Новости физико-математического факультета

Реализован первый этап исследовательского проекта

В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".  

Подробнее

30 октября 2024

ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова

IMG 20240920 WA0004

 

     Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
     В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
     Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
     Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.  

Помним. Любим. Благодарим. Скорбим

 

Коллектив физико-математического факультета ТГПУ

 

  Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru

Подробнее

20 сентября 2024

ВНКСФ-28

   WhatsApp Image 2024 04 12 at 12.04.19

 

    1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.

Подробнее

8 апреля 2024

2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»

     По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».

ФНУ 1

 

Подробнее

23 октября 2023


Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

СТУДЕНТЫ ИИЯМС ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В VII симпозиуме по преподаванию, исследованиям и повышению квалификации «Simepe»

СТУДЕНТЫ ИИЯМС ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В VII симпозиуме по преподаванию, исследованиям и повышению квалификации «Simepe»

Студенты Института иностранных языков и международного сотрудничества выступили в онлайн-формате с докладами на VII симпозиуме по преподаванию, исследованиям и повышению квалификации «Simepe», который проходил в г. Жуис-ди-Фора (Бразилия).

Подробнее

Подробнее

14 февраля 2025

ИТОГИ КРУГЛОГО СТОЛА, ПОСВЯЩЕННОГО 125-ЛЕТИЮ А.П. ДУЛЬЗОНА

ИТОГИ КРУГЛОГО СТОЛА, ПОСВЯЩЕННОГО 125-ЛЕТИЮ А.П. ДУЛЬЗОНА

Вклад Андрея Петровича Дульзона в изучение языков и культур малочисленных народов Сибири обсудили на круглом столе, посвященном 125-летию ученого.
Подробнее

Подробнее

14 февраля 2025

II ЕЖЕГОДНАЯ ШКОЛА ПЕРЕВОДА

II ЕЖЕГОДНАЯ ШКОЛА ПЕРЕВОДА

Кафедра английской филологии и межкультурной коммуникации Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ приглашает обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений города Томска принять участие в работе II ежегодной Школы перевода .Участие бесплатное.

Даты проведения занятий:
15.03. 2025
22.03.2025
29.03. 2025
05.04. 2025

Тематика занятий:
№ Теоретическая часть Практикум
1. Виды перевода (устный: последовательный, синхронный, и письменный). Особенности устного перевода. Интернет в работе переводчика. Введение в науку о переводе. Практикум по устному переводу с английского языка на русский.
2. Прагматика перевода. Этапы работы над переводом. Лексикография (виды словарей). Лексические и лексико-семантические проблемы перевода (особенности перевода интернациональных слов, ложных друзей переводчика, библеизмов, латинизмов, крылатых слов и выражений). Практикум по письменному переводу с английского языка на русский.
3. Грамматические проблемы перевода (особенности передачи модальности, страдательного залога, артиклей). Практикум по письменному переводу с английского языка на русский.Место проведения - г. Томск, пр. Комсомольский, 75, ауд. 427, 428, корпус №1 ТГПУ.

Участники II ежегодной Школы перевода до 24.02.2025 г. отправляют заполненную заявку на участие во II ежегодной Школе перевода и согласие на обработку персональных данных (Приложение 2 либо Приложение 3) в отсканированном виде по адресу engtspu@yandex.ru, ogkazak@tspu.ru

Шаблоны заявки и согласия на обработку персональных данных

Подробнее

11 февраля 2025

Александра Аркадьевна Ким и Сергей Васильевич Ковылин об исследовании языков народов Сибири

Александра Аркадьевна Ким и Сергей Васильевич Ковылин об исследовании языков народов Сибири

Александра Аркадьевна Ким, профессор кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации ИИЯМС ТГПУ, и  Сергей Васильевич Ковылин, доцент кафедры языков народов Сибири, рассказывают о деятельности по исследованию языков и культур коренных народов Сибири, начатую Андреем Петровичем Дульзоном.

Подробнее

Подробнее

10 февраля 2025

Анна Геннадьевна Богданова и Валерия Михайловна Лемская в гостях у программы "Однажды утром"

Анна Геннадьевна Богданова и Валерия Михайловна Лемская в гостях у программы "Однажды утром"

Анна Геннадьевна Богданова, директор Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, и Валерия Михайловна Лемская, зам. директора ИИЯМС ТГПУ, рассказали о научном пути Андрея Петровича Дульзона и о работе кафедры языков народов Сибири по сохранению и ревитализации исчезающих языков в эфире телепередачи "Однажды утром".
Подробнее

Подробнее

10 февраля 2025


Новости 61 - 65 из 886
Начало | Пред. | 11 12 13 14 15 | След. | Конец

Новости института физической культуры и спорта

Первенство ТГПУ среди сборных команд факультетов и институтов по баскетболу

Первенство ТГПУ среди сборных команд факультетов и институтов по баскетболу

16 марта прошло первенство ТГПУ по баскетболу среди юношей!

Поздравляем победителей и благодарим всех участников за увлекательные матчи и спортивный дух! Это событие стало настоящим праздником для всех любителей баскетбола.

🏀 Итоги соревнований:

🥇 1 место: ИФФ;
🥈 2 место: ИИЯМС;
🥉 3 место: ТЭФ;
      4 место: ФМФ+БХФ.

Благодарим всех болельщиков за поддержку! Ваша энергия создала неповторимую атмосферу на соревнованиях!

Подробнее

20 марта 2025

XXVII Всероссийская научно-практическая конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА", посвящённая памяти профессора Ю.Т. Ревякина

XXVII Всероссийская научно-практическая конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА", посвящённая памяти профессора Ю.Т. Ревякина

28-29 марта состоится XXVII Всероссийская научно-практическая конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА", посвящённая памяти профессора Ю.Т. Ревякина.

В программе конференции работа по следующим научным направлениям:

  • Физическое воспитание и спорт в системе образования, по месту работы и месту жительства граждан.
  • Подготовка спортивного резерва.
  • Профессиональное образование в области физической культуры.
  • Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов.

Подробнее

19 марта 2025

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ КУБКА РОССИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ КУБКА РОССИИ

С 7 по 9 марта 2025 года в г. Орле проходил Кубок России по волейболу среди команд ветеранов.

Старший преподаватель кафедры физкультурно-спортивных дисциплин ИФКС, тренер сборной команды ТГПУ по волейболу Поддубная Лариса Евгеньевна приняла участие в указанных соревнованиях в составе команды «Виктория» (г. Краснодар) и стала победителем в своей возрастной категории.

Поздравляем Ларису Евгеньевну с залуженной победой!

Подробнее

13 марта 2025

Первокурсники ТГПУ по традиции спортивно отметили День учителя

Первокурсники ТГПУ по традиции спортивно отметили День учителя

Первокурсники ТГПУ по традиции спортивно отметили День учителя 🏀

Праздничную спартакиаду организовал Институт физической культуры и спорта.

Команды сошлись в эстафете, включившей задания разной сложности, показали физическую подготовку и проявили смекалку. Кричалками и плакатами поддерживали ребят болельщики.

Подробнее

11 октября 2024

С НАЧАЛОМ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА!

Уважаемые преподаватели и студенты Института физической культуры и спорта ТГПУ!

Дирекция ИФКС поздравляет вас с наступающим новым 2024-2025 учебным годом!

Занятия в новом учебном году начинаются со 2 сентября 2024 г. (понедельник) по расписанию: https://timetable.tspu.ru/ с учётом особенностей организации учебного процесса, изложенных ниже.

Подробнее

29 августа 2024


Новости 11 - 15 из 269
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости технолого-экономического факультета

ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)

С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР

Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».

Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».

Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.

В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.

Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.

Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).

Алгоритм подачи заявки по ссылке:

Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru/docs/advisor/

Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.

Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать  скан-копии документов для зачисления.

Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:

КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60

КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.

Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.

Контактные лица:

Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru

Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru

Подробнее

10 сентября 2025

День знаний

1-sentyabrya-116.gif

Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!

Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.

Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.

Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!

На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:

  1. Бакалавров групп

751, 752

753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1

  1. Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
  2. Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится

с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1

с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1

Внимание! Вход в корпуса по паспортам!

Подробнее

29 августа 2025

Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»

5278429698168322413.jpg

Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.

Целью форума в Томске в 2025 году стала выработка единой стратегии развития регионального образования. Форум собрал педагогов, управленцев и экспертов для профессионального диалога, обмена лучшими практиками и формирования новых подходов к обучению.

В мероприятии приняли участие руководители и заместители руководителя органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и заместители руководителя образовательных организаций всех типов, педагоги и гости Форума.

Среди участников и организаторов секционных мероприятий были и представители профессорско-преподавательского состава разных кафедр технолого-экономического факультета.

21 августа, в ОГАОУ «Интеграция» состоялось событие, объединившее в себе строгость научного подхода и живую энергию педагогического поиска, здесь прошел семинар с элементами мастер-класса «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях», организованный сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности. В аудитории собрались 65 участников — учителя и преподаватели из общеобразовательных и профессиональных организаций Томской области, чтобы вместе обсудить современные подходы к преподаванию учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР).

3.jpg4.jpg

Семинар стал частью реализации масштабного проекта — государственного задания Минпросвещения РФ QZOY-2025-0005 «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «ОБЗР» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».

Семинар открыла своим приветственным словом руководитель госзадания Елена Станиславовна Синогина, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ. Она подчеркнула значимость форума и самого мероприятия для региона, напомнив, что формирование готовности молодежи к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях сегодня является не просто задачей педагогики, но и важнейшей частью государственной политики в сфере образования. Елена Станиславовна обозначила главную мысль дня: лишь объединив усилия исследователей и педагогов-практиков можно выстроить систему подготовки школьников к вызовам XXI века.

Первым в содержательную часть погрузил слушателей Константин Леонидович Пустозёров, учитель технологии ОГБОУ «Интеграция». Его рассказ о возможностях VR-симулятора управления дронами «Flytonica» сразу оживил пространство: педагоги увидели, как цифровой тренажер превращается в настоящий учебный инструмент. Симуляция управления беспилотными летательными аппаратами, моделирование чрезвычайных ситуаций и сценариев, приближенных к реальности, вызвали неподдельный интерес. Для школьников это — возможность шагнуть в практику, для учителей — новая дидактика, напрямую отвечающая на вызовы времени. В составе комплекса — не только VR-приложение, но и версия для ПК с редактором карт, а также web-интерфейс с LMS-системой, что позволяет использовать его как в классных комнатах, так и онлайн, с возможностью автоматической оценки пролёта и хранения записи тренировки. В ходе демонстрации Константин Леонидович показал, как учащиеся могут проходить различные полетные задания — от доставки груза и поиска объектов до пролетов по трассе на скорость — и как симулятор помогает развить реакцию и способность принимать оптимальные решения в критических ситуациях.

Затем выступила Елена Александровна Полева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и старший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад об анализе дополнительной литературы по вопросам безопасности оказался исследованием не только содержательным, но и трезво критическим. Елена Александровна показала, что при изобилии пособий для младших школьников практически отсутствуют качественные материалы для подростков и старшеклассников, а отдельные издания вызывают сомнение в надежности. В контексте госзадания ее работа позволила очертить реальные пробелы методического обеспечения и выработать рекомендации, как восполнить этот дефицит. Отдельный акцент был сделан на вопросах личных границ, доверительных отношений между детьми и взрослыми и роли семьи в формировании навыков безопасности.

1.jpg2.jpg

 

 

 

 

 

Особое внимание участников привлекло выступление Андрея Петровича Глухова, кандидата философских наук, доцента, руководителя научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании ТГПУ. Он представил то, что еще недавно казалось футурологией: искусственный интеллект в преподавании ОБЗР. Он подчеркнул, что цифровизация ОБЗР сегодня вызвана не только ростом числа чрезвычайных ситуаций, но и сменой образовательной парадигмы: от пассивного усвоения знаний к активному моделированию реальных сценариев. Слушателям были представлены симуляторы и VR/AR-тренажеры: отработка первой помощи при травмах, кровотечениях и остановке сердца, примеры тренажеров компании «Комплектант», позволяющих действовать в безопасной, но максимально приближенной к реальности среде. Именно такие практики позволяют формировать у обучающихся жизненно важные навыки, соответствующие задачам госзадания. Отдельный блок был посвящен применению искусственного интеллекта: от генерации планов уроков и тестов до визуализации и анализа знаний. ИИ, как отметил Андрей Петрович, становится не заменой педагогу, а его союзником, помогая персонализировать обучение и формировать ключевые компетенции в рамках госзадания. Завершая выступление, он призвал педагогов к «быстрым победам» — попробовать уже сегодня зарегистрироваться в отечественных генеративных нейросетях, сгенерировать план урока или схему действий, чтобы на практике ощутить, как цифровые технологии экономят время, усиливают наглядность и позволяют глубже вовлечь учеников.

Продолжила линию системного развития Наталия Андреевна Федорова, директор Центра дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ. Ее доклад был посвящен новой программе повышения квалификации «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях». Курс, рассчитанный на 72 часа, сочетает в себе разнообразные форматы: лекции, практикумы и проектную работу, а также блоки по цифровым технологиям, психологической подготовке и тактической тренировке. Педагоги, присутствовавшие в зале, получили возможность зарегистрироваться на обучение прямо в ходе семинара, что превратило теоретический разговор о перспективах в конкретные шаги профессионального развития.

Завершила работу семинара Софья Анатольевна Ломовская, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и младший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад о формировании устойчивости к стрессу у школьников наполнил аудиторию тихой, но ощутимой энергией практики. Она показала, как когнитивный, поведенческий, эмоционально-регулятивный и социальный подходы могут интегрироваться в образовательный процесс. Упражнения «СТОП» и «Якорь спокойствия», дыхательные техники были восприняты с большим интересом. Участники признались: эти методы они готовы применять уже завтра на своих уроках.

5.jpg

Семинар «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях» стал не просто обменом опытом, а площадкой, где перспективные идеи обретали живое дыхание. Педагоги, слушая и пробуя новые методики, сами становились частью того изменения, которое сегодня так необходимо системе образования.

22 августа 2025 года в рамках данного форума прошел круглый стол «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений», который был организован кафедрой экономики и предпринимательства совместно с Бизнес-инкубатором социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ.

Мероприятие стало площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов развития предпринимательского мышления у школьников и студентов СПО. В нем приняли участие представители СОШ и дополнительных образовательных центров г. Томска и Томской области, в частности из Кожевниковского, Кривошеинского, Первомайского районов. 

5278429698168322416_1.jpg5278429698168322417_1.jpg

В ходе дискуссии рассматривались важные вопросы:

Какие формы и методы обучения наиболее эффективно формируют предпринимательские компетенции?

Какие барьеры мешают внедрению предпринимательского образования и как их преодолеть?

Как можно усилить взаимодействие между образовательными учреждениями для обмена опытом, совместной реализации проектов и формирования единой системы поддержки предпринимательских инициатив у молодежи?

В процессе работы круглого стола участники (представители школ, дополнительных образовательных центров города и области) активно делились опытом по формированию предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях, выявили и обсудили проблемы в данной сфере. Так главным барьером оказалась отдаленность региональных образовательных учреждений, которая уже несколько лет решается взаимодействием с ТЦТР «Пульсар». Другая проблема – низкая осведомленность о проводимых мероприятиях и грантах для школьников и студентов СПО, поскольку информация, присылаемая на электронный адрес школы, не всегда доходит до учителя-предметника. Данная проблема была выявлена и на других площадках форума.

Особое внимание уделялось развитию системы взаимодействия и укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями города Томска и региона, а также созданию условий для совместной работы и обмена лучшими практиками с целью более эффективной подготовки будущих предпринимателей.

Включению трека по развитию предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на форум АвгустПро способствовало дальнейшее продвижение и коммерциализация исследовательской и проектной деятельности, внедрение проектной деятельности с пятого класса, а в некоторых школах и с начального уровня подготовки.

Результатом работы круглого стола «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений» стал обмен контактными данными участников, в первую очередь в системе «Образовательная организация – вуз» и договоренность о дальнейшем сотрудничестве: приглашение обучающихся на мероприятия и образовательные программы, проводимые в ТГПУ, консультирование проектов обучающихся экспертами ТГПУ, проведение совместных мероприятий на территории заинтересованных школ, СПО и в ВУЗе, а также обучение педагогов общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на курсах повышения квалификации и в магистратуре по стартап-проектированию.

Такой обмен опытом вдохновляет на новые идеи и укрепляет связь между образовательными учреждениями, стимулируя развитие предпринимательских инициатив среди молодежи. Надеемся, что подобные мероприятия станут стартовой площадкой для реализации еще большего количества успешных проектов!

В цикле мероприятий для учителей истории и обществознания Копытова А.И. познакомилась с изменениями в преподавании истории и обществознания в 2025-2026 учебном году, опытом участия коллег во всероссийском проекте «Книга города», с методами обучения на уроках истории, обществознания и приемами мотивации при выборе профессии, способами геймификации онлайн-уроков по финансовой грамотности от Банка России. Опыт коллег планируется внедрить в экономическое образование студентов ТГПУ.

Участие Копытовой А.И. и Арышевой Г.В. в семинаре ТГУ «Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников: система конкурсов и конференций проектных и исследовательских работ в университете» и проектной сессии ТУСУРа «Роль проекта «Инженерные классы ТУСУР» в развитии школьного инженерного образования» позволили выявить малую информационную осведомленность образовательных учреждений в профориентационных мероприятиях.

На площадке РАО «Педагогическое образование в контексте Стратегии развития образования до 2040 года» коллеги кафедры познакомились современной образовательной моделью школы будущего, которую планируют открыть ТГУ в рамках инновационного образовательного проекта.

Панельная дискуссия, проводимая проректором по образовательной деятельности Садиевой М.С. «Социальные лифты для экспортной индустрии: интеграция образования и реального сектора экономики» выявила проблемы и перспективы непрерывного обучения гражданина РФ.

Арышева Г.В. и Окушко К.Э. посетили площадку Кванториума г. Томска Образовательная игра «Клуб образовательных настольных игр», и не только познакомились с разработками организации, но и поиграли в настольные игры. 

Деловая игра «Лаборатория предпринимательства «Стартап-70» от РЦРТ «Пульсар», на которой присутствовали Копытова А.И. и Богак Т.В. была посвящена новому инновационному проекту Томского педагогического колледжа, в основу которого ложится создание стартап-студий на базе образовательных организаций.

Студенты и магистранты (Кнор Карина, Митрошенко Дмитрий, Тузяк Елизавета, Путинцева Анастасия и другие) также приняли активное участие в треках форума, что дало отличную возможность встретиться и обменяться мнениями с коллегами-педагогами и методистами из различных учреждений основного школьного и дополнительного образования.

Так, магистрант Путинцева Анастасия посетила круглый стол «Изменение педагогической позиции в образовательном взаимодействии с ребёнком», которое было посвящено обсуждению вопросов, связанных с необходимостью трансформации традиционной педагогической позиции. Рассматривалась важная тема изменений в подходе к роли педагога, которому предстоит перейти от пассивного транслятора знаний к активному координатору образовательного взаимодействия с учениками. Акцент делался на преимуществах современных форм коммуникативного взаимодействия, таких как проектная деятельность, игровые технологии и коллективные исследовательские задания, благодаря которым дети становятся активными участниками учебного процесса и развивают ключевые компетенции XXI века: самостоятельное мышление, аналитику и творческие способности. Важной частью дискуссии стали темы эмоциональной культуры педагога и важности позитивного стиля общения с детьми. Была рассмотрена технология позитивного взаимодействия «Ты-сообщение — Я-сообщение», предполагающая уважительное общение и взаимопонимание, построенное на взаимном доверии и внимании друг к другу. Этот подход помогает выстраивать гармоничные отношения внутри класса и поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки.

А на проектной сессии «Роль этнокультурных традиций в воспитании духовно-нравственной культуры обучающихся: от теории к практике», посвящённой значимости этнических культурных традиций в формировании нравственности и мировоззрения молодёжи, акцент ставился на важности сохранения и трансляции исторического опыта старших поколений, на воспитании чувства гордости за своё наследие и укрепление патриотических чувств. Ключевая тема обсуждения - ценности православных и народных традиций в духовной жизни младшего школьного возраста.

Отдельное внимание привлекли современные средства популяризации культурной истории и традиций, такие как квиз-технология и интерактивные игры, помогающие привлекать молодых людей к познанию собственного культурного прошлого и настоящего. Было отмечено, что традиционные элементы культуры российских немцев и других малочисленных народов также играют важную роль в обогащении общей картины национальной идентичности.

Представленные презентации учебных проектов показали яркий пример тесного сотрудничества школьников, родителей и преподавателей, направленного на сохранение народного творчества и исторической памяти. Подчёркивалось, что внедрение изученных идей и материалов возможно не только в дополнительном обучении, но и непосредственно в основной школьной программе, повышая уровень межкультурного понимания и укрепляя единство российского общества.

 

Подробнее

26 августа 2025

Памятка для абитуриента 2025

ТЭФ приглашает на  образовательные программы:

Бакалавриат

 Магистратура

Прием документов

Вступительные испытания

Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»

Подробнее

2 июля 2025

ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»

школа_мечты.jpg

По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!

Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича  и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Подробнее

Подробнее

23 июня 2025


Новости 1 - 5 из 707
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости биолого-химического факультета

ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология» 15 мая 2025 г в СибГМУ состоялся межвузовский этап Региональной олимпиады студентов вузов Томской области по дисциплине: «Нормальная физиология».

Подробнее

17 сентября 2025

Встреча с первокурсниками 2025

Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20. 

IMG 5453

Подробнее

28 августа 2025

НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ

Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.

image002image003image004image005image006

Подробнее

19 мая 2025

Практическая биология 8-9 классы

На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.

0102030405

Подробнее

26 марта 2025

День открытых дверей на БХФ

25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).

Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.

01020304050608

07

Подробнее

26 марта 2025


Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций

В Томской области завершилась интенсивная программа повышения квалификации для советников директоров по воспитанию

В Томской области завершилась интенсивная программа повышения квалификации для советников директоров по воспитанию

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». 

Подробнее

16 сентября 2025

ЦДОРК ТГПУ принял участие в организации и проведении программы повышения квалификации для советников директоров по воспитанию

Логотип на стр. НовостиС 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.

Подробнее

11 сентября 2025

ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года

На логотип Август проЕжегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.

Подробнее

4 сентября 2025

Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

В ТГПУ 29.08.2025 года успешно завершилось  обучение студентов непедагогических вузов по дополнительной профессиональной программе (программе переподготовки) по программе «Педагогические основы профобразования».

Подробнее

2 сентября 2025

Курсы педагогов-организаторов и учителей ОБЗР

ОБЗР логотипЦентр дополнительного образования и развития компетенций приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курс повышения квалификации по  программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».

Подробнее

29 августа 2025


Новости 1 - 5 из 337
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости историко-филологического факультета

ТГПУ – ПАРТНЕР ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Инофоны22 августа в рамках масштабного педагогического форума «Август ПРО» работала площадка круглого стола, посвященная деятельности «Центра русского языка для детей-инофонов и их родителей». Мероприятие собрало школьных учителей, методистов и представителей высшей школы для решения одной из самых острых проблем современного образования – нехватки квалифицированных кадров для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Томский государственный педагогический университет выступил одним из ключевых партнеров и экспертов в этом вопросе.

Подробнее

25 августа 2025

РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОНЛАЙН-ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМНИТЬ», ПОСВЯЩЕННОЙ 80-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Уважаемые участники!

В формате онлайн прошла Всероссийская олимпиада школьников «Забыть нельзя, помнить», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Подробнее

26 мая 2025

РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОНЛАЙН-ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ «ПРАВО ГОЛОСА: СКВОЗЬ ГОДЫ ИСТОРИИ»

Уважаемые участники!

С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:

I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)

II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).

Дипломы и сертификаты вы можете скачать по ссылке.

Подробнее

29 апреля 2025

Итоги работы секции «Музейное пространство: образование и воспитание» в рамках работы II сетевой межрегиональной методической конференции «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования»

Музейное направление25.04.2025 г. состоялась II сетевая межрегиональная методическая конференция «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования» (в рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ). На конференции была организована работа секции «Музейное пространство: обучение и воспитание» (согласно Соглашения 18/1-50 от 01.12.2023 г. между ИФФ ТГПУ и МАОУ СОШ № 36 г. Томска).

Подробнее

29 апреля 2025

Открытая лекция к 80-летию Победы «Пьесы военных лет»

Пьесы военных летПриглашаем всех желающих на открытую лекцию, посвященную 80-летию Победы, которая состоится 6 мая в 14:00. Тема лекции — «Пьесы военных лет».

Лектором выступит Е.В. Головчинер, заслуженный работник культуры РФ, доктор филологических наук и профессор ТГПУ.

Место проведения: ул. Карла Маркса, 14, 2 этаж, каб. 53 (конференц-зал).

Вход свободный! Не упустите возможность узнать больше о важной странице нашей истории и обсудить её с экспертом. Ждём вас!

Подробнее

29 апреля 2025


Новости 1 - 5 из 1394
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости факультета психологии и специального образования

1 сентября!

1 сентябряУважаемые студенты 1 курса ФПСО, 1 сентября ждем Вас на торжественной линейке в 335 аудитории учебного корпуса №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75).
Вас ждет знакомство с факультетом и кураторами, которые ответят на все ваши вопросы, а также кураторские часы.

Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов учатся 1 сентября по расписанию!

Студенты, поступившие на образовательные программы магистратуры учатся по расписанию.

853М - Профиль: Практическая психология и консультирование в образовании.

855М - Профиль: Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей и взрослых.

Вечером встречаемся на торжественном мероприятии "Врывайся в Педагогический" у главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60). В 18:00 начало ярмарки студенческих структур ТГПУ, а в 19:00 официальное начало мероприятия. Вас ждет выступление кавер-группы, интерактивы со студентами и розыгрыши от спонсоров!

Расписание занятий https://timetable.tspu.ru/

Подробнее

31 августа 2025

Сотрудники ФПСО ТГПУ  посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.

IMG 20250704 WA0006Сотрудники факультета психологии и специального образования ТГПУ  04.07.2025 г. в рамках партнерства посетили  Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.

Встреча стала отличной площадкой для обмена опытом. Специалисты ДДиЮ "Факел" поделились информацией о работе группы экстренного реагирования, принципах построения профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования, а также обучением педагогических работников. ФПСО ТГПУ предложил совместные проекты, направленные на повышение квалификации педагогов.

Взаимодействие ТГПУ  и ДДиЮ "Факел" – это ключ к взращиванию практикоориентированных и целеустремленных педагогов. Благодаря совместным усилиям молодые специалисты будут обладать не только теоретическими знаниями, но и ценными практическими навыками.

Совместные мероприятия по обмену опытом и стажировки – это реальные инструменты повышения квалификации и внедрения инновационных методик в образовательный процесс.

 

Подробнее

9 июля 2025

Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») на ФПСО

1 я и все участникиКафедра дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очно 28 мая 2025 года для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Межрегиональный (с международным участием) фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ»).

Фестиваль «СТЭМ» - это новый проект ФПСО, организованный с целью повышения качества подготовки студентов, изучения глубины знаний по педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, развития творческих способностей студентов, навыков самостоятельной работы и творческого применения ими полученных знаний.

Фестиваль состоялся при поддержке администрации ТГПУ, деканата ФПСО, профсоюзной организации студентов ТГПУ, а также спонсора - торгового дома «Карандаш». Автором дизайна фестивальной атрибутики и логотипа «СТЭМ» стала Мария Горохова (студентка 3 курса 823 группы ФПСО).

В «СТЭМ», проходившем в Конференц-зале Научной Библиотеки ТГПУ, приняло участие 80 человек (студенты ФПСО, ИИЯМС, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), преподаватели).

В начале Фестиваля прозвучал гимн ТГПУ в исполнении Татьяны Першиной (4 курс, группа 813 ФПСО) и Казачук Евгении (2 курс, группа 833 ФПСО).

Фестиваль открыла Наталия Анатольевна Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, к.пед.н., доцент кафедры дефектологии. Как автор идеи проведения СТЭМ на ФПСО и координатор Фестиваля она отметила важность взаимодействия представителей профессионального педагогического сообщества, пожелала всем студентам удачи в представлении своих профессиональных мини-проектов.

Руководитель и организатор «СТЭМ», Елена Анатольевна Филимонова, отметила, что в первом Фестивале «СТЭМ-2025» участвуют студенты ТГПУ и ТГПК; студенты Факультета психологии и специального образования, Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского государственного педагогического колледжа (всего 27 человек). Показу творческих мини-проектов предшествовала работа по выбору участников, названия и девиза команды, определение основного актуального содержания, средств и форм представления, музыкального и художественно-эстетического оформления выступления. Свои творческие мини-проекты представили 6 команд (команды логопедов «Слово за слово», «Радуга внутри», «Индиго: твой потенциал – наша цель!», «Внутри себя» (ФПСО); команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (ИИЯМС) и команда «Театр-студия «Действие» (ТГПК).

Ведущая Фестиваля, Елена Жукова (студентка 3 курса 823 группы) отметила, что выступления команд оценивали профессиональные эксперты: Н.А. Мёдова (к.пед.н., доцент), И.Р. Фёдорова (к.пед.н., доцент), Е.А. Филимонова (старший преподаватель), Л.В. Сергеева (преподаватель) кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.

Основными критериями оценки мини-проектов были: актуальность содержания; наглядность и познавательность материала; психолого-педагогическая компетентность; адекватность выбора средств решения профессиональной задачи; оригинальность и креативность композиции; высокий уровень речевой коммуникации; музыкальное и художественно-эстетическое оформление; эмоциональная выразительность и актерское мастерство.

В процессе подведения итогов Фестиваля, Е.А. Филимонова исполнила под гитару песню «Берегите друзей» со словами «Не жалейте для друга улыбок, пониманья, немного тепла. Наша жизнь состоит из ошибок. В ней, итак, не хватаем добра…», напомнив студентам и коллегам о том, как важно кроме профессионального мастерства, быть добрым человеком в психолого-педагогической деятельности. Тогда не возникнут многие трудности, конфликты и преграды...

В студенческих мини-проектах были отражены: проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра (РАС); трудности становления учителя-логопеда, включившегося в коррекционный процесс; психолингвистические особенности развития современного студента, изучающего сразу несколько иностранных языков; умение выбрать правильные методики коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и формирование экологического сознания у детей с особыми образовательными потребностями.

В ходе творческих выступлений получены следующие результаты.

Диплом I степени награждена команда логопедов «Внутри себя» (Фотина Яна, Иванова Олеся, Нестерова Владислава, Бахышов Бахыш Немат оглы, Казачук Евгения, студенты 2 курса 833 группы ФПСО).

Дипломом II степени награждена команда логопедов «Радуга внутри» (Чернова Анастасия, Дудова Виктория, Паныхина Алена, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).

Дипломом III степени награждена команда логопедов «Слово за слово» (Романова Кристина, Карпова Ирина, Гронникова Александра, Мусатова Александра, Малова Вероника, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).

Дипломом IV степени награждена команда логопедов «Индиго: твой потенциал – наша цель!» (Усова Влада, Розалёнок Варвара, Куденкова Анастасия, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).

Дипломом V степени награждена команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (Айдагулова Анна, Бурдочкин Арсений, Михайлова Полина, Синкина Виктория, Чернов Андрей, студенты 2 курса 235 и 237 групп ИИЯМС ТГПУ).

В номинация «Лучший цифровой проект Дипломом I степени награждена команда «Театр-студия «Действие» (Кручинина Виктория (2 курс, 2234 группа), Белобородова Софья (2 курс, 1232 группа), Харьковская Екатерина (2 курс, 2232 группа), Артемова Анастасия (1 курс, 2242 группа), Шебанова Дарья (3 курс, 3224 группа), Гофман Ольга (1 курс, 1243 группа) студенты Томского государственного педагогического колледжа).

Таким образом, «СТЭМ – 2025» можно считать студенческим мероприятием, развивающим прикладные и творческие способности студентов для самореализации в будущей профессии.

Благодарим за организационное и техническое сопровождение «СТЭМ - 2025» Жукову Елену, Едомских Софию, Вильт Анну, Перминову Алину, Горохову Марию, Осетрову Ирину, Фролову Наталью (студентов 3 курса 823 группы ФПСО), Попову Дарью (студентку 2 курса 833 группы, председателя профбюро студентов ФПСО), Голубеву Эльвиру (студентку 2 курса 237 группы ИИЯМС); фото и видео-специалистов Службы ТВ ТГПУ.

Отдельная благодарность О.В. Козловой (главному библиотекарю Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ) за организационно-методическое сопровождение Фестиваля «СТЭМ»; Е.П. Чаврову (директору ООО «Торговый дом «Карандаш») и Е. Тимохиной (делопроизводителю ООО «ТД «Карандаш») за оказание спонсорской помощи в проведении Фестиваля «СТЭМ – 2025».

Всем участникам, организаторам и гостям Фестиваля, спасибо за взаимодействие. Надеемся, что Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») станет факультетской традицией.

Подробнее

3 июня 2025

"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

20-23 апреля 2025 года состоялся Международный фестиваль педагогических вузов стран СНГ, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов "Свечи памяти". В рамках данного фестиваля проводился конкурс молодых преподавателей государств-участников СНГ "Учимся учить-2025". Старший преподаватель кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования Смалёха Екатерина Алексеевна стала лауреатом IV международного конкурса. На конкурс было подано более 130 заявок, по итогам в Московский педагогический государственный университет были приглашены 5 победителей и 20 лауреатов конкурса. В конкурсе приняли участие молодые преподаватели из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также городов России (Москва, Воронеж, Тула, Новосибирск, Шадринск, Томск).
Смалёха Е.А. рассказала об участии в этом фестивале: "Я была удостоена чести рассказать участникам фестиваля о своём родном Педагогическом университете и как он проживал тяжёлые военные годы. Преемственность поколений преподавательского состава в военное и послевоенное время до настоящего времени – это больше чем наследие! Ведь роль учителя в жизни каждого человека велико. Преподаватель тогда и сейчас – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих студентов на пути к профессии".

Подробнее

29 апреля 2025


Новости 1 - 5 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости института детства и артпедагогики

Художественные работы студентов на Август.PRO

ba4TLOawxxoig5v phkxt8

R7IQF9JZvYoT2XfTnv3xh4

rXhxcsCCLiYgkzi N5X3 c

В 2024 году на форуе "Август.PRO: матрица педагогических изменений"  для его участников была открыта выставка художественных работ студентов 3–5 курсов факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики «Семья и каждый человек – это источник вдохновения», посвященная Году семьи в России. Будущие педагоги, вдохновившись личным семейным опытом и наблюдениями, представили свое видение традиций и ценности семейных уз.

Для наших студентов и преподавателей это первый опыт участия в педагогичсеком форуме, который станет доброй, ежегодной традицией! Осенью, в стенах ТГПУ, планируется продолжение данной тематики в рамках Года семьи.

Подробнее

27 августа 2024

Институт детства и артпедагогики на Август.PRO

 Изображение WhatsApp 2024 08 26 в 22.13.54 f1ad31681rcQhShNNPEAyOT47rxJl4

XRO 1RJwWNE

С 22 по 24 августа в Томске прошел ежегодный форум "Август.PRO: матрица педагогических изменений".

За три дня работы в форуме приняли участие 4500 педагогов, а еще 500 выступили спикерами. Образовательная программа Томского государственного педагогического университета началась с круглого стола «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области гуманитарных дисциплин», который проходил в рамках реализации госзадания Министерства просвещения РФ «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области филологии, истории, права».

Преподаватели Института детства и артпедагогики стали организаторами круглого стола «Развитие субъектности детей и взрослых: детский сад, школа, семья», на котором участники обсудили, как развивается субъектность ребенка и к чему надо готовиться взрослым; как и зачем развивать субъектность будущего педагога; роль семьи в развитии субъектности каждого ее члена.

"...Субъект – это носитель активности. Уже с дошкольного возраста проявляется субъектность как стремление ребенка познать мир самостоятельно через доступные ему виды деятельности. Школьники, обладающие высоким уровнем субъектности, ответственно относятся к процессу обучения, выполняют домашние задания, активны на уроках. Они делают это не потому, что боятся получить плохую отметку и расстроить родителей – у них есть представление о том, зачем учиться и какую роль это играет в достижении их целей. Это те самые мотивированные дети – радость любого учителя, с которыми можно построить продуктивную работу и наладить конструктивные взаимоотношения. Развитие субъектности представляет собой единство множества самых разных процессов: самоопределения, самопознания, самосовершенствования, самореализации, самоактуализации" - говорит  Галия Хамитовна Вахитова, к.пед.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА.

Светлана Ивановна Поздеева , д-р. пед.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА отмечате, что тема развития субъектности ребенка может стать одной из сквозных тем для личностно-ориентированного, развивающего образования в детском саду, школе, а также в плане взаимодействия ОУ с семьей ребенка. Акцент на субъектности позволяет развивать образовательную практику в направлении усиления человеческого измерения педагогического процесса в самом широком контексте и может стать одним из направлений воспитательной работы на всех уровнях образования.

В этой связи можно выделить следующие ценности в плане развития субъектности детей и взрослых:

  1. В детском саду: создание развивающей, насыщенной, «говорящей» среды, обеспечение ребенку ситуации свободного выбора, включение в разные виды возрастосообразной активности, соорганизация автономности и совместности.
  2. В начальной и средней школе: создание условия для развития разных видов самостоятельности (учебной, познавательной, образовательной), поддержки детских инициатив, развития ответственности; усложнение видов активности, в которые вовлечен ученик.
  3. В семье: развитие нового формата родительского просвещения (просвещение родителей, просвещение родителями) в контексте диалогизации отношений между разными участниками образовательных отношений и расширения способов вовлечения родителей (законных представителей) в совместную деятельность семьи и ОУ.
  4. В педагогическом вузе: разработка новых учебных дисциплин/модулей психолого-педагогического цикла в контексте развития детской субъектности; интенсивы по обучению студентов эффективным стратегиям взаимодействия с родителями».

Елена Дмитриевна Файзуллаева, к.психол.н., доцент кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА говорит о том, что "субъектность человека – это его проявления в социуме в различных процессах жизнедеятельности, в которых он сам определяется с целью, средствами и путями достижения цели, имеет внутреннюю мотивацию и берёт ответственность за свои выборы. В доступном понимании, речь идёт о проявлении «самости» человека (самостоятельность, самоопределение, самоконтроль, самоанализ, самоорганизованность). На мой взгляд, базовым является принцип невмешательства и корректной поддержки активности, самостоятельности и инициатив ребёнка на каждом возрастном этапе. Из инструментов у педагога есть наблюдение и диалог, а также трансляция собственной субъектности. Приёмы недирективного вмешательства, создание условий для поддержки всех форм субъектности позволят наиболее благоприятным путём развить соответствующие проявления субъектности. Эволюционно это происходит от рождения до года – проявление автономии. К 3 годам и старше (дошкольный и младший школьный возраст) – проявление самостоятельности. При расширении социального опыта, всестороннем развитии – достижение суверенизации, как способности выходить в мир, культуру и брать за выборы ответственность. Быть субъектом своей деятельности, своей жизни возможно, когда человек проявляет своё истинное «Я». Он знает и понимает свои потребности и желания, ориентирован и направлен, проявляет открытость в мир людей и культуры, самоопределён в своих целях и самомотивирован на их достижения...".

Основными принципами и инструментами педагога для развития субъектности детей дошкольного и школьного возраста являются:

-  построение с детьми взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;

- понимание, признание и принятие ребёнка как полноправного партнёра деятельности и общения;

- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

- создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды («говорящей среды»);

-  просвещение родителей в вопросах развития субъектности дошкольников" - рассуждает Татьяна Николаевна Яркина, к.пед.н., доцент, зведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА.

"СУБЪЕКТНОСТЬ - умение САМОМУ обнаружить, что ты чего-то не знаешь, поставить цель, начать действовать, выбирать, держать волевое усилие, искать ресурсы, обращаться за помощью, доводить дело до результата, отвечать за последствия (Мария Миркес)

Основные принципы развития субъектности у детей дошкольного возраста:
🪄Поддержка педагогом детской инициативы и выстраивание образовательных событий вокруг этих инициатив, фиксация авторства предложенных идей.
🪄Создание ситуации, где дети могут выбирать — где от выбора зависят дальнейшие события.
🪄Организация проектов и исследований, где у ребёнка есть возможность самому поставить проблему, быть услышанным, самому или с другими детьми совместно спланировать её решение или исследование.
🪄Вовлечение детей в создание "говорящей среды", где дети могут самостоятельно реализовывать свои активности, свободную игру, имеют возможность трансформировать среду под свои запросы - поделилась своими размышлениями Елена Аргадиевна Бузилова, воспитатель МАДОУ № 79 г. Томска.

Подробнее

Подробнее

Фотоальбом

 

 
 
 
 

Подробнее

26 августа 2024

Участие в Большой педагогической неделе в Кузбассе

1724681201573

с 20 по 26 августа в Кемеровской области проходила Большая педагогическая неделя, которая собрала вместе более трех тысяч педагогических работников из Москвы, Санкт-Петербурга, Кузбасса, Томска, Новосибирска, Тюмени, Ростова-на-Дону.

Участником и спикером от ТГПУ выступила директор Института детства и артпедагогики Ирина Александровна Дроздецкая. На пленарном заседании одной из площадок «Актуальные тенденции и направления в развитии педагогического образования» она представила доклад «Идеология Ядра педагогического образования в системе «профессиональное образование – высшее образование» как базовая модель в развитии национальной системы подготовки педагогических кадров».

«Ключевым является то, что уровень СПО, как и высшего образования, предполагает готовность выпускника к выполнению профессиональных функций педагога, связанных с обучением, воспитанием и развитием ребенка, с проектированием и реализацией образовательных программ, – сказала спикер. – Особенно важна преемственность основной профессиональной образовательной программы в части общих и универсальных компетенций в целях сопряжения учебных планов СПО и ВО, а также проектирования сетевых образовательных программ».

Вопросы построения многоуровневой системы научно-методического сопровождения молодых педагогов как перспективного направления и драйвера развития региональной системы образования обсуждались на секции «Проекты по закреплению молодых педагогов в общеобразовательных организациях как трансляция единой региональной модели».

«Закрепление молодых педагогов в системе образования остается актуальной задачей. Важно выстроить преемственность между молодым педагогом и наставником, научиться по-другому смотреть на новое поколение педагогов – педагогов нового типа со своими границами, взглядами, отношением к делу, понимать это и продолжать мотивировать, поддерживать в реализации их идей и задач педагогической деятельности», – считает И.А. Дроздецкая.
 

 Подробнее

Подробнее

Подробнее

26 августа 2024

ВНИМАНИЕ! Информация для поступающих в магистратуру Института детства и артпедагогики

ВНИМАНИЕ!

5 августа 2024 года с 16.00 (Томское время) будет проводиться консультация для поступающих на образовательную программу магистратуры "Искусство и артпедагогика" (смешанный формат)

онлайн-подключение https://bbb.tspu.ru/rooms/yyr-8ik-sz9/join
очный формат - 311 аудитория УК 8 (ул. К.Ильмера 15/1) 

6 августа с 10.00 (Томское время) собеседование на ОП "Искусство и артпедагогика" в смешанном формате

Элективный модуль "Музыка" - собеседование только онлайн по ссылке: https://bbb.tspu.ru/rooms/tn5-snf-msa-ecr/join

Элективный модуль "История кино" в смешанном формате по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/yyr-8ik-sz9/join и в 311 аудитории УК 8 (ул. К.Ильмера 15/1)

Элективный модуль "Изобразительное искусство" - собеседование очно в 30 аудитории УК 9 (ул. К.Ильмера 15/1 стр. 1) 

Элективный модуль "Хореография" - собеседование очно в 10 аудитории УК 9 (К.Ильмера 15/1 стр.1)

Программа собеседования  

Подробнее

1 августа 2024

"Что в имени тебе моем?"

Шашок К.читаем Пушкина победительСафинаН Читаем ПушкинаПреподаватели и студенты факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики приняли участие в XIV Международном Пушкинском конкурсе "Что в имени тебе моем?", посвященном 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Конкурс проводился с марта по май 2024 года по семи номинациям: пишем эссе, читаем Пушкина (конкурс чтецов), читаем стихи русских поэтов о Пушкине (конкурс чтецов), творчество А.С. Пушкина на сцене (конкурс инсценировок), А.С. Пушкин в музыке (конкурс исполнения музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина), память об А.С. Пушкине в моем городе/в моей стране (конкурс видеороликов о Пушкинских местах в России и мире), читайте А.С. Пушкина (конкурс буктрейлеров.)
Каждый участник мог поделиться своими работами в разных формах и продемонстрировать знание биографии и творчества А.С. Пушкина.

Студенты 601 и 602 группы, 4 курса отправили короткий видеороли постановку произведения А.С. Пушкина "Сказка о рыьаке и рыбке" под руководством доцента кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА Киселевой Ольги Ивановны и получили сертификат участника.

Яркина Татьяна Николаевна, к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА предоставила в конкурсную комиссиию видеоролик, где прочитала произведение А.С. Пушкина иполучила сертификат участника.

Шашок Карина, студентка 5 курса ФДиНО ИДиА исполнила стихотворение А.С. Пушкина и стала победителем в номинации "Читаем Пушкина".

Поздравляем участников и победителей! Участие в данном конкурсе открывает возможность познакомить людей со всего мира с произведениями, связаннными с именем А.С. Пушкина.

Подробнее

14 июля 2024


Новости 81 - 85 из 578
Начало | Пред. | 15 16 17 18 19 | След. | Конец

Новости института развития педагогического образования

Сотрудники, аспиранты и магистранты приняли участие в реализации программы повышения квалификации для советников директоров по воспитанию

WhatsApp Image 2025 09 11 at 12.28.11 4

Вторую неделю сентября (с 8 по 12 сентября) на базе многопрофильного центра «Солнечный» (с. Калтай Томской области) собрались 150 советников директоров по воспитанию из пяти регионов России. Участники погрузились в разнообразные практики, обогатили свой профессиональный инструментарий , а также наладили взаимодействие. 

Магистранты ИРПО взяли на себя разные аспекты проведения мероприятий, обеспечивая гладкий ход большого события (Филимонов Даниил Денисович, магистрант группы 1452/3М; Скорнякова Софья Игоревна магистрант группы 1452/3М). Сотрудники и аспиранты института активно участвовуют в содержательной части:

  • Директор ИРПО Семёнова Наталья Альбертовна работала с группами по теме "Методы и технологии воспитательной деятельности". Её вклад помог участникам освоить современные подходы к работе с детьми и молодежью.
  • Аспирант ТГПУ Середа Алёна Владимировна сосредоточилась на вопросах, связанных с определением роли семьи в воспитании личности. Её выступления подчеркнули важность семейных ценностей в формировании гармоничной личности.

Это мероприятие стало не только образовательным, но и вдохновляющим опытом для всех участников. Участники отметили, насколько полезно и интересно было погрузиться в такие практики, обмениваясь знаниями и идеями. 

Благодарим всех организаторов и участников за вклад в развитие педагогического сообщества! 

Подробнее

11 сентября 2025

«КРОСС НАЦИИ – 2025»

Регистрация на Всероссийский день бега «Кросс нации – 2025»

Кросснации

Зарегистрироваться на участие во Всероссийском дне бега «Кросс нации – 2025» можно до 19 сентября на портале Госуслуги: https://www.gosuslugi.ru.

Как зарегистрироваться:

  1. Войдите в личный кабинет на портале Госуслуги.
  2. В строке поиска введите «Кросс нации».
  3. Выберите нужный регион и место проведения мероприятия.
  4. Запишитесь на забег — можно зарегистрировать как себя, так и своего ребенка.

Не упустите шанс принять участие в массовом забеге всей страны!

 

Отвественный:  Диденко Евгений Иванович, магистрант группы 1442/3М, куратор спортивного направления ИРПО 

Подробнее

9 сентября 2025

магистранты ИРПО приглашают на празднование 130-летия посёлка Самусь!

2025-09-04_12-29-51.png6 сентября магистранты ИРПО, реализующие проект "Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций сибирских казаков", ждут всех жителей и гостей посёлка на уникальной казачьей площадке, в честь  празднования 130-летия посёлка Самусь!

В программе:

  • Мастер-классы по владению казачьей шашкой (рубка лозы);
  • Мастер-классы по искусству фланкировки (виртуозное вращение шашкой).

В концертной программе праздника выступит: Спортивный казачий клуб «РУБИ» вместе с казачьим ансамблем «Отрада». Зрителей ждёт яркое и динамичное выступление: казачья песня в исполнении ансамбля, сопровождаемая мастерской фланкировкой от спортсменов клуба.

Приглашаем всех окунуться в колоритную и доблестную казачью культуру!

Подробнее

4 сентября 2025


Новости 1 - 5 из 392
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец