Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Совершенствуем образовательную практику и укрепляем международные связи

25 октября 2024 г. представители лаборатории качества научно-педагогических исследований Нерадовская Ольга Рамазановна, канд. пед. наук, заведующий лабораторией, и Стародубцев Вячеслав Алексеевич, д-р пед. наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории, выступили в качестве спикеров пленарного заседания Международной научно-практической конференции «Трансформация образования и обучения: современные технологии, инновационные подходы и лучшие практики» (EDUSCILEARN 2024, Узбекистан). Коллеги представили доклад «Практико-ориентированное применение искусственного интеллекта в образовании», который вызвал особый интерес международного научного сообщества.
Конференция охватила широкий круг тем в области использования инновационных методик и подходов в образовательном процессе, внедрения передовых образовательных технологий, преодоления барьеров в цифровизации образования, подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, перспектив сетевого сотрудничества между образовательными организациями и многие другие.

О.Р._.jpg

Терминология научно-педагогических исследований

Научно-исследовательская лаборатория качества научно-педагогических исследований Института развития педагогического образования ТГПУ 13 декабря 2024 г. в 15.00 приглашает к участию в научно-практическом семинаре Школы педагога-исследователя «Терминология научно-педагогических исследований». Семинар проводится в рамках V Всероссийской научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской деятельности: субъектность в условиях цифрового мира».

В программе семинара:

1. Интерактивная лекция по вопросам использования терминологии в научно-педагогических исследованиях. Спикер: Игна Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам ТГПУ.

2. Доклад о промежуточных результатах диссертационного исследования. Спикер: Богданов Георгий Александрович, аспирант ИРПО. 

3. Дискуссия по вопросам применения терминологии в исследовании.

Модератор семинара: Нерадовская Ольга Рамазановна, кандидат педагогичесикх наук, заместитель директора Иснтитута развития педагогического образования.

Приглашаются аспиранты и все заинтересованные лица.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310).

РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ: очный.

Для участия в семинаре необходимо предварительно зарегистрироваться по ссылке: https://forms.gle/ZHQkjixrVXiixX6E6

Контактная информация:
Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-295 (вн. 3212), neradovskayaor@tspu.ru; Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-300 (вн.3215), kachalovaoi@tspu.ru

 

В ТГПУ вышло в свет новое пособие об особенностях подготовки и защиты магистерской диссертации

Научно-исследовательской лабораторией качества научно-педагогических исследований ИРПО подготовлено новое издание «Подготовка и защита магистерской диссертации: педагогическое образование». Оно включает материалы по подготовке выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование:
- основные современные требования к подготовке и защите магистерской диссертации;
- вопросы методологии педагогического исследования, являющейся концептуальной частью ВКР;
- особенности реализации проекта ТГПУ «Школа педагога-исследователя», направленного на повышение качества исследовательской подготовки педагогических кадров;
- образцы необходимых при подготовке и защите магистерской диссертации документов и др.

Издание адресовано магистрантам, руководителям диссертационных исследований, руководителям научного содержания обозначенных программ и членам государственных экзаменационных комиссий.

Студенты уже сегодня могут ознакомиться с пособием на сайте научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ: http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2024-4.pdf

Школа педагога-исследователя о субъектности и авторстве в научном исследовании

26 апреля 2024 г. в 16.00 в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» состоится круглый стол Школы педагога-исследователя Института развития педагогического образования ТГПУ «Субъектность и авторство в научном исследовании».

На круглом столе предстоит обсуждение вопросов проявления авторской и субъектной позиции соискателя в организации и проведении научно-педагогического исследования и их влияния на качество исследования.

К участию в обсуждении приглашаются магистранты, аспиранты, молодые и опытные ученые, педагоги образовательных учреждений и все заинтересованные лица.

МОДЕРАТОР: Поздеева Светлана Ивановна, д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ТГПУ.
КООРДИНАТОР: Нерадовская Ольга Рамазановна, канд. пед. наук, заместитель директора ИРПО ТГПУ.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310).
РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ: гибридный. Удаленным участникам ссылка для подключения будет выслана за сутки до проведения мероприятия.

Для участия в круглом столе необходимо предварительно зарегистрироваться в срок до 22 апреля 2024 года по ссылке: https://forms.gle/CH8nE9iohusG63hj8

Контактная информация:
Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-295 (вн. 3212), neradovskayaor@tspu.ru;
Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-300 (вн.3215), kachalovaoi@tspu.ru

ШКОЛА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ О СМЫСЛЕ И ПОНИМАНИИ ТЕКСТА

Семинар Школы педагога-исследователя ИРПО ТГПУ «Герменевтика и урок литературы в школе», состоявшийся 27 марта, собрал на одной площадке Томского Педагогического учителей общеобразовательных школ, аспирантов, молодых и опытных ученых.

Ключевым спикером семинара выступил Леонид Юделевич Фуксон, доктор филологических наук, доцент, профессор ТГПУ, заведующий научно-исследовательской лабораторией герменевтики КемГУ. Участники семинара отметили резкое падение интереса школьников к литературе и необходимость поиска пути возрождения этого интереса. Таким путём, по мнению участников, может быть определённая переориентация учителя литературы с восприятия текстов, составляющих учебную программу, как объектов изучения, анализа, на подход к ним как живым собеседникам, которые, обращаясь к нам как к читателям, нуждаются в нашем понимании.

«Когда произведение литературы превращается в объект – оно молчит, так как учитель пытается описать его структуру: как устроено. Когда учитель вместе с учениками займёт уравнивающую их позицию читателя, то на первый план выйдет не устройство текста, а его смысл», - говорит Леонид Юделевич. «Пытаться научить учеников анализировать прежде, чем те научатся читать, – означает ставить телегу впереди лошади».

Леонид Юделевич выделил два вида непонятности по отношению к тексту: непонятность значения – семантики отдельного слова или выражения – и непонятность смысла целого. Отдельно отметил, что первая проблема решается обращением к толковому словарю, то есть значение ищется за пределами самого текста. Смысл же ищется только в читаемом тексте, с помощью самого этого текста.
На семинаре состоялась научная дискуссия о сущности ключевых принципов герменевтики, задачах развития критического мышления у будущего педагога, становлении особой культуры мышления будущего педагога средствами герменевтики.

«Герменевтика является определенным условием междисциплинарности, ключевые принципы которой важно учитывать при подготовке современного учителя. Необходимо подвести учителя к пониманию того, как сделать обучение провокативным для проявления интереса обучающихся к различным предметам и развития их потенциала», - считает Ольга Нерадовская, заместитель директора ИРПО ТГПУ, руководитель проекта «Школа педагога-исследователя».

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРИСВОЕНИЕМ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ!

Поздравляем Ревякину Валентину Ивановну, доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры педагогики и управления образованием, главного научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований Института развития педагогического образования, с присвоением Почетного звания Заслуженного профессора Томского государственного педагогического университета! 

Решением Ученого совета ТОГПУ от 31.05.2023 г. Валентине Ивановне Ревякиной вручен Аттестат заслуженного профессора Томского государственного педагогического университета.

Желаем Валентине Ивановне здоровья, творческих сил и энергии, успехов и всего самого доброго!

Коллектив научно-исследовательской лаборатории
качества научно-педагогических исследований ИРПО

 

ШКОЛА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: О ГЕРМЕНЕВТИКЕ

27 марта в 16.00 состоится научно-методологический семинар Школы педагога-исследователя ИРПО ТГПУ «Герменевтика и урок литературы в школе».

СПИКЕР: Фуксон Леонид Юделевич, доктор филологических наук, доцент, профессор ТГПУ, заведующий научно-исследовательской лабораторией герменевтики КемГУ.

Приглашаются аспиранты, магистранты, молодые и опытные ученые, педагоги образовательных учреждений и все заинтересованные лица.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310).
РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ: гибридный.
Удаленным участникам ссылка для подключения будет выслана за сутки до проведения мероприятия.
Для участия в семинаре необходимо предварительно зарегистрироваться в срок до 26 марта 2024 года по ссылке: https://forms.gle/j5xkEHn9mCpQqaTT6 

Одна из основных проблем учителя-словесника – чему учить на уроке литературы? Традиционно учитель погружается вместе с учениками в анализ литературных текстов, а также – в исторический и культурный контекст изучаемой эпохи. Попутно осваивается теоретический литературоведческий словарь как инструмент такого подхода.
Литература при этом предстаёт ученикам как объект научного исследования, то, «как устроено» произведение. Между тем как только мы начинаем его читать – выясняется, что на первый план выходит проблема понимания – то, «что нам говорит» произведение. Это и есть центральная проблема герменевтики.
На семинаре планируется 1) обсуждение места герменевтики в широком смысле этого слова на школьном уроке; 2) беседа о конкретных художественных текстах и фрагментах; 3) попытка интерпретации живописного произведения.

Контактная информация:
Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-295 (вн. 3212), neradovskayaor@tspu.ru;
Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-300 (вн.3215), kachalovaoi@tspu.ru

О ПЕРСПЕКТИВАХ И ДОСТИЖЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКИ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ФИЛЬМЕ «МЫСЛИТЕЛИ»

8 февраля 2024 года, в День российской науки, на телеканале «Россия 24» состоялась премьера документально-просветительского фильма «Мыслители», снятого к 300-летию Российской академии наук. В фильме показаны перспективы и достижения современной российской науки через портреты ведущих учёных России, академиков Российской академии наук.
Фильм можно посмотреть по следующей ссылке: https://vak.world/user/news_and_ad/news_and_ad_app/4_view/news_read_page_view.php?news_id=405

ШКОЛА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: О СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДАХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Приглашаем к участию 8 февраля 2024 года в 16.00 в научно-методологическом семинаре Школы педагога-исследователя «Статистические методы научно-педагогических исследований».
Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310).
Для участия в семинаре необходимо в срок до 7 февраля 2024 года зарегистрироваться
по ссылке: https://forms.gle/KquMd3KM1j4VZjNu8

Контактная информация:

Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, (382-2) 311-295 (вн. 3212), neradovskayaor@tspu.ru; Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР Института развития педагогического образования, (382-2) 311-300 (вн.3215), kachalovaoi@ tspu.edu.ru

Информационное письмо

Что отражает язык диссертации?

Приглашаем к участию 23 ноября 2023 года в 16.00 в научно-практическом семинаре Школы педагога-исследователя «Язык и стиль изложения диссертации».

Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 313).

Для участия в семинаре необходимо зарегистрироваться в срок до 22 ноября 2023 года по ссылке: https://forms.gle/8KASw8vfDm6Hg6ne6

Контактная информация:
содержательное сопровождение: Нерадовская Ольга Рамазановна, +7 906 956-91-33, neradovskayaor@tspu.ru;
организационное сопровождение: Качалова Ольга Ивановна, +7 909 538-32-28, kachalovaoi@tspu.ru

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER