КЛАССНЫЕ ВСТРЕЧИ: ТГПУ И ШКОЛА
В этом учебном году педагогический коллектив МАОУ СОШ №36 г. Томска пополнился молодыми специалистами. Под руководством советника директора по воспитанию Ольги Владимировны Бабенковой обучающиеся 8-х классов включились в Марафон «Классные встречи», инициированный Российским движением молодёжи (РДШ), и посетили классные встречи с молодыми специалистами. Одна из этих встреч состоялась с учителями русского языка и литературы Захарчевской Надеждой Владимировной и Сливкиной Александрой Андреевной, выпускниками ИФФ ТГПУ.
У школьников было много вопросов: в какой школе учились, какой предмет нравился больше всего, почему пришли работать в школу, нравится/трудно работать учителем, как проводите свободное время, есть ли вообще свободное время у учителя?
Надежда Владимировна и Александра Андреевна рассказали о Томском педагогическом университете: его истории, активной и интересной жизни студентов историко-филологического факультета, о собственной учёбе в качестве студента и магистранта.
На этих встречах молодые учителя не только ответили на многочисленные вопросы ребят: у них была хорошая возможность привлечь их к своему предмету, заинтересовать школьников через личный пример позитивным отношением к учёбе (Захарчевская Н.В. и Сливкина А.А. учатся в магистратуре ИФФ ТГПУ), к самообразованию, активной жизни, занимаясь спортом, путешествуя, осваивая новое.
Материал подготовлен
доцентом кафедры русского языка Безменовой Л.Р.
5 декабря 2022
Подведены итоги Конкурса профессионального мастерства студентов-филологов 5 курса, прошедших производственную практику в школах г. Томска и Томской области, по теме «Культурное наследие: русский язык», посвящённого Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Цели конкурса:
- 
формирование положительного отношения обучающихся школ и вуза к русскому языку, культуре народа как важнейшим духовным ценностям;
 - 
повышение качества образования обучающихся и студентов;
 - 
внедрение и распространение современных образовательных технологий;
 - 
совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса в школе и вузе;
 - 
совершенствование практик наставничества для эффективных механизмов роста профессионального мастерства педагогов и оформления пространства будущей профессиональной деятельности студента-филолога;
 - 
поддержка творческих студентов и повышение престижа учительской профессии.
 
Данный конкурс был организован кафедрой русского языка историко-филологического факультета ТГПУ и экспертно-методическим советом МАОУ СОШ №36 г. Томска.
Участниками конкурса стали 13 студентов, представившие:
– конспект/сценарий/технологическую карту урока, которые были разработаны конкурсантами под руководством учителя-наставника;
– оценочные карты, заполненные учителями-предметниками, которые посетили данное образовательное событие студента;
– отзыв учителя-наставника.
Студенты представили на конкурс уроки русского языка и литературы с культурологической компонентой, разработанные в соответствии с ФГОС, используя индивидуальную, групповую и коллективную формы организации образовательного пространства. Диапазон тем включал произведения фольклора, сказки А. Пушкина, творчество С. Есенина и писателей Серебряного века по литературе; обобщение материала по разным частям речи, уроки развития речи по обучению текстовой деятельности.
Были широко использованы приёмы следующих технологий: игровая, ТРИЗ, РКМЧП, личностно-ориентированного обучения, сингапурские методики.
Заключительная и промежуточная рефлексии также представлены в разных формах в зависимости от возраста обучающихся: синквейн, эмоциональный гномик или дом, разгадывание шифра, подбор ассоциаций и т.д.
Экспертиза представленных на конкурс работ осуществлялась жюри в составе:
1.Безменовой Л.Р., к.п.н., заместителя директора по НМР МАОУ СОШ №36, доцента кафедры русского языка ИФФ ТПУ;
2.Каширина А.А., к.ф.н., заместителя директора по НМР МАОУ СОШ №40, старшего преподавателя кафедры русского языка ИФФ ТГПУ;
3.Подрезовой И.И., заслуженного учителя РФ, учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №36, внештатного сотрудника Лаборатории Русской речевой культуры и теории текста ТГПУ;
4. Матецкой О.М., учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №36.
Результаты конкурса
I место – Семашко Ульяна Андреевна, гр.382
Кириченко Василина Николаевна, гр.382
II место – Мазенова Василина Сергеевна, гр.382
Седельникова Александра Леонидовна, гр.382
Байгулова Татьяна Алексеевна, Нехай Татьяна Андреевна,. гр.381,382
III место – Шмигалёва Елена Артёмовна, гр.382
Поздравляем победителей!
Сертификаты об участии в конкурсе получат:
Гормолысова Галина Геннадьевна, гр. 382
Клышова Кристина Евгеньевна, гр 381
Степанова Анастасия Валерьевна, гр. 381
Казанцева Елизавета Михайловна, гр. 381
Ранцева Юлия Константиновна, гр.381
Пипиекова Рада Валерьевна, гр. 382
Благодарности педагогам-наставникам, сопровождающим студентов на практике и в конкурсе, будут вручены:
Рябущенко Г.С., МАОУ гимназия №2 г. Асино Томской области
Подрезовой И.И., МАОУ СОШ №36 г. Томск
Кремень С.В., МАОУ лицей №7 г. Томск
Зозуля О.В., МАОУ лицей №7 г. Томск
Куденко Ю.Е., МАОУ «Лицей им. И.В. Авдзейко» Томского района
Крючковой Ю.А., МАОУ СОШ №36 г. Томск
Мячиной Н.Г., МАОУ гимназия №26 г. Томск
Нявро Р.И., ЧОУ «Лицей ТГУ»
Мельниковой М.А., МБОУ «Каргасокская СО школа-интернат №1»
Божко Н.В., МАОУ СОШ№5 г. Асино Томской области
Русаковой Э.В., МБОУ «СОШ №197 им. В. Маркелова» г. Северск
Рихтер Е.А., МАОУ «Заозёрная СОШ № 16» г. Томск
Благодарим всех участников: студентов-филологов 5 курса ИИФ, педагогов-наставников школ-партнёров, членов жюри за продуктивную работу!
Материал подготовлен
Безменовой Л.Р., доцентом кафедры русского языка ИФФ
29 ноября 2022
Подготовка учителя истории к уроку как тема научного осмысления и дискуссии
Аспирант ИФФ ТГПУ, заместитель директора по инновационной работе учитель истории и обществознания МАОУ гимназии 55 им. Е. Г. Вёрсткиной г. Томска, Дмитрий Попцов принял участие в масштабном научно-образовательном мероприятии - I Международном Педагогическом марафоне «Традиции и инновации управления образовательными системами», посвященном 150-летию Московского педагогического государственного университета. Дмитрий Попцов выступил 24 ноября в рамках Круглого стола «Научно-методическая работа в современной школе: фокус-группы, новеллы и трендвочеры» с докладом о новых форматах научно-методической работы учителя истории в образовательной организации.
Тема доклада молодого исследователя вполне соотносится не только с содержанием его диссертационного исследования («Технологизация процесса подготовки учителя истории к уроку как фактор повышения эффективности обучения»), которое осуществляется под руководством доктора исторических наук Олега Николаевича Мухина, но и с практической деятельностью - опытом научно-методической работы в Гимназии №55 города Томска.
Научное осмысление стратегии управления гимназией позволяет описать и совершенствовать технологии соуправления развитием гимназии, мотивационные условия развития учителей в рамках акмеологического подхода. Последнему направлению Дмитрий Попцов уделяет в своем докладе особое внимание, поскольку небезосновательно считает, что профессионализм учителя начинается с его личностной педагогической позиции, осознания им своих целей или даже миссии, которую он выполняет, чётко сформулированных профессиональных намерений и стремлений. По мнению исследователя, этим и обусловлена актуальность обновления классических форм методической работы, необходимости создания её новых, рефлексивных, фасилитационных форматов.
Доклад Дмитрия Попцова вызвал заинтересованное обсуждение участников Круглого стола, которые обсуждали предложенную ученым идею уровневой модели системы повышения профессионального развития (роста) педагога, центральным компонентом которой является адресная поддержка педагогов. Цель такой модели – оперативное реагирование на задачи развития педагогического коллектива, самое важное – отдельного педагога, которая позволяет эффективно решить профессиональные затруднения и проблемы учителей непосредственно на рабочем месте. Модель включает три уровня, в основе которых лежит согласованность государственных, общегимназических и личностных (учительских) целей по достижению высокого качества образования.
Реализация такой модели научно-методической поддержки педагога способствует решению инновационных задач развития образовательной организации и предполагает следующие направления деятельности образовательной организации.
1. Постоянный поиск и выбор оптимальной структуры методической работы.
2. Изучение мотивов творческой профессиональной деятельности и учет их в организации методической работы.
3. Постепенная индивидуализация в работе с кадрами, актуальность адресной поддержки.
4. Введение новых субъектов методической работы: временные творческие коллективы, проектные команды, педагогический коллектив как субъект методической работы.
5. Придание работе профессиональных объединений целевого характера по развитию профессиональных умений конкретных учителей.
6. Построение методической работы на диагностической основе, обратная связь.
7. Работа по развитию эмоционального интеллекта, культурного кругозора учителя, его функциональной грамотности как специально организованная деятельность.
По мнению Дмитрия Попцова, поддержанного комментариями участников Круглого стола, организация научно-методической работы в рамках именно этих направлений способствует развитию педагога как творческой личности, переключению его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск решений, превращению педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания личности учеников.
28 ноября 2022
С 10 по 13 ноября состоялся IX Международный научный форум молодых исследователей (преподавателей русского языка и перевода) “Языки. Культуры. Перевод”, организованный Высшей школой перевода МГУ и Российской академией образования. От ТГПУ участие в форуме приняли магистрантки группы 329М специализации “Русский как иностранный” Глушенкова Виктория Львовна (как слушатель) и Коломейцева Татьяна Сергеевна (с докладом).
Как на заказ, в середине ноября под Москвой стояла теплая осенняя погода, что придавало особое очарование форуму, проходившему практически на природе, в пансионате “Университетский” в деревне Волково недалеко от Звенигорода. Программа была насыщена лекциями, научными и развлекательными мероприятиями. По словам Виктории Львовны Глушенковой, “интересные встречи, мастер-классы и, конечно, возможность услышать корифеев науки подарили много впечатлений и новых идей”.
В первый день был организован трансфер от главного корпуса МГУ до пансионата, а также ужин и регистрация участников форума. Второй день выдался насыщенным выступлениями руководителей и преподавателей МГУ. С приветственным словом обратился директор Высшей школы перевода МГУ, профессор, академик Российской академии образования Николай Константинович Гарбовский. С докладом о неизвестном Пушкине выступила академик Российской академии образования Наталья Ивановна Михайлова. Далее состоялись мастер классы от преподавателей Высшей школы перевода МГУ, круглые столы и творческие мастерские.
Третий день оказался сначала посвящен пленарным докладам доцента МГУ Ирины Леонидовны Анастасьевой о вариативности смыслов в литературно-художественных произведениях, профессора МГУ Надежды Николаевны Мироновой – о лингвистическом ландшафте как объекте междисциплинарных исследований, профессора МГУ Ларисы Александровны Манерко – о понятии идентичности в мультикультурном аспеке, затем была организована лингвопереводческая игра (квест). Вторая половина дня отводилась под заседания научных секций: “Наука о переводе в глобальном мире”, “Вопросы межкультурной коммуникации”, “Традиции и инновации в современных концепциях обучения русскому языку как иностранному”, “Перевод как вектор научных знаний и культурных ценностей”, “Вопросы перевода художественной литературы”, “Вопросы лингвистики и межкультурной коммуникации” и “Актуальные вопросы лингводидактики”.
Магистрантка ТГПУ Татьяна Сергеевна Коломейцева сделала доклад “Преподавание русского языка как иностранного онлайн для китайских студентов: дидактический ресурс лексической темы “характер человека”” на секции “Актуальные вопросы лингводидактики”. Доклад сопровождался электронной презентацией, а слушателям для большего вовлечения были предложен специально разработанный авторский научно-популярный тест о характере человека в китайской философии Дао. Участники встретили доклад и тест с любопытством и одобрением. Коломейцева Татьяна Сергеевна отмечает атмосферу взаимоподдержки на секции и особенно благодарит модераторов Галину Михайловну Литвинову и Марию Владимировну Басову, а также студентку высшей школы перевода МГУ Ульяну Дмитриевну Соболеву. Также примечательно, что из всей насыщенной программы форума одногруппница Татьяны Сергеевны по магистратуре “Русский как иностранный” ТГПУ Виктория Львовна Глушенкова выбрала ее доклад и пришла послушать, несмотря на то, что личное знакомство наших студенток состоялось уже после доклада, ведь эта магистратура – дистанционная, и Виктория Львовна учится из Новокузнецка, а Татьяна Сергеевна – из Москвы. Вот так научные мероприятия объединяют и дают место проявлению взаимного интереса и профессиональной взаимопомощи нашим магистрантам.
Четвертый день был посвящен организационным вопросам, связанным с отъездом участников.
По итогам форума планируется публикация материалов. Аннотации докладов можно найти в печатной программе форума.
Фотографии предоставлены Викторией Львовной Глушенковой и Татьяной Сергеевной Коломейцевой.
21 ноября 2022
Программа Международного форума
21 ноября 2022
Сотрудники кафедры теории языка и методики обучения русскому языку приняли участие в Международной студенческой научной конференции «Русский язык в сфере деловой и межкультурной коммуникации», организованной и проведенной в Самарском государственном техническом университете. Профессор Лариса Ивановна Ермоленкина и доцент Иннеса Игоревна Бабенко выступили членами жюри в секции «Современная методика преподавания русского языка как родного и как иностранного». В секции были представлены доклады как реферативного характера, так и исследовательские проекты. Особый интерес слушателей и членов жюри вызвало представленное вне конкурса сообщение магистрантки 329М группы ТГПУ Коломейцевой Татьяны Сергеевны, рассказавшей о лигводидактическом потенциале представлений о характере человека в русской и китайской лингвокультурах. Участники секции заинтересовано обсуждали содержание доклада, задавали многочисленные вопросы и делились впечатлениями.
Стоит отметить яркие и необычные доклады студентов технических специальностей Санкт-Петербургского горного университета. Доклад Кивале Вилсона Исдори был посвящен культурологическим аспектам изучения РКИ студентами нефтегазового факультета, а сообщение Новикова Дмитрия Дмитриевича содержал наглядный материал (особенности оформления Санкт-Петербургского метрополитена) для преподавателей РКИ, обучающих иностранных студентов горного университета, на материале.
Победителем конкурса научных докладов стало исследование Серогодской Анастасии Алексеевны, представляющей Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Доклад был посвящен использованию речевых этикетных ситуаций извинения на занятиях по РКИ (на примере работы над рассказом Аси Петровой «Извини меня, дурак»).
Л. И. Ермоленкина и И.И. Бабенко отметили безусловную актуальность и практическую значимость выступления Орынбаевой Сандугаш Нурлановны, магистрантки Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Сандугаш Нурлановна рассказала о том, как реализуется коммуникативный подход в контексте обновленной программы школьного курса русского языка в Казахстане.
Виртуальный характер мероприятия не помешал участникам секции общаться и обсуждать актуальные проблемы функционирования русского языка в сфере деловой и межкультурной коммуникации.
Скриншот предоставлен Т.Коломейцевой.
12 ноября 2022
Круглый стол «ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ»
3 ноября 2022 г. состоялся круглый стол «Историческая реконструкция в образовательной среде: современные практики». Он проходил на базе музейной экспозиции, созданной при поддержке Фонда Президентских грантов (проект № 21-2-005440) в рамках проекта «Женский монастырь в Томске: погружение в реальность». Она расположена на месте, где с 1865 по 1920-е гг. в Томске находился женский Иоанно-Предтеченский монастырь, а ныне – Студгородок, а также храм. свт. Феодосия Черниговского.
Участникам круглого стола были продемонстрированы результаты работы коллектива проекта:
- 
музейная экспозиция, экскурсию по которой провела старший научный сотрудник Томского областного краеведческого музея им. М.Б.Шатилова;
 - 
виртуальная экскурсия с 3D-реконструкцией территории, храмов, других зданий бывшего монастыря.
 
Затем состоялся круглый стол, на котором выступили:
- 
руководитель проекта, священник Евгений Маслич, рассказавший о том, как создавалась историческая реконструкция обители;
 - 
старший научный сотрудник Томского областного краеведческого музея им. М.Б.Шатилова М.Г.Лоскутова, в докладе которой рассматривались методические особенности проведения религиоведческой экскурсии.
 
Затем участники круглого стола познакомились с другим форматом экскурсии по обители – с использование шлема виртуальной реальности.
7 ноября 2022
2 ноября 2022 г. в Научной библиотеке ТГПУ прошла секция II Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики»
На секции были представлены 9 докладов. Их темы – актуальные практики работы учителей истории, обществознания, основ религиозной культуры и светской этики.
О современных проблемах преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности в школе и системе среднего специального образования говорили учитель МАОУ СОШ № 49 Д.В.Добровольская и преподаватель Томского педагогического колледжа Н.П.Палагина. Театрализации и ее роли в учебном процессе был посвящен доклад учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №198, магистранта ТГПУ (г. Северск) А. Ю. Лобановой.
Особый интерес слушателей, включая студентов ИФФ, вызвали выступления:
• М.Г.Лоскутовой, старшего научного сотрудника Томского областного краеведческого музея, которая проанализировала роль нарратива в исторической реконструкции прошлого, существующие подходы к историческому источнику, которые может использовать учитель истории, а также рассказала о практике работы со школьниками Томского областного краеведческого музея;
• Р.Ю.Терекова, заместителя директора по научно-методической работе, учителя истории и обществознания и Т.Н.Боровик Татьяна заместителя директора по воспитательной работе МАОУ СОШ № 35, учитель обществознания «Сохранение исторической памяти на уроках истории и обществознания»; здесь были поставлены основные проблемы преподавания истории и обществознания в школе, формирования мотивации учеников, преодоления проблем, связанных с не всегда однозначным отношением к предмету;
• И.И.Арндта, учителя истории и обществознания МАОУ гимназии № 56 г. Томска, рассказавшего о способах формирования навыков научного поиска на уроках истории при помощи различных педагогических технологий;
• А.А. Смекалина, учителя истории и обществознания МАОУ гимназии № 56 г. Томска, доклад которого был посвящен способам формирования функциональной грамотности учеников при помощи настольных игр; Антон Алексеевич дал будущим учителям ряд практических советов по работе с детьми в этом направлении, поделился своим опытом.
Опыт представления педагогического опыта лучших учителей оказался очень востребовал студентами. Они активно задавали вопросы, высказывали мнения. И, конечно, такое сотрудничество школ и факультета планируется не только продолжать, но и расширять.
7 ноября 2022
Опыт реализации патриотического проекта «Карта Победы»
Работа круглого стола проходила в рамках реализации начатого в 2020 г. патриотического проекта историко-филологического факультета ТГПУ «Карта Победы», посвященного выявлению вклада тыловых территорий СССР в победу в Великой Отечественной войне. В очередной раз в презентациях и выступлениях были продемонстрированы итоги архивной работы по выявлению видов оборонной продукции, выпускаемой для фронта заводами «Сибкабель» (статьи Т. В. Галкиной «Обзор архивного фонда Томского завода резинотехнических изделий в годы Великой Отечественной войны» и Георгия Родикова и Дмитрия Романчева «Об ассортименте кабельной продукции томского завода «Сибкабель» в 1944 г.». Истории томских эвакогоспиталей были посвящены выступления Валентина Дудина и Сергея Аристархова «Проблемы работы медицинских учреждений в годы Великой Отечественной войны (на примере томского эвакогоспиталя №1229)» и «Проблемы функционирования томских эвакогоспиталей в 1942-1944 гг.». Интересную презентацию подготовила Дарья Домаренок, представив опыт классификации спичечных этикеток томской фабрики «Сибирь». Активность аудитории круглого стола является ярким показателем востребованности дальнейшего изучения этой проблематики.
7 ноября 2022
Вневременность и актуальность темы Регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений ХV Макариевские образовательные чтения: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека», - подтверждается пристальным вниманием профессионального педагогического сообщества, представителей общественных организаций к Чтениям, разнообразием форм мероприятий, тематики выступлений и высоким качеством содержания докладов.
Направление военно-патриотического воспитания подростков и молодёжи в рамках работы научно-практической конференции представлено серией мероприятий, среди которых и работа секции и круглый стол по кинопедагогики, представившие эффективные практики региона и транслируемые педагогическим профессиональным сообществом, а также панельная дискуссия для курсантов и юнармейцев региона.
03.11.2022 впервые в Томской области в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики» состоялась работа секции по военно-патриотическому воспитанию «Актуальные практики формирования образа защитника Отечества среди подростков и молодёжи». Цель работы секции определена, как: выявление и трансляция широкому профессиональному педагогическому сообществу эффективных практик военно-патриотического воспитания молодёжи с опорой на профильное наставничество. Направление работы секции востребовано, нашло отклик среди представителей различных институтов воспитания. Отметим, что работа секции реализована в рамках соглашения об объединении усилий сторон по военно-патриотическому воспитанию подростков и молодёжи Томской области: ТГПУ-ВУЦ при НИ ТГУ-ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» им.Героя Российской Федерации Пескового М.В. (подписанного 25 февраля 2022 года).
Инициатива организации работы секции поддержана Кравченко В.К., Сенатором Российской Федерации – представителем от Томской области, и.о. Секретаря Томского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Кавалером Ордена Красной Звезды, наставником ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус им.Героя Российской Федерации Пескового М.В., пристальное внимание уделяющего развитию института наставничества в регионе со стороны ветеранских общественных организаций. В напутственном слове Владимира Казимировича участникам работы секции были отражены основные задачи по оптимизации работы института наставничества со стороны ветеранов боевых действий, посвятивших свою жизнь служению Отечества, а в настоящее время принимающих активное участие в деле военно-патриотического воспитания подростков и молодёжи региона:
«2023 год объявлен Президентом Российской Федерации Путиным В.В. годом Учителя и Наставника, человека, который, как маяк, способен задать вектор развития современному поколению, предопределить наполнение системы ценностных координат. Уверен, что участники секции по военно-патриотическому воспитанию: учителя, представители общественных организаций, - разделяют со мной точку зрения, что Институт наставничества - это то звено, благодаря которому всегда славилась наша образовательная система. В отечественной традиции образование всегда несло и несет гораздо мощный заряд – обмен опытом, транслирование духовно-нравственных ценностей. Всё это возможно реализовать только через воспитательную функцию образования. А базовым институтом воспитания может быть только институт наставничества, в т.ч. со стороны ветеранов боевых действий, которые личным примером профессиональной деятельности на поприще служения Отечеству, сопряженной с ежесекундным морально-нравственным выбором и высокой степенью личной ответственности, своими реальными примерами поступков транслируют подросткам и молодёжи образ защитника Отечества, определяют вектор личностного и профессионального самоопределения, задают мощный стимул формирования системы ценностных координат с опорой на ценности культуры чести, мужества и человеческого достоинства… На новом уровне в регионе необходимо реализовывать военно-патриотическое воспитание, активно включая наставников в различные формы работы с подростками и молодёжью…».
Организаторами работы секции выступили: Чепурин И.В., начальник военного учебного центра при Национальном исследовательском Томском государственном университете, полковник; Насонов Д.Б., проректор по социальным вопросам Томского государственного педагогического университета; Джус К.Я., заместитель директора по воспитательной работе ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» им. Героя Российской Федерации Пескового М.В.
В рамках работы секции представлены два концептуальных доклада, отражающих научные аспекты проблематики военно-патриотического воспитания подростков и молодёжи: «Патриотизм – основа формирования и сохранения традиционных российских ценностей у подростков и молодёжи», докладчиком выступил ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации (г.Москва); «Развитие чувства ответственности у подростков в системе кадетского воспитания», докладчик – Миргород Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ, доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ 364 Фрунзенского р-на Санкт-Петербурга по программе «Спасатель МЧС» (кадетские классы) (г.Санкт-Петербург).
В рамках работы секции были представлены эффективные примеры профессионального опыта военно-патриотического воспитания образовательных учреждений (школы, школьные музеи, центры дополнительного образования, СПО, ВУЦ при НИ ТГУ, ТГПУ), государственных и общественных организаций («Ассоциация оборонно-спортивных клубов Томской области», «Юнармия», ТРО ООО РСВА, «Сыны Отечества», Томская областная государственная филармония, ТЮЗ, «Томская областная детско-юношеская библиотека», Региональная телекомпания ООО «Томское время», Красный Крест, Региональное отделение «Поисковое движение России» и мн.др), реализуемые с порой на профильное наставничество и событийную технологию. Всего представлено 25 докладов.
Тематика докладов разнообразна, имеет высокий практикоориентированный аспект, имеет научное обоснование в полной мере созвучна теме работы секции. Примеры тематики выступлений:
- Опыт военно-патриотического воспитания молодежи военного учебного центра при томском государственном университете;
- Воспитательный потенциал педагогического вуза: воспитать человека и педагога;
- Эко-система патриотического воспитания томской области;
- Формы военно-патриотического воспитания обучающихся на примере деятельности музея истории образования томского района;
- Программы томской филармонии в контексте патриотического воспитания молодёжи г. Томска;
- Потенциал формирования патриотического сознания подростков современных СМИ на примере проектов ООО «Томское время»;
- Профильное наставничество в системе патриотического воспитания подростков и молодёжи;
- Развитие юнармейского движения на территории Томской области;
- Проекты общественной организации «Сыны Отечества»;
- Опыт реализации проекта «Имя Героя школьному музею»;
- Работа с подростками и молодёжью по формированию практических навыков оказания доврачебной помощи пострадавшим;
- Растим патриотов: патриотический аспект в культурно-просветительской деятельности томской областной детско-юношеской библиотеки;
- Поисковая работа музея «Неизвестный солдат» в системе профессионального образования томской области;
- Патриотическое воспитание. Форматы взаимодействия ТЮЗ;
- Героико-патриотические проекты для подростков и молодёжи общественного движения ветеранов Афганистана: томичи в горячих точках;
- Патриотическое воспитание в рамках образовательных программ на уроках музыки и организация мероприятий патриотической направленности в общеобразовательном учреждении;
- Формирование образа защитника отечества среди кадет средствами интегративной технологии;
- Элементы патриотического воспитания подростков и молодёжи на примере занятий «Хореография»;
- «Разговоры о важном» в системе патриотического воспитания подростков и молодёжи;
- Интеграция русского рукопашного боя в систему школьного образования;
- Эффективность системы военно-патриотического воспитания кадет на примере ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» им.Героя Российской Федерации Пескового М.В.;
- Образ защитника Отечества в сознании современных подростков и молодёжи.
По итогам работы секции инициативная группа выработала предложения для дальнейшей работы по военно-патриотическому воспитанию подростков и молодёжи.
7 ноября 2022
Новости 191 - 200 из 1399
Начало | Пред. | 18 19 20 21 22 | След. | Конец
                
                                













