RSS

Завершился второй этап КПК «Использование современных цифровых образовательных ресурсов в образовании» ТГПУ

Завершился второй этап КПК «Использование современных цифровых образовательных ресурсов в образовании» ТГПУ

Команда преподавателей ТГПУ совместно с представителями ТОИПКРО, НИ ТГУ провели второй этап курсов повышения квалификации «Использование современных цифровых образовательных ресурсов в образовании», прошедших в течение трех месяцев в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и национального проекта «Образование».

В рамках второго этапа курсов прошли обучение 357 педагогов из 20 школ г. Томска и Томской области, в том числе педагоги сельских школ из отдаленных районов области. За два этапа в КПК приняли участие 606 педагогов. До конца 2020 года в курсах повышения квалификации, реализуемых ТГПУ, примет участие более 670 педагогов сельских школ и учреждений города Томска.

09 5 2Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, команда преподавателей ТГПУ продолжила активную работу со слушателями, используя дистанционные технологии. Понимая заинтересованность каждого в получении новых знаний и совершенствовании компетенций в области цифровых технологий, педагоги подошли индивидуально к каждому из участников курсов. Проведение занятий в дистанционном формате и использование ресурсов ТГПУ позволило сохранить качество курсов на высоком уровне, что подтверждается отзывами слушателей:

«Спасибо большое за ваш вебинар! Было полезно, многое можно взять на заметку и использовать в работе», ‒ поделилась Клячина Эльза Инзилевна, учитель МБОУ «Межениновская СОШ».

«Хочу поблагодарить всех выступающих. Материал был изложен очень доступно, понятно. Очень понравилось, что параллельно смогла на наглядном примере применить знания. Спасибо большое», ‒ отозвалась Охрименко Валентина Александровна, учитель Губернаторского Светленского лицея.

Команда ТГПУ, работающая под руководством Газизова Тимура Тальгатовича, проректора по инновационной деятельности, состоит из практиков, которые каждый день применяют в своей деятельности цифровые ресурсы, в нее вошли Горюнов Валерий Анатольевич, заведующий лабораторией сетевых проектов УРИСЭД, Курушин Павел Дмитриевич, заместитель директора ДЦОР, Лихачев Вячеслав Юрьевич, инженер-программист УРИСЭД, Немчанинова Юлия Павловна, старший преподаватель кафедры информационных технологий ФМФ, Протасова Мария Евгеньевна, директор ДЦОР, Анна Носова, куратор, Михаил Москалев, технический специалист.

Справка

Национальный проект «Образование» предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования:

  • обновление его содержания;
  • создание необходимой современной инфраструктуры;
  • подготовку соответствующих профессиональных кадров, их переподготовку и повышение квалификации;
  • создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» проводится внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей: обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.

 
 
 
 

Подробнее

9 ноября 2020

Виртуальное знакомство: в ТГПУ прошел онлайн День открытых дверей

Виртуальное знакомство: в ТГПУ прошел онлайн День открытых дверей

Двери Томского государственного педагогического университета открылись для будущих абитуриентов и их родителей в самом удобном современном формате ‒ дистанционном. Школьники из Томска, Томской и Кемеровской областей, Казахстана, Монголии и других стран присоединились к серии ознакомительных мероприятий.

На онлайн-площадке ТГПУ подключившихся встретил проректор по учебной работе А.С. Минич, который провел исторический экскурс и рассказал о возможностях вуза, открывающихся для каждого студента в сфере науки, культуры и искусств, творчества и спорта. Молодежные структуры и насыщенную студенческую жизнь презентовал проректор по молодежной политике и воспитательной работе Д.Б. Насонов. На вопросы о поступлении ответила ответственный секретарь приемной комиссии ТГПУ Т.И. Печенкина. Акцент в своем выступлении Татьяна Иннокентьевна сделала на нововведения в процессе поступления, которые будут открыты для абитуриентов 2021 года, среди них ‒ смещение даты старта приемной кампании на 18 июня, возможность подать документы сразу на 5 направлений ТГПУ и самостоятельно выбрать экзамены на некоторых факультетах. Рассказала секретарь ПК ТГПУ о новых Институтах, которые появились в структуре вуза, и о новых образовательных программах.

После общей беседы будущих студентов на отдельных онлайн-точках встречали деканы и директора Институтов, погрузив слушателей в специфику каждого и ответив на интересующие вопросы. Дети и родители интересовались целевым набором, учетом индивидуальных достижений при поступлении, спрашивали об организации учебного процесса и предметном наполнении программ, узнавали о возможностях дополнительного развития, международных обменов и многом другом.

Завершая серию ознакомительных событий, родители прошли консультационную встречу с психологом ТГПУ. Специалист помог выбрать правильную поведенческую тактику в этот стрессовый и для детей, и для взрослых период подготовки и сдачи экзаменов, поступления в университет. Старшеклассники в это время попробовали себя в научном онлайн-квесте, разработанном студентами и специалистами Управления стратегических проектов и информационной политики ТГПУ. Сложные задания от всех факультетов и Институтов ТГПУ, запутанные игровые истории и хитрые ходы заставили участников серьезно посоперничать. Быстрее всех справилась с заданиями Карина Кнор (МБОУ Заринская СОШ им. М.А. Аверина Кемеровской области), ей и достался главный приз от команды Педагогического. Без призов не ушла и Дарья Чепрасова (МБОУ СОШ №5, г. Колпашево), которая заняла почетное второе место.

«Большое спасибо за возможность попробовать себя в чем-то новом, ‒ делилась эмоциями победитель. ‒ Это было интересно и очень сложно: долго думала над некоторыми ответами, трудно дались некоторые задания, например, собрать строку сайта и ввести там пароль и код. Кроме того, было здорово из квеста узнать что-то новое о вузе: очень помогли в этом отдельные картинки с рассказами о структурах ТГПУ».

В общении с организаторами игры Карина поделилась планами и рассказала, что мечтает стать студенткой Института детства ТГПУ. Дарья же планирует поступать на факультет физической культуры и спорта. Конечно, каждая видит себя активисткой вуза и нацелена на интересную, полную ярких событий, научных открытий, спортивных достижений студенческую жизнь. Нет сомнений, за реализацией таких масштабных планов молодежь и приходит в ТГПУ, ведь всё начинается здесь!

Подробнее

9 ноября 2020

Дальше – больше: студенты ТГПУ вышли в финал Российской национальной премии «Студент года

Дальше – больше: студенты ТГПУ вышли в финал Российской национальной премии «Студент года

Как и региональный этап Российской национальной премии «Студент года», промежуточный заочный тур России студенты ТГПУ Екатерина Бобкова (Институт детства) и Дмитрий Денисенко (биолого-химический факультет) преодолели уверенно и открыли себе путь в финал. Наши ребята борются за звания лучших в двух номинациях: Екатерина – «Общественник года», а Дмитрий – «Спортсмен года».

Перед заключительным этапом студентам предстояло презентовать свое портфолио, в котором были собраны самые масштабные достижения за последние два года, а также представить визитку в формате видео.

«Я была уверена в своих портфолио и видеоролике, но волнение было связано с тем, как жюри оценят мои труды», – делилась Екатерина.

В портфолио Екатерины были включены различные достижения в общественной деятельности: организация проектов международного и всероссийского уровней, масштабные городские проекты, а также грамоты, сертификаты и благодарственные письма от Союза детских организаций Томской области «Чудо». В качестве достижений за два прошедших года Екатерина представила участие в Российской студенческой весне, «Маёвке», Молодежном формате, форумах «В Томске» и «Смородина». Портфолио Дмитрия насчитывало огромное количество спортивных достижений разного уровня: пять призовых мест по гиревому спорту на всероссийских соревнованиях среди студентов, призовое место на Первенстве России среди юниоров, а также более десяти призовых мест и побед на соревнованиях регионального уровня. Помимо этого, молодой человек подтвердил активное участие в организации спортивных мероприятий, а также приложил к своему портфолио достижения в общественной сфере: сертификат подготовки к вожатской деятельности, сертификат аккредитации спортивного судьи и документы, подтверждающие участие и победы во внутривузовских олимпиадах.

09 3 2

Эксперты премии по достоинству оценили достижения студентов ТГПУ, присудив им высшие баллы и дав возможность пройти дальше.

«За портфолио я получил 25 баллов из 25 возможных, а за видеоролик – 24 из 25 баллов. В сумме из 100 возможных баллов, мне выставили 95, что является максимальным показателем по всем номинациям конкурса», – рассказал Дмитрий.

Впереди у финалистов – очный этап всероссийского уровня премии «Студент года», который пройдет удаленно. Они поборются за звание лучших с победителями в своих направлениях со всей страны. Участники номинации «Спортсмен года» проведут интерактивный мастер-класс по направлениям своей деятельности, а «Общественники года» примут участие в дебатах. Кроме того, в связи с тем, что 2020 год является Годом памяти и славы, участников ждет обязательное испытание в виде теста на знание истории Великой Отечественной войны.

Подробнее

9 ноября 2020

Второй этап Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова»: старт игры!

В Томском государственном педагогическом университете продолжается Всероссийский онлайн-конкурс «Знаток сказок А.М. Волкова», посвященный 130-летию писателя-сказочника и выпускника Томского учительского института Александра Мелентьевича Волкова.

Второй этап посвящен сказочному произведению «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Зарегистрироваться и пройти испытания второго этапа онлайн-конкурса можно по ссылке. Участников ждут станции на знание сказочного произведения и творческий конкурс (по желанию): «Кто это сказал?», «Отгадай, кто Я?», «Деревянный клоун Эот Линг», «Чудесный виноград», «Сказочное лото», «Хитрый филин», «Нарисуй сказку».

Конкурс проводится в дистанционном формате для обучающихся 1-8 классов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Российской Федерации. На сегодняшний день в нем приняли участие и подали заявки более 200 школьников из городов и населенных пунктов Томской, Кемеровской, Воронежской, Ростовской, Московской, Нижегородской, Амурской, Иркутской областей, Приморского края, гг. Москва, Абакан, Уфа, Бугульма, Зеленоград. Присоединились к состязанию ученицы Центра творческого развития «Маленькие гении» из г. Брюссель и школы г. Окленд (Новая Зеландия).

Зарегистрироваться на первый этап конкурса и познакомиться с Детским музеем «Волшебная страна» имени А.М. Волкова можно в материале на сайте ТГПУ.

За каждый пройденный этап участник получит сертификат или грамоту. Все сертификаты, грамоты и благодарственные письма будут отправлены на электронный адрес, с которого принята заявка. Участие в конкурсе бесплатное.

Подробнее

5 ноября 2020

В ТГПУ выбрали победителя областного конкурса педагогического мастерства «Учительница первая моя»

На базе Института детства ТГПУ состоялся Областной конкурс профессионального педагогического мастерства «Учительница первая моя». Специалисты Института, организаторы конкурса поставили цель ‒ выявить и поддержать талантливых педагогов начальной школы, являющихся выпускниками ТГПУ, содействовать их профессиональному росту, повысить престиж и статус учителя в обществе.

К участию присоединились творчески работающие учителя из разных учреждений Томской области, однако в финале конкурса встретились всего пять педагогов, прошедшие на высшем уровне этапы отбора. Решающий тур прошел в дистанционном формате. Специалисты из МАОУ гимназия №13 г. Томска, МАОУ СОШ №58 г. Томска, МАОУ СОШ №47 г. Томска, МБОУ Академический лицей им. Г.А. Псахье представили профессиональную самопрезентацию, видеоурок и его анализ, а также поучаствовали в профессиональном разговоре на актуальные проблемные темы.

На разных этапах конкурса участников оценивали специалисты Института детства, Института развития педагогического образования, офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок ТГПУ, а также педагоги-практики из разных образовательных организаций г. Томска.

По итогам конкурса первое место завоевала Петрова Ольга Игоревна (МАОУ СОШ №47), второе – Яковлева Тамара Александровна (МБОУ Академический лицей им. Г.А. Псахье), третьего места была удостоена Мордовина Галина Викторовна (МАОУ СОШ №58 г. Томска).

Как отмечают организаторы, несмотря на дистанционный формат проведения, конкурс позволил увидеть интересный педагогический опыт учителей начальных классов, выпускников ТГПУ, создать позитивную атмосферу и условия для профессионального общения между молодыми и имеющими опыт педагогами.

Подробнее

5 ноября 2020

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ: присоединяйтесь онлайн

6 ноября в 14.00 часов ждем абитуриентов из Томска, России, других стран мира! Родители школьников, подключайтесь и вы!

Подробнее

4 ноября 2020

Насыщенная осень ученых ТГПУ

Традиционно после летних университетских каникул и летних полевых исследований ученые-лингвисты встречаются на осенних конференциях, чтобы поделиться результатами своих работ и новостями о состоянии изучаемых языков. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, ученые Томской лингвистической школы им. А.П. Дульзона Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ приняли участие в ряде конференций, дискуссионных клубов, лекций, которые прошли в онлайн-формате.

6 октября состоялось второе заседание дискуссионно-аналитического клуба по языковой политике в Институте языкознания РАН (Москва), посвященное языковому активизму, в котором приняли участие наши тюркологи В.М. Лемская, Д.М. Токмашев и студент Института иностранных языков и международного сотрудничества Г. Коротких.

8-10 октября в Институте лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург) прошли заседания секций Второй конференции по уральским, алтайским и палеоазиатским языкам. Сотрудники кафедры языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ приняли участия в заседаниях секций в качестве слушателей, а зав. кафедрой Е.А. Крюкова выступила с докладом «Зачин в кетских фольклорных и бытовых текстах: синтаксическая и коммуникативная структура». Перечень проблем, обсуждаемых на конференции, отражен в сборнике тезисов.

14-17 октября Институт филологии СО РАН (г. Новосибирск) организовал ежегодную Всероссийскую научную конференцию «Языки народов Сибири и сопредельных регионов: универсальное и специфичное в вербальных традициях народов современной России». В конференции приняли участие ученые Новосибирска, Томска, Барнаула, Кемерова, Омска, Читы, Улан-Удэ, Уфы, Кызыла, Абакана, Горно-Алтайска, Якутска, Санкт-Петербурга и Москвы, а также Республики Беларусь, Туркмении, Киргизии, Казахстана. Зав. кафедрой языков народов Сибири ТГПУ Е.А. Крюкова представила доклад о результатах проекта РФФИ «Типология простого предложения в языках обско-енисейского языкового ареала: информационная и аргументная структуры», который завершается в этом году. Студенты группы 205М ИИЯМС приняли участие в качестве слушателей онлайн-лекций ведущих отечественных ученых: Е.В. Рахилиной (НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва), Е.В. Урысон (Институт русского языка, г. Москва), И.В. Шапошниковой (Институт филологии СО РАН, г. Новосибирск), Н.В. Уфимцевой (Институт языкознания РАН, г. Москва).

24 октября в рамках конференции UltraFest IX университет Индианы (Блумингтон, США) состоялось выступление Д.М. Токмашева с докладом о согласных в тюркских языках «An ultrasound study of dorsal stops in Tatar and Qumuq», который был подготовлен в соавторстве с В.М. Лемской.

29 октября состоялась лекция «Возможности для описания языков народов мира на платформе «ЛингвоДок» Ю.В. Норманской (зав. лабораторией «Лингвистические платформы» ИCП РАН, г. Москва), в которой приняли участие Н.В. Дубровская, В.М. Лемская, Д.М. Токмашев. «ЛингвоДок» – это платформа для сохранения и анализа языков мира, которая предоставляет возможность создания онлайн-словарей, (аудио)корпусов текстов с возможностью их автоматического глоссирования, позволяет создавать конкордансы и связывать их этимологическими связями с другими словарями.

Помимо активного участия в научных мероприятиях, ученые Томской лингвистической школы им. А.П. Дульзона ТГПУ продолжают общаться и консультировать представителей коренных малочисленных народов Севера, используя различные социальные сети и режим ВКС.

Ноябрь у специалистов ТГПУ запланирован не менее активным: в последний месяц осени стартуют занятия по чулымскому языку в рамках проекта «Музей ‒ центр возрождения чулымской культуры».

Подробнее

3 ноября 2020

В ТГПУ разрабатывают первый в России интернет-магазин приложений для роботов

Проект, разрабатываемый преподавателем кафедры информатики ФМФ ТГПУ, инженер-программистом Вячеславом Юрьевичем Лихачёвым, поддержан фондом содействия инновациям по программе «УМНИК» после участия ТГПУ в конкурсе «Цифровой прорыв», где был зафиксирован рекорд Гиннесса по проведению самого масштабного хакатона. На сегодняшний день платформа, созданная представителем ТГПУ, станет первой и единственной в России полноценной площадкой для размещения таких приложений.

Программное средство будет объединять разработчиков приложений для роботов и пользователей, владеющих роботами. На площадке планируется создать формы заказов приложений, продажи комплектующих для роботов и предложений услуг интеграции роботов в бизнес.

«Для поиска необходимой информации будет собрана база знаний и разработана система фильтрации, – рассказывает Вячеслав Юрьевич. – Для разработчиков программного обеспечения для роботов сделан личный кабинет, через который будет возможность добавлять новые приложения и проводить аналитику».

Кроме того, в продукт включатся инструкции по работе с роботами, база данных разработчиков и пользователей, а также база знаний по использованию и интеграции роботов. Проект будет развиваться и объединять людей, которые связаны с робототехникой, по всему миру: как уверяет разработчик, масштабирование будет осуществляться легко на различные регионы и страны.

Новой ступенью знакомства заинтересованной аудитории с проектом станет презентация разработки в рамках Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель». В команду ТГПУ по представлению программы войдут студенты физико-математического факультета и факультета экономики и управления вуза.

Подробнее

3 ноября 2020

В ТГПУ школьников области подготовили к ЕГЭ по математике

Традиционная осенняя Математическая школа «Готовимся к ЕГЭ по математике» Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ завершила работу. Дистанционные мастер-классы ведущих экспертов ЕГЭ прошли обучающиеся 10-11 классов и учителя математики из образовательных учреждений городов и сел Томской области (г. Томск, г. Северск, г. Колпашево, г. Асино, с. Первомайское, с. Бакчар, с. Подгорное, с. Рыбалово, с. Тогур).

«Школа проводится с целью не только помочь выпускникам успешно сдать ЕГЭ, но и встретиться с увлеченными преподавателями – высококлассными специалистами своего дела, с интересными математическими задачами, которые так хочется покорить», – делится зам. директора Центра А.А. Власова.

В ходе работы на образовательной площадке участники прошли онлайн-классы специалистов в области математического образования А.В. Арбита, Я.С. Гриншпона, Л.А. Шумской, А.Л. Лапатина, Т.Г. Пушкарёвой. Теперь поучиться у экспертов можно с помощью записей занятий, размещенных на сайте Центра.

Подробнее

3 ноября 2020

Победы студентов ТГПУ на областном фестивале СПО «Событие»

Фестиваль «Событие» в Томской области уже шестой год подряд объединяет сотни бойцов томских студенческих отрядов на празднике творчества. В этом году студенты ТГПУ в составе ЛСО «Клевер» и СПО «Данко» представили родной педагогический в нескольких направлениях: хореография, вокал, театр и медиа. По итогам выступлений члены жюри поставили высшую оценку бойцам ЛСО «Клевер», которые стали победителями в номинации «Кое-что произошло» (танцевальное направление), а также удостоили дипломами III степени активистов СПО «Данко» за постановку «Начало нового» в номинации «Командный танец».

Фестиваль 2020 проходил в ограниченном формате. Классическая форма проведения мероприятий такого рода предполагает наличие зрителей в зале, однако в этом году кроме жюри, организаторов и фотографа больше никого не было. Во время выступлений участников велась запись, которая затем отправлялась в открытую группу мероприятия во «ВКонтакте», где все желающие могли отреагировать на номер. Однако вынужденные меры не помешали фестивалю пройти на высоком уровне и объединить сотни студентов Томска вокруг общего дела, общей идеи.

«Несмотря на нестандартный формат, все прошло прекрасно. Очень не хватало присутствия зрителей, но наш отряд работал упорно, весело и продуктивно. Благодаря подготовке к фестивалю мы очень сблизились», – отмечает боец СПО «Данко» Ксения Бессараб.

Активисты студенческих отрядов ТГПУ отмечают особую значимость фестиваля «Событие» для движения РСО, ведь он помогает участникам развить свои творческие способности, открыть в себе новые таланты и дает возможность бойцам сплотиться внутри своего отряда. Благодаря наличию огромного числа номинаций и направлений каждый участник мог раскрыть все грани своей творческой натуры, показать себя и посмотреть на других.

Кроме того, руководители студенческих структур ТГПУ приняли участие в фестивале и в качестве жюри. Например, Максим Тынянов, руководитель студии «ТВ ТГПУ», оценивал работы в номинациях «Агитационное видео» и «Отрядная фотосессия», руководитель СПО «Данко» Анастасия Степанова – вокальные способности бойцов в направлении «Отрядная песня», а мастер вузовского штаба ТГПУ Дарья Виноградова судила хореографию конкурсантов в танцевальном направлении.

«Участие в жюри фестиваля такого масштаба стало для меня дебютом. Было крайне трудно выбрать лучших из лучших, но думаю, мы справились», – делится впечатлениями Анастасия Степанова.

Все участники фестиваля подготовили достойные и яркие выступления, которые покорили членов жюри. Это и сделало судейство сложнее: было непросто выбрать среди всех студенческих отрядов самые лучшие. Каждый из участников выкладывался по максимуму как в индивидуальных, так и в командных состязаниях.

«К подготовке агитационных видео многие конкурсанты подошли креативно, детально все продумали и сделали достойные работы. Такие ролики, конечно, заслужили наивысшие баллы», – рассказывает Максим Тынянов.

Организаторы фестиваля «Событие» не только создали масштабный и яркий праздник творчества, но и способствовали сближению бойцов внутри своих отрядов. Это сделало атмосферу внутри мероприятия теплой и душевной, поэтому соревновательного духа практически не ощущалась.

Подробнее

2 ноября 2020

Всероссийский фестиваль «NAUKA 0+» 2020 в ТГПУ: доступно в записи!

Всероссийский фестиваль «NAUKA 0+» 2020 в ТГПУ: доступно в записи!

Студенты и специалисты Томского государственного педагогического университета присоединились к участию во Всероссийском фестивале науки «NAUKA 0+» и организовали дистанционные площадки, на которых прошли открытые лекции ведущих ученых, квестовые мероприятия и мастер-классы для детей и даже онлайн-экскурсия.

Свой вклад в проведение фестиваля внесли педагоги Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ. Мероприятия Центра посетили школьники, студенты, педагоги из г. Томска и Томского района, а также из Казахстана (г. Шымкент).

Научно-популярная лекция профессора ТГПУ И.Л. Бухбиндера «Элементарные частицы и эволюция Вселенной»

Научно-популярная лекция доцента ТГПУ Е.Н. Кирилловой «Физика и поэзия: точки пересечения»

Мастер-класс «Применение математических методов для решения задач по физике» учителя математики,специалиста Математической школы «Готовимся к ЕГЭ по математике» ТГПУ А.Л. Лапатина

Студенты Института детства в рамках фестиваля встречали маленьких томичей на онлайн-квесте «Занимательная физика». К игре присоединились дети дошкольного возраста – воспитанники детских садов города.

«Студенты ТГПУ на время игры перевоплотились в Фиксиков – героев, любимых всеми современными малышами, – рассказывает и.о. директора Института детства И.А. Дроздецкая. – В ходе игры дети прошли пять этапов, после успешного выполнения которых они открывали особые формулы дружбы, здоровья, творчества, успеха и знаний. На нашем квесте участники смогли познакомиться с различными приборами, слепить собственные планеты, провести опыты, подвигаться под музыку и даже нарисовать собственный помогатор».

В Детском центре образовательной робототехники ТГПУ прошли дистанционные мастер-классы для маленьких исследователей. Теперь слушатели смогут сами построить робота и робота-спирографа, нарисовать сложные фигуры и смастерить авторскую электронную открытку.

Мастер-класс «Механика спирографа»

Мастер-класс «Движение»

Мастер-класс «Электронная открытка»

Завершила программу ТГПУ на фестивале науки онлайн-экскурсия «От русской печи до инновационных технологий» по этнолингвистическому музею вуза «Русская изба в Сибири». С посетителями встретилась директор Музейного комплекса ТГПУ Наталья Викторовна Сайнакова, которая по итогу экскурсии провела викторину и наградила самых внимательных гостей.

Подробнее

2 ноября 2020

Студенческая газета «Штудент Тайм» ТГПУ: октябрь 2020

Студенческая газета «Штудент Тайм» ТГПУ: октябрь 2020

На электронных «полках» Томского государственного педагогического университета уже появился новый выпуск студенческой газеты «Штудент Тайм». В октябрьском номере читателей ждут рассказы об образовательных поездках наших студентов по городам России, интервью со «Студентами года», сериальные и кинорецензии, продолжение книги «Шаг навстречу» и многое другое. Приятного чтения!

«Штудент Тайм» ТГПУ: октябрь 2020

Подробнее

2 ноября 2020

Доцент ТГПУ представила педагогические разработки в рамках Международного фестиваля детского и семейного кино

В сегодняшней образовательной среде очень остро стоят вопросы, связанные с кинопедагогикой: ведутся бесконечные споры, проходят конференции и семинары, обсуждаются различные формы и способы, с помощью которых можно ввести историю кинематографа на средний и высший образовательный уровень. Самое важное и почти неразрешимое в данной ситуации – это отсутствие педагогического опыта как в мировом, так и в российском образовании. Кино всегда привлекало людей, интриговало, позволяло и отдохнуть, и подумать, иногда даже воспитывало и наталкивало на нахождение путей выхода из духовного кризиса. Но целостным представлением о кинопроцессе владеют единицы. Кто и как будет преподавать историю кино, какие учителя могут взять на себя подобные обязанности при максимальных нагрузках, какие методики можно и нужно использовать – на каждый из этих вопросов отвечать сложно, но нужно.

Осенью в ходе VII Международного фестиваля детского и семейного кино «0+» в городе Тюмень прошел форум по кинопедагогике и медиаобразованию. Спикером форума выступила Ада Казимировна Бернатоните, доцент Института детства ТГПУ, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов РФ, член Гильдии киноведов и кинокритиков России. Сегодня специалист ТГПУ делится рассказом о том, как прошел фестиваль, и о своем выступлении в частности:

«Директор кинофестиваля, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ Николай Данн занимает очень правильную позицию, основанную на множественности мнений и решений. В рамках фестиваля был сформирован экспертный совет, куда вошли крупные специалисты в данной области, такие как Александр Федоров, один из основоположников и Президент ассоциации кинопедагогики и медиаобразования г. Таганрог, Елена Бондаренко, преподаватель ВГИК, занимающаяся методическими разработками в области преподавания кино, а также эксперты из гг. Москва, Крым, Таганрог. Все те, кто неравнодушен и кому важна судьба кинематографа в образовательном контексте.

Был организован и видеомост с МПГУ. В его рамках поставлены и сформулированы важные проблемы, с которыми сталкивается современное образование в области преподавания кино. Связаны они, конечно же и в первую очередь, с кадрами и методической базой, пути решения необходимо искать. И они найдутся. На связь с форумом выходили известные кинокритики и киноведы Кирилл Эмильевич Разлогов и Виктор Эдуардович Матизен. Программа была насыщенной: каждый день споры, обсуждения, мастер-классы. Каждый из экспертов сумел высказать наболевшее и важное лично в контексте его деятельности.

Мое выступление свелось к значимости воспитания профессионального зрителя. Сегодня активно учат детей снимать кино, что делает его обыденным и повседневным и, в буквальном смысле, убивает киномагию. Гораздо важнее учить смотреть, высказывать свое мнение, формулировать и отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужим высказываниям. Эти банальные навыки утрачены в современной ситуации, самое главное, что ребенок не видит фильм как целостное произведение, а обращает внимание только на какие-то частности, которые близки лично ему. Мною были представлены мои эксперименты-наработки: детские мини-сочинения, где видно, как очень хорошие ученики, добровольно вызвавшиеся посмотреть фильм, могут написать только то, что им понравилось или нет, не обладая аналитическим мышлением; карточки, которые были разработаны мной для выявления интересов детей в плане восприятия детских фильмов советской эпохи, что может помочь как при создании методических разработок, так и для выявления общих тенденций при создании современным кинематографом детской кинопродукции. На примере смонтированных эпизодов из фильмов А. Роу я показала, как нужно и важно работать с деталью и как способствовать тому, чтобы ребенок увидел ее, смог сопоставить и проанализировать. Также ознакомила слушателей со своим пособием "Алгоритм анализа фильмов для детей". Отклик был живейший и искренний.

В продуктивности и полезности форума нет сомнения. Спасибо Николаю Данну. А вот теперь стоит задуматься и, может быть, когда-нибудь скажут спасибо ТГПУ за создание методических разработок по преподаванию истории кино. Стоит жить и творить, не теряя оптимизма и веры в свои силы!»

Подробнее

30 октября 2020

Выпускник ТГПУ покоряет Северную столицу

Каждый обучающийся ТГПУ решает карьерные вопросы еще будучи студентом: одни на старших курсах уже идут работать в родные школы, другие думают о продолжении обучения в магистратуре вуза, а третьи выбирают кардинальные меры – попробовать себя в университете большого города.

На покорение новых вершин настроился и Алексей Лесик, выпускник физико-математического факультета, который после обучения в ТГПУ без труда поступил в Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Молодой человек выбрал направление магистратуры «Компьютерные системы и технологии».

Окончив специалитет в ТГПУ, Алексей стал профессионалом в области информационных систем и технологий. Знания и опыт помогли ему успешно пройти вступительные испытания в ИТМО, которые, как рассказывает выпускник, оказались для него несложными. Кроме того, при поступлении абитуриент представил сильнейшее портфолио, включающее дипломы с конференций различного уровня, диплом победителя хакатона, свидетельство о регистрации интеллектуальной собственности. Такой багаж достижений, собранный за время томского студенчества, был высоко оценен специалистами приемной комиссии нового вуза, что добавило баллов будущему магистранту.

«Выбрал ИТМО, потому что для программистов он является одним из самых лучших вузов в России. А Питер в целом привлекает своей архитектурой и культурой, спокойствием и тишиной, в отличие от Москвы, и близостью с Европой», – рассказывает Алексей.

Несмотря на трудности жизни в новом городе, сложностей с учебным процессом у молодого человека не возникает также во многом благодаря годам обучения в ТГПУ.

«Очень благодарен преподавателям, в частности моему научному руководителю Газизову Тимуру Тальгатовичу, так как именно он вложил много сил и терпения в те знания, которые я получил в итоге», – делится молодой человек.

Планы на будущее в профессиональной сфере у магистранта грандиозные: работа веб-программистом, которая позволит и дальше развивать профессиональные компетенции, прохождение курсов повышения квалификации в программировании, а также углубленное изучение веб-дизайна.

Подробнее

30 октября 2020

Студент ФЭУ представил доклад на конференции «Наука как ценность и призвание: открытия ученых на службе человечеству»

Преподаватели кафедры экономической теории ФЭУ ТГПУ ведут постоянную работу с учреждениями города с целью реализации программ партнерства. В рамках одной из действующих программ студент факультета А.В. Санфиров под руководством преподавателя К.Э. Сантоцкой подготовил доклад «Alexander Nevsky-the tradition of defending the Motherland», с которым выступил на мероприятиях третьей Международной межвузовской студенческой конференции «Наука как ценность и призвание: открытия ученых на службе человечеству». В рамках биллингвального подхода студент транслировал наработанный материал на двух языках: русском и английском.

Научное событие прошло в рамках XIII Макариевских образовательных чтений – регионального этапа XXIX Международных Рождественских образовательных чтений, на нем собрались студенты из России, Казахстана, Египта. Основные выступления были посвящены вкладу российских и египетских ученых в развитие науки. Так, для студентов из Египта было важным узнать о трудах томских ученых в области ядерной физики и рассказать о научных достижениях физиков из Египта. Студенты также обменивались своими знаниями истории и современного состояния науки. Вся работа конференции прошла с использованием гибридных технологий, доклады участников были представлены и очно, и в онлайн-формате.

В своем выступлении студент ФЭУ раскрыл духовно-нравственную составляющую традиционных отечественных ценностей, которая в условиях современных реалий является важной и основополагающей. В рамках данного направления планируется подготовка Межвузовской конференции «Формирование ценностной компоненты у студентов – как фактора национальной безопасности» в декабре 2020 года. Педагоги кафедры экономической теории А.И. Копытова, О.В. Санфирова и К.Э. Сантоцкая работают над тематической компонентой студенческих докладов по общей проблематике анализа места и роли традиционных ценностей России в современной мировой экономике. Предполагается реализовать частично биллингвальный подход. Получить более подробную информацию о конференции, предложить форматы сотрудничества или узнать о том, как принять участие, можно по эл. почте: kafedraekonomteorii@mail.ru.

Подробнее

29 октября 2020

Чулымский язык для чулымцев: от теории к практике вместе с доцентом ТГПУ

Проект «Музей ‒ центр возрождения чулымской культуры», инициированный специалистами МКУ «Тегульдетская районная централизованная библиотечная система» и реализуемый при участии сотрудников кафедры языков народов Сибири ТГПУ, стал одним из победителей в номинации «Средний грант» конкурса «Музей ‒ точка роста», проведенного департаментом по культуре Томской области и Томским областным краеведческим музеем им. М.Б. Шатилова в рамках губернаторской программы.

Активная работа по идее проекта началась в середине октября 2020 года в двух направлениях: изучение родной культуры на базе МКУ «Тегульдетская районная ЦБС» и изучение родного (чулымского) языка путем организации дистанционных (а в случае улучшения эпидемиологической обстановки ‒ частично очных) занятий. Преподавателем чулымского языка выступает Валерия Михайловна Лемская, кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и переводоведения Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ.

s29 2 2

В.М. Лемская занимается изучением чулымского языка с 2005 года, является одним из немногих специалистов в мире, ее кандидатская диссертация явилась третьей (и пока последней) отечественной академической работой по чулымско-тюркскому языку. Валерии Михайловне удалось поработать с носителями всех чулымских говоров рубежа XX-XXI вв., в том числе с последним носителем нижнечулымского диалекта, записать уникальные данные на аудио- (ок. 200 часов) и видеоносители (ок. 70 часов), а также аннотировать и опубликовать большой массив языковых данных по чулымскому языку.

К организации работы по изучению чулымского языка планируется привлекать данные и других, в том числе международных проектов. Будут использованы тексты первой изданной на чулымском языке книги ‒ «Евангелия от Марка». Проект по переводу четырех Евангелий был инициирован миссионерским отделом Томской епархии РПЦ (МП) в 2017 году. Отрывок Евангелия от Иоанна был прочитан во многих церквях Томской области во время пасхальных богослужений в 2018-2019 гг. Кроме того, будут использованы материалы экспедиций 2003-2008 гг. американских ученых К.Д. Харрисона и Г.Д.С. Андерсона, в ходе которых были записаны и подготовлены макеты чулымского букваря и детской книги с чулымскими сказками (разрешение исследователей на использование этого материала уже получено).

Справка

Чулымский (или чулымско-тюркский) язык распространен в среднем течении реки Чулым на территории Тегульдетского района Томской области и Тюхтетского района Красноярского края. С исследований чулымского языка в 1940-х гг. началось систематическое изучение малочисленных языков народов Сибири и Севера на кафедре языков народов Сибири ТГПУ. В настоящее время носителей чулымского языка осталось крайне мало, по оценкам ученых ‒ не более 50 человек. Многие этнические чулымцы сейчас говорят на русском языке, но желают восстановить владение родным языком и расширить знания о культуре своего народа.

Подробнее

29 октября 2020

В ТГПУ продолжается реализация регулярных международных междисциплинарных научных семинаров

В рамках деятельности Международного молодежного центра научных инновационных инициатив ТГПУ в сентябре 2020 года на площадке вуза состоялся первый установочный регулярный международный междисциплинарный научный семинар (РеМеНС) «Новые цивилизационные форматы: проблемы, перспективы, стратегии личности». Обсуждение вопросов было организовано при активном участии представителей вузов-партнеров и образовательных учреждений Российской Федерации, Республики Казахстан, Монголии, Республики Таджикистан, Украины, Республики Беларусь, Киргизской Республики. По итогам установочного семинара было принято решение о регулярном проведении научных встреч и координации их работы на научной площадке МЦ НИИ ТГПУ.

Основными задачами запланированной серии семинаров стали:

  • углубление научно-образовательного сотрудничества между отечественными и зарубежными вузами;
  • привлечение молодежи к активной научно-исследовательской и социально-культурной деятельности;
  • обмен результатами научных исследований в вопросах развития, социализации личности и ее адаптации к цифровым цивилизационным вызовам;
  • выработка перспективных теоретико-методологических и практико-ориентированных подходов к решению научно-образовательных проблем.

s29 1 2

Уже 31 октября в 18.00 часов по томскому времени состоится работа по теме второго семинара «Цифровые игры: новый цивилизационный формат». Спикерами выступят научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН (г. Москва) Дмитрий Геннадьевич Шкаев и кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» Волгоградского государственного технического университета (г. Волгоград) Ольга Аркадьевна Шабалина.

Подробности и информационное письмо размещены на сайте Центра ТГПУ.

 
 
 
 

Подробнее

29 октября 2020

Боец СПО «Данко» прошла стажировку от ВДЦ «Океан»

Вожатая студенческого педагогического отряда «Данко» ТГПУ Елизавета Супрунова прошла обучение «Онлайн-лига+» на базе Всероссийского детского центра «Океан». Такую возможность повысить свои компетенции получили лишь 15 вожатых из 13 регионов России, и одним из таких стала активист отряда ТГПУ.

Чтобы попасть в число лучших вожатых, необходимо было заполнить анкету, объяснив, почему эта стажировка важна и как она может помочь в будущей профессиональной деятельности вожатого.

«Это предложение меня заинтересовало, так как в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в мире многие были вынуждены уйти в онлайн, и вожатых это также коснулось: начали появляться дистанционные смены и даже лагеря», – делится Елизавета.

Стажировка проходила в онлайн-формате. Вожатые встречались трижды в неделю на конференциях, где слушали выступления спикер-экспертов ВДЦ «Океан». Перед участниками стояла задача изучить специфику дистанционного взаимодействия с детьми на примере инструментов и механизмов онлайн-смен «Океана». Также вожатым предстояло организовать собственную хобби-площадку и провести ее в прямом эфире в социальных сетях.

«На встречах мы разбирали разные аспекты онлайн-смен, нам рассказывали о моделях работы с детьми в новом формате, о том, как правильно составлять портрет целевой аудитории для своего проекта, разбирали различные приложения для нетворкинга, основные методы и механику дистанционки», – рассказывает участница от ТГПУ.

В результате стажировки Елизавете удалось разработать и реализовать собственный проект «Лагерный скилл», а также составить описание для онлайн-смены. Как отмечает сама девушка, благодаря стажировке она смогла актуализировать свои представления об образовательной программе в рамках реализации ее в онлайне, разобрать методику работы с детьми через интернет и систематизировать все возможности дистанционного взаимодействия с ними. Кроме того, Елизавете было полезно обменяться опытом с вожатыми из других регионов страны.

Знания и опыт, полученные за время всех мероприятий, Елизавета обязательно передаст своему отряду, ведь в первую очередь это мероприятие было полезно для СПО «Данко», и теперь вожатые ТГПУ владеют полным набором навыков, необходимых для создания лучших онлайн-смен.

 

Подробнее

28 октября 2020

Торжественное награждение сотрудников ТГПУ в рамках Всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+»

В рамках проведения Всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+» прошло награждение работников высшего образования и науки Томской области, среди которых и сотрудники ТГПУ.

Знаком отличия «За заслуги в сфере образования» награждены проректор по учебной работе, доктор биологических наук, профессор А.С. Минич и декан факультета иностранных языков, кандидат педагогических наук А.В. Гузеева. Награды «За достижения» удостоена проректор по развитию, доктор педагогических наук, профессор Л.Г. Смышляева. Вручала награды Л.М. Огородова, заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу.

Справка

Знак отличия вручается специалистам, проработавшим в сфере образования значительное время и своими трудовыми достижениями обеспечившим социально значимые результаты коллектива. Награда «За достижения» относится к наградам Губернатора Томской области и является формой признания заслуг и выдающихся достижений в деятельности, направленной на обеспечение благополучия и роста благосостояния населения Томской области, способствующей развитию Томской области и повышению ее авторитета в Российской Федерации и за ее пределами.

Подробнее

28 октября 2020

Итоги Международной конференции «Русская речевая культура и текст» ТГПУ

На историко-филологическом факультете ТГПУ завершились онлайн-мероприятия XI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст», организованной специалистами кафедры русского языка. Для обсуждения вопросов на платформе ТГПУ дистанционно встретились докладчики и слушатели из России, Китая, Казахстана, Республики Беларусь. Аудиторию участников представили ученые, аспиранты, магистранты, студенты, преподаватели вузов, школ, гимназий, лицеев.

Открывая конференцию, с приветственным словом к присутствующим обратилась проректор по развитию ТГПУ Л.Г. Смышляева, которая подчеркнула актуальность тематики докладов и их теоретическое и практическое значение для современного образования. Напутственные слова прозвучали и от имени руководства историко-филологического факультета.

В течение двух дней состоялись три пленарных заседания и работа семи секций по разным направлениям современной русистики и методики преподавания русского языка. Доклады были связаны с разработкой разных аспектов русской речевой культуры и текстовой деятельности.

Присутствующие подчеркивали высокий уровень проведения научного события и его результативность. Профессор Н.Н. Кошкарова (г. Челябинск) отметила «отличную организацию конференции в новом формате, который никак не повлиял на впечатления от докладов и общение с коллегами». По мнению профессора Л.А. Инютиной (г. Новосибирск), «конференция была интересной, насыщенной, с доброжелательной атмосферой, в которой проходило каждое заседание, с вниманием к каждому отдельному докладу».

Студенты ИФФ, участвовавшие в конференции, делились мнением, что прослушанные доклады многое дали им в познавательном плане:

«Для меня было открытием то, что можно рассматривать с научной стороны, казалось бы, совсем ненаучные сферы (например, доклад об исследовании сайта "пенсионный фонд"). Было интересно увидеть и послушать ученых, чьи статьи я ранее только читала, хоть и через экран, но все равно на связи. Это дает стимул посещать такие замечательные мероприятия и расширять свой тезаурус», – написала в отзыве Софья Новикова.

Кроме того, обучающиеся отмечали «интересные и познавательные доклады (Кожевникова Ангелина), «возможность получить много новой и полезной информации» (Янович Анастасия), «невероятно душевную атмосферу на конференции» (Петрова Татьяна), «возможность посетить несколько секций по актуальным проблемам русистики и методики преподавания русского языка», «широкую географию участников мероприятия и его высокий уровень», «научные дискуссии, которые были содержательными» (Захарчевская Надежда).

К началу конференции уже был издан сборник материалов, размещенный в российской научной электронной библиотеке eLIBRARY, а завершая работу, было принято решение о проведении XII Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» на базе ТГПУ в мае 2022 года.

Подробнее

28 октября 2020


Новости 2441 - 2460 из 8441
Начало | Пред. | 121 122 123 124 125 | След. | Конец