Как привлечь студентов непедагогических специальностей к педагогической профессии обсудили эксперты образования в ТГПУ
12 июня в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) состоялась работа площадки «Модели вовлечения студентов непедагогических специальностей в педагогическую профессию».
Участниками мероприятия стали директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ Наталия Александровна Наумова, заместитель генерального директора президентской платформы «Россия – страна возможностей» Дмитрий Юрьевич Гужеля, руководитель проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Борис Борисович Соловьев, заместитель Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталия Александровна Киселева, представители Большого университета Томска, институтов развития образования Томска, Москвы, Ульяновска, Владимира, Волгограда. С приветственными словами к собравшимся обратились Б.Б. Соловьев и глава вуза Андрей Николаевич Макаренко. Каждый из них отметил важность вопроса, который должен быть обсужден на площадке.
«Перед национальной системой образования стоят серьезные задачи по разработке оптимальных путей совершенствования профессиональной подготовки самого главного субъекта образовательного процесса – учителя. Безусловно, нашей системой образования уже накоплен определенный опыт. Ряд университетов технических, классических, педагогических апробировали определенные подходы, реализовали образовательные программы, направленные на обучение студентов непедагогических специальностей учительской профессии. В 2015 году была запущена программа «Учитель для России», а в 2023 году еще одна – «Учитель для каждого». Цель обеих программ – привлечь выпускников ведущих вузов России, не только педагогических, к преподаванию в школах и обеспечить подготовку молодых специалистов к преподавательской деятельности», – обозначил актуальность предстоящего обсуждения на площадке А.Н. Макаренко.
«Сегодня в сфере образования наблюдается большой дефицит педагогических кадров. Пожалуй, единственный способ пополнить ряды педагогов – это привлечь студентов непедагогических специальностей. Наша задача – заинтересовать их, создать такие условия, которые мотивируют молодых специалистов с непедагогическим образованием прийти в профессию», – пояснил Борис Борисович.
Следом выступила Юлия Николаевна Корешникова, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Педагогическое образование». Она привела данные, указывающие на проблему старения кадров в сфере образования. Как отметила выступающая, в настоящее время доля молодых кадров в педагогике составляет 10%. К 2029 году она может снизиться до 6%.
«Наша задача – повысить качество переподготовки педагогических кадров и привлечь молодых студентов к работе в школе независимо от того, где они учатся», – подчеркнула она.
В рамках обсуждения директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталия Александровна Наумова рассказала, что на встрече министров образования стран БРИКС, которая прошла в Казани на этой неделе, все отмечали высокий дефицит педагогических кадров и говорили о необходимости принятия мер для вовлечения молодежи в педагогические профессии.
Заместитель Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталия Александровна Киселева отметила важность развития надпрофессиональных компетенций у студентов, которые планируют связать свою профессиональную деятельность с педагогической профессией.
«Речь идет о тех компетенциях, которые для многих отраслей являются софтами: коммуникация, организаторские способности, оказание влияния и др. Для педагогической профессии они являются не софтами, а хардами. Когда мы говорим о привлечении в педагогическую специальность действующих студентов, выпускников классических университетов, не имеющих педагогического образования, когда мы проводим работу через институты развития педагогического образования, классические вузы, которые в своей структуре имеют институты образования, через педагогические университеты, то мы должны понимать, что вся эта деятельность должна быть направлена не только на передачу методики преподавания предмета, знание предмета или психолого-педагогических основ преподавания, которые нужны учителю, но и на развитие навыков быть учителем. Во многих странах это выделяется в отдельные сертификационные программы. Люди, претендующие на роль учителя, помимо получения диплома о высшем образовании, параллельно проходят сертификацию или получают лицензию, доказывая свои профессиональные навыки и склонность к педагогической профессии».
Также замгубернатора обозначила наиболее перспективные, по ее мнению, модели вовлечения студентов непедагогической специальности в педагогическую деятельность: первая модель – обучение в педагогическом вузе. Вторая – студенты непедагогических специальностей, которые могут обучаться в институтах развития образования в классических вузах, и третья – сетевая модель: через взаимодействие между институтом развития образования и разными профильными, а также классическими вузами.
Для обсуждения моделей вовлечения участники площадки разделились на несколько групп: представители органов власти региона; педагогический вуз и классический вуз; институты развития образования РО (г. Томск, г. Ульяновск, г. Владимир); непедагогические вузы; школы (г. Волгоград, г. Томск).
Декан технолого-экономического факультета ТГПУ Елена Владимировна Колесникова поделилась своими впечатлениями о работе в проектных командах:
«Формат работы в проектной сессии всегда очень привлекателен и важен для меня. Он побуждает собраться, мотивирует на дальнейшую профессиональную деятельность в новом видении. Участники имеют возможность высказать свою позицию, опираясь на серьезный профессиональный опыт. В таких условиях рождаются стратегически грамотные решения. Это настоящий синергетический эффект».
В завершение встречи участники подвели итоги работы площадки. Ю.Н. Корешникова высказала мнение, что вопрос о перспективности предложенных моделей, об оценке региональных практик еще пока остается открытым. Кроме того, отметила, что в ходе дискуссии были высказаны ценные идеи и предложения, связанные с определением результативности моделей, которые будут учтены в дальнейшей работе. Директор Институт развития педагогического образования (ИРПО) ТГПУ Наталия Альбертовна Семенова сказала, что уже этим летом на базе ТГПУ могут быть запущены курсы для студентов ТПУ и ТУСУР по основам педагогической деятельности.