Семинар Школы педагога-исследователя ИРПО ТГПУ «Герменевтика и урок литературы в школе», состоявшийся 27 марта, собрал на одной площадке Томского Педагогического учителей общеобразовательных школ, аспирантов, молодых и опытных ученых.
Ключевым спикером семинара выступил Леонид Юделевич Фуксон, доктор филологических наук, доцент, профессор ТГПУ, заведующий научно-исследовательской лабораторией герменевтики КемГУ. Участники семинара отметили резкое падение интереса школьников к литературе и необходимость поиска пути возрождения этого интереса. Таким путём, по мнению участников, может быть определённая переориентация учителя литературы с восприятия текстов, составляющих учебную программу, как объектов изучения, анализа, на подход к ним как живым собеседникам, которые, обращаясь к нам как к читателям, нуждаются в нашем понимании.
«Когда произведение литературы превращается в объект – оно молчит, так как учитель пытается описать его структуру: как устроено. Когда учитель вместе с учениками займёт уравнивающую их позицию читателя, то на первый план выйдет не устройство текста, а его смысл», - говорит Леонид Юделевич. «Пытаться научить учеников анализировать прежде, чем те научатся читать, – означает ставить телегу впереди лошади».
Леонид Юделевич выделил два вида непонятности по отношению к тексту: непонятность значения – семантики отдельного слова или выражения – и непонятность смысла целого. Отдельно отметил, что первая проблема решается обращением к толковому словарю, то есть значение ищется за пределами самого текста. Смысл же ищется только в читаемом тексте, с помощью самого этого текста.
На семинаре состоялась научная дискуссия о сущности ключевых принципов герменевтики, задачах развития критического мышления у будущего педагога, становлении особой культуры мышления будущего педагога средствами герменевтики.
«Герменевтика является определенным условием междисциплинарности, ключевые принципы которой важно учитывать при подготовке современного учителя. Необходимо подвести учителя к пониманию того, как сделать обучение провокативным для проявления интереса обучающихся к различным предметам и развития их потенциала», - считает Ольга Нерадовская, заместитель директора ИРПО ТГПУ, руководитель проекта «Школа педагога-исследователя».