III Международный научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» проводится Южным федеральным университетом совместно с Российской академией образования на базе ЮФУ и при участии ведущих университетов России, в числе которых был и ТГПУ. Ключевая тематика форума: научно-образовательная политика и исследовательская повестка в сфере образования.
В работе форума 24.09.2021г. приняли участие и сотрудники ИРПО.
В Секции 4 «Перспективы развития содержания непрерывного педагогического образования» институт представлял Колпаков Сергей Николаевич, к.п.н., научный сотрудник лаборатории Метаметодики с темой «Становление авторства в педагогической профессии: условия и технологии».
Дмитриев Игорь Вячеславович, к.т.н., директор проектного офиса «Открытый молодежный университет», зав. лабораторией киберсоциализации и цифровой дидактики озвучил проблематику, разрабатываемую в его лаборатории: «От индивидуальной траектории до цифровой зрелости на цифровой платформе MyTrack.ru» в работе секции 6 «Проблемы и перспективы цифровой трансформации педагогического образования» .
Круглый стол «Моделирование системы непрерывного профессионального образования педагогов в условиях образовательного кластера» был организован ТГПУ, модератором мероприятия стала Дроздецкая Ирина Александровна, директор ИДиА. В рамках своих исследовательских направлений выступили и наши коллеги и аспиранты:
‒ Поздеева Светлана Ивановна., зав. лабораторией метаметодики Института развития педагогического образования, тема «Метаметодический аспект профессиональной подготовки педагога»
‒ Семенова Наталия Альбертовна, зав. лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании, тема «Проблемы преемственности на разных уровнях образования на примере организации исследовательской и проектной деятельности детей»
‒ Нетесова Ольга Сергеевна, м.н.с лаборатории формирования цифровой образовательной среды , тема «Цифровая грамотность как стержневая компетенция в экономике XXI века: от школы к вузу»
‒ Алеева Лариса Викторовна, заведующий МАДОУ № 13 г. Томска, аспирант ТГПУ, тема «Наставничество как ресурс подготовки квалифицированных специалистов для системы дошкольного образования».
‒ Акулова Елена Геннадьевна, педагог-психолог МАДОУ № 13, спирант ТГПУ , тема «Развитие системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
На Площадке Ассоциации развития педагогического образования«Новые грани непрерывного педагогического образования» Семенова Н.А. представила перспективные возможности новых подходов к формированию общепедагогических компетенций бакалавров.
Работа на всех площадках была интересной, направленной не только на обмен опытом и результатами исследований, но и на установление новых партнёрских отношений, а также на понимание своего места и пути в образовательной политики РФ.
Научно-методологический семинар лаборатории качества научно-педагогических исследований
16 сентября 2021 года в 15.30 лаборатория качества научно-педагогических исследований Института развития педагогического образования ТГПУ проведет научно-методологический семинар, на котором будут представлены результаты исследования Леушиной Ирины Сергеевны «Кейс-проектирование как средство развития универсальных учебных действий обучающихся на уровне основного общего образования».
Место проведения: Научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 307/1).
Семинар пройдет в смешанном режиме (возможно очное и удаленное участие). Ссылка для удаленного участия: https://bbb.tspu.ru/b/hur-fet-zre
Приглашаются все желающие.
Обращаем внимание участников данного семинара, что вход в корпус Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ осуществляется в одноразовых или многоразовых масках с обязательным прохождением термометрии бесконтактным способом.
Уважаемые коллеги, аспиранты и студенты! Поздравляем вас с Днем Знаний! В новом учебном году - новых достижений, позитивного общения, отличных результатов! Сил, энергии и желания творить! Интересных событий, новых свершений и побед! Директор ИРПО Наталия Альбертовна Семенова
Аспирантам и молодым ученым посвящается…
С огромным удовольствием поздравляю вас с Днем знаний, с началом учебного года! После летнего отдыха всем нам предстоит снова окунуться в бурную жизнь университета, полную новых знаний и ярких впечатлений. Грядущий учебный год будет интересным, насыщенным событиями, полным новых успехов и свершений! и.о. зав.кафедры Педагогики и психологии образования Надежда Александровна Ефремова-Шершукова

Уважаемые аспиранты!
Приглашаем Вас посетить организационные встречи для аспирантов очной и заочной форм обучения в следующие дни:
3 сентября в 14.30 – организационное собрание для аспирантов, поступивших в 2021 году. Место проведения: главный учебный корпус (ул. Киевская, д. 60, 2 этаж, конференц-зал (ауд. 302).
7 сентября в 15.00 – организационное собрание для аспирантов второго и третьего годов обучения.
Место проведения: учебный корпус № 4 (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 307/1 (читальный зал № 2).
Обращаем внимание на то, что вход в корпус ТГПУ осуществляется в одноразовых или многоразовых масках с обязательным прохождением термометрии бесконтактным способом.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 21.07.2021 г. № 828/нк принято решение о выдаче Червонному Михаилу Александровичу диплома доктора педагогических наук.
Защита диссертации М.А. Червонного, главного научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований Института развития педагогического образования, состоялась на заседании диссертационного совета Д 212.266.01, созданного на базе Томского государственного педагогического университета.
Тема исследования: «Подготовка учителей к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического и дополнительного образования».
Сердечно поздравляем Михаила Александровича! Желаем дальнейших успехов и новых научных достижений!
Конкурс молодых ученых в области наук об образовании
Российская академия образования объявила о проведении в 2021 году конкурса молодых ученых в области наук об образовании. Цель конкурса: активизация и повышение качества исследований в сфере наук об образовании, выполняемых молодыми учеными.
На Конкурс могут выдвигаться научные и педагогические работники научных или образовательных организаций, аспиранты и докторанты, чей вклад в развитие исследований в сфере наук об образовании является значительным. Возраст каждого соискателя не должен превышать 35 лет на дату окончания приема заявок. Допускается участие в Конкурсе коллектива соисполнителей, не превышающего по численности 5 человек. Заявитель может участвовать лишь в одной заявке, подаваемой на Конкурс текущего года.
Конкурс проводится в два этапа:
I этап с 30 апреля по 31 октября 2021 г. Конкурс молодых ученых в области наук об образовании на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке» Российской академии образования. Сроки подачи документов для участия в Конкурсе: по 30 сентября 2021 г.
II этап с 1 ноября по 30 ноября 2021 г. Конкурс лауреатов медали «Молодым ученым за успехи в науке» Российской академии образования на соискание премии Попечительского совета РАО в рамках Научной конференции молодых ученых в области наук об образовании.
Более подробная информация о Конкурсе и сроках подачи документов размещена на официальном сайте Российской академии образования: http://rusacademedu.ru/konkurs-na-soiskanie-medali-rao-molodym-uchenym-za-uspexi-v-nauke/

18-20 августа 2021 года в Томске прошел форум «Август.PRO: Матрица педагогических изменений. Воспитать человека». Инициаторами и организаторами события выступили: Администрация Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент профессионального образования Томской области, ТОИПКРО, Региональный центр развития профессиональных компетенций и другие организации. Форум объединил управленческие и педагогические команды систем дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования Томской области по 5 актуальным направлениям: «Управление качеством», «Цифровая зрелость», «Профессиональный рост педагога», «Воспитание. EDUкомфорт и безопасность», «Работа с талантами».
Определены новые механизмы защиты диссертаций
Минюстом России зарегистрирован приказ Минобрнауки России от 7 июня 2021 года № 458 о внесении изменений в Положение о совете по защите диссертаций, вступающий в силу с 1 августа 2021 года, за исключением нескольких пунктов приказа, которые вступают в силу с 1 сентября 2021 года. Указанные в принятом документе новации призваны обеспечить вариативность форм работы диссертационных советов, значительно упростить организацию и функционирование диссоветов:
• снижены пороговые значения по численности состава диссертационных советов (вместо 19 членов в состав диссертационного совета может быть включено 11 человек, из которых не менее 5 (вместо 7) должны иметь степень доктора наук и являться специалистами по каждой отрасли каждой научной специальности, по которой диссертационному совету предоставлено право принимать к защите диссертации);
• снижены пороговые значения по числу докторов наук (с 5 до 4), которые включены в диссертационный совет как работники организации, на базе которой создается диссертационный совет;
• определена возможность участия в заседаниях диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме членов диссертационного совета, оппонентов и иных лиц, за исключением соискателя ученой степени, председательствующего на заседании диссертационного совета и ученого секретаря, а также многие другие изменения.
Подробнее с приказом Минобрнауки России можно ознакомиться по следующей ссылке:
https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=34&name=3349238001&f=8779
Юбилей Василия Николаевича Куровского
4 июня 2021 года отмечает свой Юбилей доктор педагогических наук, член диссертационного совета педагогического университета Василий Николаевич Куровский, профессор кафедры социальной педагогики, научный руководитель работ аспирантов Института развития педагогического образования.
От лица диссертационного совета педагогического университета, аспирантов и коллектива Института развития педагогического образования от всей души поздравляем Василия Николаевича с Юбилеем! Желаем крепкого здоровья, благополучия, успехов, новых планов и творческих свершений, побед и достижений! Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, большую работу в деле развития педагогической науки!
20 апреля в Томском государственном педагогическом университетена форсайт-сессии Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» прошло открытие Первой школы педагога-исследователя. Ее организатором выступила научно-исследовательская лаборатория качества научно-педагогических исследований Института развития педагогического образования ТГПУ.
Значимость проведения Школы педагога-исследователя отметила в своем докладе, открывающем работу секции, Елена Николаевна Глубокова, канд. пед. наук, доцент, заместитель директора института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена:
«Для молодого исследователя очень важно взаимодействие и постоянное общение с опытными учеными, которые своим примером и отношением к науке оказывают огромное влияние на учеников – молодых ученых. Такой пример служит своеобразным стимулом для аспирантов и молодых ученых к своевременной защите диссертации и переходу на следующий уровень профессионального развития. Сегодня в первую очередь необходимо обратить внимание на поиск новых возможностей влияния образования на раскрытие личностного потенциала человека путем расширения его возможностей в новых сложных условиях жизнедеятельности, ситуации неопределенности и непредсказуемости».
Первая школа педагога-исследователя состояла из трех содержательных тактов: обсуждение вопросов выполнения качественных педагогических исследований в современных условиях, бинарный доклад научного руководителя с аспирантом и групповая работаучастников по использованию метода гуманитарной экспертизы. Научная школа педагога-исследователя включала групповое взаимодействие молодых и опытных ученых, их взаимообучение.
По оценкам экспертов, школа педагога-исследователя позволит решить вопросы повышения качества научно-педагогических исследований, способствуя раскрытию научного потенциала и повышению субъективного благополучияаспирантов и молодых ученых педагогического университета.
Мнения участников события
Алеева Лариса Викторовна, соискатель ученой степени, заведующийдетского сада № 13 (Томск):
«Мы первый раз прикоснулись к такому опыту, мы – практики. У меня было много вопросов со своей стороны в плане изученности, неоднозначности каких-то вопросов. Мы не сильны в теории, но за счет конкретных, интересных, порой провокационных заданий, которые давались, мы учились сегодня с удовольствием вместе с Вами. Было очень интересно и полезно. Просим подумать о том, чтобы чаще проводить такие встречи»
Сошенко Инесса Игоревна, соискатель ученой степени, директор офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок ТГПУ (Томск):
«Хочется выразить благодарность организаторам школы за подготовку и организацию этого мероприятия, вовлечение в эту деятельность. Я нахожусь в самом начале научной карьеры. Когда я училась, таких событий было очень мало или совсем не было. Сегодня я поняла, как важно, что такие мероприятия сейчас проводятся и будут проводиться. Научная дискуссия, возможность пообщаться с состоявшимися учеными, возможность перенять опыт, о котором говорила Елена Николаевна из Санкт-Петербурга. Действительно, все ценное берется из реального взаимодействия с учеными и аспирантами, и научная культура в том числе. Спасибо, что так тепло меня приняли в свою команду!»
Яковлева Кристина Игоревна, аспирант Большого Томского университета Консорциума вузов и научных организаций Томской области (Томск):
«Спасибо большое за организацию, атмосферу! Содержательно богатое мероприятие (теоретическое и практико-ориентированное). Спасибо за возможность активно участвовать в онлайн!»
Ли Бин, аспирант (Китай):
«Очень интересное событие, которое оставило много положительных впечатлений. Все сказанные здесь слова и действия останутся со мной. Особенно о том, что важно научиться думать, что ты делаешь, читаешь и пишешь».
Еще статьи...
- Рассмотрение диссертационного исследования Штерн Ольги Владимировны
- Институт развития педагогического образования совместно с факультетами и институтами ТГПУ обновляет преподавание педагогики
- В ПАРКЕ ИОП ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
- «Педагогика XXI века: вызовы и решения».