Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Курьянович Анна Владимировна

Должность: заведующая кафедрой

Ученая степень: доктор филологических наук

Ученое звание: доцент

Общий стаж работы / стаж работы по специальности:  31 год / 31 год

Образование:

1988‒1993 – обучение на филологическом факультете Томского государственного университета

1993 ‒ начало педагогической деятельности в Томском государственном педагогическом университете

2001 – защита кандидатской диссертации «Коммуникативные аспекты слова в эпистолярном дискурсе М.И. Цветаевой» (научный руководитель – проф. Н.С. Болотнова)

2001-2006 – работа в Томской лаборатории судебных экспертиз в должности эксперта-лингвиста в области спорных вопросов, касающихся судебного разбирательства дел по защите чести, достоинства и деловой репутации

2008 – присвоение ученого звания доцента по кафедре современного русского языка и стилистики

2013 – защита докторской диссертации «Динамика жанрово-стилистических особенностей русского эпистолярного дискурса носителей элитарного типа речевой культуры (XX – начало XXI вв.)» (научный консультант – проф. Н.С. Болотнова)

С 2014 по настоящее время ‒ работает в должности заведующего кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку

Преподаваемые дисциплины и руководство практикой:

 направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература, 331/332, 321/322, 311/312, 301/302, 3801РЯ, 3901РЯ, 301РЯ группы:

Основы лингво-правовой культуры в современном обществе

Производственная преддипломная практика

Руководство курсовой работой по дисциплине  «Спецсеминар по методике обучения русскому языку и литературе»

Руководство выпускной квалификационной работой (бакалаврской работой)

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

− направление подготовки 44.04.01. Педагогическое образование, профиль Русский язык как иностранный, 339М, 349М группы:

Руководство научным содержанием магистерской программы

Производственная преддипломная практика

Учебная практика (научно-исследовательская работа) 

Руководство выпускной квалификационной работой (магистерской диссертацией)

‒ аспирантура по научным специальностям 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровни общего и профессионального образования) (педагогические науки) и 5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки)

Научное руководство аспирантом

Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно- исследовательская)

Научно-исследовательская деятельность

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации)  на соискание ученой степени кандидата наук

Повышение квалификации:

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 13.4-17-08 от 22.11.2008, Инновационные технологии и новые направления в сфере преподавания филологических наук, 72 часа, ГОУ ВПО «Томский государственный университет»;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 2228 от 25.12.2009, Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя ВУЗ», 72 часа, Государственная академия инновация, г. Москва;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 84 от 31.10.2012, Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя вуза, 72 часа, ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»;

‒ Диплом о профессиональной переподготовке ПП-З № 039584 от 20.06.2013, по программе "Менеджмент социальной сферы, менеджер социальной сферы", 502 часа Российский государственный социальный университет, Москва;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702400287893 от 14.01.2016, Возможности современных образовательных технологий для гуманитарных дисциплин: русский язык и литература, 108 часов ФГБОУ ВПО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702403048332 от 08.02.2016, Методика проектирования и реализации учебных занятий на основе дистанционных технологий, 72 часа ФГБОУ ВПО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702408053968 от 10.01.2018 Специфика применения современных образовательных технологий в области гуманитарных дисциплин в ВУЗе (русский язык и литература), 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702405761361 от 08.02.2018, Противодействие коррупции, 40 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702405761431 от 16.02.2018, Обучение оказанию первой помощи, 16 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 743200002234 от 31.05.2018, Лингвистическая дискурсология, 24 часа ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет", г. Челябинск;

‒ Удостоверение повышения квалификации № 702408202265 от 02.11.2018 Проектирование и реализация образовательной деятельности в области филологических дисциплин при переходе на ФГОС ВО 3++, 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 702408053290 от 09.04.2019, Возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды ВУЗа, 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 770400266148 от 30.12.2020, Особенности обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе и в условиях билингвального образования, 72 часа, ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина», г. Москва;

‒ Удостоверение о повышении квалификации № 782400055119, Инновационные и цифровые технологии в образовании, 19.08-20.09.2021, 72 часа, Санкт-Петербургский университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург;

‒ Удостоверение № 782400055119, Инновационные и цифровые технологии в образовании, 72 часа, 19.08-20.09.2021, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург;

‒ Удостоверение 782414147375 от 06.12.2021, Управление персоналом, 72 часа, 22.11-03.12.2021, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет агрокосмического приборостроения»;

‒ Удостоверение 782414146758 от 20.12.2021, Основы андрагогики: модели и технологии обучения взрослых, 16 часов, 06.12-09.12.2021, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет агрокосмического приборостроения»;

‒ Удостоверение 423102075847 от 25.10.2022, Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, литературоведения и лингводидактики: исследовательский и методический аспекты, 144 часа, 22.09.22‒25.10.22, Кемеровский государственный университет;

‒ Удостоверение 700800152198 от 06.12.2023,  Нейросети и большие данные в образовании, 36 часов, 16‒29.11.2023, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»;

