Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Иностранный язык – модный тренд или запрос времени? Отвечаем вместе с директором ИИЯМС!

Во все времена в России существовала мода на изучение какого-либо иностранного языка. Какой иностранный язык востребован сегодня и где пользуется популярностью русский язык? Об этом порталу Томск.ру рассказала директор Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, кандидат филологических наук Анна Богданова.

1

Почему китайский язык – один из самых востребованных языков? Насколько перспективно это направление?

Китай сегодня играет важную роль во всем мире, укрепляются связи между Россией и Китаем, что приводит к повышенному спросу на специалистов со знанием китайского языка. Мы не могли не отреагировать на такой образовательный тренд: в сентябре 2024 года в рамках направления «Педагогическое образование» открыли новый профиль подготовки «Иностранный (китайский) язык» и приступили к подготовке будущих учителей китайского языка. Сейчас на этом направлении обучаются 35 человек, вскоре они будут готовы приступить к работе в школах Томска и других регионов России.

Интерес к китайскому языку не только у выпускников школ, но и у тех, кто еще учится. В марте этого года мы объявили о старте нового образовательного проекта «Китайский язык – школьникам Томска», направленного на популяризацию и внедрение китайского языка в общеобразовательные учреждения города Томска. Пилотной площадкой проекта стала школа «Перспектива», известная своими инновационными подходами в образовании. С сентября 2025 года китайский язык будут изучать ученики пятого класса в рамках учебного предмета «Второй иностранный язык», а преподавать – сотрудники и студенты старших курсов нашего Института. Задача в долгосрочной перспективе – предоставить всем школьникам Томска и Томской области возможность изучения китайского языка и китайской культуры.

Есть ли интерес в Китае к изучению русского языка?

Со стороны Китая также высокий интерес к изучению русского языка. В 2022 году наш Институт приступил к реализации программы двойных дипломов совместно с Цзилиньским университетом иностранных языков города Чанчунь. Эта образовательная программа направлена на подготовку будущих учителей русского языка как иностранного для Китая.

2

Какие еще направления подготовки в области иностранных языков реализует Институт?

На уровне бакалавриата в Институте реализуются два направления: «Педагогическое образование», где мы готовим учителей иностранных языков, и «Лингвистика», где по профилю «Перевод и переводоведение» обучаются будущие переводчики. На уровне специалитета мы ведем подготовку по специальности «Перевод и переводоведение». Если говорить о том, какие иностранные языки можно освоить, то это английский, немецкий, китайский, французский и русский язык как иностранный.

Что за программа «Медиалингвистика и коммуникации»?

В этом году мы открыли новый профиль подготовки с углубленным изучением английского языка «Медиалингвистика и коммуникации». Уникальность программы в том, что она готовит специалистов широкого профиля, обладающих навыками создания контента в традиционных, цифровых СМИ, новых медиа. То есть коммуникаторов, которые понимают специфику работы в рекламе, PR, маркетинге, брендинге, владеющих навыками проведения исследований, позволяющих оценивать эффективность медиакоммуникаций. Преимуществом программы является то, что на выходе выпускник свободно владеет английским языком, это позволит работать с зарубежными партнерами в российских или зарубежных компаниях.

Что делает Институт, чтобы усилить практико-ориентированность подготовки студентов и дать им возможность уже сейчас профессионально реализовываться?

Важной составляющей языковой подготовки является создание языковой среды. Наши студенты имеют уникальную возможность участвовать в программах международной академической мобильности (бесплатно в течение семестра обучаться в вузах Китая); общаться как в очном, так и в онлайн-формате с носителями языков. Также они могут стать участниками реализуемых Институтом международных научно-образовательных проектов.

В сентябре 2022 года в рамках масштабной инициативы Министерства просвещения Российской Федерации наш университет открыл Центр открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в столице Кении – городе Найроби. Обучение проходит в очном формате, наши сотрудники выезжают в Найроби, где уже два года реализуют учебный процесс. В этом году ТГПУ будет работать еще в двух странах Африканского континента. В настоящий момент спрос на изучение русского языка в Африке настолько высок, что несмотря на все инициативы, которые реализуют педагогические вузы, он удовлетворен только на 5 %. Для студентов это уникальный шанс стать участниками международных проектов с возможностью посещения страны.

3

Какие условия для поступления?

Хотелось бы отметить, что у наших потенциальных абитуриентов есть уникальный шанс получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ по иностранному языку, участвуя во Всероссийской предметной олимпиаде школьников по иностранным языкам «Альтерлингва», которую ежегодно проводит наш Институт. Она включена в перечень олимпиад Министерства просвещения РФ. В этом году в ней приняли участие более 1 600 школьников, которые представляли 27 регионов России.

Говоря о контрольных цифрах приема: на направлении «Педагогическое образование» у нас 70 бюджетных мест, на направлении «Лингвистика» – 30 бюджетных мест. Абитуриенты, поступающие на оба направления, сдают два обязательных экзамена – иностранный язык и русский язык, а также один экзамен по выбору – обществознание, история, литература.

По материалам Томск.ру

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER