
Студенты ТГПУ: «Педагогический слет – это обмен опытом и выстраивание перспектив на будущее»
«Российский студенческий педагогических слет» открыл зимний сезон университетских активностей и объединил обучающихся из более чем 20 педагогических вузов России и 4 – Беларуси. Активисты Центра молодежной политики и воспитательной работы ТГПУ в рамках мероприятия приняли участие в российско-белорусской сессии «Учитель будущего: студенческие инициативы и проекты».
Слет проходил дистанционно на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. На онлайн-встречах студенты и преподаватели педагогических вузов России и Беларуси формулировали надпрофессиональные навыки, которые пригодятся молодому педагогу в современных условиях, обменивались опытом, говорили о тенденциях и актуальных направлениях современной педагогической деятельности.
Программа форума была крайне насыщенной: тренд-сессии, дискуссии в формате слэмов и питчингов, воркшопы и постерные сессии. Участники посещали выступления в различных тематических ключах: от волонтерских инициатив и социальных проектов до профориентации в школах и организации в них самоуправления обучающихся.
Работа Слета формировалась по нескольким направлениям, среди которых «Цифровизация образования», «Волонтеры просвещения», «Воспитание», «Молодые ученые». Об опыте ТГПУ в реализации образовательных и воспитательных проектов для школьников рассказала студентка четвертого курса ФПСО Александра Соловьёва, которая в рамках сессии представила доклад «Открытый педагогический класс как механизм совершенствования качества абитуриента педагогического вуза». Выступая с сообщением, студентка представила направления и формы работы «ОПК», рассказала о том, как программа работает в Томской области и какие перспективы развития есть на ближайшее время:
«Я осветила не только очные, но и онлайн-мероприятия нашего проекта. Подробного рассказала о том, как мы смогли "прокачать" свои навыки в дистанте в этом году. Считаю, что наш опыт будет очень полезен всем в современных реалиях».
Девушка отмечает важность мероприятий подобного рода: всегда полезно узнать, как в других областях реализуется направление педагогических классов и какие формы работы используются. События профильной направленности регулярно посещают студенты ТГПУ, привозя с них новые знания и опыт, которые помогают в личностном и профессиональном развитии.
4 декабря 2020
В помощь учителям: студенты ТГПУ включились в работу центров «Точка роста»
Уже больше года в районах Томской области функционируют Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», нацеленные на повышение качества подготовки школьников. Площадки были открыты в рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в сельской местности и малых городах ТО. В помощь педагогам школ к центрам «Точка роста» присоединились инициативные обучающиеся ТГПУ, готовые на практике демонстрировать работу со сложнейшим современным оборудованием и делиться опытом.
В рамках проекта в образовательные учреждения поступили 3D-принтеры и необходимый к ним разноцветный пластик, мощные компьютеры, квадрокоптеры, шлемы виртуальной реальности и ноутбуки для них, комплекты конструкторов LEGO и другое. Работать с этим оборудованием студенты учились на физико-математическом факультете ТГПУ, где под руководством старшего преподавателя Ольги Сергеевны Нетесовой прошли специальную подготовку и получили необходимые компетенции в сфере робототехники и современных цифровых технологий.
Далее, чтобы помочь педагогам разработать материалы для работы со школьниками с использованием новейшей техники, студенты и магистранты ТГПУ охватили шесть центров «Точка роста» Томского района, выбрав темы по своим интересам: программирование на Python (высокоуровневом языке программирования), разработка виртуальной реальности (VR) и работа с очками VR, 3D-принтеры и их применение, веб-квесты.
Так, для работы в качестве учителей математики, информатики и физики в Спасскую школу были приглашены выпускники и магистранты физико-математического факультета ТГПУ Константин Кольцов и Данила Овчинников. Уроки магистрантов отличаются от привычных, так как завязаны на использовании оборудования центра «Точка роста», что привлекает школьников и позволяет усовершенствовать образовательный процесс, сделать его максимально интересным и сформировать у обучающихся новые компетенции, необходимые для дальнейшей успешной самореализации.
Не отстают от магистрантов и студенты бакалавриата: к работе в центре «Точка роста» Мирненской СОШ Томского района подключился третьекурсник ФМФ ТГПУ Дмитрий Резник:
«Школе требовалось разработать и внедрить определенную тему в программу, а я неплохо программирую и занимаюсь видеомонтажом, поэтому пригласили меня. Для центра "Точка роста" я программирую квадрокоптеры Tello EDU на языке Python – он довольно востребован, и изучить его возможности в сфере именно квадрокоптеров мне было интересно самому. Кроме того, этой темой достаточно легко увлечь школьников и на основе заинтересованности дать базу и научить работать».
Сейчас Дмитрий занят написанием методических рекомендаций для центра «Точка роста» по программированию данной модели квадрокоптеров, которые станут подспорьем для педагогов школы, занятых в этой деятельности. В ближайших планах студента – образовательная очная встреча со школьниками, если, конечно, позволит эпидобстановка.
«На студентах лежит большая ответственность, с которой они отлично справляются, – комментирует Ольга Сергеевна. – И несмотря на то, что в период пандемии довольно сложно выходить на школы, нам удалось выстроить эффективную дистанционную работу. Кроме того, мы готовим сборник материалов, который будет выпущен для центров в помощь педагогам».
Важно отметить, что содействие развитию инновационного школьного образования оказывают не только будущие учителя: сфера современной педагогической деятельности увлекает обучающихся непрофильных направлений ТГПУ. В рамках работы центров «Точка роста» заинтересованные студенты получают ценный опыт, новые возможности для научного движения и расширения научных границ. Именно такая практика способна с течением времени закрыть дефицит педагогических кадров в Томской области.
Тесное взаимодействие с технически одаренными молодыми людьми благоприятно влияет на образовательную активность школьников: именно студенты успешно поддерживают у детей интерес к учебе, научно-техническому и медиатворчеству. Поэтому в перспективах, которые ставит перед собой коллектив проекта «ТехноВолонтеры Просвещения» ТГПУ, – охватить максимальное количество центров «Точка роста» и выйти за пределы Томской области.
4 декабря 2020
Проект ученых ТГПУ поддержан Министерством просвещения РФ
Бюджетное научное финансирование от Министерства просвещения Российской Федерации получил проект «Квантовая теория поля, суперсимметрия, поля высших спинов и гравитаций» коллектива Центра теоретической физики ТГПУ, ведущих преподавателей физико-математического факультета, с участием коллег из Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна) под руководством профессора Иосифа Львовича Бухбиндера.
Государство высоко оценивает фундаментальные исследования коллектива физиков ТГПУ, целью которого является построение новых моделей суперсимметричных калибровочных теорий в различных размерностях и изучение их квантовых аспектов, развитие новых подходов к теории полей высших спинов и исследование современных проблем теории гравитации и космологии
Построение теории полей высших спинов является одной из общих проблем современной теории поля. Ее актуальность обусловлена как чисто теоретическим интересом к развитию новых методов теории поля, так и надеждами открытия новых подходов к объединению всех фундаментальных взаимодействий. Исследования в этой области ведутся исключительно интенсивно:
«В последние годы центр внимания фундаментальной физики сдвигается к проблемам гравитации и космологии, в частности к изучению черных дыр, темной энергии и темной материи», – говорит И.Л. Бухбиндер.
Несмотря на то, что коллектив давно и активно участвует в различных исследовательских программах, проектах и научных коллаборациях, поддержка Министерства просвещения РФ является приоритетным доказательством важности проводимых ТГПУ исследований.
3 декабря 2020
Второй проект ТГПУ выиграл грант Областного конкурса «Твоя идея»

Авторы программы «Ура, онлайн-каникулы!» – преподаватели и студенты ТГПУ – выиграли грантовую поддержку Областного конкурса молодежных проектов «Твоя идея», проведенного Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области. Защиту проекта на конкурсе реализовала студентка ФПСО Александра Соловьёва, завоевав высшую оценку жюри и первое место в номинации «Межмуниципальные проекты».
Разработка «Ура, онлайн-каникулы!» является мероприятием программы ТГПУ «Открытый педагогический класс». Ее идея принадлежит студентам и педагогам вуза, занятым в «ОПК», и заключается в содействии вожатским отрядам учреждений Томской области в освоении онлайн-пространства. Александра выступает организатором и куратором мероприятий «ОПК», а потому сразу решилась принять активное участие в подготовке конкурсного видео и его защите:
«На базе образовательных организаций Томской области существует большое количество вожатских отрядов как школьных, так и студенческих. Они накопили достаточный опыт работы в очном формате и готовы осваивать онлайн-пространство, а мы хотим им в этом помочь!»
В ходе реализации проект включит в себя два этапа. На первом участники получат возможность пройти онлайн-мероприятия ежегодного Фестиваля вожатских идей, который организуется на базе ТГПУ при поддержке партнеров (ОЦДО, РЦРО, ЧУДО и других). А на втором – с помощью команды кураторов ТГПУ смогут подготовиться к дальнейшей самостоятельной деятельности в этом направлении, обучиться дистанционным методам работы, предложить свои идеи и даже запустить их в период осуществления проекта.
«За 2020 год мы накопили огромный опыт работы в организации онлайн-мероприятий, теперь готовы делиться им с другими, – рассказывает Александра. – Фестиваль вожатских идей реализуется нами на протяжении четырех лет, его участники всегда показывают высокий уровень своей подготовки. Пора расширять как их, так и наши возможности».
Проект будет работать с марта по июль 2021 года. В нем примут участие команды вожатских отрядов из числа школьников (8-11 классы) и студентов из муниципалитетов Томской области, педагоги-организаторы вожатских отрядов, приглашенные участники проекта «Открытый педагогический класс» ТГПУ. На «Каникулах» участники представят свои разработки, научатся самостоятельно реализовывать свои идеи и успешно выводить их в онлайн-пространство. Весь накопленный материал будет сформирован в электронный методический сборник, который можно будет использовать в качестве методических рекомендаций для реализации подобной деятельности.
Как заранее сообщила Александра, организаторы не остановятся на достигнутом и после отработки гранта: они планируют продолжать и совершенствовать свою работу, а также искать ее новые форматы.
3 декабря 2020
Команда ФПСО завоевала награды III Международных педагогических игр
В Липецком государственном педагогическом университете имени П.П. Семенова-Тян-Шанского при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации прошли «III Педагогические игры. Мост» с международным участием для обучающихся вузов по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры педагогического направления. Призовые и победные места на соревнованиях в нескольких номинациях завоевали студенты ФПСО ТГПУ.
Под руководством Головиной Алены Павловны, научного сотрудника кафедры социальной педагогики ФПСО, студенческая команда вуза прошла девять конкурсных онлайн-этапов. Сначала ребята презентовали домашнее задание – визитную карточку «Хорошие новости» и креативное знакомство с командой. Остальные этапы – конкурс оживших полотен «Экскурсия в картинную галерею», «НЕнаучных докладов», «Практикус «Пять с плюсом» – конкурс с участием школьников и другие – потребовали от участников импровизации и творческого включения.
Лучше всего профессиональный потенциал студенты ФПСО раскрыли на этапах «Реклама педагогических игр» (1 место), «Все творчески, иначе зачем» (2 место), «Лига педагогических дебатов» (3 место).
Игры позволили студентам не только проявить себя в творческой и интеллектуальной сферах, но и помогли сплотиться: находясь более 12 часов в одном помещении на протяжении двух дней, ребята почувствовали себя по-настоящему единой командой. Интересные и нестандартные конкурсные задания стали полезным опытом и помогли понять, на какую профессиональную тему надо сделать упор в изучении.
Конкуренцию нашей команде на играх составили студенты из 12 университетов России и Беларуси. Целью педагогических игр было объявлено повышение авторитетности и социальной значимости педагогической профессии. А их особенностью стала практико-ориентированность оценивания компетенций в сфере воспитательной работы у студентов педагогических направлений подготовки.
3 декабря 2020
В ТГПУ стартовал новый этап Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова»
В третьем туре Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова» ТГПУ участники смогут продемонстрировать знание сказочной повести «Семь подземных королей». Подключиться к выполнению заданий третьего этапа.
Перед началом испытаний конкурсанты увидят небольшой ролик, посвященный презентации скрипки из мемориальной коллекции А.М. Волкова, которая после реставрации может радовать новым звучанием. Для любителей сказок автора подготовлены пять испытаний: «Волшебные пузырьки», «Отгадай героя», «Потерянные слова», «Радужный дворец», «По страницам сказки».
Ссылки на задания онлайн-конкурса будут работать в течение учебного года: даже сейчас можно принять участие в первых двух турах:
- первый этап «Волшебник Изумрудного города»;
- второй этап «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
После прохождения заданий участник получает сертификат или грамоту за III, II или I место. Те, кто наберет большее количество баллов, смогут посоревноваться в дополнительном этапе и получить грамоту в номинации «Суперзнаток» Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова». Все сертификаты, грамоты и благодарственные письма будут отправлены на электронный адрес, с которого принята заявка.
Участие в конкурсе бесплатное.
Координатор:
Сайнакова Наталья Викторовна,
к.и.н., директор музейного комплекса ТГПУ
WhatsApp: 8 952 806 0086, e-mail: pushkareva0723@rambler.ru
3 декабря 2020
Студенты ФТП – призеры профессиональной олимпиады
На базе Института физической культуры и спорта Алтайского государственного педагогического университета в дистанционном формате состоялась V Региональная открытая олимпиада по безопасности жизнедеятельности среди студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования. ТГПУ представила команда факультета технологии и предпринимательства под руководством Елены Станиславовны Синогиной, доцента кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин.
Профессиональное онлайн-состязание состояло из пяти этапов: представление команд «Визитная карточка», для которого было необходимо снять короткий видеоролик обо всех членах команды; онлайн-тестирование из 60 вопросов; интеллектуальная битва «Онлайн-квиз», где потребовалось умение быстро отвечать на вопросы из разных разделов БЖД; практический тур, проверивший навык чтения топографических карт и домашнее задание, подготовленное участниками в формате видео.
В команду ТГПУ под названием «ГО» вошли семь студентов вуза. Ребята уверенно и креативно представили себя членам жюри, а также показали высокую подготовку на теоретических этапах олимпиады. По итогу прохождения испытаний коллектив ТГПУ был награжден дипломом III степени в номинации «Теоретический тур» (этап «Онлайн-тестирование») и дипломом I степени в номинации «Теоретический тур» (этап «Квиз»). А после суммирования баллов, полученных на каждом пройденном туре, команде Томского государственного педагогического университета было присвоено призовое третье место.
Всего в олимпиаде приняли участие 11 команд, среди которых представители Новосибирского государственного педагогического университета, Алтайского государственного педагогического университета, Алтайского государственного аграрного университета, Волгоградского строительного техникума, колледжа Алтайского государственного университета.
2 декабря 2020
Проект специалиста ТГПУ получил грантовую поддержку на Областном конкурсе «Твоя идея»
В Департаменте по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области подвели итоги Регионального конкурса молодежных проектов «Твоя идея». Первое место в номинации «Патриотизм и гражданственность» занял проект директора Центра патриотического воспитания ТГПУ К.А. Черенкова «Томск – это люди», получивший грантовую поддержку в размере 100 тысяч рублей.
«Томск – это люди» – художественно-просветительская программа, направленная на сохранение и приумножение исторической памяти о выдающихся томичах и улучшение города. Знания о ключевых фигурах в истории Томска, внесших важный вклад в его становление и развитие, доносятся до современных томичей посредством размещения портретов на стенах города. К ним же – историческая справка для углубленного знакомства с персоной.
Автор задумки – выпускник историко-филологического факультета ТГПУ – работает в школе уже семь лет и считает создание проекта важным шагом на пути к освоению исторического и культурного наследия родного города:
«В сегодняшней школе нет возможности знакомить юных томичей с историей Томска: краеведение не включено в образовательную программу. Поэтому большинство из нас – и взрослые, и дети, – живя в городе с уникальной историей, не знают и не ценят ее».
Выход из ситуации был придуман современный: портреты оформляются в стиле стрит-арт, украшая здания городских организаций и испорченные раннее стены сооружений. Первый рисунок появился летом – это изображение Ивана Юрьевича Москвитина, томского казака и русского землепроходца. Теперь в планах Константина Анатольевича сохранить историческую память о других земляках:
«Работа над проектом возобновится с наступлением тепла. Первыми в новом сезоне станут изображения Тояна с челобитной у Годунова, Тыркова и Писемского – основателей города, Старца Федора Томского и Егора Лугачева».
Защита проекта в рамках областного конкурса проходила в онлайн-формате. Сначала участники представили заявки и видеопрезентации своих разработок на суд жюри, из них были выбраны финалисты – 11 авторов идей в номинации «Патриотизм и гражданственность». В финале участники и организаторы встретились на платформе Zoom. Эксперты отсмотрели подготовленные видео, после чего организовали общение с конкурсантами в формате «вопрос-ответ». Высокая актуальность проекта Константина Анатольевича была единогласно подтверждена экспертами конкурса и получила победное место.
Кроме того, призером конкурса в номинации «Межмуниципальные проекты» стала студентка Института детства ТГПУ Ангелина Куприц, которая представила спортивную акцию «Чемпион двора». Проект является всероссийской разработкой народной организации «Молодежка ОНФ», в региональном отделении которой Ангелина состоит не первый год. Защита идеи студенткой ТГПУ была поддержана жюри конкурса: акция удостоена третьего места в своей номинации. Теперь соревнования по дворовым видам спорта будут реализованы на территориях Томской области.
1 декабря 2020
Периодические издания ТГПУ: ноябрь 2020
Опубликованы новые выпуски студенческой газеты ТГПУ «Штудент Тайм» и издания Ученого совета ТГПУ «Томский учитель».
Читателей ждет знакомство с проектом «Территория интеллекта» – пространством современных образовательных возможностей для школьников и студентов вуза. Об идее проекта и ее активной реализации на страницах «ТУ» рассказывает директор проектного офиса «Территория интеллекта», советник при ректорате ТГПУ Игорь Вячеславович Дмитриев, а в интервью журналисту «ШТ» о занятости на платформе и перспективах профессионального развития делятся наши студенты.
Кроме того, в последний осенний номер «ШТ» вошли лучшие творческие работы участников регионального Конкурса «Мама, знаешь, как я тебя люблю!», проведенного специалистами Управления стратегических проектов и информационной политики в преддверии Дня матери. Не остались без внимания и традиционные рубрики – краеведческая страница «Наш Томск», студенческие кинообзоры «Штатив», новая глава книги «Шаг навстречу» и многие другие.
Приятного чтения!
«Штудент Тайм» «Томский учитель»
1 декабря 2020
Студенты ТГПУ прошли мероприятия Всероссийского студенческого форума педагогических вузов России
Активисты Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ стали участниками Всероссийского студенческого форума педагогических вузов России, прошедшего в онлайн-формате на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Событие собрало более 1000 будущих педагогов и представителей педуниверситетов страны для обмена опытом, получения новых знаний и профессионального общения.
Открыли мероприятие напутственные слова приглашенных экспертов: Басюка Виктора Стефановича, заместителя Министра просвещения РФ, Меркуловой Галины Ивановны, председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ и вице-президента Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы, Степанова Сергея Валерьевича, советника руководителя Федерального агентства по делам молодежи. Затем участники форума распределись по тематическим площадкам, которые, по рассказу Анастасии Степановой, руководителя СПО «Данко», соответствовали выбранному направлению работы в вузе:
«На форуме собрались ребята от каждого педагогического университета страны, занятые в каком-либо направлении студенческой деятельности: российские студенческие отряды, волонтерские движения, студ. клубы и другие. Участие в форуме призвано дать необходимый опыт как для будущей профессии педагога, так и для нынешней занятости на посту руководителя студенческой структуры».
В рамках работы площадок состоялись встречи с экспертами в различных областях студенческой деятельности. Так, Анастасии запомнился полезный диалог с Киселевым Михаилом Сергеевичем, руководителем крупнейшей молодежной организации страны «Российские студенческие отряды». А и.о. председателя Студенческого спортивного клуба ТГПУ Александр Толстик был впечатлен встречей с исполнительным директором «АССК России» Бычковой Евгенией Петровной на установочной конференции «Студенческий спортивный клуб как эффективный инструмент развития студенческого спорта»:
«Я очень рад, что участвовал в форуме: за это время познакомился с ребятами из других студенческих спортивных клубов педагогических вузов России, получил новые знания, необходимые для дальнейшего развития моего дела».
Затем участники посетили презентацию проекта «Учитель будущего. Студенты» – одного из ключевых проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей», партнером которого является ТГПУ, а завершился первый день культурно-творческой программой.
Дальнейшая программа не уступала по насыщенности: представителей ТГПУ ждали полезные мастер-классы и воркшопы, дискуссии и обсуждения. В ходе работы студенты и эксперты открыли секреты создания успешного СПО, обсудили качества хорошего педагога и важность благоприятного эмоционально-психологического климата, подняли тему мотивации команды и грамотной коммуникации в коллективе. За круглым столом присутствующие поделились опытом работы в детских лагерях и уделили внимание тенденции развития педагогического движения. После усердной работы участники смогли поделиться видением дальнейшего развития своих структур и посоветоваться с экспертами.
30 ноября 2020
Команда ФПСО удостоена диплома Всероссийской студенческой олимпиады «ПсихоЛогос»
Студенты кафедры социальной педагогики ФПСО ТГПУ успешно справились с испытаниями Всероссийской олимпиады «ПсихоЛогос», организованной для обучающихся 2-3 курсов образовательных организаций высшего образования, и получили диплом.
Целью олимпиады было повышение профессиональной психолого-педагогической компетенции студентов, содействие в реализации их творческого потенциала, а также рост престижа службы практической психологии в системе образования. Ее организаторами выступили представители ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» и Министерства образования Московской области.
Участие в профессиональном состязании приняли более 100 студентов (21 команда) из шести вузов России. Олимпиада проходила в онлайн-формате на платформе Zoom и включала три этапа: тестирование на сайте «Kahoot», презентацию на тему «Выход есть! Как мы пережили самоизоляцию» в формате «Печа-куча» и анализ кейсового задания.
Оригинальный подход к оформлению и представлению презентации высоко оценили члены жюри олимпиады, удостоив наших участников дипломом в номинации «Лучшая презентация».
27 ноября 2020
На межвузовском семинаре ТГПУ обсудили вопросы физики как основы технологий
В Центре дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ состоялся межвузовский с участием учителей физики онлайн-семинар «Физика как основа технологий – направление обновления содержания школьной физики и создания курсов дополнительного образования детей».
Представители Томского государственного педагогического университета, Томского государственного университета, Красноярского государственного педагогического университета, Московского физико-технического института, Информационно-методического центра г. Томска, а также учителя физики общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области рассмотрели актуальные вопросы:
- пробуждение интереса современных школьников к профессиям инженерного и технического профилей;
- междисциплинарные специальности – тренд будущего;
- возможности вузов и школ для создания и реализации курсов по физике, в которых физическая наука раскрывается как основание современных технологий;
- STEM-образование и другие.
Активное участие в семинаре приняли декан физико-математического факультета ТГПУ Е.Г. Пьяных, декан радиофизического факультета ТГУ А.Г. Коротаев, методист по физике ИМЦ г. Томска Т.Д. Буркова. Школьными учителями был представлен успешный опыт развития внеурочной деятельности и реализации методики формирования мотивации у детей, направленной на освоение технических вопросов курса физики. Участники признали, что обсуждение опыта разработки и реализации межвузовской программы дополнительного образования детей является актуальным для хода проектов Большого университета в Томске.
27 ноября 2020
Баскетбольные команды ТГПУ участвуют в Чемпионате высшего дивизиона «Сибирь» АСБ России
Уже в течение месяца баскетболисты Томского государственного педагогического университета – мужская и женская сборные – проходят спортивные испытания Чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола России (высший дивизион «Сибирь») сезона 2020-2021. Позади у ребят два насыщенных тура, первый из которых проходил на домашней арене – в ТГПУ, а второй – на базе Кемеровского государственного университета.
В первом туре наша женская сборная одержала победу над командой Томского политехнического университета. Лучшим игроком матча была признана Дарья Кафтина, набравшая 25 очков. Спортсменка учится в 10 классе и выступает в качестве усиления команды. В ее планах – окончить школу и стать студенткой факультета физической культуры и спорта ТГПУ. Не уступила и мужская сборная: парни обыграли команду ТГАСУ. Лучшим игроком стал Владислав Петелин, студент четвертого курса ФФКиС, с результатом: 14 очков, 12 подборов, 1 передача и 3 перехвата.
Второй тур соревнований, организованный в спортивном зале КузГУ, подарил женской команде три напряженных игры. Однако уверенный настрой соперниц не помешал нашим баскетболисткам увезти домой две победы: со счетом 52:46 девушки обыграли НГТУ и одолели противников из КузГТУ с результатом 64:46. Лучшим игроком матча стала Снежана Суворова, студентка третьего курса ФФКиС (13 очков, 5 подборов, 2 передачи, 4 перехвата). Парни в кемеровском туре одолели команду КемГУ (87:66). Здесь отличился магистрант ФФКиС Александр Фокин, набравший 32 очка, совершивший 7 подборов, 7 перехватов и 1 атакующую передачу.
Эти победы спортсмены привезли в родной Томск. Впереди у команд и их тренера, доцента ТГПУ Олега Валерьевича Смирнова – период недельной подготовки к следующему туру, который пройдет в Новосибирске.
26 ноября 2020
Представители ТГПУ открыли студенческий трек федерального конкурса «Учитель будущего»
В Москве прошло открытие профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты» – нового проекта президентской платформы АНО «Россия – страна возможностей». Томский государственный педагогический университет является партнером проекта и представляет Сибирский федеральный округ.
Старт масштабному событию дали ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко вместе с выпускниками ТГПУ – участницей пилотного трека конкурса Ольгой Чубыкиной и специалистом ТВ ТГПУ Артемом Астраханцевым, которые подключились к коллегам через видеосвязь из зала Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ.
«Томск приветствует участников конкурса "Учитель будущего. Студенты" – активную творческую молодежь Санкт-Петербурга, Ульяновска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Грозного! – встречал конкурсантов ректор ТГПУ. – Я уверен, что запуск такого масштабного федерального конкурса студенческих команд станет точкой роста и поможет воплотить мечту в жизнь, а именно – из будущих учителей стать настоящими учителями будущего!»
Впечатлениями от участия в студенческом треке поделилась выпускница факультета дошкольного и начального образования Ольга Чубыкина, отметив уникальный формат и дружескую атмосферу среди команд, продуктивную работу и ее результаты, которые рождались здесь и сейчас, «в моменте».
В рамках прямого включения коллеги ТГПУ из Ростова-на-Дону передали вопрос нашей томской команде, предложив перефразировать на современный лад высказывание всемирно известного педагога Антона Семеновича Макаренко: «Человека нужно не лепить, а ковать... создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек». Ответ нашелся быстро: «На современном языке, наверное, речь идет о soft skills – лепить и создавать – и о hard skills – ковать, формирование которых возможно через активную деятельность и проблемное обучение», – поделилась мнением Ольга. В свою очередь команде города Грозный Артем предложил подумать над актуальностью и современным звучанием фразы педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского: «Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, – настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица. Они чувствуют и распознают фальшь, ненавидят притворство».
Завершая онлайн-встречу, присутствующие обменялись подарками и еще раз проводили участников в увлекательный конкурсный путь.
25 ноября 2020
«Живая память Победы»: книга вторая
Фонд Научной библиотеки ТГПУ пополнился подарочным изданием второй книги из трилогии «Живая память Победы» с автографом одного из авторов Александра Паныча, создателя одноименного проекта, направленного на сбор воспоминаний живых свидетелей войны, фотографий и документальных свидетельств.
Первая книга серии была издана в 2018 году. Она содержит истории ветеранов Великой Отечественной войны Томска и Бакчарского района. Во вторую книгу включены воспоминания участников ВОВ, проживавших и проживающих в Томской области. Материалы собраны в ходе личных встреч с каждым ветераном.
Книга будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся историей Великой Отечественной войны, России и Томской области.
25 ноября 2020
Студенты ТГПУ: «Учим школьников быть активными!»
«Легко ли быть активным?» – вопрос, которым задается каждый школьник и на который знают ответ студенты ТГПУ: неделя мастер-классов от наших ребят для обучающихся МАОУ СОШ № 47 г. Томска была призвана помочь разобраться в этой непростой, но увлекательной теме. К работе со школьниками подключились активисты Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ, а также отдела по информационной политике.
Инициатором программы онлайн-встреч, направленных на обсуждение активизма в школе и вузе, выступила Валерия Налимова, комиссар студенческого педагогического отряда ТГПУ «Данко», студентка вуза. Девушка работает старшим вожатым в СОШ № 47 и является руководителем детской организации «Затейники», в которую входят школьники среднего и старшего звена. Подключившиеся к работе кружка дети столкнулись с трудностями: опыта членства в активе у них никогда не было. Тогда Валерия придумала, как это исправить:
«Школьники пришли в организацию и не понимали, как быть активным, что включает в себя это понятие. Озадачившись этим вопросом, приняли решение провести встречи с людьми, которые точно знают ответ и готовы на своих мастер-классах научить младших быть активными».
В течение недели школьники ежедневно встречались с экспертами, в частности со студентами ТГПУ, которые подготовили интерактивные МК на самые интересные темы: «Говорить легко!» – о секретах ярких публичных выступлений рассказала Виктория Заяц, и.о. директора Студенческого клуба ТГПУ, мастер-класс по созданию успешных проектов подготовила командир студенческого педагогического отряда «Данко» ТГПУ Анастасия Степанова, секретами ведения социальных сетей на вебинаре «Гайд: как удивить маму твоим инстаграмом (и ВК)» с ребятами поделилась Таисия Шутова, активистка отдела по информационной политике ТГПУ и СПО «Данко», особенности организации мероприятий раскрыла Владлена Запара из СПО «Данко».
На своих тренингах представители ТГПУ стремились дать необходимую базу знаний и умений, которая поможет юным коллегам в дальнейшем развиваться в роли активистов. Каждый из приглашенных экспертов – обладатель богатого опыта в различных сферах, поэтому онлайн-встречи получились максимально информативными и полезными для школьников. Используя несложный язык и всем знакомые образы, активисты ТГПУ старались донести свои знания до ребят как можно проще. Главным стремлением экспертов было заинтересовать слушателей, чтобы в результате их деятельность была любимой и добровольной. Только с таким отношением к делу можно ожидать хорошего результата, считает Анастасия Степанова:
«Я не давала каких-то конкретных методичек и разработок, а старалась объяснить на более простых и понятных примерах, образах, ассоциациях. Мы с ребятами в интересных форматах пытались разобраться в специфике проекта и прийти к понимаю того, как он может строиться».
Дистанционный формат и отсутствие живого общения не помешали Виктории Заяц увидеть максимальную включенность школьников и обратную связь от них с рефлексией и анализом:
«Мне было приятно после своего выступления слышать отзывы о пользе и важности нашей встречи, о том, что знания, полученные в ходе мастер-класса, пригодятся в жизни. Здорово, что изначально слабо заинтересованные в этом люди постепенно "загорелись" идеей».
Эксперты от ТГПУ уверены, что учиться быть активным необходимо именно в школе: с багажом знаний и опытом в университете будет намного проще влиться в кипящую и интересную студенческую жизнь. Поэтому так важно получить те основы, которые помогут в дальнейшем быть активистом, и за каждый шанс их получить надо хвататься, как верно подмечает Таисия Шутова:
«Если что-то не знаешь, но есть возможность постичь – нельзя ею пренебрегать. Кто знает, вдруг это выльется во что-то крутое и поможет определиться с профессией?».
После недели интерактивов со школьниками и сами студенты наметили горизонты дальнейшего развития, ведь чтобы обучать, передавать ценный опыт и знания, необходимо самому постоянно развиваться: следить за актуальной информацией, за трендами, искать и разрабатывать новые интересные методики.
24 ноября 2020
Студент ФФКиС стал чемпионом мира по гиревому спорту
Сегодня в Санкт-Петербурге завершились чемпионат и первенство мира по гиревому спорту, прошедшие в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни». На соревнованиях отличились братья Дмитрий и Иван Черкашины, студенты факультета физической культуры и спорта ТГПУ, показавшие наивысшие результаты.
В первый день престижных состязаний Дмитрий уверенно завоевал статус чемпиона мира в классическом двоеборье. В категории 85 килограммов спортсмен представил результаты: толчок – 148, рывок – 195, сумма – 245.5. Сильнейшим спортсменом первенства мира среди юниоров в категории 85 кг стал Иван, который взял золото, совершив 83 подъема.
Кроме участия в личных первенствах, студенты вошли в состав первой команды России, которой удалось в эстафете «толчок гирь по длинному циклу» занять почетное второе место.
Всего в соревнованиях приняли участие 250 спортсменов из 12 стран мира. Турниры проходили в Северной столице на базе спортивного комплекса «Nova Arena» и согласно требованию Роспотребнадзора были организованы без зрителей, но с онлайн-трансляцией.
23 ноября 2020
ТГПУ – общепризнанный центр изучения малых языков России
Томский государственный педагогический университет включен в перечень проекта Института языкознания Российской академии наук (Москва) как ведущий научный центр исследования языков, находящихся под угрозой исчезновения.
Онлайн-проект «Малые языки России» создан на базе Лаборатории исследования и сохранения малых языков Института языкознания Российской академии. Это общедоступный ресурс, на котором можно найти материалы о структуре и функционировании исчезающих языков России, а также информацию о ведущих научных центрах и специалистах, занимающихся данной проблематикой.
Сайт находится в разработке, однако уже представляет материалы по 12 языкам, среди которых кетский и чулымско-тюркский – активно изучаемые представителями ТГПУ.
Исследования, включенные в проект, были проведены и проводятся по сей день учеными из ведущих университетов России и зарубежья. ТГПУ в научном процессе представляют специалисты кафедры языков народов Сибири Института иностранных языков и международного сотрудничества. Структура была основана профессором А.П. Дульзоном более 50 лет назад, все это время в рамках комплексной программы по изучению происхождения и эволюции аборигенов Сибири и их языков собирался архив, который сегодня является одним из ценнейших собраний в области автохтонных языков и культур Сибири и приобретает все большую актуальность.
23 ноября 2020

Ректор Томского государственного педагогического университета А.Н. Макаренко и проректор по молодежной политике и воспитательной работе Д.Б. Насонов принимают участие в крупнейшем съезде представителей профессиональных сообществ и общественных организаций – Международном научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга», который работает 20-21 ноября в Музее Победы на Поклонной горе. Масштабное мероприятие стало одним из ключевых событий Года памяти и славы: оно приурочено к 75-летию начала Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
Задача проекта – рассказать о том, что у нацизма не было обратной, «светлой» стороны: мирные жители оккупированных территорий подвергались массовому геноциду со стороны захватчиков. Согласно идеологии национал-социализма, жители нашей страны, как и других захваченных нацистами государств, были обречены на уничтожение. В результате карательных операций и иных действий на оккупированной территории СССР было уничтожено 11,5 млн человек, вина которых состояла только в том, что они были советскими гражданами и жили на землях, подлежавших по плану «ОСТ» «беспощадной германизации».
На открытии форума к участникам через экран обратился президент России Владимир Путин: «Долг всего мирового сообщества – стоять на страже решений Нюрнбергского процесса: его принципы лежат в основе послевоенного миропорядка». В своем обращении президент также отметил, что публичность наказания только подчеркивала чудовищность тех преступлений, что совершили нацисты, а итоги «Суда народов» важны и сегодня.
«За массовым террором, кровавыми расправами, за обращением в рабство и целенаправленным истреблением целых народов стояли конкретные организаторы – высшее руководство нацистской Германии. И государства, подвергшиеся агрессии, миллионы людей, которые прошли через нечеловеческие испытания, муки и страдания, справедливо рассчитывали на возмездие, на неизбежное, публичное наказание преступников», – сказал В.В. Путин.
Основные усилия работы съезда направлены на выработку консолидированной позиции в оценке преступлений нацистов как геноцида советского народа: в течение двух дней участники обсуждают исторический опыт и судебную практику Нюрнбергского военного трибунала и последующих процессов над военными преступниками. Сформировать единую оценку преступлений нацистов помогают представленные архивные документы о политике геноцида, с некоторыми из них можно ознакомиться в «Электронной библиотеке исторических документов».
В рамках форума состоялись не только горячие обсуждения исторически важной темы: в ходе работы были подведены итоги встречи глав педуниверситетов, а ректором ТГПУ был подписан Устав Российско-Китайского Союза педагогических вузов. Также представители ТГПУ приняли участие в рабочем совещании Министерства просвещения РФ и АНО «Россия – страна возможностей».
Продолжится участие в программе выступлением ректора ТГПУ (21 ноября в 14.00 часов по МСК) с презентацией научно-исследовательского проекта «Неучтенные потери мирного населения СССР на тыловых территориях как последствие нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны». Разработка станет составной частью Всероссийского патриотического мега-проекта «Карта Победы» и будет представлена на площадке «Преступления нацистов против советского народа как предмет научно-исследовательской, учебно-методической, воспитательной и просветительской деятельности».
Актуальность темы для педагогического вуза несомненна: подготовка современного учителя представляет собой одну из важных государственных задач, нацеленных на формирование будущих поколений России как могучей, независимой и суверенной страны. Для современной России сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне является не только предметом научного и публицистического интереса, но и элементом необходимой для дальнейшего общенационального развития идеологии.
21 ноября 2020
Модель современного образования в рамках Международной конференции «Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития» представил студент факультета экономики и управления ТГПУ Алексей Санфиров. Увлечь студента темой «Аксиологические основания интерактивных методов обучения в процессе преподавания экономических дисциплин», которую он достойно раскрыл в широких научных кругах, смогла доцент кафедры экономической теории Оксана Анатольевна Нестерова.
В ходе совместной работы преподавателя и студента акцент был сделан не только на теоретической подготовке: большое внимание было уделено реализации практической части в формате решения обучающимся простроенной системы творческих индивидуальных заданий. Центральное место в итоговой работе заняло исследование межпредметного взаимодействия различных областей знаний. В результате А. Санфиров смог собрать богатый материал по интерактивным методам обучения в экономике и представить его в историческом, социологическом, философском и других аспектах.
На защите доклада на конференции студент достойно ответил на вопросы междисциплинарного характера и получил положительный отзыв коллег. В рамках научного события также выступили представители Института философии РАН, Национального института экономических исследований Академии наук Румынии, Центра современной философии Сорбонны (г. Париж) и других. По оценке научного руководителя, Алексей прекрасно представил вуз в международном научном сообществе.
20 ноября 2020
Новости 2401 - 2420 из 8441
Начало | Пред. | 119 120 121 122 123 | След. | Конец