Педагоги ТГПУ проходят программу повышения квалификации «Проектирование образовательной деятельности в условиях новых ИКТ»
В ТГПУ проходят очно-заочные курсы повышения квалификации «Проектирование образовательной деятельности в условиях новых ИКТ: инфраструктура педагогического вуза «Технопарк», «Кванториум», «Класс демонстрационного экзамена», нацеленные на совершенствование компетенций педагогов по использованию современных цифровых ресурсов университета в образовательном процессе.
Курсы повышения квалификации для 40 представителей профессорско-преподавательского состава ТГПУ были организованы в рамках программы корпоративного обучения, повышения квалификации, профессионализма и развития компетенций преподавателей. Целью обучения является знакомство педагогов с современным цифровым оборудованием, которое поступило в университет в рамках национального проекта «Образование».
«На данных курсах наши коллеги смогут изучить тот богатейший цифровой инструментарий и сервисы, которые у нас на сегодняшний день есть, и подумать о перспективах его использования. Мы хотим обогатить наши возможности в электронном обучении, – говорит директор Центра дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ Наталья Андреевна Федорова. – Сегодня слушатели получают информацию о том, какое оборудование у нас имеется, а также практический опыт работы в цифровых лабораториях наших технопарков».
В первый день в очном формате педагоги познакомились с ресурсами технопарков, а также с научными достижениями студентов, магистрантов и педагогов в области физических, химических, биологических, анатомических, географических и инженерно-технических наук.
В Технопарке универсальных педагогических компетенций они посетили площадки «Цифровые средства обучения естественно-научного образования» и «Межпредметные исследовательские работы. Цифровые лаборатории и датчики». Слушатели КПК познакомились с интерактивной доской, поучаствовали в экскурсии по биолого-химической лаборатории, увидели, как работает Интерактивный стол «Пирогов», который позволяет вести разбор анатомии человека в мельчайших деталях.
«Мы стараемся соответствовать изменениям в учебном процессе. Работаем с элементами, которые помогают развивать цифровые технологии не только по форме, но и по содержанию. Надо понимать и принимать, что нас окружает совершенно цифровой мир. Наши ученики как пользователи цифровых интерфейсов в этом мире уже живут, и нам нужно от него не отставать, тогда междисциплинарная подготовка будущих педагогов будет эффективна, – говорит директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ Михаил Александрович Червонный. – Речь идет о том, чтобы создавать новые уровни взаимодействия наук в образовательном пространстве. Мы демонстрируем эксперименты, разработанные нашими физиками, которые показывают, что все системы живут и действуют по одинаковым законам, будь то естественная система, социальная или даже гуманитарная. Сейчас появляется уникальная возможность проиллюстрировать такие системы, которые называются самоорганизующимися».
С классом «Демонстрационный экзамен в системе подготовки педагогических кадров», в котором в этот же день прошел первый демонстрационный экзамен, коллег познакомила директор Института развития педагогического образования Наталия Альбертовна Семенова.
Она рассказала, что представляет собой демонстрационный экзамен, каких результатов уже достигли другие вузы при использовании класса в оценке образовательной деятельности, показала на практике возможности применения новейшего оборудования: сенсорной интерактивной панели, видеосистемы, акустического комплекта и зеркала Гезелла.
В Педагогическом технопарке «Кванториум» им. Б.И. Вершинина директор Ольга Сергеевна Камнева продемонстрировала возможности применения на практике оборудования, представленного в естественно-научном и технологическом кабинетах, а также познакомила с кабинетом для записи образовательного контента.
«Кванториум» прежде всего ориентирован на будущих педагогов. Преподаватели, владея информацией о Педагогическом Кванториуме, получают возможность планировать и организовывать учебный процесс в рамках своих дисциплин с учетом актуальных требований рынка труда и развивать цифровые компетенции будущих учителей в условиях междисциплинарной среды. Эффективность встраивания инновационных локаций в образовательный процесс напрямую зависит от уровня погружения самих преподавателей, – считает Ольга Сергеевна. – В Педагогическом Кванториуме уже проводится консультационная работа для студентов по разрабатываемым курсовым и выпускным квалификационным проектам, организуется педагогическая практика для студентов 4 курсов. На данный момент мы с Еленой Дмитриевной Файзуллаевой записываем серию образовательных видеоматериалов по ее новейшей педагогической технологии, а также тесно сотрудничаем с ФМФ, ФДиНО ИДиА и ТЭФ. Вместе с коллегами мы работаем над алгоритмами и содержанием процессов внедрения конвергентных технологий в педагогическое образование для старшеклассников, студентов университета и тех студентов, которые уже практикуют педагогическую деятельность».
Как отметили участники КПК, какие-то высокотехнологичные локации вуза открылись для них впервые, а вот в некоторых из них они уже давно ведут образовательную деятельность. Так, доцент БХФ Ирина Борисовна Минич рассказала о том, что преподаватели кафедры общей биологии и методики обучения биологии регулярно используют ресурсы Технопарка во время обучения студентов, а в ходе изучения оборудования Кванториума у педагога родилась идея по применению микроскопического оборудования для плановой учебной программы. Доцент БХФ Екатерина Владимировна Порохина нашла интересным оборудование для записи образовательного контента, которое поможет при создании экскурсий в Музее торфа ТГПУ и их дальнейшем распространении на различных информационных ресурсах вуза.
Следующим этапом в заочном формате педагоги изучали дополнительную литературу по использованию цифровых инструментов. Итогом программы повышения квалификации станет презентация разработанных тематических блоков рабочей программы своей дисциплины, для освоения которых необходимо использование оборудования любой из площадок вуза.