RSS

ТГПУ привез на южные берега томские практики патриотического воспитания

В минувшие праздничные выходные на базе Всероссийского детского центра «Смена» (Анапа, Краснодарский край) состоялись мероприятия масштабной конференции «Формирование эффективной системы патриотического воспитания детей и молодежи». К обсуждению актуальных проблем и подходов организации патриотического воспитания в учреждениях отдыха и оздоровления детей подключился магистрант ИФФ ТГПУ Глеб Игоревич Балабаев для передачи опыта работы в Центре патриотического воспитания ТГПУ и Детском оздоровительном лагере «Зеленый мыс».

Очными участниками события стали более 200 специалистов из семи регионов России, онлайн-трансляцию в прямом эфире посмотрели 1200 человек. Наибольшее внимание участников и наблюдателей заслужил круглый стол на тему «Патриотическое воспитание в организациях летнего отдыха и оздоровления детей», его провел председатель Совета муниципального образования город-курорт Анапа, директор детского оздоровительного лагеря «Энергетик» Леонид Красноруцкий:

«С патриотическим воспитанием детей лучше всего справятся специалисты, которые сами являются патриотами своей Родины. А педагоги и вожатые лагерей – самые настоящие патриоты! Только люди, воспитанные в духе патриотизма, заинтересованные в светлом будущем нашей страны, могут сделать нашу державу великой».

В ходе выступления на конференции Глеб Игоревич презентовал разработку профильной военно-патриотической смены «Наследие времен», которая успешно реализуется в ДОЛ «Зеленый мыс»:

«В настоящее время в школьной образовательной программе наблюдается недостаточное количество учебных часов по изучению отечественной истории, в том числе краеведения. В связи с этим в процессе самостоятельной подготовки у обучающихся возникает необходимость поиска информации в сети Интернет, источники которой часто являются недостоверными. Так у детей формируются искаженные представления об истории страны и региона», – отмечает магистрант ТГПУ, учитель истории Лицея №7 г. Томск.

Для решение этой проблемы и была разработана профильная смена, направленная на подробное изучение воспитанниками лагеря событий Великой Отечественной войны в формате сюжетно-ролевой игры. На смене дети объединяются в так называемые «поисковые отряды», проходят различные испытания на военную тематику (викторины, квесты, спортивные состязание и другие), наградой в которых является получение гильз с ценной информацией. Задача каждого поискового отряда к концу смены собрать как можно больше фактов. Кроме основного мероприятия, программа предполагает прохождение различных мастер-классов – сборка и разборка оружия, установление туристических и армейских палаток, командный матч по лазертагу и т.д. Образовательный блок включает исторические интерактивные семинары, просмотр документальных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне. Ключевым событием является реконструкция самого крупного танкового сражения в истории «Операция «Кутузов». В реализации смены активное участие принимают студенты Томского государственного педагогического университета, активисты патриотического направления.

Игровая форма подачи важных исторических знаний заинтересовала участников конференции: дискуссия вызвала вопросы о форматах мероприятий внутри игры, наполненности ее этапов, эффективности такой подачи информации и проверке усвоения материала.

Завершая обсуждение, были подведены итоги конференции и принято решение продолжать работу по распространению позитивного опыта взаимодействия в организациях летнего отдыха и оздоровления детей, образовательных организациях по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся; расширять тематику воспитательных мероприятий, посвященных вопросам патриотизма; продолжать реализацию программ в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

 

Подробнее

11 мая 2021

Интернациональная красота: индонезийская студентка ТГПУ покорила столицу России

В Посольстве Республики Индонезия в Москве прошел конкурс красоты и таланта «Мисс и Мистер студенчество 2021 Ассоциации индонезийских студентов в России (Permira)». Магистрантка Института детства ТГПУ Мерри Иовита Тариган впечатлила членов жюри и заняла третье место.

Подробнее

11 мая 2021

Поздравление губернатора и спикера с Днем Победы

Дорогие ветераны! Уважаемые жители Томской области!

От всей души поздравляем вас с Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне!

9 Мая – святой праздник для каждого жителя нашей страны. 76 лет прошло с тех пор, как героический советский солдат принес планете мир и свободу. Сколько бы лет ни минуло с тех пор, сколько бы ни предпринималось попыток переписать историю, мы всегда будем помнить великий подвиг нашего народа и огромную цену, которую он заплатил за мир.

Вклад томичей в Великую Победу огромен. Поколение победителей приближало этот день и ратным подвигом на фронтах, и тяжелейшей работой в тылу. Неслучайно в прошлом году Томск стал одним из 20 российских городов, удостоенных главой государства почетного звания «Город трудовой доблести».

Долг каждого из нас – и в будни, и в праздники окружать вниманием и заботой участников Великой Отечественной, вдов и детей войны, тружеников тыла, всех, чья жизнь была опалена самой страшной войной XX века. Всем нам нужно быть достойными подвига своих отцов, дедов и прадедов, бережно хранить память о своих героях. Долгих лет жизни ветеранам! Вечная слава тем, кого уже нет с нами. С Днем Великой Победы!

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин

Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская

Подробнее

9 мая 2021

С Днем Великой Победы!

9 мая, в главный исторический праздник России, мы отдаем дань памяти тем, кто жертвовал жизнью ради нашего светлого настоящего и до последнего вздоха исполнял свой долг, боролся за независимость Отечества на фронте и в тылу. Не менее сложный путь в годы Великой Отечественной войны прошли дети, на чьи хрупкие плечи легли горести военного лихолетья. Совершая посильные подвиги, и они выходили победителями из этой борьбы, унося в памяти эпизоды той жизни в сегодняшний день.

В 76 годовщину Великой Победы устами студентов ТГПУ звучат воспоминания сотрудников университета, на детство которых выпало испытание войной.

Подробнее

8 мая 2021

Специальный выпуск студенческой газеты «Штудент Тайм» ТГПУ

«Детство, опаленное войной» – основная тема великой истории, которой в этом году посвящены страницы майского номера «Штудент Тайм» ТГПУ. Они расскажут о событиях из жизни сотрудников университета, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.

Отдельное внимание в выпуске уделено деятельности Томского педагогического института в годы ВОВ.

ШТ МАЙ 2021

Подробнее

8 мая 2021

Блогеры ТГПУ признаны на всероссийском уровне

Стали известны имена финалистов игрового конкурса «ТопБЛОГ» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей», где эксперты помогают всем желающим развивать личные аккаунты, создавать интересный контент для своих социальных сетей и становиться успешнее благодаря новым медиа. В заключительном этапе в борьбу за звание топовых блогеров вступят начальник отдела ТВ ТГПУ Артём Астраханцев и директор Студенческого клуба ТГПУ Роман Романов.

Конкурсный путь стартовал еще в феврале 2021 года. За это время участники успели определиться с площадкой, на которой будут продвигать свой продукт, – Инстаграм, ТикТок, ВКонтакте или Яндекс.Дзен; выбрали направление – лайфстайл и путешествия, юмор и развлечения, хобби и увлечения, музыкальный или экспертный контент; выполнили 40 обязательных заданий и сдали выпускной экзамен.

Лидеры студенческих структур ТГПУ остановили выбор на платформе Инстаграм, а наполнение решили связать с юмором: необходимо нести позитив и заряжать окружающих положительной энергией, – считают они. Опыта ведения социальных сетей у ребят не было: конкурс стал не только мотивацией, но и возможностью выйти из зоны комфорта, начать новое дело и довести его до конца.

«На первом этапе мы знакомились с основами ведения личного блога, выбирали трек для дальнейшей работы, выполняли самые разные задания, где теория обязательно закреплялась практикой, – рассказывает Артём. – Даже те, кто не сумел выйти в финал, получили необходимую базу, которая поможет им в развитии вне проекта. Я сильно вдохновился и отлично прокачал навыки построения истории: теперь создаю их по любому поводу».

Подхватывая коллегу, Роман подчеркнул, что работа над заданиями требовала усилий: непривычный ритм, объем поставленных задач, их разнообразие (от теоретической проверки знания основ авторского права до создания видео на конкретную тему) и необходимость постоянно придумывать контент с различным тематическим наполнением научили не бояться трудностей. Однако и в блогерском деле свои сильные стороны ребята сумели «нащупать»: выйти на финишную прямую помогла забота о зрителе при создании материалов:

«Изюминка моих работ – это искренность и труд. Я очень кропотливо отношусь к каждой детали, начиная от построения сюжета и заканчивая монтажом. На реализацию будет потрачено столько времени, сколько нужно, чтобы довести работу до идеала. Таковы мои принципы. А искренность помогает достучаться до людей, через экран смартфона показать всю свою любовь и отдачу, вложенную в контент. Очень приятно впоследствии получить ответную реакцию», – делится начальник ТВ ТГПУ.

Выпускной экзамен представители ТГПУ сдали на отлично, создав ролики по собственной идее, но исключительно в выбранном направлении. После того, как был озвучен список финалистов конкурса, началось распределение участников по командам звездных экспертов для дальнейшей работы. В числе наставников – блогеры-миллионники Елена Летучая, Миа Бойка, Сергей Романович, Настя Рыжик, Шевги, Наталия Медведева, Сергей Штепс и многие другие.

Артём и Роман были нацелены попасть в команду актера и КВНщика Шевги Ахадова и не прогадали: юмориста насмешили видеоработы ребят, и он выслал им приглашения.

«Я действительно хотел попасть именно к Шевги. Знаком с его творчеством достаточно давно, он очень талантливый юморист. А так как я сам активный участник КВНовского движения в прошлом, мне будет очень интересно поработать с более опытным специалистом и постараться перенять его опыт для своего развития в будущем», – комментирует Артём.

Впереди еще много работы, однако самых прилежных учеников и талантливых начинающих блогеров ждет множество интересного: рекламные контракты, сопровождение и участие в блог-туре по городам России, индивидуальные консультации и возможность сотрудничества с официальными партнерами проекта. Кстати, конкурсный путь участники из ТГПУ проходят индивидуально: каждый сам за себя. Однако о конкуренции и речи нет. Ребята помогают друг другу в съемке, участвуют в видео, примеряя различные роли, и оказывают взаимную поддержку на всех этапах блогерского состязания.

Подробнее

8 мая 2021

Команда ТГПУ вошла в ТОП-5 Всероссийской интеллектуальной онлайн-викторины «Песни Великой Победы»

6 мая в рамках деятельности АНО «Россия – страна возможностей» состоялась Всероссийская интеллектуальная онлайн-викторина «Песни Великой Победы», в которой команда Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ заняла 4 место среди 160 сборных со всей страны. Студенческие коллективы встретились онлайн, чтобы проверить свою музыкальную эрудицию и вспомнить старые советские фильмы, рассказывающие о военном времени.

«В состав сборной ТГПУ вошли студенты-активисты 1-3 курсов историко-филологического факультета: Екатерина Чупурова, Милана Чалбаш, Валерия Клокова, Артём Генеберг. Думаю, во многом именно это помогло нам стать призерами: будущие учителя истории и литературы просто обязаны знать о героическом прошлом своей Родины», – отмечает Карина Пеньдяк, студентка ИФФ, куратор команды ТГПУ.

Викторина включила семь этапов, на которых игрокам предстояло ответить на вопросы различной тематики: факты о военных событиях, музыка и кинематограф, посвященные ВОВ. Участники пытались определить, из каких военных фильмов взяты саундтреки, какой вокалист исполняет определенную военную песню, какие памятники и страны представлены на картинках и видеозаписях. Также звучали вопросы, связанные с нациями во всем известных играх «World of Tanks» и Домом Павлова в «Call of Duty».

