25 мая 2022
Студентки-филологи представили ТГПУ на конференции в Перми
19 мая студентки 2 курса Ирина Люберцева и Ульяна Новак выступили с докладами в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете в рамках работы Ярмарки научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС). Ирина представила выступление на тему «Особенности прагматики инвективных слов (на материале речи молодежи г. Томска): к постановке проблемы». Уля доложила о результатах своего исследования по теме «К проблеме изучения граффити как речевой составляющей пространства г. Томска». Руководит научной работой обеих студенток д.ф.н., зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку А.В. Курьянович. Вот такими впечатлениями делятся сами участницы:
Ирина Люберцева: Ярмарка научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС) – моя первая конференция, которая проходила в другом городе. Изначально меня немного смущало то, что доклады представляли в основном те, кто обучались в магистратуре. Однако это ничуть не помешало интересному и продуктивному общению во время конференции. Было интересно слушать выступления, поскольку большинство из них имело практическое значение. Например, были представлены сообщения и разработаны программы по теме эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителя и воспитателя. Предлагали организовать кружки, в которых каждый сможет заниматься творческой деятельностью, чтобы снять эмоциональное напряжение, полученное во время работы и т.п.
Интересным мне показалось сообщение о волонтерской деятельности, которую осуществляет организация из Благовещенска. Они помогают в ремонте и покраске деревянных сооружений. И, как отмечает одна из участниц, это помогает расслабиться и получить заряд положительной энергии. Также подчеркнули то, что волонтерская деятельность помогает в улучшении городских условий.
Еще одним запоминающимся выступлением стал рассказ-экскурсия о городе Благовещенск. С одной стороны, нам показали культурное наследие города, с другой – мой список путешествий пополнился новым городом. Очень хочется посмотреть на мозаику и статую динозавра, которую соорудили совместно с археологом города.
Было очень приятно то, что темы наших выступлений, связанных с лингвистикой, заинтересовали многих. Нам задавали вопросы, проводили аналогии со своими городами. Преподаватели с кафедры психологии отметили, что связь научных дисциплин крепка, и мы смогли еще раз это подчеркнуть с помощью докладов. Относительно моей темы были предложены идеи, которые помогут детальнее изучить инвективы в речи молодежи.
Несмотря на дистанционный формат конференции, атмосфера была приятная. Секция «Человек и общество» хорошо потрудилась!
Ульяна Новак: 19 мая в г. Пермь проходила конференция ЯНПИС-2022, где студенты разных университетов представляли свои исследования на актуальные темы. Для меня данное мероприятие стало ещё одной возможностью выступить со своим исследованием по теме: «Граффити как речевая составляющая пространства города Томска». Конференция проводилась в дистанционном формате, однако это никак не помешало выслушать выступления других участников и представить свою тему.
На конференции выступали студенты из Перми, Москвы, Самары, Омска, Томска и др. городов. Было представлено множество тем, однако особенно запомнилась работа, посвящённая монументальному искусству г. Благовещенк. Также было представлено несколько работ в области психологии: эмоциональное выгорание педагога, взаимоотношения с супругом, психологическое влияние кризисов на общества и т. п.
Я представила исследование, в котором рассказала о граффити г. Томска и их структуре и функциях. В завершении моего выступления были заданы вопросы о том, как граффити влияет на жизнь человека, а также участники предложили в дальнейшем рассмотреть функцию дизайна у граффити.
ЯНПИС-2022 позволила получить опыт в выступлениях на конференции, выслушать интересные работы участников, представить своё исследование и выслушать мнение о нём, представить ТГПУ в университете другого города.
Кафедра теории языка и методики обучения русскому языку поздравляет девочек с плодотворным включением в научную деятельность и желает им дальнейших творческих достижений!
23 мая 2022
Участие профессора ТГПУ в Круглом столе журнала «Русский язык в школе»
14 мая 2022 года в рамках XIX Международных Березинских чтений «Языковое бытие человека и этноса» (Москва, 11-14 мая 2022 г.) в формате онлайн состоялся Круглый стол журнала «Русский язык в школе» на тему «Совершенствование речи современных школьников и студентов». С докладом об опыте работы кафедры русского языка ТГПУ по формированию коммуникативной культуры студентов в условиях современной языковой ситуации выступила профессор ТГПУ Болотнова Нина Сергеевна.
В выступлении был сделан акцент на роли дисциплин «Риторика», «Стилистика», «Филологический анализ текста», связанных с научным направлением кафедры русского языка «Коммуникативная стилистика текста», в общей системе подготовки будущих учителей; особо подчеркивалась роль дисциплин «Русская орфоэпия», «Основы медиалингвистики», «Основы психолингвистики», «Текстовая деятельность в профессиональной сфере», «Теория и практика речевой коммуникации», значимых для формирования коммуникативной компетенции обучающихся в контексте современной языковой ситуации. Был представлен и опыт многолетнего проведения кафедрой русского языка ТГПУ серии мероприятий в рамках Недели русского языка, а также организации совместно с НМЦ г. Томска Городских риторических турниров школьников и студентов и Открытых сетевых конференций медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» совместно с РЦРО г. Томска и МАОУ СОШ № 36.
Доклад Н.С. Болотновой вызвал позитивные отклики участников Круглого стола. Была отмечена «ценность опыта работы вуза по совершенствованию речевой культуры студентов и желание использовать некоторые из них».
19 мая 2022
Программа XII Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст»
ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ 20-21 мая 2022 г. в XII Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст»!
6 мая 2022
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ В МАОУ СОШ № 36
В рамках взаимодействия кафедры русского языка ИФФ ТГПУ и базовой школы МАОУ СОШ № 36 студенты 4 и 5 курсов ИФФ ТГПУ 28 апреля приняли участие в Городском семинаре-практикуме по теме «Лайфхаки театральной педагогики», который в шестой раз провели педагоги школы № 36 г. Томска.
Педагог-психолог Мячина Елена Юрьевна познакомила собравшихся с психолого-педагогическими основами театральной педагогики: принципами событийности, проживания и импровизации. Показала, как образовательный процесс на основе принципов театральной педагогики становится территорией творческого действия.
Решению педагогических кейсов был посвящён мастер-класс Безменовой Лилии Романовны, заместителя директора по НМР, доцента кафедры русского языка. Предложенные проблемные ситуации были успешно преодолены с помощью приёмов «режиссёр», «ритмические импровизации», «имитационная игра», «главный акцент», «намёк» и др.

Подрезова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы, предложила создать пальчиковые куклы и проиграть знакомые всем сказки «на новый лад». Студенты продемонстрировали не только высокий уровень креативности в создании игрушек и сюжетных линий, но и актёрские способности, импровизацию и юмор.
Рефлексия в форме буквенной интерпретации слова «театр» показала готовность студентов использовать приёмы театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности.
|
Т |
талантливо |
терпение |
трогательно |
труд |
традиции |
|
Е |
ещё хочу |
единство |
естественность |
вЕсело |
крЕативно |
|
А |
активно |
ассоциации |
артистизм |
актуальность |
атмосфера особая |
|
Т |
творчество |
талант |
тепло |
теория |
трактовка |
|
Р |
результативно |
радость |
работа |
Реально интересно |
разнообразие |
Материал подготовлен доцентом кафедры русского языка Безменовой Л.Р.
4 мая 2022
Работа секции «Русистика и языковое образование» кафедры русского языка ТГПУ на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» проходила в очном формате и онлайн. Участие в 3-х подсекциях «Медиадискурс и языковая личность» (руководитель А.В. Болотнов), «Коммуникативная стилистика текста» (руководитель Н.С. Болотнова) и «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» (руководители С.М. Карпенко, А.С. Савенко) приняли 63 человека, включая преподавателей ТГПУ, аспирантов, магистрантов, студентов 1-5 курсов ИФФ. Особенно массовым было участие в подсекции «Коммуникативная стилистика текста» (38 человек, включая иногородних докладчиков из Новосибирска, Новокузнецка, Юрги, пос. Чажемто).
В 27 докладах, прозвучавших на секции «Русистика и языковое образование», были отражены вопросы, связанные с современными направлениями в русистике и методикой преподавания русского языка: медиалингвистикой, лингвокультурологией, когнитивной лингвистикой, теорией речевой коммуникации, стилистикой художественной литературы, коммуникативной стилистикой текста, теорией речевых жанров, методикой обучения русскому языку. В работе 3-х подсекций активное участие принимали присутствующие, которые задавали вопросы, делились впечатлениями, оценивали доклады, давали советы.
В подсекции «Коммуникативная стилистика текста» прозвучали доклады аспирантов Светланы Анатольевны Иванченко и Татьяны Александровны Федосенко, посвященные анализу ключевых концептов в поэтической картине мира М.А. Волошина и русской картине мира по данным Национального корпуса русского языка и ассоциативным экспериментам. Изучению концептов «дружба» и «поэзия» в лирике Р. Рождественского и Е. Евтушенко посвятили свои исследования Кристина Евграфова и Юлия Большакова. Особенности подтекстовой информации в лирике И. Анненского стали объектом внимание Максима Владимировича Бондарева. Различные языковые средства репрезентации идиостилевой манеры авторов (прецедентные феномены, окказионализмы, интертексты и др.) в творчестве Н.С. Гумилева, В. Полозковой и Т. Кибирова были рассмотрены в докладах Мехович Валерии, Сухановой Алины, Кириченко Василины.
Прикладным аспектам коммуникативной стилистики текста были посвящены доклады студентов 4 и 5 курсов Виктории Ворожейкиной, Юлии Ранцевой, Надежды Захарчевской, Галины Гормолысовой, магистранта Кныш Кристины Александровны. Активное обсуждение состоялось о критериях выбора текстов в качестве дидактического материала, о лингвокультурологическом и дидактическом потенциале произведений М.И. Цветаевой, А. Ахматовой, Д. Глуховского. Об особенностях восприятия школьниками лирики А.А. Ахматовой шла речь в докладе Ивасенко Марии. Аудитория активно участвовала в обсуждении каждого доклада, отмечала актуальность выбранных тем.
Программа подсекции «Медиадискурс и языковая личность» включала исследования, посвященные актуальным проблемам современной медиалингвистики, лингвоперсонологии, теории речевой коммуникации, медиаобразования. Каждый доклад был интересен и сопровождался вопросами и суждениями присутствующих на заседании участников. Объектом обсуждения стали актуальные проблемы медиакоммуникации и медиаобразования: лингвокультурологический и дидактический потенциал разных типов медиатекстов, участие школьников в медиакоммуникации, формы и методы обучения медиакультуре (исследования Хасмамедовой Динары Илкиновны, Птушкиной Ирины Вячеславовны, Зарембо Юлии Сергеевны).
Изучению особенностей разных типов публичных нформационно-медийных личностей на основе их дискурсивных практик были посвящены доклады студентов Пешкичевой Ирины, Клышовой Кристины, Дремовой Милены, Кадычковой Ольги. Доклады Клышовой Кристины и Левиной Алины включали обобщение результатов анкетирования школьников по вопросам медиакоммуникации. Медиадискурс публичных языковых личностей, рассмотренных в исследованиях студентов разных курсов, был исследован достаточно глубоко, с выявлением индивидуальных и типовых особенностей, жанрово-стилевой специфики.
Присутствующие благодарили докладчиков за очень полезную информацию, важную в прикладном аспекте. В целом заседание прошло в деловой, продуктивной, дружеской обстановке.
В работе подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» приняли участие 13 человек – студенты разных курсов и преподаватели кафедры русского языка. Тематика докладов была связана с разными аспектами коммуникативного, лингвокультурологического и методического потенциала различных языковых средств. Рассматривался лингвокультурологический потенциал русских паремий (доклад Райхе Кристины), окказиональных эргонимов (исследование Крючковой Кристины), детских окказионализмов (работа Исуповой Русланы), методический потенциал языковой игры (доклад Соколовой Валерии). Обсуждались методы и приемы формирования лингвокультурологической компетенции школьников (доклады Кукуриной Тамары и Большаковой Анастасии).
Участники конференции отметили хороший уровень докладов, интересную тематику и содержательность выступлений.
По итогам работы секции «Русистика и языковое образование» сдано в печать 26 статей в сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения».
Авторы лучших докладов отмечены Дипломами в номинациях «аспиранты» (Иванченко Светлана Анатольевна, Федосенко Татьяна Александровна, Бондарев Максим Воладимирович) и «студенты» (Большакова Юлия, Кадычкова Ольга, Захарчевская Надежда, Ворожейкина Виктория, Гормолысова Галина – в подсекции «Коммуникативная стилистика текста»; Левина Алина, Клышова Кристина, Дремова Милена – в подсекции «Медиадискурс и языковая личность»; Крючкова Кристина, Кукурина Тамара, Большакова Анастасия – в подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования»).
В конкурсе статей Дипломами отмечены работы Сухановой Алины, Кириченко Василины, Ивасенко Марии, Кныш Кристины – в подсекции «Коммуникативная стилистика текста»; Пешкичевой Ирины, Зарембо Юлии, Птушкиной Ирины, Хасмамедовой Динары – в подсекции «Медиадискурс и языковая личность»; Соколовой Валерии, Райхе Кристины, Исуповой Русланы – в подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования».
В целом работа секции, по мнению участников, прошла в комфортной и творческой атмосфере. При обсуждении результатов работы студенты отметили, что опыт участия в научном мероприятии был интересным и полезным.
Материал подготовлен доктором филологических наук, заведующей кафедрой русского языка, профессором Болотновой Ниной Сергеевной
3 мая 2022
В рамках ежегодной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых прошло 4 заседания 2-х секций, организованных кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку. Прозвучало 48 очных (из них 7 дистанционных) докладов. В работе секций участвовало свыше 70 человек: преподаватели из ТГПУ, ТГАСУ, НИ ТПУ, НИ ТГУ (5 докторов наук, профессоров, 5 кандидатов наук, доцентов), 21 бакалавр (ТГПУ, ТГАСУ), 8 магистрантов (ТГПУ), 13 аспирантов (ТГПУ, НИ ТПУ, НИ ТГУ), 18 школьников (МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска), 12 учителей (МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска, МАОУ СОШ № 42 г. Томска, МАОУ гимназия № 26 г. Томска, МАОУ СОШ № 67 г. Томска, МАОУ Школа Перспектива г. Томска, ОГАОУ Губернаторский Светленский лицей г. Томска, МБОУ СОШ № 111 г. Новосибирска) и 1 педагог сферы дополнительного образования (МАОУ Центр планирования карьеры г. Томска). Было заслушано 10 докладов иностранных участников.
Все прозвучавшие доклады отличались глубокой проработкой проблематики и актуальностью для таких областей науки, как теория и история языка, методика преподавания русского языка как родного и иностранного, лингвокультурология и межкультурная коммуникация, теория текста, дискурса, кросскультурные исследования, ИКТ в образовании. Выступающие приводили интересные примеры. Присутствующие, особенно гости из школ и других вузов города, отмечали, что чувствуют себя необыкновенно комфортно и уютно в обстановке творческого, свободного диалога и теплого межличностного общения:
Рахманбердиев Азим, студент 3 курса 1019/3 группы ТГАСУ: «Я уже принимал участие в конференциях, но в педагогическом университете впервые. Я очень волновался перед докладом, но здесь такая благоприятная обстановка, что я забыл о волнении и полностью погрузился в проблему исследования. Мне задали вопросы, на которые я постарался ответить как можно полнее. Интересно было услышать доклады участников из других вузов и принять участие в обсуждении».
Сухорослова Татьяна, студентка 2 курса 301 группы ИФФ ТГПУ: «Я впервые принимала участие в научной конференции, и у меня незабываемые ощущения от того, что к труду студентов проявляется большой интерес. Преподаватели давали советы по дальнейшей работе, создавая очень уютную атмосферу без напряжения. Надеюсь, что дальше все будет проходить так же, ведь работ, которыми мы хотим поделиться, ещё много».
Новак Ульяна, студентка 2 курса 302 группы ИФФ ТГПУ: «Была очень рада выступать на конференции, поскольку возникло ощущение, что ещё больше погрузилась в свою тему, что мне нравится моя тема и то, что я делаю по ней сейчас. Появилось много новых идей для раскрытия темы и более того ‒ даже практических идей (на конференции прозвучала идея, почему бы не украсить стены вузы граффити с цитатами, портретами писателей ‒ мы же все-таки филологи). Также было интересно послушать других участников, поделиться мнениями, идеями. И спасибо за такую приятную рабочую и дружескую обстановку, которая была на протяжении всего мероприятия!».
Люберцева Ирина, студентка 2 курса 302 группы ИФФ ТГПУ: «Участие в конференции стало новым и интересным опытом студенческой жизни. Я была очень рада, что смогла рассказать что-то о своей работе, о ее результатах. Очень странное, но приятное чувство появлялось при осознании того, что каждый из нас сделал первые шаги в профессиональной деятельности. Я думаю, что данный опыт был для меня крайне полезен, поскольку укрепились мысли о том, что я сделала правильный выбор в плане профессии. Хочу отметить, что в нашей секции темы выступлений были разнообразные. Каждое выступление было интересно слушать. Я узнала много новой информации: смогла обратить внимание на роль эргонимов, которые присутствуют среди названий томских заведений. При этом были как знакомые названия заведений («Make love pizza»), так и новые («А мы тут все плюшками балуемся»). Оказалось, что в Томске достаточно много красивых граффити, но я не была с ними знакома (потому что они спрятаны во дворах). Смогла по-новому взглянуть на «Мастера и Маргариту»: увидела, что религиозный мотив выражается и подчеркивается на разных уровнях языка; узнала о роли концепта «страх» в произведении, как автор сам понимал и определял данное чувство. В нашей секции была очень уютная и приятная атмосфера. Мы активно задавали вопросы по темам выступающих, делились мнениями и впечатлениями. Появились новые идеи относительно того, в каком ключе можно детальнее раскрыть тему, на какие моменты обратить внимание в дальнейшей работе. Отдельную благодарность хотела бы выразить преподавателям. Мои переживания о напряженной обстановке были напрасны. Всех старались приобщить к диалогу, показать наши успехи. Мне очень запомнился момент, когда преподаватели увлеклись разговором об инвективной лексике в юридическом аспекте (на школьных конференциях такого никогда не было). Мне очень запомнилась конференция. В следующем году я буду вновь принимать там участие (100 %)».
Щитова Ольга Григорьевна, доктор филологических наук, профессор Отделения русского языка ТПУ: «Научный «десант» Томского политехнического уже не в первый раз «высаживается» на гостеприимной «земле» педагогического университета. Желание участвовать в работе этой студенческой конференции с каждым годом выражает все большее количество наших аспирантов. Обмен информацией, результатами исследований всегда продуктивен. Атмосфера на кафедре теории языка всегда очень теплая и вместе с тем по-деловому творческая. Спасибо коллегам за эту возможность обсудить совместными усилиями современные вопросы лингвистики!».
Цао Лина, аспирант филологического факультета ТГУ: «Я из Китая. Закончила магистратуру в Санкт-Петербурге. Всегда хотела учиться в Томске. И вот мое желание исполнилось. Томские студенты и томские преподаватели очень подготовленные, готовые помочь. Я всегда с удовольствием участвую в научных конференциях. Сегодня я познакомилась с коллегами из Томского педагогического университета. Мы будем и дальше развивать наше общение».
Черепанова Тамара Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент ИФФ ТГПУ: «В рамках работы подсекции «Методические проблемы современного языкового образования» были представлены выступления, посвященные проблемам включения в образовательное пространство по предметной области «русский язык» инновационных практик и методик. Все доклады вызвали живой интерес у участников подсекции, была оценена их целостность, научность и значимость для методического обеспечения обучения русскому языку в современной школе».
Дипломами отмечены выступления Безукладниковой С.С., Трофимовой Н.А., Рахманбердиева А.С., Новак У.К., Люберцевой И.А., Мацкевич Н.А., Мухторова А.Д., Небера М.В., Цао Лина, Полыгаловой С.А., Шмигалевой Е.А., Сухорословой Т.И., Мустафаевой В.Э., Ли Чжидань, Ван Юаньин (подсекция «Актуальные вопросы лингвистической концептологии и лингвокультурологии»), Вилковой Ю.Е., Перминовой Е.А., Мазеновой В.С., Паньковой А.Н., Улановой К.М., Ткаченко А.Е., Дукмас А.И. (подсекция «Методические проблемы современного языкового образования»).
Многими участниками планируются публикации статей в сборник материалов конференции. Прошедшее мероприятие стало настоящим праздником науки! Согласно принятой резолюции по итогам заседаний в рамках секции, решено провести очередную конференцию в следующем году. До новых встреч!
Материал подготовлен доктором филологических наук, зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ А.В. Курьянович.
22 апреля 2022
От всей души поздравляем Елену Александровну Серебренникову с юбилеем! Желаем здоровья, благополучия и исполнения желаний!
22 апреля 2022
Конференция открылась 19 апреля круглым столом, посвященным Великой Отечественной войне «Патриотизм как отражение истории» в рамках Всероссийского проекта «Без срока давности», работой которого руководила декан ИФФ, кандидат исторических наук, доцент, Татьяна Васильевна Галкина.
Студенты ИФФ представили результаты своих исследований на основе материалов Государственного архива Томской области. Доклады были посвящены истории Томска в годы Великой Отечественной войны.
В заключение об опыте патриотического воспитания, наработанном в ТГПУ, рассказал магистрант ИФФ ТГПУ, эксперт отдела патриотического воспитания Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ Г. Балабаев. Истории поискового движения в Томской области был посвящен доклад аспиранта ИФФ, М. Елезова, который сам руководит Томским региональным отделением Всероссийского общественного движения «Поисковое движение России».
С 13 часов началась работа секций.
Программа секции «История России и методика преподавания истории и обществознания» включала 22 доклада студентов. Особый интерес аудитории вызвали доклады
-
студентки 5 курса Натальи Говоровой, которая также является работающим учителем истории и обществознания, посвященный новым информационным технологиям в историческом образовании;
-
студента 5 курса Евгения Корейбо, который рассматривал современные тенденции политической жизни России;
-
магистранта 1 курса Татьяны Павловской об архитектурном наследии томского архитектора К.К.Лыгина и его культурно-образовательном потенциале;
-
студентки 5 курса Полины Костаревой о формах организации краеведческой работы с обучающимися;
-
оживленную дискуссию вызвало также выступление студентки 3 курса Дарьи Домарёнок, посвященное образовательному потенциалу советского кинематографа 1930-х гг.
Все эти студенты получили дипломы за лучшие доклады. Но, как сказала в заключительном слове руководитель секции, зав. кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию, Н.И.Сазонова, достойными, заслуживающими внимания были абсолютно все доклады. Можно отметить также живой интерес аудитории: вопросы докладчикам активно задавали не только преподаватели кафедры, но и студенты на протяжении всего заседания секции, которое продолжалось более почти 4 часов.
В работе секции «Проблемы изучения и преподавания всеобщей истории, археологии и этнологии» приняли участие 30 человек (шесть преподавателей кафедры и 24 студента). Вниманию участников было предложено 19 докладов, сопровождавшихся демонстрацией электронных презентаций, 8 из которых были посвящены тем или иным конкретным проблемным вопросам в области всеобщей истории (в основном периодам новой и новейшей истории), археологии и этнологии, тематика остальных увязана с методикой преподавания археологии и всеобщей истории (это и анализ содержания соответствующих разделов школьных учебников, и методические рекомендации и разработки). Содержание всех докладов в той или иной степени связано с тематикой курсовых или выпускных квалификационных работ их авторов, среди коих 5 магистрантов, остальные – студенты бакалавриата 2-5 курсов ИФФ ТГПУ.
По результатам работы секции были вручены дипломы по трем номинациям следующим студентам:
Доклады по всеобщей истории, археологии и этнологии
«Исследовательское мастерство» – Р. Ермаков, К. Рожнев.
«Актуальность исследования» – К. Рожнев.
«Наглядность и яркость подачи материала» – А. Чернявский.
Доклады по методике преподавания всеобщей истории и археологии
«Исследовательское мастерство» – М. Илькив, А. Булатова.
«Актуальность исследования» – Р. Князюк.
«Наглядность и яркость подачи материала» – Л. Кийкова.
Кроме того, благодарность за руководство подготовкой докладов были выражена д.и.н., профессору Л. М. Плетневой (5 докладов), к.и.н., доценту Т. А. Гончаровой (5 докладов), д.и.н., заведующему кафедрой О. Н. Мухину (4 доклада).
Из числа прочитанных докладов 4 было рекомендовано к публикации.
На второй день конференции состоялись мастер-классы:
-
старшего научного сотрудника Томского областного краеведческого музея Марины Геннадьевны Лоскутовой «Русская традиционная игрушка»;
-
учителя истории и обществознания средней школы № 4 г. Томска Игоря Игоревича Арндта «Игровые технологии в преподавании истории в средней школе».
Затем состоялся конкурс педагогического мастерства среди студентов «Петровская академия», посвященный 350-летию Петра I, которое отмечается в этом году. Конкурс проводили учителя истории и обществознания Дмитрий Александрович Попцов (призер конкурса «Учитель года» в 2022 г.) и Игорь Игоревич Арндт. Он состоял из 3 этапов, на которых проверялись:
-
предметные знания по истории России в формате, близком к ЕГЭ;
-
профессиональные компетенции будущих педагогов, когда им были предложены рабочие ситуации из практики учителей, решение которых необходимо было предложить.
Ну а последним этапом были индивидуальные выступления тех, кто вышел в финал.
1 место присуждено студентке 1 курса Александре Бахновой;
2 место – студентке 4 курса Валерии Клоковой;
3 место – студенту 5 курса Михаилу Бабадину.
22 апреля 2022
В рамках Недели русского языка (21–28 марта) на ИФФ ТГПУ состоялся Межвузовский конкурс творческих работ «Современный русский язык и русская культура». Конкурс приурочен к мероприятиям, проводимым в рамках Года культурного наследия народов России и празднования Дня русского языка, отмечаемого в России.
На конкурс было представлено 12 эссе бакалавров и магистрантов ИФФ ТГПУ и ТГАСУ.
Дипломом награждён студент подготовительного отделения ТГАСУ Раджа Ашок. Его эссе на тему «Я только больше полюбил Россию…» проникнуто любовью к стране, с которой ему хотелось познакомиться, ещё находясь в Индии. В работе отражены знание русской культуры и русского языка, наблюдения за культурой общения и особенностями характера русских людей.
Грамотами отмечены работы:
1 место — Байдагулова Т., гр. 381.
2 место — Кулишева В., гр. 371 и Хомченко Ю., гр. 301 М.
3 место— Ворожейкина В., гр. 372, Захарчевская Н., гр. 372, Кукурина Т., гр. 372.
Авторы и темы эссе, представленных на конкурс:
-
Зарембо Ю., гр. 301М, «Русский язык как развивающееся явление».
-
Захарчевская Н., гр. 372, «"Золотые" слова».
-
Кукурина Т., гр. 372, «Современный русский язык и русская культура».
-
Кулишева В., гр. 371, «Почему современные дети не читают?».
-
Сливкина А., 372, «"Инопланетный" язык, или молодёжный сленг».
-
Соколова Валерия, гр. 371, «Заимствования в современном русском языке».
-
Хомченко Ю., 301 М, «Русский язык – национальное достояние своего народа».
-
Ворожейкина В., гр., 372, «Современный русский язык и культура».
-
Птушкина И., гр. 301М, «Русский язык в современном мире».
-
Хасмамедова Д., гр. 301М, «Связь русского языка и культуры».
-
Байдагулова Т., 381 гр. «Литература – искусство преодоления слова»
-
Раджа Ашок, студент подготовительного отделения ТГАСУ (Индия), «Я только больше полюбил Россию…».
Фрагменты из эссе участников конкурса.
«Любопытно, что для западного человека типично русский это, во-первых, человек суровый и неулыбающийся; во-вторых – всегда погруженный в мысли и склонный к депрессии. В действительности же русские искренни и вежливы, вдумчивы и справедливы; они неплохие философы. Русская душа так же широка, как сама русская земля. В любую трудную минуту эти люди окажутся рядом, несмотря ни на что; они очень отзывчивы к чужой боли и трудностям. Не могу не отметить настоящее чувство патриотизма, которое течёт в их крови! Даже после некоторых изменений в образе жизни, языке и культуре русская душа осталась неизменной. Именно поэтому русские люди остаются самыми загадочными, но при этом одними из самых уважаемых на земле.
Иностранец, проживший какое-то время в России и по-настоящему познавший русские традиции, нравы, культуру и душу России, сочтет за гордость дышать одним воздухом с русским человеком, так, как чувствую это я! (Раджа Ашок, ТГАСУ).
«Рассуждая об искусстве слова и филологии в сорок четвёртом письме «Писем о добром и прекрасном», Дмитрий Сергеевич Лихачёв произносит замечательную фразу: «Подобно тому, как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в скульптуре преодолевается косность камня, бронзы, дерева, – так и в литературе преодолеваются обычные словарные значения слова». Какой смысл учёный вкладывает в это высказывание? Для того чтобы понять это, обратим внимание на то, что Д. С. Лихачёв передаёт свою мысль через приём сравнения: слова сравниваются с тяжестью человеческого тела, однозначностью цвета, косностью камня, бронзы, дерева – всем тем, что в отдельности не представляет для нас особого интереса. Конечно, кто-то из нас сейчас скажет, что то или иное человеческое тело прекрасно само по себе, что зелёный / красный / чёрный цвет – его любимый, и потому ему приятно будет смотреть просто на лист бумаги этого самого цвета, что бронза чудесно сияет на солнце. И он будет прав. Однако то самое непередаваемое, то, что я бы назвала в какой-то степени магией, волшебством, получается иначе. Для этого нужна рука творца. Только она способна превратить физическую структуру человека, цвет, материалы, из которых создаётся скульптура, в искусство» (Байдагулова Т., гр. 381).
«Язык и, в частности, слова в нашей жизни играют огромнейшую роль. О функциях языка и речи здесь рассуждать не будем, но упомянем, что слово нужно нам в основном для общения, передачи информации, успешного существования в обществе. Поэтому я бы хотела поговорить о слове как о "полководце человечьей силы".
Сила слова – мощнейший инструмент воздействия на человека. Слово воздействует на слушающего, а также, и даже в первую очередь, влияние слово оказывает на самого произносящего. То, какие слова мы используем, напрямую зависит от наших целей. С помощью слов (конечно, не только) мы добиваемся желаемого. Важно уметь подобрать слова. Точно подобранное слово способно начать или остановить ссору, изменить настроение человека, помочь обрести новое знакомство или навсегда расстаться и многое другое. Словом мы исцеляем, вдохновляем, делаем мир и себя лучше. Или наоборот. Всё зависит от того, какие слова мы употребляем, поэтому очень важно следить за тем, что мы думаем и говорим» (Ворожейкина В., гр. 372).
«Русский язык – это великое богатство, которое мы получили от наших предков. Возможности, которыми он обладает, неисчерпаемы. Мы легко можем выразить мысль, рассказать о чувствах, поведать о красоте мира. Духовность и традиции русской нации отразились не только в его лексике, но и в мелодичности. В характере русского человека соединяются такие черты, как трудолюбие и надежда на “авось”. Открытость и простота уживаются с чувством собственного достоинства и умением дать отпор обидчику. Веселость, широта души не мешают испытывать глубокое сострадание к ближнему. Так и в языке старославянская лексика соседствует с исконно русской, иноязычные слова легко вплетаются в систему языка, обретая привычные нам грамматические формы. Сложная грамматика, подвижное ударение, большое количество падежных форм – все это передает широту души русского народа, его национальный характер.
Иван Александрович Ильин писал: «Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его язык…». Нельзя не согласиться с автором этих строк. Сложная и интересная история русского языка заставляет задуматься не только о сохранении чистоты родного языка, но и о сохранении в себе человеческих качеств, морально-нравственных устоев, духовных национальных традиций. Носители русского языка должны быть достойны этого богатства. Великое русское слово способно поднимать свой народ, объединять, поддерживать и успокаивать. Национальные русские песни обладают волшебной силой. Они наполнены добротой и любовью, задором и радостью, отвагой и решимостью» (Хомченко Ю., гр. 301 М).
Благодарим студентов, принявших участие в конкурсе, и поздравляем победителей!
Материал предоставлен канд. филол. наук, доцентом С.М. Карпенко
5 апреля 2022
Новости 211 - 220 из 1399
Начало | Пред. | 20 21 22 23 24 | След. | Конец














