
Кëрлингисты ТГПУ вошли в сборную-победителя Кубка России
Сборная команда по кëрлингу (спорт глухих) при участии студентов факультета физической культуры и спорта ТГПУ Олега Хорошкова, Андрея Анищенко и Романа Серебренникова одержала победу на Кубке России, который прошел в г. Дмитрове, Московской области.
3 октября 2021
Будущий Технопарк Томского педагогического университета планируется в корпусе на пр. Комсомольском, 75. Сейчас в здании идет ремонт.
1 октября 2021
ТГПУ – в топ-10 вузов России в Международном многомерном рейтинге университетов «U-Multirank»
Томский государственный педагогический университет улучшил позиции в Международном многомерном рейтинге университетов «U-Multirank», который реализуется Европейским центром развития высшего образования в консорциуме с немецким Центром исследования высшего образования.
По результатам этого года ТГПУ вошёл в топ-10 среди 46 представленных российских вузов и занял 9 позицию. Среди педагогических вузов страны ТГПУ остается на позиции лидера, удерживая первое место. Высокие показатели вуза отмечены в трех из пяти направлений рейтинга:
- образовательное (по количеству магистрантов и качеству магистратуры);
- международное (совместные международные публикации);
- региональное (участие в развитии региона).
«U-Multirank» не является традиционным рейтингом, где университеты ранжируются в сводной таблице, – отметил начальник Управления международного сотрудничества ТГПУ Вадим Юрьевич Зюбанов. – Это система многомерной оценки, которая обеспечивает полную прозрачность деятельности вузов. Она позволяет не только оценить развитие вуза в целом, но и дает возможность сделать выборку по конкретным индикаторам и областям. Еще одно отличие «U-Multirank» от классических рейтингов – это cтуденческие опросы, которые проводятся анонимно и позволяют высказать свое мнение по более чем 50 позициям».
Кроме того, Томский Педагогический вошел в Global Top 25, став лучшим в двух номинациях: «Regional joint publications» и «Collaboration index».
30 сентября 2021
Волонтеры отряда «Точка зрения» ТГПУ продолжают работу с воспитанниками Детского благотворительного фонда им. Алены Петровой в рамках проекта «Прикосновение».
Работа «Прикосновения» направлена на эмоциональную и психологическую помощь родителям тяжелобольных детей: пока мамы и папы проходят терапию, с их детьми занимаются наши студенты – волонтеры «Точки зрения», будущие учителя. Ребята уже на протяжении трех лет приходят к особенным детям раз в неделю и пытаются скрасить их досуг: играют, рисуют, делают поделки, читают. Обычно на такие встречи приходят дети разных возрастов, поэтому диапазон досуга достаточно широкий: это могут быть мастер-классы с поделками из разных материалов, совместный просмотр и обсуждение мультфильмов, настольные игры, обычные подвижные игры – догонялки и прятки.
«Волонтеры активно участвуют в проектах фондов. Студенты помогают специалистам реабилитационного центра в проведении занятий для детей-инвалидов и организации присмотра за ними в то время, пока мамы прорабатывают свои трудности и наполняются ресурсом на психологических тренингах. Помощь волонтеров в этом проекте бесценна, так как многим детям требуется индивидуальное сопровождение, а специалистов на каждого ребенка не хватает. Для детей-инвалидов очень важны новые знакомства и общение с волонтерами, ребята их очень полюбили за время проекта, а для родителей важно, что дети находятся под присмотром, пока они могут посвятить время себе», – говорит психолог проекта, сотрудница фонда им. Алены Петровой Екатерина Ювкина.
Социальное волонтерство – одно из самых сложных направлений в добровольческой деятельности, так как требует огромного количества эмоционального ресурса. Однако это наших волонтеров не пугает: они сами с большим удовольствием возвращаются в фонд каждую неделю.
«После первой встречи с сотрудниками и детишками из фонда хочется возвращаться туда вновь и вновь. Атмосфера максимально располагает, фонд оснащен всем для комфортного и интересного досуга детей», – делится волонтер отряда Елена Панкова.
Фонд поддерживают многие организации: волонтеры-медики, театральные группы, развлекательные организации для детей и т.д. У некоторых подопечных нет возможности ходить в школу, детский сад, знакомиться и играть со сверстниками. Для них важно внимание, новые люди, социализация. Фонд в этом смысле очень помогает и детям, и родителям чувствовать себя лучше: одни делятся своими переживаниями с единомышленниками, которые также столкнулись с тяжелой ситуацией, а другие получают возможность общаться, учиться и развиваться.
Многие воспитанники находятся на этапе реабилитации и совсем скоро смогут полноценно общаться со сверстниками, так что работа фонда поможет детям избежать трудностей в общении с другими детьми и взрослыми.
«Я думаю, что такой формат волонтерской деятельности может быть очень полезен для будущих педагогов, так как он помогает развивать навыки взаимодействия с детьми, учит организовывать и применять различные педагогические методы и приемы», – уверен Дмитрий Кузнецов, руководитель отряда «Точка зрения» ТГПУ.
Волонтеры ТГПУ – люди с большим добрым сердцем, которые с особым трепетом занимаются с детьми и обмениваются с ними эмоциональными ресурсами, уже в студенчестве взращивая в себе настоящих педагогов.
28 сентября 2021
Студенческие клубы России – в обмене опытом
В Казани в рамках Всероссийского студенческого форума прошел слет Национальной лиги студенческих клубов (НЛСК). Студклуб ТГПУ на встрече с коллегами представил студент третьего курса ИФФ Максим Гончаров.
Мероприятие проходит уже третий год в стенах Поволжской Академии физической культуры, спорта и туризма. В этом году слет объединил более 700 участников, приехавших со всей страны для очного участия.
28 сентября 2021
Спевки отрядов ТГПУ становятся профессиональнее: Школа гитаристов ВШСО выпустила новых музыкантов
В Томском государственном педагогическом университете завершила работу Школа гитаристов Вузовского штаба студенческих отрядов, выпустив новых асов в игре на музыкальном инструменте.
Идея создания Школы появилась у администрации Вузовского штаба еще год назад. Когда замысел был готов к реализации, Школу было решено проводить в две недели со встречами дважды в день.
28 сентября 2021
Будущие воспитатели начали обучение по программе профессиональной переподготовки ТГПУ и ТГУ
В Томском государственном педагогическом университете состоялась первая образовательная встреча педагога и обучающихся программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность – новые ориентиры и технологии дошкольного образования», реализуемой в сетевом взаимодействии ТГПУ и ТГУ в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».
Программа дополнительного образования взрослого населения была разработана специалистами Института детства и артпедагогики ТГПУ и Института образования ТГУ. В ходе образовательного процесса преподаватели двух вузов, а также приглашенные специалисты – опытные педагоги из дошкольных учреждений города объединят усилия по передаче слушателям знаний и практического опыта, формированию у них профессиональных компетенций, соответствующих трудовым функциям воспитателя дошкольного образовательного учреждения по профилю базового высшего образования. К проведению учебных занятий из ТГПУ подключатся не только специалисты ИДиА, но и Института развития педагогического образования.
Первое занятие для слушателей провела Дудина Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИРПО. На встрече обсудили профессиональные компетенции педагога, особое внимание уделили компетенции разработки образовательных программ, а также механизмам их формирования:
«Если мы начнем рассуждать о педагогической деятельности, то точно поймем, что она исторически обусловлена: человек на протяжении столетий передавал знания и опыт предыдущим поколениям. О педагогической деятельности можно говорить с профессиональной точки зрения и социальной. Во втором случае в пед. деятельности мы участвуем постоянно; будучи родителями, наставниками или просто теми людьми, которые делают замечания на улицах», – отметила спикер.
Работа по программе будет строиться модульно и уже сегодня слушатели начали обучение по плану первого блока «Новые контексты развития практики дошкольного образования», который дал основные знания для начала педагогического труда, в том числе навыки построения индивидуальной образовательной траектории в дошкольной сфере. Дальнейшее обучение воспитателей пройдет в разрезе еще восьми тематических модулей:
- Психолого-педагогические основы деятельности педагога дошкольного образования.
- Организация работы педагога в ДОУ.
- Перспективные педагогические технологии в работе педагога дошкольного образования.
- Инновационные практики дошкольного образования.
- Полисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса: семья, педагоги, дети.
- Предпринимательские проекты развития дошкольного образования.
- Профессионализация педагога дошкольного образования (сквозной тьюторский модуль).
- Стажировка в практике дошкольного образования.
Работу по модулям 2, 5 и 8 полностью возьмет на себя Томский педагогический университет. ТГУ организует обучение по блоку 7. Остальные треки специалисты университетов реализуют совместно.
Важно отметить, что интерес к дополнительному обучению проявили как опытные педагоги, молодые специалисты, так и люди, не имеющие педагогического образования. Дебютный поток выпускников программы составит около 30 педагогов, которые бесплатно получат новую востребованную профессию и смогут трудоустроиться, восполнив кадровый дефицит в учреждениях дошкольного образования г. Томска и Томской области.
Обучение будет проведено в течение 1.5 месяцев (256 часов) как в очном и онлайн форматах, так и дистанционно (самостоятельное изучение материала с последующей обратной связью). По итогу пройденной программы слушателей ждет выпускная аттестационная работа, успешное выполнение которой обеспечит получение документа, удостоверяющего освоение новой профессии и возможность реализовать профессиональную деятельность в должности воспитателя.
27 сентября 2021
Ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Николаевич Макаренко, эксперты Института детства и артпедагогики и Института развития педагогического образования ТГПУ, аспиранты вуза приняли участие в III Международном научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке», проходившем на площадке Южного федерального университета и приуроченном к Году науки и технологий в РФ.
Миссия Форума – создать модель развития университетской системы непрерывного педагогического образования на научно-исследовательской и проектной основе. Для достижения этой цели на Форуме работали тематические секции и круглые столы.
В приветственном слове на открытии Форума Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что данная коммуникационная площадка позволит ее участникам обменяться лучшими университетскими педагогическими практиками:
«Представляя лучшие университетские педагогические практики, Форум наглядно демонстрирует потенциал российской высшей педагогической школы, собирая на своих площадках ее лидеров и талантов, которыми гордится вся страна».
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков обозначил необходимость поддержки фундаментальных и прикладных психолого-педагогических исследований, модернизации системы аттестации научно-педагогических кадров. Президент Российской академии образования РФ Ольга Васильева сказала о важности осмысления и обсуждения Декларации Союза ректоров России, посвященной вопросам подготовки педагогических кадров.
Одной из площадок Форума стала работа Ассоциации развития педагогического образования «Новые грани непрерывного педагогического образования». С приветственными словами к участникам обратились ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, ректор МПГУ, зам. председателя АРПО А.В. Лубков и советник Министра просвещения Российской Федерации, проректор МПГУ, вице-президент АРПО Н.Ю. Склярова, которая представила сообщение «Роль Ассоциации развития педагогического образования в консолидации всех уровней Российского образования». Спикером площадки выступила директор ИРПО ТГПУ Н.А. Семёнова с докладом «Формирование общепрофессиональных компетенций студентов ТГПУ через построение индивидуальной траектории».
Кроме того, в ходе работы Форума эксперты Томского государственного педагогического университета организовали круглый стол по теме «Моделирование системы непрерывного профессионального образования педагогов в условиях образовательного кластера».
«На круглом столе обсуждались смыслы, функции и опыт реализации концепции «опережающей подготовки педагога» («опережающего педагогического образования»), модель организации непрерывной педагогической практики на базе образовательных организаций (детский сад-школа), а также принципы и особенности организации безопасной системы поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи», – прокомментировала директор ИДиА, модератор круглого стола Ирина Александровна Дроздецкая.
С докладами на Форуме выступили ученые ТГПУ, а также педагоги-практики из МАДО №13 г. Томска как активные участники образовательного кластера. Тематика докладов была актуальной и освещала разные стороны современного образования: «Метаметодический аспект профессиональной подготовки педагога» (Поздеева С.И., д.п.н., зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ИДиА ТГПУ, зав. лабораторией метаметодики ИРПО); «Качество профессиональных знаний, педагогическая практика, оптимистическое мировоззрение будущего и современного педагога как основа взаимодействия всех уровней образования» (Брюханцева Н.В., к.филос.н., председатель Томского регионального отделения общественной организации «Педагогическое общество России»); «Совместные научные проекты в системе «детский сад-вуз» как ресурс совершенствования исследовательского компонента в профессиональной подготовке педагога» (Яркина Т.Н., к.пед.н., зав. кафедрой дошкольного образования ИДиА ТГПУ); «Проблемы преемственности на разных уровнях образования на примере организации исследовательской и проектной деятельности детей» (Семёнова Н.А., к.пед.н., директор ИРПО ТГПУ, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА); «Цифровая грамотность как стержневая компетенция в экономике XXI века: от школы к вузу» (Нетесова О.С., ст. преподаватель, н.с. лаборатории формирования цифровой образовательной среды ИРПО ТГПУ); «Практика построения региональной модели интеграции среднего профессионального образования в непрерывную систему подготовки педагогических кадров» (Дроздецкая И.А., к.пед.н., директор ИДиА, доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ).
«Система непрерывного профессионального образования педагогов требует изменения в сфере смыслов профессиональной подготовки, ее содержания и форм организации. Студент и педагог-практик должны понимать, что непрерывность образования – это необходимость, вызванная ситуацией в обществе и скоростью изменений в разных сферах жизни. Прохождение определенной ступени педагогического образования – это не завершение профессионально-личностного развития, а подготовка к следующему этапу образования. Опора на реальную образовательную практику в регионе и вовлеченность студентов в нее становится необходимым условием продуктивной и опережающей подготовки педагога. Для взаимосвязи предметной, методической и психолого-педагогической подготовки педагога необходимо переформатирование содержания и «рамок» некоторых учебных дисциплин (например, разработка курса «Метаметодика»), реализация преемственности в организации исследовательской деятельности детей, студентов и педагогов, реализация совместных научных и методических проектов (вуз-детский сад, вуз-школа), организация непрерывной (рассредоточенной) педагогической практики с 1-го до 5-го курса в образовательных учреждения региона, в том числе в формате стажировок в инновационных ОУ», – резюмировала С.И. Поздеева.
На круглом столе каждый из участников образовательного кластера обозначил эффективные механизмы преемственности профильной организации, среднего педагогического и высшего педагогического образования в образовательных условиях региона. В завершение научной встречи коллеги наметили дальнейшие перспективы сотрудничества в рамках образовательного кластера, а также сформулировали актуальные исследовательские повестки в сфере образования.
27 сентября 2021
В ТГПУ продолжается реализация проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи»
В Томском государственном педагогическом университете состоялась встреча организаторов и участников проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи». Совместный проект Научной библиотеки, Научно-исследовательской лаборатории формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ИРПО, кафедры социальной педагогики ФПСО стал возможен благодаря финансовой поддержке фонда Михаила Прохорова. Программа призвана повысить уровень цифровой грамотности родителей и детей путем знакомства с различными цифровыми сервисами для реализации правовых, экономических, бытовых и воспитательных функций. Визит участников был реализован в сотрудничестве НБ ТГПУ с Томской региональной общественной организацией Клуб многодетных семей «Лада».
Цикл консультаций включит в себя множество тем, среди которых «Цифровые технологии в организации культурного досуга», «Образовательные платформы в помощь учебному процессу», «Пособия и льготы для многодетных семей», «Оnline-тренеры и сервисы для занятия физкультурой и спортом», «Оnline-консультанты здоровья и диагностики».
Работу первого собрания открыл заведующий Научно-исследовательской лабораторией формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО Андрей Петрович Глухов. В актуальной теме «Электронное правительство для многодетных семей» были продемонстрированы сервисы и приложения портала «Госуслуги» для всех членов семьи. Магистрант технолого-экономического факультета ТГПУ Вадим Нем рассказал о новом приложении «Социальный навигатор».
Первыми слушателями стали многодетные семьи Советского и Кировского районов, поселков Кисловка и Зональная станция. У участников встречи была возможность получить помощь в процессе регистрации на сайте «Госуслуги» и создать личные кабинеты, а молодые люди в возрасте до 22 лет смогли оформить заявку на получение Пушкинской карты. Следующая встреча состоится в октябре и будет посвящена теме «Социальные пособия и льготы для многодетной семьи».
27 сентября 2021
Кубок дружбы ХХ Фестиваля спорта, творчества и туризма «Стартус» нашел обладателя
Самая масштабная встреча студентов ТГПУ подошла к концу – завершился юбилейный Фестиваль спорта, творчества и туризма «Стартус».
27 сентября 2021
Хроники «Стартуса»: день второй
Прошла уже половина фестиваля спорта, творчества и туризма «Стартус», на котором студенты Томского Педагогического соревнуются за статусы самого творческого, самого спортивного и, конечно, самого дружного факультета или института.
25 сентября 2021
Фестивалю спорта, творчества и туризма «Стартус» ТГПУ – 20 лет!
24-26 сентября в ТГПУ проходит самый масштабный праздник спорта, творчества и туризма, который из года в год объединяет факультеты и институты Томского Педагогического, – Фестиваль «Стартус». Первый сезон проекта состоялся 20 лет назад, с тех пор, меняя участников, «Стартус» остается любимым мероприятием студентов университета.
Для «Стартуса» 2021 год уникален не только юбилеем, но и изменениями в структуре команд: на фестиваль приехали не только второкурсники, но и обучающиеся третьих курсов, которых в прошлом году пандемия лишила долгожданного события. Кроме того, в лагерь «Солнечный» прибыли и выпускники ТГПУ – активисты, которые в разные годы приложили руку к организации и проведению фестиваля, чтобы тоже пройти все испытания.
В первый день после заезда студенты украшали комнаты в символике своих команд, а затем встретились на торжественном открытии фестиваля. С приветственным словом выступил проректор по социальной и воспитательной работе Дмитрий Борисович Насонов и директор Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ Наталья Михайловна Косовских:
«Стартус» строится на больших и малых историях: я познакомилась с этим фестивалем в 2009 году, когда была студенткой факультета психологии, связей с общественностью и рекламы ТГПУ. И уже тогда «Стартус» был огромным праздником не только для команд, которые ехали представлять факультет, но и для всего факультета. Спустя годы ничего не изменилось».
Программа фестиваля открылась играми на знакомство и сплочение: «Миксер» включал задания, которые помогли активистам познакомиться с игроками других команд. Например, необходимо было рассказать о себе без слов или запомнить случайные факты о человеке.
«Кондитерская Startus20» включала испытания, за выполнение которых студенты получали ингредиенты для приготовления блюда: составить башню из кубиков сахара, прокатиться по масляному полотну и другие. Собрав все необходимые продукты, ребята готовили вкусное печенье.
Вечером на праздничном концерте команды представляли свои визитки, презентовали себя. На «Стартусе» оказался новый факультет «Пуффик», отправляющийся на фестиваль с платформы 9¾, злодейка Изма, задумавшая создание «зелья дружбы» для всех участников, и розовая пантера, которая искала украденный кубок. Свою визитку представили и «старички», сказав участникам фестиваля напутственные слова:
«Стартус» дает каждому, кто на него ездил, ценный опыт и самые теплые воспоминания. Фестиваль становится отправной точкой для всей вашей студенческой жизни: именно здесь все начинается серьезно. Даже спустя столько лет мы остаемся настоящими друзьями, какими стали когда-то на фестивале. Поэтому несите печать «Был на «Стартусе» гордо», – обратился выпускник ТГПУ, экс-директор ТВ ТГПУ Максим Тынянов.
Ночью команды пытались заглянуть своим страхам в глаза на самом пугающем хоррор-квесте «Шорох». Тема этого года – «Психбольница». Участники преодолевали свои страхи, выполняя задания: доставали предметы из сырого мяса, пытались узнать разные звуки, в полной темноте набрать зеленку в шприцы для лечения пациента с ветрянкой, стараясь при этом не испачкаться.
«Педагог – самая непредсказуемая профессия: в своей работе мы должны быть готовы ко всему, сохраняя самообладание. Поэтому навык стрессоустойчивости и способность критически мыслить в экстренной ситуации – особенно ценны для будущих учителей», – рассказывает Карина Пеньдяк, организатор «Стартуса».
Уже в ночь кураторы провели рефлексию с участниками, где обсудили успехи и промахи первого дня, а также дали установку на следующий.
«Мы поняли, что все наши старания в подготовке к фестивалю не прошли даром: у нас необычная концепция, говорящая о нашем факультете, интересные костюмы, классная визитка. Так как мы историки и филологи, мы решили быть «Хранителями времени», ведь это наша будущая профессия – хранить истинное историческое знание и передавать его», – делится капитан команды ИФФ Эльвира Кокорина.
Впереди – второй день: по традиции студенты ТГПУ сразятся на туртропе, где их ждет сплав, прыжки и бег, переход по узким мостам и многое другое, что испытает смелость, силу и выносливость.
25 сентября 2021
Ректор ТГПУ вошел в состав большого жюри финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021»
Заключительный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2021 года проходит с 23 сентября по 3 октября в Ростове-на-Дону. Испытать себя предстоит 85 финалистам со всей страны. Участие в работе большого жюри первого очного тура, а также в организации конкурсных испытаний второго очного тура этапа примет ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко.
Торжественное открытие конкурсных мероприятий состоится 25 сентября. В течение четырех дней кандидаты на престижный статус «Учитель года России» будут проходить конкурсную и образовательную программы. В ходе первой участникам предстоит показать свой профессионализм в испытаниях «Методическая мастерская» и «Урок». 15 сильнейших представят мастерство в испытании «Классный час» и педразработки на «Мастер-классах». А уже 3 октября пятерка призеров на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» пройдут итоговое испытание «Пресс-конференция «Вопрос учителю года». Вторая часть программы откроет возможность посетить обзорную экскурсию по городу, музеи Ростова-на-Дону и другие культурно-просветительские локации.
«Учитель года России» – это не только конкурс профессионального мастерства. Популяризация профессии учителя носит системный характер, ведь задача учителя состоит не только в передаче знаний, а в воспитании, развитии детей и общении с ними», – отметил Министр просвещения России Сергей Кравцов.
Конкурсные работы участников будут оценивать члены большого жюри, в числе которых ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко. Ранее экспертом на муниципальном и региональном этапах конкурса «Учитель года России – 2021» выступила Лариса Германовна Смышляева, доктор педагогических наук, руководитель НОЦ «Педагогических технологий развития человеческого потенциала» ТГПУ.
«Конкурсы профессионального мастерства – важнейший элемент системы непрерывного развития педагогического профессионализма. Эта практика также служит действенным инструментом повышения престижа педагогической профессии. Открытое публичное представление лучшего педагогического опыта, доказательных образцов эффективной практической педагогики содействует общественному признанию важности и судьбоносной значимости педагогического труда, – отметила Л.Г. Смышляева. – Муниципальный и региональный этапы конкурса «Учитель года», во-первых, помогают выявить максимально большой пул педагогов, которые реализуют новые интересные и оригинальные педагогические практики. И в этом смысле ценно то, что при обнаружении таких практик на региональном уровне часто в поле внимания попадают молодые педагоги, которые не боятся инноваций, демонстрируют ценности отрытого педагогического профессионализма, направленность на непрерывное профессиональное развитие. Во-вторых, региональный этап конкурса зачастую открывает педагогов, которые достаточно давно в профессии, но даже не подозревают о той профессиональной продуктивности, которая присуща их подходам в работе с детьми и молодежью. И, в-третьих, муниципальные и региональные площадки конкурсов профессионального мастерства – это мощный мотивационный механизм, побуждающий все большее количество представителей профессиональных педагогических сообществ рефлексировать, обнаруживать и актуализировать свой личностный и профессиональный потенциал. Скажу и том, что выбирать лучших среди конкурсантов муниципального и регионального этапов «Учителя года» всегда очень непросто. Ведь решение должно быть обоснованным и убедительным. Потому быть в составе жюри этого конкурса – большая честь и большая ответственность. И в этом смысле надо сказать о том, что сегодняшний формат технологий отбора лидеров конкурсов педагогического мастерства в нашем регионе отработан в логике ориентации на достижение самого высокого качества принимаемых решений. Во многом гарантией этого качества выступает то, что среди тех, кто включен в процесс отбора чемпионов, все субъекты образовательного взаимодействия в самой широкой рамке: это и школьники, и родители, и педагоги – участники, победители и призеры уже прошедших подобных конкурсов, и ведущие преподаватели педагогического университета (ТГПУ), и сотрудники профильных структур повышения квалификации педагогов (ТОИПКРО), и руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, и представили НКО. Обращу внимание и на то, что на сегодня мы уже уверенно освоили гибридные сценарии организации конкурсных испытаний для выявления педагогов года. И это тоже работает на решение самых актуальных задач развития образования и человеческого капитала в нашем регионе. Конкурсы профессионального педагогического мастерства для всех, кто причастен к ним, – это ресурсный источник вдохновения, взаимообогащения, обретения единомышленников, осознания и освоения новых видов педагогического действия, присущих профессионалам новой технологической эпохи с ее большими вызовами».
10 октября в Государственном Кремлёвском дворце победителя конкурса «Учитель года России – 2021» наградят главным призом – статуэткой Большого хрустального пеликана. Учителя года России также ждет присвоение статуса советника Министра просвещения Российской Федерации на общественных началах.
24 сентября 2021
Кубок России по гиревому спорту – в руках студента ФФКиС
В Крыму (г. Алушта) прошли соревновательные мероприятия Кубка России по гиревому спорту. Томск и Томский государственный педагогический университет представил студент ФФКиС Дмитрий Черкашин, который одержал победу в личном первенстве и завоевал Кубок турнира.
24 сентября 2021
Интервью доцента ТГПУ вышло в газете Союза кинематографистов РФ
В газете Союза кинематографистов РФ «СК-новости» опубликовано интервью с Адой Казимировной Бернатоните, кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры мировой художественной культуры и хореографии ИДиА ТГПУ и единственным в Томске членом Союза кинематографистов РФ.
«Одно из наиболее важных направлений в киноведении – научить смотреть кино», – считает эксперт, которая преподает несколько курсов по истории кино в ТГПУ, в том числе ведет программу педагогической магистратуры по этому же профилю.
Каково жить в Томске и быть там единственным членом Союза кинематографистов России?
− Веселый вопрос. На самом деле в Томске жить не так плохо, поскольку любой, кто знает историю России, в курсе, что сюда такой цвет интеллигенции в свое время был сослан! А если говорить серьезно, то ничего, наверное, особенного в этом нет. На самом деле Томск – чудесный город в том смысле, что он как бы в отдалении от всех путей-дорог, и здесь как-то чувствуешь себя в своей собственной жизни очень комфортно. Мне в Томске хорошо в первую очередь потому, что я знаю, чем заниматься. А жить в Томске и быть членом СК приятно и почетно, даже в какой-то степени лестно. Думаю, что если бы я жила на Северном полюсе, то и там меня посещали те же мысли. Пингвины смотрели бы на меня, открыв рот, но для этого мне нужно было бы быть членом СК на Южном полюсе. Это серьезно. А если еще серьезнее, то быть одному — это слишком много ответственности и вопросов. Некоторые спрашивают, почему я до сих пор в Томске; некоторые убеждены, что жить в Томске и быть членом СК просто некрасиво по отношению ко всем остальным жителям Томска. И потому я работаю над тем, чтобы прекратить это безобразное одиночество и принять еще людей в СК, которые пополнят ряды местного представительства, не будучи столь одинокими, как я сейчас.
− Есть ли взаимосвязь единственного члена Союза кинематографистов в Томске и члена Гильдии киноведов и кинокритиков с московскими коллегами? Как это происходит? Они вас приглашают на какие-то совещания, интересуются вашим мнением?
− Взаимосвязь, конечно, существует. Я не пропускаю ни одного заседания. Даже перед пандемией отпросилась с работы и рванула в Москву. Мне очень важно общаться с коллегами, интересоваться их мнением и высказывать свое. Необходимо понимать, что тебя слышат и видят те, с которыми ты на одной профессиональной волне. Я регулярно бываю на ММКФ; для меня это погружение целиком и полностью, без остатка, в стихию кино – просмотры, конференции, разговоры и так до бесконечности. Вспоминается наша любимая шутка во время учебы во ВГИКе: бесчеловечное расписание, даже отдохнуть некогда, в кино сходить!.. На ММКФ я как будто снова оказываюсь во вгиковских коридорах своей юности. Заканчивались занятия, по дороге в общежитие мы разговаривали только о кино, и вечера на Будайке (Будайской улице в Москве. – Прим. ред.) у нас были заполнены только высказываниями о фильмах, режиссерах. Общение с коллегами на совещаниях, на фестивалях – это праздник для души, возвращение в молодость.
− В июне вы вдруг написали в Фейсбуке, что думаете уйти из педагогики. Но, кажется, что (цитирую) «сесть дома и ждать пенсию, смотреть кино и пить чай с лимоном» не получилось и теперь у вас «пять работ». Чем же занимается киновед в Томске? Как все успевает?
− У меня есть магистерский курс по кинопедагогике. На сегодняшний день это одно из самых важных направлений в киноведении – научить смотреть кино. Моя давняя мечта заключается в том, чтобы разговоры о кино снизили градус «элитарности». Так или иначе, рассуждения о литературе стали неотъемлемой частью повседневности, и если будут найдены образовательные форматы в контексте истории кино, то претенциозности и откровенной безграмотности cтанет меньше. Я преподаю несколько курсов по истории кино в ТГПУ; сейчас пригласили на дистант (дистанционное обучение. – Прим. ред.) в Тюмень; плюс колледж культуры в Томске и Томский государственный университет, где я уже четыре года читаю курс по детской литературе, но с этого года попросили еще почитать историю кино. Так что разговоров о кино мне в моем родном Томске хватает. Еще у меня есть передача на радио о литературных произведениях. Мне хочется смотреть кино и писать о нем помимо моей основной деятельности. Получается, но не так результативно, как хотелось бы. У меня же еще есть или должно быть какое-то время в сутках на сон, еду, прогулки с собакой, поездки в Новосибирск на оперу и балет... Этого удовольствия я лишить себя не в состоянии.
− Расскажите подробнее о ваших кинообразовательных программах.
− В рамках образовательной программы у нас есть широкий спектр курсов по кино: история и теория кино, кинематограф XXI века, фестивальное кино, история мультипликации, методика преподавания истории кино в школе. А с нынешнего сентября мы получили особый статус. Ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко подписал положение об учреждении научно-исследовательской лаборатории кинопедагогики. Большая ответственность! Но и большая радость заниматься разработкой новых образовательных программ, изданием научной, методической, учебной литературы, публикациями и так далее. К работе будут привлекаться студенты и аспиранты как будущие преподаватели. Вижу большие перспективы во взаимодействии с учреждениями и организациями, близкими по роду деятельности к направлениям наших исследований. Надеюсь, будем тесно сотрудничать с Союзом кинематографистов и Министерством культуры России. Наша лаборатория станет площадкой для семинаров и форумов, где коллеги из других городов России могли бы делиться своими наработками. Четырнадцать лет ушло у меня на то, чтобы убедить людей в подготовке преподавательских кадров по истории кино для школ и вузов. Теперь ко всем моим занятиям и планам добавилось и руководство лабораторией. Словом, жизнь моя никогда не была и не будет скучной. Мы с моими магистрантами организовали журнал о кино, называется он «Кинопровинция 13» (по аналогии с Чинечитта) (комплексом киностудий в Риме. – Прим. ред.) Первый номер посвящен ремейкам, сейчас в процессе подготовки второй номер о стилистических особенностях немого кинематографа, но в планах делать номера о региональном кино с развернутым анализом фильмов, мнениями зрителей, заметками о развитии кинематографа в разных регионах. Дипломы касаются проблем, связанных с педагогическими аспектами кинематографа. В недалеком будущем они трансформируются в методические разработки. В планах, хотя ими делиться и нельзя, есть острое желание запустить линейку учебников по истории кино для средней школы.
− Кто может стать вашим студентом и сколько стоит обучение?
− Моим студентом, а точнее магистрантом, может стать любой человек, у которого есть высшее образование и который никак не может справиться со своей киножаждой. Есть очное отделение, есть заочное. Поступить может кто угодно. У меня, например, в группе учатся два врача, один социолог, один журналист, один бухгалтер даже. У нас довольно широкая география – Краснодар, Тюмень, Челябинск, Москва, Екатеринбург. Пока образование бесплатно для всех, кто впервые учится в магистратуре.
− Вам хватает киноведческих материалов? Книг, исследований?
− У меня огромный фонд литературы о кино в электронном формате. В бумажном варианте все книги просто не смогли бы расположиться в отдельно взятом помещении − понадобился бы библиотечный зал. Книги по истории и теории кино, по персоналиям, книги о кино на английском языке, «Киноведческие записки» (кстати, в бумажном варианте порядка тридцати номеров). Так что сложностей с литературой нет.
− Почему ваши студенты – вы говорили о медиках, бухгалтерах и прочих – приходят изучать кино? Хотят поменять профессию или ради самосовершенствования?
− В рамках магистерской программы в вузе организована кинолаборатория, сотрудниками которой являются мои студенты. Мы занимаемся разработкой методических пособий, они замещают меня на лекционных занятиях – одним словом, погружены в процесс. Причины разные: кто-то воплощает в жизнь детскую мечту, другие хотят заниматься наукой (три человека готовят диссертации), третьи готовы организовывать кинопросмотры. Никто, естественно, не собирается менять профессию, но сейчас в этом контексте времена довольно интересные и можно совмещать различные профессиональные сферы.
− Может быть, в Томске снимается кино? В Якутии ведь все началось с любителей...
− У нас есть замечательный Александр Нерадовский и его не менее замечательный фильм «Вера», который получил призы на кинофестивалях. Томск, конечно же, гордится Иннокентием Смоктуновским. «Дети лейтенанта Шмидта» и «Максимум», популярные команды КВН, − тоже наши, свои, родные. В плане кино в Томске, как и везде, происходят постоянные «волнения»: различные конкурсы короткометражного кино, творческие союзы и объединения и т.д. Что касается молодых, покоривших ВГИК, то это Василий Воротов, окончивший мастерскую братьев Коттов, Ирма Гордиенко (кинодраматургия), Виктор Коженков (неигровое кино), Полина Капантина (мастерская Сергея Соловьева). Конечно же, я назвала не всех; кто-то остался за пределами списка, простите меня.
− Вы активный участник онлайн-конференций по медиапедагогике. Чем они полезны для вас? Кто принимает в них участие? Кто организатор и формирует тематику конференций?
− В них принимают участие медиапедагоги со всех концов нашей страны: Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Самары... Можно перечислить еще много городов. Центральное звено этих конференций − Таганрог и Симферополь. Школа Александра Викторовича Федорова и Крымский медиацентр с инициативной группой во главе Еленой Вильеновной Куценко. Тематику конференций чаще всего формирует идейный центр школы А.В. Федорова Ирина Викторовна Челышева. Повышение уровня медиаграмотности, укрепление научных связей, открытие новых горизонтов, много новых друзей – это очень немало, а даже более, чем много.
− Расскажите о рядовых зрителях Томска. Сколько в городе кинотеатров, какова афиша?
− Зритель в Томске любопытный, интеллигентный. Но сейчас в Томске из крупных кинотеатров остались только «Киномакс» и Goodwin Сinema. Есть у нас кинозрелищный центр «Аэлита»; там проходят показы фестивальных фильмов, авторские программы и прочие любопытные киноакции.
− Видны ли в репертуаре российские фильмы?
− Если вспоминать афиши с российскими фильмами, то сразу приходит на память «Конек-Горбунок» Олега Погодина, «Одесса» Валерия Тодоровского, «Крым» Алексея Пиманова, «Елки» под всякими разными номерами, «Легенда №17» Николая Лебедева, «Время первых» Дмитрия Киселева, «Салют-7» Клима Шипенко, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука.
Прочитала список и загрустила. Городская афиша мало чем отличается от других «заштатных» афиш. Те же «Мстители» и «Джокер», глядящие сквозь «Оно». Я смотрю больше, чем рядовой кинозритель, потому что принимаю участие в работе премии «Резонанс». Смотрю, чтобы проголосовать. Заметила интересную такую тенденцию: пять лет назад, условно говоря, из тридцати фильмов мне понравилось восемь. С каждым годом эта цифра уменьшается, потому что множатся вопросы как с профессиональной, так и с человеческой точки зрения. Особенно часто возникают вопросы к фильмам, которые получают статус «культовых». Вспоминая реакции томских зрителей, складывается ощущение, что в российском кинематографе как раз очень сильно напрягает фальшь, неправда, и это бывает довольно часто. Есть, безусловно, и прекрасные исключения. На мой взгляд, кинематограф сегодня – это недорогой (цена билета за один сеанс) психоаналитик. И, например, Иван И. Твердовский в фильмах «Класс коррекции», «Конференция» прекрасно справляется именно с этой задачей.
− Какие фильмы предпочитает зритель вашего киноклуба?
− Я занималась киноклубом с 2002 по 2014 год. Два года до пандемии делала сеансы с обсуждениями по просьбе Москвы в сети «Киномакс». Проводила стартовый показ, а потом фильм массово шел в кинотеатрах. Говорят, благодаря моим усилиям в нашем городе были лучшие сборы в сети «Киномакс» по стране на фильмах «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера, «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, «Капернаум» Надин Лабаки. При полных зрительных залах мы делали клубные показы фильмов о Микеланджело и Леонардо да Винчи, «Хрусталь» и «Обещание на рассвете» и пр. Несколько лет подряд (до пандемии) в Томске проходили фестивали стран ЕС. В репертуаре были Франция и Нидерланды, страны Скандинавии, Прибалтика и многие другие. Залы были переполнены. Зрители сидели на ступеньках.
− Каким вы видите наше кино из Томска? Видят ли наши кинематографисты жизнь России?
− Я регулярно смотрю наше кино из Томска. Очень надеюсь, что у него есть будущее.
− Какова ваша десятка российских фильмов XXI века?
1. «Вместо меня» (реж. Владимир Басов, 2000).
2. «Любовь и другие кошмары» (реж. Андрей Некрасов, 2001).
3. «Итальянец» (реж. Андрей Кравчук, 2005).
4. «Дикое поле» (реж. Михаил Калатозишвили, 2008).
5. «Полтора кота, или Сентиментальное путешествие на Родину» (реж. Андрей Хржановский, 2009).
6. «Класс коррекции» (реж. Иван И. Твердовский, 2014).
7. «Аритмия» (реж. Борис Хлебников, 2017).
8. «Карп отмороженный» (реж. Владимир Котт, 2017).
9. «Ван Гоги» (реж. Сергей Ливнев, 2018).
10. «Конференция» (реж. Иван И. Твердовский, 2020).
23 сентября 2021
Баскетболистки ТГПУ – лучшие в Томской области
Среди вузов Томска под крышей Спортивно-оздоровительного комплекса ТГПУ прошел региональный этап чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола 3х3. Женская баскетбольная команда ТГПУ, обойдя соперников, стала лучшей в Томской области.
22 сентября 2021
Студентки ТЭФ выиграли стипендии Правительства РФ
Объявлены имена победителей конкурса на соискание стипендии Правительства Российской Федерации на 2021-2022 учебный год, среди них – обучающиеся технолого-экономического факультета ТГПУ Татьяна Панго (магистратура, второй курс) и Софья Ломовская (бакалавриат, четвертый курс).
Конкурс проводился для студентов (бакалавриат и магистратура) и отдельно для аспирантов, претендовать на стипендии могли только обучающиеся очной формы. Главными условиями, соблюдение которых было необходимо для возможности подать документы, были хорошие оценки в течение двух последних семестров (при наличии как минимум половины оценок «отлично» от общего количества), а также наличие научных публикаций, наград, побед в конкурсах, олимпиадах и фестивалях.
Собрать пакет документов, отвечающий условиям конкурса, кандидаткам из ТГПУ не составило труда: обе студентки занимаются научной деятельностью не первый год. Так, Татьяна Панго, обучаясь еще на бакалавриате факультета технологии и предпринимательства ТГПУ, неоднократно участвовала и побеждала в конкурсах на лучший доклад на научно-практических конференциях и конкурсах научно-исследовательских и методических работ, конкурсах портфолио на получение стипендий различного уровня с темой исследования «Влияние кибераддикции на психо-эмоциональные и когнитивные свойства личности подростков». Научную деятельность Татьяна продолжает и в магистратуре, на ее счету – около 30 публикаций в сборниках научных конференций и рецензируемых журналах психолого-педагогической направленности. И стипендию Правительства РФ девушка выигрывает не впервые: в 2018 году она уже побеждала в этом конкурсе, а кроме него – в конкурсах на соискание повышенной академической стипендии и стипендии им. Ф.М. Шамахова. В сфере научных интересов Татьяны – исследование компьютерной зависимости и интернет-зависимости у подростков.
«Процесс подготовки занял достаточное количество времени: пришлось поднимать все материалы своей научной деятельности за последние несколько лет. Также нужно было в соответствии с требованиями оформить документы для подачи. Раза четыре только приходилось устранять недочеты», – делится магистрант.
Не отстает в успехах и младшая коллега Софья Ломовская, количество научных публикаций которой в области методики обучения технологии, различных аспектов безопасности жизнедеятельности, психологических особенностей аддитивного поведения подростков приближается к 40 наименованиям. Преподаватели особенно отмечают способности студентки к смысловой, образной и грамматической обработке текста.
Научным руководителем победительниц выступает Синогина Елена Станиславовна, кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности ТЭФ ТГПУ. Благодаря высококвалифицированной поддержке, заинтересованности всех сторон в ведении научной деятельности и желанию каждого развивать свой научный потенциал победы на престижных научных конкурсах разных уровней становятся регулярными.
21 сентября 2021
Космический опыт Центра «Сириус» передадут ТГПУ
Образовательный центр «Сириус» (г. Сочи) провел конкурсный отбор среди специалистов России на участие в программе повышения квалификации «Дежурный по планете» в рамках курса «Организация научно-технической, исследовательской и проектной деятельности школьников в области космонавтики». Успешно прошли испытания и получили возможность дополнительного обучения кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики ФМФ ТГПУ Юлия Вячеславовна Богданова и заместитель директора Детского центра образовательной робототехники ТГПУ Мария Николаевна Кузнецова.
Со всей страны в число обучающихся по программе попали лишь 120 человек – руководители и преподаватели образовательных организаций. Чтобы пройти этап отбора, необходимо было заполнить анкету, в которой ответить на вопросы о деятельности в области космонавтики, опыте работы с детьми на конкретных примерах, рассказать о реализуемых для школьников и дошколят тематических мероприятиях и т.д.
Один из масштабных космических проектов ТГПУ – инициатива «Космический урок», которая организуется в сотрудничестве с РКК «Энергия», ГТРК «Томск» и др. Со старта работы проекта в нем занята Юлия Вячеславовна, которая и заполнила конкурсные документы с опорой на опыт, полученный в ходе подготовки занятий «КУ»:
«Для работы в проекте «Космический урок» необходимо быть в курсе современных достижений космонавтики, космической педагогики, знать, какие космические образовательные проекты реализуются в России. Через участие в программе я надеюсь расширить свой кругозор, познакомиться с новыми людьми и, возможно, перенять в практику некоторые проекты программы, которые смогу реализовать для школьников и студентов на базе Педагогического технопарка, готовящемуся к открытию в нашем вузе уже к концу года».
В Детском центре образовательной робототехники ТГПУ работа с детьми 5-12 лет ведется в том числе в рамках интенсива «Просто Космос» – лекции по астрономии, занятия по конструированию и программированию, разработка и презентация проектов. Мария Николаевна на примере интенсива представила свою деятельность и Центра в целом, описав организационные процессы, техническую базу, педагогический подход и результаты, которые показывают ученики. Отдельный блок вопросов требовал информации о возможном сотрудничестве ДЦОР с организациями города для более глубокой проработки тем интенсива через выступления приглашенных спикеров, предоставление оборудования, организации экскурсионного посещения учениками Центра специализированных учреждений.
«На обучении ценной будет информация о возможностях конструкторов LEGO, которые мы используем в Центре. Ожидаю также перехода от теоретических знаний в области космонавтики к практике в работе с детьми. Возможно, появятся новые перспективы сотрудничества, которое позволит расширить образовательный процесс через посещение специализированных учреждений и переход от знакомства с ракетами, устройством спутников посредством мультфильмов к реальному наблюдению».
Программа повышения квалификации «Дежурный по планете» позволит участникам получить навыки вовлечения учеников в конкурсы, региональные космические смены, научиться организовывать обучение по космическим направлениям:
- ракетостроение;
- дистанционное зондирование земли;
- спутникостроение;
- космическая робототехника;
- наземная инфраструктура и другим.
Обучение будет организовано по-разному для двух категорий участников: руководители и преподаватели. Так, на освоение первого блока поедет Мария Николаевна, которая нацелена на повышение управленческих и организаторских компетенций, Юлия Вячеславовна выбрала преподавательский трек.
«Программа нацелена на глубокое погружение преподавателей в космическую тематику с очной работой на оборудовании, – отмечают в «Сириусе». – Администраторы получат возможность по шагам проработать космическую смену от вовлечения участников до ее проведения».
Обучение по программе повышения квалификации «Дежурный по планете» пройдет на базе Центра «Сириус» 30 сентября – 6 октября 2021 года.
21 сентября 2021
Студенческие лидеры ТГПУ – в диалоге с коллегами и экспертами
В Москве прошел Всероссийский форум лидеров студенческих инициатив Академии Министерства просвещения России. Томский Педагогический представили студенты и сотрудники вуза – начальник отдела по молодежной политике Дмитрий Буйницкий, председатель Объединенного совета обучающихся Карина Пеньдяк и студентка четвертого курса ИФФ Анастасия Степанова.
20 сентября 2021
В стенах Томского государственного педагогического университета состоялась установочная встреча экспертов и обучающихся программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность – новые ориентиры и технологии дошкольного образования», реализуемой в сетевом взаимодействии ТГПУ и ТГУ в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».
19 сентября 2021
Новости 2001 - 2020 из 8441
Начало | Пред. | 99 100 101 102 103 | След. | Конец