
Завершился первый дистанционный этап студенческого трека Всероссийского профессионального конкурса «Учитель будущего»: 15 студентов ТГПУ – на шаг ближе к победе!
10 000+ студентов со всей страны прошли трехуровневое тестирование: оценка функциональной грамотности на основе методик международных сравнительных исследований качества образования (TIMSS, PISA, ICILS, PIRLS, ICCS), общекультурная проверка и предметный тест (по предмету своей специализации). Из них всего 600 конкурсантов, набравшие наивысшие баллы, приглашены к участию в межрегиональных полуфиналах: Сибирский и Дальневосточные федеральные округа представят 100 будущих учителей, в их числе 15 студентов Томского Педагогического, а всего из Томска на полуфинал отправятся 19 кандидатов.
Самые сложные испытания еще впереди, но, по признанию наших участников, даже первый тур оказался не таким легким, как ожидалось:
«В каждом из трех тестов у меня возникали трудности, но тем интереснее было выполнять задания, – делится полуфиналистка Алёна Фазлеева, студентка Института детства. – Вне зависимости от результата для меня важно проверить себя, попробовать свои силы и получить опыт участия в профессиональном конкурсе».
Без сомнений, зарегистрировались на участие в масштабной проверке профессиональных умений только самые смелые студенты России. Хотя некоторые и на этом этапе испытывали сомнения, личные цели и перспективы, которые ждут конкурсантов после, помогли решиться:
«Самый сложный этап – регистрация: было довольно сложно решить вопрос об участии в таком серьезном конкурсе, так как необходимо обладать значительной базой компетенций и уверенностью в себе. С другой стороны, подобного рода мероприятия позволяют вскрыть слабые места своей подготовленности к педагогической деятельности и вовремя исправить ошибки. Поэтому решил рискнуть, – рассказывает Илья Трофимов, студент ИФФ. – Если говорить о тестировании в рамках первого этапа конкурса, то здесь ожидаемо сложным оказался тест на функциональную грамотность, где особенно трудно было решать задачи с математическими формулами: гуманитариям это неподвластно. В целом участие позволит на заключительном курсе обучения проверить себя, свои возможности, убедиться в своей состоятельности как педагога и, быть может, открыть в себе такое, чего раньше не видел и не чувствовал».
Уже 24-26 февраля на базе Томского государственного педагогического университета в полуфинале конкурса встретятся будущие учителя Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В течение двух недель полуфиналы пройдут в шести регионах России. Из 600 участников в финал конкурса пройдут лишь 150 кандидатов на победу. И этот шанс есть у каждого из 15 наших полуфиналистов:
ФПСО:
|
ИД:
|
|
ИФФ:
|
ФЭУ: Попова Татьяна. |
Участников полуфиналов ждут индивидуальные и командные испытания, направленные на выявление уровня предметных знаний, ключевых психолого-педагогических компетенций и надпрофессиональных навыков.
16 февраля 2021
«Маршруты просвещения» появятся на образовательных картах студентов ТГПУ
В рамках реализации соглашения о сотрудничестве представители Томского государственного педагогического университета и Томской епархии совершили поездку «Путь на север» и прошли от Казачьей братины до отдаленного северного Нарыма. Цель путешествия – отметить на исторической карте Томской области знаковые места, которые впоследствии станут ключевыми точками большого проекта для обучающихся ТГПУ «Маршрутами просвещения».
«"Маршрутами просвещения" – это комплексная программа по воспитанию обучающихся в логике "студент-будущий педагог", – отмечает директор Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ Н.М. Михайловская. – Обучающимся предстоит на каждом месте обратиться не только к истории Томской области, но и прежде всего к себе и своему отношению к переломным периодам в ней».
По задумке организаторов, проект позволит развить общекультурные компетенции будущих педагогов, найти методы работы с детьми по патриотическому воспитанию, профилактике социально опасных явлений и экстремизма в молодежной среде.
16 февраля 2021
«Большой Север»: ученые ТГПУ и университета Гамбурга продолжают исследование
Сотрудники кафедры языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ и ученые Института финно-угроведения/уралистики Университета г. Гамбург (Германия) на протяжении 15 лет поддерживают активные деловые отношения и обмениваются опытом в сфере исследования языков и культур народов Сибири.
15 февраля 2021
Специалисты ТГПУ – школьным учителям: практики реализации инклюзивного обучения

В Томском государственном педагогическом университете стартовала программа повышения квалификации для учителей начальных классов, нацеленная на подготовку педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Заказчиком программы выступила администрация Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа «Перспектива» г. Томска.
Реализация обучения в рамках курсов осуществляется объединенными усилиями преподавателей Института детства, Института развития педагогического образования, факультета психологии и специального образования ТГПУ.
«Содержательно программа охватывает вопросы, регламентирующие образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ, проблемы обучения, воспитания, развития и социализации детей с особыми образовательными потребностями, особенности современных подходов, технологий обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ», – отмечает и.о. директора ИД ТГПУ Ирина Александровна Дроздецкая.
Занятия организованы преимущественно в форме практикумов, дискуссий, анализа кейсов. Для организации образовательного процесса используются также дистанционные технологии обучения. В качестве итогового задания каждый слушатель подготовит модель адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР, включающую индивидуальный образовательный план как основной документ сопровождения образовательного маршрута ребенка в рамках школы.
15 февраля 2021
ТГПУ и Самарский государственный институт культуры налаживают сотрудничество
В рамках «Марафона науки», который проходит в Томском государственном педагогическом университете в феврале, состоялся круглый стол «Педагогика в сфере культуры и искусства» – научная встреча специалистов Института развития педагогического образования, Института детства ТГПУ и Самарского государственного института культуры.
Круглый стол был организован с целью обмена актуальными педагогическими практиками в области подготовки специалистов в сфере культуры и искусства и определения перспективных направлений сотрудничества между ТГПУ и СГИК.
«Культура и образование взаимообусловлены и являются основными факторами развития цивилизации, – прокомментировала координатор круглого стола, руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ Лариса Валерьевна Куровская. – Поэтому сотрудничество может усилить нас взаимодополняющими компетенциями, привести к синергетическому эффекту, к возникновению уникальных и актуальных междисциплинарных проектов, исследований, образовательных программ».
Уникальным педагогическим опытом с коллегами из Самары поделились сотрудники ТГПУ:
- заведующий научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования Парка ИОП, Народный учитель России Александр Геннадьевич Сайбединов представил авторскую концепцию Эмоционального образования как новую модель развития современной школы;
- сообщение «Студенческие педагогические исследования в области изобразительного искусства в рамках педагогических практик» представила заведующая кафедрой музыкального и художественного образования ИД ТГПУ Наталья Ивановна Романова;
- Наталия Анатольевна Мёдова, заведующая научно-исследовательской лабораторией инклюзивного образования Парка ИОП, и.о. зав. кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, рассказала о влиянии средств актерского мастерства, хорового пения, нейропластики и других форм социокультурной реабилитации на улучшение здоровья и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья;
- острые вопросы педагогики одаренности и работы учителя с талантливыми детьми раскрыла Ада Казимировна Бернатоните, член Союза кинематографистов РФ, доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии ИД ТГПУ.
Специалисты Самарского государственного института культуры представили доклады о ключевой роли дизайн-составляющей в обучении студентов разных специальностей, о русской традиционной культуре в образовательной среде, об игровой природе театральной педагогики и роли проектного обучения в профессиональном развитии выпускников творческого вуза.
Финальная дискуссия круглого стола показала большую заинтересованность обеих сторон в дальнейшем сотрудничестве, это отметила Наталия Альбертовна Семенова, директор ИРПО:
«Я считаю, что очень важно развивать наши вузы как социокультурные центры. Нам будет интересно совместно поработать в рамках решения задач педагогики высшего образования и организации дополнительного образования».
Ирина Александровна Дроздецкая, и.о. директора ИД, предложила коллегам из СГИК провести курсы повышения квалификации для педагогов ТГПУ с акцентом на ресурсы сферы культуры и искусства в подготовке педагогических кадров. Светлана Ивановна Поздеева, советник при ректорате ТГПУ, резюмируя предложения, озвученные в ходе финальной дискуссии, выделила следующие возможные направления сотрудничества: проведение теоретико-методологических семинаров по актуальной педагогической проблематике, проведение совместных сравнительных исследований, участие в научно-практических конференциях, академический обмен преподавателями, читающими уникальные курсы по педагогике культуры и искусства.
До 20 февраля принимаются предложения для внесения в план совместной работы. Предложения можно направлять координатору круглого стола Ларисе Валерьевне Куровской по адресу эл. почты: lvk@tspu.ru.
12 февраля 2021
Физ-мат Центр ТГПУ – федеральная инновационная площадка!

Центру дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ (ЦДФМиЕНО), представившему Инновационный образовательный проект «"Педагогическая инициатива" – технология подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности», по результатам федерального конкурса Министерства науки и высшего образования РФ присвоен статус федеральной инновационной площадки (ФИП) на 2021-2023 годы.
Впервые статуса инновационной площадки Центр ДФМиЕНО (также по результатам конкурса) был удостоен на период с 2015 по 2020 годы по направлению «Дополнительное образование детей». Эта инициатива Центра была признана лучшей на III Всероссийском съезде работников сферы дополнительного образования детей, организованном Министерством образования и науки РФ.
Новый статус площадки присвоен по направлению «Педагогическое образование», впервые отмеченному среди приоритетных областей деятельности ФИП для реализации инновационных проектов. Разработка специалистов Центра направлена на поддержку инициатив будущих педагогов в области дополнительного образования детей, внеурочной и досуговой деятельности школьников.
Приказ № 1580 от 25.12.2020 г. Минобрнауки России об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, размещен на сайте Министерства. Всего в перечень организаций на присвоение статуса ФИП вошли 12 педагогических вузов, среди которых Томский государственный педагогический университет.
11 февраля 2021
Совместные разработки ученых ТГПУ и СибГМУ получили статус федеральных инновационных площадок

Совместные проекты специалистов Томского государственного педагогического университета и Сибирского государственного медицинского университета получили статус федеральных. Площадки «Модели индивидуальных образовательных траекторий в медицинском и фармацевтическом образовании» и «Трансформация модели медицинского и фармацевтического образования на основе инновационных педагогических подходов» направлены на модернизацию и развитие системы образования. Перспектива работы в данных направлениях предполагает открытие вузами сетевых образовательных программ магистратуры.
«Одним из актуальных направлений Томского Педагогического стала разработка технологий, связанных с педагогизацией различных сред, где одной из ключевых является медицинская сфера, – отметил ректор ТГПУ А.Н. Макаренко. – С одной стороны, наши специалисты обучат студентов современным педагогическим технологиям, которые позволят им преподавать в колледжах, университетах. С другой стороны, в процессе обучения у самих студентов будут сформированы пациентоориентированные компетенции, применение которых в будущей врачебной деятельности позволит создать пациентоориентированную среду как в своем профессиональном окружении, так и в той организации, в которой эта деятельность будет проходить».
Сотрудничество ТГПУ и СибГМУ развивается с 2014 года: у вузов уже есть опыт в реализации совместных образовательных проектов, проведении исследований, организации учебных программ для студентов и аспирантов. В рамках работы федеральной инновационной площадки «Модели индивидуальных образовательных траекторий в медицинском и фармацевтическом образовании» запланировано создание индивидуальных образовательных траекторий с учетом интересов и карьерного видения обучающегося, а также с учетом пожеланий потенциального работодателя. Федеральная площадка «Трансформация модели медицинского и фармацевтического образования на основе инновационных педагогических подходов» позволит внедрить в образовательный процесс новые педагогические практики, интегрирующие современные достижения педагогики в медицинском и фармацевтическом образовании.
10 февраля 2021
Торжественное заседание Ученого совета ТГПУ
В Томском государственном педагогическом университете по случаю открытия Года науки и технологий и в рамках празднования Дня российской науки прошло заседание Ученого совета. На торжественном собрании наградами вузовского и областного уровней были отмечены специалисты ТГПУ.
10 февраля 2021
Профессор ТГПУ – томичам о В.В. Маяковском
В преддверии Дня российской науки в Томской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина стартовал цикл открытых лекций «Наука с Пушкинкой». Лектором одной из просветительских встреч с томичами выступила доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ИФФ ТГПУ Валентина Егоровна Головчинер.
Лекция «Я – поэт. Этим и интересен...» была посвящена новому видению творчества В.В. Маяковского:
«В советские времена Маяковского в школе изучали как советского поэта – поэта, воспевающего советскую страну, советский строй, советский паспорт... Сегодня в центре внимания, главным образом, личная жизнь поэта, его отношения с женщинами: книг о них выходит больше, чем о творчестве...».
В. Е. Головчинер включила творчество поэта в широкий историко-культурный, философский контекст ХХ век, показала в анализе поэтики ряда его произведений новые аспекты их интерпретации. Слушатели вспоминали «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Прозаседавшиеся», «Юбилейное», «Разговор на Одесском рейде десантных судов: "Советский Дагестан" и "Красная Абхазия"», 18 глава поэмы «Хорошо», «Император», «Разговор с товарищем Лениным», «Во весь голос» и другие литературные труды автора.
10 февраля 2021
8 февраля в зале заседаний Администрации Томской области прошло торжественное собрание, посвященное празднованию Дня российской науки и открытию Года науки и технологий.
В рамках праздничной программы состоялось вручение государственных наград, награждение томских ученых-лауреатов Премии Томской области в сфере образования и науки, а также были подведены итоги работы организаций Томского научно-образовательного комплекса (ТНОК) за 2020 год.
Знака отличия «За заслуги в сфере образования» удостоена Елена Анатольевна Румбешта, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей физики ФМФ ТГПУ. За победу в конкурсе «Профессор года» награжден Константин Евгеньевич Осетрин, доктор физико-математических наук, директор Научно-исследовательского центра математической и компьютерной физики ТГПУ.
Торжественное мероприятие было направлено на популяризацию науки и активизацию научно-образовательной деятельности, в том числе среди молодежи Томской области, а также на укрепление имиджа Томской области как региона с большим научно-образовательным потенциалом и развитой инфраструктурой.
9 февраля 2021
Волонтерский отряд ТГПУ «Точка зрения» – победитель проекта «Город добрых дел»
В Томске подвели итоги реализации городского проекта развития волонтерского движения в молодежной среде «Город добрых дел» сезона 2019-2020: среди команд учреждений высшего образования победы удостоен волонтерский отряд ТГПУ «Точка зрения».
Участниками добровольческой программы стали 32 коллектива, представляющие инициативные группы от предприятий, вузов, СПО и общеобразовательных организаций города. Активисты помогали социально незащищенным гражданам и томичам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, в решении сложных бытовых вопросов (расчистка домашних участков от снега, реализация мелких ремонтных работ, сопровождение во время прогулки и другое). За 11 месяцев проекта команды выполнили 2798 заявок.
«Безмерно горжусь своими волонтерами, которые, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку на территории Томской области, продолжали оказывать безвозмездную помощь нуждающимся в доставке продуктовых и медицинских наборов, сопровождении... Спасибо им за огромную проделанную работу!» – прокомментировала руководитель отряда ТГПУ «Точка зрения» Зарина Умерова.
Кроме участия в заявочной кампании проекта, волонтеры ТГПУ вели активную работу в рамках деятельности городского штаба помощи пожилым и маломобильным гражданам во время пандемии коронавируса, организовали и провели масштабный сбор подписей в поддержку заявки Томска на присвоение звания «Город трудовой доблести». Заинтересованность в своем деле, мастерство и самоотдача, которые демонстрировали наши студенты в своей работе, позволили отряду ТГПУ стать лучшим добровольческим коллективом среди вузовских волонтерских организаций.
9 февраля 2021
Специальный выпуск газеты ТГПУ «Томский учитель»
Наука – легкая дорога или тернистый путь? Что стоит за научным успехом и оправдана ли смелость тех, кто хочет узнать больше? Свои истории читателям специального выпуска газеты ТГПУ «Томский учитель» рассказали ученые ТГПУ: молодые исследователи и опытные научные деятели. В их эссе – простые секреты больших достижений, лучшие проекты и подробности их реализации, примеры работ, завоевавших признание, и многое другое.
8 февраля 2021
«Язык равных»: сколько времени уйдет на изучение эсперанто, все правила которого можно уместить на одной почтовой карточке? Почему это нужно каждому, и достоверна ли поговорка: «Хочешь денег – учи английский, хочешь друзей – учи эсперанто»?
Подкаст студенток историко-филологического факультета ТГПУ Виктории Сапрыкиной и Елизаветы Трифоновой.
8 февраля 2021
Праздничный выпуск проекта Томского государственного педагогического университета «История ТГПУ в людях» – рассказ о вузе через судьбу профессора, доктора филологических наук, главного научного сотрудника кафедры русской литературы историко-филологического факультета ТГПУ Валентины Егоровны Головчинер.
8 февраля 2021
«Марафон науки» Томского государственного педагогического университета открывает ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко. Гостей праздника ждут различные научные площадки, интересные встречи и новые знания, интеллектуальные конкурсы, выставки и многое другое! Активные ссылки на подключение ко всем событиям размещены в программе мероприятий.
Встречаемся на «Марафоне науки» ТГПУ!
8 февраля 2021
«Марафон науки» в Педагогическом: программа мероприятий

8 февраля в 11.50 часов на веб-ресурсах Томского государственного педагогического университета стартует «Марафон науки». Откроет событие ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко.
Для гостей научного праздника подготовлено много интересных площадок:
- на YouTube-канале ТГПУ пройдет онлайн-трансляция сменяющихся научно-популярных лекций учёных вуза;
- семинары-практикумы, мастер-классы и открытые встречи с исследователями на самые разные интересы слушателей – на платформах Zoom и BBB;
- в социальных сетях вуза и на официальном сайте ТГПУ выйдет новый выпуск проекта «История ТГПУ в людях», будет организована онлайн-игра для подписчиков сообщества в «ВК», опубликован специальный номер газеты ТГПУ «Томский учитель», в котором своими историями поделятся опытные ученые и молодые исследователи;
- подарком от студентов историко-филологического факультета ТГПУ станет авторский подкаст «Любители эсперанто: продвинутые люди или лингвистические фрики? Как быть на шаг впереди?»;
- в Научной библиотеке ТГПУ (ул. Герцена, 66) в формате очного посещения уже работают выставки «STEAM-образование» и «Наука – обществу и миру». Посетить экспозиции можно по 28 февраля.
Активные ссылки для подключения к площадкам «Марафона науки» ТГПУ размещены в программе мероприятий. Ещё больше информации – в разделе «Объявления» на сайте ТГПУ и в социальных сетях вуза!
7 февраля 2021

В ноябре 2020 года в Томской области прошел Всероссийский фестиваль науки «NAUKA 0+», к проведению которого присоединились студенты и специалисты Томского Педагогического:
- профессор физико-математического факультета ТГПУ И.Л. Бухбиндер провел научно-популярную лекцию «Элементарные частицы и эволюция Вселенной»;
- доцент физико-математического факультета ТГПУ Е.Н. Кириллова прочитала лекцию «Физика и поэзия: точки пересечения»;
- специалист Математической школы «Готовимся к ЕГЭ по математике» ТГПУ А.Л. Лапатин встречал гостей на мастер-классе «Применение математических методов для решения задач по физике»;
- студенты Института детства провели научную игру для юных томичей «Занимательная физика»;
- серию мастер-классов организовали специалисты Детского центра образовательной робототехники ТГПУ;
- онлайн-экскурсию «От русской печи до инновационных технологий» провела директор Музейного комплекса ТГПУ Н.В. Сайнакова.
За активное участие в фестивале, вклад в его организацию и проведение в Томской области ТГПУ был удостоен благодарности В.А. Садовничего, сопредседателя оргкомитета Всероссийского фестиваля науки, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова.
4 февраля 2021
Новый этап Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова» ТГПУ
Пятый этап Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова» стартовал сегодня в ТГПУ. В этот раз соревновательные испытания пройдут по сюжету произведения «Желтый туман».
3 февраля 2021
«Сталинград – компас Победы»: в ТГПУ и вузе Волгограда прошел тематический круглый стол

2 февраля представители Томского государственного педагогического университета совместно с коллегами из Волгоградского государственного социально-педагогического университета организовали и провели патриотическую акцию «Сталинград – компас Победы», посвященную 78-й годовщине Победы в Сталинградской битве.
В ходе реализации студенты обоих вузов совершили возложение цветов к мемориалам трудовой и боевой славы в своих городах, после чего встретились по видеосвязи за круглым столом «Роль 284-й стрелковой дивизии в Сталинградской битве», организованном в рамках проекта «Без срока давности». Со стороны ТГПУ открыл обсуждение исторически важных событий проректор по молодежной политике и воспитательной работе Дмитрий Борисович Насонов:
«Сохранение исторической памяти для студентов педагогических университетов особенно актуально: чтобы воспитывать будущее поколение, необходимо иметь те знания, которых, к сожалению, становится все меньше. События, близкие нам, для современных школьников становятся все дальше. Хочется показать, что связь сибирского города Томска и от нас далекого Волгограда может быть такой близкой».
Проректор подчеркнул, что круглый стол станет стартом нового взаимодействия между двумя вузами, а совместные проекты – патриотические, педагогические и другие – в будущем могут быть реализованы не только дистанционно, но и в очном формате.
После официального открытия началась работа круглого стола: участники посмотрели видеоролик «284 стрелковая дивизия в обороне Сталинграда» программы муниципального телевидения Волгограда «Сталинградский дневник» и выступили с докладами. Студенты ТГПУ Клокова Валерия, Кузнецов Дмитрий и Машуров Егор рассказали о боевых подвигах томичей в Сталинградской битве, порассуждали о важности сохранения исторических знаний по теме и акцентировали необходимость дальнейшего ее изучения.
Завершился круглый стол обсуждением студенческих инициатив, среди которых установка на Мамаевом Кургане памятного знака жителям Томской области, защитникам Сталинграда, проведение тематической конференции для студентов-историков, организация работы специальной патриотический площадки на Всероссийском студенческом форуме педагогических вузов России.
3 февраля 2021
В ТГПУ школьники готовятся к участию во Всероссийской олимпиаде по математике
На базе Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ накануне проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в онлайн-формате проходит традиционный тренинг по решению задач для обучающихся 8-11 классов г. Томска и Томской области.
2 февраля 2021
Новости 2321 - 2340 из 8447
Начало | Пред. | 115 116 117 118 119 | След. | Конец