‒ Удостоверение 703500002329 от 11.12.2023, Трансформация российского образования: организационно-методические аспекты и направления развития (Сетевая программа Большого университета Томска), 54 часа, 16.10–30.11.2023, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»;

‒ Удостоверение ПК № 323434 от 31.10.2023, Профессионально-личностное развитие преподавателя высшей школы в условиях цифровизации образования, 36 часов, 23‒31.10.2023, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Награды и поощрения: 

‒ Благодарность Департамента образования Администрации г. Томска, ГНМЦ (2008);

‒ Почетная грамота Администрации г. Томска (2010);

‒ Благодарственные письма Управления образования Администрации Томского района (2016, 2017);

‒ Медаль «За заслуги в области образования» (2016);

‒ Грамота Совета ректоров вузов г. Томска (2017);

‒ Почетная грамота мэра г. Томска (2017);

‒ Благодарственное письмо руководителя проекта «Тотальный диктант» (2019);

‒ Благодарность Администрации Томской области (2021);

‒ Благодарственные письма ректора и проректора по научной работе ТГПУ (2021‒2024);

‒ Почетные грамоты Ученого совета ТГПУ (2021, 2023);

‒ Памятный знак «Герб Томской области» Законодательной Думы Томской области (2022);

‒ Почетная грамота Министерства просвещения РФ (2022).

Участие в конкурсах:

‒ I Всероссийский конкурс публикаций «Университетский учебник 2017» (учредитель ООО «Ай Пи Эр Медиа»), номинация «Социально-гуманитарные науки», за книгу «Культура письменной речи: учебно-практическое пособие», диплом за III место (в соавторстве с А.Ю. Саркисовой);

‒ VIII Сибирский межрегиональный конкурс с международным участием (Россия, Монголия) «Университетская книга — 2019. Евразийский мир: наука, образование, культура» 20.10.2018 — 20.04.2019, г. Иркутск, Байкальский гос.ун-т – участие в конкурсе с учебно-методическим пособием «Основы лингво-правовой культуры в современной медиакоммуникации: учебно-метод. пособ.» (Томск: Изд-во ТГПУ, 2017), диплом призера в номинациях «Лучшее учебное издание по филологическим наукам», «Лучшее учебное издание по юридическим наукам», «Лучшее учебное издание по журналистике»;

‒ IV Международный профессиональный конкурс преподавателей вузов «Учебно-методический комплекс дисциплины – 2019 (в рамках требований ФГОС)​» 16.02.2019 «Наука и образование on-line» - участие в конкурсе с учебно-методическим комплексом «Культура письменной речи. Лекции. Практикум. Хрестоматия», 3 место в номинации «Филологические науки» (в соавторстве с А.Ю. Саркисовой);

‒ Открытый Всероссийский конкурс научно-популярных статей “Alma Mater 2018” – участие в конкурсе со статьёй «Концепт флешмоб в современной российской лингвокультуре: к вопросу формирования и специфики языкового воплощения» (Курьянович А.В., Охолина И.Е.), г. Тюмень, диплом лауреата I степени.

Сфера научных интересов: изучение эпистолярных текстов, исследования в области функциональной и коммуникативной стилистики текста, лингвоперсонологии, когнитивно-дискурсивного анализа, юрислингвистики, психологии речевой коммуникации, методики обучения русскому языку как родному, неродному и иностранному, лингвокультурологии, кросс- и межкультурной коммуникации.

Участие в грантах: 

‒ 2007 ‒ исполнитель проекта по гранту РГНФ № 07-04-94531 г/Я «Текст и языковая личность: V Всероссийская научная конференция с международным участием»;

‒ 2012 − исполнитель проекта по гранту РГНФ № 12-04-14003 «Русская речевая культура и текст»: VΙΙ Международная конференция;

‒ 2015-2017 – исполнитель проекта по гранту РГНФ № 15-04-00216а «Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия»;

‒ 2023 ‒ исполнитель проекта в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № QZOY-2023-0006 «Проектирование модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Кении»;

‒ 2024 ‒ исполнитель проекта в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № QZOY-2024-0014 «Исследование потребностей и запросов на образование на русском языке и изучение русского языка и русской культуры в Республике Кения с целью их эффективного продвижения»;

‒ 2024 ‒ руководитель научно-исследовательского проекта № Г.01/2024 «Создание и использование методического ресурса объектов городского стрит-арта как маркеров культурного кода Томска в практике преподавания РКИ и РКН» (в рамках реализации научно-исследовательских проектов из приносящей доходы деятельности ТГПУ);

‒ 2024 ‒ исполнитель проекта в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по ресурсному и информационно-технологическому обеспечению образовательной деятельности и управления системой образования ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» в целях организации и реализации мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества в сфере образования, направленных на продвижение образования на русском языке, а также поддержку изучения русского языка в Республике Кения.

Защищенные под руководством А.В. Курьянович кандидатские диссертации:

‒ Ван Синхуа «Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью» (10.02.01 ‒ Русский язык), защищена 18.03.2020 в Диссертационном совете Д 212.267.05, созданном на базе Национального исследовательского Томского государственного университета;

‒ И.Е. Охолина «Концепт ДОСУГ в современной русской лингвокультуре» (10.02.01 ‒  Русский язык), защищена 28.12.2020 в диссертационном совете «НИ ТГУ.10.01», созданном на базе филологического факультета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»;

‒ Е.А. Серебренникова «Дискурсивное моделирование концептосферы учебника русского языка как иностранного» (10.02.01 ‒ Русский язык), защищена 28.06.2024 в диссертационном совете «НИ ТГУ.10.01», созданном на базе филологического факультета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет».

Членство в редколлегиях и советах: член Ученого совета ИФФ, член редколлегии «Сибирского филологического журнала», научный редактор журналов ТГПУ «Вестник ТГПУ» и «Научно-педагогическое обозрение»; член «Диссертационного совета НИ ТГУ.10.01», созданного на базе филологического факультета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет».

Общее количество опубликованных работ: свыше 200.

Избранные публикации (за последние 3 года):

  1. Курьянович А.В., Ван С. К вопросу о типах вторичных языковых личностей в свете компетентностного подхода в современной лингводидактике // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 3 (37). С. 132-142.
  2. Охолина И.Е., Курьянович А.В. Концепт досуг в современной русской лингвокультуре: монография / под ред. А. В. Курьянович. Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2021. 196 с.
  3. Курьянович А.В., Ван С. Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью: монография. ‒ Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2021. ‒ 200 с. ISBN 978-5-89702-478-0.
  4. Курьянович А.В., Серебренникова Е.А. К вопросу о миромоделирующей функции метафоры в заголовках учебных текстов по русскому языку как иностранному» / Учебник как модель мира и общества: Коллективная монография / Под ред. Т.В. Артемьевой, М.И. Микешина. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; Издательство «Политехника Сервис», 2021. С.227-237.
  5. Курьянович А.В., Ван С. Использование корпусных данных при обучении русскому языку как иностранному в русле лингвокультурологического подхода / Развитие языковой образовательной среды современного вуза : монография / Т.А. Рахимова, К.А. Гирфанова, Е.В. Михалева, С. Ван, А.В. Курьянович, М.Б. Баликаева. Томск: Издательство ТГАСУ, 2021. С. 48-65.
  6. Курьянович А.В., Ван С. Словарь слов и выражений русского молодежного жаргона (в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью). В 2-х томах. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2021. Том 1. А-Л. 326 с.; Том 2. М-Я. 332 с.
  7. Курьянович А.В., Серебренникова Е.А. Реализация миромоделирующего потенциала концепта ЯЗЫК в учебных текстах: опыт анализа дискурсивного варьирования лингвокультурного концепта // Сибирский филологический журнал. 2022. № 2. С. 325–337.
  8. Курьянович А.В., Дубина Л.В. Сравнительно-лингвокультурологический анализ фразеологизмов тематической группы «человек» (на материале русского, чешского, украинского и польского языков) // Вестник Томского государственного педагогического университета. (TomskState Pedagogical University Bulletin). 2022. № 1 (219). С. 84‒92.
  9. Курьянович А.В., Трофимов И.О. Обогащение словарного запаса школьников как лингвометодическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. (TomskState Pedagogical University Bulletin). 2022. № 2 (220). С. 58‒68.
  10. Курьянович А.В. Славянский космогонический миф в картине мира и идиостиле В.И. Вернадского // Русин. 2022. № 68. С. 352‒369.
  11. Ван С., Курьянович А.В. Кросскультурный анализ в преподавании русского языка как иностранного в аспекте реализации задач патриотического воспитания // Проблемы современного педагогического образования: Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2023. Вып. 79. Ч. 3. С. 62‒65.
  12. Серебренникова Е.А., Курьянович А.В. Учебный текст как тип текста и объект научного описания: обзор подходов к определению функционально-типологических свойств // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 3 (227). С. 32–39. DOI: https://doi.org/10.23951/1609- 624X-2023-2-32-39.
  13. Мэн Л., Курьянович А.В., Цао Ж. Заимствованная лексика как фрагмент русской языковой картины мира в аспекте лингвокультурологического описания // Русистика. 2023. Т. 21. № 4. С. 406–423. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-4-406-423.
  14. Курьянович А.В. Лексические единицы в рецепции представителей современной китайской лингвокультуры // Русин. 2023. № 71. С. 288‒310.
  15. Курьянович А.В. Обучение на русском языке в кенийской общеобразовательной школе: основные вопросы методического сопровождения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 5 (51). С. 58-69.
  16. Курьянович А.В., Люберцева И.А., Новак У.К. Региональный городской стрит-арт в зеркале рецепции носителей языка (опыт лингводискурсивного исследования) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 1 (17). С. 156–168. https:// doi.org/10.22405/2712-8407-2024-1-156-168.
  17. Курьянович А.В., Ван С. Культурный код современного регионального города: опыт дискурсивного описания (на материале объектов стрит-арта г. Томска) // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2024. Вып. 3 (41). С. 117-137. DOI:10.23951/2312-7899-2024-3-117-137.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER