Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Современные практики сопровождения обсудили в ТГПУ на I Всероссийском фестивале «Тьюторство Сибири»

Современные практики сопровождения обсудили в ТГПУ на I Всероссийском фестивале «Тьюторство Сибири»

Институт развития педагогического образования ТГПУ выступил соорганизатором I Всероссийского фестиваля «Тьюторство Сибири: диалог практик сопровождения», прошедшего в Томске. В качестве экспертов к нему подключились преподаватели ИРПО и ИДиА. В число более 100 участников из 10 регионов России вошли 40 обучающихся вузов Большого университета Томска. Параллельно основной программе для желающих педагогов в ТГПУ состоялся курс повышения квалификации «Тьюторское сопровождение в образовательных событиях».

Работа началась с панельной дискуссии «Диалог практик сопровождения». Среди ключевых спикеров от ТГПУ выступили руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО, мастер-коуч ICI Лариса Куровская (коучинговый подход по международным стандартам), преподаватель ИРПО и ИДиА, федеральный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации Людмила Долгова (тьюторство), доцент ИРПО Сергей Колпаков (наставничество), зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА, профессор Светлана Поздеева (наставничество).

«В наставническом взаимодействии «преподаватель вуза – молодой специалист» опытному педагогу важно удержаться от искушения занять авторитарную позицию, предъявив строгие алгоритмы и образцы деятельности, постоянно указывая на ошибки подопечного. Главное – увидеть сильные стороны наставляемого, включая его сильное желание овладеть новым видом профессиональной деятельности, – говорит С.И. Поздеева. – Например, умение создать позитивную атмосферу на учебном занятии со студентами, использовать разные приемы вовлечения их в деятельность, а также инициативность. Наставник – это тот, кто дает возможность выбирать и пробовать себя в реализации новых педагогических действий, а не тот, кто постоянно указывает на ошибки и контролирует».

Опытом с участниками поделились старший партнер компаний «БЕСТ-Тренинг» и «Тренинг-бутик», вице-президент Академии социальных технологий Марк Кукушкин (г. Москва) и зам. директора Института образования ТГУ, федеральный эксперт МТА Сергей Степанов.

«На панельной дискуссии обсуждались актуальные вопросы расширения блока педагогических профессий: от учителя как транслятора знаний до сопровождающих профессий. Это происходит в связи с антропологическим поворотом в философии и образовании, заказом общества на креативность и субъектность. Сопровождение в образовательной ситуации – это помощь в проявлении интересов человека, организация среды для пробы сил, рефлексия результатов и новых возможностей», – резюмировала организатор и инициатор фестиваля Л.М. Долгова.

Одним из этапов стало посещение участниками инновационных образовательных учреждений Томска, знакомство с их инфраструктурой и подходами к сопровождению.

Второй образовательный день открылся семинаром «Диалог практик сопровождения» М.Е. Кукушкина, в ходе которого были рассмотрены контексты и смыслы сопровождающих профессий. Встреча прошла в интерактивном режиме с размышлениями участников о собственных траекториях профессионального развития. А после спикер провел открытый разбор кейсов, представленных слушателями.

Далее организаторами был предложен ряд тематических встреч: «Когнитивно-поведенческий коучинг в практике тьютора», «Гуманитарное исследование как сопровождение авторской позиции педагога», «Вопрошание как ресурс самостоятельного мышления», «Тьюторское сопровождение становления учебной самостоятельности» и другие. Мастер-класс «Эффективные коучинговые модели в работе с целями» провела руководитель Парка ИОП ИРПО Л.В. Куровская:

«Были рассмотрены коучинговые компетенции по международным стандартам, особенности нейробиологии при работе с целями, инструменты работы коуча по выявлению истинных целей. В завершение была дана одна из макромоделей для работы с целями – S.C.O.R.E. и прошла сессия ответов на вопросы».

Мастер-класс «Искусственный интеллект в образовании: новые возможности для тьюторов» дал руководитель Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП Андрей Глухов:

«Были раскрыты практические и теоретические аспекты применения генеративных нейронных сетей в образовании: базовые принципы работы генеративных языковых моделей; виды ИИ и их роль; способы создания аудио- и визуального контента, применяемого в тьюторстве; применение новейшего цифрового аватара КФЦОС ТГПУ – ИИ-тьютора Сократия, – рассказал спикер. – Также с участниками мы организовали экспресс-исследование по теме оценки возможностей и роли ИИ в развитии тьюторской поддержки в образовании, потенциала и возможностей использования ИИ-агентов в тьюторстве».

В программу вошли и другие тематические площадки: «Тьюторское сопровождение как эффективная практика в образовании: карьерные траектории, благополучие и качество жизни», «Выбираем вуз: сопровождение образовательно-профессионального выбора старшеклассника», «Тьюторское сопровождение семьи в детском саду».

В завершение фестиваля к нему подключилась лидер российского тьюторства Т.М. Ковалёва, профессор МГПУ. Она отметила, что «томская тьюторская команда продолжает очень важную традицию содержательного диалога различных антропопрактик: обсуждения общих ценностей, «особости» каждой практики и ресурсности друг для друга (возможности «переопыления»)» и поблагодарила организаторов события.

Важным содержательным блоком фестиваля стала ППК «Тьюторское сопровождение в образовательных событиях», в которой приняли участие 17 человек.

«Они сделали заказ на теоретические и практические основания тьюторского сопровождения в событийных формах образования и технологии в работе тьютора. Все эти вопросы были рассмотрены в процессе обучения через знакомство с «Психологией развития» Б.Д. Эльконина, анализ кейсов образовательных событий из книги «Образование за пределами обыденного: событие действия, событие учения – событие себя», изданной коллективом авторов МАОУ Школа «Эврика-развитие», практическое освоение технологий вопрошания, картирования, написания феноменологических эссе», – комментирует соавтор курсов Л.М. Долгова. 

Содержательная наполненность и уровень реализации I Всероссийского фестиваля «Тьюторство Сибири: диалог практик сопровождения» были высоко оценены участниками.

«Особенно ценным для нас оказался опыт коучинга в образовании. Представленные техники и инструменты поддержки становления субъектности точно найдут отражение в нашей работе, – поделился Елисей Баранов, координатор отдела сопровождения учащихся (школа «Летово», г. Москва). – Отдельно стоит отметить программу повышения квалификации. Этот курс предложил не просто теоретические подходы, а практические решения для создания образовательных событий, способствующих становлению субъектности, развитию метапредметных навыков и ролевого опыта. Уникальность заключалась в объединении тьюторских технологий с реальными образовательными задачами».

В обратной связи также были отмечены «глубина и ориентация практик на ребенка, которые не встречались ранее на подобных мероприятиях», предложенные спикерами техники сонастройки, интересный диалоговый формат, богатый опыт томских специалистов и т.д. 

Как заключил руководитель томского отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации и ООО «Большой поход», организатор фестиваля Александр Банников, позитивный отклик указал на необходимость сделать фестиваль традиционным. В ближайших планах – расширить географию и привлечь к участию как можно больше специалистов из Томска и Новосибирска.

Справочно:

Организаторами I Всероссийского фестиваля «Тьюторство Сибири: диалог практик сопровождения» в Томске выступили Межрегиональная тьюторская ассоциация, Томский государственный педагогический университет (ИРПО), Томский государственный университет (Институт образования), ООО «Большой поход», МАОУ Школа «Эврика-развитие» (стажировочная площадка Научно-методического центра сопровождения педагогических работников Парка ИОП ИРПО), Детский сад № 4 «Монтессори +».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER