RSS

Студент ФМФ — дипломант Международной конференции «Перспективы развития фундаментальных наук»

Секция «IT-технологии и электроника» XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Перспективы развития фундаментальных наук» 2020 прошла на платформе ТУСУРа в дистанционном режиме.

Подробнее

30 апреля 2020

Обновился сайт Научной библиотеки ТГПУ!

Обновился сайт Научной библиотеки ТГПУ. В результате он стал более удобным! Интернет-площадка Научной библиотеки ТГПУ является одним из главных инструментов информационного обеспечения учебной и научной деятельности вуза. На время дистанционного обучения НБ активно работает в режиме онлайн: ежедневно обновляется информация по ресурсам удаленного доступа, предлагаются вебинары в помощь образовательному процессу, по заявкам преподавателей в рамках проекта «Доступно удаленно» формируются подборки изданий из электронно-библиотечных систем, проводятся онлайн-консультации по основам информационной культуры.

Подробнее

29 апреля 2020

Профессор ТГПУ представила вебинар на тему онлайн-обучения в рамках Методических семинаров Большого университета

Авторский вебинар «Когнитивные и психологические процессы в онлайн-обучении: педагогические риски и возможности» профессора ТГПУ, директора Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ Анастасии Николаевны Кошечко открыл слушателям возможность в прямом эфире обсудить со специалистом вуза волнующие вопросы современных условий образовательного процесса.

Веб-конференция прошла в ходе реализации программы Методических семинаров Большого университета. «Онлайн-обучение рассматривается как актуальная в ситуации глобальной пандемии методологическая и методическая задача, — рассказывает автор. — Слушателям представлен анализ специфики когнитивных и психологических процессов субъектов образовательной деятельности в онлайн-обучении, анализ конкретных педагогических рисков („цифровые аборигены“ и „цифровое неравенство“, восприятие и осмысление информации в цифровой среде, конвергенция реальной и виртуальной образовательной среды, проблема цифровой трансформации педагогического сознания, проблема академического мошенничества, синдром эмоционального выгорания) и педагогических возможностей (эффективные модели онлайн-обучения, индивидуализация образования и технологии персонализации, цифровые инструменты взаимодействия с аудиторией и достижения образовательных целей, формирующее оценивание, коммуникативная культура педагога, тайм-менеджмент)».

Запись вебинара доступна по ссылке.

Подробнее

29 апреля 2020

В ТГПУ продолжается реализация программы для родителей «Скорая педагогическая помощь»

Досрочное завершение школьниками учебного года не станет проблемой для родителей-участников программы «Скорая педагогическая помощь», реализуемой сотрудниками Детского центра образовательной робототехники ТГПУ. Слушатели уже прошли несколько онлайн-встреч со специалистами Центра, на первой из которых выявили персональный уровень эмоционального истощения и научились справляться с этим синдромом, а на второй — освоили нетрадиционные техники рисования, чтобы разнообразить времяпровождение со своими детьми.

Подробнее

28 апреля 2020

«Сад памяти» появился в Учительском сквере ТГПУ

Студенты и сотрудники вуза поддержали международную акцию «Сады памяти» и высадили саженец хвойного дерева в Учительском сквере ТГПУ в память о педагогах-участниках Великой Отечественной войны.

Подробнее

27 апреля 2020

Проректор ТГПУ выступил экспертом Всероссийского педагогического хакатона

При генеральной поддержке профессионального конкурса «Учитель будущего» — проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» состоялся III Всероссийский педагогический хакатон «Инновационные образовательные решения», впервые организованный в дистанционном формате. Экспертом онлайн-марафона выступил проректор по молодежной политике и воспитательной работе ТГПУ Дмитрий Борисович Насонов.

Подробнее

27 апреля 2020

ТГПУ — официальный партнер конкурса «Учитель будущего» — проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей»

Автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей» подписала соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет».

Предметом соглашения является выявление и поддержка проектов и инициатив, способствующих созданию возможностей для личностной и профессиональной самореализации граждан, развитие практико-ориентированного образования, подготовка квалифицированных кадров, в том числе в рамках реализации профессионального конкурса «Учитель будущего».

Подробнее

25 апреля 2020

Добрые дела волонтеров отряда ТГПУ «Точка зрения»

Студенты ТГПУ в рамках деятельности волонтерского отряда вуза «Точка зрения» продолжают поддерживать акцию взаимопомощи «Мы вместе» и ежедневно помогать пожилым и маломобильным томичам с доставкой необходимых продуктов и лекарств.

Подробнее

24 апреля 2020

Сотрудники ФЭУ обсудили с коллегами из вузов России проблемы разработки рабочих программ дисциплин

Успешную защиту проекта, посвященного проблемам и направлениям разработки и реализации рабочих программ дисциплин/модулей в Томском государственном педагогическом университете, прошли доцент кафедры экономической теории ФЭУ О.В. Санфирова и старший преподаватель кафедры К.Э. Сантоцкая. Обсуждение проектов проходило в онлайн-режиме на платформе Zoom. В нем приняли участие специалисты из Томска, Иркутска, Омска, Новосибирска, Москвы и других городов России.

В своем отчете сотрудники ТГПУ представили разработки по совершенствованию сложившейся практики. В завершение встречи участники получили практические рекомендации для дальнейшей работы над вопросом.

Подробнее

24 апреля 2020

Специалисты по социальной работе встретились на онлайн-конференции ТГПУ

Более 200 специалистов из девяти муниципалитетов Томской области стали участниками научно-практической конференции «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков, молодежи», которую в режиме онлайн-дискуссии провели сотрудники кафедры социальной педагогики ФПСО ТГПУ. Открыла научное событие проректор по развитию ТГПУ Л.Г. Смышляева. В приветственном слове Лариса Германовна сделала акцент на актуальности вопросов и соответствии направлений работы конференции вызовам времени. 

Докладчики представили свои выступления на пленарном заседании и в ходе работы пяти секций:

  • «Деятельность субъектов системы профилактики девиантного поведения детей, подростков, молодежи»;
  • «Коррекционно-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ, инвалидами и их семьями»;
  • «Профилактическая работа в социальных организациях»;
  • «Профилактическая работа в образовательных организациях»;
  • «Детско-юношеское объединение как среда профилактики девиаций».

Современные условия не помешали организации конференции, которая проводится с 2017 года в стенах ТГПУ: «Каждый год это научное мероприятие, включающее не только пленарное и секционные заседания, но и мастер-классы, интерактивные площадки, привлекало большое количество участников, — отмечают организаторы. — Несмотря на ситуацию, связанную с пандемией коронавируса COVID-19, мы не могли оставить идею организации конференции, поэтому провели её в онлайн-формате».

Рады такому решению координаторов остались и участники: «Конечно, это не первая научная конференция, в которой пришлось участвовать в дистанционном формате, но первая — в этот непростой для всех период, когда уже все успели соскучиться по живому общению, когда так приятно было видеть в чате знакомых коллег», — поделились специалисты Ресурсного центра «Согласие», которые на конференции представили обзор деятельности территориальных служб примирения в регионах и проанализировали собственный опыт работы.

Представление своих докладов участники сопровождали презентациями, познакомиться с которыми можно по ссылке.

Подробнее

22 апреля 2020

Участие ТГПУ в международном вебинаре «Актуальные проблемы образования»

В минувший вторник на базе Южно-Казахстанского государственного педагогического университета прошел онлайн-семинар «Актуальные проблемы образования (дистанционные образовательные технологии)», участником которого стал директор Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ Михаил Александрович Червонный.

Подробнее

22 апреля 2020

Специалист ТГПУ встретилась с педагогами и родителями школьников в эфире проекта «Домашний час» Минпросвещения РФ

Экспертом онлайн-марафона «Домашний час», запущенного по инициативе Министерства просвещения России, выступила и.о. директора Института психологии и педагогики ТГПУ Наталия Альбертовна Семенова. В эфире специалист ТГПУ рассказала о новых платформах и инструментах для преподавания и проверки выполненных заданий, помогла каждому облегчить работу с онлайн-ресурсами и избавиться от стресса, ответила на вопросы.

Подробнее

21 апреля 2020

Доцент ТГПУ — студентам: возможности самообразования в режиме самоизоляции

Самообразование всегда было важной составляющей системы образования, а в современных условиях эта форма работы выходит на первый план. Идеями продуктивной организации времени при обучении на удаленке с будущими учителями поделился заведующий кафедрой педагогики и психологии образования, кандидат педагогических наук Артем Константинович Коллегов.

Подробнее

21 апреля 2020

Дистанционный формат обучения в ТГПУ будет сохранен до 31 мая включительно: комментарии проректора по учебной работе А.С. Минича

На основании приказа ректора ТГПУ от 20 апреля 2020 года режим дистанционного обучения с использованием электронной информационно-образовательной среды в ТГПУ продлен до 31 мая 2020 года включительно.

Подробнее

20 апреля 2020

Новый этап конкурса знатоков сказок А.М. Волкова ТГПУ прошел онлайн

Сказочная повесть «Жёлтый туман» стала пятой книгой цикла о Волшебной стране и пятым произведением городского конкурса знатоков сказок Александра Мелентьевича Волкова, который был переведен в формат онлайн-испытания. Конкурс организован в рамках деятельности Детского музея «Волшебная страна» имени А.М. Волкова ТГПУ. К разработке заданий и проведению интеллектуально-творческого соревнования активно присоединяются студенты историко-филологического факультета.

Современные условия потребовали от юных томичей решить конкурсные задачи, сидя за компьютерами. Участники прошли виртуальные станции с заданиями на знание сюжета сказки, героев произведения и их характеристик — «Сказочное лото», «Жёлтый туман», «Кто это сказал?», а также игру танграм «Ковёр Арахны».

«Конечно же, суть конкурсов знатоков сказок А.М. Волкова не заключается просто в прохождении заданий, — отмечает Наталья Сайнакова, директор музейного комплекса ТГПУ. — На первом месте — общение ребят друг с другом и со студентами-организаторами конкурсов, совершенствование умений правильно излагать свои мысли, пересказывать кратко, выстраивать логику. Для родителей и педагогов конкурс — настоящая находка: они видят, как их ребята на глазах раскрывают свой интеллектуальный и творческий потенциал. Эти умения позитивно сказываются на учебе, помогают нашим юным книголюбам на уроках».

Несмотря на новый формат конкурса, педагоги, родители и дети с позитивом и большой ответственностью отнеслись к прохождению дистанционных испытаний. Проверить свои знания осмелились 18 ребят из 8 учебных заведений г. Томска и Томского района, каждый из которых показал высокий результат и будет награжден электронным сертификатом.

Заключительный конкурс знатоков сказок А.М. Волкова в этом учебном году пройдет в мае по произведению «Тайны заброшенного замка». Ссылка для участников конкурса будет размещена в информационном письме на сайте ТГПУ. Все интересующие вопросы можно задать директору музейного комплекса ТГПУ Наталье Викторовне Сайнаковой по тел.: 8 952 806 0086 или эл. адресу: pushkareva0723@rambler.ru.

Подробнее

20 апреля 2020

Ректор ТГПУ подвел итоги месяца работы в дистанционном режиме

В видеообращении к профессиональному сообществу Томского государственного педагогического университета ректор вуза Андрей Николаевич Макаренко рассказал о том, как в университете идет дистанционная работа, об успешности такой формы образовательного процесса и ее перспективах внутри вуза.

Кроме того, ректор поблагодарил специалистов университета за высокий уровень профессионализма в такой непростой период и поделился рекомендациями продуктивного времяпровождения в условиях самоизоляции.

Подробнее

Подробнее

17 апреля 2020

Первое онлайн-совещание министра просвещения РФ с ректорами педвузов страны

Ректор Томского государственного педагогического университета А.Н. Макаренко принял участие в первой онлайн-встрече министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова с руководителями педагогических университетов страны.

Подробнее

17 апреля 2020

«СЛЫШНО, ДА, ВИДНО, НЕТ, НЕ СЛЫШНО, ВСЕ ПОНЯТНО»

Образование как развивающаяся открытая система, являясь своего рода «агентом будущего», серьезно влияет на экономический и духовно-нравственный потенциал и перспективы общества. В роли социального института система образования одновременно трансформируется под влиянием внешней среды и изменяет её. В этой связи в новых условиях развития педагогического образования как корпоративной системы подготовки педагогов важно помнить о необходимости преодоления современных тенденций «закрытости и замкнутости», что возможно за счёт ресурсов цифрового образования.

Заведующий кафедрой педагогики и психологии образования ТГПУ Коллегов Артем Константинович размышляет о дистанционной педагогике, студентах и преподавателях.

ПЕДАГОГИКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

В настоящее время отечественная система подготовки педагогических кадров имеет дело с большим количеством вызовов. Так, в сложившейся глобальной кризисной ситуации, связанной с пандемией COVID-19, российская система образования в целом не была полностью готова к реализации образовательного процесса в дистанционном формате. В то же время высшая школа достойно показала себя в кризисный период: при поддержке отраслевых министерств вузы оперативно перешли к дистанционному обучению, согласовав интересы субъектов педагогического процесса: студентов, преподавателей и администрации.

Однако подводить окончательные итоги успешности «дистанта» пока рано, поскольку результат в педагогике всегда отсроченный. Положительные и отрицательные эффекты дистанционного обучения, прошедшего «благодаря» коронавирусу широкую апробацию, еще долго будут подвергаться анализу и осмыслению. При этом уже сейчас можно предварительно оценить сложившуюся ситуацию и рассмотреть ряд назревших организационных, содержательных и психологических проблем, намечая пути их преодоления.

“При внедрении новых подходов неизбежно возникают сложности, – считает А. Коллегов. – С преподавателями кафедры мы регулярно обсуждаем и пытаемся найти решение ситуациям, возникающим при реализации обучения в дистанционном формате. Решать их нужно с точки зрения особого типа педагогики – дистанционной – со своим понятийным аппаратом и принципами.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ ВУЗОВСКОГО СООБЩЕСТВА

Дистанционная педагогика комбинирует принципы и подходы заочной и очной форм обучения, причем происходит смещение фокуса на самостоятельное изучение предметов. Обучение проходит посредством новых интерактивных методов обучения: электронных учебников, онлайн-семинаров, лекций, материалов в аудио- и видеоформатах. Трудность заключается в том, что не всегда осуществляется полноценная и качественная коммуникация из-за непривычного формата общения. Мы вынуждены использовать промежуточные элементы, которые связывают деятельность педагогов и студентов.

“Преподаватели часто ощущают себя в роли «говорящей головы», которая не слышит и не видит студентов, – делится А. Коллегов. – Из-за необходимости снижать нагрузку на сервер студенты часто подключаются к видеоконференции в режиме слушателя, без видео- и аудиосвязи, только печатают свои вопросы и краткие ответы. Причем очень краткие – «слышно, да, видно, нет, не слышно, все понятно»”.

Исчезает привычный и необходимый для психолого-педагогических дисциплин интерактив: в таком режиме нет психологического контакта со студентом, возможности осуществлять психологическое воздействие (стимулировать, мотивировать, поддерживать). Отсутствие контакта, ограниченность эмоциональной составляющей образовательного взаимодействия – это психологическая сложность. Она затрудняет осуществление обратной связи: трудно проверить понимание или непонимание, практически невозможно формировать и развивать у студентов важные для будущих учителей психологические умения (устанавливать и удерживать контакт, реагировать, анализировать действия других и свои, рефлексировать). Для этого необходимо полноценное подключение студента (с видео и аудио).

НОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ

Дистанционная педагогика пытается найти золотую середину между применением традиционных классических методов преподавания и внедрения инновационных форм и методов обучения. Психолог А. Маслоу писал: “Потребность в знании ... интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности”.

Педагогика прошлого с ее авторитарным воздействием в процессе контроля и оценивания знаний была направлена на выявление недостаточности усвоенного. Дистанционная педагогика снимает эту обязанность с преподавателя и делегирует электронным инструментам обучения. Вместе с тем нам важно сохранять благоприятную атмосферу общения, комментировать, рекомендовать, мотивировать. Сохранение этой атмосферы – большой труд со стороны преподавателя. Адаптация традиционных материалов для очных занятий для электронного формата трудо- и времязатратный процесс.

Наша задача подготовить качественные интерактивные цифровые занятия (презентации, видеоматериалы и иные дидактические материалы в формате онлайн-конференции), – отмечает А. Коллегов. – Проверка студенческих работ сопровождается тщательным рецензированием – мы понимаем, что студент не может в полном объеме получить личную консультацию”.

Новый дистанционный формат работы преподавателя требует учитывать прошлый опыт студентов, помогать им четко ставить задачи, связывать прошлый опыт с новым материалом. Даже в электронной форме можно организовывать студентов в команды, где можно сравнивать свои знания с уровнем знаний других, получать поддержку в их освоении.

Преподавание в дистанционном режиме прикладных, творческих дисциплин, педагогических практик из-за специфики содержания является проблематичным. Внедряется новый тип отношений, переход к объективным отношениям “студент – компьютер – преподаватель”. Такие отношения требуют освоения новых педагогических технологий. Осваивать и внедрять новые методы – это два параллельных процесса для преподавателя. Преподаватели достаточно быстро адаптируются к этой ситуации, находя способы «договориться» с некоторыми техническими «шероховатостями», если они случаются (и от этого не уйти в период тотальной напряженности цифрового образовательного пространства), выбирают наиболее эффективные пути решения таких проблем, подключают средства социальных сетей, мессенджеров, для студентов в удаленных районах предоставляют информацию и задания электронной почтой.

НЭТИКЕТ и КУЛЬТУРА

(нетике́т (от англ. net «сеть» + фр. etiquette «этикет») — неологизм правил поведения, общения в Сети, традиции и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство)

Дистанционное обучение – это взаимодействие, основанное на высокой степени самоорганизации, общей культуры и этикета, а также ответственности у всех субъектов учебного процесса. Засидевшиеся в самоизоляции студенты могут забывать, что занятия в утренние часы в формате видеоконференции не должны сопровождаться завтраком.

Мы напоминаем, что культура общения для студентов не только педагогического университета, но и любого учебного заведения в системе образования является основополагающей в цифровом образовании и электронном общении”.

Вежливо написанные электронные письма, грамотные комментарии в форумах электронных курсов, вовремя сданные задания – все это формирует soft skills cooperation, self-management skills, включая владение приемами тайм-менеджмента и репутацию будущего профессионала. Высокий уровень готовности студентов к самоорганизации и самообразованию показывает преобладание познавательного и профессионального мотивов, когда деятельность актуализируется не только внешними побуждениями или постановкой проблем преподавателем, необходимостью тестирования, сдачи экзамена. А это как раз одна из характеристик профессионала.

РЕЗЮМЕ

Дистанционное образование в высшей школе – практика с большим потенциалом, грани которого мы все больше начинаем открывать и осмысливать. Ряд трудностей такого образования, бесспорно, преодолимы. Это лишь дело мотивации и времени. Подготовку будущих учителей, полностью перенесенную в дистанционную форму, вряд ли можно рассматривать как самую эффективную. Поскольку педагогическое образование – это особое образование, определяющее основы формирования человека будущего. Педагог – это тот, кому доверяют детство, тот, кому доверяют будущее. И потому здесь, как нигде, важен целенаправленный и непосредственный живой контакт «действующий педагог – будущий педагог».

Подробнее

17 апреля 2020

Психологи ТГПУ поддержат сотрудников и студентов вуза во время пандемии

Студенты и работники Томского государственного педагогического университета могут получить первичную психологическую консультацию, совет и поддержку от специалистов факультета психолого-педагогического и специального образования и Центра консультирования ТГПУ.

Подробнее

17 апреля 2020

Альманах «Молодость»: творчество военных лет студентов Томского педагогического института

В конце 30-х годов прошлого века студенты Томского педагогического института, занимающиеся художественным творчеством, создали рукописный журнал — альманах «Молодость». В преддверии праздника Победы специалисты Научной библиотеки ТГПУ приглашают всех желающих перелистать страницы сборника, который содержит стихи и рассказы о времени, проведенном на фронтах Великой Отечественной.

«Альманах „Молодость“ регулярно выходил до начала Великой Отечественной войны, во время которой выпуск был временно приостановлен, — рассказывает директор НБ ТГПУ Наталья Анатольевна Семененко. — Издание было возобновлено только в 1947 году. Последний выпуск, хранящийся в фондах Научной библиотеки ТГПУ, относится к 1971 году».

Наталья Анатольевна отметила, что тематика произведений начинающих литераторов носила разнообразный характер: в альманахе можно было прочитать о случаях из студенческой жизни, результатах научных исследований, а также произведения, посвященные Октябрьской революции, 30-летию нашего вуза и другие. На страницах альманаха наравне печатались и студенты, и преподаватели.

Сегодня на сайте Научной библиотеки ТГПУ вниманию читателей представлены произведения, посвященные Великой Отечественной войне, напечатанные в альманахе «Молодость» в разные годы. Многие из авторов прошли войну, сами видели и прочувствовали тяготы того времени.

Подробнее

16 апреля 2020


Новости 2701 - 2720 из 8441
Начало | Пред. | 134 135 136 137 138 | След. | Конец