В середине декабря главный научный сотрудник, профессор кафедры русской литературы В.Е. Головчинер получила письмо-приглашение от профессора Анны Варда – директора Института русистики г. Лодзь (Польша) с предложением выступить с лекцией для студентов и сотрудников на тему «Драма как род литературы». 13 января группа студентов из 30 человек и 5 преподавателей в режиме онлайн слушали докладчика и заинтересованно задавали вопросы. Особый интерес вызвали процессы и тенденции в современном искусстве. Дискуссия продолжилась и на следующий день в переписке по Интернету.
Организаторы отметили интересные новые идеи и размышления, радовались тому, как активно подключились студенты к обсуждению обозначенных проблем, благодарили за лекцию и особенно за то, что В.Е. Головчинер поддержала идею такого рода сотрудничества.
20 января 2022
В декабре 2021 года в Московском государственном педагогическом университете состоялась VII всероссийская научная олимпиада «Золотые страницы отечественной методики». В олимпиаде приняли участие студенты историко-филологического факультета ТГПУ, а студентка 4 курса 381 группы Степанова Анастасия прошла все этапы конкурса (анализ методических разработок, эссе) и заняла почетное 3 место.
В финале конкурса Степанова Анастасия выступила на круглом столе с докладом «Изучение русской литературной классики в школе: поучительный опыт прошлого и современные подходы», представив свои разработки по изучению творчества Ф.М. Достоевского.
Олимпиада проходила в режиме онлайн, но это не помешало созданию приятной атмосферы для обмена опытом среди начинающих ученых со всей России. Участие в олимпиаде дает хорошую стартовую возможность для научной деятельности.
Поздравляем Анастасию и желаем новых успехов в учебе!
12 января 2022
Совместная деятельность студентов и школьников

Необычная педагогическая практика прошла для студентов в рамках спецсеминара «Актуальные вопросы преподавания русского языка», реализуемого специалистами кафедры теории языка и методики обучения русскому языку. Работу студентов со школьниками курировала доцент кафедры, кандидат педагогических наук Елена Николаевна Ковалевская.
«И сотрудники, и студенты, выполняющие курсовые работы на кафедре теории языка и методики обучения русскому языку, уже много лет включены в реализацию сетевого проекта «Взаимодействие вуза и школы». Особенно это важно для студентов, которые получают возможность сформировать ряд компетенций, значимых для решения профессиональных задач: приобрести навык коммуникации с участниками педагогического общения, попробовать силы в руководстве школьными проектами, окунуться в атмосферу современной школы с ее проблемами, задачами, ситуациями, еще раз утвердиться в правильности выбора будущей профессии, увидеть потенциальные лакуны в собственной предметной подготовке и наметить пути их устранения. Чем больше у студентов педагогического вуза будет подобных ситуаций, связанных с их пребыванием в школе, взаимодействием с учителями и учениками, тем эффективнее будет их профессиональная подготовка», – отмечает Анна Владимировна Курьянович, заведующая кафедрой.
Подготовка проектов со школьниками прошла в несколько этапов. Сначала студентам предстояло познакомиться со своими подопечными, определить круг их интересов и сформулировать проблему, решению которой будет посвящено исследование. Ученики интересовались разными темами: от профориентационной работы в школе и волонтерства до дискриминации, буллинга и проблемы борьбы поколений.
Затем было необходимо сформировать тему проекта и гипотезу, которую нужно было подтвердить или опровергнуть в своем проекте. Одни исследовали полезные свойства эпоксидной смолы, другие продумывали варианты помощи приюту для домашних животных. Для обоснования теоретической базы, на которую опирался проект, необходимо было создать реферативную часть, где формулировались цели и задачи проекта, методы, которые были использованы, обоснована актуальность исследования.
Одним из самых важных этапов работы стало создание продукта исследования и его апробация. Команды демонстрировали глубокую проработку вопросов и желание разобраться в актуальных проблемах современности. Так, например, Раздайбедина Вероника и Пузанова Александра под руководством Светланы Игольниковой исследовали проблему буллинга: девочек интересовало, как предупредить насилие в школе среди сверстников. Для этого они разработали буклет с подробной инструкцией о том, как не стать жертвой травли, как распознать буллинг в своем коллективе и как сделать так, чтобы никто не пострадал от необоснованной агрессии.
«Изначально дети хотели исследовать вопрос дискриминации. Но эта тема слишком «острая» в последнее время, поэтому мы решили выбрать то, что им ближе всего. Тема была преобразована в «Буллинг и способы его избежать». Девочки сами сталкивались с травлей, это часть их личного опыта, поэтому им было намного интереснее изучать и решать эту проблему», – рассказывает Светлана.
Парменова Полина и Баранова Полина при поддержке руководителя, студента 382 группы Ульяны Семашко исследовали пользу чтения и написания открыток. Тему проекта девочкам предложила сама Ульяна, поскольку ее курсовая работа связана с изучением надписей на открытках. В рамках организованного классного часа исследователи рассказали своим одноклассникам о том, какие открытки бывают, как они создаются и для чего. Результатом апробации стал выбор наилучшего формата открытки по мнению ребят.
Семиклассники Козлова Мария, Лаврентьева София и Губайдуллина Карина представили профориентационный проект. Ребятам были интересны вопросы профессиональной диагностики, поэтому студентка 381 группы Канова Алина предложила развернуть тему. Продуктом стал аккаунт в одной из самых популярных социальных сетей – TikTok. Контент составляли видеоролики с профориентационными опросами и кейс-заданиями, которые должны были помочь школьникам среднего звена в самореализации: понять, что им интересно, какие у них склонности и способности.
«Обычно такую работу в школах проводят со старшеклассниками, у нас такого еще не было. Поэтому мы решили сделать проект, который помог бы нашим одноклассникам и ребятам из параллели понять, какие профессии им интересны и к каким у них есть способности. При работе над проектом мы научились исследовать источники, формулировать цели и задачи, монтировать видео для нашего аккаунта и представлять свой проект на конференции», – делится София.
В результате необычной формы совместной работы с детьми студенты ИФФ смогли приобрести ряд важных компетенций, которые позже им пригодятся на преддипломной практике и, конечно, в педагогической деятельности, а школьники получили опыт в создании и реализации исследовательских проектов. После зимних каникул лучшие работы будут отмечены дипломами экспертной комиссии.
30 декабря 2021
Поздравляем Людмилу Михайловну Плетнёву с юбилеем!
Коллеги и ученики поздравляют с юбилеем профессора Людмилу Михайловну Плетнёву!
Замечательное поздравление в адрес юбеляра написала Ольга Беликова. С разрешения автора публикуем это поздравление.
23 декабря 2021
Поздравляем дипломанта конкурса просветительских проектов
Бабенко Иннеса Игоревна, лектор II Всероссийской просветительской онлайн-экспедиции "Моя страна - моя Россия", стала дипломантом конкурса онлайн-лекций, посвященных истории, культуре и национальным особенностям регионов Российской Федерации.
5 ноября режиссёр Центра досуга «Ариэль», лектор I Всероссийской просветительской онлайн-экспедиции «Моя страна – моя Россия» Елена Валерьевна Васильева и доцент ИФФ ТГПУ Иннеса Игоревна Бабенко провели виртуальный тур по туристическим местам Томского района и по новым этническим маршрутам региона – по Верхнекетскому району Томской области. Ведущие, представляя туристические возможности области, рассказали о культуре и языке кетов - коренной народности Сибири.
22 декабря 2021
14-16 декабря в г. Уфа в Башкирском государственном педагогическом университете состоялся Национальный педагогический форум, в рамках которого прошла Международная научно-практическая конференция «Духовный мир мусульманских народов» (XVI Акмуллинские чтения)».
По приглашению БГПУ на пленарном заседании форума выступила заведующая кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию ИФФ, доктор философских наук Сазонова Наталия Ивановна. Доклад был посвящен опыту ТГПУ по работе с религиозными конфессиями в рамках преподавания религиоведческих дисциплин и подготовки учителей по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики». В частности, речь шла об опыте взаимодействия с томской мусульманской общиной. Живой интерес собравшихся вызвала общая ситуация в религиоведческим образованием в городе, сам опыт, наработанный ТГПУ в течение более чем 10 лет работы с религиозными конфессиями. Проблемы замкнутости исламской конфессии, сложности взаимодействия с культурой современного общества, оказались созвучны проблемам, поднимаемым другими докладчиками, говорившими об исламском образовании, науке на современном этапе, о взаимодействии ислама с окружающей культурной средой. Планируется налаживание сотрудничества кафедры истории России и методики обучения истории и обществознанию с БГПУ, другими вузами в области методик духовно-нравственного воспитания.
Ссылка на пленарное заседание
17 декабря 2021
XII Международная научная конференция «Русская речевая культура и текст»
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Приглашаем вас принять участие в XII Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст», которая состоится онлайн 20-21 мая 2022 года в Томском государственном педагогическом университете.
К участию приглашаются: российские и зарубежные ученые, работники вузов, общеобразовательных и средних профессиональных учреждений, учителя, методисты, а также студенты, магистранты и аспиранты.
ПРОБЛЕМАТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
Предполагается работа секций по заявленной тематике в рамках следующих научных направлений:
1. Русская речевая культура в синхронии и диахронии.
2. Современные подходы к изучению текста и дискурса.
3. Дискурсивные практики языковых личностей разных типов в коммуникативно-когнитивных аспектах.
4. Русская языковая картина мира и ее отражение в текстовой деятельности.
5. Функционально-прагматические аспекты исследования текста и его единиц.
6. Актуальные проблемы медиакоммуникации.
7. Русская речь в межкультурном общении.
8. Методические аспекты обучения русской речевой культуре и текстовой деятельности в вузе и школе.
Заявки на участие в конференции принимаются до 20 декабря 2021г. в электронном или печатном виде по адресу: 634056, Томск, ул. К. Ильмера, 15/1, Томский государственный университет, историко-филологический факультет, кафедра русского языка, ауд. 221, Оргкомитет конференции, или по адресам: stylistiсa@tspu.ru; anastaschm@gmail.com; saven@mail.ru с пометой «Конференция-2022»). Тел. для справок: (3822) 31-12-47 (кафедра русского языка).
До начала конференции предполагается издание сборника научных статей и их размещение в РИНЦ. Статьи предоставляются авторами в электронном виде по адресу: stylistica@tspu.ru до 25 декабря 2021 года.
17 декабря 2021
11 декабря на ИФФ в формате онлайн прошла организованная кафедрой русского языка ИФФ в партнерстве с РЦРО и школой № 36 г. Томска III Региональная открытая сетевая конференция медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество». В ней участвовали школьники, студенты разных курсов, магистранты, учителя, методисты, преподаватели – всего более 80 человек из 11 образовательных учреждений: ИФФ ТГПУ, Института Детства и артпедагогики ТГПУ, ЛГУ им. А.С. Пушкина, МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных, № 14 им. А.Ф. Лебедева, № 23, 32, 36, 40, лицея № 8 им. Н.Н. Рукавишникова, Томского физико-технического лицея. О важности обучения проектной деятельности и культуре речевого общения в медиапространстве говорила в приветственном слове участникам конференции проректор по научной работе ТГПУ Полева Елена Александровна. Заведующая кафедрой русского языка Болотнова Нина Сергеевна подчеркнула связь освещаемых на конференции проблем с развитием медиалингвистики и медиаобразования, с медийным вектором в развитии основного научного направления кафедры, по которому защищены докторские и кандидатские диссертации. Зам. директора по научно-методической работе МАОУ СОШ № 36 Лилия Романовна Безменова, приветствуя участников конференции, отметила важность сотрудничества ТГПУ с образовательными учреждениями в рамках сетевого взаимодействия.

Сетевая конференция медиапроектов имела просветительский, обучающий и научно-практический характер. Представлению медиапроектов предшествовал доклад с элементами мастер класса проф. А.В. Болотнова об особенностях медиапроектов, их типах и методике подготовки, о специфике и организации проектной деятельности в медиакоммуникации.
После презентации медиапроектов их авторам было задано много вопросов, даны полезные советы и рекомендации. По мнению всех присутствующих, состоялся очень важный обмен мнениями по актуальным вопросам проектной деятельности, культуры медиаобщения и медиаобразования. Аудитория живо реагировала на каждый проект, активно задавала вопросы (было задано 62 вопроса!) и делилась впечатлениями в Общем чате. О творческой атмосфере можно судить по репликам участников:
Команда 32 школы: Спасибо за полезную информацию!
Казакова Светлана Юрьевна, 311 М: Очень интересная идея для проекта!
Новак Ульяна, Люберцева Ирина, 302 гр.: Очень красивый и интересный проект! Спасибо большое!
Смирнов Вадим, МАОУ СОШ № 36: Круто!
Кукурина Тамара, 372 гр.: Спасибо за интересные последние 3 доклада. На остальные попасть не удалось.
Птушкина Ирина Вячеславовна, 301 М: Спасибо за конференцию! Для меня как для руководителя участие было впервые! Буду обязательно продолжать участвовать в таких мероприятиях.
Хасмамедова Динара Илкиновна, 301 М: Спасибо организаторам мероприятия! Было приятно поучаствовать и познакомиться с разными медиапроектами!
Симагина Екатерина, МАОУ СОШ № 4: Спасибо большое за такое мероприятие! Было очень интересно послушать проекты других участников!
В рамках конференции был организован конкурс медиапроектов.

ИТОГИ КОНКУРСА в номинации «Студенты»
ДИПЛОМАМИ I степени награждены
-
команда проекта «Фехтование: спорт или жизнь?» по направлению «Жизнь и безопасность»:
Полыгалова Софья Алексеевна, Михайлова Александра Владимировна, Домарёнок Дарья Александровна, студ. 302 гр. историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета
Руководитель: Болотнов Алексей Владимирович
-
автор Хасмамедова Динара Илкиновна, магистрант гр. 301М историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета, за медиапроект «Онлайн библиотека своими руками» по направлению «Современное образование в России».
Руководитель: Болотнов Алексей Владимирович
ДИПЛОМАМИ II степени награждена
-
команда проекта «Филбук - твой гид по современной русской литературе» по направлению «Современное образование в России»:
Новак Ульяна Кирилловна, Панькова Александра Николаевна. Люберцева Ирина Алексеевна, Крючкова Кристина Александровна, Суханова Алина Евгеньевна, студенты 302 гр. историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета
Руководитель: Болотнов Алексей Владимирович
ДИПЛОМАМИ III степени награждены
• команда проекта «Гендерные стереотипы в рекламе: в поисках баланса» по направлению «Наука и общество»:
Рожкова Алиса Викторовна,
Клементьева Алина Владимировна,
Лысенкова Варвара Александровна,
Болтрик Юлия Михайловна,
Печенев Платон Сергеевич, студ. 1 курса филологического факультета 1 группы (направление “Реклама и связи с общественностью”) Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина
Руководитель: Максимова Софья Алексеевна
-
команда проекта
«Полезные инструменты для самоорганизации и визуализации» по направлению «Современное образование в России»:
Новак Ульяна Кирилловна,
Люберцева Ирина Алексеевна, студенты 302 гр. историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета
Руководитель: Болотнов Алексей Владимирович
-
автор Казанцева Елена Алексеевна, студ. 5 курса Института Детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета, за медиапроект «Художественно-эстетическое развитие школьников через изучение мультипликации» по направлению «Современное образование в России»
Руководитель: Морозова Наталья Викторовна
ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ
за успешную подготовку проекта в номинации «Наука и общество» награждена
-
команда проекта «Эмоциональность в социальной рекламе: хорошо или плохо?» по направлению «Наука и общество»:
Гладштейн Анастасия Дмитриевна,
Треничева Анастасия Юрьевна,
Рахимова Алина Акрамовна,
Балеевских Анастасия Владиславовна, студ. 1 курса филологического факультета 2 группы (направление “Реклама и связи с общественностью”) ЛГУ им. А. С. Пушкина.
Руководитель: Максимова Софья Алексеевна
БЛАГОДАРНОСТЬЮ
за успешное выступление с проектом награждена
-
автор Громова Арина Денисовна, студ. 2 курса филологического факультета Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, за медиапроект «Здоровый образ жизни» по направлению
«Жизнь и безопасность».
Руководитель: Крылова Елена Николаевна
______________________________________________
ИТОГИ КОНКУРСА в номинации «Школьники»
ДИПЛОМОМ I степени награждена
• команда проекта «Коллективные книги - польза для ума и фантазии» по направлению «Современное образование в России»:
Дёминова Елизавета,
Карпова Анастасия, обучающиеся 11а класса МАОУ СОШ № 36 г. Томска
Руководитель: Подрезова Ирина Ивановна
ДИПЛОМОМ II степени награждены
-
команда проекта «Томская область – история и современность»:
Кошмова Анна Евгеньевна, обучающаяся 10Б класса, МАОУ СОШ № 32 г. Томска
Петлин Максим Константинович, обучающийся 10Б класса, МАОУ СОШ № 32 г. Томска
Воднева Мария Сергеевна, обучающаяся 9Б класса, МАОУ СОШ № 32 г. Томска
Мелков Никита Андреевич, обучающийся 10Б класса, МАОУ СОШ № 32 г. Томска
Руководитель:
Швадленко Мария Константиновна
-
команда проекта «Язык интернета: правила общения в сети» по направлению «Язык и культура»:
Душкина Валерия,
Маркус Данил,
Эльман Мария,
Рубцова Мария,
Михеева Александра - обучающиеся 9 класса МАОУ лицея 8 им. Н.Н. Рукавишникова.
Руководитель проекта: Зарембо Юлия Сергеевна
-
автор Смирнов Вадим Максимович, обучающийся 5А класса МАОУ СОШ № 36 г. Томска, за медиапроект «Краткая история Томска» по направлению «Томская область – история и современность»
Руководитель проекта:
Морозова Наталья Викторовна
ДИПЛОМОМ III степени награждены
• команда проекта «Мультфильм “Приключения Алисы в Стране литературных героев: 1 серия”» по направлению «Современное образование в России»:
Кроль Кристина, обучающаяся 9Б класса,
Коновалова Виолетта, Соколова Наталья, обучающиеся 7Б класса,
Руководители: Подрезова Ирина Ивановна, Соколова Лариса Юрьевна.
• команда проекта «Qr-квест «Здоровье в квадрате» по направлению «Жизнь и безопасность»:
Глазырина Ольга,
Харитонова Кристина,
Тавлович Алина,
Светлик Елизавета,
Баландина Мария, обучающиеся 9Г класса МАОУ СОШ № 40.
Руководитель: Каширин Антон Анатольевич
• автор Китрис Елизавета Сергеевна, обучающаяся 11А класса МАОУ СОШ № 23 г. за проект «Томская область – история и современность. Томск и космонавтика»
Руководитель: Трубников Алексей Валентинович
ПОЧЕТНЫМИ ГРАМОТАМИ
за успешную подготовку медиапроектов награждены
• команда проекта «#мамепосвящаю…» по направлению «Язык и культура»:
Яковлева Вероника Александровна,
Козлов Антон Сергеевич,
Пупышева Маргарита Сергеевна?
Руководитель: Осотова Анастасия Владимировна
• команда проекта «Я разный: творческий портрет молодежи 70-х» по направлению «Язык и культура»:
Звягинцева Виктория,
Романова Юлия, обучающиеся 11а класса МАОУ СОШ № 36 г. Томска,
Руководители: Подрезова Ирина Ивановна,
Соколова Лариса Юрьевна
• автор Марицкий Глеб Николаевич, обучающийся 5А класса МАОУ СОШ 14 имени А.Ф. Лебедева г. Томска, за проект «Культура речевого этикета в сети Интернет» по направлению «Язык и культура»
Руководитель: Птушкина Ирина Вячеславовна
БЛАГОДАРНОСТЬЮ
за успешное выступление с медиапроектами награждены
• автор Симагина Екатерина Денисовна, обучающаяся 10В класса МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных за проект «Реставрация памятников деревянного зодчества в г. Томске» по направлению «Томская область – история и современность».
Руководитель: Коршунова Елена Михайловна
-
команда проекта обучающихся 6В класса Томского физико-технического лицея за проект «Инструкция для президента класса» по направлению «Современное образование в России»
Руководитель: Извекова Юлия Борисовна
-
команда проекта «Школьники на страже здоровья». Школьные новости. Вып.2. по направлению «Жизнь и безопасность»:
Добрынина Дарья Алексеевна, обучающаяся 9Б класса МАОУ СОШ №23 г. Томск
Баранова Вера Константиновна, обучающаяся 9В класса МАОУ СОШ №23 г. Томск
Руководитель: Трубников Алексей Валентинович
БЛАГОДАРНОСТЯМИ награждены руководители проектов. Каждый участник получит СЕРТИФИКАТ.
Впереди новая IV Открытая сетевая конференция медиапроектов, которая состоится в 2022 году. Будем рады новым участникам!
Оргкомитет
13 декабря 2021
Уважаемые педагоги, школьники и студенты! Приглашаем Вас принять участие в работе III Региональной открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество»!
8 декабря 2021
Издана коллективная монография «Учебник как модель мира и общества: коллективная монография / под ред. Т. В. Артемьевой, М. И. Микешина. — СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; Издательство «Политехника Сервис», 2021. 446 с.
В Предисловии к изданию отмечено: «Учебно-дидактическая литература редко становится объектом специального интереса историков философии и культуры, а также филологов, однако воспроизводство культуры тесно связано с процессом образования, не только с его структурно-организационной, но и с содержательной стороной, которая, в свою очередь отражает, хотя и не всегда явно, особенности мышления эпохи. Учебник является особым феноменом, обладающий специфическими функциями. Содержательная сторона учебника, его поле информационно-дидактической рефлексии является наиболее хорошо «заученной» частью духовно-информационного поля. Данная коллективная монография исследует аспекты мировоззренческих моделей, представленных в различных учебниках».
В издание в качестве раздела включена статья д.ф.н., заведующей кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку А.В. Курьянович и аспиранта кафедры Е.А. Серебренниковой «К вопросу о миромоделирующей функции метафоры в заголовках учебных текстов по русскому языку как иностранному». Учебные тексты по русскому языку как иностранному определяются авторами как источник формирования вторичной картины мира инофона. Исследование метафор, функционирующих в заголовках этих текстов, позволяет получить ряд интересных выводов, имеющих теоретическую и прикладную значимость для лингводидактики, теории и практики преподавания русского языка как иностранного, когнитивной науки, лингвокультурологии.
29 ноября 2021
Новости 231 - 240 из 1399
Начало | Пред. | 22 23 24 25 26 | След. | Конец