«Нахожусь под большим впечатлением от квиза: интересная викторина, были вопросы и о культуре, и общие по истории, также много внимания уделялось персоналиям. Всегда занимательно прикоснуться к своей истории, копнуть глубже, узнать больше», – делится Милана Чалбаш.

Как отмечают наши участники, такие викторины особенно полезны для молодого поколения и могут быть интересны не только будущим преподавателям истории, русского языка и литературы, но и студентам различных специальностей, так как охватывают множество тематических направлений. Кроме того, опыт участия в подобных онлайн-квизах поможет будущим учителям в их профессиональной деятельности: такой формат можно рассматривать и как интересную методическую разработку.

Подробнее

8 мая 2021

Неделя важных дел волонтеров ТГПУ

Весна традиционно становится периодом активной работы волонтеров отряда ТГПУ «Точка зрения»: помощь требуется маломобильным гражданам в уборке снега и подготовке дачных участков к посеву и посадке овощных культур; в благоустройстве и наведении порядка после зимы нуждаются городские площадки, парки и места отдыха; всегда ждут в гости добровольцев четвероногие друзья из приютов Томской области.

За минувшую неделю наши ребята совершили немало полезных дел. Первым пунктом в плане волонтерской работы стало посещение Томской региональной общественной благотворительной зоозащитной организации «Дог Хаус». Вместе с коллегами из ТУСУРа студенты ТГПУ очистили от мусора территорию вокруг приюта и прибрали придомовой участок. Конечно, перед отъездом внимание волонтеров досталось подопечным, которые получили щедрую порцию заботы, смогли погулять и поиграть в компании студентов.

«Напоминаем, что каждый из вас может присоединиться к нашим поездкам в приют: его жители будут рады всем, кто желает помочь, – приглашает «Точка зрения» в своем сообществе в ВК.

На следующий день, не откладывая дела на потом, волонтеры ТГПУ подключились к участию в масштабной информационной акции в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Общероссийское голосование по выбору объектов и дизайн-проектов благоустройства на 2022 год продлится до 30 мая. В крупных магазинах и торговых центрах Томска волонтеры, в том числе и студенты ТГПУ, рассказывают горожанам о каждом объекте, о том, как и где можно проголосовать, а при необходимости помогают это сделать на месте.

«Всего в Томской области в добровольцы городской среды записалось около 500 человек, набор волонтеров продолжится вплоть до окончания голосования, – рассказал начальник Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области Кирилл Антонов. – Узнать волонтеров на точках можно по брендированной одежде: белой футболке, белой жилетке со слоганом «Города меняются для нас», информационным плакатам и бейджу с именем».

Провели правильно наши добровольцы и праздник 1 мая: трудились над высадкой кедров в деревне Петрово (Томский район), присоединившись к акции компании «Сибирский кедр», которая для этих целей выкупила на 49 лет два больших участка в три и пять гектаров. За день томичам-активистам удалось высадить 5000 деревьев, более 1000 саженцев организаторы раздали на благоустройство дворов. От «Кедросада мечты» представителей компании отделяет 2000 непосаженных деревьев: в ближайшее время они анонсируют новую дату на досадку.

Подробнее

2 мая 2021

День весны и труда или...?

Первомай – праздник, который в нашей стране отмечается на протяжении уже не одного десятка лет, однако, ассоциируя затянувшиеся майские выходные с открытием дачного сезона, многие забывают подлинную историю Дня трудящихся.

На самом деле День весны и труда имеет международное значение: его отмечают не только в России и странах СНГ, но и в США, некоторых странах Европы и Азии, Африки, Латинской Америки. Истоками он уходит в далекий 19 век, а именно в 1856 год, когда в Австралии прошли массовые забастовки рабочих, требовавших сократить рабочий день до 8 часов с сохранением оплаты труда. Тогда люди своего все-таки добились. А спустя 30 лет их примеру последовали рабочие из Чикаго и вышли на масштабные демонстрации с такими же требованиями. Эти митинги, к сожалению, отмечены огромным количеством жертв как среди самих бастующих, так и со стороны полиции, которая старалась восстановить правопорядок на улицах города. В 1889 году на Парижском конгрессе II Интернационала в знак солидарности и был учрежден этот праздник.

Как же разворачивалась его история у нас? В тогда еще Российской империи, в 1890 году, День труда впервые отметили в Варшаве, но подпольно. Дебютное открытое празднование состоялось 1 мая 1917 года, однако теперь уже с революционными лозунгами. Спустя год он вышел на общегосударственный уровень. Изначально наши предки отмечали День Интернационала, а с 1930 года он стал праздником Международной солидарности пролетариата. Великая Отечественная война тоже не обошла стороной 1 мая: в то время он был переименован в Боевой праздник международного пролетариата, а после войны получил свое знакомое название: Международный день трудящихся.

Конечно, Первомай всегда имел важное значение для представителей профсоюзных организаций, становление которых в нашей стране началось с 1905 года. День 1 мая считался одним из главных государственных праздников, он открывал возможность профсоюзам напомнить о важности коллективных действий, привлечь внимание работодателей и властей к острым проблемам через участие в митингах. Позже враждебные настроения, основанные на требовании соблюдения прав, сменились мирным празднованием Дня солидарности трудящихся. Рабочие готовили плакаты, шарики и флажки: 1 мая стал в Советском Союзе настоящим праздником, по значимости не уступающим годовщине революции, отмечаемой 7 ноября.

В современной России, конечно, День солидарности трудящихся утратил свою массовость, однако профсоюзы по-прежнему празднуют его мирными демонстрациями и шествиями. Ежегодно представители профсоюзных организаций сотрудников и студентов ТГПУ выходят на главный городской проспект с флагами и транспарантами университета, колонной преодолевая маршрут под лозунгом «Мир! Труд! Май!».

Подробнее

30 апреля 2021

В ТГПУ стартует заключительный этап Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова»

30 апреля 2021 года завершается прием работ шести этапов Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова» ТГПУ: время подвести итоги и определить, кто же поборется за звание «Суперзнаток сказок А.М. Волкова» в 2020-2021 учебном году!

Подробнее

30 апреля 2021

Студентка ФФКиС завоевала серебро на чемпионате России по самбо

На коврах Всемирной академии самбо в городе Кстово (Нижегородская область) прошел чемпионат России по самбо среди студентов, посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного тренера СССР Евгения Чумакова. Серебряную медаль с соревнований привезла в Томск студентка факультета физической культуры и спорта ТГПУ Валерия Анисимова.

В турнире приняли участие около 250 спортсменов из 75 высших учебных заведений 46 регионов России. Валерия Анисимова, студентка ФФКиС ТГПУ, мастер спорта России международного класса, завоевала серебро в весовой категории до 65 кг.

«Я очень доволен выступлением девчонок, доволен не только результатом, но и характером самой борьбы. Они действительно были лидерами в своих весовых категориях», – прокомментировал выступление спортсменок из Томска тренер Денис Евгеньевич Вышегородцев.

Валерия является воспитанницей Томской областной спортивной школы олимпийского резерва, на чемпионате России студентка ТГПУ провела пять встреч и завершила их все досрочно.

Подробнее

30 апреля 2021

«Диктант Победы» в ТГПУ: писать, чтобы помнить

29 апреля по всему миру вновь прошла Международная историческая акция «Диктант Победы», в рамках которой все желающие смогли проверить знания истории событий Великой Отечественной войны. Традиционная очная площадка мероприятия открылась в этот день в Томском Педагогическом.

Подробнее

30 апреля 2021

В ТГПУ школьники Томской области измерили «Силу Архимеда»

В Центре дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования школьники Томской области встретились на IX региональной олимпиаде по физике «Сила Архимеда».

Подробнее

29 апреля 2021

Студенты ФЭУ представили вуз на Евразийском экономическом молодежном форуме

«Евразийское по духу, но всемирное по географии» объединение интеллектуальной молодежи разных стран завершило работу в рамках Евразийского экономического форума, прошедшего на базе Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург). К образовательному событию присоединились студенты факультета экономики и управления ТГПУ Егор Тетерлев и Татьяна Горленко, организаторами участия в программе наших ребят выступили специалисты Управления международного сотрудничества вуза.

Форум стал стартовой площадкой для карьерного и личностного роста в науке, проектной деятельности и предпринимательстве через взаимодействие будущих специалистов с опытными наставниками на локациях научно-образовательных, культурно-массовых и спортивных мероприятий. Пять дней участники, организаторы и приглашенные гости работали в интерактивном режиме на круглых столах, неоконференциях, выставках, открытых лекциях; встречались на конгрессах экономистов, инноваторов, технологов, стратегов и финансистов; в формате интеллектуальной игры рассматривали экономические проблемы стран Азии, Африки, Латинской Америки, России и посещали фестиваль культур «Вокруг света за 7 дней».

«Я ехал на форум с целью расширения профессиональных связей и получения нового опыта, знаний от мировых специалистов, – рассказывает Егор. – Поработать на форуме было интересно во всех направлениях, однако самой полезной для меня стала площадка, раскрывающая HR-тренды. Именно эта тема, напрямую не связанная с основной профессией, стала открытием и позволила получить массу инсайтов».

В процессе участия, отметил Егор, удалось прокачать hard и soft skills: бизнес-аналитика, работа с базами данных – из профессиональных, а также навыки построения эффективной коммуникации и взаимодействия в команде – из мягких. Полезным результатом для Татьяны стали новые знакомства в сфере научных интересов, которые помогут в дальнейшей реализации интеллектуальных проектов. 

Евразийский экономический форум молодежи был организован с основной идеей создания в Екатеринбурге Молодежного центра евразийской интеграции, который каждый университетский учебный год будет приобретать новую тематику в соответствии с актуальными направлениями мирового экономического развития и собирать вместе будущих, начинающих и опытных специалистов на научных конкурсах, дискуссионных площадках, выставках, встречах. Студенты ФЭУ участвовали в форуме впервые, однако дебютное выступление на массовой международной площадке открыло перспективы дальнейшего взаимодействия в рамках конкретных направлений профессиональной, в том числе конкурсной деятельности.

 

Подробнее

29 апреля 2021

Вожатые ТГПУ к работе готовы: студенты прошли программу инструктивно-методических сборов

В ТГПУ завершилось обучение студентов, которым в 2021 году предстоит пройти практику в организациях отдыха и оздоровления детей Томской области: программа инструктивно-методических сборов развернулась в стенах вуза. Интенсив, реализованный при финансовой и организационной поддержке Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, прошли 200 студентов Педагогического. Работали с будущими педагогами пять специалистов по организации образовательного пространства, восемь отрядных вожатых и 24 представителя организаций отдыха и оздоровления детей региона.

В течение двух дней студенты под руководством опытных наставников погружались в специфику лагерной работы: разрабатывали ключевые отрядные мероприятия; в игровой форме получали основные компетенции, необходимые для эффективной организации работы в команде; решали педагогические кейсы. Объемный блок образовательного события был посвящен профессиональному взаимодействию с представителями лагерей Томской области. Педагогические мастерские охватили весь спектр тем, в знании которых настоящий вожатый должен быть уверен: про тайм-менеджмент говорили со специалистами ДОЛ «Зелёный мыс», обсуждали бренд отряда и виды рефлексии с ДОЛ «Восход», перенимали навыки эффективного общения у ДООЛ «Солнечная республика», изучали специфику игр на социализацию с СОЦ «Сибиряк» и методы разработки тематического дня с С/П «Прометей», учились креативно мыслить у представителей Санатория «Заповедное».

После теории – прямиком к практике: применить новые знания в рамках импровизированной смены позволила участникам интенсива организованная отрядная работа по лагерям, а закрепить их и подвести итоги – интерактивная игра «От пионерии до наших дней». Теперь к работе в ближайшем сезоне готовы две сотни молодых и инициативных будущих педагогов, которые знают все о вожатской деятельности, не боятся ответственности и желают, чтобы летние каникулы каждого школьника были не только веселыми, но и интеллектуально насыщенными.

Подробнее

28 апреля 2021

ТГПУ в диалоге об РСО

Руководитель Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» Михаил Киселёв провел «Диалог на равных» с бойцами томских студенческих отрядов. Не мог оставить без внимания это мероприятие и Томский Педагогический: сегодня в вузе действуют три студенческих отряда разной направленности – сельскохозяйственный, педагогический и сервисный. Чтобы узнать еще больше о деятельности РСО, к знаковой встрече присоединилась Алина Канова, журналист пресс-службы ТГПУ.

В ходе открытого диалога бойцы не стеснялись: студенты активно задавали волнующие их вопросы, надеясь разрешить неясные моменты, и получали советы и рекомендации руководителя. Так, представители строительных отрядов подняли одну из актуальных тем, касающуюся востребованности в данном направлении бойцов-девушек. Ответ был однозначным: исключать прекрасную половину ССО из деятельности нельзя, однако необходимо серьезно проработать процесс подготовки к стройке так, чтобы по окончании курса студентки уверенно владели компетенциями, которые смогут пригодиться им в этом нелегком труде. Поговорили на встрече и о Всероссийской студенческой стройке: в скором времени 300 бойцов смогут отправиться на объекты города Северск, а в перспективе – выйти с этим направлением на международный уровень, объединив усилия с Беларусью, Казахстаном и Узбекистаном.

Отдельное внимание Михаил Сергеевич уделил участникам акции «Мывместе», отметив мужество студентов Томска и их готовность протянуть руку помощи нуждающимся в самый разгар пандемии. Не забыл руководитель РСО и о педагогических отрядах, на которых эпидемиологическая обстановка в стране отразилась не меньше: всего 6 тысяч бойцов-вожатых смогли продолжить трудовую деятельность в привычном режиме. Однако те ребята, которые не смогли отправиться в сезон очно, находили другие пути поработать с детьми и инициировали онлайн-смены. Так, например, в ТГПУ все лето работали онлайн-лагеря для детей разного возраста: онлайн-смены «Опытным путем» и «Школа педагогического чудотворчества: сам себе педагог» проекта ТГПУ «Открытый педагогический класс».

Не менее интересным для студентов был вопрос о профессиональном выгорании, о том, как сохранить запал на работу и заряжать на трудовую деятельность других бойцов:

«Я отметил для себя пару важных моментов: совершать добрые дела и не ждать ничего взамен, не ждать благодарности и признания. И обязательно заниматься любимым делом. Я посвятил 17 лет РСО и за все это время не задумывался о том, чтобы бросить свое дело. За исключением момента, когда я получил травму. Но и тогда я понял, что ребята нашего движения не отвергнут меня, и мы сможем сделать еще больше хорошего», – ответил Михаил Сергеевич.

Прокомментировал руководитель и идею открытия трудовых отрядов подростков, перспективы которой в минувшие дни Михаил Киселев обсудил на встрече с представителями Томского государственного педагогического университета. Он уточнил, что в данный момент разрабатываются алгоритмы взаимодействия с работодателями, чтобы дать возможность российским подросткам начинать свою трудовую деятельность уже сейчас.

Студентов также интересовала возможность работы вожатых за рубежом, однако мнение было железным: необходимо развивать свою малую родину, нарабатывать опыт, чтобы быть более компетентным и иметь возможность покорять новые вершины сначала в своей стране. Сам Михаил начинал свой путь в РСО с вожатства в детских лагерях Томска и области. Беседуя со студентами, он рассказал о своих первых памятных проектах для города. Например, как по случаю 8 марта по Томску разъезжал трамвай, расписанный томскими художниками, а его пассажирки получали цветы и поздравления.

Несмотря на официальность мероприятия, встреча была наполнена атмосферой дружбы, которой отличаются студенческие отряды. Бойцам в компании опытного коллеги удалось разобраться в волнующих темах, получить ответы и подсказки для будущей работы, а также побеседовать с единомышленниками в непринужденной обстановке.

Фото: Вероника Игнатенко

Подробнее

28 апреля 2021

«Руссошественники»: специалисты ТГПУ помогли норвежскому блогеру узнать больше о народах Сибири

Научно-просветительская деятельность сотрудников Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ привлекает внимание ученых и языковых активистов не только в России, но и во многих зарубежных странах. Так, к заведующей кафедрой языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ Елене Александровне Крюковой обратился автор подкаста «Руссошественники», норвежский блогер Йенс Аксель Такле, чтобы пообщаться и записать серию интервью о языках и культурах некоторых народов Сибири.

Организованное при содействии Е.А. Крюковой, первым стало интервью с носителем селькупского языка и культуры, президентом Томской региональной общественной организации «Союз коренных малочисленных народов Севера Томской области» Ириной Анатольевной Коробейниковой. В ходе беседы она рассказала о языке, культуре, истории селькупов, а также представила образцы речи на родном селькупском языке.

Продолжилась серия встречей с носителем чулымской культуры, руководителем Региональной общественной организации «Коренной малочисленный народ Севера «Кижилер Июс» («Люди Чулыма») Томской области» Ольгой Сергеевной Костровой и специалистом по чулымскому языку, зам. директора ИИЯМС ТГПУ, доцентом кафедры перевода и переводоведения Валерией Михайловной Лемской. Подкаст был записан в двух вариантах – на русском и английском языках, перевод (субтитры) был осуществлен В.М. Лемской.

В ходе беседы ведущий и гости обсудили вопросы происхождения чулымцев, особенности и современное состояние их языка, процессы ассимиляции народности, проекты по сохранению языка и культуры чулымцев. Были обозначены уникальные черты чулымского языка, а также проекты по исследованию и документации, проводимые научной школой А.П. Дульзона и зарубежными исследователями. Ведущий Й.А. Такле узнал о чулымцах из документального фильма «Лингвисты» (2008 г.), снятого об американских исследователях исчезающих языков, которые провели цепь экспедиций по сбору чулымского материала в 2003-2008 гг. В ходе обсуждения О.С. Кострова и В.М. Лемская обозначили этноязыковые изменения, произошедшие у чулымцев с момента выхода фильма.

Подробнее

27 апреля 2021

Смелость, ловкость, выносливость: студенты ТГПУ встретились на полях «Штурма»

Командно-тактическая игра «Штурм» вернулась в Педагогический: студенческие команды факультетов ТГПУ посоревновались в навыках строевой подготовки, умении выживать в экстремальных условиях и работать в команде. Руководили игровым процессом активисты Центра патриотического воспитания ТГПУ.

В прошлом году игра не состоялась ввиду пандемии, а теперь ворвалась в будни студентов с некоторыми обновлениями: в качестве локации вместо заброшенной территории Кузовлевской бригады внутренних войск был выбран детский лагерь «Юность» в Большом Протопопово. Не претерпели изменений основные станции игры, а также твердой осталась и ее цель:

«Каждое мероприятие нашего университета направлено на развитие профессиональных навыков будущих педагогов. Однако «Штурм» – это не только развитие стрессоустойчивости и готовности к любой ситуации: игра не дает предавать забвению историю нашей Родины», – отмечает организатор Анастасия Иванова.

Участники искали предметы, спрятанные по всей территории лагеря, опираясь лишь на несколько ориентиров по карте; передвигались с бревном на плече, уворачиваясь от «вспышек» то с одной, то с другой стороны; стреляли из трех положений и пробовали на себе экстремальный альпинизм; собирали и разбирали автомат на время... Оказание первой медицинской помощи, выживание в лесу, поиск и обезвреживание вражеского шпиона, прохождение полосы препятствий – любимые испытания «Штурма», пройти которые решаются лишь самые смелые.

Кроме проверки стрессоустойчивости, физических качеств и стратегических навыков, студентов ждала и строевая подготовка, направленная на демонстрацию дисциплины в команде. Участники исполняли строевые приемы на месте и в движении, пели песню, а также представляли рапорт. Конечно, обед – по расписанию, поэтому на станции «Костер» команды соревновались в приготовлении пищи в полевых условиях, параллельно демонстрируя свои знания по военной тематике в рамках квиза.

К участию в игре присоединилась и команда ТГПУ «Сборная солянка», объединившая «бывалых» с факультета физической культуры и спорта и Института детства. Возглавил команду «старожил» Василий Александров, который участвует в «Штурме» уже не первый год:

«Небольшие трудности возникли, наверное, со станцией «Квиз» и поиском предметов, но я все же считаю, что мы и там показали хороший результат. На остальных этапах некоторым ребятам приходилось обучаться на месте, так как до этого никогда в жизни они не сталкивались, например, со стрельбой из пневматической винтовки или сборкой-разборкой автомата».

Как отмечают организаторы и сами участники, без хорошего настроения и положительных эмоций не остался никто, что, конечно, самое главное, однако победителей все-таки определят: подсчитав баллы и проанализировав действия каждого участника отдельно и команд в целом, лидеры студенческого движения ТГПУ объявят лучших из лучших.

Подробнее

27 апреля 2021

Победы ТГПУ на Всероссийском профессиональном конкурсе «Учитель будущего. Студенты»

Победы ТГПУ на Всероссийском профессиональном конкурсе «Учитель будущего. Студенты»

В минувшую пятницу в Парке науки и искусства образовательного центра «Сириус» (г. Сочи) состоялся долгожданный финал студенческого трека Всероссийского профессионального конкурса «Учитель будущего» – одного из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей», организованного при поддержке Министерства просвещения РФ. Побед удостоены студентки 4 курса ТГПУ Карина Новикова (ФМФ) и Александра Соловьёва (ФПСО). Специальными призами награждены Балабаев Глеб (ИФФ), Денисенко Дмитрий (БХФ) и Аниканова Анастасия (ФПСО). Также Томскую область на конкурсе представляли студенты ТГПУ Трофимов Илья (ИФФ) и Фазлеева Алена (ИД).

В течение трех дней 152 участника из 47 регионов страны проходили цепь испытаний. Сначала – деловую игру-конференцию «Школа будущего», которая поставила задачу выбрать одну из педагогических теорий и трансформировать ее в «школу будущего», не забыв, конечно, про аргументы. После было необходимо подготовить презентацию и выступить с ней перед экспертной комиссией.

На второй день ребятам предстояло разработать и провести воспитательное мероприятие для учеников лицея «Сириус», используя свои знания по части методик и современных технологий. Далее по программе студенты встречались с директором по продвижению образовательных инициатив в органах власти компании «Яндекс» Дмитрием Растворовым, который провел открытую лекцию «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников».

«Интересно было придумывать мероприятие, когда все его составляющие разработали другие участники, а ты получил набор совершенно несвязанных между собой компонентов. Самым сложным было организовать воспитательное занятие для учеников лицея «Сириус». Необходимо было учесть особенности обучения, интересы обучающихся, с которыми никогда не встречался, и придумать занятие, которое им бы понравилось и запомнилось», – рассказывает Карина.

В третий день финалисты разрабатывали методический конструктор. Конкурсантам было необходимо создать образовательное событие и наполнить его содержанием под конкретные цели и задачи.

Испытания оценивались по нескольким направлениям. Так, каждый участник получал индивидуальную оценку гибких навыков в командной работе при подготовке заданий, а также оценку результатов, которые получились в процессе совместной работы.

По итогам конкурсных испытаний ТГПУ вошел в число вузов-лидеров по количеству победителей и призеров. Победителями конкурса «Учитель будущего. Студенты» стали 32 конкурсанта, среди которых Карина Новикова и Александра Соловьёва. Студенток ТГПУ ждет наградная поездка на курс «Развитие эмоционального интеллекта» от мастерской «Сенеж» и повышение профессиональны навыков.

Стажировками в ВДЦ «Смена» в качестве методистов, экспертов и педагогов дополнительного образования награждены Дмитрий Денисенко (БХФ) и Глеб Балабаев (ИФФ). Также Дмитрий получил денежный приз на приобретение образовательного оборудования:

«По-настоящему раскрыться и показать свои знания и умения мне позволил третий испытательный день, а именно этап составления методического конструктора. Мне удалось убедить команду выбрать естественнонаучную предметную область, и именно здесь эксперты отметили меня, за что наградили сертификатом на покупку оборудования. На сумму, указанную в сертификате, планирую покупку набора для практических работ по физиологии человека».

Кроме того, грант в 130 000 на реализацию своего проекта «Выручай комната» от Росмолодежи получила Анастасия Аниканова. Гранта в 78 000 на реализацию проекта «Школа педагогического чудотворчества» удостоена Александра Соловьёва.

«Что нового я для себя получила? Во-первых, это мотивация постоянно развивать свои навыки и компетенций, идти в ногу со временем, совершенствовать себя как специалиста педагогического профиля. Во-вторых, прокачку умений слушать и слышать свою команду и себя самого. И в-третьих, это soft skills, которые сейчас актуальны, владеть ими должен каждый настоящий учитель будущего»​, – поделилась Александра.

Кроме основных наград, все участники, финалисты и победители конкурса получили возможность бесплатно использовать в работе образовательные проекты и сервисы Яндекса – платформу Яндекс.Учебник, проходить онлайн-диагностику педагогических компетенций «Я Учитель» и осваивать программы повышения квалификации. Будущие педагоги и те, кто уже работает в школе, могут начать знакомство с полезными навыками Алисы, среди которых много образовательных.

Победителей ждет постпроектное сопровождение. По итогам финала будет сформировано сообщество из числа победителей, полуфиналистов и финалистов конкурса. Члены сообщества получат возможность поработать с наставниками из числа победителей и экспертов конкурса «Учитель будущего».

Подробнее

26 апреля 2021

В ТГПУ завершил работу Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения»

Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения», организованный ТГПУ, АРПУИ и МПГУ и собравший для обсуждения актуальных вопросов педагогической науки более 1 000 участников и экспертов из городов России и стран СНГ, завершился 24 апреля.

Первый и второй дни научного события открыли работу по секциям в рамках трека «Педагогическое образование в эпоху 4.0: актуальные компетенции педагога, инновационные технологии и практики, цифровая среда» Международной конференции «Приоритеты и стратегические направления развития педагогического образования в эпоху 4.0».

Широкий отклик студенческой аудитории получил трек «Детство как развивающийся феномен в культуре, науке и обществе». В течение двух дней обучающиеся представляли доклады, обсуждая содержание и организацию дистанционного обучения, влияние кинематографа на формирование личностной и нравственной идентичности подростков, формирование пространственного мышления и мотивационную готовность ребенка к обучению, экологическое воспитание детей, развитие речевой готовности, психолого-педагогические условия ранней профориентации, сопровождение развития познавательного интереса детей, информационную культуру дошкольника, реализацию технологии «Мягкая среда» и другое.

В ходе проведения подсекции «Технологии обучения и воспитания в современной начальной школе» был представлен мастер-класс «Организация учебного сотрудничества младших школьников» Чубыкиной Ольги Анатольевны, выпускницы ТГПУ, ассистента кафедры педагогики и методики начального образования Института детства. Также практические занятия на различные темы провели педагоги-практики из числа выпускников ТГПУ: «Развивающий потенциал детского игрового танца», «Авторские дидактические игры по речевому развитию дошкольников», «Совместная работа инструктора по физической культуре и воспитателей по реализации тематических проектов в разных возрастных группах» и другие. Для родителей были организованы педагогический онлайн-салон и посещение педагогических гостиных.

Круглый стол «Эмоциональное образование: исследования и практика» в Парке инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ состоялся под руководством Народного учителя Российской Федерации Александра Геннадьевича Сайбединова, заведующего научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования Парка ИОП ИРПО, директора Губернаторского Светленского лицея, который представил свою авторскую концепцию Эмоционального образования:

«Эмоциональное образование – это системный процесс развития творческого мышления, опирающегося на эмоциональные эффекты формирования ценностных, эстетических, нравственных, научно-мировоззренческих ориентиров в процессе освоения знаний, направленных на максимальное раскрытие созидательного личностного потенциала».

В своем выступлении А.Г. Сайбединов отметил значимость института школы в сохранении современной цивилизации и выделил первостепенные задачи, которые важно своевременно решить для сокращения разрыва между интересами личности и приоритетами системы образования. Автор концепции рассказал о многоуровневой модели школьного образования и показал, что через реализацию данной концепции можно не только обеспечить высокое качество знаний, но и создать условия для гармоничного формирования и развития человеческой личности.

Александр Сайбединов также представил авторский учебно-методический комплекс образовательных программ предметов художественно-эстетического цикла, в который вошли следующие издания: «Изобразительное искусство», «Художественный труд», «Практическая философия», «История искусств», «Проектный и компьютерный дизайн», «Основы дизайна».

«Уникальный опыт Губернаторского Светленского лицея исследуется в рамках созданной в прошлом году лаборатории эмоционального образования Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ, которую возглавил Александр Сайбединов, – комментирует Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП. – Помимо проведения научных исследований, в задачи лаборатории входят разработка учебно-методических пособий, проведение мастер-классов, семинаров и лекций для студентов педагогических вузов по представлению основных кейсов концепции Эмоционального образования, организация и проведение курсов повышения квалификации для педагогов по проблемам художественно-эстетического образования».

На Круглом столе сотрудники кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Московского педагогического государственного университета представили свой научно-практический опыт. Эльмира Галямова, кандидат педагогических наук, доцент, рассказала о результатах научно-исследовательской и практической работы по формированию эмоционального интеллекта младших школьников. Владимир Борисов, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе МПГУ, в докладе «Визуализация эмоций в художественно-графической деятельности младшего школьника» представил методику выражения эмоций через изобразительное искусство в начальной школе. В рамках научно-практической работы были исследованы особенности передачи эмоций в изображении портрета, через смайлики и посредством применения определенных цветовых сочетаний в рисунках детей. Директор Института развития педагогического образования ТГПУ, кандидат педагогических наук Наталия Семенова отметила высокую значимость научно-практического опыта Губернаторского Светленского лицея и кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе МПГУ для педагогической практики:

«Вопросы эмоциональной сферы ребенка сейчас очень актуальны. Многие исследователи связывают ее развитие именно с процессом включения ребенка в творческие виды деятельности. Именно этот аспект был раскрыт и в презентации концепции эмоционального образования, успешно реализуемой в Губернаторском Светленском лицее, и в докладах коллег Московского педагогического государственного университета».

Участники Круглого стола выразили взаимный интерес и готовность к плодотворному сотрудничеству и дальнейшей реализации совместных проектов и научных исследований.

Далее в ходе форума трек «Трансформация технологического образования: от интеграции наук к практике», состоявшийся при ведущей роли специалистов ФТП ТГПУ, подвел итоги Областного конкурса учебно-исследовательских проектов обучающихся «Приз ТЭБЕ». Подсекция «Актуальные вопросы лингвистической концептологии и лингвокультурологии» трека «Предметная основа педагогического образования» пригласила к участию студентов, магистрантов и аспирантов ТГПУ и вузов Томска из Китая, которые представили доклады о национально-культурной специфике выражения семейных отношений, о доминанте диаспорального дискурса, о русских заимствованиях в китайском языке и на другие темы.

На заседании подсекции «Русская литература первой половины ХХ века и методика ее преподавания» секции «Литературоведение и литературное образование» ИФФ обсуждались актуальные вопросы сегодняшнего образования: онлайн-технологии в преподавании литературы (от микрообучения до интерактивных онлайн-инструментов), подготовка к итоговому сочинению, современные подходы к преподаванию литературы. Предлагались к рассмотрению методические разработки как с привлечением произведений классической литературы, так материала знакомого и понятного современному школьнику, порой провокативного (например, творчество рэп-исполнителя Моргенштерна). Литературоведческие доклады осветили тенденции отечественной драмы в русской литературе ХХ века, зарождение жанра оперетты в отечественной культуре ХХ века, творчество В. Масса и Н. Эрдмана.

Подсекция «Отечественная литература второй половины ХХ – начала ХХI века» была посвящена актуальному вопросу разработки нового предметного содержания литературного образования. На подсекции «Детско-юношеская литература: вопросы подросткового чтения и формирования авторской компетентности» были заслушаны доклады студентов и магистрантов, в которых представлены результаты исследования жанрового своеобразия, мотивно-образной структуры и приемов психологизма в прозе советских и современных детских писателей, методические подходы к изучению художественного текста, привлечения подростков к чтению. В рамках работы секции прошел конкурс научно-методических докладов.

На подсекции «Русская литература XIX века и методика ее преподавания» студенты, магистранты и аспиранты представляли результаты своей исследовательской деятельности по различным темам и направлениям. Широкий тематический спектр докладов позволил обсудить актуальные вопросы проблематики и поэтики творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, В.Г. Короленко и других, методики преподавания литературы.

Студенты старших курсов и магистранты подняли проблему актуальных методик и приемов преподавания литературы в школе: технология развития критического мышления через чтение и письмо на материале сказок А.С. Пушкина, методика медленного чтения на материале повести Н.В. Гоголя «Портрет», технология создания буктрейлера на материале рассказа А.П. Чехова «Событие», использование аксиологического подхода в исследовании и преподавании на материале романа «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского. Методические наработки докладчиков опирались на апробированный практический опыт и учитывали задачи современного литературного образования. Студенты третьего курса на материале творчества В.Г. Короленко исследовали специфику жанров литературного портрета, пасхального рассказа, мотивов жизни/смерти. Аспиранты представили результаты своих исследований о жанровых особенностях житийного канона в «Житии Великого грешника», теме ценностного индифферентизма молодого поколения в «Дневнике писателя». Каждый доклад сопровождался дискуссиями и предложениями по развитию и углублению темы научного исследования.

В рамках конференции также работали подсекции «Всеобщая история», «Археология и этнология», «История России и методика преподавания истории и обществознания», а также было проведено модельное занятие «Урок-диалог».

В предпоследний день форума состоялась работа трека «Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и молодежи» ФПСО, в рамках которого эксперты обсудили актуальные проблемы образования, развития и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (обучение, развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья), психолого-педагогическое сопровождение социализации детей и молодежи (профилактический аспект).

Форум завершил работу в субботу, 24 апреля, площадкой Дискуссионного киноклуба «Насколько детское советское кино необходимо современному ребенку?» и мастер-классом «Потенциал использования AR/VR технологий в образовательном процессе».

Подробнее

25 апреля 2021


Новости 2201 - 2220 из 8441
Начало | Пред. | 109 110 111 112 113 | След. | Конец