Новости физико-математического факультета
Итоги заседания секции "Академическая мобильность одарённости"
30 октября 2012 г. на базе ТГПУ прошло заседание секции «Академическая мобильность одарённости (конкурсы, фестивали, олимпиады, инновационные формы)» Всероссийской конференции «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одарённости: детский сад – школа – университет».
2 ноября 2012
23 октября 2012 г. в рамках стажировки Центр ДФМиЕНО ТГПУ посетили магистранты Южно-Казахстанского государственного университета им. М.О. Ауезова (г. Шымкент).
2 ноября 2012
Награждение медалью К.Д. Ушинского
Поздравляем доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой математики, теории и методики обучения математике физико-математического факультета Эмануилу Григорьевну Гельфман с награждением медалью К.Д. Ушинского.
29 октября 2012
Cобрание Научного студенческого общества ФМФ
В четверг, 1 ноября в аудитории 1/04 в 17.40, состоится собрание Научного студенческого общества физико-математического факультета.
24 октября 2012
Центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ приглашает учащихся 6-11 классов, учителей физики и математики на "Осеннюю физико-математическую Школу - 2012".
23 октября 2012
Новости 186 - 190 из 194
Начало | Пред. | 35 36 37 38 39 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В новом учебном году для обсуждения направлений развития образовательного взаимодействия со странами Африканского континента Кению и другие республики посетил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Зюбанов. Была презентована вторая часть учебно-методического комплекса, разработанного Институтом специально для кенийских граждан, желающих изучать русский язык, а также обсуждены варианты открытия новых центров образования на русском языке в странах Африки.
17 сентября 2025
Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска

Пешеходная экскурсия началась на улице Красноармейской, что позволило иностранным студентам окунуться в мир русских народных сказок: именно на этой улице расположены такие достопримечательности, как Дом с шатром, Дом с драконами и Дом с жар-птицами. Студентов из Китая поразило то, насколько продуманы элементы декора данных памятников деревянного деревянного зодчества и с каким мастерством они исполнены.
15 сентября 2025
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Коллектив Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ поздравляет старшего преподавателя кафедры перевода и переводоведения Елену Анатольевну Бурмакову с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук!
10 сентября 2025
1 сентября 2025 года студенты первого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета собрались в актовом зале 1-го корпуса для участия в праздничном мероприятии, посвященном началу нового учебного года.
Торжественный праздник прошел в теплой дружеской атмосфере. Перед студентами выступили дирекция института, заведующие кафедрами и представители студенческих органов самоуправления, которые поздравили первокурсников с началом студенческой жизни и пожелали успехов в учебе и научной деятельности. Для гостей мероприятия была подготовлена насыщенная культурная программа, включающая выступления творческих коллективов студентов старших курсов и студентки 4 курса 2210 группы Гао Юань из Цзилиньского университета иностранных языков (КНР), которая обучается в ТГПУ по программе двойных дипломов.
После торжественной части первокурсники познакомились с одногруппниками, посетив кураторские часы.
Для иностранных студентов из Китая, которые обучаются в ТГПУ по программам двойных дипломов и академической мобильности, был организован клуб русского языка как иностранного, посвященный Дню знаний в России. На встрече участники обсудили традиции празднования начала нового учебного года в России и Китае. После встречи кураторы иностранных студентов организовали прогулку по кампусу ТГПУ.
Этот день стал важной вехой в жизни каждого студента, открывающей новые горизонты познания и творчества. Институт иностранных языков и международного сотрудничества продолжает свою миссию подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда России и зарубежных стран.
5 сентября 2025
ИИЯМС ТГПУ И ШКОЛА «ПЕРСПЕКТИВА» ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
1 сентября 2025 года ИИЯМС ТГПУ и Школа «Перспектива» дали старт амбициозному образовательному проекту и сделали важный шаг в подготовке будущих специалистов со знанием китайского языка, востребованных в современном мире.
На торжественной линейке 1 сентября, посвященной Дню знаний, присутствовала директор ИИЯМС ТГПУ Богданова Анна Геннадьевна. Она прибыла не одна, а со своей командой профессионалов: заместителем директора по учебной работе Забродиной Ириной Константиновной и студентками ИИЯМС, которые будут вести занятия по китайскому языку в 5 гуманитарном классе.
Анна Геннадьевна не только пожелала ученикам 5.1 класса успехов в освоении китайского языка, но и поздравила всех пятиклассников с Днём знаний, а также пригласила школьников и других классов принимать активное участие во внеурочных мероприятиях, включенных в программу на этот учебный год.
Гао Юань, обучающаяся по программе двойных дипломов с Цзилиньским университетом иностранных языков, тепло поздравила всех присутствующих с началом учебного года на родном языке, создав атмосферу подлинного культурного обмена.
В этом учебном году более 27 учеников 5 гуманитарного класса Школы "Перспектива" приступят к изучению китайского языка. Занятия будут проходить два раза в неделю, и, кроме того, предусмотрен 1 час в неделю внеурочной деятельности на китайском языке.
Образовательная программа разработана совместно преподавателями школы и ИИЯМС ТГПУ и включает в себя следующие разделы:
- Фонетика и произношение: Освоение тонов и правильного произношения звуков китайского языка.
- Иероглифика: Изучение базовых иероглифов, принципов их написания и значения.
- Лексика: Формирование словарного запаса, необходимого для общения на повседневные темы.
- Грамматика: Освоение основных грамматических конструкций китайского языка.
- Культура и страноведение: Знакомство с историей, культурой и традициями Китая.
От всей души желаем успехов нашим юным полиглотам в изучении китайского языка и культуры!
3 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 885
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
СТУДЕНТЫ ТГПУ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И ПРИЗЁРАМИ ДВУХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Сборная команда ТГПУ по спортивной аэробике на минувшей неделе приняла участие в Открытых региональных соревнованиях по спортивной аэробике и Спартакиаде образовательных организаций высшего образования 2024-2025 годов.
13-14 мая 2025 г. состоялись Открытые региональные соревнования, в которых приняли участие более 300 спортсменов из 15 регионов нашей страны. В возрастной категории 18 лет и старше наша сборная стала победителем в общекомандном зачёте. В номинациях «Группа» и «Гимнастическая платформа» команда ТГПУ также стала победителем, а в номинации «Трио» – серебряным призером.
24 мая 2025
20 апреля состоялись соревнования по дартсу среди мужских команд

20 апреля 2025 года прошли увлекательные соревнования по дартсу среди мужских команд. Эти состязания привлекли внимание большого числа студентов и преподавателей, желающих поддержать участников. Настроение было крайне позитивным, атмосфера наполнена дружескими эмоциями и искренним желанием показать лучшее выступление.
29 апреля 2025
20 апреля прошли соревнования по волейболу среди мужских команд

20 апреля 2025 года в стенах ТГПУ состоялся яркий и насыщенный турнир по волейболу среди мужских команд. Студенты 5 факультетов объединились, чтобы показать свой уровень мастерства и командного духа.
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 268
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)
С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР
Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.
В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.
Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.
Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).
Алгоритм подачи заявки по ссылке:
Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru/docs/advisor/
Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.
Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать скан-копии документов для зачисления.
Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:
КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.
Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.
Контактные лица:
Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru
Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru
10 сентября 2025
Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!
Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.
Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.
Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!
На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:
- Бакалавров групп
753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1
- Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
- Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится
с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
Внимание! Вход в корпуса по паспортам!
29 августа 2025
Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»
Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.
Целью форума в Томске в 2025 году стала выработка единой стратегии развития регионального образования. Форум собрал педагогов, управленцев и экспертов для профессионального диалога, обмена лучшими практиками и формирования новых подходов к обучению.
В мероприятии приняли участие руководители и заместители руководителя органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и заместители руководителя образовательных организаций всех типов, педагоги и гости Форума.
Среди участников и организаторов секционных мероприятий были и представители профессорско-преподавательского состава разных кафедр технолого-экономического факультета.
21 августа, в ОГАОУ «Интеграция» состоялось событие, объединившее в себе строгость научного подхода и живую энергию педагогического поиска, здесь прошел семинар с элементами мастер-класса «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях», организованный сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности. В аудитории собрались 65 участников — учителя и преподаватели из общеобразовательных и профессиональных организаций Томской области, чтобы вместе обсудить современные подходы к преподаванию учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР).
Семинар стал частью реализации масштабного проекта — государственного задания Минпросвещения РФ QZOY-2025-0005 «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «ОБЗР» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Семинар открыла своим приветственным словом руководитель госзадания Елена Станиславовна Синогина, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ. Она подчеркнула значимость форума и самого мероприятия для региона, напомнив, что формирование готовности молодежи к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях сегодня является не просто задачей педагогики, но и важнейшей частью государственной политики в сфере образования. Елена Станиславовна обозначила главную мысль дня: лишь объединив усилия исследователей и педагогов-практиков можно выстроить систему подготовки школьников к вызовам XXI века.
Первым в содержательную часть погрузил слушателей Константин Леонидович Пустозёров, учитель технологии ОГБОУ «Интеграция». Его рассказ о возможностях VR-симулятора управления дронами «Flytonica» сразу оживил пространство: педагоги увидели, как цифровой тренажер превращается в настоящий учебный инструмент. Симуляция управления беспилотными летательными аппаратами, моделирование чрезвычайных ситуаций и сценариев, приближенных к реальности, вызвали неподдельный интерес. Для школьников это — возможность шагнуть в практику, для учителей — новая дидактика, напрямую отвечающая на вызовы времени. В составе комплекса — не только VR-приложение, но и версия для ПК с редактором карт, а также web-интерфейс с LMS-системой, что позволяет использовать его как в классных комнатах, так и онлайн, с возможностью автоматической оценки пролёта и хранения записи тренировки. В ходе демонстрации Константин Леонидович показал, как учащиеся могут проходить различные полетные задания — от доставки груза и поиска объектов до пролетов по трассе на скорость — и как симулятор помогает развить реакцию и способность принимать оптимальные решения в критических ситуациях.
Затем выступила Елена Александровна Полева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и старший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад об анализе дополнительной литературы по вопросам безопасности оказался исследованием не только содержательным, но и трезво критическим. Елена Александровна показала, что при изобилии пособий для младших школьников практически отсутствуют качественные материалы для подростков и старшеклассников, а отдельные издания вызывают сомнение в надежности. В контексте госзадания ее работа позволила очертить реальные пробелы методического обеспечения и выработать рекомендации, как восполнить этот дефицит. Отдельный акцент был сделан на вопросах личных границ, доверительных отношений между детьми и взрослыми и роли семьи в формировании навыков безопасности.
Особое внимание участников привлекло выступление Андрея Петровича Глухова, кандидата философских наук, доцента, руководителя научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании ТГПУ. Он представил то, что еще недавно казалось футурологией: искусственный интеллект в преподавании ОБЗР. Он подчеркнул, что цифровизация ОБЗР сегодня вызвана не только ростом числа чрезвычайных ситуаций, но и сменой образовательной парадигмы: от пассивного усвоения знаний к активному моделированию реальных сценариев. Слушателям были представлены симуляторы и VR/AR-тренажеры: отработка первой помощи при травмах, кровотечениях и остановке сердца, примеры тренажеров компании «Комплектант», позволяющих действовать в безопасной, но максимально приближенной к реальности среде. Именно такие практики позволяют формировать у обучающихся жизненно важные навыки, соответствующие задачам госзадания. Отдельный блок был посвящен применению искусственного интеллекта: от генерации планов уроков и тестов до визуализации и анализа знаний. ИИ, как отметил Андрей Петрович, становится не заменой педагогу, а его союзником, помогая персонализировать обучение и формировать ключевые компетенции в рамках госзадания. Завершая выступление, он призвал педагогов к «быстрым победам» — попробовать уже сегодня зарегистрироваться в отечественных генеративных нейросетях, сгенерировать план урока или схему действий, чтобы на практике ощутить, как цифровые технологии экономят время, усиливают наглядность и позволяют глубже вовлечь учеников.
Продолжила линию системного развития Наталия Андреевна Федорова, директор Центра дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ. Ее доклад был посвящен новой программе повышения квалификации «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях». Курс, рассчитанный на 72 часа, сочетает в себе разнообразные форматы: лекции, практикумы и проектную работу, а также блоки по цифровым технологиям, психологической подготовке и тактической тренировке. Педагоги, присутствовавшие в зале, получили возможность зарегистрироваться на обучение прямо в ходе семинара, что превратило теоретический разговор о перспективах в конкретные шаги профессионального развития.
Завершила работу семинара Софья Анатольевна Ломовская, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и младший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад о формировании устойчивости к стрессу у школьников наполнил аудиторию тихой, но ощутимой энергией практики. Она показала, как когнитивный, поведенческий, эмоционально-регулятивный и социальный подходы могут интегрироваться в образовательный процесс. Упражнения «СТОП» и «Якорь спокойствия», дыхательные техники были восприняты с большим интересом. Участники признались: эти методы они готовы применять уже завтра на своих уроках.
Семинар «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях» стал не просто обменом опытом, а площадкой, где перспективные идеи обретали живое дыхание. Педагоги, слушая и пробуя новые методики, сами становились частью того изменения, которое сегодня так необходимо системе образования.
22 августа 2025 года в рамках данного форума прошел круглый стол «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений», который был организован кафедрой экономики и предпринимательства совместно с Бизнес-инкубатором социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ.
Мероприятие стало площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов развития предпринимательского мышления у школьников и студентов СПО. В нем приняли участие представители СОШ и дополнительных образовательных центров г. Томска и Томской области, в частности из Кожевниковского, Кривошеинского, Первомайского районов.
В ходе дискуссии рассматривались важные вопросы:
Какие формы и методы обучения наиболее эффективно формируют предпринимательские компетенции?
Какие барьеры мешают внедрению предпринимательского образования и как их преодолеть?
Как можно усилить взаимодействие между образовательными учреждениями для обмена опытом, совместной реализации проектов и формирования единой системы поддержки предпринимательских инициатив у молодежи?
В процессе работы круглого стола участники (представители школ, дополнительных образовательных центров города и области) активно делились опытом по формированию предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях, выявили и обсудили проблемы в данной сфере. Так главным барьером оказалась отдаленность региональных образовательных учреждений, которая уже несколько лет решается взаимодействием с ТЦТР «Пульсар». Другая проблема – низкая осведомленность о проводимых мероприятиях и грантах для школьников и студентов СПО, поскольку информация, присылаемая на электронный адрес школы, не всегда доходит до учителя-предметника. Данная проблема была выявлена и на других площадках форума.
Особое внимание уделялось развитию системы взаимодействия и укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями города Томска и региона, а также созданию условий для совместной работы и обмена лучшими практиками с целью более эффективной подготовки будущих предпринимателей.
Включению трека по развитию предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на форум АвгустПро способствовало дальнейшее продвижение и коммерциализация исследовательской и проектной деятельности, внедрение проектной деятельности с пятого класса, а в некоторых школах и с начального уровня подготовки.
Результатом работы круглого стола «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений» стал обмен контактными данными участников, в первую очередь в системе «Образовательная организация – вуз» и договоренность о дальнейшем сотрудничестве: приглашение обучающихся на мероприятия и образовательные программы, проводимые в ТГПУ, консультирование проектов обучающихся экспертами ТГПУ, проведение совместных мероприятий на территории заинтересованных школ, СПО и в ВУЗе, а также обучение педагогов общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на курсах повышения квалификации и в магистратуре по стартап-проектированию.
Такой обмен опытом вдохновляет на новые идеи и укрепляет связь между образовательными учреждениями, стимулируя развитие предпринимательских инициатив среди молодежи. Надеемся, что подобные мероприятия станут стартовой площадкой для реализации еще большего количества успешных проектов!
В цикле мероприятий для учителей истории и обществознания Копытова А.И. познакомилась с изменениями в преподавании истории и обществознания в 2025-2026 учебном году, опытом участия коллег во всероссийском проекте «Книга города», с методами обучения на уроках истории, обществознания и приемами мотивации при выборе профессии, способами геймификации онлайн-уроков по финансовой грамотности от Банка России. Опыт коллег планируется внедрить в экономическое образование студентов ТГПУ.
Участие Копытовой А.И. и Арышевой Г.В. в семинаре ТГУ «Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников: система конкурсов и конференций проектных и исследовательских работ в университете» и проектной сессии ТУСУРа «Роль проекта «Инженерные классы ТУСУР» в развитии школьного инженерного образования» позволили выявить малую информационную осведомленность образовательных учреждений в профориентационных мероприятиях.
На площадке РАО «Педагогическое образование в контексте Стратегии развития образования до 2040 года» коллеги кафедры познакомились современной образовательной моделью школы будущего, которую планируют открыть ТГУ в рамках инновационного образовательного проекта.
Панельная дискуссия, проводимая проректором по образовательной деятельности Садиевой М.С. «Социальные лифты для экспортной индустрии: интеграция образования и реального сектора экономики» выявила проблемы и перспективы непрерывного обучения гражданина РФ.
Арышева Г.В. и Окушко К.Э. посетили площадку Кванториума г. Томска Образовательная игра «Клуб образовательных настольных игр», и не только познакомились с разработками организации, но и поиграли в настольные игры.
Деловая игра «Лаборатория предпринимательства «Стартап-70» от РЦРТ «Пульсар», на которой присутствовали Копытова А.И. и Богак Т.В. была посвящена новому инновационному проекту Томского педагогического колледжа, в основу которого ложится создание стартап-студий на базе образовательных организаций.
Студенты и магистранты (Кнор Карина, Митрошенко Дмитрий, Тузяк Елизавета, Путинцева Анастасия и другие) также приняли активное участие в треках форума, что дало отличную возможность встретиться и обменяться мнениями с коллегами-педагогами и методистами из различных учреждений основного школьного и дополнительного образования.
Так, магистрант Путинцева Анастасия посетила круглый стол «Изменение педагогической позиции в образовательном взаимодействии с ребёнком», которое было посвящено обсуждению вопросов, связанных с необходимостью трансформации традиционной педагогической позиции. Рассматривалась важная тема изменений в подходе к роли педагога, которому предстоит перейти от пассивного транслятора знаний к активному координатору образовательного взаимодействия с учениками. Акцент делался на преимуществах современных форм коммуникативного взаимодействия, таких как проектная деятельность, игровые технологии и коллективные исследовательские задания, благодаря которым дети становятся активными участниками учебного процесса и развивают ключевые компетенции XXI века: самостоятельное мышление, аналитику и творческие способности. Важной частью дискуссии стали темы эмоциональной культуры педагога и важности позитивного стиля общения с детьми. Была рассмотрена технология позитивного взаимодействия «Ты-сообщение — Я-сообщение», предполагающая уважительное общение и взаимопонимание, построенное на взаимном доверии и внимании друг к другу. Этот подход помогает выстраивать гармоничные отношения внутри класса и поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки.
А на проектной сессии «Роль этнокультурных традиций в воспитании духовно-нравственной культуры обучающихся: от теории к практике», посвящённой значимости этнических культурных традиций в формировании нравственности и мировоззрения молодёжи, акцент ставился на важности сохранения и трансляции исторического опыта старших поколений, на воспитании чувства гордости за своё наследие и укрепление патриотических чувств. Ключевая тема обсуждения - ценности православных и народных традиций в духовной жизни младшего школьного возраста.
Отдельное внимание привлекли современные средства популяризации культурной истории и традиций, такие как квиз-технология и интерактивные игры, помогающие привлекать молодых людей к познанию собственного культурного прошлого и настоящего. Было отмечено, что традиционные элементы культуры российских немцев и других малочисленных народов также играют важную роль в обогащении общей картины национальной идентичности.
Представленные презентации учебных проектов показали яркий пример тесного сотрудничества школьников, родителей и преподавателей, направленного на сохранение народного творчества и исторической памяти. Подчёркивалось, что внедрение изученных идей и материалов возможно не только в дополнительном обучении, но и непосредственно в основной школьной программе, повышая уровень межкультурного понимания и укрепляя единство российского общества.
26 августа 2025
ТЭФ приглашает на образовательные программы:
- Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Технология и Безопасность жизнедеятельности
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Педагог профессионального образования
- Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит
- Менеджмент, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Предпринимательство и стартап-проектирование в социальной сфере
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Экологический менеджмент и экобезопасность
Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»
2 июля 2025
ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»
По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!
Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
23 июня 2025
Новости 1 - 5 из 707
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

В ТГПУ 29.08.2025 года успешно завершилось обучение студентов непедагогических вузов по дополнительной профессиональной программе (программе переподготовки) по программе «Педагогические основы профобразования».
2 сентября 2025
Курсы педагогов-организаторов и учителей ОБЗР
Центр дополнительного образования и развития компетенций приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курс повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
29 августа 2025
Новости 1 - 5 из 338
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
ТГПУ – ПАРТНЕР ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
22 августа в рамках масштабного педагогического форума «Август ПРО» работала площадка круглого стола, посвященная деятельности «Центра русского языка для детей-инофонов и их родителей». Мероприятие собрало школьных учителей, методистов и представителей высшей школы для решения одной из самых острых проблем современного образования – нехватки квалифицированных кадров для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Томский государственный педагогический университет выступил одним из ключевых партнеров и экспертов в этом вопросе.
25 августа 2025
Уважаемые участники!
В формате онлайн прошла Всероссийская олимпиада школьников «Забыть нельзя, помнить», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
26 мая 2025
Уважаемые участники!
С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:
I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)
II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).
Дипломы и сертификаты вы можете скачать по ссылке.
29 апреля 2025
25.04.2025 г. состоялась II сетевая межрегиональная методическая конференция «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования» (в рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ). На конференции была организована работа секции «Музейное пространство: обучение и воспитание» (согласно Соглашения 18/1-50 от 01.12.2023 г. между ИФФ ТГПУ и МАОУ СОШ № 36 г. Томска).
29 апреля 2025
Открытая лекция к 80-летию Победы «Пьесы военных лет»
Приглашаем всех желающих на открытую лекцию, посвященную 80-летию Победы, которая состоится 6 мая в 14:00. Тема лекции — «Пьесы военных лет».
Лектором выступит Е.В. Головчинер, заслуженный работник культуры РФ, доктор филологических наук и профессор ТГПУ.
Место проведения: ул. Карла Маркса, 14, 2 этаж, каб. 53 (конференц-зал).
Вход свободный! Не упустите возможность узнать больше о важной странице нашей истории и обсудить её с экспертом. Ждём вас!
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 1394
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
23 апреля 2024 на факультете психологии и специального образования состоялась XXVI Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых учёных «Наука и образование».
В работе конференции приняли участие более 40 студентов, магистрантов, аспирантов, а также преподаватели кафедры психологии развития личности.
Была организована работа трех подсекций: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей и подростков», «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса». Модераторами подсекций были: Черных Елена Ивановна, канд. биол. наук доцент кафедры психологии развития личности, и Ахметова Людмила Владимировна, канд. психол. наук доцент кафедры психологии развития личности.
Тематика представленных докладов была разнообразной и отражала актуальные вопросы теории и практики психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Большинство докладов носило проблемный и дискуссионный характер, отражали законченное исследование и вызвали интерес слушателей.
Следует отметить выступление первокурсницы Александры Сергеевны Богодуховой, впервые ставшей участницей научной конференции. Ее доклад на тему «Исследование восприятия времени у студентов» отражал содержание проведенного эксперимента в рамках психического процесса восприятия и был отмечен экспертным сообществом как один из лучших.
Диплом за высокий теоретический и практический уровень научного доклада по секции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» был вручен студенту 4 курса Кеслеру Антону Аркадьевичу, представившему работу по теме: «Роль эмоций в психическом здоровье обучающихся подростков» (руководитель: к.психол.н., доцент кафедры психологии развития личности Ахметова Е.В.).
2 место разделили Кочарян Арман Андраникович с докладом «Особенности акцентуаций характера интеллектуально одарённых обучающихся подросткового возраста» (руководитель д. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития личности Корытова Г.С.) и Шарафутдинова Алина Фаритовна с докладом «Внутриличностный конфликт и самооценка личности обучающихся старших классов» (руководитель: к.психол.н., доцент кафедры психологии развития личности Ахметова Е.В.)
3 место также было присуждено двум студентам: Богодуховой Александре Сергеевне, с докладом на тему «Исследование восприятия времени у студентов», и Наумовой Виктории Георгиевне - за доклад «Взаимосвязь самооценки и агрессивности в подростковом возрасте» (руководитель: к.б.н., доцент кафедры психологии развития личности Черных Е.И.).
На секции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей и подростков» было представлено 11 докладов.
Основная тематика докладов: психолого-педагогическое сопровождение подростков, вопросы психологического благополучия, развития коммуникативной компетенции и другие. Кроме этого большой интерес у участников конференции вызвали вопросы феноменологии способностей обучающихся, противоречия и парадоксы детской одаренности.
При подведении итогов были выделены следующие доклады:
1 место – Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением», Кузьмина Екатерина Алексеевна, магистрант ФПСО ТГПУ. Руководитель: к.б.н., доцент кафедры психологии развития личности Гребенникова Е.В.
2 место - Доклад «Особенности формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста», Бурнышева Елена Витальевна, магистрант ФПСО ТГПУ. Руководитель: д.психол.н., профессор, заведующий кафедрой психологии развития личности Корытова Г.С.
2 место - Доклад «Особенности развития коммуникативной компетентности у младших подростков с ограниченными возможностями здоровья», Середенко Данил Владиславович, магистрант ФПСО ТГПУ. Руководитель: к.пед.н, доцент кафедры социальной педагогики Дозморова ЕВ..
3 место - Доклад «Развитие эмоционального интеллекта в начальной школе», Сафиуллина Карина Асхатовна, педагог-психолог МАОУ СОШ №12 г.Томска.
3 место - Доклад «Оценка психологического благополучия младших школьников в условиях образовательного учреждения», Шорохова Анна, магистрант ФПСО ТГПУ. Руководитель: к.б.н., доцент кафедры психологии развития личности Гребенникова Е.В.
В ходе работы секции «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» представлено 10 докладов. Сфера научных исследований и тематика выступлений была обширной: консультирование участников образовательного процесса, межличностные конфликты, прокрастинация, профессиональная ориентация и становление. По мнению представительной экспертной группы, в лице: к.психол.н. Л.В.Ахметовой, к.психол.н. Е.П.Молчановой, д. психол. н., профессора Корытовой Г.С. отмечены лучшие выступления, занявшие призовые места:
1 место – Степаненко Софья Павловна, аспирант ФПСО, с докладом «Ценностные ориентации современной студенческой молодежи: актуальное состояние и перспективы исследований». Руководитель д. психол. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития личности Корытова Г.С.
2 место – Готовцева Елена Владимировна, магистрант ФПСО, с докладом «Жизнестойкость как объект современных психологических исследований» (руководитель: к.психол.н., доцент кафедры психологии развития личности Молчанова Е.П.) и Троценко Вероника Сергеевна, магистрант ФПСО, с докладом «Совместное влияние социальной тревожности и страха перед неудачами на тенденцию к прокрастинации: множественный регрессионный анализ (руководитель: к.психол.н., доцент кафедры психологии развития личности Ахметова Е.В.).
3 место - Петрук Ольга Павловна магистрант ФПСО – доклад «Технологии и формы психологического консультирования студентов в условиях педагогического вуза» (руководитель: к.б.н., доцент кафедры психологии развития личности Черных Е.И.) и Шенделева Екатерина Игоревна, магистрант ФПСО - доклад «Половозрастные особенности агрессивности и конфликтности обучающихся подросткового возраста». (руководитель: к.м.н., доцент кафедры психологии развития личности Булатова Т.А.).
Были отмечены преподаватели, которые курировали подготовку обучающихся к конференции и помогли сделать качественные доклады:
Ахметова Е.В., доцент кафедры психологии развития личности к.психол.н.,
Молчанова Е.П., доцент кафедры психологии развития личности, к.психол.н.,
Гребенникова Е.В., доцент кафедры психологии развития личности, к.б.н.,
Завершались работы подсекций конференции обменом мнений участников и руководителей, рекомендациями к продолжению исследований, подведением итогов и определением победителей.
27 апреля 2024
23 апреля 2024 года в рамках Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Наука и образование» на нашем факультете была проведена секция «Воспитательные и профориентационные практики работы с детьми, подростками и молодежью».
Модератор секции – Байгулова Наталия Васильевна, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики ФПСО.
Свои доклады представили магистранты ИРПО, студенты ФПСО и обучающиеся психолого-педагогического класса МАОУ СОШ № 25 города Томска. Темы докладов были разносторонними. В ходе активных обсуждений были проанализированы возможности внеурочной деятельности, представлен опыт психолого-педагогического сопровождения фехтовальщиков ТГПУ, создание палаточных лагерей в Томской области, а также социально-педагогические проекты обучающихся 10-х классов.
В итоге, по мнению экспертов, согласно разработанным критериям оценки выступлений, Дипломами были отмечены следующие участники.
Диплом, 1 место – Мейер Анастасия, магистрант 2 курса ФПСО за выступление с докладом на тему «Коррекция самооценки фехтовальщиков в процессе психолого-педагогического сопровождения».
Диплом, 2 место – его разделили обучающиеся психолого-педагогического класса МАОУ СОШ №25 города Томска – Замятина Дарья с докладом «Волонтерская деятельность подростков как способ ухода от девиации» и Афанасьева Мария – «Моя будущая профессия- педагог».
Диплом, 3 место – Шуличенко Ярославна, студентка 5 курса ФПСО с докладом «Социальная адаптация детей младшего школьного возраста, оставшихся без попечения родителей, в условиях центра помощи детям».
25 апреля 2024
Выпускник 2022 года профиля "Психология и социальная педагогика" ФПСО ТГПУ Александр Смокотин одержал победу в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России»
В финале, который прошёл в ТОИПКРО, участники состязались в двух испытаниях «Вопрос учителю года» и «Слово учителю», демонстрируя профессионализм и собственный педагогический стиль. Высшую оценку получил Александр Смокотин, выпускник ФПСО ТГПУ, учитель начальных классов школы № 7 им. Н.Г. Барышева Колпашевского района.
В интервью пресс-службе ТГПУ педагог рассказывал, как пришёл в профессию: «Многие люди с самого детства мечтают о том, кем станут. Я тоже был таким и вначале хотел стать врачом скорой помощи, как мои родители. Даже поступил в медицинский, однако уже на первом курсе попал вожатым в ВДЦ «Орлёнок». Еще учась в 8-м классе, я окончил Школу вожатых, к первому курсу проработал в лагерях более 30 смен. В «Орлёнке» я выступал с командой на конкурсе педагогического мастерства. По возвращении домой вернуться к занятиям в медицинском уже не смог – не мое. Поступил в педагогический колледж. Отучившись и получив практический опыт, я стал работать учителем в родной школе, однако этого было мало: хотелось расти в профессии, быть как те опытные учителя, с которыми взаимодействую, – поэтому я поступил в ТГПУ».
В октябре 2024 года Александр представит Томскую область на федеральном этапе конкурса в Саратовской области.
21 апреля 2024
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
Факультет психологии и специального образования
Кафедра социальной педагогики
МАУ «Информационно-методический центр» г. Томска
АНО Ресурсный центр «Согласие»
АНО Центр социально-психологической помощи «Психея»
Благотворительный фонд «Меркурия»
17 и 18 апреля 2024 года кафедрой социальной педагогики была организована Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи», целью которой стал поиск эффективных путей, ресурсов и методов профилактики девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи во взаимодействии с семьей, а также инструментов преодоления конфликтов и правонарушений с участием несовершеннолетних. Конференция собрала около 250 специалистов и более 100 студентов из Томской области, Красноярска, Екатеринбурга и Кемерово.
В первый день программы конференции состоялся IX Межрегиональный семинар «Технологии профилактической и коррекционной работы с подростками, находящимися в конфликте» на базе «Точки кипения», организованный Ресурсным центром «Согласие». Во второй половине дня на базе Технопарка ТГПУ прошел семинар-тренинг «Домашнее насилие: теоретические аспекты, особенности оказания помощи пострадавшей на этапе обращения, модератором которого стала Богданова Наталья Николаевна, начальник Отдела социально-психологической помощи населению и реабилитации женщин, подвергшихся семейному насилию, психолог МАУ Центр «Семья». В онлайн-формате прошла открытая лекция «Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в местах лишения свободы» Ефименко Александра Александровича, доцента кафедры организации исполнения наказаний ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, доцента кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО ТГПУ.
Второй день программы прошел в Научной библиотеке, открывшись пленарным заседанием. Первой выступила уполномоченный по правам ребенка в Томской области Лариса Анатольевна Лоскутова, представившая итоги положения детей в регионе за 2023 год. Спикер отметила, что на первом месте по количеству обращений стоит тема нарушения прав ребенка жить и воспитываться в семье, всего за год количество преступлений, совершенных несовершеннолетними выросло на 34,2%, а рост обращений по конфликтам в школах – с 32 до 70. Эксперт считает, что такие показатели связаны с неразвитостью системы медиации в школах и Центрах помощи семье, а также с отсутствием у педагогов профессиональных навыков для фиксации случаев девиантного поведения и решения конфликтных ситуаций в классе.
Продолжением конференции стали секции, на которых заместители директора, педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования, советники по воспитанию, воспитатели детских садов и специалисты по реабилитационной работе делились собственными методиками профилактики социальных девиаций детей, подростков и молодежи, опытом использования семьи как ресурса для социально-воспитательной работы, формирования ценностных ориентиров молодежи образовательными организациями.
Третьим кругом мероприятий этого дня стали практикумы и тренинги, модераторами которых стали в том числе Благотворительный фонд «Меркурия» и Центр социально-психологической помощи «Психея».
В завершении конференции в рамках фестиваля настольных социально-ориентированных игр были предложены 15 игр, в которые включились большей частью студенты и школьники.
По итогам конференции участники сформировали пул задач, решение которых, по их мнению, обеспечит эффективное развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи в Томской области.
Ресурсный центр «Согласие» https://vk.com/soglasievtomske
МАУ Центр «Семья» https://semya-tomsk.ru/
Благотворительный фонд «Меркурия» https://mercuriya.ru/
Центр социально-психологической помощи «Психея» https://vk.com/psychology_center23
Сертификаты участников конференции
21 апреля 2024
Открытое занятие студентов ФПСО для обучающихся МБОУ ООШ № 45 г. Томска
Открытое занятие студентов ФПСО для обучающихся МБОУ ООШ № 45 г. Томска
В рамках Дня космонавтики, 12 апреля 2024 г. студенты ФПСО под руководством старшего преподавателя кафедры дефектологии Е.А. Филимоновой провели открытое занятие «Большое космическое путешествие» с обучающимися 2-го, 4-ых и 5-ых классов МБОУ ООШ № 45 г. Томска.
В проведении открытого занятия участвовало 30 детей и 14 студентов 822 группы ФПСО (направленность (профиль) «Специальная психология и педагогика»): А.Е. Белоусова, К.С. Григорьева, О.П. Егорова, А.Д. Кудрявцева, Ю.В. Лощинина, Н.Э. Мамедова, В.Ю. Печёнкина, У.К. Роменская, О.С. Семынина, М.Е. Слюсаренко, Д.А. Соколова, М.Р. Хомушку, К.Ю. Якимова, О.В. Якушева.
Ведущая открытого занятия Роменская Ульяна рассказала школьникам о том, что в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин на корабле «Восток-1» стал первым человеком, совершившим полёт в космос; объяснила цель встречи и распределила учеников по космическим станциям для их участия в разных видах деятельности. За координацию участников по станциям отвечала Кудрявцева Алёна.
Якимова Кристина, Егорова Ольга, Якушева Ольга и Соколова Дарья на станции «Наш маленький космос» развивали у участников космического путешествия воображение, наглядно-действенное мышление, мелкую моторику. С помощью подготовленного оборудования (клей, ножницы, бумажные фрагменты) они склеивали отдельные детали, превращая их в подвижного космонавта.
Хомушку Мальвита и Белоусова Анастасия на станции «Мемо космос» использовали игротехники (2 набора из 10 пар фишек в тематике «Космос») на развитие произвольного внимания и зрительной памяти. Участникам, работающим в парах, необходимо было собрать максимальное количество парных космических карточек; карточки, разложенные картинками вниз, постепенно переворачивались таким образом, чтобы все могли видеть их изображения.
Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их и может продолжать игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладёт карточки обратно картинками вниз, и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет наибольшее количество парных карточек.
На станции «Путешествие в космос» Григорьева Ксения и Лощинина Юлия включили школьников в процесс развития воображения, творческого мышления, мелкой моторики, формирование умений ориентации на плоскости листа и по созданию арт-объекта. Используя заготовки (космические корабли, звезды, планеты и т д), дети собирали из предложенных фигур композицию «Космос».
Целью станции «Галактика» (ведущие: Мамедова Надежда, Семынина Оксана, Печёнкина Виктория, Слюсаренко Максим) было развитие внимания, цветоразличения, восприятие форм и размеров предметов. Разделённые на две команды под космическую музыку «Space» ученики собирали на скорость звёздочки зелёного, фиолетового, голубого и жёлтого цветов. Затем они располагали в порядке возрастания планеты (от самой маленькой до самой большой), а вторая команда, наоборот (от самой большой до самой маленькой). Команда, которая справилась быстрее, выигрывала это задание. В итоге, участники обеих команд считались победителями и могли смастерить бумажную гирлянду из разноцветных звездочек и планет, подписав на них свои имена.
Студенты не только ответственно взаимодействовали с обучающимися школы разного возраста, но и активно помогали друг другу и детям на других станциях.
В целом, радуют полученные результаты. Очень разные и яркие получились арт-объекты «Космос».
В процессе дружной совместной деятельности получилась выставка неуклюжих и забавных космонавтиков. Активно, с громким пением прозвучали «Фиксики» со стремительными двигательными упражнениями (видео останется в архиве студенческого мероприятия).
Старательных участников «Большого космического путешествия» ожидали приятные сюрпризы: космические наклейки и сладкие призы (чоко-пай, чупа-чупсы), похожие на маленькие космические планеты.
Надеемся, что наша творческая встреча с обучающимися школы № 45 помогла детям с ограниченными возможностями здоровья познавать окружающий мир, приобрести прикладные умения и просто сделала их немного счастливее.
Фрагменты рефлексии (интервью Е.А. Филимоновой у студентов): «Уважаемые студенты! Какие впечатления остались у вас после проведения занятия с обучающимися школы № 45? Что было сложно? А что запомнилось больше всего?»
Григорьева Ксения: «Мне праздник очень понравился. 🎉 Все постарались на своих станциях. Дети тоже очень хорошие, активные были, улыбчивые😊 Было видно, что им интересно на станциях, а это главное. В общем и целом, 10/10…»
Слюсаренко Максим: «Праздник удался! 😍 Ожидал, конечно, что не так будет здорово, но благодаря настрою одногруппников, сплочению детей и нашего коллектива, этот день запомнится надолго 🔥😎. Детки разные, по максимуму включал всех детей в работу, чтобы им было интересно, а не потому, что их заставили. Спасибо вам, Елена Анатольевна, за организацию и помощь в проведении такого классного мероприятия. Это замечательно, что был проведён такой день, холодный, но солнечный. Думаю, что энергией зарядились все!✨».
Белоусова Анастасия: «Мне тоже кажется, что праздник прошел хорошо и без кипиша, все отлично поработали! У нас с Мальвитой была станция с игрой на внимание и память с соревновательным посылом. Мы не учли, что некоторые дети капризные обижульки и не любят проигрывать и чувствовать себя на 2 месте. Но выигрывала дружба и приз получали все)) В принципе, мы не растерялись, нам удалось сориентироваться и подстроиться. Это был хороший опыт!».
Мамедова Надежда: «В целом, я думаю, что праздник удался. Конечно, у нас были моменты растерянности, ведь проводим подобное мероприятие в первый раз, но в любом случае, эмоции от него только положительные. Ну и конечно, плюс опыт в копилочку. 🍀».
Якушева Ольга: «Мероприятие прошло удачно, мы получили положительный опыт. Все были позитивно заряжены, это дало хороший настрой на праздник. На станции с некоторыми детьми было тяжеловато, но мы справились! Когда мы поняли, что времени на изготовление поделки мало, ребята помогли нам сделать заготовки деталей, что заметно облегчило работу детям и нам. За это всем большое спасибо!».
© Е.А. Филимонова, старший преподаватель кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ
15 апреля 2024
Новости 46 - 50 из 873
Начало | Пред. | 8 9 10 11 12 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
В ТГПУ продолжается совместный с телекомпанией «Томское время» проект для абитуриентов «Куда пойти учиться?».
В новом выпуске – встреча с директором Института детства и артпедагогики, кандидатом педагогических наук Ириной Дроздецкой.
Ты узнаешь о следующих профилях педагогических профессий:
• начальное образование и дошкольное образование;
• начальное и дополнительное образование (в области изобразительного искусства);
• изобразительное искусство и дополнительное образование;
• хореографическое искусство и дополнительное образование;
• музыка и дополнительное образование.
А тем, кто собирается поступать после 9 класса, будет интересно услышать о специальности с двумя квалификациями – учитель начальных классов, учитель информатики в начальной школе и возможные перспективы быть учителем математики и информатики в 5-6 классе.
Если это то, что тебе подходит, подключайся 30.04 к эфиру:
• на телеканале «Томское время» с 6.00 до 9.00 часов;
• на телеканале «ОТР» с 6.30 до 8.30 часов.
Экскурсия в мир детства и творчества
30 апреля 2025
Профессор ИДиА выступила с вебинаром в федеральном Межвузовском центре "Новая дидактика"
При поддержке Министерства просвещения РФ и Ассоциации развития педагогического образования реализуется проект федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» Межвузовский исследовательский центр «Новая дидактика». Он предполагает создание открытой площадки для взаимодействия образовательных организаций и отдельных специалистов, ведущих исследования в области методологии и дидактики высшего педагогического образования.
В рамках проекта с коллегами встретилась заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА, доктор педагогических наук Светлана Поздеева с докладом «Метаметодика как способ усиления деятельностной составляющей в профессиональной подготовке учителя».
💬 «Метаметодика делает акцент на организации совместной образовательной деятельности педагога и обучающихся. Важно сделать учебное взаимодействие предметом особого внимания, предметом педагогической заботы. Деятельностная составляющая в профессиональной подготовке учителя – это его готовность и способность организовывать совместную деятельность на предметном содержании, то есть реализовывать разные модели организации совместной деятельности, разные дидактические сценарии (авторитарно-репродуктивный, проблемно-лидерский, исследовательско-диалогический), используя соответствующие методические средства», – сказала Светлана Ивановна.
30 апреля 2025
22 апреля в ходе V Международного форума "Педагогика XXI века" состоялась секция Института детства и артпедагогики "Человекоцентричность как вектор обновления образовательных практик в сфере детства" Международной научно-практической конференции «Педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социокультурных практик».
Ключевая идея всех докладов, прозвучавших на секции состояла в том, что человекоцентричность в современной концепции детства заключается не только в гуманном отношению к ребенку, сколько в предоставлении ему реальной возможности стать активным участником процесса образования и жизнедеятельности, т.е. тем, кто реально влияет на образовательный процесс.
Выступающие обозначили разные аспекты этой проблемы: доверительное и поддерживающее общение взрослого с ребенком (Г.Х. Вахитова), развивающий и открытый тип взаимодействия педагога и детей (О.А. Кривоногова), эмоциональное погружение в мир книги и ее совместное взросло-детское прочтение (Е.А. Полева); разновозрастное общение в учебных группах по решению общей познавательной задачи (г.Павлодар); школьный климат, уклад и традиции как пространство воспитания и развития (Н.А. Семенова).
На секции были актуализированы следующие вопросы: Знают ли взрослые, что читают дети и как можно влиять на их читательский выбор? Умеем ли мы конструктивно и доверительно общаться с ребенком? Как вовлекать детей в совместную игровую, познавательную, художественную деятельность? Может ли будущий педагог научиться строить учебный и личностный диалог, если в вузе он не был участником такого диалога?
Последний вопрос актуализирует внимание к аспектам преподавания в вузе и подготовки будущих педагогов. В этой связи обсуждались такие способы как кейс-метод (О.В. Шварева) и метод ассоциаций, позволяющий эмоционально вовлекать студентов в содержательное обсуждение (С.И. Поздеева), использование регионального компонента при формировании готовности будущих педагогов к воспитанию детей дошкольного возраста (Т.Н. Яркина).
"Сегодня различные среды и практики (медицина, право, социальная работа, производство) обогащаются образовательными контекстами, педагогическими нормами взаимодействия людей в различных коммуникациях. Для нашего Института тема человекоцентричности вызывает особый практический и исследовательский интерес, так как осуществляя подготовку будущего педагога для системы дошкольного, начального, общего, дополнительного образования, в центр подготовки мы ставим студента с его ценностями, потребностями, приоритетами, мотивацией, обеспечиваем уважительное, отвественное, комплексное сотрудничество, создаем условия, погружаем в процесс активной деятельности, различные практики "пробного действия", создаем целостную предметно-пространственную среду, открытую, доступную для работы непосредственно с детством, так и в ходе профессиональной подготовки" - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики
29 апреля 2025
Экспертная работа на Международной конференции по педагогической системе Ф.Фрёбеля
21 апреля 2025 года состоялась V (юбилейная) Международная научно-практическая конференция "Векторы развития педагогики Фридриха Фрёбеля: от научной концепции к вариативным практикам в г. Сургут.
В открытом микрофоне приняли участие различные университеты, педагогические и классические. От ТГПУ в экспертном обсуждении приняла участие директор Института детства и артпедагогики Ирина Александровна Дроздецкая.
"В ТГПУ, в рамках профессиональной подготовки педагогов для системы дошкольного образования, мы опираемся на педагогическое наследие Ф. Фрёбеля. В созданном пространстве "Территория, открытая Детству! осуществляется системно-деятельностный подход, где используюся "Дары Фрёбеля" как методический, вариативный компонент в освоении образовательной программы высшего образования и образовательных областей, детских видов деятельности для использования в работе будущих педагогов. Благодаря использованию педагогики Ф. Фрёбеля подчеркивается важная роль наставника- воспитателя, который понимает потребности детской природы и умело применяет их в работе детского сада..." - отмечает Ирина Александровна.
"Будем жить для наших детей!"
28 апреля 2025
Педагоги ИДИА выступили в качестве экспертов на практико-ориентированном семинаре в г.Северск
22 апреля сотрудники Института детства и артпедагогики выступили экспертами Областного практико-ориентированного семинара «Речевой мир: интеграция технологий в дошкольное образование», организованного на базе МАДОУ № 48 г. Северска. В работе семинара приняли участие педагоги дошкольных учреждений г. Северска, студенты ОГБПОУ «Северский промышленный колледж», обучающиеся по специальности «Дошкольное образование».
Мероприятие проводилось в рамках годового плана МАДОУ «Детский сад № 48» на 2024-2025 учебный год в соответствии с договором о сотрудничестве с ФГБОУ ВО «ТГПУ».
Цель семинара – совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационных методов и технологий, направленных на развитие речевых навыков детей дошкольного возраста, предоставление практических инструментов для интеграции этих методов в образовательный процесс ДОО.
В формате тематических сессий и увлекательных мастер-классов педагоги презентовали возможности экспериментальной деятельности, су-джок терапии, дидактических игр с «живыми» кубиками в развития речи дошкольников. В занимательной форме были раскрыты законы логоритмики и ее связь с речевой и двигательной активностью. Большой интерес вызвал опыт педагогов из МБДОУ № 50 г. Северска по развитию речи дошкольников путем организации «говорящего» пространства в детском саду. Такой формат организации семинара активизировал всех участников, позволил в игровой форме попробовать и закрепить демонстрируемые приемы.
В завершении семинара был организован квиз «Лингвистическая баталия – болталия», направленный на закрепление полученного опыта, выявление знаний в области речевого развития и ФОП ДО. Очень порадовало то, что по итогам квиза наибольшее количество баллов набрала команда студентов – дошкольное образование в надежных руках!
"Мы не первый раз принимаем участие в семинарах, организуемых коллегами из Северска», – отмечает Яркина Т.Н.,заведующий кафедрой дошкольного образования. Они всегда посвящены значимым аспектам дошкольного образования и организованы на высоком профессиональном уровне. Вот и сегодня обсуждалась актуальнейшая проблема – развитие речи современных детей и предлагались конкретные эффективные инструменты ее развития, стимулирования речевой активности, коррекции речевых нарушений".
24 апреля 2025
Новости 26 - 30 из 578
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования
Вторую неделю сентября (с 8 по 12 сентября) на базе многопрофильного центра «Солнечный» (с. Калтай Томской области) собрались 150 советников директоров по воспитанию из пяти регионов России. Участники погрузились в разнообразные практики, обогатили свой профессиональный инструментарий , а также наладили взаимодействие.
Магистранты ИРПО взяли на себя разные аспекты проведения мероприятий, обеспечивая гладкий ход большого события (Филимонов Даниил Денисович, магистрант группы 1452/3М; Скорнякова Софья Игоревна магистрант группы 1452/3М). Сотрудники и аспиранты института активно участвовуют в содержательной части:
- Директор ИРПО Семёнова Наталья Альбертовна работала с группами по теме "Методы и технологии воспитательной деятельности". Её вклад помог участникам освоить современные подходы к работе с детьми и молодежью.
- Аспирант ТГПУ Середа Алёна Владимировна сосредоточилась на вопросах, связанных с определением роли семьи в воспитании личности. Её выступления подчеркнули важность семейных ценностей в формировании гармоничной личности.
Это мероприятие стало не только образовательным, но и вдохновляющим опытом для всех участников. Участники отметили, насколько полезно и интересно было погрузиться в такие практики, обмениваясь знаниями и идеями.
Благодарим всех организаторов и участников за вклад в развитие педагогического сообщества!
11 сентября 2025
Регистрация на Всероссийский день бега «Кросс нации – 2025»
Зарегистрироваться на участие во Всероссийском дне бега «Кросс нации – 2025» можно до 19 сентября на портале Госуслуги: https://www.gosuslugi.ru.
Как зарегистрироваться:
- Войдите в личный кабинет на портале Госуслуги.
- В строке поиска введите «Кросс нации».
- Выберите нужный регион и место проведения мероприятия.
- Запишитесь на забег — можно зарегистрировать как себя, так и своего ребенка.
Не упустите шанс принять участие в массовом забеге всей страны!
Отвественный: Диденко Евгений Иванович, магистрант группы 1442/3М, куратор спортивного направления ИРПО
9 сентября 2025
магистранты ИРПО приглашают на празднование 130-летия посёлка Самусь!
6 сентября магистранты ИРПО, реализующие проект "Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций сибирских казаков", ждут всех жителей и гостей посёлка на уникальной казачьей площадке, в честь празднования 130-летия посёлка Самусь!
В программе:
- Мастер-классы по владению казачьей шашкой (рубка лозы);
- Мастер-классы по искусству фланкировки (виртуозное вращение шашкой).
В концертной программе праздника выступит: Спортивный казачий клуб «РУБИ» вместе с казачьим ансамблем «Отрада». Зрителей ждёт яркое и динамичное выступление: казачья песня в исполнении ансамбля, сопровождаемая мастерской фланкировкой от спортсменов клуба.
Приглашаем всех окунуться в колоритную и доблестную казачью культуру!
4 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 392
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец