Как развивать субъектность в современном образовании обсудили в ТГПУ
Более 500 участников из России, новых присоединенных территорий, Казахстана и Китая обсудили проблему субъектности в современном образовании на Международной научно-практической конференции «Субъектность в образовании, профессиональной деятельности и научном исследовании» в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» ТГПУ.
Основные направления обсуждения субъектности были заданы на пленарном заседании и в дальнейшем более подробно рассмотрены в ходе отдельных секций и круглых столов.
Формированию субъектности в детском и подростковом возрасте была посвящена секция «Период детства и становление субъектности: подходы, практики, исследования». Участники подошли к рассмотрению субьектности как основания для благополучия ребенка и детства. Были представлены возможности развития самоопределения ребенка дошкольного возраста, выдвинуты предложения о необходимости создания специальных условий для формирования субъектности и определения роли педагога в ее развитии у ребенка и подростка.
«Сегодня период детства признается важным этапом развития человека – новая парадигма восприятия детства не как периода подготовки к взрослой жизни, а как самоценного периода жизни. В связи с этим необходимо создавать безопасные условия для реализации прав и законных интересов ребенка, подготовки детей к полноценной жизни в обществе, защиты детей от факторов, негативно влияющих на их развитие, т.е. обеспечивать благополучие ребенка», – обозначила основные идеи в рамках работы секции ее руководитель директор ИДиА, кандидат педагогических наук Ирина Александровна Дроздецкая.
В секции «Профориентация как образовательная практика развития субъектности человека» были обозначены проблемы профессионального самоопределения и выбора будущей профессии молодежью как результата выражения субъектной позиции. Широко обсуждался участниками круг вопросов: от способов проведения эффективной профориентационной работы со школьниками до закрепленности студентов в будущей профессии.
«Главная задача профориентации состоит в целенаправленном, организованном формировании способности и готовности человека к самостоятельному и осознанному выбору профессии, определению своего профессионально-образовательного маршрута развития, видения своего карьерного роста и развития. Профориентация сегодня – один из трендов развития образования», – обозначила основные результаты работы секции ее руководитель заведующий кафедрой социальной педагогики ФПСО, кандидат педагогических наук Галина Юрьевна Титова.
Субъектной позиции студента и педагога в системе общего, среднего профессионального и высшего образования были посвящены несколько секций: «Развитие субъектности обучающихся средствами учебных предметов дисциплин», «Субъектная позиция студента и преподавателя», «Педагогическое сопровождение инициатив студентов», а также круглые столы. Участники представили результаты собственных исследований практик сопровождения образовательных инициатив обучающихся и педагогов, обозначили эффективные инструменты формирования инициативности, а также актуальные проблемы в данном направлении. Особое внимание было уделено формированию субъектности в процессе подготовки будущих учителей.
«Инициативность проявляется тогда, когда студент выходит за рамки формальных учебных требований, желает проявить себя, творчески создавая новые образовательные практики по профилю подготовки или в социальных инновациях. В результате есть вузы, которые разрабатывают педагогическое сопровождение процесса развития такого опыта, переводят эту деятельность в систему, вводят новые пространства подготовки, создают структуры и технологии над формальным учебным процессом», – отметил руководитель секции «Педагогическое сопровождение инициатив студентов» директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования, доктор педагогических наук Михаил Александрович Червонный.
Также он обратил внимание на значительную роль наставников и дополнительных образовательных центров, которые могли бы актуализировать вовлечение студентов к участию в инициативных проектах.
Одним из способов выражения субъектности в образовании была рассмотрена на конференции предпринимательская деятельность. На секции «Профессиональное и личностное развитие субъектности обучающихся в процессе реализации предпринимательских инициатив» обсудили особенности реализации предпринимательских инициатив в школе и вузе
«Предпринимательская деятельность дает молодому человеку возможность превратить собственное хобби в успешный бизнес и повышает заинтересованность субъекта в постоянном профессиональном и личностном развитии. С этих позиций важными и актуальными становятся вопросы стимулирования и поддержки молодежного предпринимательства в условиях единого образовательного пространства», – высказала свое мнение руководитель секции декан ТЭФ, кандидат биологических наук Елена Владимировна Колесникова.
В рамках секций, круглых столов также были подняты вопросы о формировании субъектности в школьном образовании, отдельно – в сельской школе, в инклюзии, служб медиации и управленческих кадров и др. Ключевым выводом стало обозначение ведущей роли педагогических университетов в формировании субъектности у участников образовательного процесса на всех уровнях системы образования.
«На сегодняшний день в системе образования ситуации субъектности наблюдаются именно как феномен, то есть в редких случаях. Наша задача как специалистов в области образования заключается в создании условий, при которых работа с субъектностью обучающегося станет одной из приоритетных тем педагогического образования в ТГПУ. Правильно построенный принцип субъектности в университете поможет нашим студентам не только осмысленно подходить к обучению, но и научиться формировать ее у детей, начиная с младшего возраста», – обозначила перспективы изучения и внедрения субъектности как в педагогическом образовании, так и в современном российском образовании модератор круглого стола «Феномены и ситуации возникновения и проявления субъектности в профессиональной подготовке педагогов и управленцев и их влияние на решение проблем на разных уровнях образования», старший преподаватель ИДиА Людмила Михайловна Долгова.
В рамках форума проходят Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», научно-образовательная инновационная площадка «Путь инноватора в образовании: дефициты, поддержка и возможности роста», а также мастер-классы педагогов стажировочных площадок научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ.