ИТОГИ III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА-ВЫСТАВКИ «ВЕКТОР УСПЕХА – 2021: ИННОВАЦИИ В ДЕФЕКТОЛОГИИ»
ИТОГИ III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА-ВЫСТАВКИ
«ВЕКТОР УСПЕХА – 2021: ИННОВАЦИИ В ДЕФЕКТОЛОГИИ»
20 марта 2021 года г. Томск
ПОБЕДИТЕЛИ
III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА-ВЫСТАВКИ
«ВЕКТОР УСПЕХА – 2021: ИННОВАЦИИ В ДЕФЕКТОЛОГИИ»
20 марта 2021 года г. Томск
БОРОДИНА ЕЛЕНА ИБРАГИМОВНА
учитель-логопед
ЛЕЙКАМ ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА
учитель-логопед
МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад №96 г. Томска (корпус 2)
ЛАУРЕАТЫ I СТЕПЕНИ
ОЧЕРЕДЬКО ОЛЬГА ВЕНИАМИНОВНА
инструктор по физической культуре
МАНОЙЛОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
ИЛЬЧЕНКО НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
педагоги-психологи
МБДОУ № 61 г. Томска
ЛАУРЕАТЫ II СТЕПЕНИ
ПАСЕЧНИК НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
учитель-логопед
ЧИРЦЕВА ОКСАНА ВАЛЕРЬЕВНА
старший воспитатель
МБДОУ № 133 города Томска
ТОКАРЕВА АНАСТАСИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
руководитель общего детского хора Детской музыкальной школы №1 г. Новосибирска
студентка НГК им. Глинки г. Новосибирска
ЛАУРЕАТ III СТЕПЕНИ
СИДОРОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
учитель-логопед
МАДОУ № 102 г. Томска
Победители в номинациях:
- В НОМИНАЦИИ: «ЛУЧШАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА» – ЗАЙЧИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА, педагог дополнительного образования, КОБЗЕВА МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Воспитатель, СУХОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА, воспитатель, МБДОУ №61 г. Томска
- В НОМИНАЦИИ: «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА» – ПОПОВА АННА ФЁДОРОВНА, воспитатель, ФИЛАТОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА, воспитатель, МАДОУ № 61, г. Томска.
Дипломы участников:
- ЛЕЖНИНА ЕЛЕНА ГЕРМАНОВНА, МАСЮТЕНКО НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, ЖАБИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА – учителя-логопеды МАДОУ №134, г. Томска.
- ВОЛКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА – воспитатель МАДОУ– Центра развития ребёнка детского сада № 102, г. Томска.
- ХАБАРОВА ДАРЬЯ БОРИСОВНА –педагог-психолог МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №93, г. Томска.
На конкурс было представлено десять работ, девятнадцати участников, специалистов из г. Томска, г. Новосибирска. Кроме победителя и лауреатов, были определены победители в отдельных номинациях, всем участникам вручены дипломы.
Международный фестиваль инновационных идей и практик в образовании
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
"Томский государственный педагогический университет"
(ТГПУ)
Международный фестиваль инновационных идей и практик в образовании
Целью Фестиваля является стимулирование научно-исследовательской и инновационной активности образовательных организаций России посредством осмысления отечественного и зарубежного опыта, укрепления международного профессионально-педагогического взаимодействия; внедрение инновационных педагогических идей в систему образования, их развитие в условиях обновления содержания образования.
Задачи Фестиваля:
- обобщение и распределение опыта проектирования, апробации и реализации инновационных практик в образовании;
- развитие социального партнерства в сфере образования;
- обновление механизмов взаимодействия педагогической науки и практики;
- содействие в реализации инновационных образовательных проектов в образовательных организациях.
Участниками Фестиваля могут быть педагогические работники общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций; студенты выпускных курсов бакалавриата/специалитета, магистранты, аспиранты.
Формы участия: выступление на площадках Фестиваля, участие в курсах повышения квалификации.
Сроки проведения фестиваля: 15.03.2021 - 21.05.2021.
Первый этап: 15.03.2021 - 15.05.2021 : регистрация, оформление заявок, подготовка программы фестиваля и программы курсов повышения квалификации.
Второй этап: 18.05.2021 - 21.05.2021 : проведение фестиваля в онлайн-формате, реализация программы повышения квалификации.
Направления инновационных проектов/практик:
- современные модели обучения, воспитания и развития;
- инновационные технологии, методы, средства и формы в педагогической деятельности;
- электронное обучение на педагогические профессии и профессиональная подготовка будущих педагогов.
Ссылка на регистрацию:
Стоимость курсов повышения квалификации "Организационно-методические аспекты инновационной деятельности в системе образования": 24 часа (очно-онлайн) - 1000 рублей, 48 часов (очно-онлайн, заочно) - 1600 рублей, 108 часов (очно-онлайн, заочно) - 3800 рублей.
Подведение итогов:
- Все участники Фестиваля получают сертификаты.
- Участники, отмеченные экспертами/или педагогическим сообществом, получат дипломы в номинациях от организаторов Фестиваля.
- Видеозаписи материалов будут доступны на сайте ТГПУ: https://www.tspu.edu.ru/fpso/news
Контактная информация:
Координатор Фестиваля: Дозморова Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ, 8-923-449-55-66, e.dozmorova@mail.ru
Секретарь Фестиваля: Головина Алена Павловна, научный сотрудник кафедры социальной педагогики ТГПУ, 8-952-886-73-69, bold-angel@yandex.ru
Куратор курсов повышения квалификации: Лыба Алла Анатольевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, 8-913-889-55-27, lyba_alla@mail.ru
Информационное письмо
Информационное письмо № 2
02 апреля 2021 года кафедра дефектологии Факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очный научно-методический семинар по теме «Изучение расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода».
Семинар, проведенный в рамках Международного дня распространения информации о проблеме аутизма, был направлен на формирование метапредметных знаний, профессиональное развитие обучающихся Томского государственного педагогического университета, распространение регионального и международного опыта сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Руководитель семинара: Филимонова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.
На открытии семинара выступила и.о.декана факультета психологии и специального образования Ольга Викторовна Каракулова, которая отметила актуальность исторического события и научно-социальные проблемы аутизма, распространение которого приобрело мировые масштабы.
В команде организаторов семинара активно участвовали Щербакова Дарья Евгеньевна, студентка 4 курса 973 группы ФПСО (модератор семинара); Мисник Полина Александровна, магистрант 1 курса 805М группы ФПСО (технический редактор слайдовых презентаций и он-лайн трансляции); Сергеева Елена Алексеевна, студентка 4 курса 973 группы ФПСО (ИКТ-сопровождение и съемка мероприятия).
Психолого-педагогическая общественность г. Томска (преподаватели кафедр психологии развития личности, психолого-педагогического образования, дефектологии, педагогики и психологии образования; специалисты МАДОУ № 37, 39, 83 г. Томска, магистранты и студенты факультета психологии и специального образования, Института Детства) представили выступления по актуальным проблемам дефектологии, специальной психологии и коррекционной педагогики).
Проведению семинара предшествовало: электронная регистрация участников семинара; разработка афиши и эмблемы; изготовление и вручение участникам семинара тематических календарей, автором и исполнителем которых является Щербакова Д.Е., студент 4 курса 973 группы ФПСО.
Филимонова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры дефектологии провела открытую лекцию по теме «Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода», выделив 13 ведущих направлений в контексте изучения аутистических проблем детского развития.
Участники семинара (50 человек) представили научно-методические выступления в рамках следующих основных направлений: главные признаки аутизма как факторы первазивного расстройства; проблемы ранней диагностики расстройств аутистического спектра (РАС); особенности сенсорного развития детей с РАС и дисфункция сенсорной интеграции; нарушения моторной сферы при расстройствах аутистического спектра; использование игры в коррекционной работе при аутизме и РАС; формирование коммуникативных и речевых навыков у детей с РАС; организация работы с родителями воспитанников и обучающихся с РАС; методы психокоррекции: сенсорная интеграция, оперантная терапия, АВА-терапия, холдинг-терапия, TEACCH-терапия, языковая система «МАКАТОН», литотерапия, система альтернативной коммуникации и др. Научно-методический семинар транслировался в онлайн режиме в системе BigBlueButton для студентов факультета психологии и специального образования.
В рамках семинара состоялось:
− 20 выступлений по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС, использованию современных образовательных технологий и методов коррекции аутистических расстройств;
− 3 доклада по организации работы с родителями воспитанников и обучающихся с РАС;
− 7 практикумов по использованию в коррекционной работе сенсорных девайсов;
− 4 информационных обозрения об известных людях с синдромом саванта;
− предоставление на конкурс в рамках семинара - 10 буклетов по детскому аутизму для педагогов и родителей; 3 эмблемы; 1 папка методических рекомендаций по комплексному сопровождению детей с РАС.
Лучшими выступлениями и докладами признаны:
− «Что хочет сказать человек с аутизмом окружающим людям? Диагностика и современное понимание расстройств аутистического спектра» (Григорьева Н.Е., магистрант 1 курса 805М группы ФПСО ТГПУ);
− «Методы и приёмы запуска речи у детей с РАС» (Степанова О.И., учитель-логопед МАДОУ № 83 г. Томска, специалист ПМПК);
− «Формирование социально-бытовой лексики у детей с РАС» (Ефремова Е.А., студентка 4 курса 973 группы ФПСО ТГПУ).
− «Использование метода аудиотонизирования в коррекционной работе с детьми с РАС» (Щербакова Д.Е., ТГПУ, студентка 4 курса 973 группы ФПСО ТГПУ);
− «Использование лего-конструирования и основ робототехники в процессе развития познавательных процессов у детей с РАС» (Павлова Т.О., магистрант 806М группы ФПСО ТГПУ, воспитатель МБДОУ детский сад №37 г. Томска);
− «Формирование кинетических средств коммуникации у детей с РАС в нейропсихологическом аспекте» (Сергеева Е.А., Шнар В.М., студенты 4 курса 973 группы ФПСО ТГПУ);
− «Организация работы с родителями школьников с РАС» (Ефремова-Шершукова Н.А., доцент кафедры педагогики и психологии образования ИРПО; магистрант 1 курса 806М группы ФПСО ТГПУ).
Лучшие практикумы с сенсорными девайсами представили студенты 5 курса 661 и 662 групп Института Детства ТГПУ:
− «Музыкальная интерактивная головоломка «светящаяся запоминайка» (Кусаирова Н.В.);
− «Деревянный развивающий куб и развивающая головоломка» (Землянская Ю.С., Иванова Е.А., Шимоняк А.А.);
− «Силиконовая шариковая ручка «Гусеница» (Наврос А.С.);
− «Спиннер средство развития концентрации внимания при детском аутизме» (Блохина И.П.), «Кинетический песок для тренировки памяти и расширения кругозора аутичных детей» (Скворцова Е.С.).
Большой интерес у слушателей семинара вызвали информационные обозрения «Известные люди с синдромом саванта», представленные студентами 5 курса 661 и 662 групп Института Детства: «Альберт Эйнштейн» (Фазлеева А.И.); «Билл Гейтс» (Баловацкая И.А.); «Вольфганг Амадей Моцарт» (Кускова В. С.); «Леонардо да Винчи» (Землянская Ю.С., Иванова Е.А., Шимоняк А.А.).
Лучшими буклетами признаны: «Литотерапия» для родителей и педагогов (Арцимович А.А., магистрант 806М группы ФПСО, учитель-логопед МБОУ ООШ № 39 г. Томска); «Как сформировать у ребенка с расстройствами аутистического спектра активную речь» (Щербакова Д. Е., студент 4 курса 973 группы ФПСО).
В рамках конкурса на лучшую эмблему мероприятия, посвященного Всемирному дню распространения информации об аутизме - лучшие работы Щербаковой Д.Е., Бакушиной Е.С. (студенты 4 курса 973 группы ФПСО ТГПУ).
Благодарим всех участников семинара за представление научно-профессионального опыта и неравнодушие к детям с расстройствами аутистического спектра.
Итоги фестиваля вожатских идей
Традиционный фестиваль вожатских идей в нетрадиционном формате
В 6-й раз прошёл фестиваль вожатских идей. После перерыва длиною в год, связанного с пандемией, команда организаторов при грантовой поддержке Областного конкурса молодежных проектов «Твоя идея» Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области провела фестиваль только для школьных команд вожатских отрядов. 18 команд из образовательных организаций города Томска, Северска, Асиновского, Бакчарского, Колпашевского, Молчановского, Томского и Шегарского районов «фестивалили» в онлайн-формате. Как пишут в своих сообществах участники, несмотря на онлайн, они испытали яркие, настоящие эмоции, познакомились с новыми командами, встретились со «старыми знакомыми», сдружились с другими командами.
В конкурсе видеовизиток лучшими стали команды: ДДТ «Созвездие», Молчановской СОШ, лицея №1 им. А.С. Пушкина, с/п «Смена» ДДТ «У Белого озера», СОШ № 42, СОШ №7 г. Колпашево
Лучшими отмечены мастер-классы следующих команд: Зональненской СОШ, Бакчарской СОШ, с/п «Смена» ДДТ «У Белого озера», Гимназии № 2 г. Асино, ДДиЮ «Кедр»
Лучшими в конкурсе «Игромания» стали ДЮЦ г. Колпашево, Томский Хобби-центр, Зональненской СОШ, ДДТ «Созвездие», Центр «Поиск» г. Северска, Смена» ДДТ «У Белого озера», ДДиЮ «Кедр»
В конкурсе «Вожатый+» выделились команды: Молчановской СОШ, лицея №1 им. А.С. Пушкина, ДЮЦ г. Колпашево, Бакчарской СОШ, Шегарской СОШ. При этом в индивидуальном зачете из 5 баллов набрала 4,83 Огнева Диана, обучающаяся СОШ № 42
В конкурсе проектов отмечены команды: ДЮЦ г. Колпашево, Гимназии № 2 г. Асино, СОШ № 42, Бакчарской СОШ, ДДТ «Созвездие», Зональненская СОШ, лицей №1 им. А.С. Пушкина, Бакчарская СОШ.
Отзывы руководителей команд:
«Посещала фестиваль дважды в роли участника, в этот раз впервые в роли руководителя. Я в восторге!» — говорит самый юный педагог, Львова Яна Сергеевна (с/п «Смена» ДДТ «У Белого озера»)
«Дети впервые участвовали в таком мероприятии и самый главный результат для нас — это огоньки в глазах детей. В начале они «межевались», а сегодня не хотели расходиться. Я думаю, это о многом говорит! Спасибо за такую организацию! За опыт! Всё для детей!»
«Нам было очень интересно и полезно. Спасибо за новый опыт! Получили массу эмоций и позитива!»
«Мы благодарны вам за яркое мероприятие, возможность раскрыть потенциал ребят в условиях карантина. Ребята очень зарядились этой атмосферой!»
Общее мнение экспертов можно выразить фразой: «Участники в этом году порадовали своим настроем, амбициозностью и умением работать!»
Мероприятие, посвященное Всемирному дню распространения информации об аутизме
1 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ИНКЛЮЗИВНОЙ КВАЗИОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ ТГПУ СОСТОЯЛОСЬ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ ВСЕМИРНОМУ ДНЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ АУТИЗМЕ.
Профессиональный разговор о том, как можно помочь детям с расстройствами аутистического спектра быть принятыми в обществе, состоялся благодаря участию Информационно-методического центра г.Томска.
Практическим опытом работы с данной категорией детей поделились практикующие учителя-логопеды и учителя – дефектологи: провели мастер-классы для студентов, рассказали о современных технологиях психолого-педагогического сопровождения в условиях дошкольных образовательных учреждений.
С педагогическими приёмами, упражнениями, коррекционно-развивающими методиками, позволяющими детям с РАС быть более предсказуемыми и наполненными смыслом, студентов познакомили:
Аверина Ольга Александровна, учитель-дефектолог МБДОУ №30 г. Томска. Тема: «Формирование глобального чтения у детей с РАС».
Визир Марина Николаевна, учитель-дефектолог МБДОУ № 30 г. Томска. Тема: «Коррекция нежелательного поведения у детей с РАС».
Курьянова Татьяна Николаевна, учитель-логопед МБДОУ №10 г. Томска.Тема: «Применение метода сенсорной интеграции в условиях ДОУ с детьми с РАС».
Гончар Татьяна Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ №15 г. Томска. Тема мастер-класса: «Формирование просодической стороны речи у детей с РАС с использованием приёмов музыкальной терапии».
Бовкун Татьяна Николаевна, методист МАУ ИМЦ г. Томска представила томский опыт помощи детям с РАС, отмечая поступательную динамику решения проблемы их обучения и социализации детей, а также имеющиеся недостатки.
Результаты проведённого мероприятия подтвердили желание у студентов-дефектологов и в дальнейшем получить информацию о накопленном опыте педагогов-мастеров, осваивать и использовать разработанные ими на практике программы, методики, системное и последовательное использование которых помогает зажечь звезду успеха в ребёнке, веру в свои силы.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
Факультет психологии и специального образования
Кафедра дефектологии
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
о научно-методическом семинаре
«ИЗУЧЕНИЕ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА»
Уважаемые студенты и преподаватели!
Кафедра дефектологии Факультета психологии и специального образования ТГПУ приглашает принять участие в очном научно-методическом семинаре «Изучение расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода».
Семинар проводится 02 апреля 2021 г. в рамках Международного дня распространения информации о проблеме аутизма.
Семинар направлен на формирование метапредметных знаний, профессиональное развитие и распространение регионального и международного опыта сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Место проведения: г. Томск, пр. Комсомольский, 75; ауд. 229 (корпус 1 ТГПУ).
Время проведения: 14.00 – 18.00
Для участия в семинаре приглашаются: преподаватели, педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, студенты, магистранты и молодые учение, изучающие проблемы РАС. По итогам семинара планируется вручение сертификатов и выпуск электронного сборника тезисов выступлений.
Основные направления работы семинара:
- Особенности сенсорного развития детей с РАС и дисфункция сенсорной интеграции.
- Нарушения моторной сферы при расстройствах аутистического спектра.
- Главные признаки аутизма как факторы первазивного расстройства (экстримальное одиночество, эмоциональная холодность, аутостимуляции, стереотипии, консерватизм, фобии, агрессия, аутоагрессия).
- Использование игры в коррекционной работе при аутизме и РАС.
- Проблемы ранней диагностики расстройств аутистического спектра.
- Формирование коммуникативных и речевых навыков у детей с РАС.
- Организация работы с родителями воспитанников и обучающихся с РАС.
- Методы психокоррекции: сенсорная интеграция, оперантная терапия, АВА-терапия, холдинг-терапия, TEACCH-терапия, система альтернативной коммуникации и др.
Тематика семинара не ограничена предложенным перечнем вопросов и может быть дополнена после предварительного согласования.
Для участия в семинаре в рамках заявленной темы, необходимо подготовить: доклад, мастер-класс, рекламу образовательной технологии или метода коррекции аутизма, буклеты о РАС (для педагогов и родителей), сенсорные девайсы, мини-визитки о савантах).
Требования к творческим выступлениям:
− в основе должна быть концептуальная идея дефектологии, раскрывающая смысл выступления;
− время представления 7 – 10 минут;
− форма представления доклада в виде слайдовой презентации;
− творческая работа может быть индивидуальной и групповой.
Контрольная дата: прием заявок на участие в семинаре – до 01 апреля 2021 г. (включительно).
Контактные данные: г. Томск, пр. Комсомольский, 75, кафедра дефектологии ФПСО, кабинет 206.
Руководитель семинара: Филимонова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ (т. 8 913 842 71 96)
Контактное лицо: Щербакова Дарья Евгеньевна, студентка 4 курса 973 группы ФПСО
ИТОГИ III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «МОЙ КАБИНЕТ – 2021» 26 февраля 2021 года г. Томск
ИТОГИ III ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «МОЙ КАБИНЕТ – 2021» 26 февраля 2021 года г. Томск
ПОБЕДИТЕЛЬ: БУЗОВСКАЯ ИРИНА СЕРГЕЕВНА, учитель – логопед Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Академический лицей г. Томска имени Г.А. Псахье.
ЛАУРЕАТЫ I СТЕПЕНИ: ЗАЙЧИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА, педагог дополнительного образования МАДОУ №61 Г. Томск; ЛЕЖНИНА ЕЛЕНА ГЕРМАНОВНА, МАСЮТЕНКО НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, учителя-логопеды, МАДОУ №134 г. Томск.
ЛАУРЕАТЫ II СТЕПЕНИ: МИХЕЛЬСОН МАРГАРИТА РАЙМУНДТОВНА, учитель-дефектолог МАДОУ №38 г. Томска; ПОВАРЕНКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА, учитель-логопед МАДОУ №38 г. Томска; ШЕВЧЕНКО КСЕНИЯ ЕВГЕНЬЕВНА, учитель дефектолог МАДОУ №53 г. Томска.
ЛАУРЕАТЫ III СТЕПЕНИ: ШИЛЕНОК АЛЕВТИНА ВЛАДИМИРОВНА, педагог – психолог МБДОУ №21 г. Томска; ПАСЕЧНИК НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА, учитель-логопед МБДОУ №133 г. Томска.
На конкурс было представлено двадцать пять работ, тридцати восьми участников, специалистов из г. Томска, Томского района, Томской области, г. Новосибирска. Кроме победителя и лауреатов, были определены победители в отдельных номинациях.
В рамках Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Дефектология сегодня: достижения, технологии, вопросы специального и инклюзивного образования» 25-26 февраля 2021 г. проводилась работа по четырём направлениям.
Проведение подобной научно-практической конференции – уже не первый шаг на данном направлении для ТГПУ. Цели конференции, как отметила в своём обращении к присутствующим зав. кафедрой дефектологии, канд. пед. наук Мёдова Н.А, напрямую связаны с изменениями в отечественной системе образования, реализацией инициатив, представляющих собой исследование и презентацию технологий, программ, методов, методик и инструментов, ориентированных на комплексное изучение, коррекцию и реабилитацию современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
В течение двух дней прошли заседания четырёх секций, где свои доклады представляли преподаватели российских вузов, представили образовательных и общественных организаций, родители, воспитывающие детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, студенты, магистры, выпускники кафедры дефектологии ТГПУ и другие специалисты с весомым профессиональным опытом работы в организациях различной ведомственной принадлежности.
По итогам конференции будут изданы сборники статей и тезисов лучших докладов.
Секция «Нейрологопедическая коррекция: от теории к практике» (руководитель секции Сергеева А.И., канд. пед. наук). В ходе работы секции обсуждались актуальные вопросы реализации нейропсихологического подхода для эффективного развития когнитивных процессов и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи разного возраста. С приветственным словом выступила Сергеева А. И., с цитатой из произведения известного нейропсихолога Т. Г. Визель «Гармония», которая отражала контент докладов секции:
«…Две гемисферы мозга повторяют
Два полушария Земли самой,
Мажор с минором мудро примиряют,
Их поделив невидимой чертой
Искусства – справа, а науки – слева.
Так и не зная, что из них важней,
Одно из двух однажды выбираем
И служим верно, до последних дней
Мы входим робко в светлый Храм познанья,
Чтоб осмелеть в исканиях потом,
Крупицы истины в награду за старанья
В трудах и муках добываем в нем
И оба полушария ликуют!..»
Практический опыт применения сенсорно-тактильных пособий для сенсомоторного и речевого развития дошкольников представили Н. В. Соколова и В. П. Любимова (магистранты 2 курс, 8901Мсдо). Мастер-класс «Универсальная кинезиологическая зарядка для детей с нарушениями речи» Н. И. Вайвод и доклад «Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения младших школьников» Г. М. Карташовой и А. А. Барнаевой получил положительные отзывы слушателей секции.
Творческая популяризация нейропсихологического подхода в логопедической работе как ключевая цель секции была успешно решена.
Секция «Проблемы непрерывности инклюзивного процесса в образовании, анализ основных достижений и противоречий в реализации преемственности процесса инклюзии на всех уровнях отечественного образования» (руководитель секции Кузнецова Т.В., канд. пед. наук).
Цель работы секции: представить различные направления (технологические, содержательные, методические) организации инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях.
Основными направлениями работы секции были:
- презентация результатов исследовательских работ магистров и преподавателей по проблеме создания педагогических условий для реализации инклюзивного образования;
- представление опыта работы педагогов общеобразовательных организаций г. Томска и Томской области в реализации технологий, методов, методик и инструментов, ориентированных на комплексное изучение, коррекцию и реабилитацию современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Представленные доклады носили как теоретический, так и практико-ориентированный характер, касались вопросов выбора стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современном инклюзивном образовании.
Филимонова Елена Анатольевна, преподаватель кафедры дефектологии ТГПУ, раскрыла особенности психолого-медико-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, на уровне дошкольного и начального общего образования.
Гордеева Наталья Михайловна, учитель-логопед МАДОУ № 99 г Томска, представила опыт пропедевтической работы по обучению грамоте дошкольников с ТНР в условиях ДОУ.
Чистякова Любовь Александровна, воспитатель МАДОУ №11 г. Томска, представила результаты исследовательской работы по теме «Развитие произвольной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью посредством игротерапии».
Мазепова Кристина Сергеевна, магистрант ТГПУ ФПСО, обозначила проблему профессионального самоопределения обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости и предложила для её решения технологию продуктивного обучения.
Коробейникова Елизавета Сергеевна, магистрант ТГПУ ФПСО, учитель-логопед МАДОУ № 38, представила анализ теоретического материала по теме «Особенности коррекции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования».
Ахмедова Лилия Фаридовна, магистрант ТГПУ ФПСО, раскрыла ресурсы устного народного творчества как средства развития познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Кузнецова Татьяна Владимировна, доцент кафедры дефектологии ТГПУ, рассмотрела возможность применения технологии поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения младших школьников с ЗПР элементам исследовательской деятельности как способ развития познавательных способностей и включения детей в совместную учебно-познавательную деятельность на доступном для ребёнка с ОВЗ уровне.
Представленный опыт показал, что реализация инклюзивного образования является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения его реализации (организационного, кадрового, информационного, методического, материально-технического) и преемственность реализации процесса инклюзии на всех уровнях образования.
Участниками секции были отмечены противоречия между потребностью образовательных организаций в квалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессиональной переподготовки на уровне региона; между необходимостью командной работы педагогических работников образовательной организации в реализации инклюзивного образования и недостаточной разработанностью данных форм работы в образовательной практике; между необходимостью в оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся с ОВЗ и недостаточным опытом разработки оценочных материалов.
Актуальность тематики и исследовательская работа выступающих на секции «Модернизация системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения» определены стремительным вхождением в круг интересов современной педагогической науки дистанционного образования.
Руководитель секции Обносова Г.П., канд. пед. наук, во вступительном слове рассказала о практике психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Опыт работы коллег из Воронежской, Свердловской, Сургутской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обладающих универсальной ценностью в области организации работы с лицами с особыми образовательными потребностями, был представлен интересными докладами и выступлениями.
Бегидова Тамара Павловна, канд. пед. наук, профессор кафедры теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО Воронежского государственного института физической культуры не только провела обзор современной нормативно-правовой базы дистанционного обучения лиц с ОВЗ, но и рассказала о направлениях организации тренировочного образовательного процесса в дистанционном режиме.
Бойко Ольга Яковлевна, канд.пед.наук, исполнительный директор Специального Олимпийского комитета Свердловской области, член Правления Специальной Олимпиады России поделилась уникальным на уровне Российской Федерации опытом использования онлайн-технологий и инструментов для организации физкультурно-спортивной деятельности и поддержания двигательной активности детей с ментальными особенностями в дистанционном режиме.
Выступление «Инновационные подходы обучения грамоте детей с нарушениями речи» было представлено Богатой Ольгой Фёдоровной, преподавателем кафедры педагогического и специального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет». Являясь старшим научным сотрудником Регионального ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, Ольга Фёдоровна, много лет изучает проблему развития грамотности у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Представленные слушателям авторская методика и учебные пособия, выпущенные издательством «Просвещение» по данной тематике вызвали значительный интерес у участников конференции.
В проблемном поле работы секции выступление Колоды Валентины Анатольевны, учителя-логопеда Казённого образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», о применении дистанционных технологий для проведения логопедических занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями иллюстрировалось фрагментами занятий с детьми и родителями.
О недостаточной разработанности проблемы формирования инклюзивной компетентности студентов рассказала в своём докладе Надежда Александровна Ефремова-Шершукова, канд. ист. наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования ТГПУ.
Опыт практической реализации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения был представлен в докладах участниками секции.
О дистанционном форме социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья рассказала Макаревич Наталья Юрьевна, учитель-логопед отделения реабилитации Центра социальной помощи семье и детям «Огонёк» г. Томска. Используемые специалистами учреждения онлайн – инструменты, реализуемые проекты «Перезагрузка», «Скорая логопедическая помощь» явились хорошей иллюстрацией того, как учреждение социальной защиты детства должно выстраивать алгоритм организации взаимодействия педагогических работников с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Выступления магистров группы 806 М Квятковской А. И., учителя-дефектолога МБОУ ООШИ № 22, Арцимович А. В., учителя-дефектолога МБОУ ООШ № 39 г. Томска, магистров группы 805 М «Ресурсное обеспечение работы учителя-логопеда в дистанционном режиме: поиски и находки» подтвердили способность специалистов использовать современные информационные образовательные ресурсы (чаты, мессенджеры, электронную переписку), осуществлять подбор инструментария для работы в дистанционной форме, осваивать дистанционные технологии работы (в т.ч. групповые и индивидуальные).
Практический опыт учителей-логопедов МАОУ СОШ №12 г.Томска Мельник Е.А., Трофимовой Л.А. и Солдатовой Л.И. был представлен разработанными учебными и методическими материалами. Авторами выделены проблемы, характерные для отдельных категорий субъектов процесса дистанционного обучения, отмечены следующие недостатки:
- дефицит социально-эмоционального контакта между субъектами процесса обучения;
- методические материалы по предметным дисциплинам не систематизированы и не адаптированы под задачи ФГОС образования детей различных нозологических групп;
- многие из онлайн школ и образовательных сетевых сервисов имеют условно бесплатный характер, что ограничивает возможности полноценного использования их ресурсов.
Перечисленные недостатки приводят к тому, что специалисты используют элементы дистанционного взаимодействия фрагментарно, не систематично, и нередко без должного учебно-методического обоснования.
В целом, следует отметить, что конференция прошла на хорошем научно-организационном уровне; подготовлен проект рекомендаций конференции, в которых предусматриваются конкретные предложения по практическому использованию результатов, рассмотренных на мероприятиях научных исследований.
Студенты ФПСО вошли в финал профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты»
обучающаяся по специальности:
Педагогика и психология девиантного поведения.
Ещё статьи...
- IX-я Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
- Мастер-класс «Наш слух и не наш голос или анатомия голоса и слуха человека»
- «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО. СТУДЕНТЫ»
- Всероссийская научно-практическая конференция "Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи"