Студенты Института детства на субботнике

Студенты и преподаватели Института детства приняли участие в субботнике на прилегающей территории к учебному корпусу № 8 и № 9 по адресу К.Ильмера 15/1. «Это был не просто субботник, а целое событие. Прекрасная возможность получить положительные эмоции, пообщаться друг с другом, объединиться в одну большую команду и сделать общее дело во благо нашего вуза» — отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, и.о. директора Института детства.

 

Подробнее

27 апреля 2021

Институт детства ТГПУ в Международном научно-образовательном форуме «Педагогика XXI века: вызовы и решения». Продолжение...

22 и 23 апреля на базе Института детства в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI: вызовы и решения» была продолжена работа нескольких площадок в очно-дистанционном (онлайн) формате:

В рамках секции «Педагогика начального образования: перспективы развития» на пленарной части: Педагогика как контекст совместной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов был представлен бинарный доклад: «Организация образовательной коммуникации на учебном занятии в начальной школе» (спикеры: Поздеева Светлана Иванова, д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства, Штерн Ольга Владимировна, аспирант ТГПУ); коллективный доклад: «Формы организации наставнической деятельности в педагогическом вузе» (спикеры: Рябцева Ирина Николаевна, ассистент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Остроушко Яна, студентка 672 группы, Рязанова Анна, студентка 671 группы, Вахитова Галия Хамитовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства); коллективный доклад: «Компетентностный подход в организации практик студентов-будущих учителей начальных классов» (спикеры: Фетисова Нэля Вениаминовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Мишкин Вячеслав, студент 682 группы, Литвинова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 4 г. Томска).

 

 

 

 

 

 

 

 

В рамках подсекции «Технологии обучения и воспитания в современной начальной школе» спикерами выступили педагоги-практики и студенты выпускных групп, которые в своих докладах затронули интересные тематики, посвященные использованию ИКТ на уроках в начальной школе; формированию познавательных УУД обучающихся начальной школы, этнокультурной компетентности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности; особенностям оценки индивидуальных личностных достижений в начальной школе; экологическому образованию в Российской Федерации; вопросам устного народного творчества как средства формирования нравственных представлений детей младшего школьного возраста; сотрудничеству родителей и педагога в формировании духовно-нравственных качеств личности обучающихся начальных классов. Чубыкина Ольга Анатольевна, ассистент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 г. Томска провела для студентов мастер-класс по организации учебного сотрудничества младших школьников.

 

 

 

 

В подсекции «Факторы учебной успешности младшего школьника» был представлен групповой доклад на тему «Приобщение студентов к организации исследовательской деятельности школьников», в котором Семенова Наталия Альбертовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства обозначила реализуемые подходы к формированию у студентов компетенций, связанных с организацией детской исследовательской деятельности: от знакомства с теоретическими аспектами на учебных дисциплинах вуза до участия в ученических конференциях и конкурсах в качестве экспертов и организаторов. «Самые замотивированные студенты продолжили свою работу по этой теме при написании ВКР. Ларина Анастасия рассказала о возможностях применения дидактических игр для формирования исследовательских умений младших школьников, Чемина Мария о цифровых ресурсах и их значении для организации детского исследования, а Савельева Анастасия раскрыла тему взаимодействия педагога и родителей при сопровождении исследования школьника». Опыт участия студентов в таком формате помогает им выстраивать и грамотно излагать мысли; учит не бояться публичных выступлений, а также обогащает полученные знания…» - отмечает Наталия Альбертовна.

 

 

 

 

Спикеры, из числа студентов, в докладах рассказали о своих исследованиях и их результатах, полученных во время прохождения производственной практики. Актуальными оказались тематики, посвященные влиянию психофизиологических характеристик, индивидуально-типологических особенностей личности на успешность обучения в начальной школе; формированию мотивации к учебе у неуспевающих обучающихся начальных классов; изучению эмоционального интеллекта обучающихся как объекта исследования современной педагогики; психолого-педагогическим аспектам обучения младших школьников с разными типами темперамента; способов преодоления учебных затруднений детей младшего школьного возраста».

В течение дня на разных площадках г. Томска были организованы мастер-классы для студентов Института детства: Блинкова Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования, руководитель детского хореографического коллектива «Задоринки» МОУ ДОД ЦСФ, ассистент кафедры мировой художественной культуры и хореографии рассказала и продемонстрировала развивающий потенциал детского игрового танца; Соснина Евгения Викторовна и Воронина Анна Сергеевна, ассистенты кафедры музыкального и художественного образования представили оригинальный метод совершенствования практического мастерства студентов на примере выполнения творческой работы по созданию интерьерной картины; коллектив педагогов МАДОУ № 95 г. Томска провел авторский мастер-класс, посвященный дидактическим играм по речевому развитию дошкольников; педагоги МАДОУ № 73 г. Томска на базе детского сада продемонстрировали студентам ряд мастер-классов по теме: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста»; «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» с применением палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша и видеопросмотром элемента образовательной деятельности; «Организация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по технологии группового сбора»; «Совместная работа инструктора по физической культуре и воспитателей по реализации тематических проектов в разных возрастных группах».

«Проведение серии мастер-классов для студентов всех профилей Института детства – это своего рода знакомство участников с образцами непосредственной профессиональной деятельности педагогов в различных типах образовательных организаций с разной возрастной группой, возможность осуществления профессиональных проб и улучшения Soft skills («мягких навыков»), способ профессиональной самореализации» - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, и.о. директора Института детства.

Преподаватели Института детства и социальные партнеры ТГПУ организовали и провели серию педагогических гостиных для родителей. Цель которых, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей; демонстрация интересных приемов, способов организации предметно-пространственной среды «взрослеющего ребенка».

Тематика гостиных разнообразна:

  1. Развитие мелкой моторики: путь к интеллекту. Ведущий: Вахитова Г.Х., к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства.
  2. Как помочь ребенку развить навыки чтения в начальной школе? Ведущий: Кириллова И.О., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 198 г. Северска.
  3. «Мягкая педагогика» для родителей. Ведущие: Файзуллаева Е.Д., к.психол.н., доцент, доцент кафедры дошкольного образования Института детства, Фицнер Т.Д., руководителя компании «ТАФИ», Понгольская К., зам. руководителя компании «ТАФИ».
  4. Роль музыкального воспитания в развитии ребёнка. Специфика образовательной среды художественно-творческих дисциплин в ТГПУ. Ведущие: Царев В.Н., профессор кафедры музыкального и художественного образования Института детства; Каюмова Е.А., к.б.н., доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии, зам. директора Института детства.
  5. Роль родителей в формировании мотивационного компонента на занятиях художественным творчеством у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведущий: Коровина Т.Ю., руководитель хореографической школы-студии «Овация» МУДО ДДТ «Искорка», доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии Института детства.

Посещение педагогической гостиной позволит родителям по-новому выстраивать взаимодействия с детьми, педагогами.

Выпускники профиля «Изобразительное искусство и МХК» организовали круглый стол для студентов 3 курса, на котором поделились опытом прохождения производственной практики и проведения педагогических исследований, рассказали, с какими трудностями они столкнулись во время практики и высказали рекомендации по их устранению. Данная проблематика вызвала «живой интерес» и обсуждение.

 

Необходимо отметить, что Международный научно-образовательный форум для Института детства ТГПУ – это одно из крупнейших мероприятий, демонстрирующее образовательную, исследовательскую и инновационную деятельность студентов и педагогов не только внутри вуза, но и в различных типах образовательных организаций – партнерах ТГПУ; возможность обмена инновационными практиками и технологиями работы с участниками образовательных отношений (дети, родители, педагоги).

Подробнее

27 апреля 2021

Институт детства ТГПУ в Международном научно-образовательном форуме «Педагогика XXI века: вызовы и решения»

21 апреля на базе Института детства в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI: вызовы и решения» состоялась работа нескольких площадок в очно-дистанционном (онлайн) формате:

В рамках секции «Проблематика педагогических исследований в сфере культуры и искусства», спикеры в своих выступлениях затронули самые разные проблемы и аспекты, связанные с осмыслением современных тенденций, связанных с дистанционным образованием, а именно понятийный анализ и социальный контекст, а также его возможности в педагогике творческих дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

«Большой интерес вызвало освещение проблем современной кинопедагогики, переживающей процесс активного развития и внедрения. В частности, обсуждался воспитательный и образовательный потенциал использования возможностей кинематографа. В области художественного образования была поставлена проблема разработки комплексного подхода в оценке достижений обучающихся художественных школ. Разносторонняя тематика секции позволила задействовать метапредметные связи и расширить представления магистрантов о педагогике самых разных сфер, связанных с искусством» – говорит Наталья Ивановна Романова.

В рамках подсекции «Современные практики организации работы с детьми дошкольного возраста» студенты-бакалавры в рамках своих выпускных квалификационных работ представили интересные тематики докладов, связанные с экологическим воспитанием детей дошкольного возраста, описанием методов и приемов речевого развития, возможностей проектной деятельности, влиянием подвижных игр, сюжетно-ролевой игры на социализацию; обсудили вопросы художественно-эстетического развития, условия воспитания и формирования навыков ЗОЖ, условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе.

 

 

 

 

 

В рамках подсекции «Технологии развития детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» магистры поделились своими наработками в вопросах диагностики социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста; индивидуализации образовательного процесса детей дошкольного возраста; организации предметно-пространственной среды как педагогического условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в концепции эмоционального образования.

Презентовали формы работы с детьми дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: офлайн-квест, технологии ТИКО – моделирования, приемы декоративно-прикладного искусства, художественной литературы, исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста; способы достижения гармоничных отношений родителей и детей дошкольного возраста, сотрудничества детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы, повышения уровня педагогической грамотности родителей как эффективного инструмента социализации и коммуникативного развития дошкольника.

В рамках дискуссионной площадки «Взаимодействие педагогов при реализации технологии «Мягкая среда»» под руководством к.психол.н., доцента кафедры дошкольного образования Файзуллаевой Елены Дмитриевны приняли участие коллеги из Томска, Новосибирска, Москвы. Работа подсекции была выстроена в конструктивном формате оптимизации информации и времени:

- в программе подсекции были размещены активные  ссылки на видеодоклады участников подсекции, с которыми можно ознакомиться в любое удобное время и проработать необходимую информацию, спокойно обсудить с коллегами концептуальные и практические материалы коллег;

- в формате дискуссионной площадки участники тезисно проанансировали свой опыт, ссылаясь на более развернутые видеодоклады, что позволило представить целостную картину опыта практической реализации элементов технологии «Мягкая среда»;

- в формате практической совместной медитации, которую провела Файзуллаева Е.Д., был создан совместный образ взаимодействия, который наполнялся содержательными ассоциациями;

- обсуждение важных вопросов (Как я понимаю, что взаимодействую? Как я понимаю, что со мной взаимодействуют? Какой групповой эффект, результаты взаимодействия могут быть?) позволили педагогам осмыслить собственное понимание взаимодействия и образовать обобщённое понимание этого феномена;

- практические игровые упражнения с пособиями ТАФИ на «проживание» и включение в актуальный опыт позволили педагогам через деятельность закрепить данное коллективное представление о взаимодействии всех участников образовательного процесса.

 

 

 

 

 

Программа мероприятия и ссылки на видеодоклады

«Организационно и содержательно работа по данному направлению прошла качественно. Синергия проявилась и на этапе подготовки и в процессе «живого» творческого диалога. Итогом работы подсекции явилась программа с актуальными ссылками, как возможность изучить материалы докладов и проанализировать опыт коллег в удобном формате и времени; определение совместного представления о взаимодействии и получение опыта данного взаимодействия через его моделирование на площадке конференции» – отмечает Елена Дмитриевна Файзуллаева.

В рамках работы дискуссионной площадки «Инновационные педагогические практики в образовании» на базе МАДОУ № 13 г. Томска педагоги-практики представили инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами; продемонстрировали интересные приемы и технологии работы: интеллект-карты, приемы сенсорной интеграции при организации адаптации к детскому саду, приемы организации предметно-развивающей среды, технологии психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивном дошкольном образовании. Презентовали опыт наставничества в ДОО и программы дополнительных образовательных услуг в современной дошкольной организации.

Подробнее

22 апреля 2021

Участие доцента Института детства ТГПУ в секции «Современная образовательная среда и педагогика Фрёбеля» в рамках I-ой Международной научно-практической конференции «Векторы развития педагогики Фридриха Фрёбеля: от теории к практике»

21 апреля 2021 года на базе Российской академии образования состоялась I-я Международная научно-практическая конференция «Векторы развития педагогики Фридриха Фрёбеля: от теории к практике». В конференции приняли участие педагоги, культурологи разных городов РФ. От ТГПУ приняла участие Файзуллаева Е.Д., доцент кафедры дошкольного образования. Елена Дмитриевна представила доклад «От даров Фребеля к современным развивающим материалам открытого типа».
 
 
 
 
 
 
 
 
Во время проведения секции участники обсудили следующие вопросы: подходы к моделированию образовательной среды ДОО, современные образовательные решения в детских садах ХХI века, формирование Digital-компетенции в детском саду, современные компьютерные игры и их влияние на старших дошкольников и младших школьников, персонализации дополнительного образования, идеи Ф.Фребеля в музыкальном воспитании и другие актуальные вопросы.

Подробнее

21 апреля 2021

ТГПУ и УрГПУ на Международном форуме по стратегии воспитания

Томский государственный педагогический университет принял участие в значимом событии для всего педагогического сообщества – в работе Международного научно-образовательного форума «Воспитание как стратегический национальный приоритет» на базе Уральского государственного педагогического университета.

В рамках проектной рабочей сессии «Трансформация воспитательной системы в современном высшем педагогическом образовании» спикеры (Насонов Д.Б., Михайловская Н.М., Пеньдяк К.Д.) обсудили воспитательный потенциал педагогического вуза в становлении будущего педагога; на примере Томского государственного педагогического университета презентовали специфику построения воспитательной системы в вузе, рассказали о проектах, ориентированных на адаптацию первокурсников в вузе, практиках кураторства в ТГПУ.

 

 

 

 

 

 

 

В рамках круглого стола «Детство новой эпохи: пространство и траектории воспитания» спикеры Института детства (Дроздецкая И.А., Семенова Н.А., Вахитова Г.Х., Поздеева С.И., Файзуллаева Е.Д.) затронули вопросы конструирования «нового» самоценного детства; обозначили траектории воспитания детей нового поколения с позиции гуманитарного подхода, который проявляется в полисубъектном взаимодействии, вовлеченности ребенка в совместную деятельность; охарактеризовали направления деятельности современного педагога с точки зрения системного и аксиологического подходов.

Поздеева С.И., д-р.пед.н. принимала участие в работе стратегической секции «Воспитательный потенциал современного урока» с докладом «Вовлеченность обучающихся в совместную деятельность как воспитательный потенциал современного урока», затронув необходимость особой работы педагога по созданию на уроке особых ситуаций вовлечения ребенка в совместную деятельность, без чего невозможно сформировать субъектную позицию ученика. По материалам этого выступления Светлане Ивановне поступило предложение опубликовать статью в журнале «Педагогическое образование в России».

Программа форума

Подробнее

21 апреля 2021

Опубликован сборник всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Преемственность предшкольного и начального образования: художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка»

Опубликован сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Преемственность предшкольного и начального образования: художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка», которая прошла 11 декабря 2020 года на базе Института детства Томского государственного педагогического университета.

Материалы конференции рассматривают особенности реализации преемственных связей предшкольного и начального образования в различных российских образовательных учреждениях. Актуализируются проблемы художественно-эстетического и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальной школы, в том числе с различными ресурсными возможностями.
Сборник адресован преподавателям учебных заведений, работникам образования, учителям начальных классов, педагогам дошкольных учреждений, родителям, студентам педагогических вузов.

Подробнее

16 апреля 2021

Опубликован сборник материалов Международной научно-конференции «Актуальны проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры»

ОБЛ конф актуальные 9Опубликован электронный сборник материалов Международной научно-конференции «Актуальны проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры». Конференция прошла в Томском государственном педагогическом университете 29-30 ноября 2020 года.

Сборник

Подробнее

16 апреля 2021

Профориентационные встречи с выпускниками колледжей

2 апреля 2021 года на площадке ОГАПОУ «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» состоялась профориентационная встреча и.о. директора Института детства И.А. Дроздецкой с выпускниками колледжа. Колледж является одним из двух средних специальных учебных заведений г. Томска, ведущих подготовку кадров по направлению культуры и искусства.

 

 

 

 

 

 

 

Ирина Александровна рассказала об особенностях поступления в 2021 году в ТГПУ на образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Учитывая специфику творческих устремлений студентов колледжа, акцент в выступлении был сделан на новое для вуза направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профили) Искусство и Дополнительное образование, об условиях обучения и преимуществах педагогического образования в современных условиях регионального рынка труда.

После общей встречи студенты колледжа разошлись по секциям хореографической направленности, музыки, изобразительного искусства, где преподаватели Института детства рассказали о специфике проведения вступительных испытаний, ответили на вопросы выпускников. Проведенное по окончании работы секций анкетирование показало заинтересованность студентов в продолжении обучения в нашем вузе.

Подробнее

5 апреля 2021

27 марта Институт детства совместно с Институтом развития педагогического образования провели XII Областной конкурс детских исследовательских работ "Твори! Исследуй! Пробуй!"

В этом году мероприятие было организовано в онлайн формате. В рамках  дистанционного формата исследовательские работы распределились по пяти секциям (математика, техника, технология;  естествознание (география, геология, минералогия, физика, химия и др.); естествознание (биология); гуманитарные знания (литература, история и др.); культура и общество для детей младшего школьного возраста. На двух секциях «Я познаю мир»  представляли свои исследовательские работы дети старшего дошкольного возраста.
 
Более 50 участников дошкольного и младшего школьного возраста, их руководители - педагоги и родители проявили интерес к конкурсу.
География участников достаточно широкая: СОШ г. Томска (№ 4, 40, 42, 49, 47, 58, лицей № 7, гимназия № 29, школа «Интеграция»); школы Томского района и Томской области: «Зональненская СОШ», «Лучановская СОШ», «Молчановская СОШ», «Курлекская СОШ», Центр дополнительного образования г. Северска. Детские сады представлены: МДОУ № 55, 13, 54, 58, 55, 65, 94; детский сад № 2 г Асино, детский сад № 55 г. Северска.
 
 
 
 
 
 
Представленные исследовательские работы различны по тематикам, что свидетельствует о проявлении интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к наукам, к исследовательской работе. Участники с различной степенью самостоятельности осуществляли активный поиск и открытие знания с использованием доступных методов исследования.

Подробнее

5 апреля 2021

Доцент Института детства представила доклад на Международном научно-практическом семинаре «Проблемы изучения и преподавания литературы в школе и вузе: вызовы времени»

Доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии Института детства Ада Казимировна Бернатоните 27 марта 2021 года приняла участие с докладом о подходах к преподаванию детской литературы на начальных курсах гуманитарных факультетов в VІI Международном научно-практическом очно-заочном семинаре «Проблемы изучения и преподавания литературы в школе и вузе: вызовы времени» в Горловском институте иностранных языков.
 
В этом году для обсуждения были предложены следующие направления: проблемы изучения литературного произведения и методики преподавания литературы: прошлое и современность, традиции и новаторство; дистанционное преподавание филологических дисциплин: реалии и перспективы; проблема формирования культуры чтения в современной методике преподавания литературы; актуальные проблемы литературоведческого анализа произведения; современные вопросы методики изучения литературы Донбасса; проблемы развития речи на уроках русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения; инновационные технологии, методы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы; поиски идентичности преподавателя литературы в реальной и виртуальной среде; методические разработки урочной и внеурочной деятельности по изучению литературного произведения.
Работа семинара осуществлялась в формате круглого стола одновременно в очном формате и в формате Zoom-конференции. 
Во время заседания выступили: профессор С. А. Кочетова с докладом о поэтике имени в рассказе Д. Рубиной «Цыганка»;  преподаватель А. С. Наден — об опыте использования ИКТ на уроках русского языка и литературы; учитель В. В. Колосова — об инновационных технологиях в преподавании русского языка и литературы; аспирантка М. Э. Курылко — о факторах мотивации в процессе изучения мировой литературы в средней и высшей школе; магистрантка Р. А. Тимошенко — об изучении морской трилогии У. Голдинга «На край света» в литературно-ономастическом аспекте; магистрантка А. В. Антич — о рекомендательном списке англоязычной критики, посвященной творчеству В. Набокова; магистрантка А. А. Шаповалова — о важности анализа заголовочного комплекса для понимания смысла произведения на примере повести Дж. Фаулза «Башня из черного дерева» и романа «Мантисса».
Интерес к обозначенной проблематике позволил выстроить диалог, наметить дальнейшие перспективы сотрудничества, обменяться мнениями об актуальных вопросах методики преподавания филологических дисциплин, о возможностях ИКТ в очной и дистанционной формах обучения русскому языку и литературе, о проблемах приобщения учащихся разных уровней к чтению художественной литературы —  отмечает А.К. Бернатоните.

Подробнее

3 апреля 2021


Новости 351 - 360 из 578
Начало | Пред. | 34 35 36 37 38 | След. | Конец