План на год: Институт развития педагогического образования
Директор Института развития педагогического образования ТГПУ Наталия Альбертовна Семёнова рассказала, какие проекты, уже запущенные ИРПО, уверенно перейдут в 2025 год, а также о новых идеях.
В минувшем году Институт стал пилотной площадкой «Флагманского слёта» – первого этапа проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей», направленного на тестирование модели вовлечения студентов в педагогические профессии.
В этом же ключе по инициативе Администрации Томской области летом 2024 года в ТГПУ стартовало обучение студентов непедагогических специальностей в рамках краткосрочной дополнительной профессиональной программы (программа профессиональной переподготовки) педагогической направленности «Профессиональные основы педагогической деятельности».
«Четыре выпускника программы уже работают в школах с сентября, двое планируют работать с нового учебного года, – говорит Н.А. Семёнова. – Этот проект – ещё один подход к решению проблемы дефицита педагогов в регионе, в частности учителей физики и математики, и мы, конечно, будет продолжать его».
Также, по словам директора ИРПО, в процессе реализации проект по разработке программ для инженерных классов, в котором заняты преподаватели ТГПУ и методисты региональных школ.
Обновление и продолжение в 2025 году получат мероприятия Школы педагога-исследователя, инициативы Парка инновационных образовательных практик и Центра научно-методического сопровождения.
«Лаборатория эмоционального образования в течение года успешно осуществляла трансфер концепции: проведена работа не только с педагогами Томской области, которые уже работают в рамках концепции эмоционального образования, но и за пределами региона, – делится результатами Наталия Альбертовна. – Заключены договоры с образовательными организациями Республики Татарстан, изданы и переданы на экспертизу учебные пособия по изобразительному искусству с первого по четвёртый класс».
Лабораторией киберсоциализации и цифровой образовательной среды и кафедрой педагогики и управления образованием ИРПО был создан проект «Оживляя педагогику». При разработке использовались инструменты ИИ, изучение и внедрение которых в идеи Института будет продолжено. Другие инициативы кафедры – проект «Современная педагогика без границ», где педагоги и студенты ТГПУ и университета Казахстана совместно работают над разными педагогическими темами, и уже традиционная для вуза «Неделя педагогики», новый сезон которой ожидается в 2025 году.
Крупным научным событием, которое организует ИРПО при поддержке других структур вуза, ежегодно становится Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения». В 2024 году он был посвящен теме субъектности в образовании, а его ключевое мероприятие – Международная научно-практическая конференция «Субъектность в образовании, профессиональной деятельности и научном исследовании» – собрало более 500 участников из России, Казахстана и Китая. В апреле 2025 года форум будет реализован в университете в пятый раз.
В декабре 2024 года Центр поддержки семьи ТГПУ подвел итоги работы с 2021 года по предоставлению услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям детей), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В новом году коллектив ИРПО планирует разработку новых форматов работы ЦПС.
К новым идеям ИРПО также относится создание научно-образовательного центра «Цифровая дидактика и искусственный интеллект в образовании», где продолжится научная деятельность в рамках взаимодействия ТГПУ с Высшей школой экономики (зеркальная лаборатория). Как отметила Н.А. Семёнова, по предложению региона будут реализованы курсы повышения квалификации для учителей Томской области, а также за ее пределами (есть предварительные договоренности на обучение преподавателей в Дальневосточном ФО).
«Для наших студентов будут разработаны модули или кампусный курс, который позволит им овладеть методикой использования искусственного интеллекта в обучении на разных уровнях образования. Предполагается разработка документов, регламентирующих применение искусственного интеллекта в нашем университете, – говорит директор ИРПО. – В числе инициатив магистрантов ИРПО проект «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе традиций сибирских казаков».
В 2024 году ИРПО выпустил первых магистров по профилю «Сельская школа». В 2025 году ждем первые выпуски больших магистерских программ «Воспитательная, методическая и проектная деятельность в образовании» и «Методические системы и технологии в предметном обучении». Также в планах запуск новой магистерской программы, содержание которой будет связано с дополнительным образованием.
Как подытожила Н.А. Семёнова, все реализуемые Институтом развития педагогического образования ТГПУ проекты направлены на трансформацию педагогического образования, обогащение его содержания, обеспечение взаимосвязи эффективных практик, науки и содержания дисциплин.