книжный магазин «Читай-город».
14 декабря 2020

Две студенческие команды ТГПУ, в которые вошли обучающиеся физико-математического факультета и резиденты Бизнес-инкубатора социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ, представили проекты в финале II Всероссийского конкурса молодых предпринимателей и были удостоены побед.
Финал состязания был организован в формате пятидневного технологического марафона. В нем приняли участие 85 проектных команд из 59 образовательных организаций высшего образования. Студенты ТГПУ присоединились к мероприятиям дистанционно и вместе с другими конкурсантами прошли бизнес-игры и мастер-классы, порешали тесты и бизнес-кейсы, познакомились с основами защиты интеллектуальной собственности и научились грамотно представлять проекты инвесторам.
Завершающим этапом конкурса стала контрольная защита проектов перед членами экспертного жюри, по итогу которой были озвучены результаты конкурса. Лучшим проектом по направлению «Сейфнет» Национальной технологической инициативы стала разработка «Автоматизация документооборота в организациях дополнительного образования детей» команды студентов ФМФ и активистов БИ под руководством обучающегося ФМФ Андрея Коробко:
«Главная задача системы – выведение предприятия на уровень образовательной организации для использования соответствующих налоговых льгот, главными из которых являются упрощенные НДС, налоговая ставка и налог на имущество».
Как рассказывает Андрей, направление НТИ «Сейфнет» связано с обеспечением информационной безопасности, в первую очередь – с защитой персональной информации в интернете. Студент отмечает, что данная отрасль напрямую не связана с темой проекта, однако итоги конкурса показали, что качественная проработка системы дает свои результаты не только в ключе автоматизации процессов.
«После победы продолжаем следовать исходному плану: открывать возможности интеграции с 1С продукцией или расширять сбор статистических данных по организации», – делится перспективами капитан команды.
Третье место в номинации «Защита проектов» завоевала команда студента 4 курса ФМФ Александра Малышева, представив уже запущенную в вузе разработку по автоматизации процесса подписания рабочих программ (РП):
«В вузе действовала довольно хлопотная система: распечатать программу, подписать, отсканировать, вручную опубликовать каждый файл... Я предложил идею полной автоматизации процесса. И вместе с заведующим Лабораторией автоматизации управления и компьютеризации ТГПУ Алексеем Викторовичем Кияницыным мы занялись ее разработкой».
В результате совместной деятельности в вузе начала действовать система, благодаря которой запустить программу в работу стало возможным, подписав лишь один лист. После автоматической обработки РП моментально становится доступна в электронной информационно-образовательной среде ТГПУ. Как утверждают разработчики, десять тысяч программ обрабатываются буквально за пять минут, а из ручной работы остается только неотъемлемая часть – проставление деканами личных подписей.
«Признание на конкурсе дает мотивацию работать дальше, – делится Александр. – Кроме того, за победу был назначен денежный сертификат на дальнейшую реализацию проекта. В моих планах – развить его до полноценной системы документооборота, что намного сложнее и потребует гораздо больше личных вложений».
Высокие оценки экспертного совета доказывают не только качественно проделанную работу, но и актуальность выбранных для проектов тем. В этом уверен и куратор команды, начальник Управления по развитию информационных систем и электронного документооборота ТГПУ Газизов Тимур Тальгатович:
«Непростой конкурс, федеральный статус, большое количество участников – все это делает участие интересным для студентов с одной стороны и требовательным по качеству проектов с другой. Очень рад, что из всех участников сразу два проекта ТГПУ получили призовые места. В финал со всей России прошли 85 проектов, всего 7 – из Томска, два из которых из нашего университета. И эти же два проекта получили максимальную оценку жюри. Рад, что оба проекта "живые" и привязаны к реальной деятельности. Если Андрей Коробко решает широкую задачу документооборота организации дополнительного образования, то Александр Малышев с помощью своей системы помогает вузам важным элементом любой аккредитации – автоматизацией процесса подписи титульных листов рабочих программ. Уверен для ребят это отличный опыт».
Как отмечает директор БИ ТГПУ, заместитель декана ФЭУ ТГПУ Людмила Владимировна Наумова, участие в конкурсах – важная составляющая профессиональной деятельности будущих представителей нового высотехнологичного класса. Именно конкурсы создают условия для диалога в рамках профессионального сообщества, позволяют получить обратную связь ведущих экспертов отрасли.
Бесспорно, в ходе участия студенты получают необходимый опыт представления проектов, их защиты и анализа оценки со стороны профессионального сообщества и заказчика. Победа в конкурсе дает молодежи, как минимум, понимание, что они двигаются в нужном направлении и предлагают действительно качественные разработки.
14 декабря 2020
Студент ТГПУ станет учителем финансовой грамотности для детей в детских лагерях
Финансовая грамотность – одно из приоритетных направлений работы факультета экономики и управления ТГПУ, в которое активно включаются и преподаватели, и студенты. Так, в рамках проекта Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» студент ФЭУ Алексей Санфиров прошел многоплановую подготовку в области обучения детей финансовой грамотности в загородных лагерях и детских оздоровительных центрах.
Проект был реализован при активной поддержке Регионального центра финансовой грамотности. Работу с обучающимся вела старший преподаватель кафедры экономической теории ФЭУ Ксения Эдуардовна Сантоцкая. Обучение включило в себя теоретическую и практическую части: изучение различных игровых методик преподавания финансовой грамотности, организацию и проведение образовательного кружка по теме. Кроме того, Алексей получил хорошую практику выступлений на тренингах и семинарах, разработал и провел комплексные городские мероприятия в разных возрастных сегментах.
По итогу прохождения программы Алексей получил сертификат российского значения с правом работы в различных детских организациях отдыха, а также множество положительных отзывов и заявок на продолжение работы в данном направлении.
14 декабря 2020
В ТГПУ обсудили вопросы преемственности предшкольного и начального образования
Институт детства ТГПУ собрал студентов и специалистов из России и зарубежья на IV Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность предшкольного и начального образования: художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка».
Научное мероприятие прошло в дистанционном режиме. К нему присоединились около 300 человек, среди которых более 150 студентов, магистрантов ТГПУ и Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова (г. Усть-Каменогорск), а также преподаватели вузов, учителя начальной школы, педагоги дошкольных образовательных учреждений – заведующие, воспитатели, музыкальные работники, педагоги-психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования*.
На пленарном заседании конференции выступления ученых и педагогов-практиков были посвящены актуальным проблемам детства: ограниченная востребованность и безграничная возможность художественно-эстетического образования в современной школе (А.Г. Сайбединов, Народный учитель РФ, директор ОГАОУ «Губернаторский Светленский лицей» г. Томска), проблема формирования эмоционально-оценочной лексики дошкольников на основе использования произведений устного народного творчества (Н.И. Бенеш, к.пед.н., доцент ВКУ им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск), инклюзивная социокультура в современном дошкольном и начальном образовании (Е.Г. Акулова, руководитель ресурсно-внедренческого инновационного центра МАДОУ №13 г. Томска).
В ходе конференции прошла работа трех секций:
- «Игра и творчество как пространство эмоционального и эстетического благополучия ребенка»;
- «Эмоциональное образование детей в ДОУ и школе»;
- «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса предшколы как ценностный ориентир художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка».
Было заслушано более тридцати докладов, которые вызвали живой интерес у педагогов. По итогам конференции планируется издание электронного сборника материалов.
*Участники конференции представили широкую географию: г. Томск и Томская область, Новокузнецк (Кемеровской обл.), Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Тагил, Шадринск (Свердловской обл.), Петрозаводск, Белебей (Башкортостан), Гуково (Ростовская обл.), Якутск (Республика Саха). гг. Павлодар и Усть-Каменогорск (Республика Казахстан) и Арвайхээр (Монголия).
14 декабря 2020
Открытая региональная олимпиада школьников по педагогике ТГПУ
В рамках профориентационного проекта ТГПУ «Открытый педагогический класс» сегодня стартовала Открытая региональная олимпиада школьников по педагогике. За 11 сезонов Олимпиада впервые пройдет в онлайн-формате, что станет дополнительным испытанием для всех ее участников: школьных команд и их руководителей, организаторов и экспертов.
В этом году Олимпиада связывает все конкурсы идеей «Ресурсности народного творчества в воспитании подрастающего поколения» в рамках объявленного в России Года народного творчества. В ней примут участие 17 команд из семи муниципалитетов Томской области и одна команда из Кемеровской области. Присоединятся к состязанию и первокурсники на базе 9 классов Томского государственного педагогического колледжа и Асиновского техникума промышленной индустрии и сервиса, где тоже готовят педагогов дошкольного образования.
За два дня жюри предстоит оценить выполненные задания семи конкурсных этапов: конкурс видеовизиток команд «Школа – пространство мультикультурного взаимодействия», интеллектуальный турнир, конкурс эссе, испытание ораторов «Если б я был Министром культуры: проблемы сохранения культурного наследия народов России», «Коммуникативные бои», конкурс мастер-классов по декоративно-прикладному народному творчеству.
Первый день олимпиады пройдет на платформе ВВВ, второй – в ZOOM. Идентификатор конференции: 561 293 1890. Код доступа: 9H2ajA.
11 декабря 2020
Новости 2381 - 2400 из 8447
Начало | Пред. | 118 119 120 121 122 | След. | Конец