Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова
Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024
1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».
23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
РУССКАЯ ИЗБА, ЧАЙ С БЛИНАМИ И РАЗГОВОРЫ ПО ДУШАМ – ТАКОЙ РОССИЮ УВИДЕЛИ СТУДЕНТЫ ИИЯМС ИЗ КЕНИИ

Образовательная программа Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Кении, помимо занятий, включает и ряд специальных мероприятий, расширяющих знания студентов о России. Одним из таких стала творческая встреча «Знакомство с русской культурой».
8 октября 2025

В новом учебном году для обсуждения направлений развития образовательного взаимодействия со странами Африканского континента Кению и другие республики посетил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Зюбанов. Была презентована вторая часть учебно-методического комплекса, разработанного Институтом специально для кенийских граждан, желающих изучать русский язык, а также обсуждены варианты открытия новых центров образования на русском языке в странах Африки.
17 сентября 2025
Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска

Пешеходная экскурсия началась на улице Красноармейской, что позволило иностранным студентам окунуться в мир русских народных сказок: именно на этой улице расположены такие достопримечательности, как Дом с шатром, Дом с драконами и Дом с жар-птицами. Студентов из Китая поразило то, насколько продуманы элементы декора данных памятников деревянного деревянного зодчества и с каким мастерством они исполнены.
15 сентября 2025
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Коллектив Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ поздравляет старшего преподавателя кафедры перевода и переводоведения Елену Анатольевну Бурмакову с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук!
10 сентября 2025
1 сентября 2025 года студенты первого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета собрались в актовом зале 1-го корпуса для участия в праздничном мероприятии, посвященном началу нового учебного года.
Торжественный праздник прошел в теплой дружеской атмосфере. Перед студентами выступили дирекция института, заведующие кафедрами и представители студенческих органов самоуправления, которые поздравили первокурсников с началом студенческой жизни и пожелали успехов в учебе и научной деятельности. Для гостей мероприятия была подготовлена насыщенная культурная программа, включающая выступления творческих коллективов студентов старших курсов и студентки 4 курса 2210 группы Гао Юань из Цзилиньского университета иностранных языков (КНР), которая обучается в ТГПУ по программе двойных дипломов.
После торжественной части первокурсники познакомились с одногруппниками, посетив кураторские часы.
Для иностранных студентов из Китая, которые обучаются в ТГПУ по программам двойных дипломов и академической мобильности, был организован клуб русского языка как иностранного, посвященный Дню знаний в России. На встрече участники обсудили традиции празднования начала нового учебного года в России и Китае. После встречи кураторы иностранных студентов организовали прогулку по кампусу ТГПУ.
Этот день стал важной вехой в жизни каждого студента, открывающей новые горизонты познания и творчества. Институт иностранных языков и международного сотрудничества продолжает свою миссию подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда России и зарубежных стран.
5 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 897
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
Праздник первокурсников ТГПУ, посвящённый Дню Учителя, прошёл 9 октября 2025 года

9 октября в стенах Томского государственного педагогического университета собрались команды первокурсников всех факультетов и институтов, чтобы отметить День Учителя ярким спортивно-развлекательным мероприятием.
На празднике приняли участие команды восьми факультетов и институтов:- Институт детства и артпедагогики – ИДиА
- Институт иностранных языков и международного сотрудничества – ИИЯМС
- Историко-филологический факультет – ИФФ
- Технолого-экономический факультет – ТЭФ
- Факультет психологии и специального образования – ФПСО
- Институт физической культуры и спорта – ИФКС
- Объединённая команда физико-математического факультета – ФМФ и биолого-химического факультета – БХФ
13 октября 2025
В ТГПУ СОСТОЯЛИСЬ СОРЕВНОВАНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

Международный день студенческого спорта, учреждённый Международной федерацией университетского спорта и ЮНЕСКО, отмечается ежегодно 20 сентября.
Кросс «Бег патрулей», приуроченный к данному празднику, проводится в нашем университет уже второй год подряд. В сентябре 2024 года Бобина Ольга Николаевна – к.п.н., доцент кафедры физкультурно-спортивных дисциплин ИФКС ТГПУ обратилась к представителям Студенческого спортивного клуба ТГПУ с инициативой о проведении соревнований по легкоатлетическому кроссу в интересном формате – «Бег патрулей» (командное преодоление дистанции). Предложенное мероприятие, направленное на пропаганду здорового образа жизни и укрепление студенческого командного духа, нашло поддержку и вызвало неподдельный интерес у студентов ИФКС, которые и стали непосредственными организаторами и участниками.
2 октября 2025
СТУДЕНТКИ ТГПУ СТАЛИ ОБЛАДАТЕЛЕМ КУБКА ГУБЕРНАТОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

С 08 по 10 сентября 2025 г. в спортивном комплексе «Юпитер» (г. Томск, ул. Смирнова, 48б) состоялся Открытый региональный турнир «Кубок Губернатора Томской области» по баскетболу среди женских команд, в котором приняла участие студенческая женская сборная команда ТГПУ.
Наши девушки уверенно заняли первое место и стали обладателем Кубка Губернатора Томской области!
22 сентября 2025
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

С 9 по 16 сентября 2025 г. в п. Витязево (г. Анапа) состоялись Всероссийские соревнования по волейболу среди команд ветеранов женщины 55+, являющиеся, по сути, Чемпионатом России среди спортсменов данной возрастной категории.
17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
Новости 1 - 5 из 271
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
Итоги Областной выставки-конкурса эскиза костюма «Силуэт»
На технолого-экономическом факультете Томского государственного педагогического университета подвели итоги Областной выставки-конкурса эскиза костюма «Силуэт».
Конкурс проходил с 25 апреля 2022 года по 26 мая 2022 года.
В Конкурсе приняли участие обучающиеся системы дополнительного и профессионального образования, высшего образования, педагогические работники.
В конкурсную комиссию вошли научно-педагогические работники технолого-экономического факультета ТГПУ.
В рамках проводимого в 2022 году в Российской Федерации Года культурного наследия народов России проведение Конкурса обеспечило развитие изобразительного искусства народов России в целом и искусства эскиза-костюма в частности; привлечение внимания к искусству эскиза-костюма и развитие данной отрасли дизайна; развитие и сохранение культурного наследия народов России.
10 июня 2022
Студентка ТЭФ - дипломант V Межрегионального конкурса «Я. Финансы. Мир»
В Томской области завершился V Межрегиональный конкурс исследовательских, литературных, журналистских и семейных работ «Я. Финансы. Мир», проводившийся в рамках региональной программы повышения финансовой грамотности населения Томской области и во исполнение мероприятий Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в образовательных организациях Томской области.
Широкая тематика позволила участникам представить работы по самым актуальным и близким молодым исследователям направлениям: блогинг, научные исследования, журналистская деятельность. Однако все они были тесно переплетены с экономикой, что отвечало главной цели конкурса, заключающейся в повышении финансовой грамотности молодого поколения страны.
В 2022 году на конкурс «Я, финансы, мир» было отправлено 188 работ из разных областей страны.
Третье место в номинации «Лучший автор поста, включающего в себя серию публикаций в блогах/социальных сетях» заняла студентка 1-го курса историко-филологического факультета ТГПУ Турова Юлия Андреевна. Микова Наталья Николаевна, студентка 3-его курса технолого-экономического факультета ТГПУ награждена дипломом дипломанта в номинации «Лучший автор поста».
Конкурсные работы были написаны студентами в процессе освоения дисциплины «Основы финансовой грамотности», под руководством преподавателя кафедры экономики и предпринимательства Копытовой Анастасии Игоревны, которая разнообразила лекционный курс практическими и творческими индивидуальными заданиями, формируя навыки финансового планирования обучающихся и реализующими междисциплинарные способности и компетенции. Всего на конкурс было подготовлено и отправлено 12 работ студентов ТГПУ.
Награждение проходило в дружеской и нескучной обстановке: гостей порадовали выступлениями Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова и Детская школа искусств 1 им. А. Г. Рубинштейна.
«Особенно впечатляет, – отметила студентка Юлия Турова – что данный конкурс - это в первую очередь вызов традиционной, несколько устаревшей системе преподавания финансовой грамотности. Удивила самостоятельная работа, которая была пошагово прописана. Именно совместный поиск навел на многочисленные размышления о том, что финансовая грамотность требует широкого комплексного, стратегически выстроенного мыслительного процесса».
«Мне кажется, что каждая возрастная группа находила в данном конкурсе особый интерес. Задания были выстроены таким образом, что можно было найти необходимое для себя», - высказалась Микова Наталья. – «Я считаю, что это оригинальный метод, оригинальный жанр построения собственной картины мира в процессе контролируемого педагогами выполнения алгоритма действия, в ходе которого мы не просто выполняли конкурсные программы, но приводили в систему свое собственное информационное поле по данному вопросу».
9 июня 2022
VI открытый отборочный межвузовский Чемпионат по стандартам Worldskills в 2022 году проходил на базе Национального исследовательского Томского государственного университета.
Студенты ТЭФ в лице, Муливенко Елизаветы, студентки 3 курса, обучающейся по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями), направленность (профили) Технология и Безопасность жизнедеятельности и Майкова Дениса, студента 1 курса, обучающегося по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн приняли внеконкурсное участие по компетенции «Предпринимательство».
Всего по данной компетенции было заявлено 8 команд, включая представлялей ТГУ и других университетов города Томска.
Студенты ТЭФ представляли на Чемпионате авторский проект «Мастерская игрушек «Лисичкин дом»». Руководителем команды ТГПУ выступила директор бизнес-инкубатора социальных инноваций и социального предпринимательства, старший преподаватель кафедры экономики и предпринимательства ТГПУ Наумова Людмила Владимировна.
«Несмотря на то, что в «зачете» могут участвовать только студены вузов, которые имеют статус ассоциированного партнера Союза Ворлдскиллс, тем не менее, участие вне конкурса дало возможность нашей команде проверить свои знания, набраться опыта, получить конструктивный фидбек от экспертов - опытных предпринимателей, позволяющий понять и усилить свои слабые стороны», -прокомментировала Людмила Владимировна.
Выбор названия авторского проекта студентов ТЭФ не был случайным, так как в этом мире не найдется ребенка, у которого дома не было бы ни одной игрушки. Стиль, вкус, тенденции могут быть разными, но любовь к игрушкам никогда не уйдет из детского сердца, именно поэтому бизнес, основанный на производстве игрушек, считается вечнозеленым бизнесом, который никогда не потеряет своей актуальности, поскольку самый большой сегмент этого рынка — дети. Вполне естественно, что студенты педагогического университета выбрали именно эту целевую аудиторию.
Лисицы-матери считаются одними из самых заботливых, приспосабливаемых и умных животных при воспитании детенышей. Команда проекта готова стать такими же заботливыми, внимательными, креативными, трепетно относящимися к чувствам детей лисами для всех детей.
Помимо этого, лиса олицетворяет множество качеств, которые вполне отождествляются с современным предпринимателем:
- Хорошо развиты инстинкты для охоты и выживания, умеет распознавать ловушки - без чего не выжить в мире современной конкуренции.
- Умеет приспосабливаться к новым ситуациям и проблемам - качество абсолютно необходимое для VUCA-мира.
- Хитра, умна и стремительна - отличный выбор для представления гибкого бизнеса, который готов меняться к лучшему по требованию потребителей.
- Мудрость неотъемлемая характеристика лис – это то что помогает оставаться на шаг впереди обстоятельств, которые нас окружают.
- Ярко рыжий цвет ее шубки ассоциируется с энергией, динамизмом и страстью – без страсти, без увлечения нет бизнеса.
- Они обладают духом, который хорошо сочетается с независимой модой и стилем.
«Подобные мероприятия очень важны, в первую очередь, для приобретения опыта участия в конкурсных мероприятиях и для выстраивания собственной образовательной траектории, направленной на построение будущей карьеры», - подвели итог студенты ТЭФ.
7 июня 2022
СТУДЕНТЫ ТЭФ ОТПРАВЛЯЮТСЯ ВО «ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ»
75 выпускников технолого-экономического факультета ТГПУ в своих альбомах воспоминаний почти закрыли страницу под названием «Университет» и готовятся открыть новую под названием «Взрослая жизнь». Праздник последнего звонка, прошедший в стенах актового зала Технопарка ТГПУ, был посвящен совместным моментам студентов и преподавателей, которые они пережили за годы обучения.
Первой с прощальным словом к своим студентам обратилась декан факультета Елена Владимировна Колесникова:
«Дорогие выпускники, преподаватели и гости этого замечательного праздника! Хоть и говорят, что последний звонок бывает лишь раз в жизни – по окончании школы, но сегодня мы доказываем обратное. Сегодня последний звонок звенит для тех людей, которые благодаря своему упорству и трудолюбию дошли до финиша и являются без пяти минут дипломированными педагогами. Я хочу пожелать вам, дорогие выпускники, никогда не останавливаться на достигнутом и развиваться, идти по жизни с высоко поднятой головой и верить в свой успех».
Вместе с заместителем декана по учебной работе Валентиной Николаевной Кобяковой глава факультета наградила всех студентов благодарственными письмами за активную поддержку факультетской жизни в период обучения.
С ответными словами благодарности преподавателям за веру, искренность, поддержку и ценные наставления выступили студенты. Ребята исполнили песню собственного сочинения про жизнь в Томском Педагогическом, поблагодарили университет за предоставленную возможность реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности, а педагогов – за чуткость, терпение, профессионализм и устойчивый характер.
«Я благодарен Томскому Педагогическому за то, что дал мне понять, кто я, какое будущее я хочу для себя, помог раскрыть свой творческий внутренний мир, – говорит студент группы 1171 Владимир Терентьев. – Сегодня я оканчиваю вуз и уже работаю лаборантом в деканате факультета и не собираюсь останавливаться на достигнутом: впереди меня ждет обучение в магистратуре ТГПУ».
Поздравила выпускников и зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности Елена Станиславовна Синогина:
«У вас начинается новый этап самостоятельной жизни. Я хочу сказать, что в этих стенах вы приобрели одну из важнейших профессий современности. Желаю вам в своей профессиональной деятельности быть доброжелательными, отзывчивыми и понимающими, несите звание педагога с честью и достоинством».
Танцевальная команда ТЭФ внесла в праздник элемент прекрасного и подарила гостям завораживающий номер, с которым выступала на конкурсе ТГПУ «Танцуй за факультет». А группа 1183 перед зрителями на сцене нарисовала картину с признанием в любви к университету и факультету, которая будет передана в деканат и займет почетное место в память о творческих студентах. Анастасия Шмидт, активистка факультета, прочитала присутствующим стихотворение о светлом будущем, которое ждет без пяти минут профессиональных педагогов после защиты дипломных работ. Выпускниками 785 группы под трогательную мелодию были высказаны слова благодарности преподавателям за то, что были с ними, поддерживали и не давали опускать руки в трудные периоды студенческой жизни.
Ведущий специалист по учебно-методической работе факультета Эльмира Минияровна Мингаздинова в формате стендапа вспомнила веселые моменты из жизни выпускников и пожелала им личностных побед, позитивного настроя и яркой молодости.
С последним поздравлением и памятным подарком для активистки Ирины Нагибиной выступил руководитель видеографов ТВ ТГПУ Григорий Петров, который поблагодарил студентку за титанический труд в создании памятных видеороликов для университета.
В конце праздника выпускники получили белые воздушные шары, как символ чистой страницы своей книги жизни, написали на них пожелания себе на будущее и выпустили в небо.
7 июня 2022
На технолого-экономическом факультете Томского государственного педагогического университета подвели итоги Областного конкурса декоративно-прикладного и технического творчества «Авторская кукла: традиции и тренды 2022».
Конкурс проходил с 30 апреля 2022 года по 30 мая 2022 года.
В Конкурсе приняли участие обучающиеся системы общего, дополнительного и профессионального образования, педагогические работники.
В конкурсную комиссию вошли научно-педагогические работники технолого-экономического факультета ТГПУ и педагогические работники образовательных учреждений.
Проведение Конкурса обеспечило развитие и популяризацию искусства создания куклы авторской концепции; продвижение и поддержку талантливых обучающихся, педагогов и мастеров; удовлетворение существующего в обществе интереса к новому направлению в современном искусстве «Авторская кукла» с использованием рукодельных техник декоративно-прикладного творчества, элементов технического творчества, а также STEAM-технологий и др.; воспитание чувства гармонии и красоты через соприкосновение с искусством создания куклы; развитие творческих инициатив в сфере художественного ремесла и технического творчества; формирование предпринимательской культуры в плане реализации куклы как сувенирной продукции.
3 июня 2022
Новости 291 - 295 из 719
Начало | Пред. | 57 58 59 60 61 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций
В ТГПУ завершились курсы повышения квалификации для учителей по новому предмету ОБЗР

13 октября 2025
Приглашаем принять участие в мероприятиях

Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях в рамках Всероссийского фестиваля профориентации детей с ОВЗ.
1 октября 2025

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 341
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
Работа секции «Русистика и языковое образование» кафедры русского языка ТГПУ в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» проходила в формате онлайн. Участие в 3-х подсекциях «Медиадискурс. Языковая личность. Медиаобразование» (руководитель А.В. Болотнов), «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» (руководитель Н.С. Болотнова) и «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» (руководитель С.М. Карпенко) приняли 88 человек, включая преподавателей ТГПУ и Сургутского педагогического университета, аспирантов, магистрантов, студентов 1-5 курсов ИФФ. Особенно массовым было участие в подсекции, посвященной медиалингвистике и медиаобразованию (35 человек).
В 36 докладах, прозвучавших на секции «Русистика и языковое образование», были отражены вопросы, связанные с современными направлениями в русистике и современной методике преподавания русского языка: медиалингвистикой, лингвокультурологией, когнитивной лингвистикой, теорией речевой коммуникации, стилистикой художественной литературы, коммуникативной стилистикой текста, теорией речевых жанров, методикой обучения русскому языку. В работе всех 3-х подсекций активное участие принимали зрители и слушатели, которые задавали вопросы в общем чате и через микрофон, делились впечатлениями, оценивали доклады, давали советы.
В подсекции «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» прозвучали глубокие и интересные доклады аспирантов С.А. Иванченко и А.В. Шутовой, посвященные анализу идиостилевых особенностей эпистолярия М.А. Волошина и специфике поэтической картины мира О.Э. Мандельштама. Творчество М.И. Цветаевой стало объектом внимания сразу нескольких докладчиков, которые обратили внимание на языковую личность поэта (Н.В. Захарчевская), специфику восприятия поэтом образа Пушкина (доклад М.С. Гончарова), лирические циклы Цветаевой и их лингводидактический потенциал (Е.С. Татаринцева). Разным аспектам лирики А.А. Ахматовой, включая методический, и поэтическому мастерству автора были посвящены доклады Якимовой Ю.А., Агеевой А.Л., Алексеенко М.В., Логиновой А.А.
Ономастическое пространство в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» было исследовано Кукуриной Т.Н., новообразования в творчестве футуриста В. Шершеневича рассмотрено в докладе Е.К. Дементьевой, функциональный аспект цветонаименований в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» был подробно описан Т.Е. Петровой. Особенностям отражения концепта «дружба» в лирике Р. Рождественского был посвящен доклад Евграфовой К.Ю. По мнению участников, заседание подсекции прошло в доброжелательной и творческой атмосфере.
Подсекция «Медиадискурс. Языковая личность. Медиаобразование» включала доклады, посвященные актуальным проблемам современной медиалингвистики, лингвоперсонологии, теории речевой коммуникации, медиаобразования. Каждый доклад был интересен и сопровождался вопросами и суждениями присутствующих на заседании участников. В докладе преподавателя кафедры Сургутского педагогического университета Самарцева Вадима Юрьевича присутствующие отметили качественную проработку материала, связанного с использованием медиаресурсов в образовательном процессе. Большой интерес вызвал доклад Новиковой С.Ю., посвященный анализу медиадискурса публичной личности синкретичного типа. Анализу речевых портретов разных типов информационно-медийных языковых личностей (журналистов, политиков, ученого) были посвящены доклады Панковой Е.В., Монастыревой Ю.И., Тимошенко Н.С., Пешкичевой И.Ю. Медиадискурс публичных языковых личностей, рассмотренных в исследованиях студентов разных курсов, был исследован достаточно глубоко, с выявлением индивидуальных и типовых особенностей, жанрово-стилевой специфики.
Несколько докладов, прозвучавших на заседании, были посвящены актуальным методическим аспектам использования медиаресурсов в образовательном процессе. Культура общения в Интернете стала объектом исследования в докладе Ю.С. Зарембо. Особенности этикетного речевого жанра «комплимент» в интернет-коммуникации были рассмотрены в докладе Птушкиной И.В. Об изучении текстов публицистического стиля в школе рассказала Хомченко Ю.А. Особенностям восприятия медиатекстов обучающимися старших классов был посвящен интересный доклад М.П. Козловой. Присутствующие благодарили докладчиков за очень полезную информацию, важную в прикладном аспекте. В целом заседание прошло в деловой, продуктивной, дружеской обстановке. Аудитория активно участвовала в обсуждении каждого доклада, отмечала актуальность выбранных тем.
В работе подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» приняли участие 23 человека – студенты, магистранты и преподаватели историко-филологического факультета. Было заслушано 12 докладов. Тематика докладов была разнообразной. Анализ концептов работа/праздность, болезнь/здоровье в лингвокультурологическом аспекте проведён в исследованиях К.А. Мирсковой и А.Д. Поповой, изучению концепта правда на уроках русского языка в рамках проектной деятельности было посвящено выступление Новиковой Е.А. В работах А.Е. Бухрот и Р.В. Исуповой рассматривалась окказиональная лексика в функциональном аспекте, методические вопросы окказионализмов освещались в докладе В.К. Ворожейкиной.
Магистрантами были подготовлены доклады, посвящённые проблеме реализации компетентностного подхода в школьном образовании – о жанровых особенностях школьного сочинения рассказала К.И. Костина, о вопросах лексикографии в школьных учебниках по русскому языку – Д.Р. Газизова, о роли произведений устного народного творчества в развитии текстовой компетенции обучающихся – Т.О. Борина.
Были подготовлены доклады на материале произведений художественной литературы – стилистические функции в рассказах А.П. Чехова анализировала В.Н. Кириченко, структурно-семантический аспект колоративной лексики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» разрабатывался О.Н. Дибровой, особенности воплощения образа автора в лирике А.А. Ахматовой изучала Н.А. Посаженникова. Участники конференции отметили хороший уровень докладов, интересную тематику и содержательность выступлений. При обсуждении результатов работы студенты отметили, что опыт участия в научном мероприятии был интересным и полезным.
По итогам работы секции «Русистика и языковое образование» подготовлено 30 статей для сборника материалов Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения». Авторы лучших статей и докладов отмечены Дипломами и Благодарностями.
26 апреля 2021
Поздравляем Валентину Егоровну Головчинер!
Искренне поздравляем доктора филологических наук, главного научного сотрудника, профессора кафедры русской литературы ТГПУ Валентину Егоровну Головчинер с министерской наградой – присвоением почётного звания «Почётный работник сферы образования Российской Федерации» за значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд.
19 апреля 2021
В рамках Недели русского языка (22-27 марта) на ИФФ ТГПУ проводился Межвузовский конкурс творческих работ «Современный русский язык и русская культура». На конкурс было представлено 29 эссе бакалавров и магистрантов историко-филологического факультета ТГПУ, а также студентов медико-биологического факультета СибГМУ.
Участники конкурса рассуждали о роли русского языка в современном мире, о развитии современного русского языка, о роли нелитературных стратов, о проблемах грамотности носителей языка и речевой культуры. В работах затрагивались вопросы использования диалектной лексики, сленга, феминитивов, сокращения слов.
По результатам конкурса определены победители:
Среди студентов ТГПУ
1 место – Петрова Татьяна, гр. 391. Тема эссе: «Слово как источник счастья».
2 место – Большакова Анастасия, гр. 382. Тема эссе: «Какого цвета русский язык?»
3 место – Косумбекова Екатерина, гр. 3901 РЯ. Тема эссе: «Страница из дневника».
Проскурякова Дарья, гр. 3901 РЯ. Тема эссе: «О великом, могучем, правдивом…».
Среди студентов МБФ СибГМУ
1 место – Новосёлова Юлия, гр. 4916. Тема эссе: «Русский литературный язык и диалекты».
2 место – Романенко Полина, гр. 4916. Тема эссе: «Что такое русская культура».
3 место – Усов Валерий, гр. 4916. Тема эссе: «О значимости и значении русского языка».
В конкурсе участвовали:
391 гр. Кокорина Э., Посаженникова Н., Верхоланцева А.,
392 гр. Бывшева М., Евграфова К., Ларина А., Мирскова К.,
381 гр. Байдагулова Т., Клышова К.
382 гр. Кириченко В.
303 гр. Никифоров В.
304 гр. Чупурова Е.
4916 МБФ СибГМУ Баранова А., Гукало Е., Драконова А., Иванова А., Малеёнок Е., Малышкин А., Мунгалова Д., Николаева Н., Черемных Е., Шамилова М.
Благодарим студентов, принявших участие в конкурсе, и поздравляем победителей!
Фрагменты из эссе конкурсантов о русском языке.
Байдагулова Татьяна, ИФФ, 381 гр. Эссе на тему «От кого зависит судьба русского языка?»
А больше всего я хочу, чтобы наш язык всегда оставался великим, могучим, правдивым и свободным. Я не могу пока ответить на вопрос, что ждёт наш язык в будущем, но одно я знаю точно: судьба русского языка зависит от нас. Константин Георгиевич Паустовский однажды сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Давайте же никогда не забывать об этом.
Большакова Анастасия, гр. 382. Эссе на тему «Какого цвета русский язык?»
Так много цветов соединил в себе великий и могучий русский язык! Этот эксперимент позволил мне с разных сторон взглянуть на родной язык, ещё раз убедиться в его многогранности. Действительно, очень непросто уместить его в какой-то один цвет, ведь он невероятно богат, интересен и сложен. Можно сказать, что наш родной язык “всецветный”, он имеет как светлые оттенки, отражающие его значимость, так и темные, даже мрачные, скрывающие его отрицательные стороны.
Евграфова Кристина, гр. 392. Эссе на тему «Безграмотность как актуальная проблема современного общества»
Американский философ, социолог и футуролог Элвин Тоффлер высказался по поводу безграмотности: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Я поддерживаю его суждение на этот счет.
Кокорина Эльвира, гр. 391. Эссе на тему «Речевая культура в XXI веке
Я, обучаясь на преподавателя русского языка и литературы, всё чаще обращаю внимание на то, как актуальна проблема речевой культуры. Начинаю замечать это, наблюдая и за собой. Я понимаю, что сленг в обществе будет всегда, и в какой-то степени это нормальное явление. Но только в том случае, если молодые люди научатся его контролировать. Всегда необходимо учитывать уместность тех или иных слов в общении. При этом не нужно забывать о том, как прекрасен литературный язык и о том, как замечательно быть многогранным человеком, который может поддержать разговор о современных технологиях, используя новые слова, может писать и общаться, используя литературный язык. И я надеюсь, что современная молодёжь будет совершенствовать знания в области русского языка и свою речевую культуру.
Кириченко Василина, 382 гр. Эссе на тему «Как повысить грамотность?»
Сейчас такое время, когда социальные сети очень популярны, поэтому я предлагаю писать своим друзьям чаще, но писать правильно, следуя нормам русского языка. Данный способ будет практикой написания текста. Да, сначала это займет много времени, но потом вы увидите результат. Существует множество приложений для телефона, которые помогут вам освоить правила русского языка. Иногда я слушаю грамотную речь профессионалов на их выступлениях. Таким образом, я обогащаю свой словарный запас. Конечно, никто не отменял словари. Я приобрела себе небольшую маркерную доску и пишу на ней правила, которые вызывают у меня трудности. С помощью разноцветных ручек я выделяю новые слова для запоминания. Это хороший способ разнообразить ваш учебный процесс. Согласитесь, что скучно писать только шариковой ручкой на бумаге.
Посаженникова Наталья, 391 группа. Эссе на тему «Русский язык глазами иностранцев»
Слышать устную речь русского человека не менее странно для иностранцев. Мы часто отвечаем на вопрос «Чем занят?» – «Да ничем, работаю». Для нас это привычная фраза, которой никто не придаст значение. Но для человека, который только учит русский язык, она будет означать: «Ничего не делаю, но в то же время я занят своей работой». Такие конструкции могут показаться необычными, но мы к ним уже привыкли.
Косумбекова Е., гр. 3901 РЯ. Эссе на тему «Страница из дневника»
Здравствуй, дорогой дневник.
Сегодня, как никогда, захотелось с тобой поделиться мыслями. Весь день провела за прочтением книги Сесилии Храпковской и Агнес Вольд «Школа здравого смысла для будущих родителей». Оказывается, малыш слышит и распознает голоса, еще находясь в утробе. Я только сейчас об этом задумалась. Ты только представь: младенец, еще не родившись, уже слышит родной язык, который становится частью его жизни. И именно мы, родители, в дальнейшем прививаем любовь малыша к этому языку.
Ларина Анастасия, гр. 392. Эссе на тему « Культура речи современного человека»
Язык постоянно меняется, развивается. Обладать высокой речевой культурой – значит соблюдать нормы литературного языка: следить за произношением, словоупотреблением. Иногда внешность человека кажется привлекательной, но стоит ему начать выражать свои мысли, вся его красота меркнет. Неграмотность собеседника сразу же портит впечатление о нём, а его авторитет в глазах окружающих стремительно падает. Эта мысль была очень точно высказана знаменитым древнегреческим философом Сократом еще в пятом веке до нашей эры: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Клышова Кристина, гр. 381 Эссе на тему «О современном русском языке»
C развитием общества развивается и язык, как в зеркале отражая жизнь своего народа. Если такие процессы можно назвать прогрессивными, то пренебрежительное отношение к нормам и правилам языка не служит его развитию, приводя к упадку культуры общения и культуры языковой общности вообще. К сожалению, широкое распространение интернет-общения в чатах, обмен sms-посланиями не способствует повышению грамотности. Тем не менее, несмотря на негативные явления в русском языке, а также сокращение говорящих на нем в мире, нет поводов для уныния. Не зря же для нашего языка стали привычными эпитеты «великий» и «могучий».
Мирскова Ксения, гр. 392. Эссе на тему «Проблема сокращения слов в современной письменной речи»
Необходимо следить за своей речью. Сохранение нашего русского языка, забота о нём – гарантия развития и сохранения культуры, которая богата образцами чудесных произведений русских литературных классиков, где во всей красе и величии предстает наш могучий русский язык.
Не стоит забывать русский литературный язык. Следует участвовать в борьбе за совершенствование языка, воспитывать новое поколение в полной гармонии с ним и учить не засорять русский язык различными сокращениями, жаргонами и ненормативной лексикой. Дмитрий Андреевич Фурманов говорил: «Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров». И я с этим абсолютно согласна.
Петрова Татьяна, гр. 391, ИФФ, ТГПУ. Эссе на тему «Слово как источник счастья»
Одно слово может иметь, как покажется на первый взгляд, разные значения для каждого из нас. Для кого-то любовь – это пространство, в котором ты находишься ежесекундно, восхищаясь всем, что тебя окружает, и принимая мир таким, какой он есть. Для кого-то любовь – это просто взаимоотношения между мужчиной и женщиной, полные заботы и теплоты. Разные формулировки, но есть общая прямая. У любви один глагол – отдавать. Если любовь – пространство, в котором ты находишься, то ты и есть источник этой любви. То, что в тебе самом – проекция в окружающий тебя мир. В тебе есть любовь – любовь есть вокруг. Ты отдаешь ее и получаешь, но уже в большем размере. Это как костер: чем больше положишь в огонь дров, тем больше он будет давать тепла.
Если же любовь – крепкие отношения между мужчиной и женщиной, полные уважения и взаимопонимания, то снова действует закон: что отдаешь, то и получаешь.
Таким образом, одно слово как непомерный, мощный вагон информации и, чтобы добраться до этого вагона, найти суть слова, нужно пройти обширный маршрут по рельсам своего ума. Миновать полмира, прочитать сотни книг, сменить десятки учителей – путь, в котором собирается длинный состав, то есть поезд под названием «Мировоззрение».
Проскурякова Д. гр. 3901 РЯ. Эссе на тему «О великом, могучем, правдивом…»
Стоит отметить, что русский язык – это язык высокой мировой культуры, язык литературы и театра, оперы и кино. И. А. Бродский точно заметил: «Это язык порождает поэтов, а не поэты порождают язык… И, имея такой язык, как русский, мы должны понимать: поэзия неизбежна. И пока существует этот язык, будет происходить нечто замечательное». Вся многогранность, неисчерпаемость и гибкость его, она на страницах бессмертной классики. И унаследовав такое пышное творческое наследие в лице Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, В. А. Жуковского и др., мы связаны отныне узами ответственности перед последующими поколениями. Ценить эти образцы русского языка подобно драгоценным камням – вот наша миссия сегодня и завтра. Народная мудрость гласит: « Как потопаешь, так и полопаешь».
Без уважительного отношения к родному языку невозможно не то чтобы совершить великое открытие, но и просто сходить за покупками в магазин. «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» − предостерегает нас А. К. Толстой. Так давайте же с безграничным чувством уважения будем относиться к вековому труду целого поколения. Холить и лелеять, оберегать и обогащать «наш прекрасный русский язык»! Во имя своего великого будущего.
Чупурова Екатерина, группа 304, ИФФ. Эссе на тему «Современный русский язык и русская культура»
Современный русский язык – яркий и многогранный. Он не стоит на месте, а развивается и живет вместе с обществом. Многие века он вырабатывал свои особые нормы, кристаллизовался мастерами слова – поэтами и прозаиками, и вышел на высокий уровень среди других языков мира. Благодаря всем своим качествам наш язык считается языком межнационального общения. Мне очень нравится мой язык, и я очень рада, что являюсь его носителем. Он красив, он родной, он мой.
Мунгалова Дарья, гр. 4916 МБФ СибГМУ. Эссе на тему “Русский литературный язык в современном мире”
Таким образом, можно сделать вывод, что изменения в русском языке неизбежны, так как наш мир не стоит на месте и постоянно развивается. Нужно постоянно следить за своей речью и совершенствоваться в изучении русского языка, больше читать классической русской литературы, смотреть отечественные художественные фильмы прошлых лет. Я думаю, что самый хороший собеседник – это тот человек, который не только следит за своей речью, но и умеет грамотно использовать свой родной язык.
Новосёлова Юлия, 4916, МБФ, СибГМУ. Эссе на тему «Русский литературный язык и диалекты»
«Язык вмещает в себя всё: и характер народный, и опыт, и историю, и философию, и верования, и чаяния, и тяготы в долгом пути. И духовное здоровье нации, нравственное её состояние, прежде всего, замечаются народным языком... Пока жив язык — жива и нация»? – справедливо отмечал В. Г. Распутин. Нельзя не согласиться с этим утверждением. А поскольку страна у нас огромна территориально, в разных ее уголках язык наш функционирует по-разному. Отсюда рождается его величие и богатство, многообразие. Жители разных территорий пользуются своей особой лексикой, иначе – диалектами. Эти «особые» слова как опознавательный знак, откуда человек родом, как формировалась его речь. Диалекты открывают нам историю края, культуру региона. Особенно интересно узнавать значение и пути распространения диалектных слов, потому что раньше не было интернета и мобильного телефона.
Романенко Полина, гр.4916, МБФ, СибГМУ. Эссе на тему «Что такое русская культура»
В русской культуре есть своя особая система ценностей, включающая такие понятия как: совесть, справедливость (ведь раньше в общинах все распределялось почти поровну, что крепко засело в менталитете у русских), упорство, трудолюбие, честь, неприхотливость, смелость, дружелюбие, ведь русскому человеку постоянно приходилось выживать, адаптироваться к новым обстоятельствам и новым соседям. При этом у русских богатство и зажиточность не считается за ценность, им намного важнее, что представляет сам человек. Русские крайне не любят обман, трусость и алчность. Русский человек очень сильно склонен к самопожертвованию и страданию, что собственно очень хорошо передается через отечественную литературу и фольклор. У русских очень сильно ценится самопожертвование во имя чего-то светлого: родины, чести, справедливости. В русском обществе конкретный человек не сможет получить высокий статус и уважение к нему без его искренней личной жертвенности. «Бог терпел, и нам велел» гласит известная русская народная пословица.
Шамилова М. гр.4916, МБФ, СибГМУ. Эссе на тему «Русский литературный язык»
Когда я начала размышлять об этой проблеме, мне вспомнился один забавный случай из жизни, когда я около 10 минут пыталась вспомнить русский синоним к английскому слову "лайфхак", получившему широкое распространение, чтобы объяснить бабушке его значение. А ведь существует замечательное русское слово "хитрость", которое прекрасно подходит для обозначения того, что мы называем "лайфхаком". Этот пример наглядно иллюстрирует, что проблема широкого распространения заимствованных слов в русском языке сейчас очень актуальна.
Я думаю, что остановить интеграцию иностранных слов в современную речь будет трудно, да, может быть, это и не нужно, ведь в некоторых случаях внедрение иностранных слов полезно и необходимо. Мы же, в свою очередь, должны следить за чистотой речи, стараться меньше использовать жаргонизмы и заимствованные слова и способствовать развитию культуры речи населения, а особенно подрастающего поколения и молодёжи.
Русские люди должны гордиться тем, что являются носителями такого красивого и выразительного языка, а также беречь и приумножать его богатство.
Николаева Наталья, гр. 4916. Эссе на тему «Русский литературный язык в современном мире»
Русский язык богат и разнообразен. Обороты речи и рифмы, которыми пользовались наши великие поэты, известны всему миру. Театральные постановки и пьесы захватывают дух. Русские народные сказки – мудрость, сохранившаяся спустя многие поколения. Все это является проявлением литературного языка – это наша гордость и наше наследие, которое русский народ должен сохранить и преумножить.
Подводя итог, я хочу сказать о том, что русский литературный язык, несмотря на сложности и многочисленные правила, является нашим достоянием. Каждый русскоговорящий человек не просто должен, а обязан совершенствоваться в знаниях своего родного языка и знать его историю. Лишь читая книги и развиваясь, мы сможем сохранить литературный язык, а значит и всю русскую культуру, поскольку «бессмертие народа – в его языке» (Ч.Т. Айтматов).
Усов Валерий, гр.4916, МБФ, СибГМУ. Эссе на тему: «О значимости и значении русского литературного языка»
Так, например, немецкий философ и историк Фридрих Энгельс считал, что русский язык всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы. Он видел в произведениях русской классики прекрасное, ощущал изящество и эстетику русского литературного языка. Французский писатель и переводчик девятнадцатого века Проспер Мериме писал о русском языке как о богатейшем из всех европейских наречий и кажущемся нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. И действительно, ведь на свете нет ничего, что бы не способен был описать русский литературный язык. В произведениях русской литературы отображены все краски языка. С русским языком писатели и поэты проводили множество экспериментов: существуют произведения, написанные без глаголов, без определённых букв, что доказывает особое значение русской литературы. Русский язык – первый язык, на котором были произнесены слова вне нашей планеты, в космическом пространстве.
Гукало Евгения, гр.4916, МБФ, СибГМУ. Эссе на тему: «Культура речи: к вопросу о её значимости и актуальности»
Культура речи очень важна для современного социума. Она развивает в человеке более высокий уровень духовности. Речь – наиболее часто используемый способ выражения себя для человека, и делая свою речь более богатой и интересной, человек учится выражать себя и свое мнение более полноценно.
Материал предоставили:
канд. филол. наук, доцент С.М. Карпенко
канд. филол. наук, доцент А.С. Савенко
5 апреля 2021
Подведены итоги олимпиады по русскому языку на ИФФ
С 22 по 29 марта 2021 года в рамках «Недели русского языка» для студентов 1-4 курсов Историко-филологического факультета преподавателями кафедры русского языка была организована внутривузовская олимпиада по русскому языку. Олимпиада включала разнообразные задания по культуре русской речи, стилистике и разным разделам русского языка.
Среди филологов призовые места с учетом полученных баллов
распределились следующим образом:
1 курс:
1 место – Субботина Ирина (301 гр.)
2 место – Мустафаева Владислава (301 гр.), Новоселова Вера (301 гр.)
3 место – Балашова Светлана (301 гр.), Большакова Юлия (302 гр.), Крючкова Кристина (302 гр.).
2 курс:
2 место – Акшатина Виталия (391 гр.), Ошлакова Елена (391 гр.)
3 место – Монастырева Юлия (391 гр.), Новикова Софья (392 гр.)
3 курс:
1 место – Байдагулова Татьяна (381 гр.)
2 место – Агеева Александра (382 гр.)
3 место – Дементьева Евгения (381 гр.)
4 курс:
2 место – Мухин Максим (372 гр.), Мельман Олеся (372 гр.)
3 место – Бурова Анжелика (371 гр.)
Среди историков 1 курса победителями Олимпиады по русскому языку стали:
1 место – Лопатина Екатерина (303 гр.)
2 место – Литвин Егор (304 гр.), Рожнев Константин (303 гр.)
3 место – Родиков Георгий (304 гр.), Бажина Лолита (303 гр.)
Студенты, показавшие лучшие результаты, будут награждены дипломами и грамотами.
Поздравляем победителей!
5 апреля 2021
Коллеги, сотрудники и студенты историко-филологического факультета поздравляют Галину Васильевну Грошеву с юбилеем!
Дорогая Галина Васильевна, пусть ваши праздники будут радостными и запоминающимися, а будни — спокойными и полными приятных забот. Здоровья и благополучия вам и вашим близким!
30 марта 2021
Новости 256 - 260 из 1396
Начало | Пред. | 50 51 52 53 54 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Уважаемые студенты 1 курса ФПСО, 1 сентября ждем Вас на торжественной линейке в 335 аудитории учебного корпуса №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75).
Вас ждет знакомство с факультетом и кураторами, которые ответят на все ваши вопросы, а также кураторские часы.
Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов учатся 1 сентября по расписанию!
Студенты, поступившие на образовательные программы магистратуры учатся по расписанию.
853М - Профиль: Практическая психология и консультирование в образовании.
855М - Профиль: Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей и взрослых.
Вечером встречаемся на торжественном мероприятии "Врывайся в Педагогический" у главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60). В 18:00 начало ярмарки студенческих структур ТГПУ, а в 19:00 официальное начало мероприятия. Вас ждет выступление кавер-группы, интерактивы со студентами и розыгрыши от спонсоров!
Расписание занятий https://timetable.tspu.ru/
31 августа 2025
Сотрудники ФПСО ТГПУ посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Сотрудники факультета психологии и специального образования ТГПУ 04.07.2025 г. в рамках партнерства посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Встреча стала отличной площадкой для обмена опытом. Специалисты ДДиЮ "Факел" поделились информацией о работе группы экстренного реагирования, принципах построения профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования, а также обучением педагогических работников. ФПСО ТГПУ предложил совместные проекты, направленные на повышение квалификации педагогов.
Взаимодействие ТГПУ и ДДиЮ "Факел" – это ключ к взращиванию практикоориентированных и целеустремленных педагогов. Благодаря совместным усилиям молодые специалисты будут обладать не только теоретическими знаниями, но и ценными практическими навыками.
Совместные мероприятия по обмену опытом и стажировки – это реальные инструменты повышения квалификации и внедрения инновационных методик в образовательный процесс.
9 июля 2025
Кафедра дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очно 28 мая 2025 года для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Межрегиональный (с международным участием) фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ»).
Фестиваль «СТЭМ» - это новый проект ФПСО, организованный с целью повышения качества подготовки студентов, изучения глубины знаний по педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, развития творческих способностей студентов, навыков самостоятельной работы и творческого применения ими полученных знаний.
Фестиваль состоялся при поддержке администрации ТГПУ, деканата ФПСО, профсоюзной организации студентов ТГПУ, а также спонсора - торгового дома «Карандаш». Автором дизайна фестивальной атрибутики и логотипа «СТЭМ» стала Мария Горохова (студентка 3 курса 823 группы ФПСО).
В «СТЭМ», проходившем в Конференц-зале Научной Библиотеки ТГПУ, приняло участие 80 человек (студенты ФПСО, ИИЯМС, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), преподаватели).
В начале Фестиваля прозвучал гимн ТГПУ в исполнении Татьяны Першиной (4 курс, группа 813 ФПСО) и Казачук Евгении (2 курс, группа 833 ФПСО).
Фестиваль открыла Наталия Анатольевна Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, к.пед.н., доцент кафедры дефектологии. Как автор идеи проведения СТЭМ на ФПСО и координатор Фестиваля она отметила важность взаимодействия представителей профессионального педагогического сообщества, пожелала всем студентам удачи в представлении своих профессиональных мини-проектов.
Руководитель и организатор «СТЭМ», Елена Анатольевна Филимонова, отметила, что в первом Фестивале «СТЭМ-2025» участвуют студенты ТГПУ и ТГПК; студенты Факультета психологии и специального образования, Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского государственного педагогического колледжа (всего 27 человек). Показу творческих мини-проектов предшествовала работа по выбору участников, названия и девиза команды, определение основного актуального содержания, средств и форм представления, музыкального и художественно-эстетического оформления выступления. Свои творческие мини-проекты представили 6 команд (команды логопедов «Слово за слово», «Радуга внутри», «Индиго: твой потенциал – наша цель!», «Внутри себя» (ФПСО); команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (ИИЯМС) и команда «Театр-студия «Действие» (ТГПК).
Ведущая Фестиваля, Елена Жукова (студентка 3 курса 823 группы) отметила, что выступления команд оценивали профессиональные эксперты: Н.А. Мёдова (к.пед.н., доцент), И.Р. Фёдорова (к.пед.н., доцент), Е.А. Филимонова (старший преподаватель), Л.В. Сергеева (преподаватель) кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.
Основными критериями оценки мини-проектов были: актуальность содержания; наглядность и познавательность материала; психолого-педагогическая компетентность; адекватность выбора средств решения профессиональной задачи; оригинальность и креативность композиции; высокий уровень речевой коммуникации; музыкальное и художественно-эстетическое оформление; эмоциональная выразительность и актерское мастерство.
В процессе подведения итогов Фестиваля, Е.А. Филимонова исполнила под гитару песню «Берегите друзей» со словами «Не жалейте для друга улыбок, пониманья, немного тепла. Наша жизнь состоит из ошибок. В ней, итак, не хватаем добра…», напомнив студентам и коллегам о том, как важно кроме профессионального мастерства, быть добрым человеком в психолого-педагогической деятельности. Тогда не возникнут многие трудности, конфликты и преграды...
В студенческих мини-проектах были отражены: проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра (РАС); трудности становления учителя-логопеда, включившегося в коррекционный процесс; психолингвистические особенности развития современного студента, изучающего сразу несколько иностранных языков; умение выбрать правильные методики коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и формирование экологического сознания у детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе творческих выступлений получены следующие результаты.
Диплом I степени награждена команда логопедов «Внутри себя» (Фотина Яна, Иванова Олеся, Нестерова Владислава, Бахышов Бахыш Немат оглы, Казачук Евгения, студенты 2 курса 833 группы ФПСО).
Дипломом II степени награждена команда логопедов «Радуга внутри» (Чернова Анастасия, Дудова Виктория, Паныхина Алена, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом III степени награждена команда логопедов «Слово за слово» (Романова Кристина, Карпова Ирина, Гронникова Александра, Мусатова Александра, Малова Вероника, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом IV степени награждена команда логопедов «Индиго: твой потенциал – наша цель!» (Усова Влада, Розалёнок Варвара, Куденкова Анастасия, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом V степени награждена команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (Айдагулова Анна, Бурдочкин Арсений, Михайлова Полина, Синкина Виктория, Чернов Андрей, студенты 2 курса 235 и 237 групп ИИЯМС ТГПУ).
В номинация «Лучший цифровой проект Дипломом I степени награждена команда «Театр-студия «Действие» (Кручинина Виктория (2 курс, 2234 группа), Белобородова Софья (2 курс, 1232 группа), Харьковская Екатерина (2 курс, 2232 группа), Артемова Анастасия (1 курс, 2242 группа), Шебанова Дарья (3 курс, 3224 группа), Гофман Ольга (1 курс, 1243 группа) студенты Томского государственного педагогического колледжа).
Таким образом, «СТЭМ – 2025» можно считать студенческим мероприятием, развивающим прикладные и творческие способности студентов для самореализации в будущей профессии.
Благодарим за организационное и техническое сопровождение «СТЭМ - 2025» Жукову Елену, Едомских Софию, Вильт Анну, Перминову Алину, Горохову Марию, Осетрову Ирину, Фролову Наталью (студентов 3 курса 823 группы ФПСО), Попову Дарью (студентку 2 курса 833 группы, председателя профбюро студентов ФПСО), Голубеву Эльвиру (студентку 2 курса 237 группы ИИЯМС); фото и видео-специалистов Службы ТВ ТГПУ.
Отдельная благодарность О.В. Козловой (главному библиотекарю Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ) за организационно-методическое сопровождение Фестиваля «СТЭМ»; Е.П. Чаврову (директору ООО «Торговый дом «Карандаш») и Е. Тимохиной (делопроизводителю ООО «ТД «Карандаш») за оказание спонсорской помощи в проведении Фестиваля «СТЭМ – 2025».
Всем участникам, организаторам и гостям Фестиваля, спасибо за взаимодействие. Надеемся, что Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») станет факультетской традицией.
3 июня 2025
15 мая 2025
"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

20-23 апреля 2025 года состоялся Международный фестиваль педагогических вузов стран СНГ, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов "Свечи памяти". В рамках данного фестиваля проводился конкурс молодых преподавателей государств-участников СНГ "Учимся учить-2025". Старший преподаватель кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования Смалёха Екатерина Алексеевна стала лауреатом IV международного конкурса. На конкурс было подано более 130 заявок, по итогам в Московский педагогический государственный университет были приглашены 5 победителей и 20 лауреатов конкурса. В конкурсе приняли участие молодые преподаватели из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также городов России (Москва, Воронеж, Тула, Новосибирск, Шадринск, Томск).
Смалёха Е.А. рассказала об участии в этом фестивале: "Я была удостоена чести рассказать участникам фестиваля о своём родном Педагогическом университете и как он проживал тяжёлые военные годы. Преемственность поколений преподавательского состава в военное и послевоенное время до настоящего времени – это больше чем наследие! Ведь роль учителя в жизни каждого человека велико. Преподаватель тогда и сейчас – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих студентов на пути к профессии".
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
Участие доцента кафедры ПиМНО ИДиА в проекте "Федеральный лекторий"
11 и 19 августа 2025 года доцент кафедры педагогики и методики начального образования факультета дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук Вахитова Галия Хамитовна провела серию вебинаров в рамках проекта «Федеральный лекторий» Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Тематика проведенных вебинаров была посвящена актуальным вопросам, связанным с общими правилами обучения каллиграфическому письму при организации помощи ребенку и приемами развития мотивации на разных этапах познавательной деятельности младших школьников. Обе темы вызвали неподдельный интерес у родительского сообщества из различных регионов Российской Федерации (более 30 субъектов РФ). Спикеру были заданы разнообразные, волнующие вопросы, например, «Нужно ли развивать каллиграфический почерк у детей в эпоху тотальной цифровизации?», «Могут ли влиять занятия каллиграфией на характер ребенка?», «Каковы особенности развития мотивации познавательной деятельности у детей с РАС» и др. Интерес слушателей к освещаемым темам поддерживался сопровождающими спикером конкретными примерами из реальной практики обучения детей.
"Ежегодно Галия Хамитовна с особым профессиональным интересом откликается на приглашение принять участие в проекте, с целью распространения опыта/практики по решению проблем в сфере детства на примерах деятельности учебно-методического центра "Развивайка" ТГПУ - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор ИДиА.
25 августа 2025
22 августа 2025 года в стенах школы "Интеграции" состоялся круглый стол «Изменение педагогической позиции в образовательном взаимодействии с ребёнком», организованный Институтом детства и артпедагогики. Мероприятие объединило ведущих экспертов в области дошкольной педагогики, психологии младшего школьного возраста, научного сообщеста, исследующего вопросы благополучия детства через призму совместной деятельности, "вовлеченности ребенка" в различные виды деятельности, где ведущая роль принадлежит педагогу, "идущему рядом".
"Сегодня необходимо отметить важную роль воспитателя, педагога, учителя в системе воспитания, образования и обучения подрастающего поколения. Ведь действительно педагог рассматривается как элемент культуры, реализующий особую функцию, функцию формирования привычек, поступков, деятельностей других людей, становясь образцом для подражания: «…одна из важных его педагогических функций – быть живым носителем определенных деятельностей и разворачивать их в качестве образцов для подражания при передаче другим людям». Поскольку деятельность педагога всегда является неким эталоном для ученика, то только через ее изменение можно реально изменить образовательную практику и содержание образования" - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, модератор круглого стола, директор ИДиА.
Обозначенные спикерами позиции вызвали живой интерес среди педагогического сообщества. Более 70 человек в "рефлексивной минутке" отметили для себя идеи, которые возьмут в свою образовательную практику: совместная деятельность, я-сообщение, "мягкая адаптация", "говорящая среда и стена", позитивная педагогика, созидатель или потребитель, игра ВУЗ (взаимодействие, успех, знание), метаметодический подход и другое.
В заключении участники и спикеры отметили значимость поднимаемой темы и необходимость поиска новых форм взаимодействия разных участников образовательного процесса, разработки системы образовательных событий по реализации детских и педагогических инициатив, реализации разнообразных методических средств на занятии или школьном уроке, соблюдение правил эффективной коммуникации в психолого-педагогическом аспекте.
Программа круглого стола с тематиками выступлений спикеров
Презентация Литвиновой Татьяны Валерьевны
Презентация Бузиловой Елены Аргадиевны
Презентация Кривоноговой Ольги Анатольевны
Презентация Савченко Екатерины Геннадьевны
Презентация Путинцевой Елены Борисовны
22 августа 2025
Август.ПРО: матрица педагогических изменений
Уважаемые коллеги, приглашаем присоедиться к диалогу на площадках Август.ПРО от Института детства и артпедагогики!
Для участия в мероприятиях необходима обязательная регистрация!
12 августа 2025
Дорогие друзья! Уважаемые родители!
13 и 14 августа с 10.00 по адресу ул. Киевская 60, конференц-зал (302 ауд.) состоится вступительное испытание в форме собеседования для всех, кто планирует поступление на образовательную программу среднего профессионального образования 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"!
Собеседование - это самопрезентация, где главное открыто, честно рассказать о себе, о своих увлечениях, о мотивации выбора специальности, об участии в различных видах деятельности: волонтерство, социальные акции, работа в лагере, культурно-просветительская деятельность, поделиться мнением о важных аспектах будущей профессии учителя начальных классов, аргументировать пути выхода из различных ситуаций школьной жизни и многое другое, что позволит раскрыть вас как личность, мотивированную на педагогическую деятельность с творческим подходом к делу.
Наличие у вас портфолио обеспечит возможность более глубже, содержательно познакомиться с вами и вашими индивидуальными и коллективными достижениями, успехами!
Ждем с нетерпением встречи с вами!
12 августа 2025
Продолжаем проведение промежуточной аттестации в формате демонстрационного экзамена
В конце июня и начале июля текущего года студенты ИДиА (факультет дошкольного и начального образования) в рамках промежуточной аттестации сдавали экзамены по учебным дисциплинам «Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом» и «Теория и методика художественно-эстетического образования детей» в форме демонстрационного экзамена (преподаватель - доцент кафедры педагогики и методики начального образования Семенова Н.А.).
В этом году в демоэкзамене приняли участие 23 студента. Все обучающиеся успешно справились с заданием. По итогам проведения экзаменов обучающимся были озвучены полученные результаты и рекомендации от представителей экспертной группы.
В 2025-2026 году планируется увеличение количества учебных дисциплин промежуточной аттекстации и обучающихся, которые будут демонстрировать степень сформированности профессиональных умений и навыков.
13 июля 2025
Новости 6 - 10 из 582
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования

15 октября 2025
«Оживляя педагогику: Цифровой прорыв»

10 октября 2025

10 октября 2025

9 октября 2025
итоги круглого стола к 125-летию профессора Ф.Ф. Шамахова

7 октября 2025
Новости 1 - 5 из 403
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец