ОБ ИТОГАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 352 ГРУППЫ В МАОУ СОШ № 36 г. ТОМСКА

Группа студентов 2 курса 352 гр. ИФФ ТГПУ, обучающихся в  спецсеминаре по русскому языку проф. Н.С. Болотновой,  успешно завершила производственную практику в МАОУ СОШ № 36 г. Томска.  Работу студентов в школе курировала заместитель директора по НМР, к.п.н., доцент кафедры современного русского языка и стилистики ИФФ ТГПУ Безменова Лилия Романовна.

Студенты познакомились с инновационным вектором развития ОУ: Концепцией внеурочной деятельности, цель которой – организация культуротворческой среды для формирования личностных и метапредметных результатов. На основе программ по внеурочной деятельности гуманитарного профиля студентами были написаны отзывы, в которых они не только высказали своё отношение к содержанию программ, но и дали рекомендации по включению некоторых интересных форм организации внеурочной деятельности.

Открытые занятия студентов для обучающихся 6-11-х классов, подготовленные под руководством преподавателей кафедры современного русского языка и стилистики  - групповых (научных) руководителей курсовых работ (Н.С. Болотновой, А.В. Болотнова, Т.Ф. Глебской, С.М. Карпенко, С.В. Лобановой А.С. Савенко), оставили очень хорошие впечатления: большинство студентов использовали ИКТ-технологии, активные формы подачи материала, сумели «заразить»  темой своего исследования обучающихся, создали комфортную обстановку для учебного диалога.

21.04.2017г  состоялся городской семинар-практикум «Возможности театрально-сценического подхода в образовании» (площадка XVI межрегиональной научно-практической конференции «Поликультурное и этнокультурное образование: стратегия движения и поиск новых ориентиров»), в котором приняли участие  студенты 2 и 4 курсов историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета.

На семинаре прозвучали доклады Безменовой Л.Р., к.п.н., заместителя директора по НМР, по теме «Формирование культуротворческой образовательной среды как основы эмоционального образования» и Подрезовой И.И., заслуженного учителя РФ, учителя русского языка и литературы, по теме «Использование приемов театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности».

Также были проведены два мастер-класса по использованию сценически-игровых упражнений на уроках русского языка и литературы, активными участниками которых стали студенты.

Анализ рефлексивных карт (приёмы «Ладошка» и «Незаконченное предложение»), заполненных студентами, показал, что посещённый семинар, по их мнению,  «расширил рамки и границы стандартных уроков», «дал возможность обогатиться новыми методами и приёмами», «пополнил знания о методике и формах проведения урочной и внеурочной работы», «раскрыл секреты учителей-профессионалов, которые  будут использоваться  в  школьной практике», «помог раскрыть себя и сблизил одногруппников».

Студенты стали участниками региональной заочной визуальной конференции «Профессиональный интерес», цель которой – формирование профессиональных компетенций студентов и магистрантов,  используя ИКТ-технологии. На методическом сайте образовательного учреждения «Профессионал» размещены доклады-презентации, связанные с темами курсовых работ, студентов Гизбрехта Э., Вегнер А., Татаринцевой Е., Парепко П., Дроздовой Д.

Активно ребята включились в работу по проведению регионального театрального фестиваля школьников «Театр и мы», организаторами которого стало ОУ. Оценить более 50 работ учащихся (иллюстрации к спектаклям томских театров и синквейны по темам «Премьера», «Антракт»)  было не так просто, студенты отметили креативный подход обучающихся 1-6-х классов при выполнении конкурсных заданий.

В ходе подготовки к Городскому риторическому турниру Гизбрехт Эдуард курировал ученицу 8 класса Джоробаеву Мухлису, которая стала победителем в своей возрастной группе.

Анастасия Вегнер инициировала взаимодействие студентов и редакции школьной газеты «ЯблокО»: в следующем номере выйдут заметки-впечатления о практике в школе.

Надеемся, что подобные формы взаимодействия вуза и школы будут полезны и найдут своё продолжение.

Материал подготовлен
к.п.н., доц. кафедры современного русского языка и стилистик
Л.Р. Безменовой

 

Подробнее

23 апреля 2017

Итоги работы подсекции "Всеобщая история" в рамках XXI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»

23Работа подсекции "Всеобщая история" секции «История» в рамкахXXI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» проходила 20 апреля в составе 22 человек. Возглавлял работу подсекции д.и.н., профессор О.Н. Мухин.

Среди участников конференции присутствовали специализирующиеся по кафедре всеобщей истории студенты 1-3 курсов ИФФ, а также наши постоянные гости из соседнего региона – Кемеровской области. В этом году к нам приехали студентки 5 курса историко-филологического факультета Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета. На работе подсекции «Всеобщая история» успешно выступили с сообщениями как имеющие большой опыт участия в конференциях магистранты, так дебютанты.

По итогам работы подсекции в качестве лучших докладов отмечены:

  • Польская католическая церковь против гендерной идеологии: современное состояние проблемы. Автор - Кривошеина Владислава Олеговна, магистрантка I курса ИФФ (Научный руководитель: научный сотрудник А.В. Соболевский);
  • Движения социального протеста в Германии на завершающем этапе Первой мировой войны. Автор - Чебан Михаил Петрович, студент III курса ИФФ ТГПУ (Научный руководитель: канд.ист.наук, доцент Г.В. Грошева).

Награждение дипломами осуществлялось по двум номинациям: «Лучшие доклады среди магистрантов» и «Лучшие доклады среди бакалавров».

Магистранты:
Диплом I степени - Кривошеина Владислава Олеговна, магистрант I  курса ИФФ ТГПУ;
Диплом II степени - Цепенников Антон Николаевич, магистрант I  курса ИФФ ТГПУ.

Бакалавры:
Диплом I степени - Чебан Михаил Петрович, студент 3 курса ИФФ ТГПУ;
Диплом II степени - Вельмезова Татьяна Евгеньевна, студентка 5 курса ИФФ Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, Зайко Ольга Игоревна, студентка 2 курса ИФФ ТГПУ;
Диплом III степени - Прокопьева Арина Вячеславовна, студентка 5 курса ИФФ Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета.

Научные руководители победителей поощрены Благодарственными письмами за высокий уровень руководства научной работой студентов.

Работа подсекции проходила в дружественной атмосфере. Все представленные сообщения вызвали живой интерес аудитории; докладчикам было задано огромное количество вопросов. И выступающие, и слушатели получили важный опыт научного общения. Надеемся, что в следующем году наши ряды пополнятся новыми докладчиками. Благодарим гостей за проявленный интерес к работе нашей подсекции и приглашаем к участию в конференции в следующем году!

Материал подготовлен секретарем подсекции "Всеобщая история", к.и.н., доцентом Г.В. Грошевой.

Подробнее

23 апреля 2017

XXI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: итоги работы секций по кафедре теории языка и методики обучения русскому языку

IMG 20170420 153834В рамках ежегодной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» 20 апреля прошли заседания 4-х секций, организованных кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку. Прозвучало 62 доклада. В работе секций приняли участие 93 человека: преподаватели, бакалавры, магистранты и аспиранты из 3-х томских вузов (ТГПУ, ТГУ, ТПУ), учащиеся и учителя томских школ (МБОУ СОШ № 49, МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева, МАОУ СОШ № 4 им. И. Черных, МАОУ «Мариинская СОШ № 3», МКОУ «Бакчарская СОШ»), сотрудники Информационно-методического центра г. Томска – директор, кандидат педагогических наук, член Научного совета при Президиуме РАО В.В. Пустовалова и зам. директора А.К. Злобина.

Все заслушанные доклады отличались глубокой проработкой проблематики и актуальностью для таких областей науки, как теория и история языка, методика преподавания русского языка как родного и иностранного, лингвокультурология и межкультурная коммуникация, теория текста, дискурса и сопоставительное языкознание. Выступающие приводили интересные примеры. Присутствующие, особенно гости из образовательных учреждений города и области, отмечали, что чувствуют себя необыкновенно комфортно и уютно в обстановке творческого, свободного диалога и теплого межличностного общения. Прошедшее мероприятие стало настоящим праздником науки!

Материал подготовлен доктором филологических наук, профессором, зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ А.В. Курьянович.

Подробнее

22 апреля 2017

Итоги работы секций кафедры современного русского языка и стилистики на XXI Международной научной конференции «Наука и образование»

В работе 3-х секций кафедры современного русского языка и стилистики приняли участие студенты разных курсов, магистранты, аспиранты, преподаватели. Особенно многочисленной по числу слушателей и прозвучавших докладов была секция «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» (председатель проф. Н.С. Болотнова). Каждый доклад носил исследовательский характер и сопровождался вопросами  и заинтересованными суждениями присутствующих. Среди лучших были отмечены доклады магистрантов А.В. Шутовой, Э.П. Леонтьева, М.А. Кулешовой, О.С. Школьниковой, студентов И.А. Килиной, К.И. Окель, П. Парепко, А. Вегнер, П. Котовщиковой и др.

Оценивая работу секции, слушатели отмечали:

«Конференция была очень интересной, увлекательной, полезной. Удачно был выстроен порядок докладов; привлекала теплая атмосфера. Вопросы, задаваемые слушателями, направляли в нужное русло дальнейшую работу. Радует энтузиазм молодых исследователей – докладчиков 1-3 курсов. Работы были достаточно информативны, интересны, емкие по содержанию. В конце встречи было очень приятно получить в подарок книгу» (О.С. Школьникова).

«Считаю, что проведение подобного рода конференций полезно, т.к. это дает шанс показать свои наработки, выслушать замечания и пожелания на дальнейшую перспективу, расширить и обогатить свои знания благодаря прослушиванию других докладов. В конференции приняли участие как студенты, так и магистранты и аспиранты, что помогает сравнить разный уровень владения материалом и форматом его представления» (А.В. Шутова).

1 2

Секция «Актуальные проблемы русистики» (председатель доц. С.М. Карпенко) прошла на высоком научном уровне. Слушателям были предложены самостоятельные исследования студентов и магистрантов на актуальные темы. Дипломами и грамотами были отмечены доклады магистрантов С.Ю. Пономаревой, С.А. Иванченко, Н.В. Железной, Р. Шахриева, студентов М. Медведевой, Е. Рябковой, Е. Фридрихсон, С. Дедушевой.

Впечатления участников:

Н.В. Железная, магистрант: «По моему мнению, конференция прошла плодотворно. Чувствовалась высокая подготовка участников. Я была удивлена разнообразию заявленных тем докладов по направлению «Русистика». Каждый из участников преодолел страх выступления на публике и смог сравнить себя с другими участниками».

С.Ю. Пономарева, магистрант: «Содержание докладов было насыщенным. Услышала новые термины, познакомилась с новыми способами сбора и обработки информации. Постараюсь это использовать в своей диссертации».

Очень интересно было и на секции «Медиадискурс и языковая личность» (председатель проф. А.В. Болотнов). С докладами выступали аспиранты, магистранты, студенты 2-го  и 4-го  курсов. Вопросы и оживленная дискуссия сопровождали каждый доклад. Объектами исследования докладчиков были медиадискурсы современных журналистов, политиков, блогеров, общественных деятелей. Среди лучших были отмечены доклады аспирантов и магистрантов Е.И. Черных, Н.В. Камневой, А.А. Каширина, Д.О. Михайловой, студентов Д.П. Дроздовой, Э.В. Гизбрехта, Д.И. Хасмамедовой.

Участники секции отметили большую заинтересованность каждого докладчика в разработке своей темы, высокий уровень проведенных исследований, связь теории с практикой:

«Я присутствовала на конференции такого рода впервые. Впечатления самые положительные. Какой-то доклад выделить не могу, все выступления были на высоком уровне. Слушать и участвовать в  обсуждении тем было интересно, познавательно. Очень рада участию в конференции» (Циглер В.М., магистрант).

«Конференция дала возможность послушать одногруппников, сравнить методы исследования. Интересными были доклады студентов. Понравился доклад  Д. Дроздовой. Создалось обобщенное представление о коммуникативной лингвистике как научном направлении. Понравилась атмосфера праздника, вовлеченности каждого в  общее дело» (Е.И. Черных, магистрант).

Желаем всем участникам XXI Международной научной конференции «Наука и образование» новых успехов и новых идей!

Материал подготовлен А.В. Болотновым.

Подробнее

22 апреля 2017

Учебная практика студентов 354 гр. ИФФ в Лоскутовской СОШ

wPgfLnNppxc 1Студенты 2 курса 354 гр. ИФФ, специализирующиеся на кафедре всеобщей истории,  успешно прошли свою первую учебную практику в МБОУ СОШ №33 (д. Лоскутово). Работу студентов в школе курировала учитель истории и обществознания Лидия Порфирьевна Прокопьева. На первом ознакомительном мероприятии Лидия Порфирьевна провела мини-семинар, на котором познакомила студентов с видами и направлениями внеурочной деятельности.

Подробнее

22 апреля 2017

Новые публикации ИФФ (2016-2025)

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Обложка

Сазонова, Н.И. Томский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (1864–1917 гг.): люди и судьбы : биографический словарь [Электронный ресурс] / Н.И. Сазонова. – Электрон. текстовые дан. (1,94 Mb). –  Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2025. – 206 с.

Биографический словарь посвящен истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря, существовавшего в г. Томске с 1864 по 1876 г. – сначала как женская община, а позже, до начала 1920-х гг., – как монастырь. Словарь содержит биографические данные 502 (включая настоятельниц) насельниц сначала женской общины, затем – монастыря, а также 28 священников, диаконов и причетников, служивших в храмах обители. Биографии сгруппированы в разделы, посвященные настоятельницам, священнослужителям и причту, монахиням, рясофорным послушницам (рясофор – низшая ступень монашества) и сестрам «на испытании».

Основным источником биографических сведений служат монастырские «Ведомости», хранящиеся в Государственном архиве Томской области. В некоторых случаях их сведения дополняются из других источников: это могут быть данные о работе насельниц, например, в рамках Алтайской духовной миссии, которые приводятся в научной литературе, затрагивающей эту проблематику, а также воспоминания о жизни некоторых из сестер обители после 1917 г., которые собраны к настоящему времени в музее истории Иоанно-Предтеченского монастыря при приходе храма свт. Феодосия Черниговского г. Томска и размещены на его интернет-странице. Проект создания этого музея реализовывался при участии ТГПУ.

Эрдман

В конце 2024 г. к юбилею заслуженного профессора ТГПУ В. Е. Головчинер вышла коллективная монография «Искусство Н. Эрдмана-драматурга в контексте «большого времени» культуры». Профессор кафедры русской литературы стала её инициатором, организатором коллектива авторов и автором большей части статей.

Авторский коллектив таким образом отметил 125-летие драматурга – автора пьесы «Самоубийца», признанной одной из лучших в мировой драме ХХ веке. Эта книга напомнила о судьбе Николая Эрдмана, часть ссылки которого в 1935-1936 гг. проходила в Томске (это отмечено памятной доской на здании Томского ТЮЗа). В состав монографии включены материалы, свидетельствующие об особой роли Томска, томских ученых и деятелей культуры в судьбе Эрдмана.

Материалы монографии посвящены исследованию художественной природы произведений первого десятилетия творчества Н. Эрдмана – самого продуктивного в его творческой биографии. Поиски истоков выразительности самых значимых его произведений позволили обнаружить искусное владение автором средствами драмы как рода литературы, своеобразие изображения  драматического положения героев комическими средствами, и главное – представление актуальной современности  в аспектах самых древних сюжетов: кумулятивной композиции, персонажей в функциях дьявола, вредителей-соседей в ближайшем окружении героя и в нем самом – черт дурака/простака.

Издание адресовано филологам и людям театра, учителям и широкому кругу читателей.

РКИ

Русский язык как иностранный для кенийских обучающихся: элементарный уровень : методические рекомендации [Электронный ресурс] / А.В. Курьянович, В.Ю. Зюбанов, А.В. Агеева. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2024. – 47 с. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,27 МБ). – Загл. с титул. экрана.

Методические рекомендации содержат этноориентированный материал для проведения 15 уроков, разъяснения по использованию аудио- и видеоприложений, ключи к заданиям из рабочей тетради, список литературы. Методические рекомендации разработаны для педагогов, на элементарном уровне обучающих русскому языку как иностранному граждан Кении. Входят, наряду с учебным пособием, рабочей тетрадью, аудио- и видеоприложением, в состав учебно-методического комплекса «Русский язык как иностранный для кенийских обучающихся: элементарный уровень».

По томским улочкам

По томским улочкам. Стрит-арт в практике обучения русскому языку как иностранному (Семиотический подход в изучении и преподавании русского языка) : учебное пособие / А. В. Курьянович, Е. А. Серебренникова, И. А. Люберцева, У. К. Новак ; Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) ; под ред. А. В. Курьянович .— 1 компьютерный файл (pdf; 14,83 Mb) .— Томск : ТГПУ, 2024 .— Заглавие с титульного экрана .— Свободный доступ из сети Интернет .— Adobe Reader .— ISBN 978-5-907791-14-5.

Учебное пособие ориентировано на изучение русского языка с привлечением содержательного ресурса объектов стрит-арта, присутствующих в современном пространстве города Томска. Задания направлены на развитие лексико-грамматических навыков и предполагают совершенствование всех видов речевой деятельности. Использование цветных иллюстраций, на которых изображаются передающие городской колорит художественные объекты, способствует эффективной работе языкового сознания адресатов. Включённые в пособие аутентичные региональные тексты, содержащие лингвокультурную информацию, обогащают тезаурус и лексикон обучающихся, содействуют расширению языковой, лингвокультурной, страно- и регионоведческой компетенций. Адресовано широкому кругу лиц, изучающих русский язык и интересующихся культурой и историей сибирского региона и города Томска, специалистам по регионалистике, лингвокультурологии, лексической и функциональной семантике, теории и практике преподавания русского языка; студентам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.

Дискурсивное моделирование концептосферы

Дискурсивное моделирование концептосферы учебника русского языка как иностранного : коллективная монография [Электронный ресурс] / Е. А. Серебренникова, А. В. Курьянович ; под ред. А. В. Курьянович. – Электрон. текстовые дан. (2,12 Mb). – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2024. – 294 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с титул. экрана. ISBN 978-5-907791-13-8.

Монография посвящена анализу дискурсивных механизмов ретрансляции концептуального содержания в рамках лингводидактического взаимодействия принадлежащих разным лингвокультурам участников посредством учебного текста особого типа ‒ учебника русского языка как иностранного. Исследуется системно-структурная организация дискурсивной картины мира, актуализирующаяся в виде концептосферы текстов указанного типа. Описывается комплексная методика анализа концептосферы учебного текста, основанная на применении метода дискурсивного моделирования и контент-анализа. Представляется дискурсивная модель концептосферы текста, включающая ядерные концепты ЧЕЛОВЕК, ЯЗЫК, и конкретизирующие их периферийные концепты разных типов. Анализируется значимость модели для формирования вторичной картины мира. Адресована специалистам по дискурсивной лингвистике, лингвистической концептологии, лингвокультурологии, семантике, функциональной стилистике, теории и практике преподавания русского языка как иностранного; студентам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.

Обложка КонференцияРусская речевая культураРусская речевая культура и текст : материалы XIII Международной научной конференции (Томск, 16-17 мая 2024 г.) / под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой.  – Томск : Издательство ТГПУ, 2024.  – 180 c.

Сборник включает материалы докладов, посвященных анализу русской речевой культуры в синхронии и диахронии, рассмотрению современных подходов к изучению текста и исследованию дискурсивных практик в разных сферах общения, освещению коммуникативно-когнитивных аспектов текстовой деятельности, проблем медиакоммуникации и межкультурного общения, разработке методических аспектов обучения русской речевой культуре и текстовой деятельности в вузе и школе.

Адресован филологам, преподавателям русского языка и литературы, аспирантам, магистрантам, студентам.

Обложка Коммуникативная стилистикаутв7

Коммуникативная стилистика текста : биобиблиографический указатель по научному направлению / Н. С. Болотнова, А. В. Болотнов, С. М. Карпенко. – Томск  : Изд-во ТГПУ, 2024.  –  316 с.

Издание включает краткую информацию о научной деятельности членов коллектива, научную и научно-методическую литературу по теоретическим и прикладным аспектам коммуникативной стилистики текста, разрабатываемой в Томском государственном педагогическом университете. Биобиблиографический указатель содержит работы, отражающие современное состояние и основные этапы развития нового научного направления стилистики текста начиная с 80-х годов XX века.

Адресовано специалистам по коммуникативной теории текста, стилистике, методике преподавания русского языка; аспирантам, студентам, преподавателям.

 Рус. реч. культура и текст r2022 pdf.ioОпубликован сборник: Русская речевая культура и текст : материалы XII Международной научной конференции (Томск, 20-21 мая 2022 г.) ; под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск : Издательство Томского ЦНТИ, 2022. – 222 c.

Сборник включает материалы докладов, посвященных анализу русской речевой культуры в синхронии и диахронии, рассмотрению современных подходов к изучению текста и исследованию дискурсивных практик в разных сферах общения, освещению коммуникативно-когнитивных аспектов текстовой деятельности, проблем медиакоммуникации и межкультурного общения, разработке методических аспектов обучения русской речевой культуре и текстовой деятельности в вузе и школе.

Адресован филологам, преподавателям русского языка и литературы, аспирантам, магистрантам, студентам.

Научные интересы сотрудников кафедры теории языка и методики обучения русскому языку, связанные с изучением современного русского языка и русской картины мира с позиций культурологического и концептологического подходов, нашли достойный способ быть представленными широкой научной общественности. Опубликованы научная монография и специализированный словарь, посвященные проблеме изучения единиц русского жаргона. Авторы ‒ А.В. Курьянович, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку (ТГПУ), и С. Ван, кандидат филологических наук, преподаватель Муданьцзянского педагогического университета (Китай).

2021 10 01 13 40 53Монография «Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью» посвящена лингвоконцептологическому описанию единиц современного русского молодежного жаргона с позиции осмысления носителем иностранного языка. В исследовании анализируются ключевые свойства жаргонных единиц ‒ полифункциональность и полистатусность; обосновывается их лингвокогнитивный и лингвокультурологический ресурс; описываются этапы и уровни интерпретационной деятельности иностранца в отношении жаргонных единиц; представляется разработанная авторами методика интерпретации единиц русского молодежного жаргона вторичной языковой личностью посредством моделирования; реконструируется фрагмент вторичной картины мира, отраженный в русском молодежном жаргоне.

2021 10 01 13 42 05«Словарь слов и выражений русского молодежного жаргона (в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью)» представляет 2-х томное специализированное издание, материалом которого выступает результат рецепции иностранца в отношении внелитературных единиц русского языка. Особенно интересны представленные в словаре случаи интерпретации значения русских жаргонных единиц носителем китайского языка, отличные от тех, которые закреплены в языковом сознании исконных языковых личностей. Объем словника ‒ 1792 единицы.

Книги адресованы специалистам по лексикографии, лингвистической концептологии, лингвокультурологии, лингвострановедению, семантике, лингвистической прагматике, теории и практике преподавания русского языка как иностранного; студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.

2021 08 04 17 21 10
Исследование русской лингвокультуры продолжается: И.Е. Охолина и А.В. Курьянович "Концепт ДОСУГ в современной русской лингвокультуре". 
Одним из научных направлений кафедры теории языка и методики обучения русскому языку является изучение значимых фрагментов национальной культуры, нашедших отражение в современном языке. Ряд исследований, выполненных в ракурсе данной проблематики, пополнился новым изданием.
Вышла из печати монография И.Е. Охолиной и А.В. Курьянович "Концепт ДОСУГ в современной русской лингвокультуре".
Монография посвящена комплексному описанию концепта ДОСУГ в лингвокультуре современного русского этноса. Выявлены ключевые характеристики лингвокультурного концепта ДОСУГ и осуществлено его разноаспектное описание как фрагмента русской картины мира; разработан и апробирован комплексный лингвокультурологический анализ концепта ДОСУГ в синхронии; исследованы функционально-прагматические свойства лексических единиц, принадлежащих тематической группе «Досуговая лексика»; описано языковое своеобразие концепта ДОСУГ на современном этапе развития национальной лингвокультуры.
Книга адресована специалистам по лингвистической концептологии, лингвокультурологии, лингвострановедению, семантике, функциональной стилистике, лингвистической прагматике, теории и практике преподавания русского языка как иностранного; студентам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.

фото с БулгаковымНовое исследование драматургии М. Булгакова ученых кафедры русской литературы ТГПУ.

Опубликована научная монография В.Е. Головчинер и Т.Л. Весниной «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов». Авторы впервые обратились к проблеме генезиса фельетона, ввели в круг научного изучения ранние фельетоны писателя кавказской поры, выявили в них накопление общих с драмой выразительных возможностей и собственно драматургических компонентов. Основным предметом исследования стали трансформация фельетона «Багровый остров» в поэтике пьесы с таким же названием, разнообразие балаганно-комических компонентов в некомических по своему модусу пьесах «Дни Турбиных» и «Бег», в связи с чем существенно уточнена их интерпретация.

Исследование природы и функций комического в пьесах М. Булгакова 1920-х годов стало основанием для соотнесенности его художественных поисков с театрально-драматургическим авангардом эпохи.

2023 03 26 22 30 12Опубликован сборник материалов докладов, посвященных теоретическим и прикладным аспектам коммуникативной стилистики текста, разработанным в Томском государственном педагогическом университете под руководством Н. С. Болотновой. Включает освещение основных направлений коммуникативной стилистики (теории регулятивности, текстовых ассоциаций и смыслового развертывания текста) и их эвристического потенциала для использования в научной и образовательной деятельности. Для филологов, преподавателей русского языка и литературы, аспирантов, магистрантов, студентов. Скачать сборник.

Опубликован сборник тезисов по материалам состоявшейся осенью 2021 года конференции «Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири», организованной ТГПУ совместно с Иркутской областной детской библиотекой им. Марка Сергеева. Редактор – директор «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ, к.филол.н., зав. кафедрой русской литературы ТГПУ Е.А. Полева. Материалы посвящены литературоведческому анализу произведений детско-юношеской литературы, вопросам перевода современной детской поэзии на русский язык, библиотечным форматам работы с юной аудиторией, методике приобщения детей и подростков к чтению.

Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции, Томск – Иркутск, 11 – 12 сентября 2020 года. Сборник трудов / Под ред. Е.А. Полевой. – Томск : ЦНТИ, 2021, 72 с.

Со сборником можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А.М. Волкова Томского государственного педагогического университета.

270714l

В издательстве Томского ЦНТИ вышел из печати сборник материалов XI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» (2020), подготовленный сотрудниками кафедры русского языка ТГПУ (отв. редактор проф. Болотнова Н.С.).

Сборник включает материалы докладов, посвященных анализу русской речевой культуры в синхронии и диахронии, рассмотрению современных подходов к изучению текста и исследованию дискурсивных практик в разных сферах общения, освещению коммуникативно-когнитивных аспектов текстовой деятельности, проблем медиакоммуникации и межкультурного общения, разработке методических аспектов обучения русской речевой культуре и текстовой деятельности в вузе и школе.

Научное издание адресовано филологам, преподавателям русского языка и литературы, аспирантам, магистрантам, студентам.

Сборник размещен в РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42995356.

270714lНа электронной платформе Лань/GF5, а также в системе РИНЦ и DOI  представлено 2-е издание монографии А.В. Болотнова «Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности» (Москва: Флинта, 2020.  402 с.):http://globalf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Yazykoznanie-Lingvistika/Yazykoznanie/Tekstovaya-deyatelnost-kak_270714https://elibrary.ru/item.asp?id=41369560; присвоенный номер DOI — 10.34676/FL.2019.98.41465.

Книга содержит исследование коммуникативных и когнитивных проявлений разных типов публичных языковых личностей в современном медиадискурсе. С учетом нового  информационно-медийного вектора когнитивно-дискурсивной лингвистической парадигмы автором предложены понятийно-терминологический аппарат и методики, раскрывающие специфику информационно-медийной языковой личности и позволяющие с новых позиций изучать ее идиостиль.

Монография адресована специалистам по коммуникативной теории текста, когнитивной лингвистике, стилистике, лингвоперсонологии; аспирантам, студентам, преподавателям.

Обложка Сборник мемуарных текстовЯ вам, родные, излагаю быль…: сборник мемуарных текстов жителей Томской области / сост. Т.А. Гончарова, Г.В. Грошева. – Томск: Издательство ЦНТИ, 2019. – 196 с.

Издание содержит четыре мемуарных текста жителей Томской области: Н.М. Бабуль, А.А. Малиновского, Е.Р. Хариной и Ф.А. Юбина. Введение в научный оборот этих источников является перспективным для дальнейших научных изысканий в области этнической истории томского региона, и Сибири в целом. Издание адресовано исследователям, преподавателям и студентам (уровни бакалавриата и магистратуры). Мемуарные тексты могут быть использованы в учебном процессе при подготовке к семинарским занятиям по историческим и этнологическим дисциплинам, при подготовке докладов, написании рефератов и научно-исследовательских работ (статей, курсовых и выпускных квалификационных работ). Сборник воспоминаний может быть рекомендован учителям и школьникам, а также всем интересующимся этнической историей томских деревень, историей и культурой славянских народов Томской области.

Издание подготовлено и опубликовано при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Этническая история томских деревень в ХХ в. сквозь призму персональных текстов местных жителей, № 18-49-700002.

Скачать сборник

201906В издательстве «Флинта» (г. Москва, 2019) опубликованы учебные пособия преподавателей кафедры русского языка:

Болотнова Н.С. Методики смыслового и лингвопрагматического анализа медиатекста: учебное  пособие. / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, 2019.  - 156 с.

Учебное пособие содержит освещение актуальных проблем смысловой и лингвопрагматической интерпретации медиатекстов разных жанров на основе теории коммуникативной стилистики текста и достижений медиалингвистики, лингвистической прагматики и дискурсологии. Адресовано специалистам по коммуникативной теории текста, стилистике, медиалингвистике; бакалаврам, магистрантам, преподавателям.

Болотнова Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие / Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов. - 5-е изд., стереотип. М.: Флинта, 2019. - 224 с. (Рекомендовано УМО)

Пособие включает систему контрольных и тренировочных заданий и упражнений, направленных на усвоение теоретических основ современной лексикологии и формирование практических навыков правильного использования слов и фразеологизмов в разных ситуациях общения. В приложении даны схемы, таблицы, тесты.

Для студентов-филологов и преподавателей русского языка.

Сазонова Н.И. 1Сазонова Н.И. «За единый Аз...». Книжная «справа» при патриархе Никоне (1653–1666 гг.) и церковный раскол. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 240 с.

В монографии, построенной на исследовании уникального корпуса источников, анализируется «исправление» богослужебных книг Русской православной церкви, предпринятое при патриархе Никоне в 1653–1666 гг., роль и место книжной «справы» в церковном расколе. Изучены формы, характер и логика воздействия изменения богослужебного текста на русское религиозное сознание. Особое внимание уделено выявлению смены идейных ориентиров в области богословской мысли, экклезиологии и антропологии, вызванной введением подобных «исправлений». Литургическая реформа патриарха Никона, рассмотренная в достаточной полноте и непредвзятости, исследуется в контексте книжной и церковно-политической культуры XVII в. Книга будет интересна историкам, филологам, философам, религиоведам и всем тем, кто хотел бы понять исторические пути развития Русской православной церкви и важность литургической реформы патриарха Никона.

IMG НестеренкоНестеренко П.Л. История России: Учебно-методическое пособие для иностранных граждан и лиц без гражданства. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. – 52 с.

Учебно-методическое пособие содержит краткое изложение основных событий истории России с IX по начало XXI вв. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2014 г. № 1156 «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена», учебно-методическое пособие предназначено для иностранных граждан при подготовке их к сдаче экзамена по истории России. Текст пособия содержит перечень контрольных вопросов для самопроверки, правильных ответов к ним, список государственных праздников и наиболее памятных дат и событий из истории России. 

IMG 20181003 152917

Этнография народов Томской области: Учебное пособие / П.Е. Бардина, Т.А. Гончарова, Г.В. Грошева, Е.В. Лилявина, Е.Ю. Кошелева, А.А. Локтионова, Н.В. Лукина, И.Е. Максимова, Л.В. Парнюк, Н.А. Тучкова; отв. ред. А.Г. Тучков Изд. 3-е, испр. и доп. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. – 184 с.

Издание соответствует учебному плану по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) История и обществознание.
Учебное пособие содержит основные этнологические сведения о коренных народах, русском населении и этнических группах компактного расселения, проживающих на территории современной Томской области. В нем рассматриваются вопросы этнической истории, традиционной культуры и ее современных форм у названных народов.
Пособие предназначено студентам высших учебных заведений, учителям школ, преподающим краеведение и регионоведение, школьникам старших классов и всем, кто интересуется этнографией народов Сибири.

Скачать пособие

Словарь обложкаВ московском издательстве «Флинта» под ред. Л.Р. Дускаевой вышел словарь-справочник «МЕДИАЛИНГВИСТИКА В ТЕРМИНАХ И ПОНЯТИЯХ» (М., 2018. 440 с.). Среди авторов словарных статей преподаватели кафедры русского языка ИФФ д.ф.н., проф. Н.С. Болотнова и д.ф.н., проф. А.В. Болотнов.

Впервые изданный в России словарь-справочник систематизирует имеющиеся в исследовательской литературе новые термины, понятия, идеи и отражает разные направления современной медиалингвистики, включая медиастилистику.

Словарь адресован студентам, магистрантам, аспирантам и всем, кто интересуется изучением современного медиадискурса.

IMG 20181003 152938Петров А.В. Как построить НЛО? Пробы в области нетрадиционного литературного образования. Томск, 2018. 116 с.

В книге рассказывается об эксперименте по изменению содержания литературного образования, который проводился в школе "Эврика-развитие" г. Томска в 2016-2017 гг. Опираясь на концепцию развивающего обучения Д. Эльконина – В. Давыдова, автор раскрывает обстоятельства и условия применения технологии двойных задач, нацеленных на стимулирование гибкости мышления учащихся основной школы.В книге широко представлены результаты – тексты детей 5-6 классов.

Для учителей и методистов, интересующихся инновациями в литературном образовании.

IMG 20181003 152808Отечественная рождественская проза и поэзия XIX–XXI веков: хрестоматия с вопросами и заданиями / Е.К. Макаренко, Е.А. Полева, Е.А. Сафонова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. 264 с.

"Отечественная рождественская проза и поэзия XIX–XXI веков: хрестоматия с вопросами и заданиями", составленная преподавателями кафедру русской литературы - Е.К. Макаренко, Е.А. Полевой, Е.А. Сафоновой, выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Томской области в рамках научного проекта № 17-14-70004а(р) «Творчество сибирских писателей второй половины XIX – начала XXI века для детей и молодёжи в контексте литературных традиций». Хрестоматия включает в себя рождественские произведения авторов не только первого ряда, но и второстепенных, малоизвестных и забытых в советские годы, а также краткие биографические справки о писателях, вопросы и задания для проверки уровня понимания читателями содержания и поэтики произведения. В комментариях составителей к некоторым текстам указаны история создания произведения и представлены образцы анализа сюжета, мотивов, персонажей, образа повествователя и т.д. Издание предназначено для преподавателей и учащихся средних общеобразовательных учреждений, студентов, изучающих литературу для детей, а также широкому кругу читателей, в том числе родителям, практикующим семейное чтение.

Обложка Библ. указатель

История и этнография славянских диаспор Томской области: библиографический указатель (1990–2016 гг.): справочное пособие / сост. Т.А. Гончарова, Г.В. Грошева. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. – 72 с.

Библиографический указатель содержит список научной литературы по истории и этнографии славянских диаспор Томской области (белорусов, украинцев, поляков) за 1990-2016 гг. и адресован исследователям, преподавателям и студентам (уровни бакалавриата и магистратуры). Издание может быть использовано в учебном процессе при подготовке к семинарским занятиям по историческим и этнологическим дисциплинам, при подготовке докладов, написании рефератов и научно-исследовательских работ (статей, курсовых и выпускных квалификационных работ). Издание может быть рекомендовано учителям и школьникам, а также всем интересующимся историей и культурой славянских народов Томской области.

Указатель подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Славянские диаспоры г. Томска в историко-этнографическом аспекте», № 15-11-70001.

Скачать указатель

IMG 20181003 152849Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950 – 2010 годы): колл. монография. Т. 2 / Е.А. Полева и др. Под ред. Е.А. Полевой, Е.К. Макаренко. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. 168 с.

Монография освещает творчество писателей и поэтов ХХ - начала ХХI веков, биографически связанных с Сибирью, содержит филологический анализ произведений литературы, адресованных детско-юношеской аудитории.

Издание предназначено преподавателям высшей и средней школы, студентам, изучающим детскую и подростковую литературу, широкому круги читателей, в том числе школьникам и родителям.

ОбложкаИсполнителями научного проекта № 15-04-00216 подготовлена и издана при поддержке РФФИ монография, в которой обобщаются результаты трехлетней работы коллектива над исследовательским проектом (2015-2017): Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия: коллективная монография / Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов, Н.В. Камнева, А.А. Каширин, А.В. Курьянович, И.А. Пушкарева; под ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2017. –  248 с.

В книге содержится освещение актуальных проблем медиалингвистики, теории речевого воздействия, теории дискурса и коммуникативной стилистики текста: описание разных типов информационно-медийных языковых личностей и их дискурсивных практик, анализ регулятивного потенциала медиатекстов разных жанров, выявление закономерностей  текстовой деятельности в медиасреде на уровне информационных волн и коммуникативных универсалий, рассмотрение когнитивно-прагматических аспектов медиакоммуникации. Монография будет интересна специалистам по медиалингвистике, коммуникативной теории текста, когнитивной лингвистике, стилистике, лингвоперсонологии; аспирантам, студентам, преподавателям.

Познакомиться с содержанием книги можно в Научной библиотеке ТГПУ.

posobieОпубликовано новое учебно-методическое пособие А.В. Курьянович «Основы лингво-правовой культуры в современной медиакоммуникации» (2017).

Учебно-методическое пособие является составной частью методического оснащения дисциплины «Основы лингво-правовой культуры в современном обществе» − одного из разделов модуля «Прикладная лингвистика», входящего в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров педагогического вуза, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профилям Русский язык и Литература. Цель пособия – способствовать формированию представления о значимости правового сознания в условиях современного взаимодействия, значительная часть которого осуществляется в медиасфере, лингво-правовой культуры будущих учителей-словесников, применению знаний и навыков, связанных с реализацией успешной, соответствующей морально-этическим и правовым нормам коммуникации, в профессиональной деятельности. Актуальность издания обоснована необходимостью оценки речевого поведения носителей языка в медиакоммуникации в аспекте юрислингвистической проблематики. 

Адресовано студентам, педагогам основной, профессиональной, высшей школы, родителям, широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами формирования и совершенствования лингво-правовой культуры носителей языка в современном обществе и в целом вербального общения, вопросами специфики социальной интеракции в медиакоммуникации.

При н

Подробнее

22 апреля 2017

II конкурс «Мое любимое стихотворение»

Кафедра литературы и методики её преподавания историко-филологического факультета ТГПУ и «Сибирский научно-образовательный центр изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ объявляет II конкурс «Мое любимое стихотворение» для авторов стихотворений и песен.

Конкурс проводится на русском языке с 1 апреля по 15 мая 2017 года. Участниками могут стать все желающие. Конкурсантам предлагается разместить авторское (собственного сочинения) стихотворение (на любую тему) в группе В Контакте Конкурс "Моё любимое стихотворение". в текстовом варианте; можно сопроводить текст видеопрезентацией (декламация, песенное исполнение).

От каждого участника принимается одно стихотворение (песня) объемом не более 60 строк, желательно ранее не публиковавшееся в Интернете. В состав жюри войдут преподаватели ТГПУ, поэты и писатели Томска. Размещенные работы также примут участие в голосовании посетителей группы.

Итоги голосования будут подведены в конце мая.

Подробнее

17 апреля 2017

ТГПУ и Хэйлунцзянский лингвистический университет (г. Харбин, Китай): международное сотрудничество в сфере ИКТ и РКИ

Директор Центра русского языка ИФФ, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку Иннеса Игоревна Бабенко начала работу в Хэйлунцзянском лингвистическом университете (г. Харбин, Китай) в качестве куратора над апробацией проекта Дистанционная образовательная среда обучения русскому языку как иностранному «Педагогический русский» для китайских преподавателей и студентов. Руководство харбинского вуза выражает глубокую заинтересованность в этом проекте. Аудитории, в которых проходит знакомство китайских слушателей с дистанционным курсом, разработанным И.И. Бабенко, второй день заполнены неравнодушными к русскому языку и русской культуре студентами и преподавателями. Впереди еще две недели напряженной работы!

IMG 20170413 180757 IMG 20170413 180827

Подробнее

14 апреля 2017

XXI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»

эмблема ТГПУУважаемые студенты и преподаватели историко-филологического факультета!

Мы рады вам сообщить, что работа секции "История" в рамках XXI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» состоится 20 апреля 2017 г.

Программа секции "История"

Подробнее

12 апреля 2017

Итоги межвузовского конкурса творческих работ о русском языке и русской культуре

В рамках Недели русского языка, организованной на факультете кафедрой современного русского языка и стилистики, проведён Межвузовский конкурс творческих работ «Современный русский язык и русская культура». На конкурс принимались сочинения в жанре эссе. В этом году его участниками стали бакалавры и магистранты ИФФ, ФИЯ ТГПУ, а также студенты Томского политехнического университета.

По результатам конкурса определены победители:

1 место – Загреков В., ИФФ, 1 курс.

2 место – Иванова Н., ФИЯ, гр. 231; Иванченко С.А., ИФФ, гр. 361 М.

3 место – Писарев А.А., ИФФ, гр. 357 М.

Грамотами за творческий подход к изложению материала и интерес к русскому языку отмечены работы студентов ТПУ Чжан Чэньин, гр. 151 А30 ИСГТ и Юй Пэнчао, 151А30 ИСГТ.

Приведём фрагменты из эссе конкурсантов о русском языке.

Наша страна, имеющая такое богатое наследие, просто обязана не только сохранить его, но и приумножить, обогатить язык – носитель великой культуры, вслед за замечательным поэтом А.А. Ахматовой торжественно пообещать: «…мы сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово» (Иванченко С.А.).

«…речь культурного, образованного человека, владеющего родным языком в совершенстве, всегда вызывает восхищение» (Иванова Н.)

«Потому и нужно, господа, беречь и «трепетно хранить» свой язык, чтобы никто не посмел назвать ни нас, ни наших потомков Иванами, не помнящими родства» (Загреков В.).

Студенты из Китая, изучающие русский язык всего четвёртый год, делились в эссе своими впечатлениями о языке и курьёзными случаями, произошедшими при его освоении.

«Сначала я ничего не знал. Не знал, в какой ситуации надо говорить «Привет!», а в какой «Здравствуйте!», не знал, что к официанту в ресторане нельзя обращаться «Человек!» и что, оказывается, в России принято оставлять чаевые (хотя о последнем лучше бы я и не знал!). Но сейчас я знаю гораздо больше. Я научился покупать продукты в русском супермаркете, ходить в русскую больницу и сидеть в очереди к врачу «по-русски», обсуждая с пенсионерами все свои болезни, ездить в маршрутном автобусе и отвечать на любопытные вопросы пассажиров о том, не холодно ли мне без шапки зимой в Сибири» (Чжан Чэньин).

«Я уже два года живу в России и, мне кажется, что русский язык стал частью моей жизни. Я каждый день говорю по-русски – на занятиях, в магазине и даже на улице. За всё это время не обошлось и без курьезных ситуаций. Так, еще в Китае на новогоднем концерте я должен был играть сцену из фильма, почему-то беззаветно любимого всеми русскими, – «Служебного романа». Преподаватель из России сказала мне, что я должен принести с собой на концерт гвоздики и подарить их студентке, исполняющей роль Людмилы Прокофьевны. «Все-таки странные эти русские! – подумал я. – Дарить женщине гвозди…» Только потом, после выступления, я догадался посмотреть значение слова «гвоздИки» в словаре. Как хорошо, что я плохой актер, потому что ползала смотрело не на гвозди, стоящие на сцене в вазе, а на меня, играющего китайского Анатолия Ефремовича» (Юй Пэнчао).

Благодарим за участие в конкурсе и поздравляем победителей!

Материал предоставлен канд. филол. наук, доцентом С.М. Карпенко.

Подробнее

9 апреля 2017


Новости 591 - 600 из 1394
Начало | Пред. | 58 59 60 61 62 | След. | Конец