Новости физико-математического факультета
ОТЧЁТ О ПЕРВОМ ЗАСЕДАНИИ НСО ФМФ от 13.10.2012 г.
13 октября 2012 года состоялось первое собрание научного студенческого общества ФМФ, на котором присутствовали как студенты, так и преподаватели.
18 октября 2012
В субботу, 13 октября, состоялось 1-ое собрание Научного студенческого общества физико-математического факультета.
15 октября 2012
Уважаемые преподаватели вузов, средних учебных заведений, учителя школ (физики, химии, биологии, математики, информатики)!
Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научно-методической конференции «Преподавание естественных наук (биологии, физики, химии), математики и информатики в вузе и школе», которая состоится 1 ноября 2012 года.
{loadposition custom}
9 октября 2012
Cобрание Научного студенческого общества ФМФ
В субботу, 13 октября в аудитории 1/04 в 14.00, состоится собрание Научного студенческого общества физико-математического факультета.
9 октября 2012
Новости 191 - 194 из 194
Начало | Пред. | 35 36 37 38 39 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В новом учебном году для обсуждения направлений развития образовательного взаимодействия со странами Африканского континента Кению и другие республики посетил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Зюбанов. Была презентована вторая часть учебно-методического комплекса, разработанного Институтом специально для кенийских граждан, желающих изучать русский язык, а также обсуждены варианты открытия новых центров образования на русском языке в странах Африки.
17 сентября 2025
Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска

Пешеходная экскурсия началась на улице Красноармейской, что позволило иностранным студентам окунуться в мир русских народных сказок: именно на этой улице расположены такие достопримечательности, как Дом с шатром, Дом с драконами и Дом с жар-птицами. Студентов из Китая поразило то, насколько продуманы элементы декора данных памятников деревянного деревянного зодчества и с каким мастерством они исполнены.
15 сентября 2025
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Коллектив Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ поздравляет старшего преподавателя кафедры перевода и переводоведения Елену Анатольевну Бурмакову с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук!
10 сентября 2025
1 сентября 2025 года студенты первого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета собрались в актовом зале 1-го корпуса для участия в праздничном мероприятии, посвященном началу нового учебного года.
Торжественный праздник прошел в теплой дружеской атмосфере. Перед студентами выступили дирекция института, заведующие кафедрами и представители студенческих органов самоуправления, которые поздравили первокурсников с началом студенческой жизни и пожелали успехов в учебе и научной деятельности. Для гостей мероприятия была подготовлена насыщенная культурная программа, включающая выступления творческих коллективов студентов старших курсов и студентки 4 курса 2210 группы Гао Юань из Цзилиньского университета иностранных языков (КНР), которая обучается в ТГПУ по программе двойных дипломов.
После торжественной части первокурсники познакомились с одногруппниками, посетив кураторские часы.
Для иностранных студентов из Китая, которые обучаются в ТГПУ по программам двойных дипломов и академической мобильности, был организован клуб русского языка как иностранного, посвященный Дню знаний в России. На встрече участники обсудили традиции празднования начала нового учебного года в России и Китае. После встречи кураторы иностранных студентов организовали прогулку по кампусу ТГПУ.
Этот день стал важной вехой в жизни каждого студента, открывающей новые горизонты познания и творчества. Институт иностранных языков и международного сотрудничества продолжает свою миссию подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда России и зарубежных стран.
5 сентября 2025
ИИЯМС ТГПУ И ШКОЛА «ПЕРСПЕКТИВА» ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
1 сентября 2025 года ИИЯМС ТГПУ и Школа «Перспектива» дали старт амбициозному образовательному проекту и сделали важный шаг в подготовке будущих специалистов со знанием китайского языка, востребованных в современном мире.
На торжественной линейке 1 сентября, посвященной Дню знаний, присутствовала директор ИИЯМС ТГПУ Богданова Анна Геннадьевна. Она прибыла не одна, а со своей командой профессионалов: заместителем директора по учебной работе Забродиной Ириной Константиновной и студентками ИИЯМС, которые будут вести занятия по китайскому языку в 5 гуманитарном классе.
Анна Геннадьевна не только пожелала ученикам 5.1 класса успехов в освоении китайского языка, но и поздравила всех пятиклассников с Днём знаний, а также пригласила школьников и других классов принимать активное участие во внеурочных мероприятиях, включенных в программу на этот учебный год.
Гао Юань, обучающаяся по программе двойных дипломов с Цзилиньским университетом иностранных языков, тепло поздравила всех присутствующих с началом учебного года на родном языке, создав атмосферу подлинного культурного обмена.
В этом учебном году более 27 учеников 5 гуманитарного класса Школы "Перспектива" приступят к изучению китайского языка. Занятия будут проходить два раза в неделю, и, кроме того, предусмотрен 1 час в неделю внеурочной деятельности на китайском языке.
Образовательная программа разработана совместно преподавателями школы и ИИЯМС ТГПУ и включает в себя следующие разделы:
- Фонетика и произношение: Освоение тонов и правильного произношения звуков китайского языка.
- Иероглифика: Изучение базовых иероглифов, принципов их написания и значения.
- Лексика: Формирование словарного запаса, необходимого для общения на повседневные темы.
- Грамматика: Освоение основных грамматических конструкций китайского языка.
- Культура и страноведение: Знакомство с историей, культурой и традициями Китая.
От всей души желаем успехов нашим юным полиглотам в изучении китайского языка и культуры!
3 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 890
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
СТУДЕНТКИ ТГПУ СТАЛИ ОБЛАДАТЕЛЕМ КУБКА ГУБЕРНАТОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

С 08 по 10 сентября 2025 г. в спортивном комплексе «Юпитер» (г. Томск, ул. Смирнова, 48б) состоялся Открытый региональный турнир «Кубок Губернатора Томской области» по баскетболу среди женских команд, в котором приняла участие студенческая женская сборная команда ТГПУ.
Наши девушки уверенно заняли первое место и стали обладателем Кубка Губернатора Томской области!22 сентября 2025
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
СТУДЕНТЫ ТГПУ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И ПРИЗЁРАМИ ДВУХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Сборная команда ТГПУ по спортивной аэробике на минувшей неделе приняла участие в Открытых региональных соревнованиях по спортивной аэробике и Спартакиаде образовательных организаций высшего образования 2024-2025 годов.
13-14 мая 2025 г. состоялись Открытые региональные соревнования, в которых приняли участие более 300 спортсменов из 15 регионов нашей страны. В возрастной категории 18 лет и старше наша сборная стала победителем в общекомандном зачёте. В номинациях «Группа» и «Гимнастическая платформа» команда ТГПУ также стала победителем, а в номинации «Трио» – серебряным призером.
24 мая 2025
20 апреля состоялись соревнования по дартсу среди мужских команд

20 апреля 2025 года прошли увлекательные соревнования по дартсу среди мужских команд. Эти состязания привлекли внимание большого числа студентов и преподавателей, желающих поддержать участников. Настроение было крайне позитивным, атмосфера наполнена дружескими эмоциями и искренним желанием показать лучшее выступление.
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 269
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)
С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР
Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.
В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.
Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.
Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).
Алгоритм подачи заявки по ссылке:
Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru/docs/advisor/
Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.
Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать скан-копии документов для зачисления.
Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:
КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.
Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.
Контактные лица:
Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru
Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru
10 сентября 2025
Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!
Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.
Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.
Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!
На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:
- Бакалавров групп
753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1
- Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
- Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится
с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
Внимание! Вход в корпуса по паспортам!
29 августа 2025
Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»
Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.
Целью форума в Томске в 2025 году стала выработка единой стратегии развития регионального образования. Форум собрал педагогов, управленцев и экспертов для профессионального диалога, обмена лучшими практиками и формирования новых подходов к обучению.
В мероприятии приняли участие руководители и заместители руководителя органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и заместители руководителя образовательных организаций всех типов, педагоги и гости Форума.
Среди участников и организаторов секционных мероприятий были и представители профессорско-преподавательского состава разных кафедр технолого-экономического факультета.
21 августа, в ОГАОУ «Интеграция» состоялось событие, объединившее в себе строгость научного подхода и живую энергию педагогического поиска, здесь прошел семинар с элементами мастер-класса «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях», организованный сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности. В аудитории собрались 65 участников — учителя и преподаватели из общеобразовательных и профессиональных организаций Томской области, чтобы вместе обсудить современные подходы к преподаванию учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР).
Семинар стал частью реализации масштабного проекта — государственного задания Минпросвещения РФ QZOY-2025-0005 «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «ОБЗР» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Семинар открыла своим приветственным словом руководитель госзадания Елена Станиславовна Синогина, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ. Она подчеркнула значимость форума и самого мероприятия для региона, напомнив, что формирование готовности молодежи к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях сегодня является не просто задачей педагогики, но и важнейшей частью государственной политики в сфере образования. Елена Станиславовна обозначила главную мысль дня: лишь объединив усилия исследователей и педагогов-практиков можно выстроить систему подготовки школьников к вызовам XXI века.
Первым в содержательную часть погрузил слушателей Константин Леонидович Пустозёров, учитель технологии ОГБОУ «Интеграция». Его рассказ о возможностях VR-симулятора управления дронами «Flytonica» сразу оживил пространство: педагоги увидели, как цифровой тренажер превращается в настоящий учебный инструмент. Симуляция управления беспилотными летательными аппаратами, моделирование чрезвычайных ситуаций и сценариев, приближенных к реальности, вызвали неподдельный интерес. Для школьников это — возможность шагнуть в практику, для учителей — новая дидактика, напрямую отвечающая на вызовы времени. В составе комплекса — не только VR-приложение, но и версия для ПК с редактором карт, а также web-интерфейс с LMS-системой, что позволяет использовать его как в классных комнатах, так и онлайн, с возможностью автоматической оценки пролёта и хранения записи тренировки. В ходе демонстрации Константин Леонидович показал, как учащиеся могут проходить различные полетные задания — от доставки груза и поиска объектов до пролетов по трассе на скорость — и как симулятор помогает развить реакцию и способность принимать оптимальные решения в критических ситуациях.
Затем выступила Елена Александровна Полева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и старший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад об анализе дополнительной литературы по вопросам безопасности оказался исследованием не только содержательным, но и трезво критическим. Елена Александровна показала, что при изобилии пособий для младших школьников практически отсутствуют качественные материалы для подростков и старшеклассников, а отдельные издания вызывают сомнение в надежности. В контексте госзадания ее работа позволила очертить реальные пробелы методического обеспечения и выработать рекомендации, как восполнить этот дефицит. Отдельный акцент был сделан на вопросах личных границ, доверительных отношений между детьми и взрослыми и роли семьи в формировании навыков безопасности.
Особое внимание участников привлекло выступление Андрея Петровича Глухова, кандидата философских наук, доцента, руководителя научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании ТГПУ. Он представил то, что еще недавно казалось футурологией: искусственный интеллект в преподавании ОБЗР. Он подчеркнул, что цифровизация ОБЗР сегодня вызвана не только ростом числа чрезвычайных ситуаций, но и сменой образовательной парадигмы: от пассивного усвоения знаний к активному моделированию реальных сценариев. Слушателям были представлены симуляторы и VR/AR-тренажеры: отработка первой помощи при травмах, кровотечениях и остановке сердца, примеры тренажеров компании «Комплектант», позволяющих действовать в безопасной, но максимально приближенной к реальности среде. Именно такие практики позволяют формировать у обучающихся жизненно важные навыки, соответствующие задачам госзадания. Отдельный блок был посвящен применению искусственного интеллекта: от генерации планов уроков и тестов до визуализации и анализа знаний. ИИ, как отметил Андрей Петрович, становится не заменой педагогу, а его союзником, помогая персонализировать обучение и формировать ключевые компетенции в рамках госзадания. Завершая выступление, он призвал педагогов к «быстрым победам» — попробовать уже сегодня зарегистрироваться в отечественных генеративных нейросетях, сгенерировать план урока или схему действий, чтобы на практике ощутить, как цифровые технологии экономят время, усиливают наглядность и позволяют глубже вовлечь учеников.
Продолжила линию системного развития Наталия Андреевна Федорова, директор Центра дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ. Ее доклад был посвящен новой программе повышения квалификации «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях». Курс, рассчитанный на 72 часа, сочетает в себе разнообразные форматы: лекции, практикумы и проектную работу, а также блоки по цифровым технологиям, психологической подготовке и тактической тренировке. Педагоги, присутствовавшие в зале, получили возможность зарегистрироваться на обучение прямо в ходе семинара, что превратило теоретический разговор о перспективах в конкретные шаги профессионального развития.
Завершила работу семинара Софья Анатольевна Ломовская, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и младший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад о формировании устойчивости к стрессу у школьников наполнил аудиторию тихой, но ощутимой энергией практики. Она показала, как когнитивный, поведенческий, эмоционально-регулятивный и социальный подходы могут интегрироваться в образовательный процесс. Упражнения «СТОП» и «Якорь спокойствия», дыхательные техники были восприняты с большим интересом. Участники признались: эти методы они готовы применять уже завтра на своих уроках.
Семинар «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях» стал не просто обменом опытом, а площадкой, где перспективные идеи обретали живое дыхание. Педагоги, слушая и пробуя новые методики, сами становились частью того изменения, которое сегодня так необходимо системе образования.
22 августа 2025 года в рамках данного форума прошел круглый стол «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений», который был организован кафедрой экономики и предпринимательства совместно с Бизнес-инкубатором социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ.
Мероприятие стало площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов развития предпринимательского мышления у школьников и студентов СПО. В нем приняли участие представители СОШ и дополнительных образовательных центров г. Томска и Томской области, в частности из Кожевниковского, Кривошеинского, Первомайского районов.
В ходе дискуссии рассматривались важные вопросы:
Какие формы и методы обучения наиболее эффективно формируют предпринимательские компетенции?
Какие барьеры мешают внедрению предпринимательского образования и как их преодолеть?
Как можно усилить взаимодействие между образовательными учреждениями для обмена опытом, совместной реализации проектов и формирования единой системы поддержки предпринимательских инициатив у молодежи?
В процессе работы круглого стола участники (представители школ, дополнительных образовательных центров города и области) активно делились опытом по формированию предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях, выявили и обсудили проблемы в данной сфере. Так главным барьером оказалась отдаленность региональных образовательных учреждений, которая уже несколько лет решается взаимодействием с ТЦТР «Пульсар». Другая проблема – низкая осведомленность о проводимых мероприятиях и грантах для школьников и студентов СПО, поскольку информация, присылаемая на электронный адрес школы, не всегда доходит до учителя-предметника. Данная проблема была выявлена и на других площадках форума.
Особое внимание уделялось развитию системы взаимодействия и укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями города Томска и региона, а также созданию условий для совместной работы и обмена лучшими практиками с целью более эффективной подготовки будущих предпринимателей.
Включению трека по развитию предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на форум АвгустПро способствовало дальнейшее продвижение и коммерциализация исследовательской и проектной деятельности, внедрение проектной деятельности с пятого класса, а в некоторых школах и с начального уровня подготовки.
Результатом работы круглого стола «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений» стал обмен контактными данными участников, в первую очередь в системе «Образовательная организация – вуз» и договоренность о дальнейшем сотрудничестве: приглашение обучающихся на мероприятия и образовательные программы, проводимые в ТГПУ, консультирование проектов обучающихся экспертами ТГПУ, проведение совместных мероприятий на территории заинтересованных школ, СПО и в ВУЗе, а также обучение педагогов общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на курсах повышения квалификации и в магистратуре по стартап-проектированию.
Такой обмен опытом вдохновляет на новые идеи и укрепляет связь между образовательными учреждениями, стимулируя развитие предпринимательских инициатив среди молодежи. Надеемся, что подобные мероприятия станут стартовой площадкой для реализации еще большего количества успешных проектов!
В цикле мероприятий для учителей истории и обществознания Копытова А.И. познакомилась с изменениями в преподавании истории и обществознания в 2025-2026 учебном году, опытом участия коллег во всероссийском проекте «Книга города», с методами обучения на уроках истории, обществознания и приемами мотивации при выборе профессии, способами геймификации онлайн-уроков по финансовой грамотности от Банка России. Опыт коллег планируется внедрить в экономическое образование студентов ТГПУ.
Участие Копытовой А.И. и Арышевой Г.В. в семинаре ТГУ «Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников: система конкурсов и конференций проектных и исследовательских работ в университете» и проектной сессии ТУСУРа «Роль проекта «Инженерные классы ТУСУР» в развитии школьного инженерного образования» позволили выявить малую информационную осведомленность образовательных учреждений в профориентационных мероприятиях.
На площадке РАО «Педагогическое образование в контексте Стратегии развития образования до 2040 года» коллеги кафедры познакомились современной образовательной моделью школы будущего, которую планируют открыть ТГУ в рамках инновационного образовательного проекта.
Панельная дискуссия, проводимая проректором по образовательной деятельности Садиевой М.С. «Социальные лифты для экспортной индустрии: интеграция образования и реального сектора экономики» выявила проблемы и перспективы непрерывного обучения гражданина РФ.
Арышева Г.В. и Окушко К.Э. посетили площадку Кванториума г. Томска Образовательная игра «Клуб образовательных настольных игр», и не только познакомились с разработками организации, но и поиграли в настольные игры.
Деловая игра «Лаборатория предпринимательства «Стартап-70» от РЦРТ «Пульсар», на которой присутствовали Копытова А.И. и Богак Т.В. была посвящена новому инновационному проекту Томского педагогического колледжа, в основу которого ложится создание стартап-студий на базе образовательных организаций.
Студенты и магистранты (Кнор Карина, Митрошенко Дмитрий, Тузяк Елизавета, Путинцева Анастасия и другие) также приняли активное участие в треках форума, что дало отличную возможность встретиться и обменяться мнениями с коллегами-педагогами и методистами из различных учреждений основного школьного и дополнительного образования.
Так, магистрант Путинцева Анастасия посетила круглый стол «Изменение педагогической позиции в образовательном взаимодействии с ребёнком», которое было посвящено обсуждению вопросов, связанных с необходимостью трансформации традиционной педагогической позиции. Рассматривалась важная тема изменений в подходе к роли педагога, которому предстоит перейти от пассивного транслятора знаний к активному координатору образовательного взаимодействия с учениками. Акцент делался на преимуществах современных форм коммуникативного взаимодействия, таких как проектная деятельность, игровые технологии и коллективные исследовательские задания, благодаря которым дети становятся активными участниками учебного процесса и развивают ключевые компетенции XXI века: самостоятельное мышление, аналитику и творческие способности. Важной частью дискуссии стали темы эмоциональной культуры педагога и важности позитивного стиля общения с детьми. Была рассмотрена технология позитивного взаимодействия «Ты-сообщение — Я-сообщение», предполагающая уважительное общение и взаимопонимание, построенное на взаимном доверии и внимании друг к другу. Этот подход помогает выстраивать гармоничные отношения внутри класса и поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки.
А на проектной сессии «Роль этнокультурных традиций в воспитании духовно-нравственной культуры обучающихся: от теории к практике», посвящённой значимости этнических культурных традиций в формировании нравственности и мировоззрения молодёжи, акцент ставился на важности сохранения и трансляции исторического опыта старших поколений, на воспитании чувства гордости за своё наследие и укрепление патриотических чувств. Ключевая тема обсуждения - ценности православных и народных традиций в духовной жизни младшего школьного возраста.
Отдельное внимание привлекли современные средства популяризации культурной истории и традиций, такие как квиз-технология и интерактивные игры, помогающие привлекать молодых людей к познанию собственного культурного прошлого и настоящего. Было отмечено, что традиционные элементы культуры российских немцев и других малочисленных народов также играют важную роль в обогащении общей картины национальной идентичности.
Представленные презентации учебных проектов показали яркий пример тесного сотрудничества школьников, родителей и преподавателей, направленного на сохранение народного творчества и исторической памяти. Подчёркивалось, что внедрение изученных идей и материалов возможно не только в дополнительном обучении, но и непосредственно в основной школьной программе, повышая уровень межкультурного понимания и укрепляя единство российского общества.
26 августа 2025
ТЭФ приглашает на образовательные программы:
- Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Технология и Безопасность жизнедеятельности
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Педагог профессионального образования
- Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит
- Менеджмент, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Предпринимательство и стартап-проектирование в социальной сфере
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Экологический менеджмент и экобезопасность
Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»
2 июля 2025
ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»
По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!
Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
23 июня 2025
Новости 1 - 5 из 708
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

В ТГПУ 29.08.2025 года успешно завершилось обучение студентов непедагогических вузов по дополнительной профессиональной программе (программе переподготовки) по программе «Педагогические основы профобразования».
2 сентября 2025
Курсы педагогов-организаторов и учителей ОБЗР
Центр дополнительного образования и развития компетенций приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курс повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
29 августа 2025
Новости 1 - 5 из 337
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
ТГПУ – ПАРТНЕР ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
22 августа в рамках масштабного педагогического форума «Август ПРО» работала площадка круглого стола, посвященная деятельности «Центра русского языка для детей-инофонов и их родителей». Мероприятие собрало школьных учителей, методистов и представителей высшей школы для решения одной из самых острых проблем современного образования – нехватки квалифицированных кадров для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Томский государственный педагогический университет выступил одним из ключевых партнеров и экспертов в этом вопросе.
25 августа 2025
Уважаемые участники!
В формате онлайн прошла Всероссийская олимпиада школьников «Забыть нельзя, помнить», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
26 мая 2025
Уважаемые участники!
С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:
I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)
II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).
Дипломы и сертификаты вы можете скачать по ссылке.
29 апреля 2025
25.04.2025 г. состоялась II сетевая межрегиональная методическая конференция «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования» (в рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ). На конференции была организована работа секции «Музейное пространство: обучение и воспитание» (согласно Соглашения 18/1-50 от 01.12.2023 г. между ИФФ ТГПУ и МАОУ СОШ № 36 г. Томска).
29 апреля 2025
Открытая лекция к 80-летию Победы «Пьесы военных лет»
Приглашаем всех желающих на открытую лекцию, посвященную 80-летию Победы, которая состоится 6 мая в 14:00. Тема лекции — «Пьесы военных лет».
Лектором выступит Е.В. Головчинер, заслуженный работник культуры РФ, доктор филологических наук и профессор ТГПУ.
Место проведения: ул. Карла Маркса, 14, 2 этаж, каб. 53 (конференц-зал).
Вход свободный! Не упустите возможность узнать больше о важной странице нашей истории и обсудить её с экспертом. Ждём вас!
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 1394
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Итоги отборочного этапа региональной олимпиады школьников по психологии подведены
В заключительный этап олимпиады прошли 62 участника, набравшие 15 и более баллов (75% от максимально возможного балла).
Заключительный этап региональной олимпиады школьников по психологии пройдет 26 апреля 2025 г. (суббота) с 11.00 до 13.00 в ауд. 253 УК1 (пр. Комсомольский, 75).
На регистрацию необходимо прибыть с 10.00 до 10.45.
С собой иметь 2 ручки одного цвета.
Форма заявки_заключительный этап
21 апреля 2025

С октября по декабрь 2024 года студенты факультета психологии и специального образования ТГПУ приняли участие в образовательном интенсиве и реализовали 5 социальных практик с использованием материалов проекта «Киноуроки в школах России и мира». А с января по апрель 2025 года студенты 825 группы ФПСО (Залецкая Елена, Ильина Екатерина, Топакова Евгения) стали участниками Всероссийского конкурса социальных проектов «Общее дело-ПРО. Проекты. Развитие. Общество» в номинациях «Дыши легко» и успешно реализовали социальный проект «Стой! Это иллюзия» на базе ОГБПОУ ТПГК."Цель нашего проекта — снижение интереса к употреблению вейпов среди студентов колледжа. Мы пригласили к участию студентов 1-2 курсов ТПГК. За 4 месяца было проведено 10 мероприятий с использованием видеоматериалов "Общее дело", которые информируют о вреде использования вейпов и последствиях их употребления. После просмотра мы проводили обсуждения и практические занятия, на которых составляли "Колесо баланса", разбирали режим дня и составляли трекер здоровых привычек, создавали чек-лист своего здоровья, обсуждали результаты внедрения в жизнь созданных инструментов. Следует отметить, что у нас есть положительные изменения!" - говорит Екатерина.Очная защита проекта на региональном этапе состоится 25 апреля 2025 года. Мы уверены, что инициатива «Стой! иллюзия» позволит донести до студентов важные идеи и поможет сформировать осознанное отношение к вопросам здоровья и формирования привычек.
Каждый студент ФПСО может стать инициатором проекта!
15 апреля 2025
Завершился проект ФПСО "Университетская среда: мой профессиональный трек"

Уважаемые участники проекта, гости факультета, студенты и педагоги, факультетский проект "Университетская среда: мой профессиональный трек", который длился с 26 февраля по 9 апреля 2025 года - завершился. За время его реализации мы смогли познакомить школьников с востребованными на рынке труда профессиями, которым учат на ФПСО, а именно: педагог-психолог, социальный педагог и учитель-логопед. В рамках проекта участники имели возможность не только узнать об особенностях вышеперечисленных профессий, но и получить практические навыки через мастер-классы, тренинги и встречи с опытными специалистами. Мы надеемся, что возможность "примерить" профессию, взаимодействие со студентами факультета, знакомство с преподавателями и полученные знания и опыт вдохновят наших участников на выбор в будущем "помогающей профессии" на Факультете психологии и специального образования.Мы искренне благодарим всех школьников за активное участие и педагогов-наставников за поддержку проекта. Ваш интерес и стремление к обучению стали основой успешной работы проекта.Благодарим преподавателей факультета (Ю.В. Овчиникова, Г.Ю. Титова, А.А. Лыба, Е.А. Смалеха, Г.П. Обносова, С.М. Михайлова и других), студентов групп 821, 822, творческую группу из числа будущих логопедов и актив ФПСО за помощь в организации и проведении профориентационных занятий.Не смотря на то, что проект "Университетская среда: мой профессиональный трек" завершен, мы уверены, что многие из вас станут нашими абитуриентами в будущем.
Мы будем рады видеть вас среди студентов нашего университета!
Следите за нашими новостями — впереди много интересного!
15 апреля 2025
Дорогие студенты и преподаватели, спешим сообщить вам о том, что на Факультета психологии и социального образования состоялась отчетно-выборная конференция, а это значит сменился культорганизатор факультета. Бардина Елизавета, студентка 813 группы, завершила свою работу на этом посту, и мы выражаем ей искреннюю благодарность за все усилия и инициативы, которые она реализовала в течение своего срока. Лиза внесла значительный вклад в организацию культурных мероприятий, подготовку команд факультета на различные вузовские конкурсы, налаживание взаимодействия с группоргами факультета и создание дружелюбной атмосферы на факультете.На ее место пришла Гутова Арина, студентка 841 группы. Арина успела проявить себя в роли активного студента, креативного организатора, ответственного исполнителя и яркого актера на сцене Педагогического. Мы уверены, что Арина привнесет свежие идеи и новые подходы в работу нашего факультета.
Желаем ей успехов в этой ответственной роли и надеемся на плодотворное сотрудничество!
Давайте поддержим Арину в ее начинаниях и продолжим развивать факультета вместе!
15 апреля 2025
Открытая лекция о детях с РАС («дети дождя»)
Во Всемирный день распространения информации об аутизме 2 апреля 2025 года, старший преподаватель кафедры дефектологии Е.А. Филимонова провела открытую лекцию на тему «Изучение, образование и реабилитация лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)» с целью привлечения внимания общественности к проблеме аутизма. Участниками лекции стали студенты ФПСО и ИИЯМС.
Началом лекции стала трогательная песня «Мы просто другие! Мы живём на другой глубине!» о ранимости и беспомощности ребёнка с аутизмом.
Елена Анатольевна представила краткую историю отечественных и зарубежных исследований аутизма; отметила актуальные проблемы (рост численности аутичных детей; недостаточная изученность патогенеза и этиологии РАС; сложности ранней и дифференциальной диагностики; недостаточность развития системы раннего вмешательства); раскрыла сущность «триады аутизма» (Lorna Wing) и специфику диагностики.
Главное внимание было обращено на яркие аутистические особенности в развитии детей с РАС: избирательность контактов с окружающими; сенсомоторные нарушения (зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные, моторные, обонятельные, вкусовые дисфункции); нарушения эмоциональной сферы (эмоциональная холодность, тревога, крики, гиперсензитивность, моторные истерики, агрессия, аутоагрессия, страхи (фобии) на шумы окружающего мира и громкие голоса людей; речевые и коммуникативные нарушения (мутизм, эхолалии, редкость местоимения «я», странные эмоциональные интонации).
Лектором были отражены элементы образовательных, коррекционно-развивающих, психокоррекционных технологий: ЛФК (лечебная физическая культура), АФК (адаптивная физическая культура), Холдинг-терапия на формирование контактности и эмоционально-волевой стабильности; АВА-терапия (Р. Шрамм) на улучшение социально-значимого поведения и коррекцию нежелательного поведения; сенсорная интеграция (Э. Дж. Айрес) на превращение сенсорной информации в сенсорный опыт; сенсорная и пищевая (безглютеновая, безказеиновая, безсульфатная) диеты на стимуляцию сенсорных систем и формирование пищевого поведения; альтернативная коммуникация (система обмена карточками PECS, Э. Бонди, Л. Фрост) и др.
Е.А. Филимонова отметила, что в мировой практике современных специалистов в области коррекции аутистических нарушений активно применяются: пет-терапия (лечение животными): канистерапия (лат. сanis- собака), фелинотерапия (felis – кошка), иппотерапия, дельфинотерапия, робототерапия (робот как психотерапевт, посредник в обучении, общении, играх.
Студентам были показаны специфические методы коррекции аутистических нарушений с использованием дидактических пособий и сенсорных девайсов: «подкрепление», «подсказки», визуальные планы, расписание, су-джоки, карточки PECS, музыкальные инструменты, силиконовые игрушки, антистрессы, игрушки-сквиш, светящиеся и звучащие девайсы, конструкторы, пазлы и др.
Кратко, были рассмотрены семейные проблемы родителей, воспитывающих детей с РАС (чувство вины, стыда, бессилие, усталость, одиночество, пролонгированный стресс, разочарование): необходимость реконвалесценции (принятие ребёнка со всеми его индивидуальными возможностями, особенностями, способностями, странностями); участие в тренингах родительских умений, практикумах по сенсорной интеграции, тематических праздниках, спортивных играх и др. Кроме того, корректное семейное воспитание является для ребёнка с РАС основополагающим фактором в его успешной адаптации к окружающему миру и самореализации в социуме.
Таким образом, теоретические рекомендации и практические методы, представленные в ходе открытой лекции, помогут будущим педагогам овладеть методическими и коррекционными приёмами и сформировать навыки, необходимые для обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
11 апреля 2025
Новости 6 - 10 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
В Институте детства и артпедагогики 9 декабря в онлайн-режиме была проведена VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье: опыт, проблемы, перспективы» (предшкольное и начальное образование)».
Перед началом работы конференции к участникам и слушателям конференции с приветственным словом обратилась Полева Е.А., проректор по научной работе ТГПУ. Елена Александровна отметила актуальность обозначенной темы конференции. "Важно найти единомышленников, и вместе с тем, услышать новое: нестандартные техники и технологии, значимые формы и методы, позволяющие использовать адекватный детству диагностический инструментарий, чтобы ничего не упустить, вовремя оказать действенную помощь каждому ребенку – актуальные целевые установки конференции" – подчеркнула Елена Александровна.
«В этом году тематика нашей конференции посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания ребенка в семье, так как именно семья является главным институтом воспитания и социализации ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте семьей закладывается система ценностей и идеалов, что в дальнейшем влияет на формирование определенной личностной мировоззренческой позиции», – отметила в своем приветственном слове Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики ТГПУ.
Галия Хамитовна Вахитова, координатор конференции, отметив значимость духовно-нравственного воспитания детей, пользуясь случаем, поблагодарила педагогов и студентов, принявших участие в общероссийской акции взаимопомощи #Мывместе. «Благодарю и всех, кто откликнулся на приглашение принять участие в нашем мероприятии. Думаю, мы сегодня совместными усилиями попытаемся обозначить механизмы сотрудничества детского сада, начальной школы и семьи в процессе формирования нравственности ребенка. Выражаю надежду, что наша встреча будет взаимно полезна всем участникам», – подчеркнула Галия Хамитовна.
Работа конференции началось с пленарного заседания, на котором были озвучены три доклада.
В своем выступлении «Педагог, ребенок, родители – Бермудский треугольник или...?» Светлана Ивановна Поздеева, д.пед.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ИДиА ТГПУ указала на те барьеры, которые тормозят духовно-нравственное воспитание детей. «Современные родители не выдерживают испытания демократизации общественной жизни. Не проявляют знаний, важных и нужных для формирования нравственности ребенка. И только педагог способен вовлечь родителей в совместную деятельность: педагог – ребенок – родитель, чтобы дети не исчезали из процесса воспитания, как исчезают корабли, воздушные суда в Бермудском треугольнике, – отметила спикер.
Выступление Светланы Олеговны Авчинниковой, д.пед.н., доцент, зав. кафедрой социальной работы, ФГБОУ ВО Смоленский государственный университет было посвящено использованию креативных техник в социально-педагогическом взаимодействии с семьями несовершеннолетних. Светлана Олеговна подчеркнула необходимость использования креативных техник взаимодействия с современными молодыми родителями, отметив их особенности. «Взаимодействие с родителями миллениалами требует особых принципов, кретивных форм, техник и технологий, отказа от привычных сценариев.При этом важно создавать условия для самоизменения, саморазвития, самореализации субъектов», отметила в своем докладе спикер.
Евгения Владимировна Дергачёва, доцент кафедры дефектологии ТГПУ, руководитель Службы «Центр поддержки семьи» представила доклад «Вопросы диагностики интегративных качеств личности старшего дошкольника», подготовленный совместно с Натальей Николаевной Радченко, профессором Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова. В докладе было отмечены особенности и основы формирования интегративных качеств детей дошкольного возраста. «Для успешной жизни ребенка важно не только создать условия, но и вовремя выявить обозначенные в стандарте дошкольного образования интегративные качества. И здесь не менее важным является правильный отбор необходимого диагностического инструментария», – заметила спикер.
После пленарного заседания обсуждение вопросов духовно нравственного воспитания детей было продолжено за круглыми столами.
На круглом столе «Особенности использования форм, методов и средств организации духовно-нравственного воспитания в предшкольном и начальном образовании» были представлены доклады спикеров с широкой географией разных регионов России и Казахстана. Здесь учеными, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования обсуждались вопросы преемственности в осуществлении духовно-нравственного воспитания дошкольника и младшего школьника; использования форм, методов и средств организации духовно-нравственного воспитания в современной начальной школе; нравственного воспитание ребенка в семье с учетом гендерных особенностей; а также ресурсы урочной и внеурочной деятельности в формировании нравственности младших школьников и полисубъектное взаимодействие как траектория воспитания детей нового поколения.
В завершении работы присутствующие отметили высокий уровень мероприятия, его практическую значимость и интересную тематику представленных докладов. Участники выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.
Продуктивно прошла работа круглого стола «Взаимодействие участников образовательного процесса (родителей и педагогов) как условие нравственного воспитания старшего дошкольника». Выступили с докладами 12 педагогов из ДОО г. Томска, Томского района, г. Колпашево, г. Воронежа.
Яркое впечатление произвело выступление Ольги Викторовны Золотаревой (заместителя заведующей МБДОУ «ЦРР– детский сад №169 г. Воронежа), которое было посвящено патриотическому воспитанию.
Мероприятия, о которых рассказывала Ольга Викторовна (вовлечение дошкольников в благотворительные акции: «Память жива», «Чижовский плацдарм», «Россия – Родина моя!»; «Письмо солдату», экскурсии в Музей партизанской славы, «История страны. История народа», а также проведение серии музейных уроков: «Мы помним тебя, солдат», «Пусть будет мир на всей земле!», «От меча до автомата!») отличаются масштабностью, разнообразием направлений и содержания работы с детьми: речь шла о проектах и социальных акциях, в которых участвовал коллектив детского сада и группы детей. Безусловно, разнообразие мероприятий вызваны и объясняются богатством истории самого края : Воронежская земля связана с деятельностью Петра 1 и временем рождения российского флота, с периодом Великой Отечественной войны и освобождением Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, с воинским и трудовым подвигом жителей Воронежской земли, с восстановлением разрушенного хозяйства в послевоенные годы. Сегодня дети, педагоги и родители участвуют в поддержке воронежцами наших бойцов в условиях СВО: пишут письма, шлют рисунки с теплыми пожеланиями, собирают помощь. Так поддерживаются традиции прошлого и рождаются новые традиции, отражающие современные реалии!
На этом фоне история и традиции Сибири оказываются не менее значимым источником нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют доклады педагогов из детских садов г. Томска и области. Коллеги представили интересный педагогический опыт по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города с целью патриотического воспитания (Ефименко Евгения Игоревна, воспитатель МАДОУ № 9» г. Колпашево, магистрант ФДиНО); организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи (Чидигезова Наталья Викторовна, ст. преподаватель кафедры ДО ФДиНО, ст. воспитатель МАДОУ № 73 г. Томска). Коллеги из МБДОУ «Рябинка» п. Зональная Станция» Томского района Катаева Яна Викторовна и Истомина Янита Александровна раскрыли систему духовно-нравственного воспитания старших дошкольников в современном сельском детском саду.
Стоит отметить, что все представленные выступления актуальные, современные, интересные и, безусловно, практико-ориентированные.
«Среди всех направлений развития и воспитания дошкольника, несомненно, особое место занимает духовно-нравственное воспитание, включая патриотическое. Очень важно обеспечить разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций, заложить основы нравственности и патриотизма. Это, наш взгляд, один из важнейших аспектов деятельности педагогов и родителей» – отметила Яркина Татьяна Николаевна, модератор круглого стола.
В работе круглого стола "Содержание и технологическое обеспечение основ нравственного развития ребенка в условиях предшкольного и начального общего образования" приняли участие 5 докладчиков из разных регионов РФ. Были заслушаны и обсуждены следующие доклады:
1. Варнаева Анна Евгеньевна (доцент, канд. филол.наук, зав. кафедрой, ФГБОУ ВО Смоленский государственный университет) в докладе Обучать ребенка родному языку - значит воспитывать личность отметила, что обучение родному языку – это формирование национальной идентичности ребенка, так как язык является хранителем мировоззрения народа. Воспитывающая функция языка реализуется через семантику и стилистическую окраску исконно русских слов, содержащих нравственный ориентир. Изучение русского языка формирует базовые ценности его носителей.
2. Прынь Елена Ивановна (канд. пед.наук, заведующий кафедрой начального образования, ГБОУ дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края, г. Краснодар ) в докладе Региональные особенности в организации духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере Краснодарского края) рассказала о совместной с Краснодарской епархией работе Института развития образования в сфере переподготовки учителей, о реализуемых региональных проектах патриотического и духовно-нравственного воспитания. Местная казачья культура сохраняется в обрядах, в языке, и приобщение к ней подрастающего поколения рассматривается как одна из приоритетных задач.
3. Золотарева Алла Викторовна (педагог дополнительного образования МБДОУ Центр развития ребенка-детский сад №169» г. Воронеж) в докладе Использование проблемно-поискового метода в духовно-нравственном воспитании дошкольников через ознакомление с детской художественной литературой подняла проблему отбора литературных произведений для чтения дошкольников. Эти произведения должны отвечать дидактическим требованиям нравственного воспитания ребенка. Автор привела примерный список литературы, содержащий как произведения русской классики и современных детских писателей, так и зарубежные образцы интересной и полезной литературы. На примере было показано использование проблемно-поискового метода при анализе литературного произведения в группе старших дошкольников.
4. Курышева Маргарита Викторовна (канд. филол.наук, доцент кафедры ПиМНО ИДиА ТГПУ) в докладе Формирование культуры речи как компонент духовно-нравственного воспитания дошкольников отметила, что духовно-нравственное воспитание ребенка невозможно без формирования чувства любви и уважения к родному языку, к правильной и чистой литературной речи. Загрязнение языка обсценной лексикой сужает мировоззрение и мировосприятие человека, «…мат показывает неуважение к собеседнику, да и к самому себе, неумение держать себя в руках и управлять своими эмоциями…». Автор рассматривает возрастные особенности употребления нецензурных слов дошкольниками и младшими школьниками и рассказывает о методических приемах борьбы за чистоту языка ребенка.
5. Фисенко Елена Ивановна (старший воспитатель МАДОУ «Детский сад с. Малиновка» Томский район ) в докладе Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и ДОО рассказала об опыте использования проектного метода в старшей группе детского сада для формирования активной жизненной позиции, патриотизма, желания помогать слабым и нуждающимся. Под руководством Е.И. Фисенко дети включаются в волонтерское движение, своими руками делают подарки пожилым людям и детям-сиротам из специнтернатов.
13 декабря 2022
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЧАСТЬ 3.
Завершился цикл практикоориентированных мастер-классов, проводимых коллегами-педагогами из ДОО г. Томска и Северска для студентов 3-4 курсов ФДиНО ИДиА в ноябре-декабре.
7 декабря 2022 года, в рамках семинарского занятия по методике речевого развития дошкольников, которое проходило в формате мастер-классов, состоялась дискуссия педагогов детского сада № 95 г. Томска и студентов гр. 611, 612 на тему "Реализация принципа интеграции в речевом развитии детей детского сада: теория и практика". В ходе обсуждения уточнялись: особенности взаимосвязи инновационных и традиционных технологий в решении задач развития речи и личности ребёнка; специфика использования образовательного потенциала детских видов деятельности в реализации содержания социально-коммуникативного, речевого, познавательного и других направлений развития детей в разных возрастных группах; характер совместной деятельности воспитателей и учителей-логопедов в коррекции и развитии речи дошкольников. Результаты встречи оказались продуктивными. Педагоги поделились практическим опытом, который стал актуальным для обучающихся в подкреплении их теоретических представлений об организации речевого развития детей. Кроме того, студенты отметили целесообразность взаимодействия опытных и молодых специалистов в непростом, но важном деле - развитии ребёнка!
10 декабря 2022
9 декабря 2022 года в Институте детства и артпедагогики ТГПУ пройдет VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье: опыт, проблемы, перспективы» (предшкольное и начальное образование).
Конференция состоится в онлайн-формате с 13.00 часов (Томское время)
К участию приглашаются педагогические работники образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций, магистры.
Основные содержательные линии конференции:
Направления сотрудничества с семьей в условиях модернизации дошкольного и начального образования.
Взаимодействие детского сада, школы и семьи – основа духовно-нравственного становления личности ребенка на этапе предшкольного и начального образования.
Содержание и технологическое обеспечение основ нравственного развития ребенка в условиях предшкольного и начального общего образования.
Полисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса (родителей и педагогов) как условие нравственного воспитания старшего дошкольника.
Особенности использования форм, методов и средств организации духовно-нравственного воспитания в предшкольном и начальном образовании.
Мониторинг диагностики интегративных качеств личности старшего дошкольника и личностных результатов младшего школьника.
Программа конференции включит пленарное заседание и круглый стол по проблемам духовно-нравственного воспитания ребенка в условиях модернизации дошкольного и начального образования.
12.45-13.00 Вход в систему, подключение к пленарному заседанию
Ссылки для подключения и просмотра пленарного заседения
ВВВ https://bbb.tspu.ru/b/nkt-ixq-zrr-bwr
ЮТУБ https://youtu.be/-B34ljw7upc
Кабинет 1. Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/nkt-ixq-zrr-bwr
Круглый стол 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРЕДШКОЛЬНОМ И НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Модератор: Вахитова Галия Хамитовна, к.пед.н., доцент кафедры ПиМНО ФДиНО ИДиА ТГПУ
Кабинет 2. Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/nzh-8v1-pt9-5ig
Круглый стол 2. ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОВ) КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Модератор: Яркина Татьяна Николаевна, к.пед.н., доцент заведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА ТГПУ
Киселева Ольга Ивановна, к.филол.н., доцент, доцент кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА ТГПУ
Кабинет 3. Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/xx2-bqq-tfi-q6f
Круглый стол 3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модератор: Курышева Маргарита Викторовна, к.филол.н., доцент кафедры ПиМНО ИД ТГПУ
Кабинет 4. Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/fmu-czy-sme-qar
Круглый стол 4. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
7 декабря 2022
Уважаемые коллеги! Приглашаем педагогических работников общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций, магистров, аспирантов принять участие в III Всероссийской научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды», которая состоится 16-17 декабря 2022 года.
Цель конференции: обсуждение, осмысление и обобщение опыта организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся всех уровней образования; выявление эффективных механизмов организации деятельности, ресурсов развивающей образовательной среды, оценки и повышения качества проектных исследовательских работ обучающихся.
Основные содержательные линии конференции:
1. Проекты и исследования студентов:
- возможности новых пространств (технопарки, кванториумы, бизнес-инкубаторы);
- подходы к организации и сопровождению исследовательской и проектной деятельности студентов;
- опыт организации исследовательской и проектной деятельности студентов в цифровой образовательной среде;
- вовлечение студентов в исследовательскую и проектную деятельность.
2. Исследовательская и проектная деятельность школьников:
- эффективные практики организации исследовательской и проектной деятельности школьников;
- содержание, ресурсы и инструменты цифровой образовательной среды для организации
исследовательской и проектной деятельности обучающихся в разных образовательных организациях;
- сопровождение организации исследовательской и проектной деятельности школьников;
- технологии развития исследовательской и проектной деятельности школьников;
- вовлечение родителей в совместную исследовательскую и проектную деятельность.
3. Исследовательская и проектная работа с дошкольниками:
- поддержка детской исследовательской инициативы;
- организация экспериментирования и исследования с дошкольниками в инновационной образовательной среде;
- игровые практики исследовательской и проектной деятельности детей;
- компетенции педагога ДОО для организации исследовательской и проектной деятельности детей.
Режим проведения – смешанный, очно и онлайн (на платформе BigBlueButton).
Регламент выступления: доклад – до 7 минут, обсуждение – до 3 минут.
5 декабря 2022
Сборник материалов Всероссийского круглого стола по актуальным ресурсам кинопедагогики
15 апреля 2022 года Институт детства и артпедагогики в лице Бернатоните Ады Казимировны, кандидата искусствоведения, доцента, заведующей лабораторией кинопедагогики принимал участие в организации и проведении круглого стола «Роль кинопедагогики и дисциплин искусствоведческого цикла в реформировании современного образовательного процесса», по результатам которого издан сборник материалов.
Обсуждение ресурсов кинопедагогики в образовании и воспитании подрастающего поколения вызвало большой интерес среди педагогической общественности и заинтересованных лиц в апробации данного направления, что послужило основанием для принятия решения проведения в 2023 году кинофестиваля, приурченного к 200-летию К.Д. Ушинского.
4 декабря 2022
Новости 221 - 225 из 578
Начало | Пред. | 43 44 45 46 47 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования
Старт совместного проекта ИРПО ТГПУ и Управления образования Администрации ЗАТО Северск.

26 сентября 2025
С успехом прошло практическое занятие по музееведению в Семилуженском остроге

23 сентября 2025
Вторую неделю сентября (с 8 по 12 сентября) на базе многопрофильного центра «Солнечный» (с. Калтай Томской области) собрались 150 советников директоров по воспитанию из пяти регионов России. Участники погрузились в разнообразные практики, обогатили свой профессиональный инструментарий , а также наладили взаимодействие.
Магистранты ИРПО взяли на себя разные аспекты проведения мероприятий, обеспечивая гладкий ход большого события (Филимонов Даниил Денисович, магистрант группы 1452/3М; Скорнякова Софья Игоревна магистрант группы 1452/3М). Сотрудники и аспиранты института активно участвовуют в содержательной части:
- Директор ИРПО Семенова Наталия Альбертовна работала с группами по теме "Методы и технологии воспитательной деятельности". Её вклад помог участникам освоить современные подходы к работе с детьми и молодежью.
- Аспирант ТГПУ Середа Алёна Владимировна сосредоточилась на вопросах, связанных с определением роли семьи в воспитании личности. Её выступления подчеркнули важность семейных ценностей в формировании гармоничной личности.
Это мероприятие стало не только образовательным, но и вдохновляющим опытом для всех участников. Участники отметили, насколько полезно и интересно было погрузиться в такие практики, обмениваясь знаниями и идеями.
Благодарим всех организаторов и участников за вклад в развитие педагогического сообщества!
11 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 394
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец