Кафедра дефектологии
Заведующий кафедрой: Мёдова Наталия Анатольевна
Адрес: 634057, г. Томск, Комсомольский проспект, 75 каб. 206
Телефон внутренней связи: 1182
СОСТАВ КАФЕДРЫ [ + по данным базы персонала ]
Производственная практика
Научные мероприятия
РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
План проведения курсов переподготовки, повышения квалификации, семинаров в 2022-2023
Кафедра дефектологии была организована 1 сентября 2016 года по инициативе профессора, д.п.н., Смышляевой Л.Г. Возглавила кафедру кандидат педагогических наук, доцент, дефектолог Мёдова Н.А.
В основу методологии организации кафедры и содержания образования студентов положена идея подготовки интегративного специалиста – учителя-дефектолога, учителя-логопеда, способного осуществлять психолого-педагогическую работу с детьми раннего и дошкольного возраста, младшего школьного и подросткового возраста с различными отклонениями в развитии. Также вводятся курсы по работе с взрослыми, которые приобрели нарушения в течение жизни.
Такой подход к научному развитию и образованию студентов позволяет им работать с детьми с различными вариантами дизонтогенеза.
С 2017 года открыт профиль Педагогика и психология инклюзивного образования (уровень магистратуры).
Кафедра осуществляет многоуровневую подготовку логопедов в очной, очно-заочной и заочной формах обучения, а также разработку, внедрение и совершенствование программного, учебно-методического, информационного, технологического обеспечения процесса подготовки студентов.
Среди задач кафедры – взаимодействие с организациями, осуществляющими работу по изучению, образованию, развитию, реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, развитие и поддержание взаимосвязей с вузами, научно-исследовательскими организациями России и других стран.
Выпускников кафедры ждут в медицинских и образовательных учреждениях, для оказания квалифицированного сопровождения лицам с нарушениями речи и с ограниченными возможностями здоровья.
Выпускники кафедры имеют возможность получить знания в области специальных технологий и методов коррекции (логопедический массаж, обучения письму и чтению по системе Л.Брайля, русский жестовый язык, АВА терапию и т.д.), пройти обучение в магистратуре (аспирантуре) и продолжить научную карьеру в качестве исследователей и педагогов.
Все выпускники успешно трудоустраиваются по профилю подготовки.
Преподаватели кафедры оказывают консультативную помощь лицам с нарушениями речи, членам их семей, их заинтересованному окружению (ресурсный центр квазипрофессиональной инклюзивной деятельности, учебно-методический кабинет психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи)
Перспективы развития кафедры дефектологии заключаются в повышении качества учебного процесса на основе внедрения инновационных технологий, роста научной и педагогической квалификации и обеспечения роста участия студентов в научно-исследовательской работе по следующим направлениям:
- Специфические речевые расстройства у детей разных нозологических категорий.
- Особенности работы логопеда в дистанционном режиме (смешанные занятия, логоскайп, онлайн кабинет и т.п.).
- Специфика работы школьного учителя - логопеда в условиях реализации ФГОС ОВЗ НОО.
- Реализация нейроподхода при коррекции речевых нарушений.
- Логогеронтология.
- Современные научные тенденции исследования проблем речеязыкового развития детей с особыми образовательными потребностями.