Итоги второго томского форума "Преобразование образования"
В рамках форума «Преобразование образования» в Томском государственном педагогическом университете было организовано несколько коммуникационных площадок. Три площадки 17 ноября тем или иным образом связаны с преобразованием высшего педагогического образования, а именно с вопросами реализации деятельностной парадигмы и субъектности участников образовательной деятельности. Так, утром 17 ноября первая площадка была посвящена обсуждению демонстрационного экзамена в системе высшего педагогического образования. Демонстрационный экзамен позволяет проверить не просто объём накопленных за время обучения знаний, а предоставить студентам возможность продемонстрировать профессиональные компетенции и готовность к профессиональной деятельности. Опыт системы СПО представил Неседкин Валерий Викторович, начальник управления образовательных проектов Томского государственного педагогического колледжа, который с 2017 года вовлекает студентов в формат демонстрационного экзамена. Представители двух педагогических вузов, алтайского и красноярского, описали положительные и проблемные моменты демонстрационного экзамена в своей практике, что даёт возможность моделировать его регламенты и содержание в условиях внедрения ядра педагогического образования. Дискуссию вызвал вопрос об особенностях демоэкзамена именно в системе высшего образования, отличие от уже привычного подобного формата в системе СПО. Изменение формата экзамена с привычного на демонстрационный напрямую влияет и на качество высшего педагогического образования, так как преподаватели перестраивают свои курсы, ориентируя студентов на применение полученных знаний.
Вторая площадка, круглый стол «Трансформация высшего педагогического образования: актуальные процессы и результаты» стартовала с доклада Садиевой Марины Станиславовны, которая представила опыт проектирования программ согласно ядру высшего педагогического образования, которое задает рамки и направление изменений. Далее, коллеги из Томского государственного педагогического университета , Московского педагогического государственного университета, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета описали исследования, которые изменяют и содержание, и форматы работы со студентами. Профессор Томского государственного педагогического университета Поздеева Светлана Ивановна представила возможности метаметодического подхода для трансформации процесса подготовки будущих педагогов. Метаметодический подход является интегрирующим для двух самых значимых для профессиональной подготовки студентов модулей ядра высшего педагогического образования: психолого-педагогического и предметно-методического. Реализация такого подхода соответствует ориентации на деятельность и субъектность студентов в педагогическом ВУЗе. О формировании субъектной позиции рассуждала Балабаева Екатерина Александровна (Московский педагогический государственный университет), описывая возможности изменений практической подготовки будущих педагогов, и Червонный Михаил Александрович, который представил результаты исследования студенческих инициатив.
Третья площадка, посвящённая вопросам безопасности и благополучия детства, также связана с трансформационными процессами в педагогическом образовании. Фокус внимания на благополучие, требует изменений в педагогическом инструментарии, что, в свою очередь, меняет содержание педагогических дисциплин и практик. В центре внимания субъективное благополучие, для формирования которого важно выбрать особые способы взаимодействия педагогов с детьми и их семьями. Именно с позиции решения данной задачи исследователи рассматривали возможности полусубъектного взаимодействия участников образовательного процесса (Вахитова Г.Х), потенциал детской литературы для формирования чувства субъективного благополучия (Полева Е.А.), ресурсы мягкой педагогики, вопросы кибербезопасности и другие.
Изменения в высшем педагогическом образовании, как и в любом другом, обусловлены целым рядом факторов: культурными, социальными, экономическими. Исследования, реализуемые в Томском государственном педагогическом университете, напрямую трансформируют как форматы работы преподавателя, так и содержание дисциплин.