
Европейская игра «Secret Santa» и английский разговорный клуб: в ИИЯМС активно завершают год
Изучение иностранных языков – процесс непростой и интересный: он требует абсолютной включенности в теорию и максимального разнообразия форм практической работы. Творческий подход к обучению, отвечающий всем условиям современного дистанционного образования, активно используют преподаватели Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ: кроме уже привычных онлайн-лекций, педагоги организуют игры, кинопросмотры с обсуждением, веб-встречи по интересам и многое другое.
Одной из форм предпраздничного учебного творчества стал игровой обмен подарками в традиции европейской рождественской церемонии «Secret Santa». Он был реализован необычно – посредством почты. Студенты писали друг другу новогодние письма (на иностранных языках, разумеется), придумывали приятные подарки и, конечно, ожидали сюрприза от своего Тайного Санты, ведь игроки до конца не знали, кто выступит их дарителем. Инициатором проведения игры стала Марина Витальевна Нетесова, старший преподаватель кафедры перевода и переводоведения ИИЯМС:
«Прекрасно, когда студенты с удовольствием участвуют в предлагаемых мероприятиях. Девочки обменялись подарками, эмоциями, впечатлениями. Сама я не была "Secret Santa", но отправила каждому небольшое письмо. Мне, как преподавателю, очень важно, чтобы мои студенты наполнялись не только знаниями, но и учились относиться друг к другу с теплом и уважением, общались, дружили и получали удовольствие от процесса обучения. Наша маленькая затея помогла не только посмотреть друг на друга с экрана компьютера, но и почувствовать по-настоящему теплое и дружеское отношение друг к другу в реальности».
Студенты идею поддержали с радостью. Особенно важным такой контакт оказался для первокурсников, которые потеряли возможность подружиться в традиционных обстоятельствах. Это отметила Наталья Середа, обучающаяся группы 208:
«Я очень благодарна нашему преподавателю английского языка Нетесовой Марии Витальевне за ее творческий подход к нашему образованию. Игра помогла нам стать ближе, а наше сплочение, думаю, – дело не очень простое, потому что несколько месяцев назад мы все были незнакомыми людьми. К тому же в период пандемии, к сожалению, мы ограничены в очном общении. Но благодаря этому новогоднему мероприятию я от чистого сердца старалась найти подходящий подарок для человека, который в моей жизни появился не так давно».
Наталья уточнила, что логичным дополнением стало тематическое занятие, посвященное Новому году и Рождеству. Студенты готовили материалы и презентации к этому мероприятию. В результате каждый получил много новых знаний о праздниках, которые, казалось, уже хорошо знакомы.
«С радостью скажу, что в этом году я наконец-то ярко чувствую приближение Нового года, и одна из главных причин – тематические активности в нашей молодой студенческой семье!»
Вторым предновогодним мероприятием в Институте стало открытие Английского разговорного клуба. Участие в нем приняли студенты Томского государственного педагогического университета, Томского государственного университета, а также Асиновского техникума промышленной индустрии и сервиса. Обсуждение первого заседания было посвящено католическому Рождеству.
Гости Клуба отвечали на вопросы рождественской викторины, составляли юмористическое письмо Санта-Клаусу, обсуждали особенности празднования Рождества в англоязычных странах, исполняли известную рождественскую песню «Jingle Bells». Студенка 203 группы ИИЯМС Виктория Гильмутдинова представила видеоролик, где она исполняет рождественский танец совместно с терьером Верби, а студент Асиновского техникума промышленной индустрии и сервиса Павел Белялетдинов поздравил всех участников исполнением песни «Let It Snow!».
29 декабря 2020
Новогодний выпуск Студенческой газеты ТГПУ «Штудент Тайм»
На страницах специального новогоднего выпуска Студенческой газеты ТГПУ «Штудент Тайм» – праздничные поздравления и пожелания от студентов, преподавателей и сотрудников ТГПУ. А кроме того, – теплый конкурс от коллектива издания, победитель которого получит приятную награду, а все участники – доброе новогоднее напутствие.
С Новым годом, дорогие читатели, с новым счастьем!
28 декабря 2020
ТГПУ подписал соглашение с томскими вузами о совместной подготовке кадров высшей квалификации
В прошедшую пятницу ректоры томских вузов, члены Ассоциации НКО «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций», подписали соглашение о совместной подготовке кадров высшей квалификации.
В рамках данного соглашения будут созданы четыре Аспирантские школы:
- Аспирантская школа в области физики высоких энергий (Graduate School in High Energy Physics): организатор НИ ТГУ, участники НИ ТПУ и ТГПУ;
- Аспирантская школа «Перспективные лекарственные средства и технологии»: организатор СибГМУ, участники НИ ТПУ и ФГБНУ «Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской Академии наук;
- Аспирантская школа в сфере образования и педагогических наук: организатор ТГПУ, участник НИ ТПУ;
- Аспирантская школа «Движение и жизнь»: организатор НИ ТГУ, участники НИ ТПУ, СибГМУ и ТГПУ.
Создание Аспирантских школ позволит повысить качество освоения всех видов профессиональной деятельности, интегрировать и эффективно использовать имеющиеся образовательные, информационные, материально-технические ресурсы вузов и центров. Для аспирантов представится возможность научного со-руководства по утвержденной тематике исследований, проведения научных исследований на базе различных вузов и центров, а также получения дополнительного финансирования через участие в конкурсах и грантах.
28 декабря 2020
ТГПУ принял участие в обсуждении проблем и перспектив цифровой трансформации образования
25 декабря ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко и проректор по учебной работе Александр Сергеевич Минич приняли участие в совместном совещании Ассоциации «Сибирский открытый университет». В формате круглого стола представители Евразийского Национального университета им. Н. Гумилева (Республика Казахстан), Горно-Алтайского государственного университета, Кемеровского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета, а также томских вузов: ТГУ, ТПУ, ТУСУР, ТГАСУ и ТГПУ обсудили успешные практики университетов в реализации различных видов учебной деятельности, применении электронного обучения и цифровой дидактики.
Специалисты ТГУ представили проект девелопмента традиционных форматов преподавания, суть которого заключается в стягивании лучших лекций, практик, материалов от различных вузов на единую платформу, которая будет предоставлена студентам. О ее работе рассказал М.О. Шепель, директор Института дистанционного образования НИ ТГУ в своем докладе «Цифровая дидактика и внедрение передовых образовательных технологий: ответ ТГУ на вызов тотального дистанта»:
«Экосистема платформы выстраивается вокруг студента, предоставляя ему широкий круг образовательных возможностей и сервисов в удобной и вовлекающей форме. Принцип отбора заключается в следующем: авторы образовательного контента размещают свой материал на Бирже, где данный материал проходит через тестирование (оценка, отзывы, результаты, бенчмаркинг), а после лучшие материалы уже выкладываются на платформу». Кроме того, участники обсуждения от ТГУ подняли вопрос об актуальности разработки дидактики смешанного обучения. Она была апробирована в серии летних школ по смешанному обучению в условиях дистанта.
Интересен и опыт другого томского вуза – ТУСУР. С 2020 года университет запустил пилотный курс «Основы проектной деятельности», который осваивают первые курсы бакалавриата и магистратуры. В него включены различные дисциплины, отвечающие интересам студента и позволяющие получить знания в сфере, выходящей за рамки своей специализации. Например, «Разработка проекта», «Публичное выступление». Преподаватели курса «Основы проектной деятельности» – успешные практики, спикеры из самых различных уголков страны.
Представители ТПУ на встрече продемонстрировали возможности VR-технологии в преподавании. В качестве образцов были приведены примеры с ориентированием на местности и экскурсии по атомной станции.
В Томском Педагогическом есть собственный опыт перевода на дистанционное и смешанное обучение: создана электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), в преподавании используется платформа BigBlueButton (BBB), планируется расширение линейки MOOK.
28 декабря 2020
В ТГПУ стартует четвертый этап Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова»
Завершает уходящий 2020 и встречает 2021 год в ТГПУ четвертый этап Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова» по сказке «Огненный бог Марранов». В новогодние каникулы любители сказочных произведений автора, выпускника Томского учительского института, точно не будут скучать!
Участников ждут шесть станций с интеллектуальными заданиями разной степени сложности: «Зажигалка Чарли Блека», «Ребусы», «Третий лишний», «Кто это сказал?», «Потерянные имена», «Его лисичество король Тонконюх». Специально для нового этапа организатор конкурса – директор Музейного комплекса ТГПУ Наталья Викторовна Сайнакова подготовила праздничное обновление сказочного состязания:
«Участники быстро справляются, я вижу, что результаты постоянных конкурсантов набирают обороты, поэтому четвертый этап будет немного объемнее. Очень надеюсь, что все активные ребята дойдут до седьмого заключительного этапа, где смогут побороться за звание Суперзнатока всероссийского конкурса по всем шести сказочным произведениям А.М. Волкова».
Кроме того, предыдущие этапы конкурса доступны к прохождению в течение года, поэтому сыграть в них можно в любой момент:
- Первый этап «Волшебник Изумрудного города»;
- Второй этап «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»;
- Третий этап «Семь подземных королей».
После прохождения заданий и проверки каждый участник получит сертификат или грамоту за III, II, I место, Суперзнаток Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова». Все сертификаты, грамоты и благодарственные письма будут отправлены на электронный адрес, с которого принята заявка. Участие в конкурсе бесплатное.
Координатор:
Сайнакова Наталья Викторовна,
к.и.н., директор Музейного комплекса ТГПУ
WhatsApp: 8 952 806 0086, e-mail: pushkareva0723@rambler.ru
28 декабря 2020
Предновогодние встречи ректора со специалистами ТГПУ: часть вторая
В ТГПУ продолжается череда предновогодних встреч ректора Андрея Николаевича Макаренко с представителями профессорско-преподавательского состава вуза для подведения годовых итогов работы и вручения почетных наград. С целью обеспечения безопасности собрания организуются в небольших группах. Так, в минувшую среду торжественная церемония прошла для специалистов ИФФ, ФТП, ФЭУ, ИД и ИИЯМС, сегодня награды нашли своих обладателей с биолого-химического факультета и факультета физической культуры и спорта.
Грамот Ученого совета ТГПУ за многолетнюю и плодотворную работу по подготовке научных и педагогических кадров удостоены:
- Жарикова Наталия Викторовна, к.пед.н., доцент кафедры общей биологии и методики обучения биологии БХФ;
- Белоусов Андрей Валерьевич, к.пед.н., зав. кафедрой физкультурно-спортивных дисциплин ФФКиС;
- Трунтягин Александр Николаевич, к.э.н., доцент кафедры физкультурно-спортивных дисциплин ФФКиС;
- Ершова Татьяна Владимировна, к.физ-мат н., доцент, зав. кафедрой географии БХФ;
- Карагеоргий Наталья Михайловна, к.мед.н, доцент кафедры теории и методики обучения физической культуре и спорту ФФКиС;
- Пешков Владимир Федорович, д.пед.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения физической культуре и спорту ФФКиС.
Почетной грамотой Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту ТО награждена Сарычева Татьяна Валерьевна, профессор кафедры теории и методики обучения физической культуре и спорту ФФКиС.
Завершая встречу, Андрей Николаевич поблагодарил коллективы факультетов за проделанную работу, ответил на интересующие коллег вопросы и, конечно, поздравил с наступающими праздниками. Следующая встреча в рамках торжественных заседаний пройдет 29 декабря.
25 декабря 2020
Ученые ИИЯМС продолжают осваивать новейшие методы изучения речи
В Институте иностранных языков и международного сотрудничества на постоянной основе организована работа по освоению актуальных методов изучения речи: сотрудники ИИЯМС регулярно посещают специальные мероприятия, перенимают российский и международный опыт, делятся собственными наработками. Одним из научных событий, посвященных данной теме, стал цикл онлайн-семинаров «Актуальные вопросы исследований по сохранению и документированию языков и культур Южной Сибири», прошедший на базе лаборатории лингвистической антропологии (ЛЛА) НИ ТГУ.
В рабочем режиме на встрече были представлены доклады томских и иногородних ученых, занимающихся изучением языка и культуры народов Сибири. С результатами своей полевой работы и систематизации полученных и архивных данных выступили наши исследователи:
- Ковылин Сергей Васильевич, доцент кафедры языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ («К вопросу изучения и документации центральных и южных диалектов селькупского языка и восточных диалектов хантыйского языка в лаборатории лингвистической антропологии ТГУ»);
- Дубровская Наталья Викторовна, доцент кафедры славянской филологии и межкультурной коммуникации ИИЯМС ТГПУ («К вопросу о типологии цветонаименований уральских и алтайских языков»);
- Лемская Валерия Михайловна, доцент кафедры перевода и переводоведения ИИЯМС ТГПУ («Морфонологическое варьирование в чулымско-тюркских говорах»).
После выступлений доценты ТГПУ приняли участие в интерактивных лекциях и практических занятиях специалиста по экспериментальной фонетике, преподавателя Суортмор-колледжа (США) Джонатана Вашингтона (Jonathan Washington, Assistant Professor, Swarthmore College). Вместе коллеги обсудили ряд тем: «Методы артикуляционной фонетики», «Ультразвуковая визуализация языка для лингвистических исследований», «Запись и аннотирование языковых данных, полученных в ходе УЗИ».
Экспериментальная часть занятий проводилась на портативном оборудовании, разработанном для полевой записи артикуляционных особенностей речи: системе «Micro Speech Research Ultrasound» компании «Articulate Instruments». Аннотация данных была выполнена на программном обеспечении разработчика – программе «AAA». В Российской Федерации такое оборудование находится только в Томске (ЛЛА НИ ТГУ) и Москве (Институт языкознания РАН). В ближайшее время сотрудниками ИИЯМС ТГПУ совместно с коллегами из ЛЛА ТГУ с помощью указанного оборудования планируется проведение полевых исследований среди коренного населения Томской области. Достигнута договоренность о совместной с Дж. Вашингтоном интерпретации полученных результатов и их публикации в ведущих лингвистических журналах мира.
25 декабря 2020
В ТГПУ состоялось итоговое заседание Ученого совета
Сегодня на расширенном заседании Ученого совета ТГПУ ректор Андрей Николаевич Макаренко встретился с сотрудниками и представителями профессорско-преподавательского состава вуза, чтобы подвести итоги годовой работы. Встреча носила говорящее название «Вызовы и достижения ТГПУ: 2020» и была посвящена обсуждению событий, которые происходили в вузе, и результатам уходящего года.
Выступая, Андрей Николаевич озвучил высокие позиции, которые занял ТГПУ в российских и международных рейтингах, преимущественно оставаясь сильнейшим педагогическим университетом страны, и сделал акцент на расширении партнерских связей с вузами и организациями России и мира. Кроме того, ректор поблагодарил сотрудников ТГПУ за личный вклад в подготовку и успешное прохождение государственной аккредитации, что позволило ТГПУ и дальше осуществлять образовательную деятельность. Особое внимание, конечно, было уделено анализу перехода ТГПУ на дистанционный формат работы в связи с возникшей угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Результаты работы, проделанной в период с 23 марта 2020 года по настоящее время, показали высокий уровень готовности специалистов университета осуществлять профессиональную деятельность в новом онлайн-формате – как образовательную, так и иную, направленную на поддержание жизнедеятельности вуза. Качество проделанной за это время работы было подтверждено анализом достижений: участия студентов и специалистов вуза в различных, в том числе международных проектах, заключения новых договоров о сотрудничестве и партнерстве, открытия новых образовательных направлений, включая совместную с ТГУ магистерскую программу «Управление в сфере образования», старта и реализации первых структурных изменений в вузе и других.
В завершение итогового заседания Ученого совета были намечены пути дальнейшей работы всего коллектива, обозначены возможности движения в направлении качественных изменений функционирования вуза. Ректор А.Н. Макаренко поблагодарил коллектив ТГПУ за слаженную работу и пожелал здоровья, успехов и благополучия в новом 2021 году.
24 декабря 2020
На ФЭУ прошел онлайн-семинар «Визуальное моделирование пространства»
Педагоги кафедры экономической теории ФЭУ О.В. Санфирова, А.И. Копытова и К.Э. Окушко организовали и провели на факультете онлайн-семинар «Визуальное моделирование пространства», посвященный обсуждению нового интерактивного мероприятия, которое, по мнению специалистов, позволяет реализовать процесс дистанционного обучения в полном объеме. Важность выбранной темы отметила старший преподаватель ФЭУ Ксения Эдуардовна Окушко:
«Современная реальность требует новых коммуникаций, в которых брендирование пространства является важной частью. Это сложный многоаспектный процесс, при этом, как отмечают сами студенты, очень полезный и уникальный в формате организации и проведения занятий. Как известно, если хотите смоделировать свое будущее, – нарисуйте его. Такая задача и стояла перед студентами. Для выступления на семинаре обучающиеся готовили уникальные проекты. В этом процессе самым трудным оказалось придумать концепцию бренда, проработать идею, объяснить скрипты».
На семинаре преподаватели большое внимание уделили ценностной компоненте в новом цифровом мире. Осознание ценностей, трансляция их на новом интерактивном уровне заинтересовали студентов и сделали дискуссию яркой. Кроме того, в ходе работы активно обсуждались темы построения индивидуальной траектории личности, адаптации условий для работы с детьми с ОВЗ в условиях пандемии, изменения работы преподавателей в современных реалиях и другие не менее актуальные вопросы.
24 декабря 2020
Предновогодние встречи ректора ТГПУ со специалистами вуза: часть первая
По традиции в завершение года в Томском государственном педагогическом университете проходит церемония вручения почетных наград. С целью соблюдения мер предосторожности и во избежание массового скопления, руководством ТГПУ принято решение о проведении нескольких собраний в малых группах. Так, сегодня состоялись встречи ректора ТГПУ Андрея Николаевича Макаренко с представителями профессорско-преподавательского состава ИФФ, ФТП, ФЭУ, ИД и ИИЯМС, на которых Андрей Николаевич поздравил коллег с наступающими праздниками и ответил на насущные вопросы.
«Я всегда говорю, что люди – это самое главное, и взаимодействие, даже в такой непростой период, – одна из основных составляющих успешного развития любой организации, – встречал коллег Андрей Николаевич. – Сегодня я хотел бы вручить вам заслуженные награды и ответить на возможно имеющиеся вопросы».
На встречах грамотами Ученого совета ТГПУ за многолетнюю и плодотворную работу по подготовке научных и педагогических кадров награждены:
- Сазонова Наталия Ивановна, д.филос.н., к.и.н., зав. кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию ИФФ;
- Тимошенко Лариса Григорьевна, к.пед.н., доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии ИД;
- Завьялова Ольга Михайловна, ст. преподаватель, научный сотрудник кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам ИИЯМС;
- Батурина Ольга Анатольевна, ст. преподаватель кафедры деловой коммуникации на русском и иностранных языках ИИЯМС;
- Круглова Людмила Васильевна, к.филол.наук, зав. кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам ИИЯМС;
- Игна Ольга Николаевна, д.пед.н., профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам ИИЯМС;
- Козлова Инна Евгеньевна, доцент кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам ИИЯМС.
Медалей «За заслуги в области образования» удостоены:
- Бандаевский Геннадий Иванович, к.т.н., доцент кафедры технических дисциплин и компьютерной графики ФТП (серебряная медаль);
- Игна Ольга Николаевна, д.пед.н., профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам ИИЯМС (серебряная медаль);
- Мельников Владимир Алексеевич, директор Международного информационного центра (МИЦ) ТГПУ.
Документ о присвоении ученого звания доцента по специальности «Педагогическая психология» вручен Файзуллаевой Елене Дмитриевне, к.п.н., доценту кафедры дошкольного образования ИД.
«Я верю, что 2021 год принесет то, чего мы все ждем: новые планы и новые результаты, здоровье, успех и благополучие», – отметил напоследок ректор ТГПУ.
Следующая встреча в рамках торжественных заседаний пройдет 25 декабря.
23 декабря 2020
«Это профессионал с широким кругозором, который пришел в профессию совершенно осознанно...», – именно так начала свой ответ на этот актуальный вопрос Майя Майсурадзе, директор гимназии имени Е.М. Примакова Московской области.
А как бы ответил ты, студент ТГПУ? Не спеши, время протранслировать свое мнение на всю страну у тебя еще есть: до 25 января 2021 года открыта регистрация на участие в профессиональном конкурсе «Учитель будущего. Студенты» – одного из ключевых проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей», партнером которого выступает Томский государственный педагогический университет.
Регистрируйся на сайте studtrek.ru и покажи всем, кто такой учитель будущего!
23 декабря 2020
В Институте иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ подвели итоги лингвострановедческого проекта «Германия: история и современность».
Организаторы проекта – специалисты кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам ИИЯМС – пригласили к участию студентов и школьников Томска и Томской области. В заочном формате конкурсанты представили доклады на русском языке и их презентации на немецком. Куратор проекта – зав. кафедрой Людмила Васильевна Круглова и члены конкурсной комиссии – доценты кафедры Татьяна Николаевна Бабакина и Галина Ивановна Уткина разработали критерии оценки работ участников. При подведении итогов учитывались не только соответствие содержания докладов тематике проекта, грамотное и логичное изложение материала, наличие собственного мнения автора, но и оформление презентации докладов: соответствие дизайна заявленной теме, целесообразное распределение по слайдам текстовой и графической информации, оптимальное использование эффектов анимации и средств мультимедиа, оригинальность презентации.
Дипломами первой степени среди школьников были награждены Альбина Желбунова и Алина Голубева, ученицы 7 класса МАУ ДО «Районный дом творчества» Верхнекетского района Томской области. Их проект был посвящен истории немецкого костюма. Для презентации Альбина и Алина самостоятельно сшили костюм для девушки.
Диплома второй степени удостоена команда 8 «Г» класса МАОУ СОШ №30 города Томска. Иван Марчак, Даниил Угаров, Татьяна Казак, Виктория Тренделева исследовали концепт «праздник» и представили сравнительно-сопоставительную характеристику праздников «День матери», «Пасха», «Рождество» в Германии и России.
Познавательным и «вкусным» по содержанию был доклад на тему «Сладости из Германии». Обучающиеся МАОУ лицей №7 Елизавета Арышева, Дарья Захарова не только изучили рынок сладостей из Германии в Томске, но и исследовали историю предприятий, которые выпускают эту продукцию. Их творческая работа была отмечена дипломом третьей степени.
Студенческие проекты были посвящены системе образования в Германии и исследованию диалектов немецкого языка. Лучшими стали творческие работы студентов 262 и 292 групп. Отдельно конкурсная комиссия также отметила работу Джерен Атаджановой и Наргизы Назарбаевой, студенток 261 группы.
Завершая событие, зав. кафедрой РГФиМОИЯ Л.В. Круглова поздравила победителей, участников, руководителей и организаторов лингвострановедческого проекта и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество со всеми участниками проектного движения как в рамках Педагогического университета, так и за его пределами.
23 декабря 2020
ТГПУ на международном семинаре «Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: проблемы и перспективы»
Декан физико-математического факультета ТГПУ Пьяных Елена Георгиевна и директор Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ Червонный Михаил Александрович стали участниками Международного семинара «Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: проблемы и перспективы».
Встречу специалистов вузов организовали в Южно-Казахстанском государственном педагогическом университете. С докладами к ней присоединились ученые и преподаватели Университета Джеймса Мэдисона (США), Томского государственного педагогического университета, Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова, Южно-Казахстанского государственного педагогического университета.
Представителями ТГПУ были сделаны доклады: «Онлайн-обучение в ТГПУ в условиях пандемии: проблемы и перспективы» и «Физико-математическое онлайн-обучение школьников». Итогом первого дня работы стала договоренность представителей ТГПУ и ЮКГПУ о проведении обучающих семинаров для сотрудников и студентов в сфере дополнительного физико-математического образования школьников и будущих учителей.
Продолжение семинара запланировано на 25 декабря 2020 года, обсуждение будет организовано по теме «Инновационные технические поддержки в учебном процессе».
23 декабря 2020
Проект Научной библиотеки ТГПУ «Литературный сквер Томского педагогического»
На поэтической карте города появился новый объект – Литературный сквер Томского педагогического. Это проект сотрудников Научной библиотеки ТГПУ имени А.М. Волкова, которые открыли цикл литературных встреч с поэтами и писателями Томска и Томской области.
Первая встреча на аллеях сквера прошла с томской поэтессой, членом Союза писателей России, инженером лаборатории Научно-образовательного центра теории образования ТГПУ Еленой Клименко. В ходе беседы автор поделилась историей своего творческого пути и зачитала отрывки своих произведений.
Сегодня в виртуальное путешествие с Еленой Клименко может отправиться каждый: специалисты НБ подготовили материал о жизни и творчестве нашей современницы.
22 декабря 2020
Магистрант ИИЯМС удостоен именной стипендии муниципального образования «Город Томск»
В число победителей конкурсного отбора среди соискателей на получение именной стипендии муниципального образования «Город Томск» вошел магистрант Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ Виталий Евгеньевич Минеев-Ли.
Конкурс проводился среди студентов и магистрантов высших учебных заведений г. Томска (очной формы обучения) в возрасте до 27 лет (включительно), показавших отличную успеваемость и имеющих достижения в научно-исследовательской деятельности.
Представленный перечень научных трудов Виталия был высоко оценен экспертами конкурса: магистрант удостоен именной стипендии первой степени в 2020-2021 году. Научную работу обучающийся ведет под руководством Артема Константиновича Коллегова, кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой педагогики и психологии образования Института развития педагогического образования ТГПУ.
22 декабря 2020
Общение без границ: коллегам представлен опыт работы ТГПУ в сфере межкультурной коммуникации
Сотрудники и студенты Института иностранных языков и международного сотрудничества (ИИЯМС) ТГПУ приняли участие в круглом столе «Межкультурная компетенция и молодежный диалог с другими странами в процессе подготовки будущих специалистов: общение без границ». Научное общение было организовано онлайн на базе Асиновского техникума промышленной индустрии и сервиса (АТПРОМИС). Его активными слушателями и спикерами также выступили представители Союза коренных малочисленных народов Севера Томской области.
В секции «Cross-cultural communication» с докладом на тему «ИИЯМС ТГПУ – центр подготовки специалистов по межкультурной коммуникации» выступила и.о. директора Института Анна Геннадьевна Богданова. Гости встречи получили подробную информацию о системе подготовки, особенностях обучения, реализуемых программах академической мобильности и многом другом. Не остались в стороне и студенты ТГПУ: участники программ академического обмена 2019-2020 года из Университета имени Палацкого (г. Оломоуц, Чехия) Вероника Смолкова и Луцие Рыштякова представили свой видеоролик на тему «Рождество в Чехии».
В рамках работы площадки «Наше Причулымье» были представлены доклады о языках и культурах коренного населения Томской области. Заведующая кафедрой языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ Елена Александровна Крюкова поделилась материалами по теме «Сибирь – «плавильный котел» для языков и культур». Представители ТРОО Союза коренных малочисленных народов Севера Томской области прочитали сообщения «Жизнь чулымцев 100 лет спустя: из прошлого в будущее», «Мы коренные», «Рыбалка по-хантыйски».
По итогу организованных обсуждений наметились перспективные формы сотрудничества и взаимодействия с Асиновским техникумом промышленной индустрии и сервиса как в области изучения индоевропейских языков и культур, так и в области изучения культур коренных народов Сибири. Кроме того, специалисты Центра народных ремесел АТПРОМИС выразили заинтересованность в сотрудничестве с творческой мастерской «Надэк», в которой современные селькупы, ханты, чулымцы изготавливают традиционные изделия.
21 декабря 2020
Студентки ТГПУ из Туркменистана заняли почетные места в межвузовском конкурсе чтецов
Иностранные студенты Томска стали участниками мероприятий традиционный Декады русского языка и культуры, прошедшей в Томском политехническом университете. Ребята прочли стихи русских поэтов и исполнили песни известных российских музыкантов. Высокий уровень владения русским языком и исполнительское мастерство показали студенты ИИЯМС Айгул Акмырадова и Мерджен Дурдыева.
Демонстрируя свои достижения в изучении русского языка, в творческом конкурсе соревновались студенты разных вузов города из Китая, Индонезии, Венгрии, Вьетнама, Лаоса, Монголии, Замбии, Афганистана и Туркменистана. Для своего выступления Айгул выбрала стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», а подготовила студентку к успешному прочтению старший преподаватель кафедры славянской филологии и межкультурной коммуникации Наталия Сергеевна Гнездилова.
«Я много репетировала: перечитывала стихотворение по десять раз, – признается Айгул. – Наталия Сергеевна исправляла мои ошибки, объясняла правильное произношение, и я читала снова. Выбор произведения не был сложным: стихотворение подходило под мое настроение, а его автор – самый известный русский поэт, чьи строки вечны».
Мерджен соревновалась в творческом состязании под руководством доцента кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам Людмилы Антоновны Нагорной и читала стихотворение Б. Пастернака «Зимние праздники».
Впервые за 16 лет конкурс проходил в онлайн-формате, однако это не помешало членам жюри оценить качество проделанной участниками работы. Прочтение студенток ТГПУ впечатлило экспертов: Айгул была удостоена победы в номинации «За проникновенное исполнение», а Мерджен – в номинации «За любовь к русской литературе».
21 декабря 2020
5 лет Вузовскому штабу студенческих отрядов ТГПУ

Итоги года подведены, закрыт третий трудовой семестр 2020 года – самое время праздновать первый юбилей: 5 лет успешной работы отметили активисты Вузовского штаба студенческих отрядов ТГПУ:
- бойцы Студенческого педагогического отряда «Данко»;
- представители Линейного студенческого отряда «Клевер»;
- вожатые Студенческого педагогического отряда «Городское лето».
За эти годы три студенческих отряда ТГПУ ежедневно вели Вузовский штаб Педагогического к новым высотам, работая в тесном взаимодействии с Центром воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ и Томским региональным отделением МООО «Российские студенческие отряды».
На торжественной церемонии поздравили ребят проректор по молодежной политике и воспитательной работе ТГПУ Дмитрий Борисович Насонов, председатель Профсоюзной организации студентов ТГПУ Михаил Юрьевич Пронькин и директор Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ Наталья Михайловна Михайловская.
По итогам уходящего года были награждены отличившиеся активисты ВШСО. Специальные грамоты и стильные памятные подарки также получили лучшие бойцы своих отрядов, которыми стали Зиннер Маргарита и Кириченко Василина из ЛСО «Клевер», Ягофарова Екатерина и Шутова Таисия из СПО «Данко».
Теперь, когда итоги подведены, у наших активистов появилось время определить вектор дальнейшего движения и спланировать такты работы с новым поколением бойцов Вузовского штаба Томского государственного педагогического университета!
19 декабря 2020
Опыт работы ТГПУ представлен на Симпозиуме членов-участников Китайско-российского Союза педвузов

В минувшую пятницу представители Министерства просвещения Российской Федерации, Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации, члены Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений встретились на Научно-практическом онлайн-симпозиуме «Инновационные и информационные технологии в педагогическом образовании». Томский государственный педагогический университет и опыт работы вуза в обозначенной области представил Андрей Петрович Глухов, зав. лабораторией исследований человеческого капитала и цифровой трансформации ТГПУ.
Обсудить актуальную для новых условий тему трансформации современного образования предложили коллеги из Набережночелнинского государственного педагогического университета с целью повышения уровня информационных компетенций педагогов и поиска способов решения задач инновационной подготовки учителей. Открывая онлайн-съезд, ректор НГПУ А.А. Галиакберова сделала акцент на том, что важнейшая составляющая крепкой дружбы, добрососедства и сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики – это взаимодействие в том числе в сфере образования и воспитания будущих поколений: Министерством просвещения Российской Федерации реализуется целый комплекс тематических мероприятий для школьников и преподавателей Китая, в том числе совместных педагогических форумов, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей.
Первым необходимость диалога в выдвигаемом вопросе подчеркнул заместитель Министра просвещения Российской Федерации Басюк Виктор Стефанович:
«С Китаем нашу страну связывает многое: оба наших государства обладают огромным влиянием в мире и, как следствие, несут ответственность за сохранение этого мира, устойчивое развитие и укрепление нынешнего и будущего потенциала для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Огромную роль в этом играет образование. Китайско-российским Союзом высших педагогических заведений за время сотрудничества были выработаны не только устойчивые рабочие связи и традиции эффективного взаимодействия, но и дружеские уважительные деловые отношения. Как известно, 2020 и 2021 годы объявлены годами российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. Особая роль отводится научно-техническим достижениям в сфере связи, цифровых и информационных технологий, что, конечно, в полной мере отражает дистанционный цифровой формат нашей встречи. Сегодня здесь собрались лучшие представители образовательного сообщества: руководители и ученые ведущих педагогических вузов России и Китая. Мы запланировали большую работу: необходимо обсудить наиболее важные вопросы развития образования, актуальные проблемы подготовки и развития педагогических кадров, обдумать будущие сценарии развития этих аспектов».
Активная работа по решению поставленных задач началась с пленарного заседания, на котором доклады об инновационном опыте работы вузов представили ректор МПГУ А.В. Лубков, профессор Пекинского педагогического университета Юй Шэнцянь и ректор НПГУ А.А. Галиакберова.
Дальнейшая деятельность в рамках Симпозиума была организована на площадках пяти секций, где представители педвузов делились наработками использования инновационных и информационных технологий в таких областях, как:
- воспитание обучающихся педагогических вузов;
- организация обучения будущих педагогов;
- повышение квалификации учительских кадров и переподготовка на педагогические специальности;
- подготовка к педагогической деятельности учителя сельской школы;
- организация контроля качества педагогического образования (организация оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов).
Опыт работы Томского педагогического университета был раскрыт в ходе обсуждения выступлений пятой секции. Андрей Петрович представил коллегам доклад «Мониторинг цифровой грамотности педагогов общеобразовательной школы как ключевой компетенции учителя будущего»:
«Грядущая цифровизация рынка труда порождает запрос к системе образования на воспитание и образование выпускников школ и вузов с навыками цифровой коммуникации, сетевой организации и креативного проектного мышления. Цифровая грамотность всех участников образовательного процесса является одновременно как условием, так и результатом цифровой трансформации системы общего и высшего образования».
Как отметил Андрей Петрович, «уроки пандемии» состоят в том, что в ситуации неожиданного прерывания традиционного офлайн-формата, с одной стороны, проявляются и достоинства, преимущества системы образования, с другой, – и те дефициты цифровизации образовательного процесса, которые в обычной ситуации не были столь ясными. Это дефициты современных систем организации учебного процесса, интерактивных цифровых учебных материалов, это и нехватка у части детей и педагогов информационных устройств и девайсов, необеспеченность инфраструктуры дистанционного образования. Определяющий открывшийся дефицит заключен в низком уровне цифровой грамотности части педагогов, что не позволяет эффективно организовать учебный процесс.
В ходе выступления Андрей Петрович презентовал результаты проведенного ТГПУ исследования социально-сетевой молодежной культуры. В рамках одного из социологических опросов респондентам был задан вопрос о том, какие источники повышения сетевых компетенций были актуальны в их детстве и юности. Анализ ответов показал, что основные знания в заданной сфере приобретались через общение со сверстниками, кроме того, в качестве источников были указаны специальные форумы и чаты, известные блогеры. Учителей и школьные уроки указали всего 12,1%, что стало самым малым показателем по количеству упоминаний.
В связи с этим в декабре 2020 года в ТГПУ было проведено пилотное исследование уровня цифровой грамотности и ИКТ-компетенций педагогов вуза и учителей с использованием адаптированной анкеты НАФИ Европейской комиссии по разработке рамки цифровой компетенции педагогов.
В пилотном исследовании приняли участие порядка 50 представителей педагогического сообщества. Предварительные результаты показали, что общий уровень цифровой грамотности педагогов вуза несколько выше, чем у учителей школ. По градации опыта преподаватели университета были оценены на уровень «эксперт», то есть педагог уверенно творчески и критически использует целый ряд цифровых технологий в своей деятельности, целенаправленно отбирает материалы для конкретной ситуации.
В перспективах работы вуза в данном направлении – продолжение подобных исследований, так как их результаты представляются прагматически ценными как в плане балансировки уровня цифровых компетенций между отдельными педагогическими аудиториями, так и в плане повышения общего уровня цифровой грамотности.
Плодотворная работай секций завершила научную часть Симпозиума. После нее участники обменялись мнениями о проделанной работе в рамках круглого стола, подвели итоги мероприятия и приняли резолюцию.
18 декабря 2020
Студенты и школьники представили медиапроекты на конференции в ТГПУ
Instagram и TikTok, подкасты и каналы на YouTube – эти и многие другие актуальные платформы и форматы прочно заняли свое место в жизни каждого человека, независимо от возраста и рода деятельности. Цифровизация охватила абсолютно все сферы: от образовательных и профессиональных процессов до реализации личных ежедневных планов. Тенденция «оцифровки жизни» требует от современного общества высокого уровня цифровой грамотности, на формирование и укрепление которого в том числе направлена деятельность Томского государственного педагогического университета.
Одним из мероприятий, в рамках которого студенты ТГПУ и школьники Томска смогли представить свой опыт жизни и работы в цифровом пространстве, стала II Открытая сетевая конференция «Медиасреда. Личность. Творчество». Ее организаторами выступили специалисты историко-филологического факультета ТГПУ, Регионального центра развития образования и МАОУ СОШ №36 г. Томска.
Открыл научное событие д.ф.н., профессор кафедры русского языка ИФФ ТГПУ, председатель Оргкомитета Алексей Владимирович Болотнов. Актуализировала и подчеркнула важность направлений работы, напутствовала участников проректор по развитию ТГПУ Лариса Германовна Смышляева:
«Презентация медиапроектов является продуктивной формой работы, которая будет представлена сегодня в рамках конференции. Это проекты в самых разных актуальных тематиках, связанных с вопросами развития науки, образования, культуры, коммуникации, безопасности. Радует, что в деятельности нашего университета все более выраженными становятся различные активности в логике школьно-университетского партнерства. Интересных дискуссий, расширения опыта и личностного обогащения, а также насыщения энергией творчества».
Выступая, Лариса Германовна подчеркнула, что буквально вчера в Институте развития педагогического образования ТГПУ прошла конференция, посвященная развитию практико-проектной и исследовательской деятельности школьников, где вопрос обсуждался практикующими педагогами. А уже сегодня, в качестве продолжения профессионального научного обсуждения, результаты такой деятельности будут представлены самими авторами.
Практическая часть работы была разделена на несколько тематических направлений: «Наука и общество», «Современное образование в России», «Язык и культура», «Томская область – история и современность», «Жизнь и безопасность». Студенты и школьники посвятили свои медиапроекты представительству вуза в социальных сетях, запуску школьных медиацентров, созданию цифрового театра, проведению виртуальных экскурсий, исследованию речевых ошибок в СМИ, углубились в экологию, биологию, психологию и другие направления.
«Чтобы встретиться для обмена опытом, зачастую нужен какой-то повод. Сегодняшняя молодежная конференция – как раз отличный повод! Медиаграмотность – самый необходимый навык для человека XXI века. Поэтому проводить подобные практики очень важно. Участие в мероприятии позволяет трезво оценить свой собственный уровень и сформировать для себя новые пути дальнейшего развития», – рассуждает Виктория Сапрыкина, студентка ИФФ, участница команды проекта «Podcaster».
Как показывает практика, научные события, организованные в ключе обсуждения возможностей современного медиапространства, не только полезны, но и интересны: разработки участников вызывали множество вопросов со стороны коллег, в диалоге и ребята, и педагоги делились опытом работы с разными интернет-ресурсами, намечали пути дальнейшего развития и взаимодействия в рамках конкретных направлений деятельности.
18 декабря 2020
Новости 2361 - 2380 из 8441
Начало | Пред. | 117 118 119 120 121 | След. | Конец