RSS

Тенденции современного чтения обсудили в ТГПУ

В преддверии Общероссийского дня библиотек, который отмечается 27 мая, в Научной библиотеке ТГПУ прошел круглый стол «Современный читатель. Что читаем и как читаем», посвященный тенденциям чтения в 21 веке. Организаторами круглого стола выступили специалисты Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания и Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ.

Подробнее

27 мая 2021

Академическая мобильность в пандемию: выход ТГПУ

Когда непростая эпидемиологическая ситуация создала барьер для очного обучения иностранных студентов в вузах Томска, в Томском государственном педагогическом университете запустили новый формат академической мобильности – виртуальный. Так, обучающиеся ТГПУ – как из России, так и из других стран мира – получили возможность не прекращать учебу в вузе-партнере, сохранять контакт с иностранными лекторами и друзьями, продолжить получать новые знания и практические навыки без финансовых затрат, а также выстраивать индивидуальную траекторию обучения. К участию в дистанционном обмене знаниями присоединились студенты ФПСО, ФМФ, БХФ, ИИЯМС, ИФФ.

«В трудные времена университеты-партнеры из Японии, Чехии, Польши, Великобритании и Казахстана выразили желание продолжить сотрудничество дистанционно. Это оказался наш первый и довольно успешный опыт подобной работы, – рассказывает М.А. Квирам, заместитель начальника Управления международного сотрудничества ТГПУ. – Мы надеемся, что в конце обучения все студенты смогут справиться с промежуточной аттестацией и получить перезачеты в своих вузах, а в следующем году уже будем работать над новыми проектами не только онлайн».

Обучение в рамках виртуальной академической мобильности позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом дисциплины, но и с культурой, традициями других народов мира, с системой образования другой страны. Даже осваивая электронную образовательную среду другого университета, студенты приобретают важные компетенции, выстраивают диалог, обмениваются профессиональным опытом, находят друзей и единомышленников. Обучающиеся отмечают, что стилистика преподавания отличается: их знакомят с ключевыми материалами, а детальное изучение происходит через самостоятельную подготовку, после следует проверка усвоенного.

«Виртуальная мобильность дает возможность студентам узнавать больше о вузах других стран, при этом оставаясь в своем доме, что финансово комфортно. В процессе обучения происходит сравнение своего вуза с зарубежным, получение качественного образования и открытие нового – это очень хорошие привилегии такого формата», – комментирует Амангельдина Акерке, студентка Жетысуского университета имени Ильяса Жансугурова.

Новый формат взаимодействия помогает вузам сохранить непрерывную связь с международными службами университетов-партнеров, оставаться в топах интернациональных рейтингов, а самое главное – содействует профессиональному совершенствованию будущих педагогов, подготавливая к организации и проведению эффективного образовательного процесса в любых условиях.

Подробнее

26 мая 2021

Специалисты ТГПУ и Спасской СОШ обсудили практики противодействия радикализации молодежи

Специалисты Парка ИОП ИРПО и Отдела профилактики социально опасных явлений в молодежной среде ТГПУ приняли участие в практико-ориентированном семинаре «Представление лучших практик образовательных организаций по противодействию радикализации молодежи». В рамках семинара работали две площадки: на базе ТГПУ и на базе Спасской школы Томского района.

К работе в ТГПУ присоединились представители организаций СПО: более 30 педагогов техникумов и колледжей Томска и Томской области. Были представлены два установочных доклада. Семенова Наталия Альбертовна, директор ИРПО, акцентировала внимание слушателей на проблеме радикализации молодежи в цифровой среде и возможных способах ее решения:

«Педагогический университет занимает особое положение в процессе профилактики радикализации. Во-первых, мы работаем с молодежью: важно реализовывать различные подходы к профилактике на практике, а во-вторых, наши студенты – будущие педагоги, которые сами должны владеть методами работы с детьми по профилактике радикализма».

В качестве способов и методов профилактики Н.А. Семенова отметила регулярный мониторинг ситуации (опросы, беседы, наблюдения с целью выявления обучающихся из группы риска); организацию совместных мероприятий с различными этническими, религиозными и культурными общностями; использование потенциала неагрессивных молодежных субкультур и лидеров молодежных движений; организацию «помогающей» цифровой среды (информирование о центрах социальной, правовой и др. помощи, распространение информации о полезных Интернет-ресурсах); обучение приемам критической оценки информации, разбор кейсов и прохождение ролевых ситуаций.

Цедрик Наталия Юрьевна, руководитель Отдела профилактики социально опасных явлений в молодежной среде, представила опыт ТГПУ, нацеленный на формирование толерантной, ответственной, успешной личности будущего педагога, ориентированной на ценности здорового образа жизни, гражданственности и патриотизма. Специалист рассказала о мероприятиях патриотической направленности, которые ежегодно проходят в вузе, например, – командно-тактическая игра «Штурм», а также отметила основные направления работы отдела.

На площадке Спасской СОШ управленцы и педагоги школ Томска и области обсуждали подходы к работе с обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности. Был представлен уникальный опыт создания профильных лицейских классов УФСБ. Эксперты отмечали, что главная инновационная особенность реализуемой в Спасской СОШ программы – это особая «экосистема», где осуществляется поддержка психологического благополучия каждого ребенка и становление его гражданской позиции.

Подробнее

25 мая 2021

Когда русский язык – второй родной: об успехах студенток ТГПУ из Вьетнама

Знание русского языка команды иностранных студентов города проверили на базе Томского политехнического университета: Олимпиада по русскому языку как иностранному прошла 13 мая, однако ее итоги подвели только сейчас. ТГПУ в рамках состязания представляли студентки Института иностранных языков и международного сотрудничества из Вьетнама Нгуен Тхи Тхуй Кунь и Чан Ким Хуен Чанг, которые заняли призовое третье место.

Готовились участницы из ТГПУ в течение месяца под руководством зам. директора ИИЯМС Веры Валериевны Голубевой, практикуясь в том числе в темах, которые чаще всего сложно даются иностранным студентам.

«Выполняли задания, направленные на повышение уровня владения русским языком, а также творческие – для развития навыков работы в команде. Особое внимание при подготовке было уделено тем аспектам русского языка, которые представляют трудности для иностранцев: ударению, которое может падать на любой слог, меняться в зависимости от формы слова, а также определять значение слова; склонению существительных, прилагательных и местоимений», – рассказывает В.В. Голубева.

На площадке олимпиады, которая прошла в теме «Мир без границ», впервые встретились представители сразу пяти вузов Томска, прибывшие на обучение в Сибирские Афины из Вьетнама, Замбии, Камеруна, Афганистана, Кот-д'Ивуар, Нигерии, Китая, Польши, Монголии, Бразилии и Италии. Конкурсанты написали лексико-грамматический тест, прошли этапы аудирования и письма, а также выполнили творческое задание.

«Очень интересным было творческое задание – устное выступление с представлением команды. Для меня письменная часть была чуть-чуть сложнее, так как встречались незнакомые слова, значения которых нужно было понять, опираясь на контекст. Благодаря участию в олимпиаде я узнала много нового и познакомилась с ребятами из других университетов», – отметила Чан Ким Хуен Чанг.

Несмотря на сложности, студентки ТГПУ уверенно преодолевали испытания олимпиады, показывая достойный уровень владения русским языком. Знания были оценены экспертами – представителями вузов и школ города Томска: команда ТГПУ заняла третью строчку.

Подробнее

25 мая 2021

Словесные науки: любить, сохранять, изучать

Словесные науки: любить, сохранять, изучать

В век высоких технологий богатый русский язык стремятся заменить символы и смайлики, сокращения, сленг и бесконечные заимствования, которые, конечно, не решают задачу построения эффективной коммуникации с людьми и с самим собой, создания короткой заметки в телефоне или полотна курсовой работы.

Удерживать позиции и окончательно не превратиться в десятичный код родному языку помогают хранители языковой системы – специалисты-филологи. Каждый студент профильного отделения еще на первом курсе узнает, что с греческого филология переводится как «любовь к слову». Однако мнение, что мастеру языка интересно лишь правильное написание слов и расстановка знаков препинания, – ошибочное: филологов действительно можно назвать стражниками родной словесности, так как именно они узнают первыми обо всех изменениях в языке, могут спрогнозировать, как он преобразуется через пару лет, решают актуальные проблемы языка и речи, чтобы сохранить их.

Доподлинно неизвестно, как появилась традиция отмечать День филолога. Одни уверены, что своими корнями праздник уходит в 30-е годы 20 века и берет начало с Лондонской лингвистической школы. Другие не сомневаются, что все началось в 90-е с филфака МГУ. Так или иначе, языковеды всей страны отмечают свой профессиональный праздник 25 мая, сразу после Дня славянской письменности и культуры.

Интересоваться языком человек начал еще в глубокой древности, однако сейчас филология охватывает целый спектр различных направлений: литературоведение, этнолингвистика, стилистика, фольклористика и многие другие. Перед филологами всегда стояло множество задач: в античности греки и римляне пытались объяснить природу происхождения слов и их связь с называемыми предметами, Гумбольдт старался найти взаимосвязь между языком и мышлением, а Фердинанд де Соссюр впервые определил язык как сложную знаковую систему и рассмотрел вопрос о соотношении языка и речи, заключив, что эти понятия не тождественны. Одни утверждали, что язык – дух народа, другие были уверены, язык – это мысль, выраженная в звуке. Исследователи всегда находились в ситуации разрешения сложных вопросов, каждый раз разных, но актуальных и на современном этапе развития науки о языке. И даже сейчас перед филологами стоят непростые задачи, интересовавшие человека и ранее: психолингвистика старается установить взаимоотношения между языком, мышлением и сознанием; этимология изучает происхождение слов, определяет связь между словом и предметом, которое названо этим словом; этнолингвистика изучается отношения между языком и культурой, особенности восприятия мира разными этническими группами. Все эти проблемы до сих пор волнуют исследователей, но в ТГПУ знают, как их решить.

Анна Владимировна Курьянович, зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ, доктор филологических наук, не сомневается в непрерывном развитии филологии: формируются новые направления в изучении языка, текста, лингвистической составляющей дискурсивных практик разных типов. Меняется и с точки зрения содержания, и с точки зрения методологии вектор исследования уже имеющихся в арсенале филологии научных направлений. Однако сегодня наука о языке стремится к усилению междисциплинарности, развитию прикладных, практико-ориентированных областей филологического знания. Теперь в научной парадигме существуют психолингвистика, медиалингвистика, коммуникативная стилистика, теория дискурса. Ввиду большого дисциплинарного разнообразия и сами проблемы, интересующие филологов, разнообразны. Что же сейчас находится в центре внимания ученых? В первую очередь – специфика функционирования языка, в том числе в сфере отражения деятельности человека и ее результатов.

Анастасия Сергеевна Савенко, доцент кафедры русского языка ИФФ, кандидат филологических наук, полагает, что проблемы, актуальные сейчас, представляли интерес для филологов всегда. Как уберечь слово от влияния происходящих в жизни событий и надо ли это делать, ведь само слово и есть отражение тех смыслов, которые связаны с окружающим миром? Стоит ли пытаться «спасти» язык от проникновения в него иностранных слов? Наверное, каждый в своей жизни сталкивался со сленгом, о значении которого можно только догадываться.

«Когда-то известный американский лингвист и философ Н. Хомский сказал, что «язык решающим образом участвует в мысли, действии и социальных отношениях». Пожалуй, в этих проявлениях языка кроется самая большая сложность его филологического осмысления: он многогранен и всегда оставляет пространство для научной интерпретации», – уверена Лариса Ивановна Ермоленкина, доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ, кандидат филологических наук.

Язык – ускользающий объект, метафеномен, изучать который можно только при помощи самого же языка. Современная филология развивается в рамках экспериментальной парадигмы, ей доступны информационные технологии, которые помогают исследователю быть объективным и в то же время требуют специальной подготовки, совершенно других навыков, которыми не обладает филолог в классическом смысле. Как можно решить эту проблему? Только развитием самого ученого, готовностью филолога учиться постоянно и формировать новые навыки в области смежных дисциплин.

Лариса Ивановна не сомневается, что для преподавателя в педагогическом вузе исследовательская проблема раскрывается иным образом: как найти баланс между предметным содержанием и педагогическими технологиями. И опять же выход находится только в развитии, но уже в области методики обучения.

Филология – это не правильно написанный текст или красиво прочтенное стихотворение. Это широкий спектр важных вопросов и проблем, от решения которых зависит качественная коммуникация. Именно филолог не позволит человечеству прийти к опыту печально известной Эллочки-людоедки из романа И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «12 стульев», вокабуляр которой состоял всего из 30 слов.

Подробнее

25 мая 2021

Обсуждение проекта нового коллективного договора на конференции трудового коллектива ТГПУ

Обсуждение проекта нового коллективного договора на конференции трудового коллектива ТГПУ

21 мая в конференц-зале научной библиотеки ТГПУ была проведена конференция трудового коллектива, где основными стали вопросы отчета по результатам деятельности коллективного договора (2017-2020 гг.) и утверждение проекта нового договора на 2021-2024 гг.

Открыл собрание ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, поприветствовав участников и подчеркнув важность проводимого мероприятия. Затем слово было предоставлено Г.Н. Попову, председателю профсоюза сотрудников университета. В своем выступлении Геннадий Николаевич отчитался по результатам деятельности профсоюза по прошлому коллективному договору и представил проект нового.

Принципиально важными в проекте договора на 2021-2024 гг. стали следующие нововведения большей частью социального характера:

  • оказание помощи неработающим ветеранам ТГПУ и ушедшим на пенсию из университета в соответствии с Положением о ветеранах труда Томского государственного педагогического университета (в связи с юбилеем в размере 2 000 (две тысячи) рублей начиная с 70 (и далее кратно 5 годам) лет со дня рождения, в связи с погребением ветерана ТГПУ родственникам оказывается материальная помощь в размере 3 000 (три тысячи) рублей);
  • единовременная социальная выплата ветеранам Великой Отечественной войны в связи с юбилеем в размере 5 000 рублей;
  • частичное возмещение затрат на реабилитацию и санаторно-курортное лечение работников в медицинских учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации;
  • материальная помощь работникам на частичное или полное возмещение затрат в связи с дорогостоящим платным лечением, приобретением лекарственных средств по медицинским показаниям.

Документы для оформления выплат предоставляются в профком сотрудников ТГПУ. Выплаты производятся на основании решения Комиссии по социальной поддержке, состав которой утверждается приказом ректора ТГПУ.

Участники конференции имели возможность задать вопросы, один из которых – о разъяснении понятия «бессрочный договор»: заключается на неопределенный срок; сотрудник сам решает, когда уволиться, или работодатель инициирует расторжение трудовых отношений. При этом, каждые 5 лет такой сотрудник должен проходить по конкурсу.

Новый коллективный договор был принят единогласно членами конференции. Коллективный договор предварительно прошел обсуждение в структурных подразделениях университета и экспертной комиссии.

Подробнее

24 мая 2021

Немецкий опыт онлайн-коммуникации – в практику ТГПУ

Немецкий опыт онлайн-коммуникации – в практику ТГПУ

В рамках Года Германии в России (2020-2021 гг.), мероприятия которого посвящены развитию отношений двух стран в различных сферах, организаторами Германо-российского форума при поддержке Германской службы академических обменов (DAAD) и Посольства ФРГ в России проведен сертификационный онлайн-курс повышения квалификации «Социальные сети и ваша профессия». К изучению иностранного опыта построения онлайн-коммуникации, эффективных инструментов взаимодействия в сети подключился директор Международного информационного центра ТГПУ Владимир Алексеевич Мельников.

Обучение было организовано на немецком языке с охватом востребованных иностранными студентами интернет-площадок, включая мессенджеры: Facebook, Twitter, VK, Instagram, TikTok, WhatsApp, Telegram. В программу лекционных встреч с ведущими российскими и германскими спикерами вошли темы «Субъективное восприятие правды – почему контроль порой лучше доверия», «PR и SMM российско-германских проектов», «Делать заметки в эпоху цифровых технологий. От информационной перегруженности к цифровой коммуникации в двоичных кодах», «Русский язык в Интернете. Математический анализ», «Дезинформация в журналистике. Как мы можем распознать фейковые новости и избежать столкновения с ними? (на примерах из немецких социальных сетей)» и другие. Отработать практические навыки позволили мастер-классы по созданию контента, постоянный обмен опытом с участниками и разборы личных примеров с экспертами в процессе групповой переписки в специально созданном чате. Также участники презентовали свои идеи в мини-проектах «Как разобраться молодому человеку в политике».

«Мое участие в курсе было первым полноценным международным опытом повышения квалификации в режиме онлайн, к обучению присоединились коллеги из многих российских регионов, из Германии и Швейцарии, – рассказывает В.А. Мельников. – Это была уникальная возможность не только получить новые знания, но и завести новые профессиональные контакты. Благодаря КПК улучшится работа Международного информационного центра ТГПУ с иностранными студентами посредством социальных сетей, что максимально актуально на сегодняшний день».

Специалист ТГПУ отметил, что после прохождения КПК был пересмотрен подход к публикации различных объявлений для иностранных студентов ТГПУ в соц. сетях, что в перспективе (по планам) покажет большую эффективность. Организация переписки с обучающимися в мессенджерах тоже претерпит изменений: акцент будет сделан на оперативное информирование не только по вопросам вуза, но и более широким, что поможет студентам избежать заблуждений при столкновении с непроверенными данными.

Подробнее

24 мая 2021

«РКК «Энергия» и студенты ТГПУ: разговор о «Космическом уроке» и перспективах взаимодействия

Советник генерального директора РКК «Энергия» Чернявский Александр Григорьевич и главный специалист РКК «Энергия» Томчук Владимир Ромуальдович в рамках делового визита в Томск встретились со студентами ТГПУ, чтобы обсудить вопросы развития инициативы вуза «Космический урок» и возможные варианты сотрудничества с будущими учителями.

Подробнее

21 мая 2021

Достоевский и русская культура: к вопросу о важности чтения произведений писателя

В рамках Дней славянской письменности и культуры, XXXI Духовно-исторических чтений памяти учителей словенских святых Кирилла и Мефодия прошла работа секции «Достоевский и русская культура». Встреча осуществлялась под руководством директора Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ А.Н. Кошечко и директора НБ ТГПУ Н.А. Семененко.

Подробнее

21 мая 2021

Ректор ТГПУ и финалисты «Учитель будущего. Студенты» – о проблемах и перспективах педагогического образования

В конце апреля студенты ТГПУ привезли награды со Всероссийского профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты»: две победы, гранты и специальные призы. Однако самое важное – опыт работы внутри учительского сообщества, проба пера в решении педагогических задач и новые знания об организации масштабных профильных испытаний. Впечатлениями и личными результатами студенты ТГПУ поделились с ректором ТГПУ Андреем Николаевичем Макаренко, обсудив перспективы внедрения привезенного опыта в практику университета.

Подробнее

21 мая 2021

АО «РКК «Энергия» и ТГПУ обсудили инициативу «Космический урок»

Деловая программа проходит при участии Владимира Ромуальдовича Томчука, главного специалиста РКК «Энергия», заслуженного испытателя космической техники, ветерана космодрома «Байконур»; Александра Григорьевича Чернявского, советника генерального директора РКК «Энергия»; Антона Александровича Пожарницкого, ведущего инженера РКК «Энергия»; Огородовой Людмилы Михайловны, заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации; Петра Петровича Каминского, начальника департамента науки и высшего образования; Андрея Николаевича Макаренко, ректора ТГПУ, и специалистов вуза, а также представителей ТПУ, ТУСУР и ГТРК «Томск».

В ходе работы уже был реализован осмотр аппаратуры и согласование документации по КЭ «3D печать», проведена подготовка к тренировкам экипажа РС МКС, оговорен план работ и реализации ЦР «Рой МКА» по корпусам МКА и ЦУП ТПУ. Для школьников и педагогов МАОУ СОШ №40, в которой действует Федеральная стажировочная площадка ТГПУ, прошла лекция «О космодромах и запусках пилотируемых космических корабле» В.Р. Томчука, в практике которого – около 600 запусков.

В начале диалога ректор ТГПУ А.Н. Макаренко подчеркнул, что на встрече присутствуют школьники 10-11 классов, которые находятся в процессе подготовки к поступлению в вузы, и некоторые из них сделали выбор в сторону космической науки, поэтому для собравшейся молодежи беседа со специалистом РКК «Энергия» весьма актуальна. Владимир Ромуальдович открыл разговор интерактивом и задал школьникам несколько вопросов: о том, сколько космодромов в России; в каких странах их так же много, как и в нашей стране; какова площадь космодрома «Байконур» и другие. Центральный блок выступления был посвящен истории космодрома, рассказу о его инфраструктуре и особенностях функционирования. Гость подчеркнул, что сейчас с «Байконура» летают практически все космонавты: и российские, и американские, и представители европейского космического агентства. Школьники интересовались развитием коммерческих запусков, в ответ узнали о существовании космического туризма и услышали рассказ о зарождении этой формы досуга, участники которого проходят многоуровневую подготовку.

После состоялось большое совещание по обсуждению инициативы «Космический урок» – циклу образовательных мероприятий о космонавтике, инновационных технологиях и законах физики с прямым включением с борта российского сегмента Международной космической станции и участием школьников страны. Занятия в рамках проекта проводят специалисты, магистранты и аспиранты ТГПУ и ТПУ: так, образовательный блок недавней встречи на тему «Рой наноспутников – 2 этап» был реализован преподавателем Томского Педагогического Егором Буценко. Широкая трансляция проекта осуществляется силами ГТРК «Томск», что позволяет желающим со всего мира подключиться и получить новые знания о Космосе. На встрече присутствовали студенты Томска, которых интересовали вопросы оснащения и заправки ракет, темы связи экологии и космоса.

«Томск – благодатная земля: начиная с педуниверситета, здесь рождаются грамотные педагоги. Прошло уже 14 «Космических уроков», базовая точка которых – Томск, однако к участию подключаются из Владивостока, Мурманска, Санкт-Петербурга, Севастополя, Королева, Омска, Кызыла, Сочи. Была организована связь и с американскими школьниками. На уроках всегда организована связь с МКС: прямое включение с возможностью задать вопросы», – рассказал А.Г. Чернявский.

Завершился день работы в университетской столице Сибири посещением Академгородка и встречей с семьей С.Г. Псахье (1952-2018 гг.) – члена-корреспондента Российской академии наук, председателя Президиума Томского научного центра СО РАН, Почетного работника науки и техники Российской Федерации.

21 мая, в 14.00 часов (пр. Комсомольский, 75) представители РКК «Энергия» встретятся со студентами ТГПУ, чтобы ответить на вопросы, волнующие будущих учителей, обсудить необходимость внедрения в школьную программу предмета «Астрономия» и возможности взаимодействия в рамках разработки общих проектов.

Подробнее

21 мая 2021

Лингвистический фестиваль отгремел в ТГПУ

Традиционный праздник лингвистики прошел в Томском Педагогическом: IV лингвофестиваль, организованный специалистами ИИЯМС и Управления международного сотрудничества при поддержке профсоюзной организации студентов ТГПУ, собрал вместе творческую молодежь из России, Монголии, Китая, Египта, Вьетнама, Туркменистана, Польши, Замбии и Индонезии.

Подробнее

20 мая 2021

Нарушение слуха – не приговор: в ТГПУ томичей научили общаться на языке жестов

В Центре языковой подготовки ИИЯМС ТГПУ прошел мастер-класс по сурдопереводу «Введение в русский жестовый язык» для томичей и гостей города. В образовательную программу были включены не только изучение алфавита и практика построения слов, но и разучивание и исполнение жестовой песни.

Подробнее

20 мая 2021

Открытый диалог с ректором ТГПУ

19 мая в конференц-зале Научной библиотеки ТГПУ состоялся открытый диалог ректора Андрея Николаевича Макаренко, депутата Законодательной Думы Томска Сергея Борисовича Автомонова и главы РСО Михаила Сергеевича Киселева со студентами Томского Педагогического. На обсуждение были вынесены вопросы о деятельности молодого поколения на политической арене, взаимодействии молодых активистов и политики, а также подняты темы, касающиеся образовательного процесса и внеучебной активной жизни в вузе.

«Мне кажется, современная молодежь с одной стороны – крайне аполитична, а с другой – плотно включена в вопросы политики. Но нам с вами, как педагогам, необходимо иметь свою позицию, свой взгляд на насущные вопросы», – обратился к студентам ректор ТГПУ.

Сергей Борисович Автомонов поддержал Андрея Николаевича в его решении принять участие в предварительном голосовании на выборах, а также отметил важность наличия представителей томских вузов в органах власти для решения проблем образования в стране:

«Сейчас наступило совершенно другое время: если 10 лет назад у молодежи не было интереса к власти и политике, то сейчас вы выражаете свою активную позицию и желание принимать участие в решении важных вопросов. И это огромный шаг для нашего общества, ведь за вами – будущее».

В открытом диалоге студенты интересовались вопросами профессиональной направленности, например, актуальностью патриотического образования в школе и вузе и возможных способах его реализации. Спикеры отметили, что патриотическая составляющая воспитания подрастающего поколения никогда не потеряет своей актуальности: для этого и нужны педагоги, которые взращивают цельную зрелую личность. Вслед поступили предложения дополнительного финансирования Центра патриотического воспитания ТГПУ, что необходимо, по мнению активистов структуры, для закупки оборудования и инвентаря. Ректор ТГПУ выразил готовность поддержать любые инициативы студентов Томского Педагогического, если в этом действительно есть необходимость для развития направления.

Бойцы студенческих отрядов ТГПУ спрашивали о перспективах продвижения малоразвитых направлений РСО и о создании профильных отрядов при факультетах ТГПУ, которые могли бы помочь студентам в прохождении производственной практики. В ответ Михаил Сергеевич отметил, что уже есть идеи о создании подростковых трудовых отрядов для детей 14-18 лет, чтобы дать им возможность работать в летнее время.

О том, какие траектории построения карьеры в сфере молодежной политики существуют, рассказал Сергей Борисович Автомонов, отметив, что для успешной карьеры нужны «социальные лестницы», дающие опыт прохождения всех ступеней работы перед вступлением на руководящую должность.

Среди гостей встречи были и жители советского района, поднявшие важные для них моменты повседневной значимости: освещенность улиц, строительство площадок для выгула собак. Студентов тоже интересовали и более житейские темы, связанные с проблемой температурного режима в аудиториях ТГПУ. Ректор попросил студентов не стесняться передавать ему даже такие просьбы, чтобы оперативно решить их и сделать обучение в Томском Педагогическом комфортным для каждого.

В завершение беседы поступили вопросы о трудоустройстве выпускников томских вузов и периодически возникающей сложности найти работу. Андрей Николаевич предложил свою идею усовершенствования этого процесса: организовать взаимодействие студентов ТГПУ с потенциальными работодателями в рамках учебного процесса.

Проведенный открытый диалог стал отличной практикой для обеих сторон: студенты смогли поделиться волнующими их темами, обсудить способы решения проблем напрямую с главой вуза и заручиться поддержкой, в то время как спикерам площадка открыла возможность услышать об острых моментах из первых уст, узнать мнение молодежи о планируемых событиях и стать ближе к пониманию желаний обучающихся. Участники встречи постарались затронуть все волнующие вопросы, дать на них ответы и спланировать комплекс мер по их решению.

Подробнее

20 мая 2021

Ректор ТГПУ обсудил со студентами вуза проблемы общежитий

18 мая 2021 года состоялась открытая встреча ректора ТГПУ Андрея Николаевича Макаренко с представителями администрации Студенческого городка и студентами вуза, проживающими в общежитиях, с целью выявить проблемные зоны и определить пути решения.

Подробнее

19 мая 2021

Диалог поколений: как избежать неудачи в общении со своими детьми – рассказываем в ТГПУ

В стенах Научной библиотеки ТГПУ прошла экспертная дискуссия «Отцы и дети: диалог ценностей и поколений», посвященная проблеме семейного взаимодействия. Работа была организована в рамках секции «Духовная и нравственная основа семейной жизни» XXXI Духовно-исторических чтений памяти учителей словенских святых Кирилла и Мефодия и реализована в ходе деятельности Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ.

Приветственным словом открыл встречу протоиерей Николай Абрамов, председатель Отдела по социальному служению и благотворительности Томской епархии:

«Проблема отцов и детей издревле существует в нашем бытие, в нашем обществе. Решение ее ведет к закономерному и правильному развитию общества. Я уверен, что работа нашей секции послужит этой благородной цели».

Проблемный вектор встречи задало экспертное слово Анастасии Николаевны Кошечко, доктора филологических наук, директора Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания, профессора ИФФ ТГПУ. По мнению спикера, диалог между родителями и детьми, диалог ценностей поколений связан с глобальной трансформацией современного общества. В докладе Анастасия Николаевна подняла вопрос о позиции инфантилизма современных родителей, отсутствии внутренней зрелости. Как преодолеть барьеры между родителями и детьми? Анастасия Николаевна уверена – путем восстановления системы ценностей:

«Тема, которую мы поднимаем уже много лет подряд, не теряет своей актуальности: все острее становится вопрос, как выстраивать диалог между поколениями в условиях разных систем координат, в мире, который стремительно меняется, в котором многие ценности подвергаются критическому переосмыслению или в принципе утрачиваются».

Протоиерей Николай Абрамов посмотрел на проблему с точки зрения церковной традиции. Спикер отметил различия в православном и светском мировоззрениях: высокое почитание авторитета отца в первом и обратная ситуация в другом, движение человечества в сторону оскудения в первом и его эволюционное развитие во втором. Также отец Николай обратил внимание на тенденцию нравственного падения человека и интеллектуального упрощения. Подводя итог своим наблюдениям, эксперт пришел к выводу, что отцы должны быть наставниками и учителями своим детям, ведь дети – будущие отцы.

Педагог-психолог МАОУ «СОШ №15» г. Томска Полев Сергей Алексеевич в своем докладе говорил о важности разграничения функций внутри семьи не только между родителями и детьми, но и между мужчиной и женщиной. Подмена функционала, по мнению спикера, на долгосрочной основе может привести к деформации или разрушению семьи. Однако это разделение не может быть абсолютным: каждый в семье должен не только выполнять свои задачи, но и помогать своим близким с их обязанностями.

К работе секции подключился также новокузнецкий спикер Пивень Сергей Николаевич, доцент кафедры церковно-практических дисциплин, секретарь Ученого совета Кузбасской православной духовной семинарии. Гость Сибирских Афин представил собственный успешный опыт работы в воспитании подрастающего поколения во взаимодействии школы, семьи и семинарии.

О традиционных национальных ценностях в воспитании молодежи на примере своих семей слушателям рассказали представители армянской диаспоры Кочарян Арик Борисович, издатель и главный редактор журнала «Мой народ», член экспертного Комитета ГД РФ по делам национальностей, и Чолахян Владимир Тамазович, депутат Думы г. Томска. Эксперты отметили тенденцию к разобщению современного общества как одну из глобальных современных проблем, которая лежит в основе столкновения поколений.

«Единственное, что сейчас может нас спасти, не дать обществу продолжать разобщаться – попытки налаживания коммуникации, понимания, восстановления трепетного отношения к своей семье и нации», – уверен Владимир Тазанович.

Также на встрече выступили и представители казачества: Шахов Роман Леонидович, подъесаул, заместитель начальника научно-образовательного отдела Союза казаков Томской области, магистрант ТГПУ, с сыном Василием. Гости секции рассказали о культуре отношения к старшему поколению у казаков, продемонстрировали национальный костюм, объяснив значение каждого из его элементов, а также исполнили настоящую казачью песню, чем очаровали всех присутствующих.

После презентаций докладов, демонстрирующих различные точки зрения на проблему, состоялась дискуссия. К обсуждению были предложены вопросы, поступившие от участников секции: как можно сохранить семейные ценности; почему отношения ребенка с матерью и отцом в семье различаются; что нужно сделать, чтобы в нашем обществе говорить о духовном стало жизненно необходимым; нужны ли в современной школе уроки семьеведения и другие.

Участниками секции были студенты ТГПУ И ТГАСУ, педагоги г. Томска и Томской области. Специалисты из других регионов России принимали участие в онлайн-трансляции экспертной части секции «Духовная и нравственная основа семейной жизни» на официальном YouTube-канале ТГПУ.

Секция открыла возможность представить совершенно разные взгляды на поставленный вопрос о взаимосвязи между поколениями, однако, как отметила Анастасия Николаевна Кошечко, каждый доклад дополнял другой. Это было необходимо, чтобы посмотреть на проблему под разными углами, оценить ее масштаб и познакомиться с опытом других национальностей и конфессий в ее разрешении.

Подробнее

19 мая 2021

Амбассадоры ТГПУ – в деле: студенты представляют вуз в проекте «Твой ход»

Образовательная программа Всероссийского студенческого конкурса «Твой ход» – нового проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» прошла вчера в стенах Томского государственного университета. Инициативу представить ТГПУ на масштабном испытании в качестве участников и амбассадоров конкурса в СФО выразили 17 студентов и лидеров студенческого самоуправления вуза: первые планы уже сформулированы.

Подробнее

18 мая 2021

Межсезонье в онлайн или как сельхоз отряд «Клевер» ТГПУ осваивал киберпространство

Активисты студенческого сельскохозяйственного отряда «Клевер» ТГПУ выступили на межрегиональном конкурсе «Целина-online», организованном коллегами из Архангельской области. Студенты ТГПУ показали высокие результаты и завоевали победные и призовые места.

В течение месяца 105 команд из 55 регионов России в дистанционном формате проходили комплексы творческих и киберспортивных испытаний. Дебют конкурса состоялся весной прошлого года в разгар пандемии, когда собираться очно не было возможности: именно он «дал бой» скучным карантинным будням. В 2021 году организаторы решили не прерывать зарождающуюся традицию и вновь провели соревнование для студенческих отрядов России, при этом облегчив программу и оставив только самое интересное.

От ТГПУ на конкурсе выступили две команды: ССхО «Клевер», в состав которой вошли опытные бойцы отряда, и «Baby clever», объединившая кандидатов, которые проходят подготовку к своей первой целине. За 10 этапов состязания бойцам предстояло пройти многое, например, продемонстрировать свои кулинарные способности в десертном направлении. Участники от ССхО «Клевер» проявили креативность и изобрели новый рецепт: ребята приготовили сладкую окрошку, ингредиенты для которой включали различные фрукты и сладости, а квас заменила газировка домашнего производства. Примечательно, что команда ССхО «Клевер» представляла сразу два региона: одним из участников выступил Шалыгин Андрей, экс-командир ССО «Квазар» из Новосибирского регионального отделения МООО «РСО». Андрей приехал к бойцам в Томск для выполнения заданий кулинарного конкурса. Как отмечают ребята, идеи появлялись одна за другой, работа шла быстро и приносила множество положительных эмоций.

«Команда собралась действительно интересная: каждый вносил огромный вклад на благо общего дела, ведь именно этой идеей пропитана деятельность студенческих отрядов. Благодаря общему стремлению к цели, благодаря слаженности и отдаче каждого мы смогли добиться отличных результатов», – отмечает Ольга Рудченко, комиссар ССхО «Клевер».

Кроме поварского поединка, несколько недель участники проходили фото-челленджи в Инстраграм, заставляющие задуматься о жизненных ценностях и ориентирах: необходимо было опубликовать в социальной сети любое фото с вдохновляющей фразой, которая могла бы стать жизненным девизом; придумать и опубликовать рейтинг «ТОП-5 любимых вещей»; рассказать о личном успехе, которым гордятся бойцы.

Примерить на себя роль дизайнеров участникам удалось во время выполнения заданий в графических редакторах при создании афиши скандальной новости для прессы. Дать волю теплым чувствам конкурсанты смогли в песенном испытании, которое предполагало запись собственной музыкальной композиции и создание видео к ней на тему любви. Наши ребята выбрали песню «Мамы» и исполнили ее под гитару, сопровождая музыку языком жестов. Ненадолго стать профессиональными режиссерами помогло испытание «Вечеринка на Марсе»: необходимо было придумать историю по заданной тематике и снять ролик. Локацией для своего первого мини-фильма бойцы выбрали старую советскую площадку в одном из томских дворов. История рассказывала о кораблекрушении, о нападении инопланетян на капитана космического судна с последующим превращением его в гуманоида, но все закончилось хорошо: пришельцы просто устроили вечеринку на Марсе.

«Такие мероприятия сплачивают не только команды, но и регионы! Когда мы снимали различные видео, из головы не выходили мысли, что сейчас, в эти же пару дней, бойцы студенческих отрядов в 55 городах страны делают то же самое, творят и придумывают. Это вдохновляет и заряжает энергией причастности к крупнейшему молодежному объединению страны», – делится Ольга.

По итогам конкурса ССхО «Клевер» ТГПУ в составе двух команд завоевал множество наград: видеоролик «Вечеринка на Марсе» занял первое место, исполнение песни бойцами было оценено на третью ступень пьедестала. Кроме того, наш отряда занял 13 место из 105 команд по России в общем зачете по баллам.

Подробнее

18 мая 2021

В ТГПУ завершился Всероссийский онлайн-конкурс «Знаток сказок А.М. Волкова»

В ТГПУ завершился Всероссийский онлайн-конкурс «Знаток сказок А.М. Волкова»

В минувшую субботу на базе Детского музея «Волшебная страна» им. А.М. Волкова ТГПУ состоялись финал и награждение победителей Всероссийского онлайн-конкурса «Знаток сказок А.М. Волкова», этапы которого в течение года объединяли юных читателей.

В 2020-2021 учебном году конкурс охватил большое количество областей и городов России: гг. Томск, Кемерово, Новосибирск, Красноярск, Москва, Республика Хакасия, Республика Татарстан, Приморский край, Тюменская, Ростовская, Нижегородская, Курская, Воронежская, Амурская области. Несмотря на то, что конкурс был объявлен по России, желание принять в нем участие выразили ребята из города Брюссель (Бельгия) и Республики Казахстан, что побудило организаторов задать международный уровень литературному состязанию в будущем году:

«Следующий конкурс будет объявлен международным и проведен по двум направлениям: интеллектуальному и творческому, – рассказала о планах директор Музейного комплекса ТГПУ Наталья Викторовна Сайнакова. – Многие родители считают мероприятие общесемейным, интересным и поучительным, поэтому границы необходимо расширять».

В финале первого дубля за звание «Суперзнаток» боролись 30 участников из 17 образовательных учреждений разных стран. Для ребят была поставлена непростая задача: ответить на вопросы и выполнить ряд заданий по всем шести сказочным произведениям А.М. Волкова. Абсолютное знание показали 12 участников, каждый из которых получил заветный статус: Шевчук Екатерина (МАОУ Лицей №7), Костриченко Эдуард (Лицей №8 им. Н.Н. Рукавишникова), Музыра Анна (МАОУ СОШ №40), Мошкова Валерия (МАОУ СОШ №36), Суязов Захар и Юрьева София (МАОУ СОШ №53), Трут Семён (МАОУ СОШ №42), Горынкин Иван и Феклин Глеб (ГБОУ «Школа №1285», г. Москва), Мальцев Сергей (МКОУ «Гимназия №259» ГО ЗАТО Фокино, Приморский край), Решетникова Мирослава (МАОУ «Школа №22 города Благовещенска»), Надежда Колларт (Школа русского языка «Маленькие гении», г. Брюссель).

15 мая в ТГПУ встретились участники конкурса, проживающие в г. Томск. Н.В. Сайнаковой для гостей была организована и проведена экскурсия по музею писателя. Родители, педагоги и участники смогли задать вопросы и выразить благодарность за организацию и проведение онлайн-конкурса. Призеры и победители получили памятные призы от Детского музея «Волшебная страна им. А.М. Волкова» ТГПУ и Томского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Участники из других городов и стран были награждены электронными вариантами подтверждающих документов.

«Сердечно благодарим за организацию конкурса. Это бесценный опыт для ребят и родителей. Всей семьей с огромным удовольствием читали, анализировали, спорили, мечтали»; «Порадовало, что задания не были простыми: чтобы ответить, необходимо было действительно хорошо знать книги. Спасибо за отличную организацию и поддержку»; «Идея конкурса очень интересная, однако не было легко и просто: приходилось много думать, обсуждать, вспоминать и сопоставлять. Это огромный стимул к чтению больших и сложных произведений», – делились гости, выражая надежду на скорую встречу в новом сезоне масштабного конкурсного события.

Подробнее

17 мая 2021

По струнам души – прозой и поэзией студентов ИФФ

По струнам души – прозой и поэзией студентов ИФФ

На историко-филологическом факультете ТГПУ прошел дебютный литературный вечер, где студенты ИФФ представили публике единомышленников произведения собственного сочинения.

Инициатором творческой встречи выступила доцент кафедры русской литературы Евгения Константиновна Макаренко, поддержали идею будущие учителя русского языка и литературы, взяв на себя обязанности по подготовке вечера. Одной тематикой выступлений решено было не ограничиваться: главная задача, по мнению организаторов, – открыть площадку для самовыражения, дать пишущим студентам, пока только филологам, возможность поделиться авторским сочинением с общественностью:

«Литературные вечера, мне кажется, украсят и жизнь студентов, и жизнь вуза. Я сама была студенткой, и мы постоянно проводили литературные тематические встречи. Мне нравилась эта творческая жизнь, которая помогала лучше понять и усвоить художественные произведения и теоретический материал, который мы проходили на занятиях», – отмечает Евгения Константиновна.

Почетными гостями вечера стали декан историко-филологического факультета Татьяна Васильевна Галкина и преподаватели кафедры русской литературы, поддержать начинающих поэтов и писателей прибыли студенты-зрители.

Ребята выступали не только со стихотворениями собственного сочинения, но и с прозой. Студентка первого курса филологического отделения Анастасия Золотовская представила слушателям рассказ по мотивам всем знакомой с детства истории «101 далматинец». Девушка пофантазировала, каким могло быть продолжение жизни скандального модельера Стервеллы Де Виль после событий фильма. Своим прозаическим произведением Анастасия украсила первый литературный вечер и подала прекрасный пример другим студентам, которым выступить помешало стеснение:

«Мне стало интересно, смогу ли я заинтересовать кого-нибудь своими произведениями, поэтому решила участвовать. В глубине души мне всегда хотелось посетить такое мероприятие, к тому же я увидела в этом вечере возможность преодолеть свой страх публичных выступлений».

Поэтические произведения студентов ИФФ изобиловали разнообразием тем: в стихотворениях одних авторов доминировали любовные мотивы, лирика других пестрила философскими темами жизни и смерти, религии.

Литературный вечер не только вдохновил начинающих писателей на чтение собственных произведений, но и побудил к творческой деятельности ребят, которые никогда не пробовали свои силы в писательском искусстве. Так, Руслан Князюк, студент четвертого курса, пришел поддержать друга, но в итоге попробовал написать свое первое стихотворение, с которым и выступил.

Несмотря на теплую камерную атмосферу встречи, которую старались создать организаторы, волнение все же присутствовало. Однако стоит отметить, что каждый выступающий смог переступить через переживания и достойно выступить.

«Я не пыталась себя успокоить: когда вышла на импровизированную сцену, волнение ушло. Важно понимать, что переживания лишь негативно влияют на качество выступления, необходимо концентрироваться на материале, публике, эмоциях, которые хочешь передать зрителю», – делится напутствием Екатерина Боровская, студентка первого курса.

После успешного дебюта организаторы, выступающие и зрители обсудили перспективы мероприятия: было решено сделать его регулярным, предложить тематическую широту, объединить как можно больше творческих личностей на ИФФ общим делом и в перспективе даже выйти на уровень всего университета.

«Этот литературный вечер и последующие должны исходить из желания самих студентов. Нужен ли им такой формат встреч для реализации своего творческого потенциала, для обсуждения творческих проблем и вопросов, для демонстрации своих талантов, для дружеского общения? Если нужен, то моя позиция как преподавателя литературы – дать возможность и оказать поддержку молодой талантливой молодежи», – комментирует Евгения Константиновна.

Единогласно студенты ИФФ согласились с необходимостью дальнейшей организации встреч и выразили энтузиазм к развитию данного формата, поиску вариантов его возможной модернизации. Главные герои также озвучили желание организовать на базе вечеров литературное творческое объединение, которое стало бы поддержкой для молодых талантов ТГПУ.

Подробнее

17 мая 2021


Новости 2181 - 2200 из 8447
Начало | Пред. | 108 109 110 111 112 | След. | Конец