Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова
Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024
1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».
23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Актуальные подходы к обучению русскому языку как иностранному для носителей китайского языка

В рамках V Международного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» состоялось заседание секции "Актуальные подходы к обучению русскому языку как иностранному для носителей китайского языка", которая была организована Институтом иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ совместно с Цзилиньским университетом иностранных языков (г. Чанчунь, Китай). В секции приняли участие научно-педагогические работники ИИЯМС ТГПУ, педагоги и сотрудники других образовательных организаций, а также иностранные студенты, обучающиеся по образовательным программам в рамках договора о сотрудничестве между Институтом иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ и Цзилиньским университетом иностранных языков.
Участники обсудили особенности обучения лексике на уроках русского языка как иностранного, проблемы использования феминитивов в русском и китайском языках, формирование фонетических навыков и развитие вторичной языковой личности при изучении русского языка как иностранного.
По результатам работы секции были озвучены проблемы необходимости дальнейшего изучения методических подходов к обучению русскому языку китайских студентов, важности изучения в сопоставительном аспекте русского и китайского языков и культур, исследования современных изменений русского языка и отражение этих тенденций в обучении русскому языку как иностранному, а также важности гражданско-патриотического воспитания школьников и студентов в разных странах.
Лучшие доклады секции:
Дипломы победителей 1 степени:
Ван Бин, преподаватель Института восточно-европейских языков Цзилиньского университета иностранных языков (Китай), доклад "Исследование внедрения политико-идеологического воспитания в курсы чтения для студентов, обучающихся на русском языке"
Колотова Анна, PhD, доцент Института восточно-европейских языков Цзилиньского университета иностранных языков (Китай), доклад "Гражданско-патриотическое воспитание школьников в России и за рубежом: сравнительный анализ и перспективы"
Дипломы победителей 2 степени:
Ян Лифэй, преподаватель Института восточно-европейских языков Цзилиньского университета иностранных языков (Китай), доклад "Обучение китайских студентов письменной монологической речи с использованием современных интерактивных технологий"
Цао Жань, преподаватель Института восточно-европейских языков Цзилиньского университета иностранных языков (Китай), доклад "Моделирование процесса формирования коммуникативных умений иностранных студентов в поликультурной образовательной среде"
Дипломы победителей 3 степени:
Линь Юйвэй, студент 238 гр. ИИЯМС ТГПУ / Цзилиньский университет иностранных языков (Китай), доклад "Феминитивы и проблемы их использования". Научный руководитель: Волкова Татьяна Федоровна., канд. филол. наук, доцент кафедры деловой коммуникации на русском и иностранных языках ИИЯМС ТГПУ
Цзян Аньци, студент 2201 гр. Цзилиньского университета иностранных языков (Китай)/ 2210 гр. ИИЯМС ТГПУ, доклад "Лингводидактический потенциал русскоязычных блогов о Китае при обучении говорению китайских школьников на продвинутом этапе". Научный руководитель: Володина Дарья Николаевна, канд. филол. наук, доцент кафедры деловой коммуникации на русском и иностранных языках ИИЯМС ТГПУ
Гао Юань, студент 2202 гр. Цзилиньского университета иностранных языков (Китай)/ 2210 гр. ИИЯМС ТГПУ, доклад "Фонетическая зарядка как средство формирования фонетических навыков обучающихся на уроках русского языка как иностранного". Научный руководитель: Бабакина ТатьянаНиколаевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам ИИЯМС ТГПУ
Цянь Синьи, студент 2202 гр. Цзилиньского университета иностранных языков (Китай)/ 2210 гр. ИИЯМС ТГПУ, доклад "Интеллект-карты как средство формирования лексических навыков на уроках русского языка как иностранного". Научный руководитель: Круглова Людмила Васильевна, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам ИИЯМС ТГПУ
6 мая 2025

С 22 по 23 апреля 2025 г. на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета проходила V Международная научно-практическая конференция «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов», направленная на поддержку научной и творческой инициативы иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в российских и зарубежных вузах.
В секции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» выступали студенты, магистранты и аспиранты из разных вузов России. Студентка ИИЯМС 2 курса 238 группы Лю Мэнъюй выступила с докладом «Культура чая в Китае и России: чайная посуда» (научный руководитель: Замятина Елена Викторовна, доцент кафедры деловой коммуникации на русском и иностранных языках ИИЯМС ТГПУ). Студентка ИИЯМС 2 курса 238 группы Дэн Юань в своем докладе «Искусственный интеллект и большие данные: перспективы и риски современного мира» подчеркнула наиболее острые проблемы использования искусственного интеллекта и больших данных в Китае, приведя конкретные примеры и статистические данные, и была награждена дипломом в номинации «За актуальность заявленной проблемы» (научный руководитель: Володина Дарья Николаевна, доцент кафедры деловой коммуникации на русском и иностранных языках ИИЯМС ТГПУ).
В секции «Актуальные проблемы гуманитарных наук: языкознание и литературоведение» студентка 2 курса 238 группы ИИЯМС Ли Цзяжуй выступила с докладом «Сопоставительный анализ синтаксических функций и морфологических признаков существительных в китайском и русском языках в простом предложении» и была награждена дипломом II степени (научный руководитель: Володина Дарья Николаевна, доцент кафедры деловой коммуникации на русском и иностранных языках ИИЯМС ТГПУ).
Студентка 2 курса 238 группы ИИЯМС Линь Юйвэй за доклад "Феминитивы и проблемы их использования" была отмечена дипломом в номинации «За актуальность и практическую значимость в сфере гуманитарных наук» (научный руководитель: Волкова Татьяна Федоровна, доцент кафедры деловой коммуникации на русском и иностранных языках ИИЯМС ТГПУ).
Поздравляем наших студентов и их научных руководителей и желаем дальнейших успехов в научной деятельности!
28 апреля 2025

Союз переводчиков России совместно с МГУ им. Н.П. Огарева и Пензенским государственным университетом провели II Межрегиональный конкурс перевода DE VERBO AD SENSUM DE SENSU AD VERBUM. Конкурс проводился по двум номинациям: «Перевод художественного текста» и «Перевод научно-популярного текста».
По результатам конкурса победителями в номинации «Перевод художественного текста» стали:
I место:
- Расторгуева Полина, гр. 217 (руководитель: канд. филол. наук, доцент кафедры перевода и переводоведения А.С. Персидская)
- Пырсикова Алина, гр. 217 (руководитель: канд. филол. наук, доцент кафедры перевода и переводоведения А.С. Персидская)
Поздравляем обучающихся и руководителя с победой и желаем дальнейших успехов!
28 апреля 2025
В Олимпиаде «Будущий учитель» приняли участие более 100 будущих абитуриентов из стран СНГ

Более 100 старшеклассников из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана проверили свои знания по шести профилям (русский язык, иностранный язык, математика, биология, психология, логопедия), приняв участие в олимпиаде «Будущий учитель», организованной Институтом иностранных яызков и международного согтрудничества ТГПУ.
25 апреля 2025
XXIII Международный конкурс перевода “Digital Lttera Scripta”

Кафедра иностранных языков и перевода ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» совместно со Свердловским региональным отделением Союза Переводчиков России завершила XXIII Международный конкурс перевода “Digital Lttera Scripta”!
11 апреля 2025 года были подведены итоги XXIII Международного конкурса перевода “Digital Lttera Scripta”. Из 811 конкурсных работ были отобраны лучшие переводы с таких языков как: английский, немецкий, французский, итальянский, греческий, испанский, корейский, китайский. В рамках конкурса работы принимались по трем номинациям: «Художественная проза», «Публицистика» и «Поэзия» (для секций английского и немецкого языков). Конкурс проходил в период с 16 декабря 2024 года по 11 апреля 2025 года.
Всего участие в конкурсе приняли 622 человека. На первый этап жюри отобрало 248 из 811 конкурсных работ, а по итогам второго этапа оценивания – 126 работ.
Обучающиеся ИИЯМС ТГПУ стали победителями данного конкурса в нескольких номинациях:
I место в номинации «Публицистика» (перевод с немецкого языка на русский):
Анастасия Морозова, гр. 214, (руководитель: канд. филол. наук Ю.А. Готлан)
I место в номинации «Проза» » (перевод с немецкого языка на русский):
Валерия Гуцалюк, гр. 214, (руководитель: канд. филол. наук Ю.А. Готлан)
III место в номинации «Публицистика» (перевод с английского языка на русский):
Алина Кузьмина, гр. 214, (руководитель: канд. филол. наук А.С. Персидская)
Поздравляем победителей и руководителей и желаем дальнейших успехов!
23 апреля 2025
Новости 31 - 35 из 893
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
СТУДЕНТКИ ТГПУ СТАЛИ ОБЛАДАТЕЛЕМ КУБКА ГУБЕРНАТОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

С 08 по 10 сентября 2025 г. в спортивном комплексе «Юпитер» (г. Томск, ул. Смирнова, 48б) состоялся Открытый региональный турнир «Кубок Губернатора Томской области» по баскетболу среди женских команд, в котором приняла участие студенческая женская сборная команда ТГПУ.
Наши девушки уверенно заняли первое место и стали обладателем Кубка Губернатора Томской области!22 сентября 2025
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
СТУДЕНТЫ ТГПУ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И ПРИЗЁРАМИ ДВУХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Сборная команда ТГПУ по спортивной аэробике на минувшей неделе приняла участие в Открытых региональных соревнованиях по спортивной аэробике и Спартакиаде образовательных организаций высшего образования 2024-2025 годов.
13-14 мая 2025 г. состоялись Открытые региональные соревнования, в которых приняли участие более 300 спортсменов из 15 регионов нашей страны. В возрастной категории 18 лет и старше наша сборная стала победителем в общекомандном зачёте. В номинациях «Группа» и «Гимнастическая платформа» команда ТГПУ также стала победителем, а в номинации «Трио» – серебряным призером.
24 мая 2025
20 апреля состоялись соревнования по дартсу среди мужских команд

20 апреля 2025 года прошли увлекательные соревнования по дартсу среди мужских команд. Эти состязания привлекли внимание большого числа студентов и преподавателей, желающих поддержать участников. Настроение было крайне позитивным, атмосфера наполнена дружескими эмоциями и искренним желанием показать лучшее выступление.
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 269
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)
С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР
Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.
В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.
Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.
Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).
Алгоритм подачи заявки по ссылке:
Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru/docs/advisor/
Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.
Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать скан-копии документов для зачисления.
Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:
КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.
Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.
Контактные лица:
Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru
Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru
10 сентября 2025
Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!
Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.
Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.
Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!
На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:
- Бакалавров групп
753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1
- Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
- Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится
с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
Внимание! Вход в корпуса по паспортам!
29 августа 2025
Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»
Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.
Целью форума в Томске в 2025 году стала выработка единой стратегии развития регионального образования. Форум собрал педагогов, управленцев и экспертов для профессионального диалога, обмена лучшими практиками и формирования новых подходов к обучению.
В мероприятии приняли участие руководители и заместители руководителя органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и заместители руководителя образовательных организаций всех типов, педагоги и гости Форума.
Среди участников и организаторов секционных мероприятий были и представители профессорско-преподавательского состава разных кафедр технолого-экономического факультета.
21 августа, в ОГАОУ «Интеграция» состоялось событие, объединившее в себе строгость научного подхода и живую энергию педагогического поиска, здесь прошел семинар с элементами мастер-класса «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях», организованный сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности. В аудитории собрались 65 участников — учителя и преподаватели из общеобразовательных и профессиональных организаций Томской области, чтобы вместе обсудить современные подходы к преподаванию учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР).
Семинар стал частью реализации масштабного проекта — государственного задания Минпросвещения РФ QZOY-2025-0005 «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «ОБЗР» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Семинар открыла своим приветственным словом руководитель госзадания Елена Станиславовна Синогина, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ. Она подчеркнула значимость форума и самого мероприятия для региона, напомнив, что формирование готовности молодежи к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях сегодня является не просто задачей педагогики, но и важнейшей частью государственной политики в сфере образования. Елена Станиславовна обозначила главную мысль дня: лишь объединив усилия исследователей и педагогов-практиков можно выстроить систему подготовки школьников к вызовам XXI века.
Первым в содержательную часть погрузил слушателей Константин Леонидович Пустозёров, учитель технологии ОГБОУ «Интеграция». Его рассказ о возможностях VR-симулятора управления дронами «Flytonica» сразу оживил пространство: педагоги увидели, как цифровой тренажер превращается в настоящий учебный инструмент. Симуляция управления беспилотными летательными аппаратами, моделирование чрезвычайных ситуаций и сценариев, приближенных к реальности, вызвали неподдельный интерес. Для школьников это — возможность шагнуть в практику, для учителей — новая дидактика, напрямую отвечающая на вызовы времени. В составе комплекса — не только VR-приложение, но и версия для ПК с редактором карт, а также web-интерфейс с LMS-системой, что позволяет использовать его как в классных комнатах, так и онлайн, с возможностью автоматической оценки пролёта и хранения записи тренировки. В ходе демонстрации Константин Леонидович показал, как учащиеся могут проходить различные полетные задания — от доставки груза и поиска объектов до пролетов по трассе на скорость — и как симулятор помогает развить реакцию и способность принимать оптимальные решения в критических ситуациях.
Затем выступила Елена Александровна Полева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и старший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад об анализе дополнительной литературы по вопросам безопасности оказался исследованием не только содержательным, но и трезво критическим. Елена Александровна показала, что при изобилии пособий для младших школьников практически отсутствуют качественные материалы для подростков и старшеклассников, а отдельные издания вызывают сомнение в надежности. В контексте госзадания ее работа позволила очертить реальные пробелы методического обеспечения и выработать рекомендации, как восполнить этот дефицит. Отдельный акцент был сделан на вопросах личных границ, доверительных отношений между детьми и взрослыми и роли семьи в формировании навыков безопасности.
Особое внимание участников привлекло выступление Андрея Петровича Глухова, кандидата философских наук, доцента, руководителя научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании ТГПУ. Он представил то, что еще недавно казалось футурологией: искусственный интеллект в преподавании ОБЗР. Он подчеркнул, что цифровизация ОБЗР сегодня вызвана не только ростом числа чрезвычайных ситуаций, но и сменой образовательной парадигмы: от пассивного усвоения знаний к активному моделированию реальных сценариев. Слушателям были представлены симуляторы и VR/AR-тренажеры: отработка первой помощи при травмах, кровотечениях и остановке сердца, примеры тренажеров компании «Комплектант», позволяющих действовать в безопасной, но максимально приближенной к реальности среде. Именно такие практики позволяют формировать у обучающихся жизненно важные навыки, соответствующие задачам госзадания. Отдельный блок был посвящен применению искусственного интеллекта: от генерации планов уроков и тестов до визуализации и анализа знаний. ИИ, как отметил Андрей Петрович, становится не заменой педагогу, а его союзником, помогая персонализировать обучение и формировать ключевые компетенции в рамках госзадания. Завершая выступление, он призвал педагогов к «быстрым победам» — попробовать уже сегодня зарегистрироваться в отечественных генеративных нейросетях, сгенерировать план урока или схему действий, чтобы на практике ощутить, как цифровые технологии экономят время, усиливают наглядность и позволяют глубже вовлечь учеников.
Продолжила линию системного развития Наталия Андреевна Федорова, директор Центра дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ. Ее доклад был посвящен новой программе повышения квалификации «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях». Курс, рассчитанный на 72 часа, сочетает в себе разнообразные форматы: лекции, практикумы и проектную работу, а также блоки по цифровым технологиям, психологической подготовке и тактической тренировке. Педагоги, присутствовавшие в зале, получили возможность зарегистрироваться на обучение прямо в ходе семинара, что превратило теоретический разговор о перспективах в конкретные шаги профессионального развития.
Завершила работу семинара Софья Анатольевна Ломовская, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и младший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад о формировании устойчивости к стрессу у школьников наполнил аудиторию тихой, но ощутимой энергией практики. Она показала, как когнитивный, поведенческий, эмоционально-регулятивный и социальный подходы могут интегрироваться в образовательный процесс. Упражнения «СТОП» и «Якорь спокойствия», дыхательные техники были восприняты с большим интересом. Участники признались: эти методы они готовы применять уже завтра на своих уроках.
Семинар «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях» стал не просто обменом опытом, а площадкой, где перспективные идеи обретали живое дыхание. Педагоги, слушая и пробуя новые методики, сами становились частью того изменения, которое сегодня так необходимо системе образования.
22 августа 2025 года в рамках данного форума прошел круглый стол «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений», который был организован кафедрой экономики и предпринимательства совместно с Бизнес-инкубатором социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ.
Мероприятие стало площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов развития предпринимательского мышления у школьников и студентов СПО. В нем приняли участие представители СОШ и дополнительных образовательных центров г. Томска и Томской области, в частности из Кожевниковского, Кривошеинского, Первомайского районов.
В ходе дискуссии рассматривались важные вопросы:
Какие формы и методы обучения наиболее эффективно формируют предпринимательские компетенции?
Какие барьеры мешают внедрению предпринимательского образования и как их преодолеть?
Как можно усилить взаимодействие между образовательными учреждениями для обмена опытом, совместной реализации проектов и формирования единой системы поддержки предпринимательских инициатив у молодежи?
В процессе работы круглого стола участники (представители школ, дополнительных образовательных центров города и области) активно делились опытом по формированию предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях, выявили и обсудили проблемы в данной сфере. Так главным барьером оказалась отдаленность региональных образовательных учреждений, которая уже несколько лет решается взаимодействием с ТЦТР «Пульсар». Другая проблема – низкая осведомленность о проводимых мероприятиях и грантах для школьников и студентов СПО, поскольку информация, присылаемая на электронный адрес школы, не всегда доходит до учителя-предметника. Данная проблема была выявлена и на других площадках форума.
Особое внимание уделялось развитию системы взаимодействия и укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями города Томска и региона, а также созданию условий для совместной работы и обмена лучшими практиками с целью более эффективной подготовки будущих предпринимателей.
Включению трека по развитию предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на форум АвгустПро способствовало дальнейшее продвижение и коммерциализация исследовательской и проектной деятельности, внедрение проектной деятельности с пятого класса, а в некоторых школах и с начального уровня подготовки.
Результатом работы круглого стола «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений» стал обмен контактными данными участников, в первую очередь в системе «Образовательная организация – вуз» и договоренность о дальнейшем сотрудничестве: приглашение обучающихся на мероприятия и образовательные программы, проводимые в ТГПУ, консультирование проектов обучающихся экспертами ТГПУ, проведение совместных мероприятий на территории заинтересованных школ, СПО и в ВУЗе, а также обучение педагогов общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на курсах повышения квалификации и в магистратуре по стартап-проектированию.
Такой обмен опытом вдохновляет на новые идеи и укрепляет связь между образовательными учреждениями, стимулируя развитие предпринимательских инициатив среди молодежи. Надеемся, что подобные мероприятия станут стартовой площадкой для реализации еще большего количества успешных проектов!
В цикле мероприятий для учителей истории и обществознания Копытова А.И. познакомилась с изменениями в преподавании истории и обществознания в 2025-2026 учебном году, опытом участия коллег во всероссийском проекте «Книга города», с методами обучения на уроках истории, обществознания и приемами мотивации при выборе профессии, способами геймификации онлайн-уроков по финансовой грамотности от Банка России. Опыт коллег планируется внедрить в экономическое образование студентов ТГПУ.
Участие Копытовой А.И. и Арышевой Г.В. в семинаре ТГУ «Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников: система конкурсов и конференций проектных и исследовательских работ в университете» и проектной сессии ТУСУРа «Роль проекта «Инженерные классы ТУСУР» в развитии школьного инженерного образования» позволили выявить малую информационную осведомленность образовательных учреждений в профориентационных мероприятиях.
На площадке РАО «Педагогическое образование в контексте Стратегии развития образования до 2040 года» коллеги кафедры познакомились современной образовательной моделью школы будущего, которую планируют открыть ТГУ в рамках инновационного образовательного проекта.
Панельная дискуссия, проводимая проректором по образовательной деятельности Садиевой М.С. «Социальные лифты для экспортной индустрии: интеграция образования и реального сектора экономики» выявила проблемы и перспективы непрерывного обучения гражданина РФ.
Арышева Г.В. и Окушко К.Э. посетили площадку Кванториума г. Томска Образовательная игра «Клуб образовательных настольных игр», и не только познакомились с разработками организации, но и поиграли в настольные игры.
Деловая игра «Лаборатория предпринимательства «Стартап-70» от РЦРТ «Пульсар», на которой присутствовали Копытова А.И. и Богак Т.В. была посвящена новому инновационному проекту Томского педагогического колледжа, в основу которого ложится создание стартап-студий на базе образовательных организаций.
Студенты и магистранты (Кнор Карина, Митрошенко Дмитрий, Тузяк Елизавета, Путинцева Анастасия и другие) также приняли активное участие в треках форума, что дало отличную возможность встретиться и обменяться мнениями с коллегами-педагогами и методистами из различных учреждений основного школьного и дополнительного образования.
Так, магистрант Путинцева Анастасия посетила круглый стол «Изменение педагогической позиции в образовательном взаимодействии с ребёнком», которое было посвящено обсуждению вопросов, связанных с необходимостью трансформации традиционной педагогической позиции. Рассматривалась важная тема изменений в подходе к роли педагога, которому предстоит перейти от пассивного транслятора знаний к активному координатору образовательного взаимодействия с учениками. Акцент делался на преимуществах современных форм коммуникативного взаимодействия, таких как проектная деятельность, игровые технологии и коллективные исследовательские задания, благодаря которым дети становятся активными участниками учебного процесса и развивают ключевые компетенции XXI века: самостоятельное мышление, аналитику и творческие способности. Важной частью дискуссии стали темы эмоциональной культуры педагога и важности позитивного стиля общения с детьми. Была рассмотрена технология позитивного взаимодействия «Ты-сообщение — Я-сообщение», предполагающая уважительное общение и взаимопонимание, построенное на взаимном доверии и внимании друг к другу. Этот подход помогает выстраивать гармоничные отношения внутри класса и поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки.
А на проектной сессии «Роль этнокультурных традиций в воспитании духовно-нравственной культуры обучающихся: от теории к практике», посвящённой значимости этнических культурных традиций в формировании нравственности и мировоззрения молодёжи, акцент ставился на важности сохранения и трансляции исторического опыта старших поколений, на воспитании чувства гордости за своё наследие и укрепление патриотических чувств. Ключевая тема обсуждения - ценности православных и народных традиций в духовной жизни младшего школьного возраста.
Отдельное внимание привлекли современные средства популяризации культурной истории и традиций, такие как квиз-технология и интерактивные игры, помогающие привлекать молодых людей к познанию собственного культурного прошлого и настоящего. Было отмечено, что традиционные элементы культуры российских немцев и других малочисленных народов также играют важную роль в обогащении общей картины национальной идентичности.
Представленные презентации учебных проектов показали яркий пример тесного сотрудничества школьников, родителей и преподавателей, направленного на сохранение народного творчества и исторической памяти. Подчёркивалось, что внедрение изученных идей и материалов возможно не только в дополнительном обучении, но и непосредственно в основной школьной программе, повышая уровень межкультурного понимания и укрепляя единство российского общества.
26 августа 2025
ТЭФ приглашает на образовательные программы:
- Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Технология и Безопасность жизнедеятельности
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Педагог профессионального образования
- Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит
- Менеджмент, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Предпринимательство и стартап-проектирование в социальной сфере
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Экологический менеджмент и экобезопасность
Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»
2 июля 2025
ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»
По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!
Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
23 июня 2025
Новости 1 - 5 из 711
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций
Уважаемые коллеги! В сентябре-декабре 2014 года Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров предлагает вам:
- курсы повышения квалификации в рамках СЕТЕВОЙ ПЛОЩАДКИ (40 часов-очно, 68-дистанционно)
- курсы повышения квалификации по РАСПРЕДЕЛЕННОЙ МОДЕЛИ (108 часов-дистанционно, срок обучения-3 месяца)
- курсы повышения квалификации по НАКОПИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ (108 часов-модули (семинары, мастер-классы и пр.)как очные, так и дистанционные, срок обучения- от одного года до трех лет)
- СЕМИНАРЫ 8-ми часовые по самым актуальным вопросам современного образовательного процесса (семинары реализуются и в очном, и в дистанционном режимах)
- ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ по всем направлениям деятельности школы, детского сада (программы реализуются и в очном и в дистанционном режимах)
ТАКЖЕ мы приглашаем педагогические коллективы школ и детских садов к сотрудничеству в рамках СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ТГПУ. Для СТАЖИРОВОЧНЫХ площадок ТГПУ предусмотрены особые ценовые возможности для обучения преподавателей на курсах повышения квалификации и по программам профессиональной переподготовки.
5 сентября 2014
Уважаемые коллеги – учителя, методисты ОУ, директора и заместители директоров!
Уважаемые коллеги – воспитатели дошкольных образовательных учреждений, методисты, заведующие ДОУ, заместители заведующих!
9 июня -13 июня 2014 года (очная часть) Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) приглашает вас на курсы повышения квалификации по проблеме проектирования и реализация современного занятия в ОУ, в ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Подать заявку на курсы можно по адресу tspu.ru/povkval/pk
4 июня 2014
Уважаемые коллеги – воспитатели ДОУ, заведующие ДОУ, заместители заведующих ДОУ, воспитатели детских садов, психологи, методисты, специалисты управлений образования!
26 мая - 30 мая 2014 года (очная часть) Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) приглашает вас на курсы повышения квалификации по проблеме развития интегративных качеств дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС.
Подать заявку на курсы можно по адресу tspu.ru/povkval/pk
21 мая 2014
![]() |
На факультете повышения квалификации и переподготовки кадров 21-25 апреля 2014 года (очная часть обучения) прошли курсы по теме:
|
• Совершенствование методики преподавания музыки в условиях ФГОС
• Современные методики развития творческих способностей дошкольников в условиях ФГОС
По итогам проведенного мониторинга практически по всем тематическим модулям слушатели выставили более 8,7 баллов из 10 возможных по предложенным шкалам.
План-проспект курсовых мероприятий на январь-июнь 2014 года Вы сможете прочитать на сайте ТГПУ по адресу https://tspu.ru/povkval/pk
5 мая 2014
Уважаемые коллеги – воспитатели дошкольных образовательных учреждений, методисты, заведующие ДОУ, заместители заведующих, преподаватели и специалисты системы дополнительного образования!
Уважаемые коллеги – учителя всех предметных направлений, директора и заместители директоров школ, методисты, преподаватели системы дополнительного образования!
12 мая - 16 мая 2014 года (очная часть) Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) приглашает вас на курсы повышения квалификации по проблеме использования дистанционных технологий при организации современного образовательного процесса в образовательном учреждении в условиях ФГОС.
29 апреля 2014
Новости 296 - 300 из 338
Начало | Пред. | 58 59 60 61 62 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
КЛАССНЫЕ ВСТРЕЧИ: ТГПУ И ШКОЛА
В этом учебном году педагогический коллектив МАОУ СОШ №36 г. Томска пополнился молодыми специалистами. Под руководством советника директора по воспитанию Ольги Владимировны Бабенковой обучающиеся 8-х классов включились в Марафон «Классные встречи», инициированный Российским движением молодёжи (РДШ), и посетили классные встречи с молодыми специалистами. Одна из этих встреч состоялась с учителями русского языка и литературы Захарчевской Надеждой Владимировной и Сливкиной Александрой Андреевной, выпускниками ИФФ ТГПУ.
У школьников было много вопросов: в какой школе учились, какой предмет нравился больше всего, почему пришли работать в школу, нравится/трудно работать учителем, как проводите свободное время, есть ли вообще свободное время у учителя?
Надежда Владимировна и Александра Андреевна рассказали о Томском педагогическом университете: его истории, активной и интересной жизни студентов историко-филологического факультета, о собственной учёбе в качестве студента и магистранта.
На этих встречах молодые учителя не только ответили на многочисленные вопросы ребят: у них была хорошая возможность привлечь их к своему предмету, заинтересовать школьников через личный пример позитивным отношением к учёбе (Захарчевская Н.В. и Сливкина А.А. учатся в магистратуре ИФФ ТГПУ), к самообразованию, активной жизни, занимаясь спортом, путешествуя, осваивая новое.
Материал подготовлен
доцентом кафедры русского языка Безменовой Л.Р.
5 декабря 2022
Подведены итоги Конкурса профессионального мастерства студентов-филологов 5 курса, прошедших производственную практику в школах г. Томска и Томской области, по теме «Культурное наследие: русский язык», посвящённого Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Цели конкурса:
-
формирование положительного отношения обучающихся школ и вуза к русскому языку, культуре народа как важнейшим духовным ценностям;
-
повышение качества образования обучающихся и студентов;
-
внедрение и распространение современных образовательных технологий;
-
совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса в школе и вузе;
-
совершенствование практик наставничества для эффективных механизмов роста профессионального мастерства педагогов и оформления пространства будущей профессиональной деятельности студента-филолога;
-
поддержка творческих студентов и повышение престижа учительской профессии.
Данный конкурс был организован кафедрой русского языка историко-филологического факультета ТГПУ и экспертно-методическим советом МАОУ СОШ №36 г. Томска.
Участниками конкурса стали 13 студентов, представившие:
– конспект/сценарий/технологическую карту урока, которые были разработаны конкурсантами под руководством учителя-наставника;
– оценочные карты, заполненные учителями-предметниками, которые посетили данное образовательное событие студента;
– отзыв учителя-наставника.
Студенты представили на конкурс уроки русского языка и литературы с культурологической компонентой, разработанные в соответствии с ФГОС, используя индивидуальную, групповую и коллективную формы организации образовательного пространства. Диапазон тем включал произведения фольклора, сказки А. Пушкина, творчество С. Есенина и писателей Серебряного века по литературе; обобщение материала по разным частям речи, уроки развития речи по обучению текстовой деятельности.
Были широко использованы приёмы следующих технологий: игровая, ТРИЗ, РКМЧП, личностно-ориентированного обучения, сингапурские методики.
Заключительная и промежуточная рефлексии также представлены в разных формах в зависимости от возраста обучающихся: синквейн, эмоциональный гномик или дом, разгадывание шифра, подбор ассоциаций и т.д.
Экспертиза представленных на конкурс работ осуществлялась жюри в составе:
1.Безменовой Л.Р., к.п.н., заместителя директора по НМР МАОУ СОШ №36, доцента кафедры русского языка ИФФ ТПУ;
2.Каширина А.А., к.ф.н., заместителя директора по НМР МАОУ СОШ №40, старшего преподавателя кафедры русского языка ИФФ ТГПУ;
3.Подрезовой И.И., заслуженного учителя РФ, учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №36, внештатного сотрудника Лаборатории Русской речевой культуры и теории текста ТГПУ;
4. Матецкой О.М., учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №36.
Результаты конкурса
I место – Семашко Ульяна Андреевна, гр.382
Кириченко Василина Николаевна, гр.382
II место – Мазенова Василина Сергеевна, гр.382
Седельникова Александра Леонидовна, гр.382
Байгулова Татьяна Алексеевна, Нехай Татьяна Андреевна,. гр.381,382
III место – Шмигалёва Елена Артёмовна, гр.382
Поздравляем победителей!
Сертификаты об участии в конкурсе получат:
Гормолысова Галина Геннадьевна, гр. 382
Клышова Кристина Евгеньевна, гр 381
Степанова Анастасия Валерьевна, гр. 381
Казанцева Елизавета Михайловна, гр. 381
Ранцева Юлия Константиновна, гр.381
Пипиекова Рада Валерьевна, гр. 382
Благодарности педагогам-наставникам, сопровождающим студентов на практике и в конкурсе, будут вручены:
Рябущенко Г.С., МАОУ гимназия №2 г. Асино Томской области
Подрезовой И.И., МАОУ СОШ №36 г. Томск
Кремень С.В., МАОУ лицей №7 г. Томск
Зозуля О.В., МАОУ лицей №7 г. Томск
Куденко Ю.Е., МАОУ «Лицей им. И.В. Авдзейко» Томского района
Крючковой Ю.А., МАОУ СОШ №36 г. Томск
Мячиной Н.Г., МАОУ гимназия №26 г. Томск
Нявро Р.И., ЧОУ «Лицей ТГУ»
Мельниковой М.А., МБОУ «Каргасокская СО школа-интернат №1»
Божко Н.В., МАОУ СОШ№5 г. Асино Томской области
Русаковой Э.В., МБОУ «СОШ №197 им. В. Маркелова» г. Северск
Рихтер Е.А., МАОУ «Заозёрная СОШ № 16» г. Томск
Благодарим всех участников: студентов-филологов 5 курса ИИФ, педагогов-наставников школ-партнёров, членов жюри за продуктивную работу!
Материал подготовлен
Безменовой Л.Р., доцентом кафедры русского языка ИФФ
29 ноября 2022
Подготовка учителя истории к уроку как тема научного осмысления и дискуссии
Аспирант ИФФ ТГПУ, заместитель директора по инновационной работе учитель истории и обществознания МАОУ гимназии 55 им. Е. Г. Вёрсткиной г. Томска, Дмитрий Попцов принял участие в масштабном научно-образовательном мероприятии - I Международном Педагогическом марафоне «Традиции и инновации управления образовательными системами», посвященном 150-летию Московского педагогического государственного университета. Дмитрий Попцов выступил 24 ноября в рамках Круглого стола «Научно-методическая работа в современной школе: фокус-группы, новеллы и трендвочеры» с докладом о новых форматах научно-методической работы учителя истории в образовательной организации.
Тема доклада молодого исследователя вполне соотносится не только с содержанием его диссертационного исследования («Технологизация процесса подготовки учителя истории к уроку как фактор повышения эффективности обучения»), которое осуществляется под руководством доктора исторических наук Олега Николаевича Мухина, но и с практической деятельностью - опытом научно-методической работы в Гимназии №55 города Томска.
Научное осмысление стратегии управления гимназией позволяет описать и совершенствовать технологии соуправления развитием гимназии, мотивационные условия развития учителей в рамках акмеологического подхода. Последнему направлению Дмитрий Попцов уделяет в своем докладе особое внимание, поскольку небезосновательно считает, что профессионализм учителя начинается с его личностной педагогической позиции, осознания им своих целей или даже миссии, которую он выполняет, чётко сформулированных профессиональных намерений и стремлений. По мнению исследователя, этим и обусловлена актуальность обновления классических форм методической работы, необходимости создания её новых, рефлексивных, фасилитационных форматов.
Доклад Дмитрия Попцова вызвал заинтересованное обсуждение участников Круглого стола, которые обсуждали предложенную ученым идею уровневой модели системы повышения профессионального развития (роста) педагога, центральным компонентом которой является адресная поддержка педагогов. Цель такой модели – оперативное реагирование на задачи развития педагогического коллектива, самое важное – отдельного педагога, которая позволяет эффективно решить профессиональные затруднения и проблемы учителей непосредственно на рабочем месте. Модель включает три уровня, в основе которых лежит согласованность государственных, общегимназических и личностных (учительских) целей по достижению высокого качества образования.
Реализация такой модели научно-методической поддержки педагога способствует решению инновационных задач развития образовательной организации и предполагает следующие направления деятельности образовательной организации.
1. Постоянный поиск и выбор оптимальной структуры методической работы.
2. Изучение мотивов творческой профессиональной деятельности и учет их в организации методической работы.
3. Постепенная индивидуализация в работе с кадрами, актуальность адресной поддержки.
4. Введение новых субъектов методической работы: временные творческие коллективы, проектные команды, педагогический коллектив как субъект методической работы.
5. Придание работе профессиональных объединений целевого характера по развитию профессиональных умений конкретных учителей.
6. Построение методической работы на диагностической основе, обратная связь.
7. Работа по развитию эмоционального интеллекта, культурного кругозора учителя, его функциональной грамотности как специально организованная деятельность.
По мнению Дмитрия Попцова, поддержанного комментариями участников Круглого стола, организация научно-методической работы в рамках именно этих направлений способствует развитию педагога как творческой личности, переключению его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск решений, превращению педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания личности учеников.
28 ноября 2022
С 10 по 13 ноября состоялся IX Международный научный форум молодых исследователей (преподавателей русского языка и перевода) “Языки. Культуры. Перевод”, организованный Высшей школой перевода МГУ и Российской академией образования. От ТГПУ участие в форуме приняли магистрантки группы 329М специализации “Русский как иностранный” Глушенкова Виктория Львовна (как слушатель) и Коломейцева Татьяна Сергеевна (с докладом).
Как на заказ, в середине ноября под Москвой стояла теплая осенняя погода, что придавало особое очарование форуму, проходившему практически на природе, в пансионате “Университетский” в деревне Волково недалеко от Звенигорода. Программа была насыщена лекциями, научными и развлекательными мероприятиями. По словам Виктории Львовны Глушенковой, “интересные встречи, мастер-классы и, конечно, возможность услышать корифеев науки подарили много впечатлений и новых идей”.
В первый день был организован трансфер от главного корпуса МГУ до пансионата, а также ужин и регистрация участников форума. Второй день выдался насыщенным выступлениями руководителей и преподавателей МГУ. С приветственным словом обратился директор Высшей школы перевода МГУ, профессор, академик Российской академии образования Николай Константинович Гарбовский. С докладом о неизвестном Пушкине выступила академик Российской академии образования Наталья Ивановна Михайлова. Далее состоялись мастер классы от преподавателей Высшей школы перевода МГУ, круглые столы и творческие мастерские.
Третий день оказался сначала посвящен пленарным докладам доцента МГУ Ирины Леонидовны Анастасьевой о вариативности смыслов в литературно-художественных произведениях, профессора МГУ Надежды Николаевны Мироновой – о лингвистическом ландшафте как объекте междисциплинарных исследований, профессора МГУ Ларисы Александровны Манерко – о понятии идентичности в мультикультурном аспеке, затем была организована лингвопереводческая игра (квест). Вторая половина дня отводилась под заседания научных секций: “Наука о переводе в глобальном мире”, “Вопросы межкультурной коммуникации”, “Традиции и инновации в современных концепциях обучения русскому языку как иностранному”, “Перевод как вектор научных знаний и культурных ценностей”, “Вопросы перевода художественной литературы”, “Вопросы лингвистики и межкультурной коммуникации” и “Актуальные вопросы лингводидактики”.
Магистрантка ТГПУ Татьяна Сергеевна Коломейцева сделала доклад “Преподавание русского языка как иностранного онлайн для китайских студентов: дидактический ресурс лексической темы “характер человека”” на секции “Актуальные вопросы лингводидактики”. Доклад сопровождался электронной презентацией, а слушателям для большего вовлечения были предложен специально разработанный авторский научно-популярный тест о характере человека в китайской философии Дао. Участники встретили доклад и тест с любопытством и одобрением. Коломейцева Татьяна Сергеевна отмечает атмосферу взаимоподдержки на секции и особенно благодарит модераторов Галину Михайловну Литвинову и Марию Владимировну Басову, а также студентку высшей школы перевода МГУ Ульяну Дмитриевну Соболеву. Также примечательно, что из всей насыщенной программы форума одногруппница Татьяны Сергеевны по магистратуре “Русский как иностранный” ТГПУ Виктория Львовна Глушенкова выбрала ее доклад и пришла послушать, несмотря на то, что личное знакомство наших студенток состоялось уже после доклада, ведь эта магистратура – дистанционная, и Виктория Львовна учится из Новокузнецка, а Татьяна Сергеевна – из Москвы. Вот так научные мероприятия объединяют и дают место проявлению взаимного интереса и профессиональной взаимопомощи нашим магистрантам.
Четвертый день был посвящен организационным вопросам, связанным с отъездом участников.
По итогам форума планируется публикация материалов. Аннотации докладов можно найти в печатной программе форума.
Фотографии предоставлены Викторией Львовной Глушенковой и Татьяной Сергеевной Коломейцевой.
21 ноября 2022
Программа Международного форума
21 ноября 2022
Новости 186 - 190 из 1394
Начало | Пред. | 36 37 38 39 40 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Уважаемые студенты 1 курса ФПСО, 1 сентября ждем Вас на торжественной линейке в 335 аудитории учебного корпуса №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75).
Вас ждет знакомство с факультетом и кураторами, которые ответят на все ваши вопросы, а также кураторские часы.
Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов учатся 1 сентября по расписанию!
Студенты, поступившие на образовательные программы магистратуры учатся по расписанию.
853М - Профиль: Практическая психология и консультирование в образовании.
855М - Профиль: Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей и взрослых.
Вечером встречаемся на торжественном мероприятии "Врывайся в Педагогический" у главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60). В 18:00 начало ярмарки студенческих структур ТГПУ, а в 19:00 официальное начало мероприятия. Вас ждет выступление кавер-группы, интерактивы со студентами и розыгрыши от спонсоров!
Расписание занятий https://timetable.tspu.ru/
31 августа 2025
Сотрудники ФПСО ТГПУ посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Сотрудники факультета психологии и специального образования ТГПУ 04.07.2025 г. в рамках партнерства посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Встреча стала отличной площадкой для обмена опытом. Специалисты ДДиЮ "Факел" поделились информацией о работе группы экстренного реагирования, принципах построения профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования, а также обучением педагогических работников. ФПСО ТГПУ предложил совместные проекты, направленные на повышение квалификации педагогов.
Взаимодействие ТГПУ и ДДиЮ "Факел" – это ключ к взращиванию практикоориентированных и целеустремленных педагогов. Благодаря совместным усилиям молодые специалисты будут обладать не только теоретическими знаниями, но и ценными практическими навыками.
Совместные мероприятия по обмену опытом и стажировки – это реальные инструменты повышения квалификации и внедрения инновационных методик в образовательный процесс.
9 июля 2025
Кафедра дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очно 28 мая 2025 года для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Межрегиональный (с международным участием) фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ»).
Фестиваль «СТЭМ» - это новый проект ФПСО, организованный с целью повышения качества подготовки студентов, изучения глубины знаний по педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, развития творческих способностей студентов, навыков самостоятельной работы и творческого применения ими полученных знаний.
Фестиваль состоялся при поддержке администрации ТГПУ, деканата ФПСО, профсоюзной организации студентов ТГПУ, а также спонсора - торгового дома «Карандаш». Автором дизайна фестивальной атрибутики и логотипа «СТЭМ» стала Мария Горохова (студентка 3 курса 823 группы ФПСО).
В «СТЭМ», проходившем в Конференц-зале Научной Библиотеки ТГПУ, приняло участие 80 человек (студенты ФПСО, ИИЯМС, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), преподаватели).
В начале Фестиваля прозвучал гимн ТГПУ в исполнении Татьяны Першиной (4 курс, группа 813 ФПСО) и Казачук Евгении (2 курс, группа 833 ФПСО).
Фестиваль открыла Наталия Анатольевна Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, к.пед.н., доцент кафедры дефектологии. Как автор идеи проведения СТЭМ на ФПСО и координатор Фестиваля она отметила важность взаимодействия представителей профессионального педагогического сообщества, пожелала всем студентам удачи в представлении своих профессиональных мини-проектов.
Руководитель и организатор «СТЭМ», Елена Анатольевна Филимонова, отметила, что в первом Фестивале «СТЭМ-2025» участвуют студенты ТГПУ и ТГПК; студенты Факультета психологии и специального образования, Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского государственного педагогического колледжа (всего 27 человек). Показу творческих мини-проектов предшествовала работа по выбору участников, названия и девиза команды, определение основного актуального содержания, средств и форм представления, музыкального и художественно-эстетического оформления выступления. Свои творческие мини-проекты представили 6 команд (команды логопедов «Слово за слово», «Радуга внутри», «Индиго: твой потенциал – наша цель!», «Внутри себя» (ФПСО); команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (ИИЯМС) и команда «Театр-студия «Действие» (ТГПК).
Ведущая Фестиваля, Елена Жукова (студентка 3 курса 823 группы) отметила, что выступления команд оценивали профессиональные эксперты: Н.А. Мёдова (к.пед.н., доцент), И.Р. Фёдорова (к.пед.н., доцент), Е.А. Филимонова (старший преподаватель), Л.В. Сергеева (преподаватель) кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.
Основными критериями оценки мини-проектов были: актуальность содержания; наглядность и познавательность материала; психолого-педагогическая компетентность; адекватность выбора средств решения профессиональной задачи; оригинальность и креативность композиции; высокий уровень речевой коммуникации; музыкальное и художественно-эстетическое оформление; эмоциональная выразительность и актерское мастерство.
В процессе подведения итогов Фестиваля, Е.А. Филимонова исполнила под гитару песню «Берегите друзей» со словами «Не жалейте для друга улыбок, пониманья, немного тепла. Наша жизнь состоит из ошибок. В ней, итак, не хватаем добра…», напомнив студентам и коллегам о том, как важно кроме профессионального мастерства, быть добрым человеком в психолого-педагогической деятельности. Тогда не возникнут многие трудности, конфликты и преграды...
В студенческих мини-проектах были отражены: проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра (РАС); трудности становления учителя-логопеда, включившегося в коррекционный процесс; психолингвистические особенности развития современного студента, изучающего сразу несколько иностранных языков; умение выбрать правильные методики коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и формирование экологического сознания у детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе творческих выступлений получены следующие результаты.
Диплом I степени награждена команда логопедов «Внутри себя» (Фотина Яна, Иванова Олеся, Нестерова Владислава, Бахышов Бахыш Немат оглы, Казачук Евгения, студенты 2 курса 833 группы ФПСО).
Дипломом II степени награждена команда логопедов «Радуга внутри» (Чернова Анастасия, Дудова Виктория, Паныхина Алена, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом III степени награждена команда логопедов «Слово за слово» (Романова Кристина, Карпова Ирина, Гронникова Александра, Мусатова Александра, Малова Вероника, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом IV степени награждена команда логопедов «Индиго: твой потенциал – наша цель!» (Усова Влада, Розалёнок Варвара, Куденкова Анастасия, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом V степени награждена команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (Айдагулова Анна, Бурдочкин Арсений, Михайлова Полина, Синкина Виктория, Чернов Андрей, студенты 2 курса 235 и 237 групп ИИЯМС ТГПУ).
В номинация «Лучший цифровой проект Дипломом I степени награждена команда «Театр-студия «Действие» (Кручинина Виктория (2 курс, 2234 группа), Белобородова Софья (2 курс, 1232 группа), Харьковская Екатерина (2 курс, 2232 группа), Артемова Анастасия (1 курс, 2242 группа), Шебанова Дарья (3 курс, 3224 группа), Гофман Ольга (1 курс, 1243 группа) студенты Томского государственного педагогического колледжа).
Таким образом, «СТЭМ – 2025» можно считать студенческим мероприятием, развивающим прикладные и творческие способности студентов для самореализации в будущей профессии.
Благодарим за организационное и техническое сопровождение «СТЭМ - 2025» Жукову Елену, Едомских Софию, Вильт Анну, Перминову Алину, Горохову Марию, Осетрову Ирину, Фролову Наталью (студентов 3 курса 823 группы ФПСО), Попову Дарью (студентку 2 курса 833 группы, председателя профбюро студентов ФПСО), Голубеву Эльвиру (студентку 2 курса 237 группы ИИЯМС); фото и видео-специалистов Службы ТВ ТГПУ.
Отдельная благодарность О.В. Козловой (главному библиотекарю Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ) за организационно-методическое сопровождение Фестиваля «СТЭМ»; Е.П. Чаврову (директору ООО «Торговый дом «Карандаш») и Е. Тимохиной (делопроизводителю ООО «ТД «Карандаш») за оказание спонсорской помощи в проведении Фестиваля «СТЭМ – 2025».
Всем участникам, организаторам и гостям Фестиваля, спасибо за взаимодействие. Надеемся, что Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») станет факультетской традицией.
3 июня 2025
15 мая 2025
"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

20-23 апреля 2025 года состоялся Международный фестиваль педагогических вузов стран СНГ, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов "Свечи памяти". В рамках данного фестиваля проводился конкурс молодых преподавателей государств-участников СНГ "Учимся учить-2025". Старший преподаватель кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования Смалёха Екатерина Алексеевна стала лауреатом IV международного конкурса. На конкурс было подано более 130 заявок, по итогам в Московский педагогический государственный университет были приглашены 5 победителей и 20 лауреатов конкурса. В конкурсе приняли участие молодые преподаватели из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также городов России (Москва, Воронеж, Тула, Новосибирск, Шадринск, Томск).
Смалёха Е.А. рассказала об участии в этом фестивале: "Я была удостоена чести рассказать участникам фестиваля о своём родном Педагогическом университете и как он проживал тяжёлые военные годы. Преемственность поколений преподавательского состава в военное и послевоенное время до настоящего времени – это больше чем наследие! Ведь роль учителя в жизни каждого человека велико. Преподаватель тогда и сейчас – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих студентов на пути к профессии".
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
Доцент ИДиА на форуме воспитателей Сибирского федерального округа
26 августа в Новосибирске состоялся Форум воспитателей дошкольных образовательных организаций, объединивший педагогов, руководителей детских садов и региональных координаторов Программы просвещения родителей из 10 регионов Сибирского федерального округа: Алтайского и Красноярского края, Республик Алтай, Тыва и Хакасия, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей.
Делегация от Томской области включала педагогов из г. Стрежевого, Северска, Томска, Колпашевского, Кожевниковского, Томского районов, представителей ТОИПКРО и ТГПУ (Яркина Т.Н., зав. кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА ТГПУ).
Организаторами Форума в Новосибирске выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования Новосибирской области, Российское общество «Знание», Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Институт изучения семьи, детства и воспитания, Новосибирский государственный педагогический университет и Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Цель форума – обмен опытом между педагогами ДОО, формирование устойчивой системы поддержки семьи, где детский сад становится центром просвещения, а воспитатель – проводником знаний, доверия и партнерства.
Открылся форум пленарным заседанием, в ходе которого федеральные и региональные эксперты обозначили ключевую задачу современного дошкольного образования – выстраивание эффективного партнерства между детским садом и семьей. В рамках пленарного заседания экспертами были затронуты вопросы государственной политики в сфере взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, применения научно обоснованных подходов и передовых методик организации просветительской работы с родителями. С приветственным словом обратилась заместитель Министра просвещения Российской Федерации Ольга Колударова.
Заместитель директора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Министерства просвещения Российской Федерации Н.Ю. Костюк подробно рассмотрела просвещение родителей воспитанников как меру государственной поддержки и инструмент формирования единого образовательного пространства. Директор филиала Российского общества «Знание» в Новосибирской области Д.О. Баранов рассказал о просветительских проектах Российского общества «Знание». В выступлении Е.Н. Приступа, директора Института развития, здоровья и адаптации ребенка г. Москва, была раскрыта роль родителей в формировании фундамента личностного развития ребенка и воспитания у них семейных ценностей.
Практическая часть прошла в формате семи тематических секций – «Цветик-семицветик»: «Каждый родитель хочет знать, как гражданина страны воспитать», «Каждый родитель хочет знать, как безопасно в компьютер играть», «Каждый родитель хочет знать, как без слез детский сад посещать», «Каждый родитель хочет знать, как здоровым ребенку стать», «Каждый родитель хочет знать, как книголюбом ребенку стать», «Каждый родитель хочет знать, как ребенку друзей отыскать», «Каждый родитель хочет знать, как дошколенку школьником стать». В рамках данных тематических секций участники форума работали над созданием просветительских материалов для родителей: сценариев мероприятий, ролевых игр, памяток, кейсов, контента для цифровых платформ и тематических изданий.
«Принимая во внимание ту роль, которую родители играют в воспитании и развитии дошкольников, педагогу очень важно выстроить с ними конструктивное взаимодействие, сделать своими союзниками. В этом отношении Форум дает педагогам возможность обменяться лучшими практиками в области взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, вооружает актуальными инструментами реализации Программы просвещения и эффективными способами оказания родителям качественной профессиональной поддержки", – отмечает Яркина Т.Н.
2 сентября 2025
Уважаемые преподватели и студенты, от всей души поздравляем вас с Днём знаний и началом нового учебного года! Этот осенний день, наполненный особым волнением и свежим ветром перемен. Пусть этот учебный год станет для вас источником новых профессиональных свершений и творческого удовлетворения.
Студенты, желаем, чтобы ваши годы в стенах университета были наполнены яркими событиями, вдохновением и упорством в достижении целей. Верьте в свои силы, мечтайте смело и помните: весь наш дружный университет, институт и каждый факультет верит в вас и готов поддержать на этом увлекательном пути!
Педагоги, пусть лекции будут вдохновенными, а студенты — любознательными и целеустремлёнными. Желаем вам, чтобы ваша мудрость и терпение всегда находили благодарный отклик, а энергия и энтузиазм никогда не иссякали, крепкого здоровья, душевного спокойствия и гармонии не только в стенах университета, но и за его пределами. Пусть ваша жизнь будет наполнена уважением, признанием и самыми тёплыми словами благодарности.
Дирекция ИДиА
1 сентября 2025
Списки первокурсников по группам (бакалавриат)
Списки первокурсников, обучающихся по программе среднего профессионального образования
28 августа 2025
Проведение мастер-класса по мультипликации на форуме Август.PRO-2025
23 августа 2025 года преподавателем ИДиА - Гумберг Анаастасией Сергеевной совместно с социальным парнером ООО "Интерактивная идея" Плетневой Еленой Владимировной на площадке форума Август.PRO был проведен мастер-класс «Мультипликация как развивающий, образовательный и воспитательный элемент в детском саду и начальной школе".
Проведение мастер-класса по мультипликации обусловлено тем, что технология мультипликации является педагогическим средством организации досуговой деятельности, открытой средой и пространством возможностей развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на Территории, открытой Детству! в рамках проекта ТГПУ Детский университет "STEAM-лаборатория". А также создает условия сопровождения педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства.
Мастер-класс раскрыл многогранный потенциал мультипликации в образовательном процессе, ее развивающий, образовательный и воспитательный аспекты. Наиболее ценным для участников стала доступность технологии, пошаговость процесса создания мультфильма, интерактивность взаимодействия с участниками мастер-класса. Также продемонстрировал не просто развлекательную, а глубокую дидактическую ценность технологии, где каждый педагог получил готовый инструмент для реализации проектной деятельности с детьми, конкретные методические приемы интеграции мультипликации в основные образовательные программы, мотивацию к применению новых цифровых инструментов в педагогической практике, понимание, как эффективно сочетать традиционные виды детской деятельности с современными технологиями.
25 августа 2025
Выставка "80 лет Великой Победе" на Август.ПРО-2025
С 21 по 23 августа 2025 года на педагогическом форуме "Август.ПРО: матрица педагогических изменений" работала тематическая выставка «80 лет Великой Победе». На ней были представлены художественно-творческие работы студентов кафедры музыкального и художественного образования факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики ТГПУ. Выставка посвящена Году Защитника Отечества и отражает вечную в изобразительном искусстве тему защиты Родины. Первые художественные произведения о Великой Отечественной войне появились уже в 1941 году, а потом - и в период войны, и после Победы - ее события стали одной из ведущих тем в отечественной художественной культуре. Большинство произведений поражают образностью и художественной выразительностью, благодаря чему их эмоциональный посыл понятен даже тем, кто знает о войне очень мало. Волнует она и нынешнее молодое поколение художников, что заметно в представленных на выставке студенческих работах. Их отличает глубокое содержание, волнующее душу, в них чувствуется связь поколений, проникновенно показана тема памяти. На картинах изображены воевавшие на фронтах и трудившиеся в тылу прадеды и прабабушки молодых авторов работ, а также те, кто сегодня проявляет самопожертвование, невероятную стойкость и волю к жизни, выполняет долг перед Родиной, защищая наши границы, участвуя в специальной военной операции.
"Участие в форуме с выставкой художественных работ позволяет студентам - будущим педагогам по изобразительному искусству быть сопричастными к истории, культурному наследию, нравственным идеалам, визуальному закреплению чувств и эмоций в деле воспитания российских традиционных духовных ценностей у детей, подростков и молодежи", - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор ИДиА.
25 августа 2025
Новости 1 - 5 из 578
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования
опубликованы сборники материалов конференций Форума 2025

Уважаемые коллеги и участники Международной научно-практической конференции «Педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социокультурных практик» (V Международного научно-образовательного Форума ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ)!
1 октября 2025
Старт совместного проекта ИРПО ТГПУ и Управления образования Администрации ЗАТО Северск.

26 сентября 2025
С успехом прошло практическое занятие по музееведению в Семилуженском остроге

23 сентября 2025
Будущие кураторы ЗабГУ освоили инновационный курс по ИИ-профориентации

18 сентября 2025

16 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 395
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец