
Продолжаем отмечать День учителя диалогами о самой важной профессии. В эфире Региональной телекомпании «Томское время» – студенты Томского государственного педагогического университета, которые уже дарят знания, стоя у школьной доски.
6 октября 2021
В Международный день пожилых людей: поздравительные открытки от Томского Педагогического
Ежегодно в Международный день пожилых людей администрация Томского педагогического университета, Профсоюзная организация и Совет ветеранов вуза поздравляют ветеранов труда ТГПУ, неработающих пенсионеров с праздником. Праздничные поздравительные открытки получили около 150 человек, открытки являются выражением неразрывной связи между родной Alma Mater и сотрудником, который долгие годы трудился на благо вуза и просвещения.
6 октября 2021
Будущие учителя ТГПУ отметили профессиональный праздник
В Томском государственном педагогическом университете прошло яркое празднование Дня учителя: интересные встречи, игры, посвящение в педагогическую деятельность, церемония награждения и многое другое.
Для первокурсников всех факультетов и институтов наставники групп провели кураторские часы в формате компетентностной игры «Школа». Это стало для студентов своеобразным посвящением в педагогическую деятельность. По результатам игры ребята получили приятные подарки от Центра воспитательной работы и молодёжной политики.
«Одна из основных целей работы кураторов состоит в том, чтобы дать понять первокурсникам, что всё, что происходит с ними в университете, они должны воспринимать как материал, на основе которого будет проходить работа в школе. Именно через игру мы стараемся прокачать их профессиональные навыки», – рассказывает председатель Объединённого совета обучающихся ТГПУ Карина Пеньдяк.
Ребята были разделены на микрогруппы, каждому участнику доставалась индивидуальная роль: директора, завуча, учителя, экономиста и педагога доп. образования. Чтобы получить хорошее финансирование для своей школы, студентам необходимо было проходить различные испытания для повышения квалификации. Одним из таких стало создание рекламной кампании для своего образовательного учреждения, которую впоследствии представил директор.
«Благодаря игре я не только увидела весь поток и смогла познакомиться со многими ребятами, но и вспомнила, что такое математика, ведь мне досталась роль экономиста. Я прониклась в суть деятельности образовательной организации, это интересный и ценный опыт», – делится Елизавета Гергет, студентка ИИЯМС.
Также в рамках профессионального праздника студенты смогли встретиться с выпускником ТГПУ 2009 года Доронкиным Виталием, режиссёром, сценаристом, оператором и монтажёром фильма «Боевая система», в стенах Научной библиотеки Томского Педагогического. В ходе разговора участники встречи обсудили томское кино и роль педагогики в процессе его создания.
Виталий рассказал студентам об истории формирования его команды, которая создаёт шедевры не только для отечественного, но и мирового кинематографа, а также о своём творческом пути. Фильм «Боевая система» вошёл в топ-7 лучших фильмов России, став единственным кинопродуктом из Сибири, получившим такое признание.
«У меня, как у режиссера, огромная команда, с которой я должен работать как педагог: я их обучаю, наставляю. Я обязан научить их, так как мне важно, чтобы зритель потом правильно понимал и оценивал то, что я хочу ему показать. Режиссерская деятельность и киноиндустрия – это мое хобби, параллельно с которым я продолжаю работу педагога. Я тренер, у меня много воспитанников», – делится Виталий.
Продолжила дайджест событий в честь Дня учителя церемония награждения студентов-активистов, отличившихся в 2021 году. К гостям обратилась директор Центра ВР и МП Наталья Михайловна Косовских:
«С каждым годом наша Команда Педагогического пополняется все большим количеством студентов-активистов, энтузиастов, которые создают яркое студенчество. Вы – будущие педагоги, поэтому сегодня мы хотим поздравить вас с профессиональным праздником и поблагодарить за ваш ежедневный труд на благо родного ТГПУ».
Наград и благодарностей удостоились не только активисты факультетов и структур, но и их руководители, ежедневно координирующие работу Центра.
Завершил череду праздничных событий первого дня вокальный межфакультетский конкурс «Битва хоров». Факультеты и институты сражались за право называться «Самым поющим».
Оценить вокальные данные студентов Томского Педагогического пришли приглашенные эксперты: солистка образцового коллектива вокальной студии «Созвучие» Яна Фомкина, выпускник ТГПУ, призер вокального конкурса «Золотые голоса», педагог детской эстрадной вокальной студии «Радужка» Маргарита Эльблаус, певица, эксперт и наставник творческих областных конкурсов, член жюри международных вокальных фестивалей, выпускница магистратуры ТГПУ Ольга Чикало. Среди членов жюри были и сотрудники ТГПУ: председатель Объединенного совета обучающихся ТГПУ Карина Пеньдяк, директор ТВ ТГПУ Артем Астраханцев и директор Студенческого клуба ТГПУ Роман Романов.
В этом году тема конкурса соответствовала профессиональному празднику – Дню учителя. Вокальным коллективам было необходимо подготовить музыкальный микс на школьную тематику. Все участники подошли к подготовке своих номеров с креативом: историко-филологический факультет, например, представил попурри под гитару, а на выступлении ФПСО зрители стали свидетелями настоящей истории любви.
Затем команды представили исполнение а капелла. В абсолютной тишине студенты пели самые трогательные песни.
По итогам двух этапов первого тура были определены факультеты и институты, которые продолжат борьбу в следующем туре: ИФФ, ФПСО, ФДиНО и ИИЯМС.
«При отборе вокальных коллективов, которые пройдут дальше, мы учитывали очень много факторов: костюмы, звукосведение, артистизм, синхронность движения и звука, выразительность исполнения. Мы считаем, что в финал прошли самые достойные, те команды, которые соответствовали всем этим критериям оценки», – рассказывает директор ТВ ТГПУ Артем Астраханцев.
После объявления результатов для студентов эксперты провели рефлексию с разбором их номеров, чтобы при подготовке к предстоящему финалу ребята смогли учесть свои ошибки.
Следующий тур пройдет через месяц. А пока тематика неизвестна, ребята-финалисты планируют как следует отдохнуть и набраться творческого вдохновения для подготовки будущих ярких номеров.
Продолжит празднование Дня учителя в ТГПУ ректорат, приуроченный к празднику, на котором пройдет награждение сотрудников вуза в разных номинациях, а также традиционный спортивный праздник первокурсников.
5 октября 2021
Поздравление ректора ТГПУ А.Н. Макаренко с Днём учителя
Уважаемые коллеги, студенты, сотрудники Томского педагогического университета!
Мое праздничное поздравление – из города Ростов-на-Дону, где проходит конкурс «Учитель года России». Конкурс собрал педагогов со всей страны, среди них те, кто только начал свою профессиональную карьеру, и те, за плечами которых – многолетний опыт. Но для всех участников быть учителем – это призвание жизни.
Сегодня у педагогических университетов есть особая миссия – создать учителя, в оркестровке личности которого собраны профессионал в своей предметной области, педагог, владеющий передовыми технологиями обучения, человек с широким кругозором в культуре, науке, искусстве. Но самое главное для учителя – любовь, высокая этика, готовность быть в ответе за будущее нашей страны.
В День учителя в нашем университете проходит церемония награждения студентов за заслуги в 2021 году. Я поздравляю с профессиональным праздником тех, кто уже сегодня уверенно реализует себя в профессиональных пробах в образовательных организациях и кто только делает первые шаги в профессию. Особо я хочу поздравить наших учителей, которые вкладывают в нас, в наших детей свои умы, сердца и веру.
С Днём учителя!
4 октября 2021
Поздравление Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова с Днём учителя
Дорогие учителя! Дорогие коллеги!
День учителя – это без преувеличения великий праздник для каждого человека, ведь у всех нас в жизни были замечательные учителя, которых мы вспоминаем с благодарностью и любовью за то, что были для нас мудрыми наставниками и верными друзьями.
Благодарю вас за самоотверженность и любовь к детям, за увлечённость профессией и за то, что помогаете ученикам стать грамотными и образованными людьми, достойными гражданами своего Отечества, воспитываете в них уважение к людям, любовь к Родине.
Вы – гордость России. Именно вы обеспечиваете качественное образование российских школьников, а значит, уверенное будущее нашей страны.
Сердечно желаю вам энергии и благополучия, мудрых решений и ярких озарений, счастья от успехов своих учеников и собственных удивительных открытий в профессии!
4 октября 2021
Всероссийский фестиваль науки «NAUKA 0+» стартовал в ТГПУ
С 4 по 8 октября в Томске проходят мероприятия Всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+». В числе организаторов – Томский государственный педагогический университет, на площадке которого уже сегодня стартовало научное событие.
Открылся Фестиваль онлайн-встречей участников с молодыми и опытными учеными Томска, студентами и школьниками, которые рассказали, что для них наука, почему она важна в современном обществе и поделились видением перспектив ее развития. От ТГПУ со словами приветствия и пожеланиями интересного времяпровождения выступила проректор по научной работе Елена Александровна Полева.
Работу Фестиваля начала уже традиционная акция «Сладкое взамен на научный факт», прошедшая в сквере Научной библиотеки ТГПУ. Принять участие смогли все желающие, ответив на вопрос о том, сколько падежей в русском языке, какой океан признан самым глубоким, сколько костей у акулы и другие. За правильные ответы участники получали мерч Фестиваля и сладкие призы.
«Я уверен, что современная наука активно влияет на нашу жизнь и является двигателем происходящих перемен. Вовлечение людей в исследовательскую деятельность, тиражирование научных знаний, привлечение внимания к научным открытиям способствует более быстрому и успешному развитию общества», – делится мнением участник акции Дмитрий Кузнецов.
В следующие дни программы Фестиваля в ТГПУ будут работать очные площадки.
5 октября. Детский центр образовательной робототехники ТГПУ (ул. Герцена, 49).
12.00-12.45 – Мастер-класс «Космическая орбита» (дети от 5 лет, родители, студенты, преподаватели).
Мастер-класс направлен на развитие навыков ведения естественно-научной деятельности, инженерного проектирования, блочного программирования, работы над проектом в команде, а также изучение принципов работы простых механизмов и простейших законов физики.
Мероприятие для тех, кто мечтал в детстве стать космонавтом, чтобы изучать планеты и их орбиты.
Предварительная запись: 8-913-843-03-09.
13.00-13.40 и 13.50-14.30 – Мастер-класс «Управляемый футбол» (дети от 7 лет, родители, студенты, преподаватели).
Мероприятие направлено на развитие интереса к изучению мира робототехники, воображения ребенка, навыков командной работы и распределения в ней обязанностей.
Сыграть в робофутбол участники смогут в командах (2х2, 3х3 и 4х4).Футбол управляемых роботов подразумевает использование пультов управления для проведения состязания.
Предварительная запись: 8-913-843-03-09.
17.30-18.20 – Мастер-класс «Жучок» (дети от 7 лет, родители, студенты, преподаватели).
Участники мастер-класса вместе создадут маленького стрекочущего жучка с помощью подручных средств и небольшого числа радиодеталей, настроят его рабочее состояние, чтобы он казался живым.
Мероприятие направлено на развитие интереса к изучению мира электроники, основ инженерной мысли, воображения ребенка.
Предварительная запись: 8-913-843-03-09.
7 октября. Факультет психологии и специального образования (ул. Герцена, 66).
12.00 – Конкурс «Быть Зигмундом Фрейдом» (младшие школьники).
В ходе квеста студенты ТГПУ расскажут школьникам о сложных понятиях психологии.
8 октября. Биолого-химический факультет (ул. Киевская, 60).
12.00-12.45 – Мастер-класс «Гербарий – красота, неподвластная времени» (школьники, родители, студенты).
Участники создадут гербарий из растений Томской области, узнают о мифах и легендах о растениях.
13.00-14.45 – Научный квиз (школьники, родители, студенты).
Участники узнают, сколько лет болотам и как они растут, какую роль они играют в жизни человека и в биосфере, почему из болота добывают торф и строят дома, как ходить по болоту и многое другое.
Самых активных, знающих факты о томских болотах, ждут призы.
4 октября 2021
Кëрлингисты ТГПУ вошли в сборную-победителя Кубка России
Сборная команда по кëрлингу (спорт глухих) при участии студентов факультета физической культуры и спорта ТГПУ Олега Хорошкова, Андрея Анищенко и Романа Серебренникова одержала победу на Кубке России, который прошел в г. Дмитрове, Московской области.
3 октября 2021
Будущий Технопарк Томского педагогического университета планируется в корпусе на пр. Комсомольском, 75. Сейчас в здании идет ремонт.
1 октября 2021
ТГПУ – в топ-10 вузов России в Международном многомерном рейтинге университетов «U-Multirank»
Томский государственный педагогический университет улучшил позиции в Международном многомерном рейтинге университетов «U-Multirank», который реализуется Европейским центром развития высшего образования в консорциуме с немецким Центром исследования высшего образования.
По результатам этого года ТГПУ вошёл в топ-10 среди 46 представленных российских вузов и занял 9 позицию. Среди педагогических вузов страны ТГПУ остается на позиции лидера, удерживая первое место. Высокие показатели вуза отмечены в трех из пяти направлений рейтинга:
- образовательное (по количеству магистрантов и качеству магистратуры);
- международное (совместные международные публикации);
- региональное (участие в развитии региона).
«U-Multirank» не является традиционным рейтингом, где университеты ранжируются в сводной таблице, – отметил начальник Управления международного сотрудничества ТГПУ Вадим Юрьевич Зюбанов. – Это система многомерной оценки, которая обеспечивает полную прозрачность деятельности вузов. Она позволяет не только оценить развитие вуза в целом, но и дает возможность сделать выборку по конкретным индикаторам и областям. Еще одно отличие «U-Multirank» от классических рейтингов – это cтуденческие опросы, которые проводятся анонимно и позволяют высказать свое мнение по более чем 50 позициям».
Кроме того, Томский Педагогический вошел в Global Top 25, став лучшим в двух номинациях: «Regional joint publications» и «Collaboration index».
30 сентября 2021
Волонтеры отряда «Точка зрения» ТГПУ продолжают работу с воспитанниками Детского благотворительного фонда им. Алены Петровой в рамках проекта «Прикосновение».
Работа «Прикосновения» направлена на эмоциональную и психологическую помощь родителям тяжелобольных детей: пока мамы и папы проходят терапию, с их детьми занимаются наши студенты – волонтеры «Точки зрения», будущие учителя. Ребята уже на протяжении трех лет приходят к особенным детям раз в неделю и пытаются скрасить их досуг: играют, рисуют, делают поделки, читают. Обычно на такие встречи приходят дети разных возрастов, поэтому диапазон досуга достаточно широкий: это могут быть мастер-классы с поделками из разных материалов, совместный просмотр и обсуждение мультфильмов, настольные игры, обычные подвижные игры – догонялки и прятки.
«Волонтеры активно участвуют в проектах фондов. Студенты помогают специалистам реабилитационного центра в проведении занятий для детей-инвалидов и организации присмотра за ними в то время, пока мамы прорабатывают свои трудности и наполняются ресурсом на психологических тренингах. Помощь волонтеров в этом проекте бесценна, так как многим детям требуется индивидуальное сопровождение, а специалистов на каждого ребенка не хватает. Для детей-инвалидов очень важны новые знакомства и общение с волонтерами, ребята их очень полюбили за время проекта, а для родителей важно, что дети находятся под присмотром, пока они могут посвятить время себе», – говорит психолог проекта, сотрудница фонда им. Алены Петровой Екатерина Ювкина.
Социальное волонтерство – одно из самых сложных направлений в добровольческой деятельности, так как требует огромного количества эмоционального ресурса. Однако это наших волонтеров не пугает: они сами с большим удовольствием возвращаются в фонд каждую неделю.
«После первой встречи с сотрудниками и детишками из фонда хочется возвращаться туда вновь и вновь. Атмосфера максимально располагает, фонд оснащен всем для комфортного и интересного досуга детей», – делится волонтер отряда Елена Панкова.
Фонд поддерживают многие организации: волонтеры-медики, театральные группы, развлекательные организации для детей и т.д. У некоторых подопечных нет возможности ходить в школу, детский сад, знакомиться и играть со сверстниками. Для них важно внимание, новые люди, социализация. Фонд в этом смысле очень помогает и детям, и родителям чувствовать себя лучше: одни делятся своими переживаниями с единомышленниками, которые также столкнулись с тяжелой ситуацией, а другие получают возможность общаться, учиться и развиваться.
Многие воспитанники находятся на этапе реабилитации и совсем скоро смогут полноценно общаться со сверстниками, так что работа фонда поможет детям избежать трудностей в общении с другими детьми и взрослыми.
«Я думаю, что такой формат волонтерской деятельности может быть очень полезен для будущих педагогов, так как он помогает развивать навыки взаимодействия с детьми, учит организовывать и применять различные педагогические методы и приемы», – уверен Дмитрий Кузнецов, руководитель отряда «Точка зрения» ТГПУ.
Волонтеры ТГПУ – люди с большим добрым сердцем, которые с особым трепетом занимаются с детьми и обмениваются с ними эмоциональными ресурсами, уже в студенчестве взращивая в себе настоящих педагогов.
28 сентября 2021
Студенческие клубы России – в обмене опытом
В Казани в рамках Всероссийского студенческого форума прошел слет Национальной лиги студенческих клубов (НЛСК). Студклуб ТГПУ на встрече с коллегами представил студент третьего курса ИФФ Максим Гончаров.
Мероприятие проходит уже третий год в стенах Поволжской Академии физической культуры, спорта и туризма. В этом году слет объединил более 700 участников, приехавших со всей страны для очного участия.
28 сентября 2021
Спевки отрядов ТГПУ становятся профессиональнее: Школа гитаристов ВШСО выпустила новых музыкантов
В Томском государственном педагогическом университете завершила работу Школа гитаристов Вузовского штаба студенческих отрядов, выпустив новых асов в игре на музыкальном инструменте.
Идея создания Школы появилась у администрации Вузовского штаба еще год назад. Когда замысел был готов к реализации, Школу было решено проводить в две недели со встречами дважды в день.
28 сентября 2021
Будущие воспитатели начали обучение по программе профессиональной переподготовки ТГПУ и ТГУ
В Томском государственном педагогическом университете состоялась первая образовательная встреча педагога и обучающихся программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность – новые ориентиры и технологии дошкольного образования», реализуемой в сетевом взаимодействии ТГПУ и ТГУ в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».
Программа дополнительного образования взрослого населения была разработана специалистами Института детства и артпедагогики ТГПУ и Института образования ТГУ. В ходе образовательного процесса преподаватели двух вузов, а также приглашенные специалисты – опытные педагоги из дошкольных учреждений города объединят усилия по передаче слушателям знаний и практического опыта, формированию у них профессиональных компетенций, соответствующих трудовым функциям воспитателя дошкольного образовательного учреждения по профилю базового высшего образования. К проведению учебных занятий из ТГПУ подключатся не только специалисты ИДиА, но и Института развития педагогического образования.
Первое занятие для слушателей провела Дудина Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИРПО. На встрече обсудили профессиональные компетенции педагога, особое внимание уделили компетенции разработки образовательных программ, а также механизмам их формирования:
«Если мы начнем рассуждать о педагогической деятельности, то точно поймем, что она исторически обусловлена: человек на протяжении столетий передавал знания и опыт предыдущим поколениям. О педагогической деятельности можно говорить с профессиональной точки зрения и социальной. Во втором случае в пед. деятельности мы участвуем постоянно; будучи родителями, наставниками или просто теми людьми, которые делают замечания на улицах», – отметила спикер.
Работа по программе будет строиться модульно и уже сегодня слушатели начали обучение по плану первого блока «Новые контексты развития практики дошкольного образования», который дал основные знания для начала педагогического труда, в том числе навыки построения индивидуальной образовательной траектории в дошкольной сфере. Дальнейшее обучение воспитателей пройдет в разрезе еще восьми тематических модулей:
- Психолого-педагогические основы деятельности педагога дошкольного образования.
- Организация работы педагога в ДОУ.
- Перспективные педагогические технологии в работе педагога дошкольного образования.
- Инновационные практики дошкольного образования.
- Полисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса: семья, педагоги, дети.
- Предпринимательские проекты развития дошкольного образования.
- Профессионализация педагога дошкольного образования (сквозной тьюторский модуль).
- Стажировка в практике дошкольного образования.
Работу по модулям 2, 5 и 8 полностью возьмет на себя Томский педагогический университет. ТГУ организует обучение по блоку 7. Остальные треки специалисты университетов реализуют совместно.
Важно отметить, что интерес к дополнительному обучению проявили как опытные педагоги, молодые специалисты, так и люди, не имеющие педагогического образования. Дебютный поток выпускников программы составит около 30 педагогов, которые бесплатно получат новую востребованную профессию и смогут трудоустроиться, восполнив кадровый дефицит в учреждениях дошкольного образования г. Томска и Томской области.
Обучение будет проведено в течение 1.5 месяцев (256 часов) как в очном и онлайн форматах, так и дистанционно (самостоятельное изучение материала с последующей обратной связью). По итогу пройденной программы слушателей ждет выпускная аттестационная работа, успешное выполнение которой обеспечит получение документа, удостоверяющего освоение новой профессии и возможность реализовать профессиональную деятельность в должности воспитателя.
27 сентября 2021
Ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Николаевич Макаренко, эксперты Института детства и артпедагогики и Института развития педагогического образования ТГПУ, аспиранты вуза приняли участие в III Международном научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке», проходившем на площадке Южного федерального университета и приуроченном к Году науки и технологий в РФ.
Миссия Форума – создать модель развития университетской системы непрерывного педагогического образования на научно-исследовательской и проектной основе. Для достижения этой цели на Форуме работали тематические секции и круглые столы.
В приветственном слове на открытии Форума Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что данная коммуникационная площадка позволит ее участникам обменяться лучшими университетскими педагогическими практиками:
«Представляя лучшие университетские педагогические практики, Форум наглядно демонстрирует потенциал российской высшей педагогической школы, собирая на своих площадках ее лидеров и талантов, которыми гордится вся страна».
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков обозначил необходимость поддержки фундаментальных и прикладных психолого-педагогических исследований, модернизации системы аттестации научно-педагогических кадров. Президент Российской академии образования РФ Ольга Васильева сказала о важности осмысления и обсуждения Декларации Союза ректоров России, посвященной вопросам подготовки педагогических кадров.
Одной из площадок Форума стала работа Ассоциации развития педагогического образования «Новые грани непрерывного педагогического образования». С приветственными словами к участникам обратились ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, ректор МПГУ, зам. председателя АРПО А.В. Лубков и советник Министра просвещения Российской Федерации, проректор МПГУ, вице-президент АРПО Н.Ю. Склярова, которая представила сообщение «Роль Ассоциации развития педагогического образования в консолидации всех уровней Российского образования». Спикером площадки выступила директор ИРПО ТГПУ Н.А. Семёнова с докладом «Формирование общепрофессиональных компетенций студентов ТГПУ через построение индивидуальной траектории».
Кроме того, в ходе работы Форума эксперты Томского государственного педагогического университета организовали круглый стол по теме «Моделирование системы непрерывного профессионального образования педагогов в условиях образовательного кластера».
«На круглом столе обсуждались смыслы, функции и опыт реализации концепции «опережающей подготовки педагога» («опережающего педагогического образования»), модель организации непрерывной педагогической практики на базе образовательных организаций (детский сад-школа), а также принципы и особенности организации безопасной системы поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи», – прокомментировала директор ИДиА, модератор круглого стола Ирина Александровна Дроздецкая.
С докладами на Форуме выступили ученые ТГПУ, а также педагоги-практики из МАДО №13 г. Томска как активные участники образовательного кластера. Тематика докладов была актуальной и освещала разные стороны современного образования: «Метаметодический аспект профессиональной подготовки педагога» (Поздеева С.И., д.п.н., зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ИДиА ТГПУ, зав. лабораторией метаметодики ИРПО); «Качество профессиональных знаний, педагогическая практика, оптимистическое мировоззрение будущего и современного педагога как основа взаимодействия всех уровней образования» (Брюханцева Н.В., к.филос.н., председатель Томского регионального отделения общественной организации «Педагогическое общество России»); «Совместные научные проекты в системе «детский сад-вуз» как ресурс совершенствования исследовательского компонента в профессиональной подготовке педагога» (Яркина Т.Н., к.пед.н., зав. кафедрой дошкольного образования ИДиА ТГПУ); «Проблемы преемственности на разных уровнях образования на примере организации исследовательской и проектной деятельности детей» (Семёнова Н.А., к.пед.н., директор ИРПО ТГПУ, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА); «Цифровая грамотность как стержневая компетенция в экономике XXI века: от школы к вузу» (Нетесова О.С., ст. преподаватель, н.с. лаборатории формирования цифровой образовательной среды ИРПО ТГПУ); «Практика построения региональной модели интеграции среднего профессионального образования в непрерывную систему подготовки педагогических кадров» (Дроздецкая И.А., к.пед.н., директор ИДиА, доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ).
«Система непрерывного профессионального образования педагогов требует изменения в сфере смыслов профессиональной подготовки, ее содержания и форм организации. Студент и педагог-практик должны понимать, что непрерывность образования – это необходимость, вызванная ситуацией в обществе и скоростью изменений в разных сферах жизни. Прохождение определенной ступени педагогического образования – это не завершение профессионально-личностного развития, а подготовка к следующему этапу образования. Опора на реальную образовательную практику в регионе и вовлеченность студентов в нее становится необходимым условием продуктивной и опережающей подготовки педагога. Для взаимосвязи предметной, методической и психолого-педагогической подготовки педагога необходимо переформатирование содержания и «рамок» некоторых учебных дисциплин (например, разработка курса «Метаметодика»), реализация преемственности в организации исследовательской деятельности детей, студентов и педагогов, реализация совместных научных и методических проектов (вуз-детский сад, вуз-школа), организация непрерывной (рассредоточенной) педагогической практики с 1-го до 5-го курса в образовательных учреждения региона, в том числе в формате стажировок в инновационных ОУ», – резюмировала С.И. Поздеева.
На круглом столе каждый из участников образовательного кластера обозначил эффективные механизмы преемственности профильной организации, среднего педагогического и высшего педагогического образования в образовательных условиях региона. В завершение научной встречи коллеги наметили дальнейшие перспективы сотрудничества в рамках образовательного кластера, а также сформулировали актуальные исследовательские повестки в сфере образования.
27 сентября 2021
В ТГПУ продолжается реализация проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи»
В Томском государственном педагогическом университете состоялась встреча организаторов и участников проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи». Совместный проект Научной библиотеки, Научно-исследовательской лаборатории формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ИРПО, кафедры социальной педагогики ФПСО стал возможен благодаря финансовой поддержке фонда Михаила Прохорова. Программа призвана повысить уровень цифровой грамотности родителей и детей путем знакомства с различными цифровыми сервисами для реализации правовых, экономических, бытовых и воспитательных функций. Визит участников был реализован в сотрудничестве НБ ТГПУ с Томской региональной общественной организацией Клуб многодетных семей «Лада».
Цикл консультаций включит в себя множество тем, среди которых «Цифровые технологии в организации культурного досуга», «Образовательные платформы в помощь учебному процессу», «Пособия и льготы для многодетных семей», «Оnline-тренеры и сервисы для занятия физкультурой и спортом», «Оnline-консультанты здоровья и диагностики».
Работу первого собрания открыл заведующий Научно-исследовательской лабораторией формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО Андрей Петрович Глухов. В актуальной теме «Электронное правительство для многодетных семей» были продемонстрированы сервисы и приложения портала «Госуслуги» для всех членов семьи. Магистрант технолого-экономического факультета ТГПУ Вадим Нем рассказал о новом приложении «Социальный навигатор».
Первыми слушателями стали многодетные семьи Советского и Кировского районов, поселков Кисловка и Зональная станция. У участников встречи была возможность получить помощь в процессе регистрации на сайте «Госуслуги» и создать личные кабинеты, а молодые люди в возрасте до 22 лет смогли оформить заявку на получение Пушкинской карты. Следующая встреча состоится в октябре и будет посвящена теме «Социальные пособия и льготы для многодетной семьи».
27 сентября 2021
Кубок дружбы ХХ Фестиваля спорта, творчества и туризма «Стартус» нашел обладателя
Самая масштабная встреча студентов ТГПУ подошла к концу – завершился юбилейный Фестиваль спорта, творчества и туризма «Стартус».
27 сентября 2021
Хроники «Стартуса»: день второй
Прошла уже половина фестиваля спорта, творчества и туризма «Стартус», на котором студенты Томского Педагогического соревнуются за статусы самого творческого, самого спортивного и, конечно, самого дружного факультета или института.
25 сентября 2021
Фестивалю спорта, творчества и туризма «Стартус» ТГПУ – 20 лет!
24-26 сентября в ТГПУ проходит самый масштабный праздник спорта, творчества и туризма, который из года в год объединяет факультеты и институты Томского Педагогического, – Фестиваль «Стартус». Первый сезон проекта состоялся 20 лет назад, с тех пор, меняя участников, «Стартус» остается любимым мероприятием студентов университета.
Для «Стартуса» 2021 год уникален не только юбилеем, но и изменениями в структуре команд: на фестиваль приехали не только второкурсники, но и обучающиеся третьих курсов, которых в прошлом году пандемия лишила долгожданного события. Кроме того, в лагерь «Солнечный» прибыли и выпускники ТГПУ – активисты, которые в разные годы приложили руку к организации и проведению фестиваля, чтобы тоже пройти все испытания.
В первый день после заезда студенты украшали комнаты в символике своих команд, а затем встретились на торжественном открытии фестиваля. С приветственным словом выступил проректор по социальной и воспитательной работе Дмитрий Борисович Насонов и директор Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ Наталья Михайловна Косовских:
«Стартус» строится на больших и малых историях: я познакомилась с этим фестивалем в 2009 году, когда была студенткой факультета психологии, связей с общественностью и рекламы ТГПУ. И уже тогда «Стартус» был огромным праздником не только для команд, которые ехали представлять факультет, но и для всего факультета. Спустя годы ничего не изменилось».
Программа фестиваля открылась играми на знакомство и сплочение: «Миксер» включал задания, которые помогли активистам познакомиться с игроками других команд. Например, необходимо было рассказать о себе без слов или запомнить случайные факты о человеке.
«Кондитерская Startus20» включала испытания, за выполнение которых студенты получали ингредиенты для приготовления блюда: составить башню из кубиков сахара, прокатиться по масляному полотну и другие. Собрав все необходимые продукты, ребята готовили вкусное печенье.
Вечером на праздничном концерте команды представляли свои визитки, презентовали себя. На «Стартусе» оказался новый факультет «Пуффик», отправляющийся на фестиваль с платформы 9¾, злодейка Изма, задумавшая создание «зелья дружбы» для всех участников, и розовая пантера, которая искала украденный кубок. Свою визитку представили и «старички», сказав участникам фестиваля напутственные слова:
«Стартус» дает каждому, кто на него ездил, ценный опыт и самые теплые воспоминания. Фестиваль становится отправной точкой для всей вашей студенческой жизни: именно здесь все начинается серьезно. Даже спустя столько лет мы остаемся настоящими друзьями, какими стали когда-то на фестивале. Поэтому несите печать «Был на «Стартусе» гордо», – обратился выпускник ТГПУ, экс-директор ТВ ТГПУ Максим Тынянов.
Ночью команды пытались заглянуть своим страхам в глаза на самом пугающем хоррор-квесте «Шорох». Тема этого года – «Психбольница». Участники преодолевали свои страхи, выполняя задания: доставали предметы из сырого мяса, пытались узнать разные звуки, в полной темноте набрать зеленку в шприцы для лечения пациента с ветрянкой, стараясь при этом не испачкаться.
«Педагог – самая непредсказуемая профессия: в своей работе мы должны быть готовы ко всему, сохраняя самообладание. Поэтому навык стрессоустойчивости и способность критически мыслить в экстренной ситуации – особенно ценны для будущих учителей», – рассказывает Карина Пеньдяк, организатор «Стартуса».
Уже в ночь кураторы провели рефлексию с участниками, где обсудили успехи и промахи первого дня, а также дали установку на следующий.
«Мы поняли, что все наши старания в подготовке к фестивалю не прошли даром: у нас необычная концепция, говорящая о нашем факультете, интересные костюмы, классная визитка. Так как мы историки и филологи, мы решили быть «Хранителями времени», ведь это наша будущая профессия – хранить истинное историческое знание и передавать его», – делится капитан команды ИФФ Эльвира Кокорина.
Впереди – второй день: по традиции студенты ТГПУ сразятся на туртропе, где их ждет сплав, прыжки и бег, переход по узким мостам и многое другое, что испытает смелость, силу и выносливость.
25 сентября 2021
Ректор ТГПУ вошел в состав большого жюри финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021»
Заключительный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2021 года проходит с 23 сентября по 3 октября в Ростове-на-Дону. Испытать себя предстоит 85 финалистам со всей страны. Участие в работе большого жюри первого очного тура, а также в организации конкурсных испытаний второго очного тура этапа примет ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко.
Торжественное открытие конкурсных мероприятий состоится 25 сентября. В течение четырех дней кандидаты на престижный статус «Учитель года России» будут проходить конкурсную и образовательную программы. В ходе первой участникам предстоит показать свой профессионализм в испытаниях «Методическая мастерская» и «Урок». 15 сильнейших представят мастерство в испытании «Классный час» и педразработки на «Мастер-классах». А уже 3 октября пятерка призеров на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» пройдут итоговое испытание «Пресс-конференция «Вопрос учителю года». Вторая часть программы откроет возможность посетить обзорную экскурсию по городу, музеи Ростова-на-Дону и другие культурно-просветительские локации.
«Учитель года России» – это не только конкурс профессионального мастерства. Популяризация профессии учителя носит системный характер, ведь задача учителя состоит не только в передаче знаний, а в воспитании, развитии детей и общении с ними», – отметил Министр просвещения России Сергей Кравцов.
Конкурсные работы участников будут оценивать члены большого жюри, в числе которых ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко. Ранее экспертом на муниципальном и региональном этапах конкурса «Учитель года России – 2021» выступила Лариса Германовна Смышляева, доктор педагогических наук, руководитель НОЦ «Педагогических технологий развития человеческого потенциала» ТГПУ.
«Конкурсы профессионального мастерства – важнейший элемент системы непрерывного развития педагогического профессионализма. Эта практика также служит действенным инструментом повышения престижа педагогической профессии. Открытое публичное представление лучшего педагогического опыта, доказательных образцов эффективной практической педагогики содействует общественному признанию важности и судьбоносной значимости педагогического труда, – отметила Л.Г. Смышляева. – Муниципальный и региональный этапы конкурса «Учитель года», во-первых, помогают выявить максимально большой пул педагогов, которые реализуют новые интересные и оригинальные педагогические практики. И в этом смысле ценно то, что при обнаружении таких практик на региональном уровне часто в поле внимания попадают молодые педагоги, которые не боятся инноваций, демонстрируют ценности отрытого педагогического профессионализма, направленность на непрерывное профессиональное развитие. Во-вторых, региональный этап конкурса зачастую открывает педагогов, которые достаточно давно в профессии, но даже не подозревают о той профессиональной продуктивности, которая присуща их подходам в работе с детьми и молодежью. И, в-третьих, муниципальные и региональные площадки конкурсов профессионального мастерства – это мощный мотивационный механизм, побуждающий все большее количество представителей профессиональных педагогических сообществ рефлексировать, обнаруживать и актуализировать свой личностный и профессиональный потенциал. Скажу и том, что выбирать лучших среди конкурсантов муниципального и регионального этапов «Учителя года» всегда очень непросто. Ведь решение должно быть обоснованным и убедительным. Потому быть в составе жюри этого конкурса – большая честь и большая ответственность. И в этом смысле надо сказать о том, что сегодняшний формат технологий отбора лидеров конкурсов педагогического мастерства в нашем регионе отработан в логике ориентации на достижение самого высокого качества принимаемых решений. Во многом гарантией этого качества выступает то, что среди тех, кто включен в процесс отбора чемпионов, все субъекты образовательного взаимодействия в самой широкой рамке: это и школьники, и родители, и педагоги – участники, победители и призеры уже прошедших подобных конкурсов, и ведущие преподаватели педагогического университета (ТГПУ), и сотрудники профильных структур повышения квалификации педагогов (ТОИПКРО), и руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, и представили НКО. Обращу внимание и на то, что на сегодня мы уже уверенно освоили гибридные сценарии организации конкурсных испытаний для выявления педагогов года. И это тоже работает на решение самых актуальных задач развития образования и человеческого капитала в нашем регионе. Конкурсы профессионального педагогического мастерства для всех, кто причастен к ним, – это ресурсный источник вдохновения, взаимообогащения, обретения единомышленников, осознания и освоения новых видов педагогического действия, присущих профессионалам новой технологической эпохи с ее большими вызовами».
10 октября в Государственном Кремлёвском дворце победителя конкурса «Учитель года России – 2021» наградят главным призом – статуэткой Большого хрустального пеликана. Учителя года России также ждет присвоение статуса советника Министра просвещения Российской Федерации на общественных началах.
24 сентября 2021
Кубок России по гиревому спорту – в руках студента ФФКиС
В Крыму (г. Алушта) прошли соревновательные мероприятия Кубка России по гиревому спорту. Томск и Томский государственный педагогический университет представил студент ФФКиС Дмитрий Черкашин, который одержал победу в личном первенстве и завоевал Кубок турнира.
24 сентября 2021
Новости 2001 - 2020 из 8447
Начало | Пред. | 99 100 101 102 103 | След. | Конец