Кафедра теории языка и методики обучения русскому языку
Заведующая кафедрой: Курьянович Анна Владимировна
Адрес: 634057, г. Томск, ул. Карла Ильмера, д. 15/1, каб. 215
Телефон: (382-2) 31-12-47. Телефон внутренней связи: 3119
E-Mail: anna.kurjanowitch@yandex.ru, kurjanovich.anna@rambler.ru
Состав кафедры [ + по данным базы персонала ]
Аспиранты кафедры теории языка и методики обучения русскому языку
Областью профессиональной деятельности выпускников кафедры является обучение бакалавров и магистрантов фундаментальным основам лингвистики, методике обучения русскому языку как родному, неродному и иностранному в контексте действующих образовательных стандартов, лингвокультурологическому и дискурсивному анализу языка и речи, основам теории и практики межкультурной коммуникации.
Позиционирование выпускников. Выпускники кафедры обладают всеми навыками для ведения научной и преподавательской работы, могут работать специалистами в учреждениях системы общего и профессионального образования, в издательских и рекламных центрах. Областями трудоустройства выпускников являются государственные и муниципальные образовательные организации, международные образовательные и культурные центры.
По окончании университета выпускники могут заниматься научно-исследовательской деятельностью в области актуальных направлений лингвистики (как фундаментальной, так и прикладной), теории текста и дискурса, методики обучения русскому языку, как родному, так и неродному, и иностранному. Желающим предлагается обучение в магистратуре по профилям подготовки «Методические системы в предметном обучении» и «Русский язык как иностранный». Осуществляется набор аспирантов по профилям подготовки «Русский язык. Языки народов России» и «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе, уровни общего и профессионального образования)».
Особенности научной, экспериментальной деятельности кафедры
Преподаватели, магистранты и аспиранты кафедры ведут активную научно-исследовательскую работу по актуальным направлениям современного языкознания: когнитивной и концептуальной лингвистике, дискурс-анализу, лингвокультурологии, методике преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного. Методическое направление научного развития кафедры отражают интересы преподавателей и аспирантов в области инновационных технологий, используемых в рамках реализации компетентностного подхода в общеобразовательной школе. Итогом работы становятся научно-практические конференции, организуемые, в том числе, на экспериментальной площадке сетевого взаимодействия «вуз-школа» (МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева), публикации сборников научных трудов и методических пособий преподавателей кафедры («Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы», «Проектная деятельность педагогов в условиях инклюзивного (включенного) обучения. Цели, содержание, форма деятельности»).
Направления научной деятельности.
Основные результаты научной деятельности.
Международная деятельность кафедры
Кафедра обучает русскому языку студентов из Китая, Японии, Монголии, стран СНГ, проводит ежегодные Школы русского языка и культуры для иностранных слушателей.
Отчёт о результатах международной деятельности (2024).
Направления деятельности кафедры по подготовке школьников к поступлению в вуз
Кафедра активно участвует в подготовке и проведении регулярных мероприятий в рамках работы Педагогических классов для школьников г. Томска, г. Северска и области; региональной компетентностной игры по русскому языку среди старшеклассников (совместно с лицеем при ТПУ и городским Департаментом общего образования); ежегодной международной конференции «Наши духовные ценности». Сотрудниками кафедры проводятся курсы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.