Эксперты ТГПУ с коллегами разработали идеи по совершенствованию системы образования региона
На Образовательном форуме «Август.PRO» при участии экспертов ТГПУ состоялись стратегические сессии для педагогических и управленческих кадров образовательных организаций Томской области. В ходе работы были обсуждены ключевые вопросы по улучшению качества общего образования и подготовки педагогических работников в регионе.
Первая стратсессия «О реализации концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года на территории Томской области» открыла возможность групповой работы. Участники разрабатывали инструменты вовлечения подрастающего поколения в педагогическую профессию и определяли, какие условия могут быть предоставлены для комфортной адаптации и эффективной работы молодых специалистов.
Основными проблемами были выделены: отсутствие общей системы ранней профориентации, нехватка родительской поддержки в заинтересованности ребенка педагогической профессией, необходимость повышения престижа профессии учителя.
Решить проблемы, по мнению участников, можно через реализацию профориентационных мероприятий в интерактивном формате, которые познакомят детей с профессией, позволят пройти профильные пробы с последующим анализом. Например, конкурс «Как я вижу профессию». Также педагоги отметили необходимость усиления заинтересованности родителей посредством проведения специальных совместных с учителями и детьми мероприятий и формирования образа учителя как человека, который является помощником и наставником, на конкретных примерах.
В проблемное поле вопроса сохранения мотивации у молодого педагога к профессиональному становлению и закреплению на рабочем месте вошли недостаточно эффективная система наставничества от опытных коллег, нехватка опыта по управлению детским коллективом, отсутствие мотивации к профессиональному развитию, завышенные ожидания, высокая нагрузка в рамках дополнительной деятельности и профессиональное выгорание.
Благодаря совместной работе участники смогли выделить следующие пути решения: обучение опытных педагогов эффективному наставничеству и применение реверсивного наставничества, увеличение количества практических занятий в последний год обучения в вузе, поощрение педагогов за успешное участие в профессиональных проектах и предоставление возможности работы с психологом.
Еще одним этапом работы стала стратсессия «Общее образование и педагогический университет: расширяем горизонты сотрудничества в рамках нацпроекта «Образование».
«Одна из важных задач, которую сегодня ставит перед нами Министерство просвещения РФ, – реализация национального проекта «Образование». Строительство и оборудование образовательных учреждений является огромным ресурсом, который важно уметь правильно использовать для повышения качества образования. Необходимо точно понимать: мы учим тому, что будет актуально в будущем и поможет подрастающему поколению получить достойное образование», – говорит проректор по образовательной деятельности ТГПУ Марина Станиславовна Садиева.
На сессии были представлены возможности работы Центра «IT-куб» города Северска, Центра «Точка роста» МКОУ «Шегарская СОШ №2», проекта «Доброшкола» в МОУ «Специальная коррекционная школа городского округа Стрежевой», Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ и новых предметных лабораторий биолого-химического факультета ТГПУ.
«Сегодня на повышение качества в системе общего образования влияют учителя, и для нас важным вопросом является профессиональная подготовка будущих педагогических кадров, – говорит заместитель начальника Департамента общего образования Томской области Елена Вениаминовна Вторина. – На нашей стратегической сессии собрались представители разных организаций, участвующих в национальном проекте «Образование», и нашей задачей является нахождение точек соприкосновения ТГПУ и организаций общего образования, благодаря которым мы сможем объединить усилия и выпустить в профессиональный мир настоящих специалистов».
После презентаций были предложены идеи сотрудничества Томского педвуза с областными образовательными пространствами: разработка системы наставничества между молодыми и опытными педагогами для создания новых идей по работе с высокотехнологичным оборудованием; проведение педагогического хакатона и мастер-классов для педагогов дополнительного образования; формирование экспертного сообщества для конкурсной среды среди школьников, студентов и преподавателей; обучение робототехнике в каникулярное время в Кванториуме ТГПУ; открытие образовательной программы «Научно-методическое сопровождение субсидиарных сущностей национального проекта «Образование»» для магистрантов ТГПУ.
Каждая идея, разработанная исходя из актуальных проблемных точек, в дальнейшем будет рассмотрена более детально, после чего запущена в работу.