В издательстве Томского государственного архитектурно-строительного университета опубликована коллективная монография «Развитие языковой образовательной среды современного вуза».
Монография посвящена исследованию проблем и перспектив развития языковой образовательной среды современного вуза. Авторы рассматривают как общие подходы к ее формированию, так и различные элементы содержания и технологии, оказывающие на нее значительное влияние. Результаты исследования представлены в виде алгоритмов формирования языковой образовательной среды дисциплины «Иностранный язык» и работы с профессиональной лексикой в процессе ее реализации; рекомендаций использования веб-приложений; описания конкретных умений и навыков продуктивного процесса иноязычной профессиональной подготовки бакалавров технического вуза; описания возможностей использования корпусных данных в рамках изучения русского языка как иностранного; анализа результатов дистанционного обучения русскому языку как иностранному
В числе авторов монографии ‒ сотрудники кафедры теории языка и методики обучения русскому языку д.ф.н., зав. кафедрой А.В. Курьянович и к.ф.н., преподаватель Муданьцзянского педагогического университета С. Ван. Исследователями написана глава «Использование корпусных данных при обучении РКИ в русле лингвокультурологического подхода». Ученые отмечают, что в практико-ориентированной лингводидактике сегодня востребована методика обучения иностранному языку (в данном случае ‒ русскому) на основании двух подходов, результирующий педагогический эффект которых определяется их взаимообусловленностью и многофункциональностью, а именно ‒ использованием данных и наработок в области корпусной лингвистики и лингвокультурологии. В главе рассматривается методический ресурс корпусных источников (корпусных данных национальных языков, а также учебных корпусных материалов) в ракурсе теории языка, сопоставительного языкознания, кросс-культурного анализа, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации. Исследуется влияние корпусных данных на развитие мотивации и компетентностной базы обучающихся. Содержание главы отражает научное направление кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ‒ преподавание русского языка как родного, неродного и иностранного на основе лингвокультурологического и лингвоконцептологического подходов.
19 ноября 2021
Уважаемые педагоги, школьники и студенты! Приглашаем Вас принять участие в работе III Региональной открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество»! Информационное письмо.
Конференция проводится кафедрой русского языка ИФФ ТГПУ совместно с РЦРО и МАОУ СОШ № 36 г. Томска 11 декабря 2021 г. в Томском государственном педагогическом университете в формате онлайн на платформе ВВВ ТГПУ. Ссылки для участников в связи с проведением конференции онлайн и время проведения будут указаны в информационном письме № 2. Предполагается работа секций школьников и студентов по представленной в заявках тематике.
Заявки студентов для участия в III Региональной открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» принимаются по e-mail: stylistica@tspu.edu.ru до 1 декабря 2021 г. с пометой «III Сетевая конференция -2021»; заявки школьников – по e-mail: Bezmenova0101@mail.ru до 1 декабря 2021 г.
Конкурсные материалы (медиапроекты) студентов размещаются до 5 декабря 2020 г. на видеохостинге Youtube. Ссылки на размещенные медиапроекты студентов необходимо прислать по электронному адресу stylistica@tspu.ru (в названии файла нужно указать ФИО автора и образовательное учреждение); материалы школьников – с указанием ссылки на размещенные на видеохостинге Youtube медиапроекты присылаются по e-mail: Bezmenova0101@mail.ru до 5 декабря 2021 г. (в названии файла нужно указать ФИО автора и образовательное учреждение).
Контактная информация: тел.: 8(3822)75-19-30 (для студентов); тел: 60-99-65 (доп. 105) МАОУ СОШ № 36 (для школьников).
Образец заявки:
|
№ |
ФИО участника, контактный телефон |
Группа, класс, школа, вуз |
Тема медиапроекта |
ФИО руководителя (педагога), контактный телефон |
К участию в III Региональной открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» приглашаются обучающиеся 5-11-х классов и студенты 1-5 курсов вузов.
Для участия в конкурсе на лучший медиапроект по 2-м номинациям среди школьников и студентов в рамках III Региональной открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» от 1-го учреждения образования может быть представлено до 3-х медиапроектов.
Количество участников III Региональной открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» от 1-го образовательного учреждения не ограничивается.
Тематика медиапроектов включает следующие направления:
• Томская область – история и современность.
• Современное образование в России.
• Наука и общество.
• Язык и культура.
• Жизнь и безопасность.
Критерии конкурсной оценки публичного представления медиапроектов участниками III Региональной открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» включают:
-
соответствие заявленной теме;
-
актуальность и новизна содержания;
-
логичность, аргументированность;
-
отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации
-
выразительность;
-
сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
-
соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста оригинальность, эффекты;
-
привлекательность, оригинальность;
-
использование единого стиля оформления;
-
представление мультимедийной презентации медиапроекта с методическим сопровождением и приложениями одним заархивированным файлом.
Медиапроект должен включать в себя следующие блоки:
1) автор (ы), название;
2) полное название учебного заведения, город;
3) обоснование актуальности;
4) новизна;
5) цели и задачи;
6) содержание проекта c обоснованием целесообразности решения проблемы конкретными предлагаемыми авторами методами;
7) предполагаемая эффективность;
8) планируемые конечные результаты, перспективы развития проекта;
9) используемые источники информации.
Авторы лучших медиапроектов, представленных на конкурс в рамках III Региональной открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество», а также преподаватели, педагоги, подготовившие победителей и призёров, награждаются сертификатами, грамотами и дипломами.
Участие в III Региональной открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» бесплатное.
С уважением, Оргкомитет
17 ноября 2021
Литературные опыты китайских магистрантов
Уже пятый год подряд магистранты Историко-филологического факультета (направление подготовки: «Русский язык как иностранный») принимают участие в Международном фестивале-конкурсе детского и молодёжного литературного творчества «Устами детей говорит Мир», представляя на нем художественные переводы стихотворений китайских авторов.
Свои работы на конкурс представили 3 магистранта 391М группы, они вошли в число более чем 500 участников из 9 стран мира, достойно представив наш факультет, продемонстрировав высокий уровень владения русским языком.
Традиционно фестиваль – это не только представление своих литературных опытов, но и возможность обсуждения творческих моментов с поэтами и критиками, с ровесниками. Конкурс – это состязание, сопряженное с процессом творческого обучения, что, несомненно, позволяет нашим иностранным магистрантам даже находясь далеко от учебных аудиторий постигать сложности и красоты русского языка, открывать для себя новые границы русского языка, осваивать особенности языковой картины мира.
В этом году фестиваль-конкурс проходил в онлайн-формате, выполненные ребятами переводы обсуждались в лабораториях, в работе которых был и обмен мнениями, идеями, возникали дискуссии и споры, звучали критический анализ и похвала.
Закрытие фестиваля-конкурса состоялось 28 октября 2021 года. Все наши магистранты были отмечены жюри, став победителями и дипломантами фестиваля-конкурса. Так, Сунь Фэн занял III место в общем конкурсе работ, а Го Мяомяо и Ню Ню стали дипломантами в номинации «Мосты дружбы».
Мы поздравляем наших ребят и благодарим Томскую областную детско-юношескую библиотеку в лице директора Валентины Петровны Разумновой за сотрудничество.
8 ноября 2021
ОСЕННИЕ НАУЧНЫЕ ВСТРЕЧИ СОТРУДНИКОВ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА ТГПУ
Вопреки сложной ситуации с коронавирусной инфекцией, научная жизнь на ИФФ продолжается. В общий научный контекст факультета включены и сотрудники кафедры русского языка.
17-19 сентября в Белгороде состоялась V МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЯЗЫКОВЫЕ ОБРАЗЫ: ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЕ СИМВОЛЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДУХОВНОСТИ», посвященная 75-летию Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора филологических наук, профессора НИКОЛАЯ ФЁДОРОВИЧА АЛЕФИРЕНКО. Н.С. Болотновой был представлен доклад на тему «СЛОВО – ОБРАЗ – КОНЦЕПТ В СОВРЕМЕННОЙ СТИЛИСТИКЕ», посвященный анализу различных аспектов исследования слова, образа и концепта в лингвокультурологии и современных направлениях стилистики и перспективам дальнейшей разработки проблемы в рамках современной когнитивно-дискурсивной парадигмы.
27 сентября в Удмурском государственном университете (г. Ижевск) прошла V МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКАЯ РЕЧЬ В XXI ВЕКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» в рамках МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО ФОРУМА «СОВРЕМЕННЫЕ ЯЗЫКИ В ДИНАМИКЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ». В работе секции «Преподавание русского языка как родного и как иностранного» приняла участие магистрант кафедры русского языка 301М группы Зарембо Юлия Сергеевна (науч. рук. Болотнова Н.С.). Доклад был посвящен теме «ОБУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)».
28 сентября на кафедре русского языка ТГПУ состоялся научный методологический семинар «НОВОЕ В ЛЕКСИКОГРАФИИ» с участием преподавателей кафедры, аспирантов и магистрантов. С докладом о результатах международного симпозиума «ЛЕКСИКОГРАФИЯ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ», который был организован и проведен онлайн 24-25 сентября НИ ТГУ при участии Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина, Института русского языка им. В.В. Виноградова, РОПРЯЛ, выступила профессор Болотнова Н.С., которая рассказала о масштабном форуме, его тематике, участниках и работе 9 секций с участием ведущих ученых страны и зарубежья. Особенно подробно были освещены доклады, прозвучавшие на секции «Словарь как источник фундаментальных и прикладных исследований», которой руководили Н.С. Болотнова и профессор О.А. Анищенко (Казахстан). Н.С. Болотнова на симпозиуме выступила с докладом «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СЛОВАРЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ», в котором была представлена методика исследования, отражающая одно из направлений коммуникативной стилистики текста, разрабатываемой на кафедре русского языка ТГПУ.
27-28 октября в Новокузнецке состоялась XIII Международная научно-практическая конференция «ТВОРЧЕСТВО Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО: ПРОБЛЕМЫ, ЖАНРЫ,ИНТЕРПРЕТАЦИИ», посвящённая 200-летию Ф.М. Достоевского. С докладом «КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОППОЗИЦИИ НАРОД-ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ в «ДНЕВНИКЕ ПИСАТЕЛЯ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО» выступила доцент кафедры русского языка С.М. Карпенко. Аспирантом кафедры русского языка М.В. Бондаревым на конференции был представлен доклад «КАК ЧИТАТЬ ДОСТОЕВСКОГО».
В декабре 2021 г. кафедра планирует проведение III Открытой сетевой конференции медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество», а в мае 2022 г. – XII Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст». Приглашаем к участию!
5 ноября 2021
ИНТЕРЕСНО ЛИ РАБОТАТЬ В ШКОЛЕ (дебаты в базовой школе № 36 кафедры русского языка)
30 октября в МАОУ СОШ №36 прошли дебаты, организованные Безменовой Л.А., к.п.н., доцентом кафедры русского языка. Молодые учителя школы и студенты 5 курса историко-филологического факультета (371 и 372 группы) и Института Детства (гр.1072) ТГПУ, которые в течение первой четверти проходили производственную практику в данном образовательном учреждении, участвовали в формате «Дебаты 2.0». Темы дебатов были следующие: «Дисциплина на уроке — это пережиток традиционной школы?» и «Молодому специалисту необходимо создавать особые условия для работы?». Предложенные темы были актуальны и для учителей, педагогический стаж которых 1-2 года, и для студентов, которые, пройдя практику, не понаслышке знают, как важно владеть разными и эффективными приёмами организации образовательного пространства урока. А взаимодействие с опытными учителями — это не столько «делай как я», сколько «обсуждаем». «понимаем» и «пробуем». Обсуждение, состоявшееся после турнира, суждения и примеры, прозвучавшие от участников дебатов, наставников, которые тоже пришли поддержать своих воспитанников, ещё раз доказали: в школе работать настолько интересно, насколько ты сам этого хочешь!
5 ноября 2021
- митрополит Томский и Асиновский Ростислав
- епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан
- Роман Александрович Соколов, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России с древнейших времен до начала XIX в., директор института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.
- Даниил Евгеньевич Крапчунов, исполняющий обязанности директора Гуманитарного института Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого
27 октября 2021
Осень ‒ традиционное время для проведения научных мероприятий. Сентябрь и октябрь в этом году оказались особенно насыщенными: наконец-то состоялись конференции, перенесенные на эту осень с прошлого года по причине пандемии, а также в полном соответствии с продолжающимися санитарными ограничениями были проведены научные встречи, изначально запланированные на это время.
Сотрудники кафедры теории языка и методики обучения русскому языку всегда активно откликаются на предложения поучаствовать в работе международных научных конференций и поделиться с коллегами-филологами своими наработками в области теории языка, исследований по когнитивистике и лингвокультурологии, методологии дискурсивного, концептологического и кросс-культурного анализа.
24-25 сентября в НИТГУ при участии Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина, Института русского языка им. В.В. Виноградова, под эгидой РОПРЯЛ состоялся международный симпозиум «Лексикография цифровой эпохи». В мероприятии приняли участие д.ф.н., заведующая кафедрой А.В. Курьянович и к.ф.н., преподаватель Муданьцзянского педагогического университета (КНР) С. Ван, выступив с докладом «Роль специализированного словаря в интерпретационной деятельности вторичной языковой личности».
18-19 октября в НИТГУ при партнерстве с международным историческим журналом «Русин» проводилась международная научная конференция «Славянские языки в условиях современных вызовов». С докладом на тему «Сравнительно-лингвокультурологический анализ фразеологизмов тематической группы «человек» (на материале русского, чешского, украинского и польского языков)» выступили д.ф.н., заведующая кафедрой А.В. Курьянович и к.ф.н., доцент Л.В. Дубина.
20-21 октября в Российском университете дружбы народов (Москва) при участии Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций Национального центра научных исследований (Франция), Национального университета дистанционного образования (Испания), Катанийского университета (Италия), Казахского национального университета имени аль-Фараби (Казахстан), Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Института лингвистических исследований РАН, Казанского федерального университета, Томского государственного университета, Южного федерального университета состоялась Международная научно-практическая конференция «V Фирсовские чтения: Современные языки, коммуникация и миграция в условиях глобализации». На ней прозвучал доклад аспиранта Е.А. Серебренниковой «Концептосфера русского учебно-языковедческого текста: к постановке проблемы».
21-22 октября в Новосибирском государственном педагогическом университете состоялись ежегодные международные Филологические чтения «Интерпретационный потенциал языковой системы и творческая активность говорящего: функциональная семантика оценки», в которых традиционно приняла участие д.ф.н., заведующая кафедрой А.В. Курьянович. В соавторстве с аспирантом Е.А. Серебренниковой было представлено выступление на тему: «Аксиосфера учебного языковедческого дискурса (на материале заголовков учебных текстов по русскому языку как иностранному)».
Участие в научных конференциях ‒ полезный опыт, возможность обменяться научной информацией, апробировать результаты исследований, ощутить радость дружеского общения в кругу коллег! Впереди новые встречи, новые научные открытия!
23 октября 2021
Новые научные издания сотрудников кафедры теории языка и методики обучения русскому языку
Научные интересы сотрудников кафедры теории языка и методики обучения русскому языку, связанные с изучением современного русского языка и русской картины мира с позиций культурологического и концептологического подходов, нашли достойный способ быть представленными широкой научной общественности. Опубликованы научная монография и специализированный словарь, посвященные проблеме изучения единиц русского жаргона. Авторы ‒ А.В. Курьянович, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку (ТГПУ), и С. Ван, кандидат филологических наук, преподаватель Муданьцзянского педагогического университета (Китай).
Монография «Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью» посвящена лингвоконцептологическому описанию единиц современного русского молодежного жаргона с позиции осмысления носителем иностранного языка. В исследовании анализируются ключевые свойства жаргонных единиц ‒ полифункциональность и полистатусность; обосновывается их лингвокогнитивный и лингвокультурологический ресурс; описываются этапы и уровни интерпретационной деятельности иностранца в отношении жаргонных единиц; представляется разработанная авторами методика интерпретации единиц русского молодежного жаргона вторичной языковой личностью посредством моделирования; реконструируется фрагмент вторичной картины мира, отраженный в русском молодежном жаргоне.
«Словарь слов и выражений русского молодежного жаргона (в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью)» представляет 2-х томное специализированное издание, материалом которого выступает результат рецепции иностранца в отношении внелитературных единиц русского языка. Особенно интересны представленные в словаре случаи интерпретации значения русских жаргонных единиц носителем китайского языка, отличные от тех, которые закреплены в языковом сознании исконных языковых личностей. Объем словника ‒ 1792 единицы.
Книги адресованы специалистам по лексикографии, лингвистической концептологии, лингвокультурологии, лингвострановедению, семантике, лингвистической прагматике, теории и практике преподавания русского языка как иностранного; студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.
1 октября 2021
Публичная лекция профессора ТГПУ В.Е. Головчинер, посвящённая 125-летию Е.Л.Шварца
23 сентября 2021
Поздравляем доктора филологических наук Анну Владимировну Курьянович с юбилеем! Желаем творческого настроения, профессиональных побед и семейного благополучия.
20 сентября 2021
Новости 241 - 250 из 1399
Начало | Пред. | 23 24 25 26 27 | След. | Конец














